«ширли-мырли»: что мы до сих пор не знали о любимом фильме

От талантливого актера к культовому режиссеру

Свой первый фильм «Розыгрыш» Владимир Валентинович Меньшов снял в конце 70-х годов прошлого века. Когда в 1977 году лента вышла на экраны, она имела невероятный успех у зрителей разных возрастов. С тех пор такая судьба ждала все картины Меньшова.

Владимир Меньшов, о биографии и личной жизни которого невозможно найти скандальной информации в желтой прессе, на закате великого советского кинематографа и в тяжелые перестроечные годы смог снять уникальные киношедевры, которые зритель сразу же разобрал на цитаты:

  • «Москва слезам не верит»;
  • «Любовь и голуби»;
  • «Ширли-мырли»;
  • «Зависть богов».

При этом он все время снимался в кино, как в чужих, так и в своих фильмах, доказав актерское мастерство.

Став первым советским режиссером, который получил американский Оскар за картину «Москва слезам не верит», Меньшов смог получить свою награду только через 8 лет, после начала перестройки в СССР.

За вклад в советское и российское искусство Владимир Валентинович Меньшов получил три ордена, звания заслуженного и народного артиста РФ, государственные премии.

Несмотря на успехи работ Меньшова, собиравшие постоянно огромное количество зрителей, критика и профессиональное сообщество встречали их выход на экраны всегда холодно и даже со скепсисом. Но чем сильнее критиковали картины В.В. Меньшова, тем сильнее их любил зритель.

Все картины Владимира Меньшова, биография и личная жизнь которого являют собой наглядный пример бескомпромиссного служения России и русскому искусству, сразу после выхода на экраны стали культовыми. Однако это не заставило режиссера, который всего в своей карьере добился самостоятельно, без протекции и поддержки, почивать на лаврах и идти на компромиссы.

Владимиру Валентиновичу были чужды коммерческие аспекты работы. Он всегда отстаивал интересы России в кинематографическом искусстве. В 2007 году на вручении премии МТV-Россия он публично отказался вручать первый приз скандальной киноленте «Сволочи», заявив, что картина искажает реальную историю России и оскорбляет советских людей, отдавших жизнь в борьбе с фашизмом.

В последние годы жизни Владимир Валентинович Меньшов активно занимался политической деятельностью. Он вошел в Политсовет партии «За правду», созданную писателем Захаром Прилепиным, и собирался баллотироваться в Государственную Думу. Но этим планам не удалось осуществиться: культовый режиссер Владимир Меньшов на 82-м году жизни скончался от коронавируса в 15-й городской больнице, где до этого находился более месяца в тяжелом состоянии.

Громче жизни

Актер Меньшов нередко повышает голос в своих ролях, где ему часто доводится командовать и жестко настаивать на своем, однако его дар убеждения держится не столько на голосовых связках, сколько на немногословной внутренней уверенности в том, что правда на его стороне, будь то на поле боя или в семейных конфликтах — как, например, в пасторальной лирической комедии Владимира Попкова «Год теленка», где в споре между городом и деревней меньшовский персонаж опять-таки оказывается консерватором-почвенником. В отличие от жены-прогрессистки, увлекающейся «правильным» питанием, герой Меньшова — сторонник питания нормального, человеческого: «супа, мяса, картошечки с утра». А на возмущенный вопрос жены: «Кто ж по утрам суп хлебает?» из меньшовских уст звучит категоричный ответ: «Мужики хлебают».

Привычный Меньшову имидж «мужика-лапотника» обманчив — за ним этот хитрый актер нередко как бы маскирует внутреннюю интеллигентность, а то и ранимость его персонажей. Меньшовское «двойное дно» прекрасно использовал Карен Шахназаров. Он снял своего друга Меньшова не только в «Курьере», где отдал ему знаменитый программный монолог правоверного советского отца, не способного понять молодежь: «Мы, наше поколение, хотим знать, в чьи руки попадет построенное нами здание».

Меньшов

Режиссер Владимир Меньшов во время съемок

Фото: ТАСС/Юрий Белозеров

Гораздо более тонко Меньшов проявляет себя в шахназаровской фантасмагории «Город Зеро», где первоначально режиссер вообще хотел предложить ему главную роль. Актер по обыкновению поскромничал и от главной роли отказался, побоявшись, что не найдет достаточного разнообразия красок, но его второстепенный персонаж — прокурор города Зеро — излучает завораживающее тихое безумие, а сцену с неудачной попыткой застрелиться из заклинившего револьвера актер отыгрывает совершенно виртуозно. Неудивительно, что после «Города Зеро» Андрей Кончаловский подошел к Меньшову в коридоре «Мосфильма» с заслуженным комплиментом: «Николсон отдыхает».

Фильмы

В фильмографии Меньшова-актера свыше сотни разноплановых ролей. Мэтр кино был уверен, что только из человека, познавшего нюансы, тяжесть актерского труда, получается хороший режиссер.

Сам он дебютировал в картине однокурсника Владимира Павловского «Счастливый Кукушкин», где выступил и соавтором сценария. Первую награду принесла мелодрама «Человек на своем месте». С этого момента Владимир Валентинович уже не ждал подолгу новых предложений.

Зрителям запомнилась eго игра в фильмах «Соленый пес», «Прости», «Где находится нофелет?», «Курьер», «Китайский сервиз». Неоднократно Меньшов перевоплощался в реальных исторических персонажей: граф Меншиков в «Царевиче Алексее», Георгий Жуков в «Ликвидации», Иван Конев в «Если враг не сдается».

Актер снимался в образах главы государства или еще какого-нибудь чиновника, как в боевике «07-й меняет курс», триллере «Мёбиус», сериале «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского».

Без участия знаменитости не обошлись популярные проекты «Диверсант», «Ночной» и «Дневной дозор», «Легенда № 17», «Любовь-морковь» и «Ёлки».

По словам дочери Юлии, режиссерские работы отца — это способ удивить мать, актрису Веру Алентову. Но сначала Владимир Валентинович в 1977-м удивил публику драмой «Розыгрыш», после которой взошла звезда Дмитрия Харатьяна.

В 1980-м с разрешения Леонида Брежнева на экраны вышел, пожалуй, главный фильм Меньшова «Москва слезам не верит». В первый год проката картину увидели 90 млн зрителей, права на показ купили более сотни стран. В разгар холодной войны американцы удостоили продукт советского кинематографа высшей награды — «Оскара».

Не менее популярна и любима комедия «Любовь и голуби», прошедшая трудный путь к сердцу зрителя. Снятая в разгар антиалкогольной кампании, oна год пролежала на полке, поскольку режиссер отказался вырезать провокационные кадры с пьющими героями.

Картину «Ширли-мырли», где сыграли Армен Джигарханян, Олег Табаков и Инна Чурикова, не оценили уже коллеги Меньшова. И все потому, как сказала жена и исполнительница главной роли, что фильм без прикрас показал царившую в стране ситуацию и опередил время. Но зато появилось новое звездное имя Валерий Гаркалин.

Чутье Владимира Валентиновича на актеров проявилось и в мелодраме «Зависть богов». Главную роль здесь получил Анатолий Лобоцкий, до этого не имевший опыта киносъемок. Эпизод согласился сыграть сам Жерар Депардье.

В последние годы жизни режиссер руководил мастерской во ВГИКе. Однажды он набрал 30 студентов, при том что бюджетных мест было только 7. Восьмое Меньшов «выбил» у руководства вуза, еще за одну студентку заплатил из собственных средств (а это почти полмиллиона рублей).

Как педагог Владимир Валентинович давал ответ не на вопрос, как снимать кино, а, скорее, как относиться к жизни. Если в человеке просыпается личность, со своими взглядами и установками, режиссер из него вырастет. Но если этого нет, то и учить бесполезно, получится ремесленничество, а ремесленником Меньшов никогда не был.

Юлия и Владимир Меньшовы

Актерская копилка Владимира Валентиновича в 2019-м пополнилась ролью в фильме о блокадном Ленинграде «Крик тишины». Создатель ленты «Москва слезам не верит» развеял слухи о продолжении знаменитой ленты: смотреть на постаревших героев неинтересно, да и сюжетно все завершено.

Работа над мелодрамой «Большой вальс», в которой были задействованы жена и дочь, прекратилась из-за отсутствия финансирования.

Розыгрыш (1976)

Актеры: Дмитрий Харатьян, Евгения Ханаева, Наталья Вавилова, Андрей Гусев, Александр Жильцов, Николай Константинов, Арсен Михайлов, Евдокия Германова, Ирина Кораблёва, Галина Манухина, Нина Савищева, Дмитрий Николаев, Олег Табаков, Наталья Фатеева, Зиновий Гердт, Владимир Меньшов, Гарри Бардин, Любовь Мышева, Павел Винник, Мария Виноградова

Олег Комаровский, ученик 9 «Б» и признанный лидер класса, уверен, что цель оправдывает средства. Но с появлением Игоря Глушко всё меняется: одноклассники отмечают, что новенький — довольно интересный собеседник, всегда сдерживает свои обещания и готов отстаивать свои идеалы до победного конца.

Конфликт в классе обостряется.

И теперь каждый должен решить сам, как относиться к любви, дружбе, успехам и поражениям. У каждого — своя дорога к мечте.

https://youtube.com/watch?v=6O4whFqwTSI%3F

Крепкий хозяин

Можно до хрипоты спорить, в чем режиссер Меньшов сильней — в комедии или в мелодраме: в фильме «Москва слезам не верит» они органично перетекают друг в друга. Жаль только, что Меньшов, который стал скептически относиться к своим актерским способностям сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1965 году, сам всё-таки не отважился сыграть слесаря Гошу — бытует легенда, что такая мысль посещала режиссера, хотя он периодически это опровергает.

Если эта версия всё же имеет под собой основания, то вторая серия фильма могла получиться совсем другой и, возможно, в каких-то принципиальных психологических моментах более убедительной. У Алексея Баталова, при всей сумасшедшей любви к нему женского населения СССР, Гоша получился немного неврастеником, который хотел податься в интеллигенты, да не смог, а теперь лелеет свои комплексы и самоутверждается за женский счет, изображая крутизну, а женщина великодушно подыгрывает ему.

Меньшов

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (режиссер Владимир Меньшов)

Фото: РИА Новости

Если представить в этой роли Владимира Меньшова, то видится реально крутой, психически здоровый в лучшем смысле слова, но при этом и душевный мужик, которого действительно приятно слушаться без всякого ущерба для женского самолюбия и самостоятельности. А о том, какая «химия» могла бы возникнуть между Владимиром Меньшовым и его женой Верой Алентовой, можно судить по драме «Время для размышлений» Сергея Ашкенази, где актер любуется не собой, а партнершей, даже когда она превращается в сварливую истеричную бабу. Тут тоже герой прикидывается «серостью» и простачком, хотя за этой напускной простотой скрывается наблюдательный и проницательный психолог.

Одна из ключевых меньшовских реплик в фильме «Время для размышлений» — «Надо быть мужчиной» — может служить эпиграфом ко всей его актерской карьере. Меньшов создал образ идеального спутника для умной женщины, которой не нужны чувствительные разговоры и сентиментальные нюни, а важен внутренний стержень: у меньшовских персонажей он не просто стальной, но титановый.

В полнометражном актерском дебюте «Человек на своем месте» Алексея Сахарова герой Меньшова (первая премия за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале 1973 года) — напористый председатель колхоза. Едва приехав из деревни в город, он без труда пленяет хипстершу-архитектора (Анастасия Вертинская), не только исполнением под гитару развязной песни: «Робких девушек нежные души цепенеют при взгляде моем, а русалки выходят на сушу и кокетливо машут хвостом», но и тем, что всегда знает, чего хочет, выгодно выделяясь на фоне городских парней.

Меньшов

Владимир Меньшов в роли Семена Боброва (в центре) в фильме Алексея Сахарова «Человек на своем месте»

Фото: РИА Новости

О жене с высшим образованием мечтает и считающий себя простым, как валенок, совхозный бригадир из «Последней встречи» Одельши Агишева 1974 года. Тут меньшовский герой олицетворяет грубоватую прямоту, которая противостоит скользкой интеллигентской сложности, оставляющей человеку свободу для морально-этического маневра, самооправдания, компромисса. В споре «западника» и «советофила» бригадир занимает консервативную позицию: «Наделать побольше вещей, распустить мораль — это, что ли, цивилизация? Да я лучше в лаптях буду сидеть» — и довольно скромно оценивает свою руководительскую харизму: «Глотка у меня луженая, вот и весь мой авторитет».

Ширли-мырли (1995)

Актеры: Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Инна Чурикова, Армен Джигарханян, Игорь Угольников, Сергей Баталов, Лев Борисов, Ролан Быков, Леонид Куравлёв, Любовь Полищук, Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Ворошило, Нонна Мордюкова, Сергей Арцибашев, Евгений Весник, Евгений Герчаков, Аркадий Коваль, Евгений Александров, Александр Панкратов-Чёрный

Трое мальчуганов, трое родных братьев-близнецов еврейской национальности были разбросаны судьбой в младенчестве, и после того, как выросли, ничего не знали о существовании друг друга.

Один из них был подброшен в цыганский табор, воспитание было соответствующем. Он не впал лицом в грязь и стал цыганским бароном Романом Алмазовым. Второй попал в детский дом. Имея уникальный музыкальный слух, он развивал свои способности и стал известным музыкантом Иннокентием Шниперсоном. Лишь один из них, третий, воспитывался родным человеком – тетей, и рос в настоящей семье. Но, повзрослев, он стал вором и аферистом Василием Кроликовым, о котором узнали во всем СНГ.

Когда однажды в Якутии был найден необычайных размеров алмаз, названный «Спасителем России», новость не смогла пройти мимо ушей известного вора. Кроликов тут же завладевает драгоценностью, стоимость которой не только легко могла решить судьбу внешнего долга России, но и обеспечить её жителям трёхлетнее «кайфование» на Канарах.

Естественно, его активно ищут представители правоохранительных органов, в поле зрения которых попадают похожие на него как две капли воды близнецы. Об их отношении к Василию ведает лишь Прасковья Алексеевна, их родная тетушка.

https://youtube.com/watch?v=_v3Kl79PMuE%3F

«Где находится нофелет?», 1987

В этом фильме Меньшов не был режиссером, но исполнил главную роль — талантливого и робкого инженера Павла Голикова. Герой неопытен в общении с противоположным полом, он никак не может найти себе девушку и по-прежнему живет с родителями. Помочь инженеру покончить с холостой жизнью решает его двоюродный брат, для этого он придумывает необычный способ знакомства. Любопытно, что Владимира Меньшова выбрали на эту роль, когда он уже был знаменитым режиссером — заметив на себе пристальный взгляд сценариста картины он разнервничался и уронил булочку в кофе, который пил, — тогда Анатолий Эйрамджан понял, что именно таким и должен быть главный герой Павел.

«Ширли-мырли»,1995

Один из главных российских хитов 90-х годов. Несмотря на то, что Меньшов в середине десятилетия больше не планировал заниматься режиссурой, он так увлекся комедийным сценарием, что решил снять историю о братьях-близнецах, разлученных в детстве, для большого экрана. По сюжету один брат стал цыганским бароном, второй — музыкантом, а третий — аферистом. Именно ему и предстоит украсть алмаз рекордной стоимости. На сразу три главных роли пробовались Александр Абдулов, Никита Михалков и Олег Табаков, но достались они Владимиру Гаркалину, после того как Меньшов увидел его игру в театре.

Детство и юность

Родился будущий актер и режиссер в Азербайджане 17 сентября 1939 года. Мама, Антонина Александровна, была дочерью раскулаченных крестьян. Папа, Валентин Михайлович, служил на флоте помощником капитана. Знакомство родителей произошло на корабле, ходившем из Азербайджана в Иран.

Вскоре в семье появилось 2-ое ребятишек, у Владимира есть старшая сестра Ирина. Одно из особенно запомнившихся режиссеру мест того времени — кинотеатр Низами, где мальчик многократно любовался новинками кинематографа. Его кумиром тогда был Жерар Филипп. Строительством города занимались местные немцы, а маленький Володя с приятелями обменивали у них самодельные деревянные поделки на хлеб.

Владимир в детстве

Из-за специфической профессии отца семья постоянно меняла места обитания. Жили они как придется: в ветхих деревянных домишках без отопления, с туалетом во дворе. Но тогда многие жили в таких условиях и бытовые проблемы казались мелочью. В первый класс Володя пошел в Астрахани. Увлекался чтением, занятиями в драмкружке, играл в местном театре. Вскоре появилась еще одна страсть — кинематограф.

В 1947 году, после окончания войны, едва Володя окончил первый класс, отца перевели в Архангельскую область. После солнечного и веселого Баку тихая морозная северная природа произвела на мальчика колоссальное впечатление. Учился Владимир хорошо и окончил школу с серебряной медалью в 1957 году.

Наступило время определяться с будущей профессией. Папа хотел, чтобы сын связал жизнь с военной отраслью. Но увлечение кинематографом сформировало мечту об актерской профессии. После выпуска он приехал в Москву и попытался поступить во ВГИК, но с треском провалился, так как был совершенно не подготовлен. В 1965 году Владимир окончил Школу-студию им. В. Немировича-Данченко. Столичный ВГИК покорился лишь с 4-ой попытки, когда живой классик Михаил Ромм пригласил парня аспирантом в режиссуре художественных фильмов.

В годы молодости

Москва слезам не верит (1979)

Актеры: Вера Алентова, Алексей Баталов, Ирина Муравьёва, Александр Фатюшин, Раиса Рязанова, Борис Сморчков, Юрий Васильев, Наталья Вавилова, Олег Табаков, Евгения Ханаева, Валентина Ушакова, Виктор Уральский, Зоя Фёдорова, Лия Ахеджакова, Татьяна Конюхова, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Юматов, Леонид Харитонов, Павел Рудаков, Вениамин Нечаев

В центре этой культовой картины, которая давно стала визитной карточкой Владимира Меньшова, стали судьбы трёх подруг, приехавших из глубокой провинции покорять Москву.

В жизни скромной и тихой Тони всё складывается гладко и спокойно, без тревожных взлётов и падений. Людмила же уверена, что Москва — это счастливый лотерейный билет, а значит, и счастье у неё должно быть особенным. А Катя просто отчаянно и бесповоротно влюбляется в мужчину, который вскоре бросает её. Впрочем, Катерина не сдаётся: она достаточно сильная и гордая женщина, чтобы без посторонней помощи вырастить дочь и сделать карьеру.

Но порой так хочется простого, женского счастья…

https://youtube.com/watch?v=KvniW4658io%3F

Решительный нрав

Владимир Меньшов впервые стал знаменит, сыграв героя фильма «Человек на своем месте» — молодого сельского механизатора, наглеца в кожанке, который выдвинул сам себя в руководители колхоза и делом доказал, что приходит время новых, самостоятельно мыслящих людей. С той поры решительный мужской нрав Меньшова определил весь его актерский путь: в галерее созданных им образов нет слабаков и разгильдяев.

А в режиссуре ему было интересно экспериментировать, разведывать новое. Меньшов снял пять картин – прежде всего «Розыгрыш» о ребячьей бездумной жестокости и о пробуждении совести. Мелодраму «Москва слезам не верит» критики разнесли в пух и прах, а Американская киноакадемия присудила ей «Оскар». Тогда Меньшов победил мастодонтов мировых экранов – Франсуа Трюффо, Иштвана Сабо, Акиру Куросаву.

Любовь, Гурченко и море. Как Владимир Меньшов снимал «Любовь и голуби»
Подробнее

До сих пор любима зрителями лирическая мелодрама «Любовь и голуби».

Четвертой лентой стала яркая, искромётная комедия «Ширли-мырли», идеально отобразившая состояние общества после перестройки. Режиссеру удалось показать всё то, что замечал каждый житель страны, но о чем боялся сказать даже самому себе. Когда в 1995-м фильм вышел на экраны, новые элиты, конечно, устроили обструкцию, потому что усмотрели в картине критику происходящего вокруг, насмешку.

Далее последовала «Зависть богов» — по сюжету вариант «Варшавской мелодии», история невозможной любви людей из разных миров.

Владимир Валентинович начал снимать и шестой фильм – «Большой вальс». Но, к сожалению, начались проблемы с финансированием, и проект не был завершен. Меньшов так и остался создателем пяти фильмов – зато каких!

Повесть о настоящем человеке. Владимир Меньшов внушал веру в победу
Подробнее

Денег на шампанское не хватило

Меньшов и Алентова познакомились в студенческие годы — во время учебы на актерском факультете Школы-студии МХАТ. Скромную свадьбу в общаге сыграли на втором курсе — стол накрыли на стипендию в 20 рублей. Молодожены отдали деньги друзьям, чтобы те готовили торжество, а сами со свидетелями поехали в загс на трамвае. Свадебного наряда не было — Алентова просто надела свое самое нарядное платье.

После регистрации жених и невеста даже не поцеловались, потому что Вера распереживалась, когда увидела, что сотрудница загса открывает бутылку шампанского: платить-то было нечем! Молодых выручил деньгами свидетель. Молодая жена скромной свадьбой была довольна: «Мы приехали в общежитие и прекрасно отметили с ребятами с курса. На столе была селедка, огурцы, помидоры».

Педагоги были удивлены, когда узнали о свадьбе: многообещающая студентка Верочка, которую готовили ко вводу в спектакль МХАТа (с ним театр должен был ехать на гастроли в Америку), вышла замуж за малоперспективного студента Володю. Алентова так никогда не считала: «Он очень много читал, был эрудированным мальчиком.

Я не понимала педагогов, почему они не видят в нем того, что вижу я». Меньшов недавно подтвердил эту мысль — у жены была возможность рассмотреть его: «По манере поведения, по типажу я не ее человек. И если бы мы не учились на одном курсе, мы не были бы вместе. Нам был дан редчайший шанс узнать друг друга. У Веры была возможность присмотреться ко мне».

Когда-то много лет назад… Молодые родители Владимир и Вера с дочкой Юлей. Фото: личный архив

Родителями супруги стали, когда Меньшову было 30 лет, а Алентовой — 27. Дочь пары, актриса и телеведущая Юлия Меньшова, вспоминает: «В ясли меня отдали трехмесячной, а как только я вышла из младенческого возраста, перевели на пятидневку. Время было нелегкое, папа числился аспирантом на курсе у Михаила Ромма во ВГИКе, и стипендия ему была не положена. Ночами он подрабатывал, разгружая хлеб в булочной. Но денег нам не хватало, поэтому мама вскоре после родов вышла на работу в Театр Пушкина».

Когда Юле было три года, Меньшов и Алентова, не выдержав бытовых неурядиц, решили расстаться, но официально не разводились. И Владимир Валентинович, и Вера Валентиновна в молодости были весьма темпераментными, с характером, поэтому споры случались часто. Алентова вспоминала: «Быт, маленький ребенок — это тяжело… Особенно когда вы «понаехавшие» и не к кому обратиться за помощью. Начинаются не капризы, а обязательно обиды. «Почему тебя нет целыми днями дома?» — «Ну я же снимаю постоянно кино!» — «Я понимаю, но я тоже работаю в театре!»

Юля жила с мамой и бабушкой, часто виделась с отцом. У Владимира Меньшова за три с небольшим года разлуки с женой случился один роман — с актрисой Людмилой Туевой, которая была моложе его на 9 лет. А Алентова получила двушку от театра и даже прописала

в квартиру мужа, на что ее подруги крутили пальцем у виска. У Меньшова своей жилплощади не было. В первый класс Вера и Владимир повели дочь вместе,

а вскоре поняли — не могут они друг без друга. И вновь съехались. А у Людмилы Туевой вскоре родился сын Александр, которого некоторые стали называть внебрачным ребенком Меньшова. Однако сам Владимир Валентинович это отрицал, да и Туева никогда не заговаривала на эту тему.

«Папа растворяется в вечности…»

Владимир Меньшов с дочкой Юлией. Фото: Инстаграм

Недавно Юлия Меньшова опубликовала в Инстаграме этот снимок из последней фотосессии отца с такой подписью: «Папа всю жизнь любил настенные художественные календари. Затеяв семейную фотосессию в декабре 2020-го,

я хотела из полученных фотографий сделать для него большой перекидной календарь… Папа был очень доволен! Спустя полгода я уже немного подзабыла, как именно отбирала кадры, распределяя их по месяцам. Но вчера, заехав в квартиру родителей, натолкнулась глазами на замерший на календаре июнь и почти автоматически перекинула страничку…

А там оказалась именно эта фотография. Которая, теперь мне кажется, стала символом нашего прощания. Папа растворяется в вечности любви! Далеко не только моей! Всех, кто сегодня горюет…»

Убиралась она, готовил он

Меньшов гордился своей большой и дружной семьей (на фото с женой, дочерью, зятем Игорем Гординым, внуком Андреем и внучкой Тасей). Фото: Инстаграм

Бешеная популярность к Меньшову и Алентовой пришла после триумфа фильма «Москва слезам не верит», когда звездам было по сорок лет, а у их дочери начинался переходный возраст. Случались у режиссера и актрисы заграничные командировки — Меньшов привозил отовсюду чемоданы книг, а Алентова — обновки для дочери. Но Юле не разрешали надевать красивые вещи в школу или на встречи с одноклассниками.

Меньшова вспоминает: «Мама говорила, что не у всех родители ездят за границу, не все могут себе позволить иметь джинсы. На самом деле мама заблуждалась, и я часто выглядела скромнее всех в классе». Воспитывали родители Юлию строго. В интервью «Телепрограмме» Меньшова рассказывала: «Папа с огромной неприязнью относился к социальной группе, называемой золотой молодежью, и его самым большим ужасом была мысль, что я могу к ней хоть когда-нибудь примкнуть. Поэтому он довольно часто вел со мной разговоры о том, что нет ничего более унизительного, чем кичиться в обществе успехом своих родителей, подчеркивая, что мне еще только предстоит доказать миру свою состоятельность».

Меньшов отправлял дочь на летние каникулы к своей сестре в Астрахань — полоть грядки. Так что жили почти как все советские семьи. Алентова вспоминала: «Все, что касается уборки, стирки, прибивания полок, ремонта — это было на мне. Но мне повезло — готовил все Меньшов. Увидев, как я готовлю, он понял, что быстро протянет ноги, если будет это есть».

Помимо готовки, в семье Меньшов отвечал за киносеансы — всей семьей смотрели фильмы на видеомагнитофоне (в СССР это всегда был предмет роскоши. — Ред.), а перед этим режиссер рассказывал жене и дочке о картине и ее создателе. Юля вспоминала, что у папы взрослый интерес к ней появился лет с 12 — он начал подсовывать ей книги, которые надо прочесть, говорил, в какие музеи надо сходить…

В последнее время уже дочка могла советовать папе книги. Любовь у Алентовой и Меньшова была такая крепкая, что незадолго до золотой свадьбы они обвенчались. «Поменялось ли что-то в моей жизни? Нет! Но покой в моей душе воцарился!» — говорила Вера Валентиновна.

А еще как-то вспомнила романтическую историю, характеризующую их любовь: «Однажды в мой день рождения я уезжала на гастроли в Ленинград. Володя пришел меня провожать на вокзал. Я сказала: мне так грустно, что я еду одна. «Какие проблемы?» — ответил Володя и прыгнул в вагон. Билета у него не было, поэтому он лег на мое место и спал замечательно. А я сидела на корточках и всю ночь смотрела на него, думая, какое это счастье…»

Вклад в культуру

В 1990-е годы, когда для отечественного кино наступает тяжелый период, Меньшов снимает «Ширли-Мырли» — картину, которая по количеству просмотров опережает множество фильмов западного производства. В это же время Меньшов снимается в «Сочинение ко дню победы», «Китайский сервиз», «Генерал», «Русский регтайм». В жанре ретро-мелодрамы Владимир Валентинович снимает киноленту «Зависть богов» (2000 г.). В основу фильма легла история любви обычной советской женщины и иностранца (описание событий 1984 г.). Жена режиссера и актриса В. Алентова сыграла в фильме главную роль.

Премии:

  • Оскар за «Лучший фильм на иностранном языке» («Москва слезам не верит»).
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актёрскую работу» за 1973 год
  • Премия «Золотой орёл — 2014» в номинации «За лучшую мужскую роль второго плана» (2014)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (11 января 1984 года) — за заслуги в области советского киноискусства
  • Народный артист РСФСР (8 декабря 1989 года) — за большие заслуги в области советского киноискусства
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1978) — за фильм «Розыгрыш» (1976)
  • Государственная премия СССР (1981) — за фильм «Москва слезам не верит» (1979)

Владимир Меньшов очень резкий в своих высказываниях человек и не может спокойно относиться к ситуации с отечественных кинематографов сегодняшних дней. Он не редко высказывается по этому поводу обвиняя в проблемах власть, актеров, режиссеров. Все так и есть, а Владимир – из тех людей, кто имеет право на критику. Но сам талантливый режиссер к проблемам современного русского кино имеет маленькое отношение. Более того, если кто и сможет спасти его, то только Владимир Меньшов.

Биография

Владимир Валентинович родился в 1939 году в Баку. Свою трудовую деятельность он начал в Астрахани в качестве токаря на судоремонтном предприятии. Затем будущий кинорежиссер и актер занимался шахтерским промыслом в Воркуте. После этого работал матросом в экспедиционном плавании по Каспийскому морю. Владимир Меньшов

В возрасте 19 лет Меньшов уже был в составе Астраханского драмтеатра. А спустя 7 лет (в 1965 г.), после успешного окончания школы-студии МХАТ Владимир Валентинович пришел работать в драматический театр имени Лермонтова в Ставрополье. Здесь он получил свой первый опыт работы ассистентом режиссера. В 1970 году после окончания аспирантуры ВГИКа (режиссура художественных фильмов), талантливый сценарист плодотворно работал на киностудии «Мосфильм».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector