Актеры «жестокий романс» тогда и сейчас

Как Никите Михалкову чуть не снесли голову

Паратова должен играть Михалков и никто другой – это решение Рязанова было безоговорочно. Его утвердили без проб. Но неожиданно Михалков отказался – ему надо было принимать участие в съемках своего фильма «Очи черные». Тогда стали пробовать Панкратова-Черного. «Ну какой из тебя Паратов? У тебя же бес в глазах, тебе хоть бородку клей, хоть не клей, ты же как мальчишка, рядом с Алисой Фрейндлих и Алексеем Петренко. Но Панкратов-Черный взмолился: дайте мне хоть эпизод, хочу у вас сниматься. Рязанов обещал подумать. А потом сказал, что играть будет Сергей Шакуров. И вдруг – о, счастливый случай! – Шакуров получил в театре роль своей мечты – Сирано де Бержерака, а у Михалкова появился просвет в своих съемках, и он смог вернуться на съемочную площадку к Рязанову, а Панкратов-Черному дали играть другого персонажа – Ивана Петрович Семёновского, офицера и героя кавказской кампании, который появляется в первой серии.

Фото: Малышев Николай, ТАСС

Чтобы наилучшим образом показать Михалкова-Паратова, Рязанов придумал, чтобы он в начале пьесы на белом коне скакал к пристани. Режиссер хотел воспользоваться умением Михалкова ловко сидеть в седле. «Рискованная штука, потому что рядом вода, и пройти по узкому месту для лошади сложно, она волнуется. Поэтому довольно много я просто водил ее. Сначала прикармливал и гарцевал перед толпами зевак», – вспоминал актер.

Михалков еще не раз оказывался в опасных ситуациях на этих съемках. Например, в сцене, где он «стреляется» с героем Панкратова-Черного. Он ставит себе стакан на голову и предлагает своему оппоненту выстрелить в него. Разумеется, настоящего выстрела не происходит – пиротехники должны были взорвать стакан, как только раздавался выстрел. Панкратов-Черный стреляет, стакан на голове Михалкова, как и положено, разрывается на мелкие кусочки, а сам актер пошатывается и хватается за голову. Дело в том, что пиротехники забыли положить прокладку в шляпу Михалкова, и взрыв произошел прямо на голове актера. То, что это могло закончится плачевно, было очевидно всем. Нерадивого пиротехника Рязанов потом уволил, но сцена получилась эффектная и вошла в картину. 

Л. Гузеева (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Будущая актриса родилась в 1959 году, в Оренбургской области. Воспитывалась матерью, отца своего никогда не видела. После окончания школы Лариса отправилась в Ленинград, где подала документы в Институт театра и кинематографии. Поступила с первой же попытки.

Будучи студенткой, Гузеева работала моделью. А в 1984 году получила диплом. Приблизительно в это же время была приглашена Эльдаром Рязановым на главную роль в экранизацию произведения Островского. Однако дебют Гузеевой состоялся раньше, в 1979 году. Она сыграла эпизодическую роль в детективном сериале Говорухина.

Фильмы с участием Ларисы Гузеевой: «Соперницы», «Белое проклятие», «Таинственный узник», «Дом», «Женская логика», «Крыша».

Последние статьи

  •   За что москвичи не любили «лимиту», или гастарбайтерство по-советски 20.10.2021, 20:45
  •   Извечный «курильский вопрос», или Почему японцы так и не смирились с потерей спорных островов 20.10.2021, 19:02
  •   Какой из пиратских аксессуаров помогал договориться со стихией и обеспечивал достойные похороны 20.10.2021, 17:27
  •   Колоритное зодчество из глубинки на снимках российского фотографа: Обаяние старинных дач 20.10.2021, 15:38
  •   Как снег на крышах Амстердама вдохновил ювелира: украшения Филиппа Сажета как вид современного искусства 20.10.2021, 14:16
  •   Макияж для коленок: как девушки 1920-х забавлялись, сводя с ума ханжей 20.10.2021, 12:50
  •   Почему Юрий Любимов не хотел видеть в труппе Театра на Таганке Владимира Высоцкого 20.10.2021, 11:30
  •   Почему 10 богатых знаменитостей решили оставить своих детей без наследства 20.10.2021, 10:00
  •   Лицо «Шанель», молчаливая звезда «Фантомаса»: Кем была одна из самых красивых и загадочных француженок Мари-Элен Арно 20.10.2021, 08:46
  •   Что скрывают самые загадочные и закрытые религиозные общины амишей от посторонних 19.10.2021, 20:20

Все статьи

Как Рязанов остановил транспорт в Костроме

В 1983 году съемочная группа во главе с режиссером Эльдаром Рязановым приехала в Кострому. Когда Рязанов взглянул отсюда на волжские раздолья, то сразу влюбился в красоту этих мест и окончательно решил, что съемки будут проходить в Костроме. Жители города встретили съемочную группу с восторгом. Еще бы – такие звезды приехали в их город: Михалков, Фрейндлих. Горожане брали автографы у звезд, даже дежурили на площадках, не пропуская туда зевак.

Но однажды конфликт с местным населением все-таки случился. А произошло это так. Рязанов хотел снимать последние сцены фильма в густом тумане, а его все не было. Проходит день, второй, третий. Простой затягивался. Тогда за дело взялись пиротехники. Зажгли несколько дымовых шашек, ну и перестарались. Густой туман затянул центр города. Тяжелый дым вместо того, чтобы опуститься на Волгу, поднялся по откосу по крутому берегу, и в городе остановилось движение. Водители побросали свои машины – кто посреди дороги, кто на обочине. И обычное дружелюбие костромичей как будто испарилось. Все на чем свет стоит ругали московских артистов, местные жители стали писать жалобы в администрацию. Рязанову пришлось идти в городской совет извиняться.

Лариса Гузеева

Гузеева на тот момент была молодой начинающей актрисой. Ей досталась роль младшей дочери обедневшей дворянки Хариты Игнатьевны – Ларисы Огудаловой. Причем озвучивала героиню Анна Каменкова. Также стоит отметить, что для Ларисы Гузеевой этот кинопроект стал первой серьезной работой.

Этот фильм стал для нее отличным стартом. После этого она продолжила сниматься в кино. Вот только через время основное время в ее творческой карьере заняло телевидение. Некоторое время она вела передачу «Я – мама». С 2008 года стала главной телеведущей занимательного проекта «Давай поженимся!», который выходит в эфир по сей день.

Очень интересно звучит история прослушивания Ларисы. На пробы к легендарному режиссеру она отправилась в рваных джинсах, открытых сандалиях, с монетами, вплетенными в волосы, длинными разноцветными ногтями. Это был способ самоутверждения и привлечения внимания к себе. Режиссер был в шокирован, но разрешил пройти девушке кинопробы. Девушку переодели, сделали подходящую прическу. Актриса изменилась кардинально. Режиссер сразу понял, что перед ним та самая Лариса Огудалова. На эту роль претендовали сотни девушек.

Личная жизнь Гузеевой сложилась неплохо. Она была три раза замужем. От второго брака родила сына, а от третьего дочь. Сегодня состоит в отношениях с бизнесменом Игорем Бухаровым.

«Бесприданница»

Фильм с литературным произведением имеет немало расхождений. О чём повествует пьеса Островского? Главная героиня — Лариса Огудалова. Отец умер, оставив жене и дочери лишь долги. Семья не бедствует, но переживает сложные времена. Лариса осталась без приданого, а для девушки XIX столетия, имеющей неплохое образование и дворянское происхождение, хуже ничего не может быть.

Главная героиня любит барина Паратова, но он никогда не женится на ней. Ларисе приходится принять предложение от жалкого Карандышева, который в конечном счете убивает ее из ревности. Таков сюжет «Бесприданницы», которую в 1984 году экранизировал Рязанов.

Детство и юность

Родилась Гузеева Лариса 23.05.1959 г. в с. Буртинском, которое находится в Оренбургской области.

Лариса была совсем маленькой в то время, когда родители решили переехать. Однако переезд был близким – новый дом находился в соседнем селе Нежинка.

Неоднократно высказывались догадки о еврейской национальности Ларисы, однако сама она и ее родственники по этому поводу ничего не говорят.

Мама артистки – Гузеева Альбина Андреевна. Женщина обучала детей истории в местной школе. Дочка училась здесь же. Отца Лариса не помнит.

Мама не оставалась одна, и вскоре вышла замуж. Отчима звали Макурин Виктор. В новой семье появились еще двое детей – одного ребенка назвали Олегом, а второго — Виталием.

К несчастью, в трехлетнем возрасте Олег в ходе игры схватился за шланг стиральной машины, вдохнув в легкие воду. Это привело к его смерти. В то время девочка училась в пятом классе, и смерть маленького брата стала для нее страшным ударом – она не смогла смириться с этим. Отчима не стало в 1997 году, и по прошествии 40 дней Лариса забрала мать в столицу.

Гузеева постоянно грезила карьерой в кинематографе, даже учитывая тот факт, что воспитание девочки, благодаря отчиму, было строгим.

Несмотря на это, даже в юном возрасте у девушки проявлялось своенравие, и она стала заметной на фоне остальных одногодок. В школьные годы Лариса надевала мини-юбки, использовала косметику и даже стала курить.

Прежде всего, от подобного поведения страдала мать – учителя пристыдили ее за то, что так воспитала дочку. Однако родители не возражали против подобного творческого проявления дочери, ведь на то время они считали, что девушка должна просто выйти замуж за нужного мужчину. А последнему как раз и следует думать о получении профессии, которая бы приносила прибыль.

Как только девушка получила среднее образование, то стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Чтобы выделяться в толпе других конкурентов, она решила прибегнуть к неординарному методу – убрала на голове волосы. Подобный смелый поступок заметили, и ее сразу же зачислили на первый курс. Лыков Александр – сокурсник девушки на то время.

Будучи студенткой «без приданого», она никак не подпадала ни под один образ киногероини. Гузеева увлеклась курением, любила алкоголь, и ей всегда было что сказать, причем мягких слов не подбирала. Но этим артистка известна и сейчас.

В качестве подработки выбрала модельный бизнес, и ее часто замечали с элитной молодежью в популярном на то время кафе «Сайгон». Артистка лично встречалась с Виктором Цоем.

Есть еще один факт – юная артистка поддерживала отношения с Курехиным Сергеем, но их роман продлился недолго. Эту информацию Лариса даже не думает скрывать или стыдиться ее.

Студентку негативно воспринимали однокурсники – с ними она не общалась. Девушка была красивой, харизматичной и прекрасно понимала эту силу. За подобное высокомерие ее и недолюбливали.

Когда ее курс должны были направить по обмену в Болгарию, все студенты проголосовали против Гузеевой, и ее оставили. Но месть актрисы не заставила себя долго ждать – когда был организован банкет по возвращении, на котором присутствовали болгарские коллеги, она явилась туда в умопомрачительном наряде, сверкающая, словно тысячи звезд, чем произвела фурор.

Пьеса, которую критиковали все

В начале 80-х годов до премьеры фильма было еще далеко. Пробивать разрешение на съемки новой картины Эльдар Рязанов пришел к председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу. После долгих уговоров чиновник дал «добро» со словами: «Рискуете, Эльдар Александрович! Знаете ли вы, что и у пьесы, и у фильма по этому произведению была роковая судьба?». Рязанов знал. Премьера пьесы Александра Островского «Бесприданница» состоялась 10 ноября 1878 года на сцене Малого театра в Москве. Ажиотаж вокруг новой пьесы царил невиданный: в зале, как сообщали газеты, «собралась вся Москва». Но после трагического финала, когда опустился занавес, повисла тишина, и только редкие хлопки прозвучали из зала. Раздраженный реакцией публики, маститый драматург резко встает и уходит из ложи для почетных гостей. На следующий день московские издания печатают разгромные рецензии. Газета «Русские ведомости»: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей», журнал «Московский вестник»: «Автор не был вызван после представления». Было очевидно, что драма не увлекла зрителя.

После провальной театральной премьеры в 1936 году режиссер Яков Протазанов решился снять фильм по этой пьесе. И снова газеты – уже советские – разносят «Бесприданницу» в пух и прах. Они пишут, что Паратов – это «прямолинейный пошляк», а Лариса Огудалова – «сентиментальная дура, влюбленная в кровопийцу». Но Рязанов был тверд в желании сделать третью попытку – и она ему удалась. Впрочем, несмотря на благожелательный отклик от зрительской аудитории, критики по-прежнему были недовольны. Были те, кто обвинял создателей фильма в опошлении исходной версии пьесы и в глумлении над русской классикой.

Авторитетный в то время кинокритик Сурков в «Литературной газете» опубликовал разгромную статью, в которой он возмущается тем, что Лариса Огудалова после праздника «отдается в каюте Паратову». В качестве ответа критикам Эльдар Рязанов дал имя Суркова отрицательному персонажу своего следующего фильма «Забытая мелодия для флейты».

Фото: Малышев Николай, ТАСС

Опасные съемки

О съемках каждой картины, оставшейся в истории кино, ходят легенды. В своем «Послесловии» Рязанов об этом не упоминает – там о другом, однако Михалков и Мягков на этих съемках чуть не лишились жизни. В финальной части «Жестокого романса» Карандышев, осознав, что у него из под носа с его же помолвки увели невесту, рано утром садится в лодку и догоняет «Ласточку». Момент, когда герой подплывает к пароходу, мог стать последним в жизни Андрея Мягкова. Огромные 350-килограммовые лопасти судна образовали на воде воронку.

Съемочная група застыла, невыключенная камера продолжала снимать… И вдруг из глубины вынырнул Мягков и успел доплыть до причала быстрее, чем успели подплыть к нему на другой лодке. Актер был совершенно цел, хоть и дрожал от холода – вода в Волге на тот момент была не выше восьми-десяти градусов. По словам режиссера, Андрей Васильевич считал, что его спас Бог. Перед съемками он «около двух часов гулял по Ипатьевскому монастырю, заходил в собор и мыслями находился наедине с Господом». Рязанов считал, что жанр трагикомедии наиболее близок к жизни – так случилось в этот опасный момент. Пока участники съемок отходили от пережитого страха, какой-то мальчик на берегу вдруг закричал: «Смотри, а дядя-то стал лысый!» В водах Волги Андрей Мягков оставил прик, прикрывающий залысину.

Другой опасный момент произошел с Никитой Михалковым. Зная о том, что актер ловко сидит в седле, Рязанов придумал эффектное появление Паратова в начале фильма. С опозданием прибыв на свадьбу старшей сестры Ларисы, Паратов на белом коне спускается по лестнице и по узкому деревянному мостику въезжает на пристань. «Рискованная штука, потому что рядом вода, и пройти по узкому месту для лошади сложно, она волнуется. Поэтому довольно много я просто водил ее. Сначала прикармливал и гарцевал перед толпами зевак», – вспоминал Михалков. Во время одного из эпизодов не успел Никита Сергеевич слезть с лошади, как раздался пароходный гудок. Лошадь испугалась и рванула по набережной – прямо в толпу людей, наблюдавшую за съемками. К счастью, все обошлось.

Михалков еще не раз оказывался в опасных ситуациях на этих съемках. Например, в сцене, где он «стреляется» с героем Панкратова-Черного. Он ставит себе стакан на голову и предлагает своему оппоненту выстрелить в него. Разумеется, настоящего выстрела не происходит – пиротехники должны были взорвать стакан, как только раздавался выстрел. Панкратов-Черный стреляет, стакан на голове Михалкова, как и положено, разрывается на мелкие кусочки, а сам актер пошатывается и хватается за голову. Дело в том, что пиротехники забыли положить прокладку в шляпу Михалкова, и взрыв произошел прямо на голове актера. То, что это могло закончится плачевно, было очевидно всем. Нерадивого пиротехника Рязанов потом уволил, но сцена получилась эффектная и вошла в картину.

Тандем с Эльдаром Рязановым

Вадим Алисов за работой | Фото: vokrug.tv

Фильм «Ирония судьбы…» был первым опытом многокамерной съемки. Главным оператором был Нахабцев. Но поскольку картина одновременно снималась с трех камер, за одной из них я и сидел. Кино – это все-таки обман. И двухкомнатная «квартирка», в которой разворачивается основное действие фильма, занимала 600 квадратных метров павильона на «Мосфильме»: сама квартира, кухня, ванная, лестничная площадка, лифт, да еще оставалось место для маневра камер. После «Иронии» был «Гараж». А потом, когда Нахабцев то ли не смог работать с Рязановым, то ли еще что-то произошло, он ему порекомендовал меня

Оператор, режиссер и актеры на съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: vivatkinorussia.ru


На съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: liveinternet.ru

Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что, если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок. Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов

На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com

Вообще это была дружная работа. После съемок Никита Михалков многих увлекал футболом, чтобы не расслаблялись. Однажды уехал на охоту и привез свежей медвежатины. Корабельный кок сделал фантастические котлеты, и вся съемочная группа с удовольствием их лопала. Не помню, чтобы кто-то кого-то доводил. Один раз, правда, был случай: Гузеева никак не могла заплакать в кадре. Ее упрашивали – толку ноль. Ситуацию спасла Алиса Бруновна Фрейндлих, игравшая мать главной героини. Влепила пощечину – у Гузеевой тут же слезы ручьем. Сцену сняли…

Оператор, режиссер и актриса на съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


Народный артист РФ, оператор-постановщик Вадим Алисов | Фото: kino-teatr.ru

Почему «Жестокий романс» получил разгромные рецензии

Лариса Гузеева

В 1979 году актриса сыграла в эпизоде в сериале «Место встречи изменить нельзя». Эта роль едва ли кому-нибудь запомнилась. Спустя пять лет Эльдар Рязанов, как сегодня выразились бы, проводил кастинг. На главную роль было около тысячи претенденток. Режиссер искал начинающую актрису, которая бы соответствовала по возрасту Ларисе Огудаловой. После долгих раздумий остановил выбор на Гузеевой.

Рязанов был известен как режиссёр, который в подборе актеров проявляет удивительное постоянство. Алиса Фрейндлих, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Георгий Бурков — эти артисты играли во многих его фильмах. Гузееву, дебютировавшую в киноленте «Жестокий романс», Рязанов больше не приглашал. Кроме того, в фильме по пьесе Островского актрису озвучивала Анна Каменкова, песни исполняла Валентина Пономарёва. Гузеева сыграла в кино более двадцати ролей, но и сегодня ее зрители помнят по роли в «Жестоком романсе».

Начало пути

Вадим Алисов в молодости | Фото: kino-teatr.ru


Нина Алисова в фильме *Испытатели*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

И однажды я понял одну простую вещь: если хочу кем-то стать, то пора браться за ум: во-первых, поступить в институт, а во-вторых, устроиться на нормальную работу, причем самому, без маминой протекции (при любом удобном случае мне говорили: «Мы тебя взяли ради мамы, а ты ее позоришь»), иначе на всю жизнь так и останусь мальчиком для битья. И в 1962 году я пришел на киностудию «Мосфильм». Таскал рельсы, таскал металлические болванки, каждая из которых весила по двадцать килограммов. Все складывалось замечательно: я поступил в институт, работал на «Мосфильме», женился, ездил в экспедиции…

Кострома

Город, где снят «Жестокий романс», основан в XII столетии. Здесь протекает Волга, на набережной которой во второй серии фильма Эльдара Рязанова Мокий Парменыч беседует с матерью Ларисы Огудаловой.

За долгую историю Кострому не раз грабили, сжигали. Самое страшное опустошение произошло в 1609 году. Но к счастью, достопримечательности города сохранились. Одна из них церковь, о которой сказано выше. Здесь также находится Ипатьевский монастырь, являющийся частью историко-архитектурного музея-заповедника.

Почему Рязанов предпочел Кострому, а не Суздаль? По мнению режиссера, фильм нужно было снимать на фоне дворянского города. А Суздаль по его архитектурным особенностям скорее купеческий. В начальных титрах показана набережная в Ярославле. В заключительной сцене Карандышев убивает Ларису. Сняли эту сцену на пароходе «Спартак».

В каком городе снимали «Жестокий романс»?

Островский, как правило, в своих произведениях не использовал названия реально существующих населённых пунктов. Персонажи пьесы «Бесприданница» обитают в городе Бряхимове, которого на карте России нет. Рязанов полагал, что это должен быть Нижний Новгород или Ярославль. Последний показан лишь в начальных титрах. Нижегородских достопримечательностей и вовсе нет в «Жестоком романсе». Как снимались в советские времена фильмы? Режиссёр должен был действовать в рамках бюджета, который, как правило, был небольшим. А значит, съёмки не всегда проводились там, где, по его мнению, имелись наиболее подходящие условия.

Рязанов должен был сделать выбор — снимать киноленту в Суздале или Костроме. В Нижнем Новгороде не удалось создать ни одной сцены. Однако фильм от этого не стал хуже. «Жестокий романс» снимали в Костроме — в старинном русском городе с интересной историей и уникальными достопримечательностями. Одну из сцен — на фоне посадского храма XVII столетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector