Георгий бурков — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
- Болезнь и смерть
- Монашество
- Лицо спившегося интеллигента
- «Хроники сердца»
- Детство и юность
- Путь в искусство
- Детство и юность актёра
- Театр
- Другие грани
- Тяжёлая болезнь и чудесное спасение
- Последние статьи
- Первые неудачи
- Детство и юность
- Личная жизнь
- Личная жизнь
- Фильмография
- Театральные интриги
- Смерть
- Личная жизнь
- Фильмы
- Память
- Театр
Болезнь и смерть
В первый раз Георгий Буркοв попал в бοльницу в 1988 году с ишемической болезнью сердца. Позже случилось несколько микрοинфарктов. Один из них актер получил, играя в спектакле «Так победим!». Тогда в ложе сидел Леонид Брежнев.
В последний раз актер попал в больницу с переломом бедра. После смерти вдова Буркова дала согласие на публикацию дневника, который он вел на протяжении тридцати лет. В конце восьмидесятых он написал: «Аннушка уже пролила масло». Бурков чувствовал, что смерть уже близка.
Распространено мнение, что его погубило пристрастие к спиртному. Да, актёр, действительно, как и многие его коллеги, нередко выпивал. Но погубила его любовь к книгам. Травму, которая стала причиной смерти, он получил совершенно нелепо. Он упал в собственной квартире, потянувшись за книгой, которая стояла на верхней полке. В результате перелома оторвался тромб. Актеру сделали операцию. Через несколько дней тромб попал в легочную артерию.
Актер должен был играть президента в комедии Рязанова «Небеса обетованные». Но он не успел даже прочитать сценарий. Георгий Буркοв умер в 1990 году. Похоронен на Ваганькοвском кладбище. Памятник сделан из того же куска гранита, что и плита на могиле Шукшина.
Монашество
Путь Валерия Буркова к Богу был долгим и тернистым. Первое влияние на мальчика оказала бабушка-соседка, не выпускавшая из рук Библию. В 1994 году мужчина крестился, правда, совершенно случайно, по совету тети. Тогда он ничего еще не смыслил в христианстве. Несколько лет он злоупотреблял алкоголем и лишь в 2009-м выбрал духовный путь, с которого уже не сбивался.
Монах Киприан (Валерий Бурков)
Духовным наставником Валерия Анатольевича стал игумен Пантелеймон. Бурков стал читать богословскую литературу, отказался от общественной деятельности, жил уединенно, отдалившись от супруги и сына.
В июне 2016 года полковник в отставке отрекся от прежней жизни и стал отцом Киприаном.
Лицо спившегося интеллигента
Кадр из фильма *Старики-разбойники*, 1971 | Фото: ruskino.ru
У него идеальное лицо для роли спившегося русского интеллигента!
Кадр из фильма *Гараж*, 1979 | Фото: kinoklub-eldar.ru
Кадр из фильма *О бедном гусаре замолвите слово*, 1980 | Фото: ruskino.ru
Последняя наша совместная работа – провинциальный трагик Несчастливцев – «Робинзон» – в драме «Жестокий романс» по А. Н. Островскому. Роль кочевого, бродячего актера в фильме, к сожалению, ушла на второй план из-за метражных соображений. Так, например, был снят, но выпал из монтажа, уморительный эпизод, когда Паратов подбирал на «Ласточку» с необитаемого волжского островка незадачливого трагика, которого вместе с купчиком-собутыльником ссадили из-за пьяного дебоша на остров по требованию пассажиров парохода. Оттуда-то и кличка, данная Паратовым, – «Робинзон». Выпал еще ряд кадров, и отнюдь не по вине исполнителя
Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru
Всеобъемлющему таланту Буркова были подвластны любые жанры как в кино, так и на сценических подмостках… Глядя на него, я всегда испытывал ощущение, что встретился не с актером, а с подлинным человеком из жизни, из народа… Оттого, что он частенько играл простоватых мастеровых, людей необразованных, зрителю могло показаться, что он и сам такой в жизни. Однако при первом же общении с Бурковым становились заметны его высокая культура, образованность, тактичность, подлинная интеллигентность. И, что свойственно отнюдь не всем артистам, глубокий ум!
«Хроники сердца»
Георгий Бурков не оставил после себя мемуаров, хотя всю жизнь он что-то писал, вел дневники. «Хроники сердца» — так он хотел их назвать, если бы решился издать. Незадолго до смерти он писал: «Иногда меня посещает беспричинный страх. Я думаю: а что, если я внезапно умру и не успею сделать запись о самом главном?! У меня нет уверенности, что после моей смерти записи попадут в чистые и бескорыстные руки. И все-таки я не снимаю с себя обязанности записать свои чувства, с которыми теперь уж не расстаюсь никогда. Они устойчиво поселились во мне, стали частью моего организма».
Записи все же попали в хорошие руки: его вдова Татьяна спустя несколько лет после смерти мужа подготовила к печати эти дневники, полные воспоминаний, надежд, размышлений о себе, своем месте в театре, жизни, глубоких мыслей об искусстве и нравственности.
Детство и юность
Родился Георгий Иванович Бурков в Перми 31 мая 1933 года в семье простых рабочих. Отец Георгия имел очень доброжелательный и мягкий характер. Бурков-старший работал в старинном заводском районе, который назывался Мотовилиха, сначала обычным рабочим, а через какое-то время Ивана Григорьевича повысили до главного механика. Мария Сергеевна Гоголева, мать артиста, занималась воспитанием сына, для которого всегда была лучшим другом. Кроме Георгия, в семье больше не было детей.
Георгий Бурков в детстве с мамой
Бурков едва не умер еще в детстве. Шестилетний Георгий путешествовал с родителями на корабле по Волге и по окончании плавания заболел. Врачи диагностировали брюшной тиф. Тогда было решено немедленно провести операцию, но хирургическое вмешательство прошло неудачно. Пермские специалисты боролись за жизнь ребенка, но состояние его ухудшалось.
Будущему актеру сделали шесть операций, и в итоге было объявлено, что спасти малыша невозможно. Однако мать Георгия Буркова решилась забрать сына домой. Мальчика очень долго лечили целебными травами, и, наконец, эта мучительная болезнь отступила.
Георгий рос в Перми, любил ходить в театр и читать книги. Окончив среднюю школу № 49, успешно сдал экзамены и смог поступить в Пермский государственный университет, на юридический факультет. Однако любовь к театру была сильна, поэтому параллельно с учебой юноша решил записаться в вечернюю студию Пермского драматического театра.
У Буркова был своеобразный дефект речи — некая неразборчивость произношения. По этой причине ему четырежды отказали в приеме театральные вузы. Но актер как целеустремленный человек постоянно работал над собой, стараясь если не избавиться от него насовсем, то хотя бы снивелировать.
Путь в искусство
Парню удалось после школы поступить на юридический факультет Пермского государственного университета. Параллельно Георгий решил записаться в театральную студию при местном драмтеатре.
Жора верил, что сумеет покорить театральный вуз, но плохое произношение мешало ему впечатлить приемную комиссию.
Георгий Бурков в молодости
Он поступал четыре раза, но все безуспешно. Однако Георгий Иванович не опускал руки, продолжая работать и учиться в театральной студии. И удача улыбнулась ему: Буркова пригласили в драмтеатр в Березниках. Через время он перебрался в областной храм культуры. Далее переехал в Кемерово.
Здесь юношу заметил один из театральных критиков. Он был так впечатлен игрой непрофессионального актера-самородка, что порекомендовал присмотреться к нему руководителя театра им. Станиславского в Москве Бориса Львова-Анохина. Тот к рекомендациям прислушался, и вскоре Бурков уже работал в столице.
Мэтр поверил в юное дарование, и пока не нашлось свободного места в своем театре, платил Буркову зарплату из своего кармана. А ещё простил загул артиста перед премьерой и не выход на сцену. Георгий Иванович все осознал и больше своего наставника не подводил.
Олег Ефремов тоже заметил талантливого самоучку и на целый сезон пригласил в «Современник». Но после кадровых перестановок и ухода Ефремова с должности, Бурков вернулся в родной театр.
Детство и юность актёра
Детство и юность актёра прошли как у самого обычного человека. Бурков был простым дворовым мальчуганом: играл с друзьями во дворе в футбол, бегал в догонялки и очень любил читать. В 6 лет маленького Жору положили в больницу, врачи подозревали, что у парнишки брюшной тиф. Специалисты сильно настаивали на проведении операции, и родители актёра ответили положительно. Однако что-то пошло не по сценарию и операция не принесла положительных результатов.
Мальчик стал переносить операции всё чаще. Он был под наблюдением лучших врачей города Пермь. Однако всё было нерезультативным. Ребёнка поместили в палату, которую за глаза прозвали «для смертников». Медики уже не давали родителям Буркова ни малейшей надежды на выздоровление Жоры. Родители решили забрать мальчика из больницы домой. Мать приглашала для терапии Жоры знахарок. Целительные травки и любовь родителей эффективно подействовали на мальчишку, и он быстро пошёл на поправку.
Бурков отлично учился в школе, много читал. Нравился Буркову и театр, куда они частенько заглядывали с матерью. Школьные годы закончились, а юноша никак не мог определиться, с чем он хочет связать своё будущее – пойти учиться на серьёзную профессию либо отдать свою жизнь искусству.
В 1952 году Георгий Бурков поступил на юрфак госуниверситета Перми. Но и увлечение театром не давало ему покоя. Юноша стал ходить в вечернюю студию при местном драмтеатре.
Через пару лет Бурков окончательно решил, что свяжет жизнь только с театром, поэтому он бросил юрфак и начал активно искать работу актёра. Практически сразу его взяли в театр в Березниках. С этой небольшой сцены началась карьера Георгия Буркова. Чуть позже артист перешёл в Кемеровский областной театр, дальше был Пермский.
Театр
В 1954 году мечта Буркова осуществилась, молодой человек стал актером Березниковского драматического театра, а после начал работу в областном театре, затем перебрался в Кемерово. Однажды Георгия заметил московский театральный критик, по приезде в Москву он тут же рассказал о талантливом актере главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину, который связался с Бурковым и пригласил на прослушивание.
Георгий Бурков в молодости Так начался новый этап в творческой биографии блистательного актера-самоучки. Впрочем, пермяк едва не погубил карьеру, не выйдя на столичную сцену в дебютном спектакле по банальной причине — накануне загулял с другом. Львов-Анохин дал Георгию второй шанс, да к тому же и платил ему зарплату из собственных средств, пока в труппе не нашлось свободной ставки.
В сезоне 1970/1971 Бурков играл в «Современнике». Когда худрук Олег Ефремов ушел во МХАТ, актер вернулся на прежнее место. Но главным в Театре имени Станиславского стал режиссер из Пермского театра, не простивший Георгию отъезд в Москву. Ролей у него заметно поубавилось. Артист, боявшийся простоя, терпел, но затем предпочел отправиться вслед за другом.
Ефремов так и не узнал, почему Бурков покинул МХАТ через 3 года. По рассказам жены актера, некая коллега перед зарубежными гастролями обратилась к нему с просьбой вести себя там прилично, дескать, за него поручились перед партийным руководством. Оскорбленный Георгий, не воспринимавший идей компартии, попросту уволился и до 1987-го выступал на сцене Театра имени Пушкина.
Георгий Бурков в театре
В 1988 году Георгий Иванович стал художественным руководителем в Центре культуры имени Шукшина, мечтал создать при нем театр и актерскую школу. Одна из самых ярких ролей, за которую он заслужил признание режиссеров и любовь зрителей — Рябой в спектакле «Анна». В Московском областном театре Бурков поставил «В стране лилипутов» по произведениям Джонатана Свифта.
Другие грани
Георгий Бурков в фильме *Ирония судьбы*, 1975 | Фото: kinoklub-eldar.ru
Георгий Бурков в фильме-спектакле *Волоколамское шоссе*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru
Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным. Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность, и я стану рядовым комиком… Хочу быть независимым, хочу быть свободным от ученичества и заискиваний перед кем бы то ни было! Хватит… В театре пора играть Дон Кихота, Гамлета, Федю Протасова, Галли, Тимона, Левшу, Ван Гога. В кино давно пора писать на меня сценарии. Пришла зрелость, и молодость не ушла еще. Могу всё! Хочу писать, ставить спектакли, играть роли. Всё! Но в театре всё рушится. В кино не находится режиссер, который бы поверил в меня и увидел бы меня
Кадр из фильма *Профессия – следователь*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Тяжёлая болезнь и чудесное спасение
Родина Георгия Ивановича — город Пермь. День рождения — 31 мая 1933 года.
Мальчик рос в семье заводского рабочего и домохозяйки. Родители Жоры были мягкими и добрыми, и казались парнишке скорее лучшими друзьями, чем старшими наставниками. Мама уделяла сыну все свободное время. Вместе они играли, мечтали, работали по хозяйству.
Возможно Мария Сергеевна была неотлучно с сыном после того как они его чуть не потеряли в шестилетнем возрасте. После плавания по Волге на корабле, Жора подхватил брюшной тиф. Пареньку провели срочную операцию, но она прошла неудачно. За ней последовали ещё шесть, но Буркову не становилось лучше. Тогда его выписали домой умирать.
Но мама отказывалась верить, что все потеряно. Она сама выходила ребенка, используя особые травяные сборы.
Жора рос очень любознательным, ему нравилось читать книги и ходить на театральные постановки.
Последние статьи
-
За что москвичи не любили «лимиту», или гастарбайтерство по-советски 20.10.2021, 20:45 -
Извечный «курильский вопрос», или Почему японцы так и не смирились с потерей спорных островов 20.10.2021, 19:02 -
Какой из пиратских аксессуаров помогал договориться со стихией и обеспечивал достойные похороны 20.10.2021, 17:27 -
Колоритное зодчество из глубинки на снимках российского фотографа: Обаяние старинных дач 20.10.2021, 15:38 -
Как снег на крышах Амстердама вдохновил ювелира: украшения Филиппа Сажета как вид современного искусства 20.10.2021, 14:16 -
Макияж для коленок: как девушки 1920-х забавлялись, сводя с ума ханжей 20.10.2021, 12:50 -
Почему Юрий Любимов не хотел видеть в труппе Театра на Таганке Владимира Высоцкого 20.10.2021, 11:30 -
Почему 10 богатых знаменитостей решили оставить своих детей без наследства 20.10.2021, 10:00 -
Лицо «Шанель», молчаливая звезда «Фантомаса»: Кем была одна из самых красивых и загадочных француженок Мари-Элен Арно 20.10.2021, 08:46 -
Что скрывают самые загадочные и закрытые религиозные общины амишей от посторонних 19.10.2021, 20:20
Все статьи
Первые неудачи
Актер Георгий Бурков в кино часто играл людей легкомысленных, несерьезных. А в жизни был натурой сильной, целеустремленной. Биография актера Буркова подтверждает слова, которые скептикам могут показаться неубедительными: любая мечта сбудется, если очень постараться. Георгий нескοлько лет пοдряд ездил из родного города в Москву. Подавал дοкументы и в шкοлу-студию МХАТ, и в ГИТИС. После неудачной сдачи экзаменов возвращался и начинал готовиться к очередной попытке.
В 1952 гοду οн пοступил на юридический факультет, где прοучился всегο два гοда. Οднοвременнο с учебοй в Пермскοм университете οн занимался в вечерней студии при драматическοм театре. В столичный вуз он так и не поступил.
Детство и юность
Валерий Анатольевич Бурков родился 26 апреля 1957 года в городе Шадринске Курганской области в семье военного летчика. Спустя 3 года родители подарили мальчику сестру Наташу.
Когда Валере было лет 5, отец впервые предложил ему «полетать». В кабине самолета малыш сидел, затаив дыхание, и наблюдал, как папа умело управлял штурвалом. К слову, на самом деле никакого полета не было: кабину не расчехляли, а Бурков-старший лишь делал вид, что машина поднялась в воздух. Но маленькому Валере было достаточно и этого — с тех пор он стал грезить небом.
Валерий Бурков в молодости / «Спецназ России»
Военная карьера Анатолия Ивановича Буркова предполагала частые переезды, поэтому семья колесила по стране, успев пожить в Челябинске, Новосибирской области, Подмосковье и на Алтае.
До 9-го класса будущий летчик отлично учился в школе. Он рос разносторонним юношей, пробовал себя в разных видах спорта: занимался боксом, легкой атлетикой и плаванием. В школьные годы в нем проявился музыкальный талант, и он освоил игру на гитаре, баяне и домбре.
На летние каникулы мальчика отправили к дяде в село Боровое под Новосибирском. Там Валеру неожиданно застала первая любовь — юноша по уши влюбился в местную девочку. Домой мальчик не вернулся, пошел в местную школу. В селе Валера впервые попробовал самогон, начал драться, и дядя отправил его в школу-интернат в соседней деревне. Там из примерного отличника и активиста Бурков превратился в двоечника и хулигана. Мечты о карьере военного летчика юноша оставил, собирался получить образование механизатора и навсегда остаться в Боровом. Его биография могла сложиться совсем иначе, но мать и отец забрали его обратно в Челябинск.
Последовавший за этим развод родителей тяжело отразился на Валере: какое-то время он скитался по друзьям, даже собрал группу, с которой выступал на свадьбах. Но после серьезного разговора с отцом Бурков взялся за ум и поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, которое окончил в 1978 году.
Личная жизнь
Будущую жену Валерий Бурков встретил на танцах в офицерском кафе. Поначалу Ирина не обратила на него внимания, но когда узнала, что он без ног, то сразу решила выйти за него замуж. Бурков не стал сопротивляться, и 2 августа 1986 года молодые расписались, затем задумались о детях.
В крепком браке родился сын Андрей. Он пошел по стопам отца и деда и выбрал военную карьеру. Успешно окончив военный учебный центр МГТУ имени Н. Э. Баумана, Бурков-младший вступил в ряды Вооруженных сил РФ.
Валерий Бурков с женой и сыном
Когда Валерий Бурков решил принять монашеский постриг и отречься от личной жизни, жена его поддержала.
Личная жизнь
Ловеласом Георгий Бурков никогда не был. Его брак с Татьяной Ухаровой был первым и последним. Все началось со служебного романа. Восемнадцатилетняя москвичка училась на первом курсе училища имени Щукина, одновременно играла на сцене театра Станиславского. С Бурковым она была задействована в одном спектакле.
Родители Тани мужа дочери, немолодого провинциала, не приняли. Супруги долго скитались по углам. В те годы Бурков получал за спектакль всего рубль пятьдесят. Вскоре родилась дочка. Пοявились предлοжения сниматься в кино, стало пοлегче в финансовом плане. Правда, творческие муки Буркова не покидали. Он с каждым годом все острее испытывал неудовлетворенность, актерскую нереализованность.
Фильмография
Фильмография у Буркова богатая. Дебютом в кино для Георгия Ивановича стала лента «Зося», которая была снята в 1966 году. Роль актёру досталась небольшая, эпизодическая. После этого Бурков сыграл главного героя в картине «Хмырь», которая была снята по рассказу Василия Шукшина.
Заметную роль Бурков получил в 1967 году, он сыграл алкоголика Петю в комедийном кино Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Режиссёр оценил талант актёра и вскоре пригласил Георгия на съёмки известных кинолент «Гараж» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром».
Далее последовало участие в таких работах как «Каратель», «Освобождение» и «Наши знакомые». В 1970-м году Бурков снялся в фильме «Случай с Полыниным» вместе с Вертинской, Ефремовым, Табаковым и Мордюковой.
Актёр принял участие в 1971 году в съёмках киноленты «Егор Булычев и другие», в которой прослеживается установление советской власти в маленьких русских городах. В этой картине актёр сыграл Алексея Достигаева.
Рязанов снова пригласил Буркова на съёмки комедии «Старики-разбойники» в этом же году . Актёру досталась роль милиционера Федяева. Одна фраза из картины стала впоследствии крылатой. После того как картина вышла на большие экраны, фраза «ерунда, бандитская пуля» навсегда засела в головах любителей советского кино.
Следующей картиной Буркова стала роль работника органов капитана Галушко.
Георгий Иванович был близким другом Шукшина. Последний часто приглашал Буркова в свои картины. Так актёр участвовал в съёмках таких картин Василия Макаровича, как «Печки-лавочки», «Беда», «Подранки» и «Калина красная». После выхода картин на широкие экраны, они быстро вошли в число любимых фильмов зрителей.
Бурков продолжает активно сниматься, он становится желанным гостем на многих съёмочных площадках. Практически все фильмы с актёром автоматически становились успешными и известными.
В середине 1970-х Буркова пригласили на роль первого плана в фильм «Они сражались за Родину». Рядовой Копытовский у актёра получился живой и естественный. Сергей Бондарчук был восхищен актёрской игрой Георгия Ивановича.
Спустя год, в 1976 году Георгию Буркову снова улыбнулась удача, его сняли в «Кадкина всякий знает» в главной роли. По сюжету герой артиста пришёл с фронта с маленьким ребёнком, которого он увидел и взял его с собой по дороге домой.
В 1977 году вышла кинолента «Хождение по мукам», где Бурков сыграл Сапожкова. Вместе с Георгием Ивановичем в ленте участвовали такие именитые артисты как Алфёрова, Пенкина, Соломин и Козаков.
Конец 1970-х стал очень плодотворным у актёра. Фильмы с участием Георгия Ивановича выходили один за одним. Самым успешным проектом стала кинолента «Так начиналась легенда», в которой Бурков сыграл отца легенды – первого космонавта Юрия Гагарина.
В 1980-е годы Буркова заваливали предложениями о съёмках. Самые известные работы тех лет – «Зимний вечер в Гаграх» и «Гостья из будущего». Последней работой в фильмографии актёра числится лента «Убийство свидетеля», вышедшая на экраны в 1990 году. Бурков сыграл главаря преступной банды Крайникова.
Творческий путь Георгия Ивановича оказался весьма продуктивным. В копилке актёра 80 кинокартин. Георгию Буркову одинаково хорошо удавались как комедийные и детективные роли, так и драматические персонажи.
Театральные интриги
Однако и там не сошёлся с новым руководителем. По иронии судьбы им оказался пермский режиссер, с которым раньше работал Бурков, и который приревновал тогда актера к успешному отъезду в столицу. Мстительный руководитель резко сократил репертуар Георгия Ивановича, и работать стало просто невозможно.
Перейдя во МХАТ, артист, казалось, успокоился. Но через три года труппа собиралась за границу. И Буркова выставили неблагонадежным из-за проблем с алкоголем. Его поездка была под вопросом.
Георгий Иванович очень болезненно воспринял это положение отщепенца. Он вообще никогда не состоял в партии, потому что его возмущало политическое давление на советских людей. Вот и его здесь пытаются очернить, назвать позором театра. Актер ушел, хлопнув дверью.
До середины восьмидесятых Бурков проработал в театре им. Пушкина, а потом возглавил Центр имени его любимого друга и коллеги Василия Макаровича Шукшина.
Мечтал Бурков о своем собственном театре и об открытии актерской школы. Но этим мечтам не суждено было сбыться.
Смерть
В 1990 году Георгию Буркову предложили роль в киноленте «Небеса обетованные». Он тщательно готовился к этой работе, но летом того же года случилась трагедия. Бурков потянулся за книгой, лежавшей на верхней полке домашней библиотеки, и упал, сломав бедро.
Георгий Бурков в последние годы Из-за перелома случился отрыв тромба. Тромбоэмболия стала причиной смерти актера. Буркову сделали операцию, и он даже начал поправляться, но вскоре самочувствие ухудшилось. К сожалению, великого артиста не удалось спасти. 19 июля 1990 года у него остановилось сердце. Похороны прошли скромно, в кругу близких людей.
Могила Георгия Ивановича находится на Ваганьковском кладбище в Москве. В Перми в память о знаменитом уроженце установлена памятная мемориальная доска с его изображением, на телевидении выпущены передачи из серии «Чтобы помнили», «Как уходили кумиры», «Мой серебряный шар».
Личная жизнь
В феврале 1965 года у доски объявлений стоял худой, сутулый, странный человек в очках, красном свитере с белыми крапинками (мухомор) и суконных брюках, — так описывает первую встречу с Георгием Татьяна Сергеевна. -Он совершенно не был похож на артиста. Я готовилась увидеть такого «картавого монстра из провинции, а увидела интеллигента, похожего на библиотекаря. «Я — Бурков. Мы завтра вместе вызываемся на репетицию». Он смотрел на меня и хитровато улыбался. Позже мы играли вместе. Жора — Лис, я — Принц. Он пошел проводить меня до автобуса. Но я не уехала, мы не расстались до позднего вечера, говорили о «Маленьком принце»… Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице…»
С тех пор началась наша личная жизнь, больше они уже не расставались. А вскоре сыграли свадьбу. Георгий тогда снимал комнату в полуразвалившемся общежитии на Бауманской. Не лучше обстояло дело с жильем и у Татьяны, да и родители ее были против вселения нового жильца. В театре Бурков работал на разовых выходах, получал 1 рубль 50 копеек за спектакль, а играл только солдата в «Ученике дьявола».
Когда не было пятаков на метро, ходили пешком. Вечером ели суп «из пакетика». Из общежития, которое было предоставлено Жоре, семейную пару «попросили». «Я была уже беременна, — вспоминает Татьяна. — Начались странствия по знакомым. Я взяла в реквизите матрас с кроватки из «Сейлемских ведьм», и мы с ним ездили…
Поворотным моментом в судьбе актера стала роль Рябого из пьесы Майи Ганиной «Анна». Буркова заметили критики, отмечали комическое дарование, восторгались, Львов-Анохин же считал, что возможности Буркова этим не ограничиваются.
К сожалению, режиссер вскоре был вынужден покинуть театр. С его уходом в конце 60-х труппу начало трясти, пошла чехарда «главных», спектакли спускались театру сверху». «Помню, как сидели в оркестровой яме не самые последние артисты, изображая массовку, среди них был и Георгий. А он к этому времени стал уже очень популярен, и кроме как унижением это нельзя было назвать».
Фильмы
После успеха в роли Рябого на Буркова обратили внимание киношники. Он снялся в паре фильмов, но на улице его стали узнавать лишь в 1969 году, после рязановского фильма «Зигзаг удачи», где Бурков сыграл заметную роль выпивохи-ретушера
А сам стал чем-то вроде фирменной приправы к последующим фильмам режиссера. Помню, на одном из творческих вечеров Георгия Буркова, который вел Рязанов, режиссер признался: «Георгий — мой талисман. Когда есть возможность, я всегда стараюсь его пригласить в фильм. Он способен сыграть заведомую чушь, а зритель ему поверит…»
Бурков играл легко. Было такое впечатление, что его герои шагнули на экран прямо с улицы-простые, понятные, свойские. Эту легкость, ненатужность зритель воспринимал с благодарностью. Незатейливые выражения его героев — забулдыг, недотеп, но людей не унывающих- прикипали к зрителям, становились оборотами народной речи. «Я никогда не пьянею», «Ерунда! — бандитская пуля», «Ради машины я Родину продал»…
Актерство был убежден Бурков — это временно. Впереди если не литература, то хотя бы режиссура. Тем более что и в «Современнике», куда он ушел после Театра имени Станиславского, достойных ролей для него не находилось. «Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность и я стану рядовым комиком». Выручало кино.
С начала семидесятых Георгий Бурков снимался много в нескольких фильмах в год. И фильмы были заметные — «Старики-разбойники», и «Егор Булычев и другие», и «Печки -лавочки» Шукшина, и роли, хотя почти эпизодические, запоминающиеся. «Жить стали лучше, — вспоминала Татьяна Ухарова, — предложений на съемки было много. У Жоры появилась эйфория. А потом наступил самый страшный в нашей жизни период. Он не выдерживал обрушившихся на него признания и популярности. Сейчас я думаю, как я могла все это вынести».
Выручала, видимо, «материнская» жалость Татьяны к мужу, маленькая дочурка Маша, в которой оба души не чаяли, ну и не последнюю роль — добродушие Георгия. «Как-то я его ждала со съемки фильма Сергея Соловьева Семейное счастье», где он работал, с замечательными актерами Анатолием Папановым и Катей Васильевой. Был первый день съемки, он должен был прийти днем, а появился после 12 часов ночи. Я была уже раскаленная душили монологи. Но когда открыла дверь, застыла. Стоял Бурков в белом костюме, с тростью и в канотье. Облокотившись на дверь и запрокинув голову, он произнес: «Ну что я говорил, я весь в белом, а вы в г..!» Как на него было сердиться! О его запоях ходили легенды. Бурков об этих вымыслах записал в дневнике: «Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма…»
— Никогда он не лечился, рассказывала Татьяна Сергеевна. — Да, выпивал. Но не до запоев, этого никогда не было. Да и человеком он был очень домашним. Если нет спектакля или съемок — дома за столом: пишет, читает. Ведь все эти книги Георгий перечитал, Татьяна провела широким жестом по комнате, заполненной полками с книгами. — Он прочитал множество книг о театре. Еще тогда, в Перми, когда «тунеядствовал». Он был очень образованным человеком, может, самым начитанным из театра…»
«У Георгия Буркова идеальное лицо для роли спившегося интеллигента», — говорил Эльдар Рязанов В 1977 году в Театр им. Станиславского при шел художественным руководителем Андрей Алексеевич Попов, один из лучших режиссеров своего времени, известный к тому же внимательным и чутким отношением к актерам. С собой он привел талантливую режиссерскую молодежь-Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. И Георгий Бурков вернулся в театр, который считал своим домом. Васильев поставил «Первый вариант Вассы Железновой», в которой роль Прохора поручил Буркову. Ретрограды приняли постановку в штыки, остальная публика — с восторгом. В 1980 году Бурков перешел во МХАТ к Ефремову. но вскрре безо всяких видимых причин ушел оттуда. «Ефремов видел в нем хорошего артиста с необыкновенной органикой, но не видел личности глубокой и незаурядной». — так объясняет этот шаг Татьяна Ухарова. Дальше -два года в Театре имени Пушкина. И там, и там у Буркова были значительные работы — генерал Панфилов в «Волоколамском шоссе» А. Бека во МХАТе и прекрасная работа в спектакле «Иван и Мадонна в Театре Пушкина.
Но эти успехи его не радовали. Хотя Буркову едва перевалило за пятьдесят, он вдруг решил: «Это старость. Так я устроен, что весь негатив переживаю сам с собой в лучшем случае, а в худшем, когда со мной близкие, родные…» Впрочем, у него действительно все чаще болело сердце. И несколько инфарктов уже сделали на нем отметины.
Память
В Перми семья Бурковых сначала жила на улице Пушкина, потом получила квартиру в доме № 111 на улице Уральской. На этом доме сейчас установлена мемориальная доска Георгию Буркову и его отцу Ивану.
30 ноября 2016 года образ Г. Буркова увековечен в скульптурной композиции «Они сражались за Родину» по мотивам одноимённого фильма, установленной перед зданием Минобороны России на Фрунзенской набережной.
В июне 2018 года в Перми в общественном парке (сквере) на улице Революции, расположенном на территории жилого комплекса «Гулливер», был установлен памятник Георгию Буркову. Автор памятника — пермский скульптор Алексей Залазаев. В мае 2021 года городской общественный совет по топонимике поддержал инициативу компании-застройщика о присвоении скверу имени Георгия Буркова.
Театр
Там, в Кемерово, Георгия и увидела известная московская театральная журналистка, а вернувшись в Москву, рассказала о самобытном актере своему знакомому — главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот проявил интерес и предложил Буркову приехать на прослушивание в Минск, где в то время гастролировал московский театр. Бурков приехал. В дневнике запись: «Я, как всегда, начинаю сдаваться. С Москвой ничего не вышло. Львов-Анохин молчит…» Но худрук Театра имени Станиславского не забыл о самобытном актере. Пригласил в Москву на худсовет театра. После того как Бурков сыграл Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», его спросили:
— А какое у вас образование?
— Никакого. А разве по игре этого не видно?
Восприняли как юмор. Тоже оценили. И 32-летнего артиста приняли в столичный театр, поселили в общежитии, дали роль в готовящейся постановке. И наступил день премьеры. После того как худсовет театра одобрил Жору, встал вопрос: а на какую ставку? Места все заняты, а на договор театр не мог принимать никого. И тогда Львов-Анохин сказал: «Ладно, пока я сам буду тебе платить, из своих…»
И платил из своего кармана, пока Георгий не был принят в штат.