Эльдар рязанов (биография)

Рязанов в новое время

Пришли девяностые. В одном из интервью режиссер с горечью говорил: На экраны вышла трагикомедия Рязанова «Небеса обетованные», отразившая резкое обнищание народа, выживающего практически в экстремальных условиях. Но люди и в них не потеряли чувство своего достоинства.

Кадр из фильма «Небеса обетованные»

Еще двумя фильмами, отразившими эпоху, стали драма «Привет, дуралеи!» (вплоть до мальчика, интересующегося журналом Playboy, которого сыграл Анатолий Руденко) а позже трагикомедия «Старые клячи» (2000).

На съемках «Старых кляч»

На экраны также вышли картины, которые запомнили зрители как прощание великого режиссера с талантливым сценаристом Эмилем Брагинским и с потрясающим Вячеславом Тихоновым: «Тихие омуты» и «Андерсен. Жизнь без любви». Рязанов о фильмах «Андерсен» и «Карнавальная ночь-2» Последний фильм Рязанова вышел в 2006 году. Это была вторая часть «Карнавальной ночи»: действие фильма происходило в том же ДК, только 50 лет спустя, и зритель невольно проводил параллели между новыми и старыми героями. Увы, последний фильм режиссера сочли провальным, несмотря на громкое имя создателя и крепкий актерский состав.

Звания и награды

  • 1984 год — Народный артист СССР
  • Удостоен Государственной премии СССР (1977, за фильм «Ирония судьбы, или «С легким паром!») и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за фильм «Служебный роман»)
  • Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» III (1996) и II (2008) степеней
  • Награжден французским орденом «Изящных искусств и литературы», орденом Почетного легиона за цикл передач «Парижские тайны» (1998).
  • Режиссер был призером Международных кинофестивалей в Мадриде (Гран-при Мадридского кинофестиваля), Дели («Золотой павлин»), в Брюсселе и других.
  • Лауреат премий «Ника», «Золотой Остап», «Золотой Дюк», «ТЭФИ», российской независимой премии «Триумф» (2007).
  • 13 января 2002 года на Площади Звезд Российской киноаллеи состоялась торжественная церемония закладки звезды Эльдара Рязанова.

Смерть и память о народном режиссере

Один из главных творцов отечественного кинематографа ушел из жизни осенью 2020 года, после очередного тяжелого приступа. В последний год жизни он сильно сдал, попал в больницу из-за проблем с мозговым кровообращением, прошел несколько курсов лечения, и свой 88 день рождения он даже не отмечал. А всего через две недели врачи диагностировали у Рязанова сердечную недостаточность, которая и стала официальной причиной смерти.

Эльдар Рязанов в последние годы жизни

Третья жена даже после его ухода ревновала мужа к безвременно ушедшей Скуйбиной, рядом с которой завещал себя похоронить Эльдар Александрович. Эмма выбрала для его последнего пристанища совсем другой участок, хоть и на том же Новодевичьем кладбище. На могиле установлен памятник, который не узнать невозможно: Рязанов сидит на стуле верхом, как любил сидеть при жизни.

Могила Эльдара Рязанова

В Москве и других городах России появились улицы имени режиссера, а на Ленинском проспекте в столице уже под его именем продолжил свою деятельность киноклуб, который создал Рязанов. Там все дышит присутствием мэтра: кафе «Берегись автомобиля» и ресторан «Жестокий романс», театрально- концертная площадка и экспозиции самого Эльдара Александровича и его коллег: Леонида Гайдая, Аллы Суриковой и Георгия Данелия.

В городе, где родился Рязанов, был открыт музей. В трех этажах дома на улице Фрунзе разместились экспозиции комнаты, где жили папа и мама Эльдара вместе с ним, еще одного зала, где все посвящено его жизни и творчеству, а на третьем этаже расположился кинозал на сто мест, внутренний дизайн которого воссоздает эпизоды из любимых фильмов, снятых гениальным режиссером.

Жены Эльдара Рязанова

Жены Эльдара Рязанова – а у него их было три – никогда не конфликтовали между собой. Первой супругой великого режиссера стала его сокурсница – Зоя Фомина. Вместе они прожили более двадцати лет, прошли через все жизненные трудности: коммунальную квартиру, безденежье и дефицит продуктов. Воспитали прекрасную дочь. Казалось, что это любовь навсегда. Но в их семейное счастье вмешалась другая женщина, вернее Эльдар Александрович повстречал ее на своем пути.

Второй женой стала Нина Скуйбина, которая работала редактором «Мосфильма». К сожалению, ее муж умер от неизлечимой болезни в 34 года. Нина тяжело переживала смерть близкого человека, ей самой пришлось воспитывать сына Николая. Однако встреча вдовы и Рязанова перевернула их жизни. Сценарист два года метался между своей семьей и возлюбленной. В конечном итоге он выбрал Нину и прожил с ней 22 года, вплоть до ее смерти.

Эмма Абайдуллина – стала последней женой Эльдара Рязанова. С ней он прожил до последнего дня своей жизни. Совместных детей у них не было, но у женщины есть два сына от первого мужа. Сыновья Абайдуллиной также посвятили себя искусству, они ведут несколько арт-проектов.

По сути, все жены великого режиссёра, были счастливы с ним в браке. Каждая прожила много счастливых лет в браке с Рязановым.

Библиография

  • Грустное лицо комедии. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 272 с. — ISBN P 70803-311-241-77.
  • Неподведённые итоги. — М.: Искусство, 1983.
  • Внутренний монолог. Стихи. // Библиотека «Огонёк» : приложение. — М.: Правда, 1988. — № 26. — ISSN 0132-2095.
  • Заэкранье. — М., Правда,1990. — 48 с., 150 000 экз. (Библиотека «Огонёк»)
  • Эльдар Рязанов. Предсказание. — М.: Вагриус, 1994.
  • Уходящая натура. Стихи. — М., ЯникО, 1995.
  • Ностальгия. — Нижний Новгород: Деком, 1997.
  • Четыре встречи с Владимиром Высоцким. — М.: Вагриус, 2004. — 302 с. — ISBN 5-475-00020-4.
  • Неподведённые итоги. — Вагриус, 2005. — 640 с. — ISBN 5-9697-0117-3.
  • Любовь — весенняя страна. — М.: Эксмо-Пресс, 2005. — 352 с. — ISBN 5-699-12269-9.
  • Андерсен. Жизнь без любви. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. — 320 с. — ISBN 5-699-18683-2.
  • Служебный роман. — АСТ, 2007. — 715 с. — ISBN 978-5-17-043870-9.
  • Чем живу и жив. — М.: Эксмо-Пресс, 2007. — 688 с. — ISBN 978-5-699-24337-2.
  • Мчатся годы-непогоды. — М.: Эксмо-Пресс, 2007. — 608 с. — ISBN 978-5-699-24344-0.
  • Старики-разбойники. — АСТ, Зебра Е, 2008. — 688 с. — ISBN 978-5-17-048780-6, ISBN 978-5-94663-535-6.
  • Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги. — М.: ПРОЗАиК, 2010. — 640 с. — ISBN 978-5-91631-061-0.
  • У природы нет плохой погоды: стихотворения. — М.: ЭКСМО, 2011. — 352 с. — ISBN 978-5-699-04681-2

Рязановские фильмы конца 80-х – начала 90-х

К концу 1980-х — началу 1990-х годов стало ясно, что Эльдар Рязанов склонен попрощаться со своим привычным героем. В фильмах вдруг всем знакомый, любимый герой Рязанова неожиданно преображается и терпит, как не странно, крах. Причем это происходит из его сути, мелкости его человеческой натуры. В экранизации Островского в драматической ленте «Жестокий романс»

привычный рязановский герой — Карандышев, в исполнении привычногоМягкова, почему–то губит и себя, и красоту, к которой стремится. Не способен перешагнуть свою малость и герой фильма «Забытая мелодия для флейты». А «Небеса обетованные»

? Случайность, или… Режиссер делал современную версию пьесы Горького «На дне», а в это время вся страна пошла вдруг на дно, и картина получилась не о маленькой прослойке, а обо всем народе, о том, что армия не двинется против народа. И тут же все решили, будто Эльдар Рязанов предсказал ход событий. И просмотры картины, после августовского путча 1991 года, превращались в демократические митинги. Люди выскакивали на сцену, выкрикивали лозунги…

Детство и юность: Самара – Москва

Эльдар родился осенью 1927 года в семье Александра Рязанова и Софьи Шустерман в Самаре. Имя ему выбирали заранее, зная, что на Востоке оно означает «хозяин страны» – оба родителя были сотрудниками советского торгпредства в Тегеране, позже вернулись в Самару.

Эльдар Рязано с мамой

Из Самары семья переехала в столицу, Александра Семеновича назначили руководителем винного главка. Жили в большой трехкомнатной квартире в Зарядье. Элику было всего три года, когда родной отец стал пить и поднимать на жену руку. Женщина не стала терпеть побои, а просто схватила сына в охапку и переехала к подруге.

После развода мужчина женился повторно, у него родилась дочь, но Эльдар ни разу ее не видел. А в 1938 году Рязанов-старший попал под волну репрессий и отправился в лагерь на восемь лет.

Эльдар Рязанов в детстве

Софья Михайловна снова вышла замуж, когда ее сын пошел в первый класс. Мужем её стал очень хороший человек, инженер Лев Копп, вдовец, у которого тоже был маленький сын. Позже режиссер вспоминал, что отчим относился к нему и сводному брату одинаково заботливо и уважительно.

Во время войны Лев трудился на оборонном заводе под Нижним Тагилом, куда эвакуировалась семья. А у Эльдара были свои обязанности: выстоять многочасовую очередь и получить по карточкам норму черного хлеба, топить печку кусками найденных на свалке резиновых шин, чтобы хоть как-то согреться в бараке, присматривать за младшим братом. В крупицы свободного времени он устраивал охоту на огромных шныряющих крыс и читал.

Эльдар Рязанов в юности

Читал много, даже собирался стать писателем. Но чтобы о чем-то писать, надо где-то набираться ярких впечатлений. Он решил, что станет моряком, как Мартин Иден у любимого Джека Лондона, и готовился к поступлению в мореходное училище Одессы.

Экзамены за выпускной класс сдал экстерном, отправил документы в мореходку. Шел 1944 год, из эвакуации вернулись не все, в том числе и Одесское мореходное училище. Ответ Рязанову оттуда так и не пришел. От нечего делать 16-летний несостоявшийся капитан отправился с товарищем во ВГИК, где шел набор на курс Григория Козинцева на режиссерский факультет, как шутил позже Рязанов, единственный факультет, где не нужно было ничего уметь делать: Для Эльдара «условно» означало, что он должен будет в первом семестре получать лишь «хорошо» и «отлично» по режиссуре и актерскому мастерству, иначе его попросту выгонят. Самый младший на курсе, Рязанов учился поначалу очень средне, Козинцев вызывал его для бесед, пытался воззвать к голосу разума, а на втором курсе едва не отчислил, считая, что из парня ничего не получится.

Молодой Эльдар Рязанов

Но Эльдар сумел убедить педагога в том, что ему очень важна эта профессия. Весомым доказательством стала дипломная работа 1950 года под названием «Они учатся в Москве», которую он создал в тандеме с женой, однокурсницей Зоей Фоминой. Работу отметил сам Сергей Эйзенштейн. Оба получили дипломы с отличием.

Эльдар Рязанов (справа) с однокурсниками (1947 год)

Биография и личная жизнь Эльдара Рязанова

18 ноября, 1927 года, в городе Самара и родился будущий мэтр кинематографа. Именно тут началась биография и личная жизнь Эльдара Рязанова.

Нельзя сказать, что детство Рязанова, было самым счастливым. Его отец – Александр Семёнович, бывший разведчик. Служил на территории Китая, а по прибытии в Москву, занял высокую должность в винном главке. Мать – Софья Михайловна, после переезда в столицу, занималась домашними делами и воспитанием ребёнка. Должность главы семейства, пагубно сказалась на отце Эльдара, он запил. Стал поднимать руку на жену, и та, собрав маленького сына ушла из дома. Позже, она вышла замуж за Льва Михайловича Коппа, инженера из института «Промстальконструкция».

В детстве, мальчик никогда не задумывался о том, чтобы связать свою жизнь с искусством. Он много читал, мечтал путешествовать и хотел стать писателем. Но однажды, чтобы поддержать своего приятеля, Рязанов идёт поступать во ВГИК и сразу проходит. Не имея особой тяги в этом направлении, он постепенно входит во вкус и даже с успехом заканчивает учёбу. Поначалу работает с общественными журналами и снимает документальные фильмы.

Спустя 5 лет, он приходит в «Мосфильм» в качестве режиссёра. Именно тут начинается фильмография Эльдара Рязанова. Здесь выходят на большие экраны его работы, благодаря ему раскрылась харизма и талант ещё одной знаменитой и легендарной актрисы – Людмилы Гурченко. Всё началось со съёмок первого фильма Рязанова, в котором он, как и в большинстве своих фильмов снялся в эпизодах. Фильм, в котором Гурченко, каждый год песней отсчитывает минуты до боя курантов – «Карнавальная ночь». Заговорив о теме нового года, нельзя не вспомнить ещё одну работу гениального режиссёра – «Ирония судьбы или с лёгким паром», который стал неотъемлемой частью этого праздника. Ну а такие творения, как «Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Гараж» и многие другие, стали для зрителей не просто любимыми фильмами, а подарили массу цитат и выражений, которые применяют в жизни и по сей день.

В семье режиссера растет внук – Дмитрий Трояновский, который радует родных своими успехами в области журналистики.

Юность

Не в пример своим одноклассникам, Эльдар Рязанов всегда отличался любовью к литературе и искусству. Несмотря на трудные времена, он старался посещать театры и даже участвовал в школьных постановках, которые пользовались большим успехом.

Пробовал Эльдар и сочинять стихотворения, однако первые его работы воспринимаются одноклассниками весьма прохладно, поэтому парень быстро бросает это занятие.

После десятого класса средней школы юное дарование решает поступить в Морское училище. Он даже пишет туда письмо с просьбой рассмотреть его кандидатуру, но из-за начавшейся Отечественной войны оно не доходит до адресата, поэтому спустя пару месяцев Эльдар поступает во ВГИК на курс Козинцева. По словам самого кинорежиссера, он никогда не хотел быть связанным с искусством, несмотря на то, что всегда боготворил его.

Комедия… и еще одна комедия

Попробовав себя в подобном жанре, Рязанов продолжил снимать комедии. Его следующими работами стали:

1. «Девушка без адреса» (1957) — лирический фильм с большой долей юмора о девушке, которая ушла из дома по собственной глупости.

2. «Человек ниоткуда» (1961) — комедийная фантастика с Юрием Яковлевым в главной роли.

3. «Гусарская баллада» (1962) — музыкальная комедия в стихотворной форме. Превосходный дуэт Голубкиной и Яковлева.

4.»Дайте жалобную книгу» (1965).

5. «Берегись автомобиля» (1966). В этой картине режиссер собрал известных и талантливых актеров, грамотно показал жизненные ситуации. Это не могло не принести ему успеха. До сих пор «Берегись автомобиля» считается одним из лучших в фильмографии Рязанова.

6. «Зигзаг удачи» (1968) — трагикомедия с Е. Леоновым в главной роли.

Мечты и планы: писатель, моряк, документалист

Эльдар Рязанов родился в Самаре. Его отец Александр Рязанов, бывший комиссар дивизии, разведчик, служил в то время в торговом представительстве СССР в Тегеране. Сыну дали восточное имя, которое в переводе с персидского означает «хозяин страны». Вскоре Рязанова-старшего перевели в Москву на должность начальника винного главка. Когда Эльдару едва исполнилось три года, родители расстались, а в 1938 году отца Рязанова осудили.

Эльдар Рязанов с матерью. Фотография: photochronograph.ru

Эльдар Рязанов. Фотография: imagesait.ru

Эльдар Рязанов. Фотография: smclub.su

Вторым мужем матери — Софьи Шустерман — стал инженер Лев Копп. Эльдар Рязанов писал в автобиографии: «…меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал».

Во время войны семья год провела в эвакуации под Нижним Тагилом. Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу, читал взахлеб и мечтал стать писателем:

Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. Юноша хотел стать моряком: он считал, что прежде, чем писать книги, надо получить богатый жизненный опыт. Он отправил документы в Одесское мореходное училище, но учебное заведение находилось в эвакуации — ответ не пришел. За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет.

В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер, автор фильмов «С.В.Д.», «Юность Максима», «Возвращение Максима». В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Соавтором выступила его однокурсница и жена Зоя Фомина. После выпуска супруги начали работать на Центральной студии документальных фильмов, вскоре родилась их дочь Ольга.

Рязанов много путешествовал по стране, снимал Сахалин и Кубань, спортивные соревнования и сюжеты для новостных сборников. В книге «Неподведенные итоги» режиссер писал: «Документальное кино тех лет не имело никакого отношения ни к жизни, ни к документу, ни к правде. Обожествлялся великий вождь, воспевалась зажиточная жизнь народа, всячески создавалось на экране ощущение постоянного всенародного праздника». В 1955 году Эльдар Рязанов ушел на «Мосфильм», чтобы снимать игровое кино. Директора «Мосфильма» Ивана Пырьева он позже называл своим третьим учителем после Григория Козинцева и Сергея Эйзенштейна, который читал во ВГИКе теорию кинорежиссуры.

Биография и личная жизнь Эльдара Рязанова

18 ноября, 1927 года, в городе Самара и родился будущий мэтр кинематографа. Именно тут началась биография и личная жизнь Эльдара Рязанова.

Нельзя сказать, что детство Рязанова, было самым счастливым. Его отец – Александр Семёнович, бывший разведчик. Служил на территории Китая, а по прибытии в Москву, занял высокую должность в винном главке. Мать – Софья Михайловна, после переезда в столицу, занималась домашними делами и воспитанием ребёнка. Должность главы семейства, пагубно сказалась на отце Эльдара, он запил. Стал поднимать руку на жену, и та, собрав маленького сына ушла из дома. Позже, она вышла замуж за Льва Михайловича Коппа, инженера из института «Промстальконструкция».

В детстве, мальчик никогда не задумывался о том, чтобы связать свою жизнь с искусством. Он много читал, мечтал путешествовать и хотел стать писателем. Но однажды, чтобы поддержать своего приятеля, Рязанов идёт поступать во ВГИК и сразу проходит. Не имея особой тяги в этом направлении, он постепенно входит во вкус и даже с успехом заканчивает учёбу. Поначалу работает с общественными журналами и снимает документальные фильмы.

Спустя 5 лет, он приходит в «Мосфильм» в качестве режиссёра. Именно тут начинается фильмография Эльдара Рязанова. Здесь выходят на большие экраны его работы, благодаря ему раскрылась харизма и талант ещё одной знаменитой и легендарной актрисы – Людмилы Гурченко. Всё началось со съёмок первого фильма Рязанова, в котором он, как и в большинстве своих фильмов снялся в эпизодах. Фильм, в котором Гурченко, каждый год песней отсчитывает минуты до боя курантов – «Карнавальная ночь». Заговорив о теме нового года, нельзя не вспомнить ещё одну работу гениального режиссёра – «Ирония судьбы или с лёгким паром», который стал неотъемлемой частью этого праздника. Ну а такие творения, как «Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Гараж» и многие другие, стали для зрителей не просто любимыми фильмами, а подарили массу цитат и выражений, которые применяют в жизни и по сей день.

В семье режиссера растет внук – Дмитрий Трояновский, который радует родных своими успехами в области журналистики.

«Карнавальная ночь»

Иван Пырьев, возглавлявший в то время «Мосфильм», после просмотра «Весенних голосов», предложил Эльдару Рязанову сценарий «Карнавальной ночи». Знаменитый советский режиссёр Пырьев разглядел в Рязанове талант режиссёра комедийных фильмов. Эльдар Рязанов вопреки своему желанию взялся за съёмки «Карнавальной ночи». Работа шла очень трудно, и у Эльдара Александровича часто опускались руки, поскольку жанр музыкальной комедии был ему тогда не знаком. Однако именно «Карнавальная ночь» сделала Рязанова известным режиссёром. Фильм получился весёлым, остроумным, искромётным.

Эльдар Рязанов в работе над фильмом

Молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов, снимавшиеся в этом фильме, после премьеры тоже проснулись знаменитыми. Возросла известность и актёра Игоря Ильинского, исполнявшего главную роль. Популярными стали песни из этого фильма, а многие фразы стали крылатыми. «Карнавальная ночь» стала лидером советского кинопроката в 1956-1957 годах. Фильм посмотрели более 45 миллионов кинозрителей. Эта комедия удостоена множества призов и наград. Даже сегодня, спустя более полувека, зрители с удовольствием смотрят «Карнавальную ночь» и поют песни из этого фильма.

Последние годы жизни

Эльдар Александрович Рязанов всегда остро переживал происходящее в своей стране. Эти переживания он отражал в своей режиссёрской и литературной работе. А позднее давал оценку происходящему в своих интервью. Так он положительно оценивал политическую деятельность Бориса Ельцина, но считал ошибочным выбор преемником Путина В. В.

Эльдар Рязанов

Рязанов высказывал свою позицию по многим политическим вопросам и очень часто эта позиция не совпадала с официальной. Так, он подписал открытое письмо российских кинематографистов, где осуждалась «российская военная интервенция в Украину», а также присоединение Крыма к Российской Федерации.

Эльдар Александрович был противником закона, который запрещал усыновление российских детей-сирот гражданами Соединённых Штатов. Также Эльдар Рязанов активно выступал против работы животных в цирке и против жестокого обращения с животными.

Эльдар Рязанов с супругой в последние годы жизни

Эльдар Александрович Рязанов в 2010 и в 2011 гг. перенёс несколько операций на сердце. И затем часто попадал в больницу. В 2014 году у режиссёра было обнаружено нарушение мозгового кровообращения, а в августе 2015 года у Рязанова случился инфаркт, который позднее привёл к отёку лёгких.

Свой последний день рождения 18 ноября 2015 года режиссёр отметил дома в кругу семьи, но 21 ноября Рязанова госпитализировали в одну из московских больниц, где он и скончался 30 ноября. Похоронен великий режиссёр на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дочь Эльдара Рязанова – Ольга

Дочь Эльдара Рязанова – Ольга появилась на свет в 1951 году. Девочку с ранних лет приобщали к миру кинематографа. Она была частым гостем на съемочной площадке, с детства слушала разговоры родителей о мире кино, тонкостях, связанных с этой профессии. Неудивительно, что Ольга решила пойти по стопам своих талантливых родителей. Дочь Рязанова окончила Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Сейчас она работает специалистом в области истории, социологии киноискусства, кинематографа.

В 1987 году девушка родила сына – Дмитрия Трояновского. Мальчик, как и его дедушка, с детства увлекался чтением, любил фантазировать. Он вырос и осуществил мечту – свою и Эльдара Рязанова – стал писателем, журналистом.

Советские фильмы Рязанова

Первый и почти все последующие фильмы Рязанова вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Увы, третий его художественный фильм, остросатирическая комедия «Человек ниоткуда» о пещерном человеке, попавшем в СССР – с Анатолием Папановым и Сергеем Юрским, был положен на полку после разгромной критики Михаила Суслова. Партиец счел ленту «безыдейной» и «малохудожественной».

Кадр из фильма «Человек ниоткуда»

Фильм вышел на экраны лишь 80-х. Рязанов и его герои же с тем пор вступили в непрекращающуюся схватку с цензорами. Режиссер не сдавался: «Наша критика стреляет только по движущимся мишеням», – не уставал говорить он.

За работой

Героической комедией «Гусарская баллада» (1962) Рязанов попытался реабилитировать себя после неудачи с «Человеком ниоткуда» (хотя сам он, конечно, картине неудачей не считал). В «Балладе» снялись Николай Крючков, Юрий Яковлев (впоследствии один из любимых актером Рязанова) и юная Лариса Голубкина. В дальнейшем Рязанов признавался, что этот фильм – его любимый из всех его работ.

На съемках «Гусарской баллады»

Всенародную любовь снискала лирическая комедия «Берегись автомобиля» с Иннокентием Смоктуновским и Олегом Ефремовым в главных ролях. Таков Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля» – скромный клерк, по ночам превращающийся в современного Робин Гуда: он крадет автомобили у людей, чьи доходы вызывают сомнение.

Эльдар Рязанов и актеры фильма «Берегись автомобиля»

Мало того, что Рязанов никогда не допускал самоповторов и экспериментировал с оттенками комедийного жанра. Постепенно фильмы режиссера становились все печальней, острая сатира уступала место лиричности и печальному реализму. «Рязановская трагикомедия» становится отдельным жанром. Его фильмы уже столько не высмеивают действительность, сколько создают кинематографичный отпечаток эпохи.

Больше всего Рязанов боялся самоповторов

Рязанов не останавливается на достигнутом, его усилиями появляются на экранах «Зигзаг удачи» и «Старики-разбойники». Совместная советско-итальянская картина «Невероятные приключения итальянцев в России» вызвала небывалый ажиотаж.

Эльдар Рязанов и Евгений Евстигнеев

Знаменательной во всех отношениях стала дата 1 января 1976 года, когда весь Советский Союз прикипел к экранам телевизоров, впервые наслаждаясь историей врача Жени Лукашина и учительницы Нади Шевелевой в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Эльдар Рязанов, Барбара Брыльска и Андрей Мягков

За эту лиричную комедию с печальным подтекстом Рязанов и вся творческая группа были удостоены Государственной премии СССР. Стало традицией многих ходить под Новый год в баню, менять свою жизнь и обязательно смотреть каждого 1 января «Иронию судьбы». Эльдар Рязанов о фильме «Ирония судьбы» Не менее популярными и любимыми народом стали «Служебный роман» и «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово» и «Жестокий романс» с юной Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым. Стихи к некоторым песням написал сам Рязанов, а великолепную музыку – Андрей Петров.

На съемках «Жестокого романса»

В последующие годы Эльдар Александрович снял невероятную по своей правдивости и искренности картину «Гараж». На примере одного коллектива, людей в высшей степени интеллигентных и ученых, он мастерски показал всю фальшь социалистического общества, его двойную, а то и тройную мораль. На удивление, фильм пропустили, его смотрели, как историю из жизни, которая происходит здесь и сейчас. Блестящий актерский состав (впрочем, как всегда в комедиях Рязанова) передал всю атмосферу удушливости и одновременно доброты и благородства людей того времени.

Камео Эльдара Рязанова в фильме «Гараж»

Рязанов активно работал на телевидении, создал около двухсот проектов, в числе которых незабываемые «Кинопанорама» и «Разговоры на свежем воздухе», передача о выдающихся людях «Поговорим о странностях любви» и «Парижские тайны Эльдара Рязанова». «Кмнопанорама» Эльдара Рязанова Последний цикл программ он снял в Париже всего за месяц: провел более двадцати интервью с такими французскими знаменитостями как Жан Маре и Патрисия Каас, Брижит Бардо и Роман Полански.

На съемках фильма «Дорогая Елена Сергеевна»

Тем временем на экраны вышли его «Забытая мелодия для флейты» и «Дорогая Елена Сергеевна», а в «Кинопанораме» появляются «Четыре встречи с Владимиром Высоцким».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector