Михаил глузский — биография, новости, личная жизнь

Биография[ | код]

Родился 21 ноября 1918 года в Киеве в семье поэта и журналиста Андрея Михайловича Гмырёва, переселившегося в Киев из Петрограда в середине 1917 года, и Ефросиньи Кондратьевны Глузской. Отец актёра построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад со множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился.

В 1922 году после смерти отца семья переехала в Москву. В школу будущий знаменитый актёр пошёл в Баку, где ему довелось в течение двух лет жить у своего бывшего отчима (1926—1928). В 1929 году вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем — учеником электромонтёра и электромонтёром в Центральном универмаге Мосторга (1933—1936). Окончил вечернюю школу рабочей молодёжи, участвовал в художественной самодеятельности при клубе Мосторга под руководством актёров МХАТ-2 Б. Васильева, К. Ратомского, А. Потоцкого, играл в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ).

В 1936—1940 годах учился в Школе киноактёров при киностудии «Мосфильм», в июле—октябре 1940 года — актёр киностудии. В 1938 году дебютировал в кино в фильме «Семья Оппенгейм».

В 1940 году был призван в армию, проходил службу в команде при Центральном театре Красной армии. В годы войны участвовал во фронтовых бригадах.

В —1995 годах — актёр Театра-студии киноактёра.

В 1949—1950 годах — актёр Драматического театра Группы советских войск в Германии.

Работал по приглашениям в театре «Современник», в Драматическом театре им. М. Ермоловой в Москве.

Михаил Глузский в роли Тарапаты в фильме «Повесть о „Неистовом“» (1947)

Режиссёры охотно звали его сниматься в кино, но в основном на небольшие роли. Снялся более чем в 150 кинофильмах, в том числе: «Повесть о настоящем человеке», «Тайна двух океанов», «Тихий Дон», «Кавказская пленница», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Золотая мина», «ТАСС уполномочен заявить…» и многие другие.

Одним из лучших образов актёра в кинематографе стала роль академика Сретенского в фильме И. Авербаха «Монолог» (), где устами актёра пожилой высокоостепенённый учёный, сделавший блестящую научную карьеру, с пронзительно исповедальной интонацией рассказывает о скрытой от друзей и коллег драме одинокой жизни, в осеннем сквере встречает призрак своей несостоявшейся юношеской любви, а наяву переживает непростые, отягощённые бытовыми неурядицами отношения с непутёвой дочерью (М. Терехова) и зятем, а также с обретающей первый романтический опыт внучкой (М. Неёлова). Стандартная фраза «фильм о смысле жизни» как нельзя более применима к этой картине.

Работал на радио и телевидении, его голосом говорят многие персонажи дублированных иностранных фильмов. Первым стал исполнять стихи российского поэта Н. А. Заболоцкого, которые долгие годы были запрещены в СССР.

В —1991 годах — секретарь правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино в СК СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооружёнными Силами СССР. Последняя общественная работа — руководство комиссией ветеранов кино и Военно-шефской комиссией Москвы.

В —1996 годах преподавал на кафедре актёрского мастерства во ВГИКе (с 1994 — профессор). В —1998 годах руководил двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа и выпустил два курса (таджикский и русский).

Могила на Ваганьковском кладбище Москвы

С 1995 года — актёр театра «Школа современной пьесы», где играл в спектаклях «Уходил старик от старухи» Семёна Злотникова, «Антигона в Нью-Йорке» Януша Гловацкого, «Чайка» А. П. Чехова.

Последняя его роль на телеэкранах была в сериале «Дальнобойщики», в 14 серии, которая вышла уже после смерти актёра.

13 мая 2001 года последний раз вышел на сцену театра в спектакле «Чайка», в роли Сорина. Его посадили на инвалидную коляску (по сценографии спектакля персонаж всё действие проводит в ней). Сразу же после спектакля актёра отвезли в больницу. В ту же ночь ему ампутировали ногу.

Скончался 15 июня 2001 года на 83-м году жизни в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 12А).

Фильмография персоны

Актер

  1. 7,24
    Дальнобойщики (2001) (сериал)
  2. 4,50
    Бременские музыканты & Co (2000)
  3. Князь Юрий Долгорукий (1998)

  4. 10,00
    Мытарь (1997)
  5. Мужчина для молодой женщины (1996)

  6.  Русский паровоз (1995)
  7.  Horn, Das (1994)
  8. Черный Дьявол (1993)

  9.  Детство Никиты (1992) (сериал)
  10. 9,00
    Черный квадрат (1992)
  11. Кровь за кровь (1991)

  12. Пока гром не грянет (1991)

  13. Русские братья (1991)

  14. Умирать не страшно (1991)

  15.  Ныне прославится сын человеческий (1990)
  16.  Убийство на монастырских прудах (1990)
  17.  Бархан (1989)
  18. 9,00
    Вход в лабиринт (1989) (сериал)
  19. 7,71
    Трудно быть богом (1989) … отец Гаук
  20. Клад (1988)

  21. Без солнца (1987)

  22. 8,90
    Десять негритят (1987)
  23. Запомните меня такой (1987) … начальник

  24. 8,50
    Крейцерова соната (1987)
  25. Где-то гремит война (1986)

  26. 8,00
    Жизнь Клима Самгина (1986) (сериал)
  27. Последняя дорога (1986)

  28. 8,75
    И на камнях растут деревья (1985)
  29.  Из жизни Потапова (1985)
  30. Зачем человеку крылья (1984)

  31. Ольга и Константин (1984)

  32. 7,83
    ТАСС уполномочен заявить… (1984) (сериал)
  33. Дублер начинает действовать (1983) … Цыбин

  34. Здесь твой фронт (1983)

  35.  Мышонок и кошка (1983)
  36. Ученик лекаря (1983)

  37. Голос (1982)

  38. Никудышная (1982)

  39. 7,00
    Остановился поезд (1982)
  40. Предчувствие любви (1982)

  41.  Солнечный ветер (1982) (сериал)
  42. Транзит (1982)

  43. Брелок с секретом (1981)

  44.  Затишье (1981)
  45.  Желаю успеха (1980)
  46. Каждый третий (1980) … Евдоким Ягодкин

  47. Крах операции «Террор» (1980)

  48. Серебряные озера (1980)

  49. 10,00
    Похищение «Савойи» (1979)
  50. 10,00
    Иванцов, Петров, Сидоров (1978) … Семен Ильич Сидоров
  51. 8,00
    Поздняя встреча (1978) … отец фронтового друга Гущина
  52. Счет человеческий (1978)

  53.  Гармония (1977)
  54. 9,00
    Золотая мина (1977)
  55. 8,00
    Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977)
  56. 8,00
    Почти смешная история (1977)
  57. 10,00
    Степь (1977)
  58.  Всего одна ночь (1976)
  59. 9,00
    Длинное, длинное дело (1976)
  60. 8,00
    Красное и черное (1976) (сериал) … Аббат Пирар
  61.  Обелиск (1976)
  62. 8,56
    Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  63.  Клоп 75 или Маяковский смеется (1975)
  64. Последняя жертва (1975)

  65. Рассказ о простой вещи (1975)

  66.  Земляки (1974)
  67. Пламя (1974) … Семён Иванович Гузей

  68. 8,00
    Премия (1974)
  69. Птицы над городом (1974)

  70. 10,00
    За облаками небо (1973)
  71.  Товарищ бригада (1973)
  72.  Дела давно минувших дней (1972)
  73. 9,00
    Ехали в трамвае Ильф и Петров (1972)
  74.  Инженер Прончатов (1972)
  75. 7,00
    Монолог (1972) … профессор Сретенский
  76. 6,00
    Миссия в Кабуле (1971)
  77.  Пришел солдат с фронта (1971)
  78. Обратной дороги нет (1970)

  79.  Счастье Анны (1969)
  80.  Цена (1969)
  81. Гроза над Белой (1968)

  82. Крах (1968)

  83. 9,20
    На войне как на войне (1968)
  84. 8,00
    В огне брода нет (1967)
  85. 9,00
    Конец «Сатурна» (1967)
  86. Места тут тихие (1967) … Александр Ильич Братнов

  87. Разбудите Мухина! (1967)

  88. 9,10
    Кавказская пленница, или новые приключения Шурика (1966)
  89. Как Вас теперь называть?.. (1966) … командир партизанского отряда

  90. Кто придумал колесо? (1966)

  91.  Сегодня — новый аттракцион (1966)
  92. Где ты теперь, Максим? (1965)

  93.  Как Вас теперь называть? (1965)
  94. Большая руда (1964)

  95.  Первый снег (1964)
  96. Два воскресенья (1963)

  97. 9,17
    Живые и мертвые (1963)
  98. 8,00
    Каин XVIII (1963)
  99. 7,50
    Люди и звери (1962) … Василий Клячко
  100.  Ловцы губок (1960)
  101. 7,00
    Мичман Панин (1960) … Усольцев
  102. Ночной гость (1958)

  103. 8,33
    Последний дюйм (1958) … Гиффорд
  104.  Ласточка (1957)
  105. 8,92
    Тихий Дон (1957)
  106.  Попрыгунья (1955)
  107.  Судьба барабанщика (1955)
  108. 8,67
    Тайна двух океанов (1955)
  109.  Таинственная находка (1953)
  110. 9,00
    Повесть о настоящем человеке (1948) … в титрах не указан
  111.  Девушка с характером (1939)
  112.  Минин и Пожарский (1939)

Личная жизнь Михаила Глузского

В молодости Глузский имел репутацию трудоголика и холостяка со стажем – все свое время он посвящал работе, в громких любовных историях замечен не был. Однажды на одном из студенческих вечеров в ГИТИСе 32-летний Михаил увидел молодую студентку Катю Перегудову, которая произвела на него сильное впечатление. Он стал искать с ней встречи и при первом же удобном случае напросился в гости к общим друзьям, узнав, что девушка там тоже будет.

Михаил Глузский – выдающийся советский актер

Катя пришла не одна, а с мужем, но это не остановило влюбленного Глузского. Он предложил Перегудовой сходить в магазин, и они несколько часов гуляли по вечерней Москве, забыв обо всем на свете. Буквально на следующий день Михаил должен был уезжать в Германию, где его ждала работа в театре Группы советских войск.

Михаил Глузский и его жена Екатерина Перегудова

Долгожданная командировка стала для артиста настоящей пыткой – он забрасывал любимую письмами с признаниями в любви и в итоге уговорил ее уйти от мужа. Через год, прервав контракт, Глузский вернулся в Москву и сделал Кате предложение. Перегудова ушла от мужа, но тот еще долго не соглашался на развод, и только рождение сына Андрея (1951) поставило окончательную точку в отношениях с бывшим супругом.

Спустя несколько лет у супругов родилась дочь Маша. В ту пору у Михаила Андреевича не было хороших ролей, и иногда, по его словам, он приносил с работы домой только «моральное удовлетворение». Со временем финансовая ситуация выправилась, актер выхлопотал кооперативную квартиру и смог обеспечить семье достойный уровень жизни.

Михаил Глузский с дочерью Марией (слева) и женой Екатериной (справа)

Супруги прожили душа в душу почти пятьдесят лет, воспитали четверых внуков. На похоронах Глузского Екатерина Павлова пообещала детям, что побудет с ними еще два года и уйдет вслед за своим любимым Мишей. Так и случилось – в 2003 году Перегудова скончалась, а в 2011 не стало старшего сына Андрея.

Последние годы жизни и смерть

В 1999 году в автомобильной аварии погиб Евгений Дворжецкий – близкий друг Глузского и его коллега по сцене. Эта трагедия серьезно подкосила здоровье уже немолодого артиста, у него начались проблемы с сердцем и сосудами, давала о себе знать старая травма ноги, полученная еще в молодости. Тем не менее, Михаил Андреевич продолжал сниматься в кино и выходить на сцену театра, а свой последний спектакль отыграл за месяц до кончины.

Чтобы помнили. Михаил Глузский

Режиссер Иосиф Райхельгауз пытался подыскать Глузскому замену в спектакле «Чайка», но актер настоял, что сам выйдет на сцену. За неделю до этого он попал в больницу с высокой температурой, но все же нашел в себе силы, чтобы 13 мая 2001 года выйти на сцену. Зрители даже не заметили, что Глузский тяжело болен – в финале он со всеми остальными артистами вышел на поклон, а через несколько часов оказался в реанимации. В ту же ночь Михаилу Андреевичу ампутировали ногу, затем у него отказали легкие и выкарабкаться он уже не смог.

Могила Михаила Глузского

Глузский умер от сердечного приступа 15 июня 2001 года, похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с любимой женой Екатериной Перегудовой и сыном Андреем.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Фильмы

Карьера киноактера начиналась с маленьких ролей в картинах «Минин и Пожарский» и «Девушка с характером», которые вышли на экран в 1939 году. В следующем году были еще две небольшие роли, благодаря которым Михаила Глузского приняли в штат «Мосфильма».

Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон»

В 50-е режиссеры предлагали ему в основном отрицательных героев. В приключенческой ленте «Тайна двух океанов» Глузский был убедителен в роли шпиона Ивашева, а в «Тихом Доне» он блистательно сыграл есаула Калмыкова. Как позднее рассказывал актер в одном интервью, Калмыкова он воспринимал как цельную личность, верную своим идеалам.

После «Тихого Дона» Глузский не сидел без работы. «Монолог», «Последняя жертва», «Миссия в Кабуле» и еще десятки разноплановых ролей – в каждой артист был убедителен. В общей сложности Михаил Глузский сыграл больше 150 ролей. Широко известны работы Михаила Андреевича в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он сыграл администратора гостиницы, в приключенческой ленте «Последний дюйм», в котором рассказывалось о случае в североафриканской Акульей бухте. Убежденного большевика Фокича актер сыграл в драме Глеба Панфилова «В огне брода нет».

Михаил Глузский в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Среди фильмов, снискавших популярность, в репертуаре Глузского числятся «Живые и мертвые», «Пламя», «Десять негритят», «Тасс уполномочен заявить». Партнерами артиста становились Кирилл Лавров, Марина Неелова, Маргарита Терехова, Ольга Машная и другие.

В фильме Николая Губенко «Пришел солдат с фронта» актер воплотил на экране героя с сильным характером. Потеряв в боях руку, солдат возвращается домой, где его ждет более ужасная весть – супруга умерла, оставив дочь сиротой. Герой Глузского находит силы не только воспитать девочку, но и помочь родному селу восстановиться. К военной тематике относятся также фильмы с участием Михаила Глузского «На войне как на войне», «Освобождение». В военной драме «Украденный поезд» артист воплотил на экране образ офицера немецкой армии.

Михаил Глузский в фильме «Тасс уполномочен заявить»

В биографии Михаила Глузского было много наград, призов и премий. Он являлся кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством». В 1997 году удостоился премии «Ника» за работу в фильме «Мужчина для молодой женщины», а через два года стал лауреатом премии в категории «Честь и достоинство». В новом веке актер появился в проектах «Бременские музыканты и Со», «Дальнобойщики», «На полпути в Париж». Последней работой в фильмографии актера стала его роль в юмористическом киножурнале «Ералаш».

Карьера в кино

Глузский Михаил Андреевич, фильмография которого насчитывает более 150 работ в кинематографе, впервые был приглашен на съемочную площадку еще в 1938 году. Режиссер Г. Рошаль предложил ему эпизодическую роль гимназиста в киноленте «Семья Оппенгейм».

Затем последовал фильм «Девушка с характером» (1939), в котором Глузскому достался образ пограничника Петрова. В киноленте «Минин и Пожарский» (1939) он предстает перед зрителем в роли дворового. Все это были эпизодические роли, но актер мастерски справлялся с теми задачами, которые ставили перед ним режиссеры. Со времен на съемочной площадке Михаил Андреевич превратился в маститого лицедея, но чаще всего ему предлагали сыграть отрицательных персонажей. Однако со временем он смог доказать, что может перевоплощаться не только в злодеев. Настоящую славу и признание ему принесли две киноленты: в приключенческо-фантастической ленте «Тайна двух океанов» (1955) зрителю особенно запомнился образ шпиона Ивашова, а в легендарной картине «Тихий Дон» (1958) лицедей максимально правдоподобно изобразил есаула Калмыкова. Фильмы с участием Глузского Михаила до сих пор востребованы широкой зрительской аудиторией.

1887—1911

Алексей Михайлович Гмырев прожил только 24 года. Родом из Смоленска. Окончил 3 класса шестиклассного городского училища. С 15 лет рабочий в Николаеве, с 16 лет член РСДРП, революционер-подпольщик, в 19 лет выслан в Архангельскую губ., бежал. В 1908 г. был приговорен к каторге и умер от чахотки в одиночной камере каторжной тюрьмы. При жизни поэта в 1910—1911 гг. в печати появилось всего несколько стихотворений. В 1912 г. некоторые стихи были опубликованы в «Правде» и «Невской звезде». Но друзья и невеста Гмырева сохранили написанное им; сборник «За решеткой» вышел в 1926 г. Гмырев — революционный романтик, знавший массы «на верх горящих баррикад», и задушевный лирик в стихах о природе и любви. Поэта неоднократно сравнивали с горьковским Данко (стихотворение «Гори, мое сердце»). Д. Шостакович написал несколько музыкальных поэм на стихи Гмырева и предисловие к книге о нем (Уралов Т. Потомок прометеев. Одесса, 1980).

Изд.: Гмырев А. Стихи. Письма. Смоленск, 1961.

….

ПРИЗЫВ

Нет, товарищи! Так дольше жить нельзя!
Лучше смерть, чем жизнь позорная рабов!
Выходите же на улицу, друзья,
Из своих прогнивших домиков-гробов!

Прочь бессилье! Становитеся в ряды,
И вперед, на верх горящих баррикад!
За свободу! Против мрака и нужды!
Тот изменник, кто вернется с них назад.

Кровь прольется… Ну так что же? Без крови?
Ни один народ свободы не добыл, —
Царство воли, царство счастья и любви
Люди строят на развалинах могил.

Вот и мы, на месте тюрем и дворцов,
Наше царство вечной правды создадим
И за рабство наших дедов и отцов
Всех врагов позорной плахой наградим.

А героев, павших в битве роковой,
С честью в братскую могилу отнесем,
И курган ее мы вольною толпой
Вечной памяти цветами уберем.

414

Выходите же на улицу скорей,
На борьбу, на верх горящих баррикад!
Стыдно жить под гнетом мрака и цепей.
Смерть иль воля! — вот наш лозунг и набат.

<1905—1906>

АЛАЯ

Мы идем навстречу солнцу. Мы идем
И свободе песню алую поем.
Алым звоном над землей гудит она,
Пробуждая, ужасая, как война.
И сзывая гордых сердцем и душой,
Мощно льется наша песня над землей.
Мы идем навстречу солнцу, мы идем
И свободы знамя алое несем.
Кровью солнца мы окрасили наш стяг,
И горит он, побеждая вещий мрак.
Креп по павшим — стяга черное древко
Хорошо нести нам знамя и легко.
Мы идем под алым стягом, мы идем
С алой песней, алым солнечным путем.
Труден путь наш, полный терний и смертей,
Но зато он самый алый из путей.
Длинен путь наш, беспрерывный, вековой,
Но зато он самый чистый и прямой.
Нас немного, нас немного, но в пути
К нам примкнут борцов мильоны, чтоб нести
Наше бремя, наше знамя, волю, кровь.
Мы безумны, но бессмертны, как любовь.
Так долой же плач и отдых у могил!
Дальше, дальше все, кто солнце полюбил.
Мы идем навстречу солнцу, мы идем,
Мы идем и знамя алое несем.

<Конец 1906 — начало 1907>

* * *

Гори, мое сердце, бестрепетно, смело,
Не прихотью чувств, не бесплодной тоской,
А жаждой великого общего дела
В борьбе за свободу отчизны родной.

415

В тюрьме я. А там, за стенами, на воле
Борьба… Там дрожат властелины-цари…
Телами борцов покрывается поле…
Гори, мое сердце, сильнее гори!

Крепки еще цепи тупого насилья!..
Темно. Чуть забрезжился отблеск зари.
О, если бы вольности, вольности крылья!
Гори, мое сердце, сильнее гори!

Гори! Твое страстное, гордое пламя
Охватит немало таких же сердец.
Гори, мое сердце, как красное знамя,
Которое поднял рабочий-борец.

<Январь — апрель 1907>

* * *

Я погибну, но вместе со мной не умрут
Пролетарские песни мои.
Знаю я, что к могиле моей не придут
Ни друзья, ни слепые враги.

Далеко за тюрьмой, где клубится туман,
Без обряда схоронят меня,
И покроет могилу колючий бурьян
С первым зноем горячего дня.

А зимой, когда вьюга заплачет над ней
И ковром снеговым опахнет,
Зазвенят мои песни по шири степей,
И, быть может, хоть звук до любимых людей
Буйный ветер тогда донесет.

Я умру, но со мною в тюрьме не умрет
Муза-узница, крошка моя.
И в последний мой час лишь она обовьет
Грустной песней и лаской меня.

1911

416

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2021. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

Карьера в кино, просветительская деятельность

Так сложилось, что в начале кинокарьеры за Глузским закрепилось амплуа актера, исполняющего роли отрицательных персонажей – шпионов, белогвардейцев и жуликов. Это случилось благодаря выходу на экраны приключенческой картины «Тайна двух океанов» (1956), в которой Михаил Андреевич мастерски перевоплотился в хитрого и коварного вражеского шпиона, скрывающегося под маской рядового музыканта.

Следующей яркой работой стала роль есаула Калмыкова в трехсерийной экранизации шолоховского «Тихого Дона», которая принесла актеру всесоюзную известность. Актеру мастерски удалось передать зрителям всю трагедию судьбы своего персонажа, который сумел до конца сохранить верность воинской присяге и не посрамил честь русского офицера.

Глузский до конца своих дней был благодарен Герасимову за эту роль и всегда с удовольствием снимался в его фильмах, пусть даже в совсем небольших эпизодах. Чего только стоит второстепенная, но такая мощная роль аббата Пирара в исторической драме «Красное и черное» (1976), где актерский талант Михаила Андреевича заиграл совершенно новыми гранями.

Заслуживает внимания и комедийный дар актера – ярким примером может служить харизматичный администратор гостиницы из культовой комедии «Кавказская пленница» (1966), который учит Шурика произносить местные традиционные тосты.

Ну а лучшей киноработой Глузского по праву считается роль пожилого академика Сретенского в трогательной психологической драме Ильи Авербаха «Монолог» (1972). Эту картина – глубокое философское размышление о смысле жизни, исповедь пожилого человека, оказавшегося на старости лет совершенно чужим и ненужным родной дочери (Маргарита Терехова) и внучке (Марина Неелова).

Выдающиеся роли Михаила Андреевича можно перечислять еще долго – он никогда не отказывался от работы, даже в тяжелые для всей страны 90-е, когда отечественная киноиндустрия находилась в полном упадке. Мало кто знает, что Глузский – мастер художественного слова, великолепный чтец и декламатор. Он много лет работал на радио и телевидении, дублировал иностранные фильмы, озвучивал мультфильмыи даже снимался в «Ералаше».

Творческую деятельность Глузский успешно совмещал с общественной и преподавательской – выпустил два курса ВГИКа, руководил Комиссией ветеранов кино, в 1986-91 годах был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

За неоценимый вклад в отечественную культуру Михаил Андреевич был удостоен звания Народного артиста СССР и награжден высокими правительственными наградами.

Дальнобойщики (2001)

Боевик, Драма, Комедия, Мелодрама, Приключения, Русский сериал

tagЗавершён, tagРоуд-муви

Режиссер:Юрий Кузьменко

В ролях:Владислав Галкин, Борис Химичев, Ольга Дегтярева

Опытному водителю КамАЗа, Федору Ивановичу, достается в напарники молодой шалопай Сашко. Им самим, как и всем окружающим, очевидны различия в их характерах и отношении к жизни. Но первый же совместный рейс показал, что они могут положиться друг на друга. Какие только грузы не перевозила их фура! Очень часто очередная командировка представляла опасность для их жизни, но товар всегда был доставлен в срок. Как и все дальнобойщики, Федор Иваныч и Сашко проводят всю жизнь в дороге. А ситуации в дороге, как и в жизни, непредсказуемы.

Бег (1971)

Военный, Драма, Исторический, Советский фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Михаил Булгаков

Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов

В ролях: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий

Действия фильма разворачиваются в конце гражданской войны. Красная армия заканчивает уничтожение последних очагов сопротивления белых. Одним из таких очагов остается Крым, который все еще находится в руках белых. После того как красная армия вторгается в Крым, многим его жителям, не разделяющим идеи революции и красного движения, приходится бежать. Ведь красные не церемонятся с «врагами народа». Среди тех, кто решает покинуть Родину, чтобы сохранить свою жизнь, оказываются самые разные люди, которым теперь придется держаться вместе, чтобы выжить.

Карьера в кино, просветительская деятельность

Так сложилось, что в начале кинокарьеры за Глузским закрепилось амплуа актера, исполняющего роли отрицательных персонажей – шпионов, белогвардейцев и жуликов. Это случилось благодаря выходу на экраны приключенческой картины «Тайна двух океанов» (1956), в которой Михаил Андреевич мастерски перевоплотился в хитрого и коварного вражеского шпиона, скрывающегося под маской рядового музыканта.

Михаил Глузский в фильме «Тайна двух океанов»

Следующей яркой работой стала роль есаула Калмыкова в трехсерийной экранизации шолоховского «Тихого Дона», которая принесла актеру всесоюзную известность. Актеру мастерски удалось передать зрителям всю трагедию судьбы своего персонажа, который сумел до конца сохранить верность воинской присяге и не посрамил честь русского офицера.

Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон»

Глузский до конца своих дней был благодарен Герасимову за эту роль и всегда с удовольствием снимался в его фильмах, пусть даже в совсем небольших эпизодах. Чего только стоит второстепенная, но такая мощная роль аббата Пирара в исторической драме «Красное и черное» (1976), где актерский талант Михаила Андреевича заиграл совершенно новыми гранями.

Михаил Глузский в фильме «Красное и черное»

Заслуживает внимания и комедийный дар актера – ярким примером может служить харизматичный администратор гостиницы из культовой комедии «Кавказская пленница» (1966), который учит Шурика произносить местные традиционные тосты.

Михаил Глузский в комедии «Кавказская пленница»

Ну а лучшей киноработой Глузского по праву считается роль пожилого академика Сретенского в трогательной психологической драме Ильи Авербаха «Монолог» (1972). Эту картина – глубокое философское размышление о смысле жизни, исповедь пожилого человека, оказавшегося на старости лет совершенно чужим и ненужным родной дочери (Маргарита Терехова) и внучке (Марина Неелова).

Михаил Глузский в фильме «Монолог»

Выдающиеся роли Михаила Андреевича можно перечислять еще долго – он никогда не отказывался от работы, даже в тяжелые для всей страны 90-е, когда отечественная киноиндустрия находилась в полном упадке. Мало кто знает, что Глузский – мастер художественного слова, великолепный чтец и декламатор. Он много лет работал на радио и телевидении, дублировал иностранные фильмы, озвучивал мультфильмыи даже снимался в «Ералаше».

Запомните меня такой (1987)

Драма, Советский фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Роман Солнцев «Мать и сын»

Режиссер: Павел Чухрай

В ролях: Ангелина Степанова, Олег Борисов, Ия Саввина

Мария – уже немолодая женщина по воле судьбы вынужденная проживать в Ленинграде с дочерью. За годы жизни Мария повидала много чего, но всё произошедшее, в том числе и некогда блокада Ленинграда никак не повлияло на её принципы и убеждения. Скоро у женщины должен состояться юбилей, на который приглашены сыновья и их жёны с детьми и внуками. Вся семья в сборе, стол накрыт, празднование в самом разгаре. Однако торжество проходит как-то не весело, а всё потому что Мария, сторонник других идеалов, видит насколько нынешнее поколение отстало от тех идеалов, к которым она привыкла. В какой-то момент женщина начинает сокрушаться, что в нынешнем мире нет людей, на которых можно было бы оставить страну. Позже Мария начинает рассказывать близким родственникам о блокаде и молодости.

Михаил Глузский: биография личной жизни

Все силы Глузский отдавал любимой работе. Казалось, женщины его совершенно не интересуют: он имел репутацию холостяка со стажем. Актеру исполнилось уже 32, когда он в зале Всероссийского театрального общества увидел симпатичную девушку Екатерину, почти на 10 лет младше его. Она училась в ГИТИСе на театроведа и была замужем, о чем актеру тут же сообщил приятель. Но этот факт не остановил бойкого Михаила, заявившего другу: «Она будет моей женой!»

В тот вечер он возвращался домой в приподнятом настроении, подбирал слова, как расскажет матери о том, что встретил наконец-то свою половинку. Однако его ждала печальная новость: мать с перитонитом увезли на скорой. Ранним утром Михаил бросился в больницу, но опоздал — ночью Ефросинья Кондратьевна скончалась. Глузский воспринял это как знак: «Мама передала меня из своих рук в руки Кати…»
Он изо всех сил искал повода для встречи с Екатериной — и нашел: через общих знакомых напросился к ней на модную в те времена студенческую вечеринку. Вина не хватило, и Михаил вместе с Екатериной отправились за «добавкой». По дороге разговорились и уже не могли расстаться: забыв про застолье, всю ночь гуляли по Москве. Утром Катю встретил разъяренный муж, а Михаила — приглашение в драмтеатр Дрездена.
Они обменивались частыми и нежными письмами, Глузский придумывал Екатерине ласковые прозвища, почти в каждом послании признавался в любви: «Моя бритая головушка целиком принадлежит тебе, дорогая. Захочешь ты сделать ее счастливой или нет? Все в твоих лапках!» Вдалеке от любимой он выдержал всего год, разорвав в итоге престижный контракт.
Екатерина оставила супруга, а тот из мести долго не соглашался на развод, даже когда она уже была беременна от Михаила. Родившийся сын Андрей по документам несколько месяцев носил чужую фамилию.
Позже на свет появилась и дочь Мария. В тот период у Глузского как раз не было хороших ролей, он брался за любую работу, но, как много лет спустя говорила в интервью его дочь, «приносил домой только моральное удовлетворение». Жили в коммуналке, донашивали чужие вещи, питались скромно, но при этом были счастливы.

Глузский оказался очень нежным и заботливым отцом. Он катался с детьми на лыжах, читал им стихи и вел задушевные беседы, не гнушался стиркой. Со временем все наладилось: Глузские купили кооперативную квартиру, автомобиль, стали ездить в заграничные путешествия и устраивать застолья с фирменным блюдом Михаила -салатом из рябчиков.
Михаил Андреевич был очень надежным, заботливым человеком — причем не только по отношению к близким. Однажды он приехал в санаторий отдохнуть, а у одной отдыхающей в городе заболел сын. Дело происходило ночью, стали срочно искать, кто подбросит ее до электрички. Все отказывались. Один только Глузский, несмотря на усталость после дороги, без долгих уговоров завел свои «жигули» и довез даму до самого дома.

Михаил Глузский: биография

Во взгляде Михаила Глузского читается многое: серьезность, ум, надежность, великодушие. Такой точно не подведет. И даже если актер играл отрицательных персонажей, они получались у него многогранными, каждый со своей правдой.

Михаил родился в Киеве на следующий год после революции — в ноябре 1918-го. Сюда из кровавого пекла Петрограда бежал его отец, поэт и журналист Андрей Михайлович Гмырев. На припрятанные деньги удалось купить под Киевом кусок земли, на котором родитель посадил прекрасные плодовые деревья, построил дом, а тут и сын родился. Но насладиться размеренным укладом провинциальной жизни семья Глузских не успела.
Мальчику было четыре, когда отец ушел в мир иной. Мать Ефросинья Кондратьевна Глузская поднять сына в одиночку не могла и приняла решение переехать к родственникам в Москву.

В крохотной комнате столичной коммуналки ютились Михаил, его старшая сестра и мать. Став подростком, Глузский устроился учеником слесаря, затем электромонтера, а по вечерам посещал школу рабочей молодежи. Воспитанием будущего артиста заниматься было некому, и он связался с дворовой шпаной. Несмотря на юный возраст, Михаилу довелось пережить и увидеть многое: зверства большевиков, петлюровцев, поляков. Он и сам наверняка пошел бы по скользкой дорожке, если бы не один случай.

Мать устроила Михаила электромонтером в Центральный универмаг Мосторга, где работала продавцом

При магазине были клуб и драмкружок, в который юноша начал ходить сначала с осторожностью, затем с большой охотой. Педагоги были уверены: у невысокого шустрого паренька есть актерское дарование

Поверив им, Михаил Глузский два года подряд пытался поступить в театральные вузы, однако везде терпел неудачу. Наконец Глузского взяли в новую Школу киноактера при «Мосфильме».
Позже Михаил Андреевич рассказывал: «Я слыл страшным пижоном: брюки носил широченные — это было модно задолго до стиляжных дудочек, полы штанинами подметал. Вообще я был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни членом партии так и не стал и даже пионерство проскочил». Скорее от комплексов, чем от завышенной самооценки, Глузский вел себя дерзко, хамил старшим, опаздывал на лекции и срывал занятия, за что несколько раз оказывался на грани отчисления.

Лучшие фильмы с Михаилом Глузским в главной роли

Первый фильм, в котором Михаил Глузский стал ведущим актером — Тихий Дон 1957 года. Всего актер сыграл более чем в 40 фильмах в главной роли. Средний их рейтинг: 6.5/10. Его лучшие работы:

Десять негритят (1987)

 7.9

Ten Little Indians
Триллер, Детектив, Драма, Криминал
Советский Союз

137 мин.

На Негритянский остров прибывают десять человек. Для каждого из них была придумана своя история, своя ложь. Они приходят в большой замок, где находят пластинки с ужасными приговорами. Страх овладевает сердцами гостей, ведь весь этот фарс был придуман с определенной целью.
Какую игру затеяли с ними? Какая роль у статуэток негритят и небольших стишков, прибитых к стенам комнат? Почему смерть людей связана с фигурками чернокожих детей? Ответы на эти вопросы уже совсем …

 Фильм

Главная роль

Генерал МакАртур

Персонаж:
Отставной генерал, приехавший на остров по приглашению неизвестного мистера Оуэна, для встречи со старинными армейскими друзьями. Услышав записанные на пластинку обвинения, решительно отрицает свою причастность к гибели любовника жены, и возмущенно осуждает недостойный поступок Ломбарда, с иронией признавшего свою вину в гибели туземцев.

актер

Тихий Дон (1957)

 7.8

Военный, Исторический, Драма
Советский Союз

330 мин.

Действие происходит на Дону в хуторе Татарском. Григорий Мелехов – молодой казак, который родился в богатой зажиточной семье. Во время Гражданской войны он уходит на фронт и проходит путь от простого рядового до генерала. Исторический перелом, изменивший жизнь донских казаков, меняет и жизнь Мелехова, но он не может решить, к какой армии ему примкнуть – красной или белой.
Параллельно с военной карьерой происходит раскол и в личной жизни Григория: он женится на работящей девушке Наталье, …

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Есаул Калмыков

Персонаж:
Удрученный бездействием командования командир казачьей сотни, убежденный сторонник войны до победного конца, возмущенный высказываниями хорунжего Бунчука, желающего поражения русской армии.

актер

Последняя жертва (1976)

 8.4

Мелодрама, Драма
Советский Союз

103 мин.

 Фильм

Главная роль

Flor Fedulych

актер

В огне брода нет (1968)

 7.5

Военный, Драма
Советский Союз

95 мин.

Начало двадцатого века, гражданская война. По бескрайним просторам колесит красный бронепоезд, оборудованный под военный госпиталь. Юная и глупая санитарка Таня Теткина в перерывах между заботами невысказанно мечтает о будущем, о той жизни, которую она никогда не видела и плохо себе представляет.
Вокруг в жерновах страшного времени суетятся люди, такие же потерянные, как Таня, или охваченные озлобленной целью классовой борьбы. На безымянном полустанке встречает она красноармейца Алешку — …

 Фильм

Главная роль

Фокич, комендант поезда

Персонаж:
Ненавидящий буржуазию комендант санитарного поезда «красных», пламенный сторонник диктатуры пролетариата, по-крестьянски просто объясняющий комиссару свое видение «настоящего» марксизма. Оказавшись в белогвардейском плену, не отрекается от своих убеждений, и перед смертью смело высказывает полковнику свое мнение о Белом движении и его сторонниках.

актер

Заключение

Большинство зрителей считают Михаила Глузского актером большого количества разноплановых кинематографических ролей, которых больше 150. Кроме того еще есть и многочисленные театральные роли, сыгранных им во многих постановках.

Фильмы с участием актера актуальны и сегодня. Поэтому вклад в мир искусства Михаила Андреевича считается бесценным. К тому же его занятия педагогической и общественной деятельностью тоже немаловажны для общества.

А еще любители поэзии всегда восхищались актерским талантом Михаила Андреевича. Ведь он одним из первых мастерски стал читать стихи известного поэта России Николая Заболоцкого, репрессированного в годы советской власти, а затем запрещенного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector