Михаил яншин — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
Личная жизнь
Личная жизнь актера напрямую связана с театром. В момент первого успеха Михаилу Яншину было 24 года. Вместе со славой пришла любовь. Его избранницей стала самая красивая студентка МХАТа, дочь актера немого кино Витольда Полонского – Вероника
По фото того времени и сегодня понятно, чем привлекла девушка внимание молодого артиста
Михаил Яншин и Вероника Полонская
На тот момент Веронике было 18 лет. Молодые люди венчались в церкви. Шафером у молодоженов был Михаил Булгаков. А спустя 3 года Вероника Полонская влюбилась во Владимира Маяковского. Именно она была с ним в то утро, когда поэт выпустил пулю в сердце. О романе жены Яншин узнал из газеты. Конечно, брак, как союз любящих людей, перестал существовать. Официальный развод оформили в 1933 году.
Михаил Яншин и Ляля Черная
Спустя год Яншин женился во второй раз. В прошлом женщина известна в Москве как первая актриса цыганского театра. Фильм «Последний табор» принес ей всенародную славу.
Этот брак тоже распался. Артистка влюбилась в мхатовского актера Николая Хмелева. В 1942 году Яншин и Киселева (Ляля Черная) развелись. Что примечательно, Михаил Михайлович сохранил с бывшей женой дружеские отношения и даже стал крестным ее сына, рожденного в браке с Хмелевым.
Михаил Яншин и Нонна Мейер
Яншин по-настоящему любил Лялю. После смерти Хмелева помогал ей в работе и даже вернул в репертуар спектакли с ее участием. Спустя какое-то время бывшие супруги попытались восстановить отношения, но ничего не вышло.
Работая в театре Станиславского, Яншин поставил спектакль «Чайка», в котором Машу сыграла его будущая третья жена Нонна Мейер. Этот брак дал артисту покой и необходимую заботу. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, супруги были по-настоящему счастливы.
Фильмография
Актёрские работы
— Каторга — телеграфист
— Комета — Савва Севрюжкин
1929 — Простые сердца — Пётр, паромщик
— Праздник святого Иоргена — эпизод (нет в титрах)
— Шторм — главная роль
— Окраина — солдат
1933 — Чёрный барак — рабочий
— Поручик Киже — Павел I
— Любовь и ненависть — Андрей Иванович
1935 — Последний табор — Иван Лихо
— Заключённые — Макс
— Человек с ружьём — офицер (нет в титрах)
— Боевой киносборник № 7
Приёмщик катастроф (нет в титрах)
1941 — Первая конная — комендант станции
— Свадьба — Андрей Андреевич Нюнин, агент страхового общества
— Глинка — Пётр Андреевич Вяземский
1946 — Каменный цветок — приказчик Северьян
— Секретная миссия — Шульц
— Незабываемый 1919 год — полковник Буткевич
— Ревизор — Артемий Филиппович Земляника
— Беззаконие (короткометражный) — коллежский асессор
1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — Верепетуев
— Мы с вами где-то встречались — Васильев, начальник станции
1954 — Шведская спичка — Евграф Кузьмич
— Двенадцатая ночь — сэр Тоби Белч
— На подмостках сцены — Фёдор Семёнович Борзиков
— Сапоги (короткометражный) — Муркин
— Король бубён (короткометражный) — муж гадалки
— Накануне — Увар Иванович
— Три рассказа Чехова (новелла «Месть») — Лев Саввич Турманов
— Вольный ветер — Амброзио, мэр
— Прозрение (короткометражный) — староста
— Внимание! В городе волшебник! — доктор Кракс
— «Фитиль» (киножурнал) (выпуск № 33, сюжет «Не поеду») — заведующий райжилотделом М. И. Блескунов
— Как мы искали Тишку — доктор Айболит
1970 — Секундомер (фильм) — камео
1970 — Серебряные трубы — врач
— Телеграмма — Николай Афанасьевич Пятипал, дедушка Тоши
— За всё в ответе — Михаил Иванович
— Большая перемена — профессор Волосюк
Телеспектакли
- — Школа злословия — сэр Питер Тизл
- — Мёртвые души — Иван Андреевич, почтмейстер
- — Поздняя любовь
- — Нахлебник — Василий Семёныч Кузовкин
- — Соло для часов с боем — Франтишек Абель
- — На всякого мудреца довольно простоты — Нил Федосеевич Мамаев
Озвучивание мультфильмов
- 1945 — Пропавшая грамота — Казак Василь
- 1948 — Сказка о солдате — Солдат
- 1948 — Федя Зайцев — Человечек
- 1949 — Чудесный колокольчик — Старик
- 1950 — Девочка в цирке — Фокусник
- 1951 — Ночь перед Рождеством — Чуб
- 1953 — Полёт на Луну — профессор Бобров
- 1955 — Стёпа-моряк — Михал Михалыч, боцман
- 1960 — Человечка нарисовал я — Человечек
- 1964 — Дюймовочка — Крот
- 1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова — Врач
- 1964 — Лягушонок ищет папу — Бегемот
- 1965 — Вовка в Тридевятом царстве — Царь
- 1965 — Лягушка-путешественница — Кваня
- 1965 — Пастушка и трубочист — Оле-Лукойе
- 1966 — Про бегемота, который боялся прививок — Бегемот
- 1967 — Зеркальце — Крот
- 1967 — Сказки для больших и маленьких (фильм № 3 «Два толстяка и заяц») — Бегемот
- 1968 — Самый большой друг — Бегемот
- 1968 — Козлёнок, который считал до десяти — Бык
- 1969 — Украденный месяц — читает текст
- 1970 — Волшебные очки — дедушка Сова
- 1970 — Как Ёжик шубку менял — Филин (нет в титрах)
- 1971 — Огонь — Часы
- 1972 — Симулянт — Медведь (нет в титрах)
Участие в фильмах
- 1958 — Искусство большой правды (документальный)
- 1971 — Любимая роль (документальный) — полковник Градобоев — сцена из спектакля «Горячее сердце»
- 1975 — О нашем театре (документальный)
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Яншин 20 октября (2 ноября по новому стилю) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии. Отец – банковский служащий, мама – домохозяйка. Со временем семья переехала в Москву.
Актер Михаил Яншин
Яншины часто покупали абонемент в театр, сын на спектакли ходил с ними. Ярчайшим впечатлением детства, как артист признавался потом, была игра Ивана Москвина в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Мальчика поразили его мягкость и внутренняя чистота.
В 7 лет поступил в Ольховское училище, затем — в 1916 году — в московское Комиссаровское техническое. Вместе с Михаилом учился Владимир Баталов (отец знаменитого советского актера Алексея Баталова), сыгравший важную роль в жизни Яншина.
Михаил Яншин в молодости
Именно он, следуя за собственной мечтой, уговорил товарища подать документы в школу Второй студии МХАТ. В 1922 году конкурс в студию был 1000 человек на место. И Яншин поступил. А уже через два года зачислен в труппу МХАТа.
Худощавый молодой человек со смеющимся лицом притягивал внимание собеседников пронзительным взглядом умных глаз. В 1924 году Михаил впервые вышел на сцену МХАТа во второстепенной роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович»
Театр
Известность пришла к Яншину в 1926 году после спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Он играл 19-летнего Лариосика, который приехал из Житомира к Турбиным. 5 октября 1926 года состоялась премьера. В молодости все имеет значение. Успех молодому артисту предсказал кумир – Иван Михайлович Москвин, который сказал:
Михаил Яншин в роли Лариосика в спектакле «Дни Турбиных»
Слова оказались пророческими. С первого появления Лариосика полюбили как герои булгаковской пьесы, так и зрительный зал. Спектакль шел на сцене МХАТа 998 раз и только 8 раз Яншин не выходил на сцену в связи с болезнью. Остальные постановки сыграны с его участием и всегда успешно.
Во МХАТе Яншин сыграл более 50 разноплановых ролей. Артист от Бога, он умел перевоплощаться и целиком отдаваться образу. Менялся весь его облик и внутреннее состояние. Если нужно было сыграть старика, он тут же становился стариком.
Михаил Яншин на сцене
5 лет репетировал спектакль Булгакова «Мольер», который ставил Станиславский, а выпускал Немирович-Данченко. Сыграли 7 раз. В газете «Правда» появилась статья, уничтожавшая Булгакова и спектакль. Как стало известно позднее, она была напечатана по личному указанию Сталина.
Оставаясь верным МХАТу, Яншин сотрудничал и с другими театрами. Ставил спектакли в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной Армии, Театре сатиры. 5 лет был худруком Московского театра Центрального Комитета Профсоюза рабочих Мебельной и Музыкальной промышленности СССР.
Михаил Яншин в спектакле «Платон Кречет»
В 1937 году Яншина назначили главным режиссером театра «Ромэн». 4 года работал в цыганском театре с артистами, которые приходили прямиком из табора. Зачастую это были малограмотные или неграмотные люди. Они приносили песни и танцы. Яншин вспоминал, что в них было много искреннего и целомудренного, настоящего, которое теряется в сценических вариантах.
В 1969 году Яншин сыграл в спектакле «Нахлебник» Василия Семеновича Кузовкина. Роль была сложная, но ему удалось представить ее триумфально.
Михаил Яншин в спектакле «Школа злословия»
В 1950 году Михаил Яншин стал главным режиссером театра имени Станиславского. Здесь он трудился 13 лет, при этом никуда не уходя из МХАТа. Здесь поставил «Грибоедова», «Чайку», «Бесприданницу» и другие спектакли. Работая в театре Станиславского, Яншин открыл актера Евгения Леонова. Он разглядел в стеснительном юноше будущего любимца публики. Леонов, как и учитель, дебютировал в роли Лариосика.
Яншин, один из немногих корифеев театра, принял и поддержал прогрессивные изменения, которые принес во МХАТ новый руководитель Олег Ефремов.