Михаил барышников: жена и дети. личная жизнь
Содержание:
Карьера танцора
В 1967 году, сразу после окончания хореографического училища, Барышников оказывается в Мариинском театре. За последующие семь лет он становится главной звездой русского балета. Зрители и специалисты отмечают его уникальное мастерство и талант, идеальную координацию движений, безупречное выполнение всех элементов.
При этом нужно отметить, что внутри самого театра в то время царил застой. Его развитие откровенно тормозили советские чиновники, которые стремились курировать и цензурировать культуру. Поэтому новаторы хореографии на сцену Мариинки попасть просто не могли.
Необычных постановок, в которых артист мог развиваться и расти над собой, в то время было только две, вспоминал позже сам Барышников. Это «Сотворение мира» и «Вестрис». Михаил стремился в них играть, но этого было мало для его таланта.
ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ АРТИСТ
Харизматичный танцовщик всегда пользовался успехом у женщин Барышникова давно прозвали секс-символом, с чем он оказался категорически не согласен. Но факт налицо: танцовщик небольшого роста благодаря обаянию и талантам пользовался огромным успехом у противоположного пола.
«Я не бабник, не секс-маньяк и не красавец. Не герой, не мачо, не двух метров роста. Кто вообще затеял эти разговоры на тему секс-символа?» — возмущался Михаил.
Мог ли танцовщик противостоять соблазнам, когда его с юности окружали красивые женщины? В первую очередь, это касалось партнерш по сцене. В молодости с большой компанией художников, журналистов и звезд хореографии Михаил кочевал из квартиры в квартиру. На вечерних застольях поющий композиции Окуджавы Барышников всегда оказывался в центре внимания, девушки мечтали закрутить с ним роман. А балерине Светлане Ефремовой он даже предлагал руку и сердце.
У Михаила Барышникова и Джессики Лэнг родилась дочь Александра Серьезные отношения были у Барышникова с Татьяной Кольцовой. Звезды балета жили в гражданском браке, когда Михаил принял решение эмигрировать. Творчество он поставил на первое место и скрепя сердце бросил невесту.
Только танцовщик поселился в Америке, как ему начали приписывать романы с каждой новой партнершей по сцене. Позднее пошли слухи о связи Барышникова с Изабеллой Росселлини и Шэрон Стоун, однако сплетни он не комментировал. Доподлинно известно лишь об отношениях Михаила с Джессикой Лэнг.
С «девушкой Кинг-Конга» артиста познакомил на одной вечеринке Милош Форман. Тогда Барышников еще слабо владел английским, но даже языковой барьер не помешал паре понять друг друга. Михаил говорил, что это была любовь с первого взгляда. Почти сразу они с Джессикой съехались и создали семью.
Лайза Миннелли не скрывала восхищения к партнеру по мюзиклу
Русского танцовщика называли «человеком в футляре» за нежелание афишировать личную жизнь. Когда он начал отношения с Лэнг, в американской прессе появилось множество фейковых статей: как артист унижает голливудскую звезду, заставляет ее готовить борщи и мыть полы, ползая на коленях. Над домыслами влюбленные только посмеивались.
Вместе звезды провели шесть лет, но нельзя сказать, что все это время в их доме царила гармония. Джессике приписывали роман с режиссером Бобом Рейфелсоном, а Михаил дал избраннице повод для ревности из-за проекта «Барышников на Бродвее», где его партнершей стала Лайза Миннелли
Танцовщик хранил молчание о характере общения с Лайзой, а вот она оказалась не столь осторожной: в интервью рассказывала, как восхищена загадочным и мускулистым русским
Если романтическая связь с Миннелли и существовала, к премьере мюзикла она закончилась. Барышников получил второй шанс в отношениях с Джессикой Лэнг. В 1981-м у пары родилась дочка Александра, однако, даже несмотря на этот факт, сохранить союз надолго Михаилу не удалось. После расставания бывшие влюбленные остались друзьями.
Детство и юность
Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.
Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.
После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.
Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.
Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.
Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.
Перемены и побег на Запад
Во время работы в Ленинграде Барышникову пришлось столкнуться с авторитарным стилем управления главного балетмейстера — Константин Сергеев удерживал театр в рамках строгого академизма и абсолютно не учитывал актуальных требований времени. Однако невероятным способностям Барышникова, его жажде экспериментов и стремлению к развитию стало тесно в пределах классического репертуара. Однажды Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предложил театру поставить балет для Барышникова, но руководство ответило отказом.
В Советском Союзе у Барышникова было все для комфортной жизни — место в престижнейшей труппе лучшего театра страны, любовь публики, высокая зарплата, квартира в центре Ленинграда, новая «Волга», многочисленные встречи в кругах творческой интеллигенции и даже невеста — балерина из его труппы. Но Барышников задыхался. Через много лет его близкий друг, Иосиф Бродский, отвечая на вопрос, какая судьба ждала бы танцора в СССР, отметил очень коротко и емко: «Спился бы».
В 1974 Барышников принял решение кардинально изменить свою жизнь и после гастролей в Канаде не вернулся в СССР. В этом ему помогли танцор Александр Минц, который уехал из Советского Союза несколько ранее, и канадский балетный критик Джон Фразер — на официальном приеме после одного из спектаклей он передал Барышникову бумажку с нужными номерами телефонов. Танцор встретился с адвокатом и подписал все необходимые бумаги. После последнего выступления Барышников должен был выйти из театра и сесть в машину, которая ждала его неподалеку. План чуть не сорвался из-за толпы фанатов, жаждущих получить автограф и фото с кумиром, но артисту удалось добраться до автомобиля и навсегда уехать в неизвестное будущее.
С Джессикой Лэнг в Беверли Хилз. 1982 / Getty Images
После эмиграции Барышников до сих пор так ни разу и не съездил в Россию. Сам танцор часто признавался в интервью, что не видит в этом особой необходимости: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у Бродского. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».
Краткая биография
27 января 1948 года в Риге в семье откомандированного туда советского офицера появился на свет будущий кумир миллионов поклонников своего таланта. Из-за крутого нрава отца, который зачастую был даже жестоким в обращении с сыном и женой, Михаил в большей степени был привязан к матери. Именно она привила мальчику любовь к культуре и искусству. Вместе они часто посещали местную филармонию, где получали огромное удовольствие от выступлений артистов.
В 10-летнем возрасте Михаил уже осознано принял решение, согласно которому записался на экзамен в балетную школу. А после этого он продолжил свой образовательный путь в рижском училище хореографии. Но для блестящей сольной карьеры, по мнению педагога Хелены Тангиевой, ему мешал слишком малый рост. Для преодоления этого препятствия Барышников стал регулярно выполнять специально разработанный комплекс физических упражнений. Занятия были достаточно болезненными для суставов, но позволили увеличить рост начинающего артиста на 4 см. Таким образом, этот антропометрический параметр составил 168 см.
Биография Михаила Барышникова наполнена многими трагическими и тяжелыми для осознания событиями. В 12-летнем возрасте мать отвезла сына к бабушке в Поволжье и, вернувшись в Ригу, покончила с собой. А после того, как отец повторно женился на другой женщине, мальчику не нашлось места и в его семье. Через несколько лет состоялся переезд в город на Неве, и он полностью перестал общаться с родителем, который стал для него чужим человеком.
В 1964 году во время гастрольного тура Латвийской национальной оперы в Ленинграде Михаила несколько раз привлекли к участию в театральных постановках. Это поспособствовало началу его творческого становления. Один из артистов отметил выдающиеся способности молодого человека и отвел его в хореографическое училище, после окончания которого он очень быстро смог стать солистом легендарной Мариинки.
Биография Михаила Барышникова
Барышников Михаил Николаевич родился 27 января 1948 года в Риге. Отец будущей легенды мирового балета, офицер Красной армии, был жёстким человеком с тяжёлым характером и почти не уделял времени воспитанию сына, что стало причиной охлаждения между ними в будущем. Главным человеком в жизни артиста всегда была мать: именно она привила сыну любовь к искусству. Так, уже с детских лет она водила его на театральные постановки и в филармонию.
Когда же Михаилу исполнилось девять лет, он определился с выбором будущей профессии: мальчик заявил родителям о своём желании стать артистом балета. Вскоре после этого он поступил в хореографическое училище Риги, где начал обучение под руководством педагога Ю. Капралиса. Последний не только помог юному танцовщику раскрыть свой творческий потенциал, но и стал для него главным наставником.
В 12-летнем возрасте мальчик пережил самое сильное потрясение в своей жизни: вместе с матерью он отправился в поездку на Волгу, где остался у бабушки на каникулы, — тогда он даже не подозревал, что видел мать в последний раз. После этого женщина вернулась в Латвию и покончила с собой. Причина, подтолкнувшая её на такой страшный поступок, так и осталась неизвестной. Вскоре после этого отец женился снова, и мальчик оказался лишним в его новой семье.
В этот период юный танцор много и плодотворно работает в танцевальной студии и совершенствует свою технику. Зная о том, что невысокий рост может повредить его будущей карьере, он проводит много часов за тяжёлыми тренировками, которые оказывают большую нагрузку на его тело, — в конечном итоге ему удаётся вырасти ещё на несколько сантиметров. Когда же ему исполняется 16 лет, он отправляется на гастроли в Ленинград.
Одним из зрителей спектакля рижского театра становится Александр Иванович Пушкин — знаменитый педагог Ленинградского хореографического училища
Мэтр сразу же обращает внимание на мастерство юного танцовщика и предлагает ему продолжить обучение в Ленинграде — воспользовавшись этим предложением, молодой человек проходит вступительный экзамен в одну из старейших балетных школ мира
Вскоре он становится протеже Александра Пушкина, на тот момент воспитавшего целую плеяду звёзд мирового балета и известного в качестве наставника легендарного танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуреева. Под руководством именитого педагога Михаил продолжает оттачивать своё мастерство и в скором времени получает возможность продемонстрировать свой талант в полной мере: в возрасте 19 лет он становится солистом Мариинского театра.
Детство и юность
Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.
Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.
После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.
Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.
Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.
Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.
Кино, телевидение и театр
С Лизой Миннелли в балете Барышникова на Бродвее , 1980 г.
Барышников дебютировал в танцах на американском телевидении в 1976 году в программе PBS In Performance Live from Wolf Trap . Программа распространяется на DVD компанией Kultur Video .
Во время рождественского сезона 1977 года CBS показала на телевидении постановку Барышникова «Щелкунчик» Чайковского с Барышниковым в главной роли в сопровождении исполнителей ABT, включая Гелси Киркланд и Александра Минца . «Щелкунчик » много раз транслировался по телевидению в разных версиях, но версия Барышникова — одна из двух, номинированных на премию « Эмми» .
Барышников также выступал в двух телевизионных передачах, получивших «Эмми», в одном на ABC и одном на CBS, в которых он танцевал под музыку Бродвея и Голливуда соответственно. В течение 1970-х и 1980-х годов он много раз выступал с ABT on Live from Lincoln Center и Great Performances . Он также появился на нескольких телепередачах с отличием Кеннеди-центра .
Первую роль в кино Барышников сыграл вскоре после приезда в Нью-Йорк. Он сыграл Юрия Копейкина, известного русского балеринщика, в фильме 1977 года «Поворотный момент» , за который был номинирован на « Оскар ». Он снялся вместе с Грегори Хайнсом и Изабеллой Росселлини в фильме 1985 года « Белые ночи» , поставленном Твайлой Тарп , и был показан в фильме 1987 года « Танцоры» . На телевидении в последнем сезоне « Секса в большом городе» он сыграл русского артиста Александра Петровского , который без устали ухаживает за Кэрри Брэдшоу и увозит ее в Париж. Он снялся в фильме «Бизнес компании» (1991) с Джином Хэкманом .
Мультсериал «Истории из моего детства» Михаила Барышникова появлялся в американских сетях PBS с 1996 по 1998 год. Мультфильмы были созданы российским анимационным домом « Союзмультфильм» и дублированы американскими актерами, в том числе Джимом Белуши , Лаурой Сан Джакомо , Харви Фирстайном и Кирстен Данст . Вел шоу Барышников, представив свои любимые сказки, в том числе « Красавица и чудовище: сказка о багровом цветке» , «Снежная королева» , «Последний лепесток» и «Золотой петух» . Серии также были выпущены на домашнем видео.
2 ноября 2006 года Барышников и шеф-повар Элис Уотерс были представлены в эпизоде оригинального сериала « Иконоборцы» телеканала Sundance . У них давняя дружба. Они обсудили свой образ жизни, источники вдохновения и социальные проекты. Во время программы Уотерс посетил Центр искусств Барышникова в Нью-Йорке. Тур Hell’s Kitchen Dance привел его в Беркли, чтобы посетить ее ресторан Chez Panisse . 17 июля 2007 года в программе PBS News Hour с участием Джима Лерера был представлен профиль Барышникова и его Центра искусств. Он появляется без титров в фильме 2014 года « Джек Райан: Призрачный рекрут» в роли министра внутренних дел Сорокина.
В продолжение своего интереса к современным танцам Барышников снялся в 2015 году в рекламе дизайнера одежды Rag & Bone с художником уличных танцев Лилом Баком .
На сцене как актер
Барышников — артист авангардного театра. Его прорывное выступление на Бродвее произошло в 1989 году, когда он сыграл Грегора Замза в « , адаптации романа Франца Кафки . Это принесло ему номинацию Тони.
В 2004 году Барышников появился в фильмах «Запретное Рождество» или «Доктор и пациент» в Линкольн-центре Нью-Йорка, а в 2007 году — в « Шортах Беккета» в New York Theater Workshop. 11–21 апреля 2012 г. снялся в новой пьесе Дмитрия Крымова « В Париже» . Он был представлен на широкой сцене Центра исполнительских искусств колледжа Санта-Моника с участием Анны Синякиной. Затем Барышников появился в экранизации оперы Антона Чехова « Человек в футляре» . О постановке он сказал:
21 апреля 2015 года газета The New York Times сообщила, что Барышников должен был выступить с чтением произведения поэта Иосифа Бродского в Риге в 2015 году. Спектакль назывался «Бродский / Барышников», был на русском языке, а премьера состоялась 15 октября 2015 года. Его международный тур начался в Тель-Авиве в январе 2016 года, а в марте 2016 года он состоялся в Нью-Йорке. (Барышников познакомился с Бродским в 1974 году, вскоре после того, как советские власти вынудили Бродского покинуть родную страну, и он переехал в США. Они оставались друзьями до смерти Бродского в 1996 году.)
ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ АРТИСТ
Харизматичный танцовщик всегда пользовался успехом у женщин Барышникова давно прозвали секс-символом, с чем он оказался категорически не согласен. Но факт налицо: танцовщик небольшого роста благодаря обаянию и талантам пользовался огромным успехом у противоположного пола.
«Я не бабник, не секс-маньяк и не красавец. Не герой, не мачо, не двух метров роста. Кто вообще затеял эти разговоры на тему секс-символа?» — возмущался Михаил.
Мог ли танцовщик противостоять соблазнам, когда его с юности окружали красивые женщины? В первую очередь, это касалось партнерш по сцене. В молодости с большой компанией художников, журналистов и звезд хореографии Михаил кочевал из квартиры в квартиру. На вечерних застольях поющий композиции Окуджавы Барышников всегда оказывался в центре внимания, девушки мечтали закрутить с ним роман. А балерине Светлане Ефремовой он даже предлагал руку и сердце.
У Михаила Барышникова и Джессики Лэнг родилась дочь Александра Серьезные отношения были у Барышникова с Татьяной Кольцовой. Звезды балета жили в гражданском браке, когда Михаил принял решение эмигрировать. Творчество он поставил на первое место и скрепя сердце бросил невесту.
Только танцовщик поселился в Америке, как ему начали приписывать романы с каждой новой партнершей по сцене. Позднее пошли слухи о связи Барышникова с Изабеллой Росселлини и Шэрон Стоун, однако сплетни он не комментировал. Доподлинно известно лишь об отношениях Михаила с Джессикой Лэнг.
С «девушкой Кинг-Конга» артиста познакомил на одной вечеринке Милош Форман. Тогда Барышников еще слабо владел английским, но даже языковой барьер не помешал паре понять друг друга. Михаил говорил, что это была любовь с первого взгляда. Почти сразу они с Джессикой съехались и создали семью.
Лайза Миннелли не скрывала восхищения к партнеру по мюзиклу
Русского танцовщика называли «человеком в футляре» за нежелание афишировать личную жизнь. Когда он начал отношения с Лэнг, в американской прессе появилось множество фейковых статей: как артист унижает голливудскую звезду, заставляет ее готовить борщи и мыть полы, ползая на коленях. Над домыслами влюбленные только посмеивались.
Вместе звезды провели шесть лет, но нельзя сказать, что все это время в их доме царила гармония. Джессике приписывали роман с режиссером Бобом Рейфелсоном, а Михаил дал избраннице повод для ревности из-за проекта «Барышников на Бродвее», где его партнершей стала Лайза Миннелли
Танцовщик хранил молчание о характере общения с Лайзой, а вот она оказалась не столь осторожной: в интервью рассказывала, как восхищена загадочным и мускулистым русским
Если романтическая связь с Миннелли и существовала, к премьере мюзикла она закончилась. Барышников получил второй шанс в отношениях с Джессикой Лэнг. В 1981-м у пары родилась дочка Александра, однако, даже несмотря на этот факт, сохранить союз надолго Михаилу не удалось. После расставания бывшие влюбленные остались друзьями.
Становление легенды
Отец будущей легенды современных танцев был военным. Ему пришлось переехать вместе с супругой в Ригу, где у пары родился сын Михаил. При этом, с ранних лет мальчик не особенно ладил с отцом, который привык к абсолютному повиновению по примеру армейского быта. Зато с мамой он всегда находил общий язык.
С младых лет мальчик часто посещал театр и даже филармонию. Не стала мама перечить и увлечению хореографией. Но только вот дождаться триумфального выступления наследника на большой сцене она так и не смогла. Когда Михаил был подростком, женщина наложила на себя руки.
Из-за семейной трагедии мальчика отправили жить к однокласснику Андрису Витиньшу. Мужчины до сих пор поддерживают крепкую связь. А вот с отцом отношения наладить не удалось даже после печальной кончины матери. Николай Барышников особенно долго во вдовцах сидеть не стал, и быстро женился. Только вот в новой семье маленькому Мише были не особенно рады.
Впрочем, у деятельного юноши такой подход папы к воспитанию не вызвал угнетенного состояния. Вместо того, чтобы жалеть себя, он решил прилагать больше сил около хореографического станка. Его первым преподавателем стал Юрис Капралис. А немного позже, когда Барышников уже стал гастролировать, его позвал под свое крыло Александр Пушкин.
После переезда в Ленинград танцовщик получил возможность представить себя через русскую школу балета в «Мариинке». Молодой человек быстро прославился и получал теплые отзывы критиков. А уже в 1973 году юноша провел первый значимый творческий вечер. В рамках мероприятия ему удалось исполнить сразу три программы за один акт. Такое совершенное владение техникой поразило искушенного зрителя.
Столь громкий триумф позволил Михаилу Николаевичу получать повышенную зарплату, а также разжиться трехкомнатной квартирой и даже престижным по тем временам автомобилем «Волга». Но со временем артиста стали приглашать на европейские гастроли. Путешествия с труппой по разным странам открыли танцовщику глаза на условия жизни за рубежом. Помимо этого, восходящая звезда смогла увидеть во всей красе современный танец, в то время как в Советском Союзе упор всегда шел на классическое исполнение.
А уже через год после своего первого громкого выступления Михаил отправился на гастроли в Канаду. Именно там его застало предложение Александра Минца. Барышникову предложили место в Американском театре балета. Это была прекрасная возможность открыть себя миру, поэтому знаменитость наотрез отказался возвращаться в СССР.
По мнению танцовщицы, кто-то во время гастролей хорошо поработал над тем, чтобы склонить талантливого молодого человека в свою сторону. Но женщина не в обиде на давнего партнера, потому что в СССР «творческие люди мучились». И вряд ли бы Михаил Николаевич добился бы за «железным занавесом» того, что ему смогли дать за пределами Советского Союза.
Несмотря на то, что в те времена активно циркулировали слухи о том, что артист якобы решился на иммиграцию из-за политики, он это отрицает. По словам самого Барышникова, такой серьезный шаг был сделан исключительно в артистических целях. Впрочем, с юных лет сына русского военного не особенно жаловали, а в Северной столице прозвали рижским франтом. И только там, за океаном, ему перестали навешивать ярлыки.
Ему хватило всего одного месяца подготовки для того, чтобы появиться во всем блеске в «Метрополитен-опере». Тогда достопочтенной публике представляли «Жизель».
Личная жизнь
Нельзя сказать, что решение остаться в эмиграции было для Михаила Барышникова очень простым в реализации своих профессиональных амбиций. Первое время он очень сильно тосковал о своей гражданской жене Татьяне Кольцовой, которая была его коллегой по творческому цеху. Сказывался и языковой барьер, мешавший чувствовать себя полноценным членом общества.
Однако целеустремленность и высокий уровень профессионализма не могли ни сказаться на позитивных изменениях в жизни талантливого артиста балета. В начале 1976 года он завязывает романтические отношения с актрисой Джессикой Лэнг, которая вскоре рожает ему дочь Александру. Этот супружеский союз, по словам журналистов, был очень ярким и отличался частыми и бурными выяснениями отношений. С одной стороны крепости этой семьи не добавляли регулярные измены жены, а с другой – советский менталитет мужа, который любил устраивать шумные посиделки с гостями по ночам и русскую кулинарию.
Второй раз прославленный балерон и балетмейстер сочетался узами брака с Лизой Райнхарт, которая также занималась танцами. Эти семейные отношения стали причиной появления на свет сына Петра и дочерей Анны и Софии. Таким образом, у Михаила Барышникова всего имеется четверо детей от двух браков.
Вообще, жизнь именитого артиста в Америке можно в полной мере охарактеризовать как удачную. Ведь в круг его общения в разные времена входили Иосиф Бродский, принцесса Диана и Жаклин Кеннеди. А экономический аспект позволяет говорить о достаточном благополучии даже по западным меркам. Михаилу Николаевичу принадлежит известный ресторан русской кухни «Самовар», который расположен в респектабельном центре Нью-Йорка.
Кроме того, у него имеется производственное предприятие, изготавливающее экипировку для балета, а также парфюмерная линейка именных духов. Вместе с тем талантливый и предприимчивый артист с русскими корнями нашел себя и в искусстве фотографии. С его тематическими работами можно познакомиться в музее изобразительных искусств А.С. Пушкина.
Балет и кино
- 1964 год – Барышников переезжает в Ленинград и поступает в хореографическое училище на курс Александра Пушкина. Именно Пушкин был преподавателем знаменитого Рудольфа Нуреева. Переезд дался Михаилу тяжело. Он с трудом привыкал к новому месту. Как и в Риге, Михаил продолжил тренироваться, не щадя себя. Свободное время Барышников посвящал прогулкам по городу, походам в театры. В любом месте он старался научиться чему-то новому, найти вдохновение и идеи, которые можно реализовать в танце.
- 1967 год – Барышников становится солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. За время своей службы в театре он танцует в спектаклях «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Гамлет», «Сотворение мира».
- 1970 год – вместе с труппой актеров Михаил Барышников впервые выезжает на гастроли за границу. В Лондоне он видит совсем другой балет, который сильно отличается от того, что танцуют в Советском Союзе.
- 1973 год – на творческом вечере руководство театра делает послабление и разрешает Барышникову выбирать репертуар.
- 1974 год – с труппой Большого театра Барышников снова едет на гастроли за границу. Находясь в Торонто, он принимает решение не возвращаться в СССР. К тому времени танцор уже понимал, что в жестких рамках Союза он не сможет реализовать себя в полной мере, ему не дадут возможность воплощать свои идеи. Получив предложение от Американского театра балета, Барышников просит убежища и остается в Канаде.
- 1974-1978 гг. — Барышников живет в Нью-Йорке и работает в Американском театре балета. Он не только танцует, но и выступает в качестве хореографа.
- 1978 год – Михаил дебютирует как актер в картине «Поворотный пункт». За роль второго плана он получает номинацию на премию «Оскар».
- 1980 год – Барышников становится художественным руководителем Американского театра балета.
- 1985 год – танцор играет в фильме «Белые ночи» персонажа, похожего на себя. Главный герой картины – артист балета, который сбегать за границу от угнетающего советского строя.
- 1987 год – Барышников снимается в фильме «Танцоры». Михаил играет привычную для себя роль артиста балета.
- 1989 год – Барышников играет дебютную роль на Бродвее в спектакле «Метаморфозы».
- 1990 год – совместно с Марком Моррисом Михаил основывается свой коллектив, который со временем становится полноценной танцевальной труппой. Организационная работа отнимает много времени и для того, чтобы полностью посвятить себя новому делу, Барышников оставляет свою должность в театре. Сформированный коллектив уходит от классического танца и занимается модерном. Танцор возглавляет проект до 2002 года и занимается постановкой современного танца.
- 1991 год – Барышников исполняет роль в картине «Дела фирмы». Фильм представляет собой комедийный боевик о промышленном шпионаже.
- 2004 год – Михаил снимается в известном сериале «Секс в большом городе», где исполняет роль возлюбленного главной героини Кэри Брэдшоу.
- 2005 год – знаменитый танцор открывает «Центр искусств Барышникова» в Нью-Йорке. Центр существует до сих пор, а Барышников является его художественным руководителем. Здание в 3 этажа находится на Манхеттене. В нем проходят представления и мероприятия, связанные с музыкой, театром и литературой.
- 2014 год – Барышников снимается в картине «Джек Райан: Теория хаоса». Фильм рассказывает историю финансового аналитика, незаконно обвиненного в заговоре с террористами.
- 2015 год – танцор создает спектакль о своем знаменитом друге и соотечественнике Иосифе Бродском. Представление становится настоящей сенсацией и пользуется большой популярностью в мире. Готовясь к постановке, Барышников возвращается в Латвию.
- 2016 год – Барышников обращается к властям Латвии и просит дать ему латвийское гражданство.
- 2017 год – просьбу танцора удовлетворяют, и он становится гражданином Латвии.
- 2020 год – Барышников играет в спектакле Алвиса Херманиса «Белый вертолет». История рассказывает об отречении понтифика. Помимо игры в спектакле, танцор продолжает руководить своим Центром искусств, регулярно стоит у станка и поддерживает себя в прекрасной физической форме.
Удачное знакомство
Джессика Лэнг в фильме «Кинг-Конг». / Фото: www.pinimg.com
Они встретились впервые в 1976 году на зажигательной вечеринке известного актёра Бака Генри
Джессика сразу обратила внимание на молодого человека у бассейна. Он просто поразил её каким-то невероятно светлым цветом кожи, казавшимся актрисе почти прозрачным
А вот Михаил Барышников вообще не думал о девушке до тех пор, пока кинорежиссёр Милош Форман не представил его «девушке Кинг-Конга». Она была очаровательна, правда, тут же перепутала Барышникова с Нуреевым. Это было совершенно неудивительно, ведь Джессике и в голову не приходило интересоваться балетом, а уж о подвигах Барышникова на ниве покорения женских сердец она даже не догадывалась.
Михаил Барышников. / Фото: www.viewsofia.com
В тот год Барышников, впервые после своего невозвращения с канадских гастролей в СССР, получил предложение о съёмках в кино
В «Поворотном пункте» он снимался вместе с Ширли Маклейн и Энн Бэнкрофт и, кажется, с лёгкостью мог очаровать любую из этих красавиц, но его внимание захватила целиком юная и дерзкая Джессика, та самая «девушка Кинг-Конга»
Впрочем, она и сама откровенно заинтересовалась своим новым знакомым, хотя его слегка надменное поведение на публике не слишком ей нравилось. Но он был очень известен, а окружающие относились к Барышникову даже с некоторым подобострастием. Самым же удивительным было то, что никого не смущали грубость и пренебрежение с его стороны
Джессика в то время тяготилась вниманием к себе, а русский танцор открыто наслаждался своей популярностью
Эмиграция
В 1974 году, во время гастролей Театра Оперы и Балета им. Кирова в Канаде, он попросил у властей США политического убежища. В принятии решения помогли ему Рудольф Нуриев и Наталья Макарова, которые ранее также бежали на Запад. После одного из представлений в Торонто, художник выскользнул через заднюю дверь театра, и скрылся. Впоследствии он присоединился к королевскому Виннипегскому балету.
За два года после переезда в Канаду он получил возможность поработать с несколькими творческими хореографами и исследовал синхронизацию традиционной и современной техники. В этот период он работал в качестве внештатного артиста с такими популярными хореографами, как Элвин Эйли, Глен Тетли, Твайла Тарп и Джером Роббинс.
С 1974 по 1978 год он работает в американском балетном театре в качестве главного танцора в партнерстве с балериной Гелси Киркланд. В этот период он импровизировал и поставил русскую классику — «Щелкунчик» (1976) и «Дон Кихот» (1978).
С 1978 по 1979 год работал в Нью-Йоркском балете под управлением хореографа Джорджа Баланчина. Здесь для него было разработано несколько балетных партий, таких как «Опус 19» Джерома Роббинса: Мечтатель (1979), «Другие танцы» и «Рапсодия» Фредерика Эштона (1980). Он также регулярно выступал с гастролями в Королевском балете.
В 1980 году он вернулся в американский театр балета и работал художественным руководителем до 1989 года.
С 1990 по 2002 год он работает с «White Oak Dance Project», гастролирующей танцевальной труппой в качестве художественного руководителя.
С 2005 года художник возглавляет «Арт-центр Михаила Барышникова», основной миссией которого он считает продвижение экспериментального искусства и для профессионального развития молодых талантов в области танца, музыки, театра, кино, дизайна и аудиовизуальных искусств.
В 2006 году он появился в эпизоде сериала Sundance Channel «Iconoclasts». В следующем году в Pbs News Hour с Джимом Лерером был показан эпизод Михаила Барышникова и его центра искусств.