Актеры фильма «большая перемена»

Сцены, придуманные на ходу

Изначально «Большую перемену» задумывали двухсерийной. Но когда руководство «Мосфильма» посмотрело рабочий материал, количество серий было решено увеличить до четырех. Поэтому пришлось дописывать сценарий на ходу. Знаменитая сцена обучения во сне придумалась именно так. Как раз накануне сценарист Георгий Садовников прочитал статью про обучение во сне. «А что, если Леднев воспользуется этим способом, чтобы усвоить школьный материал?», – предложил он режиссеру. Тому идея понравилась. Так и появилась сцена, в которой Леднев спит и слушает «третью часть приключенческой радио-повести «Битая карта». Есть еще одна сцена, в которой Нестор Петрович объясняет ученикам, каким должен быть современный рабочий. Эту идеологическую часть сценарист позаимствовал целиком из доклада Брежнева.

Опасные моменты «Большой перемены»

Фото: кадр из фильма

В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.

Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».

Кононов и Даль — два сапога – пара

Азы актерства Михаил Кононов постигал в знаменитом Щепкинском училище. Курс его был – сплошь самородки и будущие звезды советского кино: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. С Далем Кононов сошелся особо близко, их даже называли «два сапога – пара», потому что оба были правдолюбами и всегда говорили то, что думали. 

В 1963 году Даль и Кононов сыграли вместе в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Лирическая лента, снятая в Одессе, примечательна прежде всего своим составом – в фильме задействована целая плеяда молодых актеров, впоследствии ставших звездами: Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Нина Дорошина и Евгений Стеблов. 

Но все же началом кинокарьеры Кононова следует считать великолепную комедию «Начальник Чукотки», снятую замечательным режиссером Виталием Мельниковым. Актер сыграл в фильме главную роль комсомольца Алеши Бычкова, который волею случая стал единственным представителем советской власти на самой восточной окраине СССР и пережил удивительные приключения, умудрившись заработать миллион долларов, побывать в США и вернуться домой. Эта роль для самого актера так и осталась самой главной в его карьере. Хотя после нее были роли в не менее талантливых картинах. Например, в военной драме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967). 

А в фильме «На войне как на войне» Виктора Трегубовича (1968) Кононов сыграл главную роль младшего лейтенанта Малешкина, который практически мальчишкой попал на фронт и принял участие в освобождении Правобережной Украины. Роль Мелешкина принесла актеру настоящую популярность. Фильм «На войне как на войне» получился настолько правдивым, что его признавали даже фронтовики. 

Фильм Тарковского «Андрей Рублев» Михаил Кононов считал одним из главных в своей фильмографии

Ну, а потом случился «Андрей Рублев» Тарковского, где Кононову досталась роль юного монаха Фомы. Была она хоть и небольшая, но принесла актеру признание в профессиональных кругах. И именно опыт работы с Андреем Тарковским не давал актеру впоследствии размениваться на пустяки даже в те моменты, когда он сильно нуждался в средствах&

О непростой судьбе музы Тарковского и Кайдановского, закончившей карьеру Бутыркой и слепотой: читайте здесь.

Заводчане и иные персонажи

Среди первых утверждённых актёров – Лев Дуров, сыгравший милиционера, и Ролан Быков, создавший запоминающийся образ Петрыкина. Напарник Г. Ляпишева, эгоист и жмот по натуре, Петрыкин – один из немногих персонажей, переживших настоящую трансформацию по ходу фильма. Его герою сопереживают как никому другому. И в этом заслуга выдающегося актёра, которому замечательно подыгрывает душевная и улыбчивая Л. Овчинникова (невеста).

Заводского бригадира сыграл мастер эпизода Готлиб Ронинсон — непревзойдённый комик театра на Таганке. Его лёгкое заикание и потрясающая мимика придали образу запоминающиеся черты. Телефильм «Большая перемена», актёры которого входят в когорту лучших в своей профессии, включён в ТОП самых любимых кинокартин советских времён. Даже в небольших ролях снимались легенды отечественного кино. Например, начальника райотдела милиции сыграл Иван Рыжов — один из «актёров В. Шукшина».

«Большая перемена» – белиберда и несуразность

На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой. 

Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался. 

«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы. 

Сериал «Большая перемена» собрал в свой кастинг лучших актеров советского

«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.

Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя. 

Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл. 

Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.

Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери

Актрисе досталась одна из главных ролей — учительницы Светланы Афанасьевны. Но после съёмок судьба Наталии сложилось трагично. На ней навсегда закрепилось клеймо актрисы одной роли. В кино её не приглашали из-за трудного характера.


Наталия Богунова в молодости. Фото: 24smi.org

Впоследствии выяснилось, дело вовсе не в настроении актрисы и не в её отношении к жизни. У Наталии Богуновой серьёзный недуг — шизофрения. По причине заболевания актрисе пришлось отказаться от театральной карьеры.

Ещё будучи студенткой ВГИКа Наталия Богунова закрутила роман с молодым и перспективным режиссёром Александром Стефоновичем. Впоследствии пара поженилась.В начале карьеры Богунова играла в фильмах небольшие роли, но всё изменила картина «Большая перемена». Наталия стала суперзвездой и её осаждали тысячи поклонников.


Михаил Кононов и Наталия Богунова. Фото: infox.ru

Ошеломляющая популярность стала причиной разрыва брака актрисы. Женщина пропадала на съёмках, а муж был в киноэкспедициях. Семейная жизнь не складывалась. После развода Стефанович женился на Алле Пугачёвой, а у Богуновой начался кризис. Её все меньше приглашали в кино, а в картине «Единственная» прямо на съёмочной площадке заменили на Елену Проклову. Это сильно ударило по самооценке Наталии.

В конце 70-х коллег насторожило психологическое здоровье звезды. Она была раздражительна и на всех срывалась. Впервые у Богуновой случился приступ прямо во время репетиции. Валентина Талызина вспоминала, как актрису увезли из театра в психбольницу. После этого случая Богунова стала часто попадать в клинику. В 1992 году она сыграла в фильме «Бег по солнечной стороне» и окончательно ушла из профессии, после чего стала крайне редко давать интервью и выходить в свет.


Наталия Богунова. Фото: zen.yandex.ru

Денег звезде «Большой перемены» откровенно не хватало, ведь ей ещё нужно было как-то обеспечивать престарелую мать. С ней у Наташи были напряжённые отношения. Актриса обвиняла маму в том, что она осталась одинокой женщиной: мать не препятствовала абортам дочери, сделанным по молодости. Когда в 2011 году родительница артистки скончалась при загадочных обстоятельствах, многие знакомые обвиняли в произошедшем Богунову. После смерти матери актриса совсем замкнулась.

В 2013 году Богунова улетела на остров Крит, чтобы отвлечься от трагедии. Это путешествие стало для актрисы последним. У Наталии случился инфаркт, врачам не удалось её спасти.

Несмотря на былую популярность на похороны артистки пришли 20 человек. Сейчас к могиле Наталии Богуновой заросла тропа, а память об актрисе осталась лишь на кинолентах.


Могила Наталии Богуновой. Фото: biographe.ru

Конкурс на название

Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на Мосфильм пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.

В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.

«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».

Загадочный и ядовитый Нестор Петрович

Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».

Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.

Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.

Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».

В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.

Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».

«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев

Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.

Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.

В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.

В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.

На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.

Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.

Обаятельный лоботряс Ганжа

Фото: кадр из фильма

Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».

У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».

Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.

В ролях

Актёр Роль
Михаил Кононов учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов
Людмила Касаткина директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна
Наталия Богунова учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна
Анастасия Георгиевская учитель географии Серафима Павловна
Валентина Талызина учитель химии Нина Петровна
Инна Жилина учитель биологии, редактор школьной стенгазеты
Людмила Анциферова учитель физкультуры
Валентина Кузнецова учитель
Зоя Исаева учитель
Валентина Сперантова уборщица тётя Глаша
Александр Збруев ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа
Светлана Крючкова ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва
Евгений Леонов ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв
Янис Якобсон ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник
Юрий Кузьменков ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин
Валерий Носик ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин
Виктор Проскурин ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев
Валерий Хлевинский ученик 9-го «А» Авдотьин
Нина Маслова ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская
Савелий Крамаров ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин
Мария Коренева ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина
Михаил Розанов ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте
Игорь Суровцев ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте
Илья Баскин взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте
Александр Цирков ученик 9-го «А»
Наталья Гвоздикова аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко
Михаил Яншин профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк
Вячеслав Гарин директор химзавода
Готлиб Ронинсон бригадир шинного цеха, начальник Федоскина
Зоя Степанова врач, лечившая Федоскина
Николай Граббе начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов
Наталья Гурзо жена Фукина
Ирина Азер подружка Ляпишева Люся
Ролан Быков напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин
Люсьена Овчинникова невеста, позже жена Петрыкина Валя
Владимир Басов фотограф на свадьбе Петрыкина
Владимир Земляникин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Юрий Киреев гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Валентина Титова гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Иван Жеваго гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Александр Вдовин молодой отец Чувичкин (в титрах не указан)
Иван Рыжов майор милиции, начальник отделения
Лев Дуров старший сержант милиции
Галина Комарова контролёр
Светлана Старикова экскурсовод
Лариса Барабанова продавщица в магазине мужской одежды
Альберт Иричев осводовец
Алексей Кутузов молодой осводовец
Александр Зимин продавец в мебельном магазине
Александр Калужский доктор
Лев Дубов инженер химзавода Акимыч
Тамара Логинова эпизод
Валентина Ананьина эпизод
Михаил Ремизов эпизод (в титрах не указан)
Пётр Щербаков гость (в титрах не указан)
Елена Коренева девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана)
Ирина Калиновская медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана)
Любовь Касаточкина гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Екатерина Мазурова соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана)
Виктор Шульгин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Ольга Богданова пассажирка в автобусе (в титрах не указана)
Светлана Швайко эпизод (в титрах не указана)
Любовь Мышева асфальтоукладчица (в титрах не указана)

«Гостья из будущего» и опасная Малышка

В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости. 

Научно-фантастический сериал «Гостья из будущего» принес Михаилу Кононову вторую волну всенародной популярности

Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он. 

В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.  

В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.

Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью. 

После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег. 

Сюжет

Нестор Петрович Северов – молодой историк. Он гордится своими знаниями, стремится самосовершенствоваться, самовыражаться. Для этого после окончания вуза он подал документы на поступление в аспирантуру. Однако достичь желаемой цели ему не удалось. Вместо него в аспирантуру взяли девушку Северова Полину.

Огорченный, рассерженный и уязвленный Нестор Петрович решается на отчаянный поступок. Он разрывает отношения с Полиной и уходит работать в вечернюю школу. Там Северова приняли хорошо, а в нагрузку к основной деятельности дают класс. Теперь Нестор Петрович не только учитель истории, но и классный руководитель девятого «А».

Нестор Петрович думал, что с легкостью справится с работой. Оказалось, что преподавать не так-то просто. Ведь в вечерней школе учатся не дети, а взрослые люди. А некоторые из них не стремятся получать новые знания, что делает их похожими на маленьких неуправляемых детей.

Своим поведением ученики Нестора Петровича доставляют ему много проблем. Кроме того, в учителя влюбляется ученица по имени Нелли, отец которой также является учеником Северова.

Потихоньку Нестор Петрович вливается в школьную жизнь и жизнь учеников. Однажды ученика Северова Григория Ганжу арестовали. Его обвинили в издевательстве над человеком и дали двенадцать суток ареста. Сам Григорий пренебрежительно относится к учебе и к школе. При каждом удобном случае высказывает свое отношение к ней. На уроках занимается посторонними делами.

В школе работает законная супруга Григория Ганжи. Однако об этом никто не знает. Семейная пара до последнего скрывала свои отношения. Светлана устала от бессовестного и безразличного поведения мужа. В конце концов она решается уйти от него.

Узнав, что жена собирается развестись с ним, Ганжа просит помощи у учителя. Нестор Петрович не хотел вмешиваться в чужую жизнь, но после разговора с Григорием согласился помочь. Северов поговорил со Светланой Афанасьевой в учительской. Выслушав молодого историка, женщина решила вернуться к мужу.

Другой ученик Нестора Петровича Геннадий Ляпишев также не желает учиться. Урокам он предпочитает танцы. Чтобы уйти на дискотеку, он обманывает учителя. Говорит, что у него неудобный график работы. Тогда Северов уговаривает напарника Ляпишева Александра Петрыкина поменяться с ним сменами.

Но старания Нестора Петровича были напрасны. Геннадий не собирался учиться. Тогда Петрыкин решил сам взяться за обучение Ляпишева. Он решил во что бы то ни стало сделать из Геннадия человека. Мужчина водит нерадивого ученика в театр, музей, планетарий.

Из-за того, что Ляпишев все свое свободное время проводит с Петрыкиным, у Геннадия случилась размолвка с его любимой девушкой Люсей. Но благодаря стараниям Петрыкина у Ляпишева появилась тяга к знаниям. На глазах он превратился в заинтересованного в науке человека.

Пока Петрыкин прививал Ляпишеву любовь к учебе, от него ушла жена. Помирить супругов взялся Нестор Петрович. Помочь учителю вызвался Степан Семенович Леднев, отец Нелли, ученицы, влюбленной в Северова.

Сам Степан Семенович Леднев одержим желанием получать новые знания. Но он сталкивается с небольшой проблемой. Его дочь Нелли влюблена в учителя. Она стесняется своего отца и просит его не посещать занятия. Однажды девушка закрыла дверь в класс, чтобы Степан Семенович не смог пойти на занятия. Тогда Леднев залезает в помещение через окно. В конце концов отец Нелли бросил учебу.

Выяснилось, что ученица Нестора Петровича Виктория Коровянская не работает. Она не хочет понять, что не может посещать занятия, пока не устроится на работу. Помочь ей найти достойное место вызывается жених Петр Тимохин.

В конце фильма выяснилось, что в классе Нестора Петровича учится Ваня Федоскин, влюбленный в бывшую девушку Северова Полину парень. Он хотел жениться на Полине, но девушка предпочла Нестора.

Нестор Петрович думает, что Полина вышла замуж за Ваню. Однако позже он узнает, что это не так. Девушка возвращается к молодому учителю.

Учителя

Людмила Касаткина (директор ШРМ), Анастасия Георгиевская (преподаватель географии), Валентина Талызина (учитель химии), Валентина Сперантова (вахтёр) вряд ли нуждаются в дополнительном представлении. Привлечение актёров старой школы – настоящая удача режиссёра. Например, Л. Касаткина, приглашённая без проб, настояла на них, чтобы увидеть себя со стороны. Оставшись довольной результатами работы с оператором, согласилась на роль.

Для Наталии Богуновой (учитель литературы), выпускницы ВГИКа – это была первая серьёзная работа в кино. А. Коренев предложил ей самой выбрать персонаж. И она остановилась на Светлане Афанасьевне. Интуиция подсказала, что именно эта молоденькая учительница, жена хулиганистого двоечника Ганжи, будет ассоциироваться с фильмом «Большая перемена».

Актёры настолько точно попадали в образ, что впоследствии не могли избавиться от его влияния. Н. Богунова, 17 лет проработавшая в театре, в кино так и осталась актрисой одной роли. Её судьба сложилась довольно трагично. Неудачи в личной жизни спровоцировали заболевание шизофренией. Она ушла из жизни на 66-м году жизни, оставшись в полном одиночестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector