Николай сличенко

Детство

Родился Николай Сличенко в предвоенные годы. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего семь лет. Поэтому детские воспоминания мальчика по большей части относятся к ужасам и страданиям во время фашистской оккупации.

Актер и певец Николай Сличенко по национальности является цыганом. Его родители были оседлыми сэрвами, которые переняли многие обычаи и традиции у своих соседей-собратьев – славян.

Родители полностью поддерживали советскую власть и выступали против нацистских захватчиков. Отца Николая убили на его глазах, как и многих других родственников, боровшихся с немецкими оккупантами. Это оставило неизгладимый, страшный рубец в памяти будущего великого актера.

После войны мать Сличенко – вдова с пятью детьми на руках — поселилась в цыганском колхозе Воронежской области. Там маленький Коля работал наравне со взрослыми. Поднимать загубленное войной хозяйство было необходимо, и в это вносили свой вклад не только зрелые мужчины и женщины, но и их дети.

С детства маленький Николай любил самозабвенно плясать и с упоением петь. Его таланты не остались незамеченными родственниками и соседями. Они и рассказали одаренному мальчику о единственном московском цыганском театре “Ромэн”, где его таланты могли бы лучше проявиться и послужить на пользу отечественной культуре.

В возрасте шестнадцати лет Николай Сличенко, биография которого включает кардинальные изменения, решает испытать свои силы в сценическом искусстве и едет покорять столицу.

Тамилла Сличенко

Тамилла Николаевна Сличенко. Родилась 27 октября 1963 года. Советская и российская актриса театра и кино, режиссер, сценарист. Дочь Николая Сличенко.

Тамилла Сличенко родилась 27 октября 1963 года.

Отец — Николай Алексеевич Сличенко, советский и российский актер театра и кино, театральный режиссёр, певец, педагог. Народный артист СССР.

Мать — Тамилла Суджаевна Агамирова (Тамила Саратовская), советская и российская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка РСФСР.

Свое имя она получила в честь знаменитой мамы. Как признавалась Тамилла-младшая, во время учебы в школе популярность отца ей мешала. «Мне очень хотелось быть на ровне со всеми, никак не отличаться. Я доказывала, что я все сама и папа тут не при чем. Потом с возрастом я поняла, что это здорово. И я при чем, и папа при чем, и это здорово. Я очень горда», — говорила она.

Окончила актерский факультет ГИТИС, училась в мастерской отца Н.А. Сличенко.

Семь лет она прожила в США. Но затем все-таки вернулась в Россию. «У меня характер бунтарский. Мне захотелось показать, что я сама все могу там, где меня никто не знает, как дочь Сличенко. Поехала учиться. Благодарна этой стране. Обожаю Америку, обожаю Нью-Йорк. Весь багаж привезла обратно папе», — делилась Тамилла Сличенко.

Актриса театра «Ромэн».

Театральные работы Тамиллы Сличенко:

  • «Четыре жениха» — Зоренька;
  • «Живой труп» — Саша;
  • «Огненные кони» — комсомолка;
  • «Птицам нужно небо» — Маша;
  • «Грушенька» — Грушенька;
  • «Собор Парижской богоматери» — Эсмеральда;
  • «Голубой камень» — Сантина.

Исполнила несколько ролей в кино. Ее можно было видеть в лентах «Чардаш Монти», «Неделя — семь дней», «Тюрьма особого назначения», «Путь к себе» и др.

Тамилла Сличенко в сериале «Тюрьма особого назначения»

Попробовала себя в качестве режиссера и сценариста.

Личная жизнь Тамиллы Сличенко:

Сын — Николай Сличенко младший (1986 г.р.). Он был участником третьей «Фабрики звезд». Далее Николай поступил в ГИТИС, который окончил в 2009 году. Некоторое время он играл в университетском театре. Затем переехал в Индию — на Гоа. Из Индии, по словам Тамиллы, вернулся совершенно другим человеком — философом, который занимается поиском себя. «Продолжает петь», — рассказывала она.

Николай Сличенко младший — сын Тамиллы Сличенко

Фильмография Тамиллы Сличенко:

1989 — Чардаш Монти (Monti’s Dance / Montiho čardáš)
1991 — Холод — эпизод
1992 — Неделя — семь дней — Эдна
2005 — Неотложка-2 — Настя, черный копатель
2005 — Кража (короткометражный) — Люка
2006 — Тюрьма особого назначения — Настя Гай, тележурналистка
2010 — Путь к себе — Северина, гадалка

Вокал Тамиллы Сличенко:

2008 — Заповедник страха

Режиссерские работы Тамиллы Сличенко:

2016 — Любовь есть (короткометражный)
2016 — Грех (короткометражный)
2017 — Здравствуй, Макбет (короткометражный)

Сценарии Тамиллы Сличенко:

2016 — Любовь есть (короткометражный)
2017 — Здравствуй, Макбет (короткометражный)

последнее обновление информации: 10.06.2021

Признание[ | ]

Почётные звания

  • Заслуженный артист РСФСР (10 января 1968 года) — за заслуги в области советского театрального искусства
  • Народный артист РСФСР (15 мая 1975 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства
  • Народный артист СССР (11 августа 1981 года) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства

Награды

Государственные награды СССР

  • Государственная премия СССР (1987) — за постановку и исполнение роли в театрализованном представлении «Мы — цыгане» в МЦТ «Ромэн»
  • Орден Дружбы народов (26 декабря 1984 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Государственные награды Российской Федерации

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 февраля 2020 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 декабря 2004 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 1994 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Почёта (24 декабря 2009 года) — за большие заслуги в развитии отечественного театрального и музыкального искусства, многолетнюю общественную деятельность
  • Орден Дружбы (25 декабря 2014 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 декабря 2001 года) — за большие заслуги в области театрального искусства

Премии и общественные награды

Президент России Дмитрий Медведев награждает Николая Сличенко орденом Почёта

  • Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013 года) — за создание спектакля «Мы — цыгане»
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области театрального искусства) (17 августа 2001 года) — за спектакль «Таборные игры» в Московском цыганском театре «Ромэн» .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством и казачеством» I степени
  • Орден «Меценат»
  • Орден «Честь и достоинство Нации»
  • Орден «Великая победа»
  • Орден «Служение искусству»
  • Орден Петра Великого I степени
  • Орден «За возрождение России, XXI век»
  • Орден Михайла Ломоносова (АБОП)
  • Орден Святого Владимира с мечами (АБОП)
  • Знак ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество»
  • Золотая звезда «Честь, гордость и слава России» (АБОП)
  • Орден Первопечатника Ивана Фёдорова (2008) Общественного фонда «Первопечатника Ивана Фёдорова»
  • Премия «Овация»
  • Премия России «За труды и Отечество»
  • Премия имени Михайла Ломоносова
  • Диплом фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Грушенька» И. Штока по Н. Лескову (1972)
  • Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Голованова в спектакле «Грушенька»
  • Премия фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Мы — цыгане» (1976)
  • Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Непоклонова в спектакле «Непоклонов» по пьесе Н. Мирошниченко
  • Премия Министерства культуры РФ — за спектакль «Братья» по пьесе З. Тоболкина (1981).

4 декабря 1998 года на площади Звёзд Эстрады в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко.

Имя Николая Сличенко присвоено одной из звёзд в созвездии Тельца.

Начало актёрской карьеры

В возрасте семнадцати лет Николай Сличенко переехал в Москву, где обзавёлся семьёй и детьми, а его биография пополнилась первыми ролями. Но обо всём по порядку. Только приехав в Москву, Николай сразу же отправился в театр «Ромэн» — место своей мечты. В тот момент юноше улыбнулась удача, и после первого же кастинга он стал членом данного театра. Поначалу Сличенко доставались только небольшие роли, но и в них он умудрялся показать свой уникальный актёрский талант.

Николай Сличенко на сцене

Коллектив принял Николая Алексеевича очень хорошо – ведущие артисты театра были его наставниками и давали ценные советы. Недавно Сличенко поделился со СМИ своими воспоминаниями о том, что его главными наставником был артист Хрусталёв. Несмотря на хорошие отношения с коллективом, работы начинающего актёра оценивались по всей строгости. Николая это не пугало, ведь он сам был довольно требователен к себе.

Биография и личная жизнь Николая Сличенко

Биография и личная жизнь Николая Сличенко — удивляет своей насыщенностью. За весь свой творческий путь он стал обладателем самых престижных наград и премий. А начинал свой жизненный путь, наш герой в Белгороде в семье оседлых цыган. Детство Николая было омрачено разразившейся войной. Она забрала у маленького Николая многих дорогих людей, включая отца, которого расстреляли.

Первые мысли о творчестве возникли в голове Николая в Воронеже, куда он переехал в 1945 году. Там, от местных цыган он узнал о цыганском театре в Москве. Николай решил отправиться на покорение столицы.

Биография и личная жизнь Николая Сличенко

Начинал свою деятельность Николай Алексеевич в качестве артиста второго состава. Его талант отмечали Ляля Чёрная, Н.Г. Нарожный и другие известные деятели, так или иначе имевшие отношение к цыганскому театру. Таким образом наш герой начал подниматься по карьерной лестнице дойдя до должности главного режиссёра и худрука театра. Для этого ему пришлось получить профильное образование. В будущем полученными знаниями он делился с молодёжью. Личная жизнь Сличенко неразрывно связана с работой. Его первой избранницей стала актриса, коллега по творческому цеху Сетара Казымова, а в 1960 году он связал себя узами брака с другой артисткой театра — Тамилой Агамировой.

Биография и личная жизнь Николая Сличенко

Чем Николай Сличенко занимается сейчас

В 1977-м артиста назначили главным режиссером его любимого театра. Он занимается постановкой пьес, где цыганские предания, старинные истории обретают жизнь, и все его работы в качестве режиссера «Ромэна» имеют огромный успех у зрителей. Одновременно Сличенко выступает на эстрадных концертах, исполняя цыганские романсы, и всегда его выступления вызывают восторг.

Николай Алексеевич трепетно относится к вопросу сохранения своей национальной культуры. В его театре, где он сейчас главный художественный руководитель, нашли свою актерскую судьбу многие молодые яркие цыганские актеры. В «Гнесинке» под руководством Сличенко работает студия по подготовке кадров для театра «Ромэн», а в театральном институте имени Щукина он создал специальный «Цыганский курс для молодых талантов».

В родном театре Сличенко любят и уважают. Он, по словам коллег, никогда не повышает голоса на актеров во время репетиций. «Криком взаимопонимания не добиться. Надо уважать всех артистов, маститых и молодых, и тогда результат будет отличным», – так говорит Николай Алексеевич.

До сих пор в театре идет спектакль «Грушенька», премьера которого состоялась около сорока лет назад. В мощном цыганском хоре поет и Сличенко – все такой же подтянутый, с ослепительной улыбкой. Его каждый раз встречают шквалом аплодисментов, фанаты выстраиваются в очередь за автографом.

Артист принимает участие и в общественной жизни, несмотря на большую занятость в театре. В 2012-м, например, он был доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина.

Биография и личная жизнь Николая Сличенко

Родной город актёра Белгород. Семья его оседлые цыгане, она у него очень большая. Кроме него в семье было ещё четверо детей. Когда мальчишке исполнилось семь лет, началась война. Именно она изменила его жизнь навсегда. На его глазах убили отца, для него это было огромной трагедией. Со своего детства он запомнил хорошо горе, боль, голод и разруху. Именно это навсегда запечатлелось в его памяти. После окончания всего этого ада, семья мальчика перебрались в Воронеж.

Трудились и работали все, и взрослые и дети. Постепенно жизнь начала налаживаться, и хотелось петь и плясать, что у юного Николая получалось лучше всего. Часто говорили, что такой талант нельзя упустить, и советовали мальчика отдать в «Ромэн». Это был единственным цыганским театром в Советском союзе. Всё чаще он начал появляться в мечтах молодого парня. И вскоре его мечты начали сбываться. Биография и личная жизнь Николая Сличенко, этого юного таланта, начала меняться с тех пор, когда его 16 летнего парня приняли в театр. Радости его не было придела. Сам руководитель и представить себе не мог, что этот смуглый парнишка, когда ни — будь, займёт его место. Но чтобы это случилось, ему пришлось пройти трудный и долгий путь.

Когда он только пришел туда, он был самым младшим актёром. Ему выдавались только роли в массовках. Но парень рос, выучил наизусть все мужские роли, и вскоре ему начали доверять важных персонажей. Но всё равно ему хотелось большего. Однажды, Коля со своим наставникам пошли на небольшую авантюру. Он уговорил наставника отдать ему его главную роль, тот согласился и сделал вид что заболел, и роль досталась Николаю. Он с большим успехом отыграл её. Вскоре роли на него так и посыпались одна за одной. Но как бы всё хорошо у него не  шло, он понимал, что без высшего образования нельзя. Он посещал вечернюю школу, много читал, и вскоре поступил на режиссуру. В 1972 году он получил диплом. Пока Николай учился, он сыграл множество знаменитых ролей в театре. В родном театре, он сыграл около 60 ролей, и поставил множества постановок.

Высшее место в жизни актёра занимает песня. Петь он любил с детства.

Широкую известность он получил, появившись на экранах. Хоть и театр занимал первое место в его жизни, но в фильмах он тоже снялся отменно, в таких как: «Свадьба в Малиновке», «Мой остров синий», и много других.

В 1998 году, у артиста даже появилась своя звезда, на аллеи славы.

Что касаемо личной жизни актёра, то он дважды был женат, но всю оставшуюся жизнь прожил с одной женщиной, и у него трое детей, дочь и два сына. Их семья является примером для подражания.

Начало работы в театре «Ромэн», первые шаги к успеху

Провожали будущую звезду цыганского искусства всем колхозом – на вокзал пришли все, и старики, и маленькие дети. По словам артиста, «посадили в общий вагон (на этот билет хватило денег), плакали и смеялись». И вот она, Москва! Николай уже знал, куда идти: в переулок рядом с Пушкинской площадью, там тогда расположился театр «Ромэн». Сразу, буквально «с улицы», после первого прослушивания юношу взяли в коллектив. В первых, пока небольших ролях Коля уже показал свой несомненный талант, а шлифовать его помогали более опытные наставники. По словам Сличенко, больше всего ему помог Иван Хрусталев (настоящее имя – Вано Тимофеев). Это был один из ведущих артистов театра, который также писал стихи, песни и позднее стал главным балетмейстером в «Ромэне». Тогдашняя прима театра Ляля Черная, актер Ром-Лебедев – они тоже стали наставниками молодого артиста.

Первой серьезной работой в коллективе для Николая стала роль Лексы в музыкальном спектакле «Четыре жениха». Это случилось на гастролях театра в Подольске. Актер, который должен был играть Лексу, заболел, а Сличенко, оказывается, знал текст наизусть, и он предложил себя, чтобы спасти положение

На парня, который еще и пел, танцевал и виртуозно играл на гитаре, обратили более пристальное внимание. Ему дали роль в спектакле «Грушенька», где партнершей начинающего артиста была легендарная Ляля Черная

Сыграл он в этой постановке так талантливо, что актера много раз вызывали потом на бис, весь зал стоя аплодировал и кричал «ура».

Игре на гитаре, как и на других музыкальных инструментах, Сличенко никогда не учился. «Так выходило само собой, что я брал в руки гитару, и руки сами начинали играть», – вспоминает он. А вот актерское профессиональное образование он получил: трудясь в «Ромэне», Сличенко без отрыва от работы поступил в ГИТИС и окончил в 1972-м режиссерский факультет. Вся молодость артиста прошла на сцене цыганского театра, его уже стали узнавать, появились поклонники, которые ходили в «Ромэн» именно «на Сличенко».

Про военное детство и юность Николая Сличенко

Родился будущий руководитель театра «Ромэн» в Белгородской области за семь лет до Великой отечественной войны в цыганской семье. Родители Николая были сэрвами: это большая этническая группа цыган, которые в давние времена пришли в Россию и на Украину из Румынии и Сербии. Сэрвы всегда отличались от других цыган тем, что проще приспосабливались к новым условиям, часто становились оседлыми, даже много сэрвов служило в царские времена в казачьих войсках. Именно сэрвы заложили основу культуры русских цыган.

В предвоенное время принадлежность к цыганскому роду не доставляла мальчику огорчений: семья вела оседлый образ жизни, родители трудились в одном из Белгородских колхозов. Но вот грянула Великая Отечественная, в родной край мальчика пришли фашисты. Как рассказывал Сличенко в интервью, поначалу немцы никого не трогали, потом началось уничтожение евреев. Николай Алексеевич вспоминает, что его отец спас одного еврея (припоминает, что его звали Саша».

А потом пришла очередь и цыган… В памяти артиста сохранилась ужасная сцена, когда людей сгоняли, как скот, в большие группы, и расстреливали. Отца Сличенко сначала ударили прикладом по голове, потом выстрелили в голову. Это произошло на глазах матери Николая и ее четверых маленьких детей.

После войны Николая отправили в один из колхозов в Воронежской области. Колхоз был не простой, а полностью цыганский, и как вспоминает Сличенко сейчас, он был там в каждой семье как родной сын: «Я трудился, как мог, и все мне помогали, заботились, подкармливали, так же, как своих детей».

Удивительный случай произошел с юношей Николаем, когда он жил в этом колхозе. С другом-украинцем они разбирали в сарае мусор, искали дрова: на вес золота была каждая щепка, чтобы топить дом и не замерзнуть. Друг вытащил из кучи хлама грязную доску и собрался ее рубить. Как рассказывал позднее Николай, будто что-то кольнуло его в сердце, и он попросил доску отдать ему. Товарищ по-украински ему сказал: «Ты шо! Батько мене убье, дрова нужны!» Но Николай настоял на своем, отобрал доску и принес ее домой. Дома родственница начала кусок дерева чистить, и… из-под грязи показался лик Божьей матери! Почистить полностью не получалось – дерево было залито мазутом, и в таком виде повесили на стену. Через несколько дней икона Знаменской Божьей матери (это оказалась она) засияла всеми красками.

Николай Сличенко в молодости

В тяжелые, голодные годы после войны молодежь все равно находила время, чтобы повеселиться: цыгане колхоза собирались по вечерам, пели и танцевали. Старшие сказали юноше, который уже тогда выделялся чистым звонким голосом и артистичностью: «Есть, Коля, в Москве такой театр, «Ромэн», там наши выступают, поехать бы тебе туда, попробовать свои силы». Когда Николай окончил школу, цыгане-родственники и соседи скинулись, собрали полмешка пшеницы, продали его, и на эти деньги Сличенко купил билет в Москву.

Николай Сличенко: Наша с Тамилой любовь – небесное дело

«НИКОГДА НЕ СДАВАЙТЕСЬ»

— Николай Алексеевич, какая ключевая вещь определяет вашу жизнь?

— Убеждение, что нельзя сдаваться ни при каких обстоятельствах. Надо держать себя, жить и радоваться.

— Вы прямо как Черчилль, который тоже говорил «никогда не сдавайся».

— Я не знаю, что там говорил Черчилль, но установка «не сдаваться» сама по себе дает настроение и силы.

— А чем еще, кроме этого девиза, вы поддерживаете силу духа и, что так же важно, силу тела? Гимнастика, диета? А может, вы с утра поете?

— Любовью – разве не она единственная дает человеку силу и духа, и тела? Конечно, сила моя – это моя семья: у меня семь внуков, две правнучки и даже один праправнук уже есть! Сила – мой театр, где я работаю уже 64-й год. Моя дочь Тамила – она киносценарист. И моя любимая жена — мы уже отпраздновали 55 лет нашей общей жизни.

«К СВОЕЙ ЛЮБВИ МЫ ШЛИ ПЯТЬ ЛЕТ»

— Потрясающе! И это при том, что история вашей любви с Тамилой Суджаевной – тайна. Известно лишь то, что ваша жена тоже артистка театра «Ромэн»…

— Да, в театре мы и встретились 62 года назад. Она уже была артисткой, когда я туда только пришел. Понравились мы друг другу – это не то слово. Так и не расскажешь. Я как в обмороке был, когда ее увидел. Еле-еле пришел в себя. Пока приходил – понял, что без нее мне нет жизни больше. Так все и началось. Шли мы к своей любви пять лет.

— Вы на колени встали – Тамила, будь моей?

— Ох, все было! И на колени вставал. Мое счастье и спасенье, что я ей тоже приглянулся. Я вроде ничего так был, внешне-то. А так и не знаю, чем бы кончилось. Когда встречаются двое, кому еще до рождения уготовано в жизни встретиться, это, я убежден, дело небесное, и прятаться от этого бессмысленно.

— Так что же — были ясные признаки того, что это свыше вам дано?

— Это сразу не бывает ясно, только потом, глядя назад, видишь – вот, было же знамение. Конечно, были моменты. Когда я еще только-только вздыхал по ней, помню, летели на гастроли и я как бы невзначай, как бы от тесноты, присел в самолете на ручку ее кресла. Меня оттуда тут же согнала стюардесса, а потом, спустя время, Тамила мне призналась: «Помнишь, в самолете? Я знала, я сразу поняла, что рядом присел мой муж, я увидела всю нашу жизнь». Как это понять? Не знаю. Сейчас говорят, что это особая любовная химия, которая тобой управляет помимо сознания. Но я все-таки думаю, что это великое небесное дело. Я — цыган, а Тамила моя – азербайджанка, — вот такое неслабое сочетание. Хотя сейчас я уже не понимаю, кто я больше — цыган или азербайджанец. И жена не понимает, кто она – может, уже и цыганка совсем. Когда находят люди друг друга, они становятся одним целым.

— А говорят, что любовь с годами тает!

— Ничего подобного – она еще сильней становится.

«ДО СИХ ПОР НЕ ПОНИМАЮ, КАК ВЫЖИЛ»

— А что вас волнует больше всего прямо сейчас?

— То, что количество добра, точнее, доброты в мире катастрофически уменьшается. Что-то человек в последнее время потерял. Люди затевают какие-то разборки, в которых гибнут невинные дети. Я понимаю и принимаю стремление посоветоваться, разобраться, но категорически не принимаю крепнущее в последнее время желание навредить друг другу. Надо опомниться.

— У вас потрясающая линия жизни — вы стали тем, кто вы есть сейчас, без всяких связей, без стартового пинка от богатого папочки. Вы действительно из простой семьи, как говорят?

— Это абсолютная правда. Но это долгая история – в двух словах не расскажешь, это как снова жизнь прожить. Я же ребенок войны. Война, понимаете? У мамы нас четверо маленьких, я старший из них. Папу арестовали фашисты. Потом расстреляли. И мы все это видели. Разве это можно вот так просто рассказать? Когда закончилась война, мама меня одного отправила в цыганский колхоз, потому что есть было нечего, и бабушка умирала от голода на наших глазах. Я до сих пор не понимаю, как я выжил. Как дал Бог мне эту дорогу жизни? Меня, мальчишку неграмотного, колхоз, как-то собрав по копейке на билет, отправил в Москву. Я приехал – и представьте, что со мной было? Ясно же, что жил я не в отелях-гостинцах (я и слов таких не знал), а на вокзале приходилось ночевать. Но тем не менее меня приняли. И с тех пор я живу с ощущением, что театр — это моя жизнь и ничего другого нет. Я и сейчас уверен, что без посвящения себя своему делу, ничего не будет. И Тамила моя такая же, упорная – она народная артистка России, закончила два института. Но наши институты были потом, а сначала мы несколько лет сидели вместе за одной партой в школе рабочей молодежи. Когда вместе – это большое дело, скажу я вам. То, что я пережил – мне до сих пор кажется, что так не бывает. Как будто это сон мне приснился. «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?..»

Из колхоза – в «Ромэн»

Как признавался Сличенко, любовь к музыке и уважение к цыганской культуре в нем с раннего детства взращивала его мать, русская по национальности. Она часто водила мальчика на концерты цыганских ансамблей, которые были очень востребованы в советские времена, и отдала сына в музыкальную школу по классу скрипки. Когда война закончилась, мать решила отправить Николая в цыганский колхоз в Воронежской области – кормить четверых детей было нечем. На цыганских праздниках с песнями и танцами Сличенко сразу стал выделяться. Было принято решение вскладчину купить Николаю билет в Москву – для поступления в театр «Ромэн». Первое время молодому человеку пришлось жить на вокзале, но способности перспективного цыгана быстро оценили.

Несколько месяцев новоявленный артист участвовал только в массовых сценах и, сидя за кулисами, учил наизусть все роли. Звездный час для актера настал, когда ему удалось уговорить Шишкова перед одним из спектаклей притвориться больным, чтобы заменить его на сцене и попробовать свои силы. Шалость удалась, и Николай Алексеевич прекрасно справился с ролью в спектакле «Четыре жениха». Актер всегда говорил, что не мыслит своей жизни без театра, а труппа стала его семьей.

Фото: ТАСС / Мудрац Александра

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 декабря 2004) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 1994) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Почёта (24 декабря 2009) — за большие заслуги в развитии отечественного театрального и музыкального искусства, многолетнюю общественную деятельность
  • Орден Дружбы (25 декабря 2014) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Дружбы народов
  • Орден «За заслуги перед Отечеством и казачеством» I степени
  • Орден «Меценат»
  • Орден «Честь и достоинство Нации»
  • Орден «Великая победа»
  • Орден «Служение искусству»
  • Орден Петра Великого I степени
  • Орден «За возрождение России, XXI век»
  • Орден Михайла Ломоносова (АБОП)
  • Орден Святого Владимира с мечами (АБОП)
  • Знак ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество»
  • Золотая звезда «Честь, гордость и слава России» (АБОП)
  • Орден Первопечатника Ивана Фёдорова (2008) Общественного фонда «Первопечатника Ивана Фёдорова».

https://youtube.com/watch?v=%250A

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector