Киселюс юозас: биография, личная жизнь, семья, звездные роли, фото актера, дата и причина смерти
Содержание:
- Ромуальдас Раманаускас — Рихард Лозберг
- Лилита Озолиня сейчас
- Фильмография[править | править код]
- Юозас Киселюс – упавшая звезда литовского кино.
- Истории из личной жизни
- Любовь Соколова (Анисья)
- Театральная карьера
- Детство и юность
- Иван Рыжов (дед Митяй)
- Первые роли в кино
- Девушки были все его
- Лилита Озолиня (Марта Озолс)
- Печальный финал
- Людмила Чурсина (Катерина)
Ромуальдас Раманаускас — Рихард Лозберг
Ромуальдас Раманаускас У однокурсника Киселюса Ромуальдаса Раманаускаса также сложилось в кинематографе свое амплуа. Правда, в отличии от Юозаса, он играл отрицательных персонажей, что не слишком ему нравилось — хотелось разнообразия, возможности показать свой актерский диапазон. Тем не менее, роль Рихарда Лозберга так и осталась, пожалуй, самой значимой в его карьере.
Судьбы Раманаускаса и Киселюса пересекались часто и не только в профессии. В институте они ухаживали за одной девушкой — Эгле Габренайте. Ромуальдас выиграл это соперничество и она стала его женой и матерью его сына Рокаса. Тот же впоследствии женился на актрисе Татьяне Лютаевой, которая родила ему сына Доминика — внука Ромуальдаса и продолжателя их актерской династии.
Сам же Раманаускас был женат дважды, сейчас предпочитает жить один. Из театра он давно ушел, периодически появляется в кино, пишет статьи, записывает аудиокниги. Он всегда очень тепло отзывается о российском зрителе.
Лилита Озолиня сейчас
Сейчас Лилита (по отчеству в Прибалтике звать не принято) живёт в Риге и с 1996 года хранит верность театру «Дайлес». Зарплаты в театре хватает только на оплату коммунальных услуг, потому она открыла сначала салон красоты, потом студию искусства коммуникации для детей и взрослых. Там преподают технику речи, психологию руководителя и личности, философию, проводят занятия по созданию имиджа. Там же работает и Лилиана.
Лилита Озолиня сейчас (кадр из фильма «Герой»)
Как сказала актриса в беседе с Юлией Меньшовой, ведущей программы «Наедине со всеми», имя накладывает отпечаток на судьбу. Лилит по легенде — первая спутница Адама, которая ему не понравилась из-за своей авторитарности, упрямства и жесткости. Озолиня — человек независимый и сильный, теоретически готовая быть слабой, но на деле сама режиссирует жизнь.
В 2020-м поклонников порадовала очередным появлением в кадре: в прокат вышла картина «Цой», в которой рассказывается об обстоятельствах смерти кумира целого поколения — Виктора Цоя.
Фильмография[править | править код]
- 1974 — Бубенчик — Вилимас — реж. Гитис Лукшас, Литовская киностудия
- 1974 — Perskeltas dangus (Расколотое небо) — Телеоператор (эпизод) — реж. Марийонас Гедрис, Литовская киностудия
- 1975 — Atpildo diena (День возмездия) — эпизод — реж. Стасис Мотеюнас, Альгимантас Пуйпа, Литовская киностудия
- 1975 — Nerami rudens diena (Тревоги осеннего дня) — Работник предприятия — реж. Альгимантас Кундялис, Литовская киностудия
- 1976 — Sodybų tuštėjimo metas (Потерянный кров) — Раненый (эпизод) — реж. Альмантас Грикявичюс, Литовская киностудия
- 1976 — Virto ąžuolai (Венок из дубовых листьев) — Клеменсас (озвучивает Юрий Каморный) — реж. Гитис Лукшас, Литовская киностудия
- 1977 — Цену смерти спроси у мёртвых — Антон Соммер (озвучивает Юрий Демич) — реж. Калье Кийск, киностудия «Таллинфильм»
- 1978 — Лицо на мишени — Гарольд Марч, журналист (озвучивает Сергей Мартынов) — реж. Альмантас Грикявичюс, Литовская киностудия
- 1980 — «Мерседес» уходит от погони — Немецкий офицер (эпизод) — реж. Юрий Ляшенко, киностудия им. А. Довженко
- 1980 — Зеленая куколка — Рокуэлл — киноальманах «Молодость», выпуск 2, реж. Автандил Квирикашвили, студия «Дебют» на базе киностудии «Мосфильм»
- 1981 — Долгая дорога в дюнах — Артур Банга (озвучивает Алексей Панькин) — реж. Алоиз Бренч, Рижская киностудия
- 1982 — Girių kirtėjai (Лесорубы) (фильм-спектакль) — Повилас — реж. Мамертас Карклялис, Литовское телевидение
- 1982 — Kolm tundi rongini (Три часа до поезда) (короткометражный) — Он — реж. Катрин Лаур, киностудия «Таллинфильм»
- 1982 — Barbora Radvilaitė (Барбара Радзивилл) (телеспектакль) — Радзивилл Рудый — реж. Видмантас Бачюлис, Литовское телевидение
- 1983 — Ворота в небо — Ганзен — реж. Дамир Вятич-Бережных, киностудия «Мосфильм»
- 1983 — Цена возврата — Дитрих — реж. Григорий Мелик-Авакян, киностудия «Арменфильм»
- 1983 — Skrydis per Atlantą (Полет через Атлантику) — Ляонас — реж. Раймондас Вабалас, Литовская киностудия
- 1984 — Кто сильнее его — Командир латышских стрелков — реж. Автандил Квирикашвили, киностудия «Мосфильм»
- 1984 — Devyni nuopuolio ratai (Девять кругов падения) — Кястас — реж. Бронюс Талачка, Литовское телевидение
- 1985 — Грядущему веку — Антон Соболев, первый секретарь обкома партии (озвучивает Владимир Антоник) — реж. Искандер Хамраев, киностудия «Ленфильм»
- 1985 — Снайперы — Матвеев, комбат (озвучивает Сергей Шакуров) — реж. Болотбек Шамшиев, киностудия «Казахфильм»
- 1986 — Жалоба — доктор Марчук — реж. Тимур Золоев, Одесская киностудия
- 1987 — Ловкачи — Зацепин (озвучивает Андрей Ташков) — реж. Евгений Ташков, киностудия «Мосфильм»
- 1987 — Priešaušrio broliai (Братья на рассвете) — Игнотас — реж. Саулюс Восилюс, объединение «Литовские телефильмы»
- 1987 — Tevas (Отец) (телеспектакль) — Петр, старший сын
- 1988 — Шурави — Эдвард Стаф, корреспондент — реж. Сергей Нилов, киностудия «Мосфильм»
- 1989 — Pabudimas (Пробуждение) — Пранас — реж. Йонас Вейткус, Литовская киностудия
- 1990 — Адвокат (Убийство на Монастырских прудах) — Иван Запарин, следователь (озвучивает Сергей Паршин) — реж. Искандер Хамраев, киностудия «Ленфильм»
- 1990 — Волки в зоне — Родион, бывший капитан милиции — реж. Виктор Дерюгин, студия «Импульс», КТК «Бенефис»
- 1991 — Оружие Зевса — адвокат Джеймс Мал — реж. Николай Засеев-Руденко, киностудия им. А. Довженко
Юозас Киселюс – упавшая звезда литовского кино.
Известный литовский актер Юозас Киселюс прожил только 41 год. После исполнения главной роли в многосерийном фильме «Долгая дорога в дюнах» его полюбили все женщины Советского Союза. Супруга актера позже рассказывала, что после показа фильма по телевиденью актеру приходили сотни писем со всей страны. Юозас даже договорился с почтальоном, чтобы он не утруждался носить каждый день тяжелую сумку, а все письма на почте складывал в одну большую коробку из-под телевизора.
«Долгая дорога в дюнах» (1981)
Этот современный телевизор – первое что купил актёр на свой гонорар. Юозас периодически приезжал на машине и перевозил письма домой. Конечно, он физически не мог не только на них ответить, но даже все прочитать и поэтому очень переживал на этот счет.
«Долгая дорога в дюнах» (1981)
В основном писали молодые женщины, объяснялись ему в любви, но сам актер понимал, что адресованы эти письма не ему, а тому Артуру из фильма. И как он однажды в шутку сказал, что он даже немного завидует ему.
«Долгая дорога в дюнах» (1981)
Но и в реальной жизни он во многом был похож на своего киногероя. Возможно именно поэтому роль ему и удалась. По мнению его друзей, он был такой же честный, открытый и в тоже время спокойный. Никто не помнит его в состоянии ярости или даже злости.
В его фильмографии тридцать киноролей, в том числе десять главных. Но и эпизоды у него получались яркими и запоминающимися.
«Лицо на мишени» (1978)
Когда журналисты спрашивали его о личной жизни, о всегда отвечал, что она у него самая обычная. Актер дважды был женат. В первом браке родились две дочери, которых после развода Юозас фактически взял на свое полное содержание, несмотря на то, что жили они с матерью. Во втором браке родился сын.
Студенты актерского факультета Вильнюсской консерватории (1969)
Юозас очень любил свой театр, где трудился всю свою короткую творческую жизнь. Возможно поэтому он часто отказывался от многих предложений из Мосфильма, Одесской киностудии, киностудии имени Довженко и других далеких от Литвы киностудий. Любил сниматься в своей родной киностудии в Вильнюсе, что позволяло ему не разлучаться с семьей и театром.
Он вообще считал её одной из лучших в стране и доля истины в этом есть. В 70-80 годы на литовской киностудии фильмы выпускались, если не ежемесячно, то ежеквартально. Более половины были на литовском языке. Очень много снималось кинолент для детей и юношества. Фильмы этой киностудии любила вся страна, особенно детективного и приключенческого жанров. Там на самом деле снимали одни из лучших фильмов в СССР.
Так совпало, что в год смерти Юозаса Киселюса, практически перестала существовать и его любимая киностудия.
Последняя роль в кино в фильме «Оружие Зевса» (1991). Премьера фильма состоялась уже после его смерти.
В 1989 году на репетиции в театре актер почувствовал резкую боль в груди. Его отвезли в больницу, где при обследовании нашли редкий порок сердца. Актера поставили на учет в кардиологию, предписали лечение. Врачи строго настрого запретили физические нагрузки, прописали лекарства, которые Киселюс теперь должен был принимать постоянно. Юозас тогда еще пошутил, что хорошо, что он не грузчик, а всего лишь актер.
Примерно через полтора года, возвращаясь вечером с работы домой, он вдруг почувствовал в груди боль и сильную слабость. Актера срочно госпитализировали в Вильнюсскую больницу, где через три дня он скончался от разрыва аорты.
Это случилось 10 мая 1991 года. Юозас Киселюс не дожил до своего 42-го дня рождения чуть более месяца. Так совпало, что почти сразу после его смерти, литовская киностудия тоже перестала существовать. В республику пришли новые времена независимости и европейской интеграции.
Могила актера на кладбище Антакалнио в Вильнюсе
Взрослый сын актера Джон Киселюс помнит своего отца, несмотря на то, что ему было тогда 5 лет.
Мы с вами где-то встречались…
источник
Вставьте ссылку на Youtube, Vimeo или Facebook, Twitter, Instagram и нажмите Enter
Потрясающая музыка Раймонда Паулса из фильма «Долгая дорога в дюнах». Незабываемо!
«Грядущему веку» (1985)
Мерседес» уходит от погони» (1980)
«Волки в зоне» (1990)
Истории из личной жизни
Киселюс был женат два раза. От первого брака у него осталось две дочери, а от второго — сын. Ромуальд Раманаускас как-то рассказывал о странных совпадениях, которые связывали его с Киселюсом. Ребята влюбились в одну девушку по имени Аглия. Она выбрала Ромуальда. Как шутил последний, это произошло, потому что у нее отличный вкус.
Позже оба актера развелись, а через некоторое время решили вновь пожениться. При этом вторую избранницу Юозаса звали Аглия. Когда Раманаускас пришел подавать заявление в ЗАГС, оказалось, что Киселюс сделал это в тот же день. Бракосочетание им назначили на одну дату. Тогда Ромуальд попросил, чтобы его свадьбу поставили раньше, ведь нужно же обогнать товарища.
Также интересной историей о Юозасе поделился Станислав Садальский. Они вместе снимались в картине «Волки в зоне»
Все девушки, за которыми Садальский пытался ухаживать, в итоге обращали внимание на Киселюса. Однажды, когда история в очередной раз повторилась, Стас не выдержал и испачкал всё лицо коллеге мороженым
Тот лишь сказал, что когда-нибудь Садальский об этом пожалеет.
Киселюса не стало через полгода после того случая. Оказалось, что у него порок сердца. Мужчина скончался из-за разрыва аорты. Садальский рассказывает, что до сих пор не может себе простить ту историю. Когда приезжал в Вильнюс, приходил к коллеге на могилу, зажигал свечи и просил прощения. Но легче не стало…
Мы же будем помнить того самого Артура Бангу, который так любил свою Марту. Сегодня невозможно представить в этой роли кого-то другого, да и нужно ли?
Любовь Соколова (Анисья)
Роль Анисьи, жены деда Митяя, исполнила блистательная актриса советского и российского кино Любовь Соколова, снявшаяся без малого в 400 кинолентах.
Л. Соколова
Впервые она выступила в образе колхозницы Варвары в знаменитой киноленте «Повесть о настоящем человеке в далёком 1948 году. Затем предложения посыпались одно за другим: «Доживём до понедельника» (мать нерадивого ученика), «Джентльмены удачи» (заведующая детсадом), «Берегись автомобиля» (судья), «Печки-лавочки» (проводница) и многие-многие другие. В общем роли небольшие, но запоминаются надолго.
Л. Соколова в фильме «Долгая дорога в дюнах»
Так было и с ролью Анисьи, простой русской женщины из глухой таёжной деревушки. Теплом и заботой окружила она Марту, согрела её многострадальную душу.
Любовь Соколова была замужем за Георгием Данелия. Её не стало 6 июня 2001 года (79 лет).
Театральная карьера
Еще в студенческие годы Юозас Киселюс, биография которого насыщена событиями, начал играть на сцене. И уже не представлял свою жизнь без театра. В это время он сыграл роль Карла Риипса в спектакле «Свой остров».
Как только было закончено обучение в консерватории, Юозас поступил на работу в театр драмы города Вильнюса. Его дебютной ролью в этом театра стала роль Чарли в театральной постановке «Школа злословия», которая потом, по утверждению самого актера, стала и самой любимой.
На сцене этого театра в течение многих лет было сыграно большое количество ролей. Среди них можно выделить роль Эдмунда в спектакле «Король Лир», роль Яна в театральной постановке «Первый день свободы» и другие. Герои, сыгранные актером Киселюсом, запомнились и полюбились зрителям.
Детство и юность
Лилита Озолиня появилась на свет в ноябре 1947 года в Риге. Альбертина, мама актрисы, имела отдаленную связь с миром кинематографа. Информацию, что она до войны работала помощником режиссёра, Лилита опровергла, рассказала, что красивую девушку увидели на улицах города сотрудники студии «ДЕФА» и предложили поехать в Германию учиться на артистку. Но Альбертину тогда не отпустила мачеха.
Лилита Озолиня в молодости (кадр из фильма «Когда дождь и ветер стучат в окно»)
Отец Арвид Озолиньш был лётчиком-испытателем. Известно, что после войны он попал под каток репрессий, так как отказался перейти в ряды Красной армии. Старшая сестра Лилиты, Вия, погибла в ссылке, куда отправилась вместе с родителями.
Видимо, мамина любовь к кино передалась дочери, потому что уже в 8 лет Лилита Озолиня сделала первый шаг по этому пути. Она отправилась на пробы фильма «Эхо», где искали исполнительницу на роль пастушки. И хотя первый блин оказался комом и Лилиту не взяли, она не изменила своей мечте стать артисткой.
Иван Рыжов (дед Митяй)
Дед Митяй – хозяин избы в сибирской деревне, приютивший сосланную Марту. Встретил её настороженно и с опаской, но потом «оттаял» и раскрыл всю широту русской души.
Самым возрастным участником съёмочного процесса был Иван Петрович Рыжов: ему на ту пору исполнилось 68 лет. Актёр уже давно стал широко известен и горячо любим зрительской аудиторией. Уже в середине 30-х годов, закончив актёрское училище, он стал работать в Театре Революции.
Фильмография актёра начинается в 1939 году, а заканчивается в 1995. Иван Рыжов снялся более чем в 140 картинах, наиболее известными стали «Тени исчезают в полдень» (Андрон), «Цыган» (директор конезавода), «Большая перемена» (начальник отделения милиции), «Калина красная» (отец Любы).
Он умер в возрасте 91 года в результате большой потери крови из-за халатности врачей, не успевших вовремя перевязать ему рану, хотя он находился в больнице. Роковую травму артист получил, когда упал в обморок, и порезался о стекло. Персонал даже не узнал в нём именитого актёра.
Первые роли в кино
В кино Юозас Киселюс начал сниматься с 1974 года. Он дебютировал ролью юного, обаятельного Вилимаса, искателя воды, в фильме режиссера Гитиса Лукшаса «Бубенчик». Спустя три года молодой актер вновь снялся у Лукшаса в его картине «Венок из дубовых листьев». Он сыграл обездоленного батрака Клеменсаса, человека честного, искреннего, которому чуждо всякое насилие. И хотя эта роль не была главной, но именно она во многом определяла настрой всей картины.
Вообще ранних героев Юозаса Киселюса отличали такие качества, как открытость, искренность, доброта. Такой же образ, например, им был создан в короткометражной ленте «Зеленая куколка» (по мотивам рассказа Рэя Бредбери «Куколка»). О своих героях актер рассказывал: «Такие люди привлекают меня своей душевной чистотой, смелостью, убежденностью. Однако я говорю не о героях. Мои персонажи, те, кого принято называть положительными героями, просто честные, добрые люди, верные данному слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не героические черты, эти качества – норма для человека». Примечательно то, что и в жизни Юозас был таким же – честным, ранимым и очень романтичным…
Работы Юозаса Киселюса не остались незамеченными, и в 1978 году актер был приглашен на одну из главных ролей в картину режиссера Кальё Кийска «Цену смерти спроси у мертвых». Киселюсу была доверена роль революционера, руководителя большевиков – подпольщиков Антона Соммера. Причем необходимо было сыграть эстонского героя в эстонском фильме, а актер то эстонским языком совсем не владел… С задачей Киселюс справился на все сто. Его герой получился очень запоминающимся — скупой на слова, сдержанный, молчаливый, человек, главным образом сосредоточенный на напряженной духовной жизни.
В том же году Юозас Киселюс снялся в фильме Альмантаса Грикявичуса «Лицо на мишени». Об этой работе актер вспоминал с особой благодарностью, ведь после ряда положительных героев ему впервые достался отрицательный персонаж. Роль журналиста Гарольда Марча, поступившегося убеждениями ради корыстных целей, стала, по выражению самого актера, «глотком чистого воздуха»…
Девушки были все его
Впрочем, Юозасу грех было жаловаться на недостаток внимания со стороны дам – о таком, как Артур, мечтали многие. Актер Станислав Садальский вспоминал, как в начале перестройки они с Киселюсом снимались в Белоруссии в фильме «Волки в зоне».
Юозас Киселюс с Лилитой Озолиней. Фото: кадр из фильма
– Юозас играл милиционера, а я очередного ублюдка, – рассказывал Станислав Юрьевич. – После съемок мы вместе гуляли, молодые еще были… Девушки были все его. Иозас молчаливый, статный, девчонки к нему просто липли, а меня это злило. И вот однажды, когда приглянувшаяся мне девушка тоже стала заглядываться на Юозаса, я закипел от ревности. У меня мороженое было в руках, и я им ударил прямо по лицу сопернику. Юозас ничего не ответил, только желваки у него заходили, и он мне медленно сказал: «Стас, пройдет время, и тебе будет очень стыдно за это».
А через полгода Киселюса не стало. Он страдал врожденным пороком сердца и скончался от внезапного разрыва аорты – шансы спасти человека в такой ситуации минимальны. И Садальский до сих пор не может простить себе свою странную выходку:
Источник
Лилита Озолиня (Марта Озолс)
В конце 80-х Лилита Озолиня была достаточно известной в Латвии. Рост её популярности начался в 1967 году. Именно тогда Алоиз Бренч, который в это время преподавал в студии киноактёра, снял 20-летнюю Лилиту в своей художественной кинокартине «Когда дождь и ветер стучат в окно». Интересно то, что в тот момент она была студенткой медучилища и собиралась стать доктором, но знаменитый в будущем режиссёр посоветовал ей идти учиться актёрской профессии, что она и сделала.
К роли Марты Озолиня шла без малого 14 лет, и за плечами были довольно успешные работы в семнадцати картинах. Но такого ошеломляющего успеха она ещё не испытывала. Романтический образ красавицы Марты, страдающей, но всё-таки нашедшей своё счастье, с восторгом был воспринят миллионами телезрителей.
Последующие её роли в киноиндустрии практически не запомнились, кроме Эвы в «Двойном капкане» всё того же Алоиза Бренча.
Сегодня Лилита уже не снимается. Иногда она заседает в жюри и оценивает молодых актёров. Её дочь Лилиана работает на латвийском ТV. Семейные тайны не выпускает за порог квартиры и живёт по принципу «Мой дом – моя крепость». Актрисе 71 год.
Печальный финал
В постперестроечный период типаж, который воплощал Киселюс, оказался не востребован. Актёра почти не приглашали сниматься, ему сложно было содержать семью, из-за чего он сильно переживал. В мае 1991 года Юозас Юозович возвращался домой с очередных неудачных кинопроб, когда почувствовал укол боли в сердце. Киселюс постоял на остановке общественного транспорта, отдышался и боль прошла, но он всё же решил обратиться к врачу, который принял решение о госпитализации.
Юозас Киселюс в фильме «Девять кругов падения»
В больнице актёру сделали кардиограмму, на которой медики не увидели ничего подозрительного, но Киселюса всё же решили оставить на обследование. После госпитализации у актёра поднялась температура, но в больнице не оказалось даже аспирина — за ним дочери актёра приходилось бегать в соседнюю аптеку, рассказывал друг артиста Вилюс Петраускас. 10 мая 1991 года Юозаса Юозовича на коляске отвезли на рентген, после чего оставили ждать результатов возле кабинета. Когда к этому кабинету подошла врач, актёр, будучи джентльменом, вскочил, чтобы уступить ей своё место, и тут же упал замертво.
Юозас Киселюс в фильме «Ловкачи»
Позднее медики узнали, что Юозас Киселюс страдал от редкого порока сердца, и в тот момент у него лопнула сердечная аорта. Актёр ушёл из жизни в 42 года. Последний раз он появился на экранах в 1991 году в мини-сериале «Оружие Зевса», где сыграл адвоката Джеймса Мала.
Юозас Киселюс в фильме «Оружие Зевса»
Источник
Людмила Чурсина (Катерина)
Ещё одна женская роль – бригадирши Катерины – досталась неподражаемой Людмиле Чурсиной. Неприязненное поначалу отношение к «ссыльной немке» сменяется дружеским участием. Именно Катерина отыскала в заснеженной тайге заблудившегося сынишку Марты Эдгара.
К началу съёмок актриса была уже знаменита и востребована. Её дебютной стала картина с названием «Когда деревья были большими» (первая деревенская красавица Зоя), а потом последовали «Донская повесть», «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река» (Анфиса), «Любовь Яровая» и «Олеся». Все роли были главные и исполнены с блеском.
В настоящее время 77-летняя Людмила Чурсина играет в Театре Российской Армии и продолжает сниматься в кино.