Ларс фон триер: как начать смотреть его фильмы

Личная жизнь

Брак с режиссёром Сесилией Хольбек длился почти 8 лет и распался по причине увлечения Ларса воспитательницей своей старшей дочери, Бенте Фрёге.

В 1996 году, когда второй дочери Ларса было всего несколько месяцев, он развёлся и женился на Бенте, которая подарила ему сыновей-близнецов. Этот брак продлился до начала 2016 года.

Известно, что с 2017 года режиссёр состоит в отношениях, однако имя своей избранницы он предпочитает не называть. Триер не сильно любит лишние разговоры. Он, как положено уважаемому мужчине его возраста, не сидит в соцсетях. Ни Инстаграма, ни Твиттера. Только Фейсбук.

В том же 2017 году Бьорк обвинила некого датского режиссера в домогательствах. Из всех вероятных кандидатов на это мог быть только Ларс, но он опроверг обвинения певицы.

Семь классических кадров из фильмов Триера

1 / 7

Кадр из фильма «Элемент преступления». 1984 год

Камео 28-летнего Триера (справа) в его дебютном полном метре.

Det Danske Filminstitut, Per Holst Filmproduktion

2 / 7

Кадр из фильма «Европа». 1991 год

Один из сквозных образов фон Триера — граница между людьми, стихиями, мирами.

Alicéléo, Det Danske Filminstitut, Eurimages, Fund of the Council of Europe, Gérard Mital Productions, Institut suisse du film, Nordisk Film, Sofinergie 1, Sofinergie 2, Svenska Filminstitutet (SFI), UGC Images, WMG Film

3 / 7

Кадр из фильма «Рассекая волны». 1996 год

Разговор Бесс с Богом. Как это часто бывает у Триера, диалог на деле оказывается внутренним монологом.

Zentropa

4 / 7

Кадр из фильма «Танцующая в темноте». 2000 год

Асимметрия и небрежность стилистики «Догмы 95» моментально сменяются симметрией и условностью мюзикла.

Canal+, Film4, France 3 Cinéma

5 / 7

Кадр из фильма «Догвилль». 2003 год

Предсказуемый, схематичный, раз и навсегда расчерченный мир.

Lionsgate, Netflix, Vudu

6 / 7

Кадр из фильма «Антихрист». 2009 год

Сцена левитации героини Шарлотты Генсбур — отсылка к фильму Тарковского «Зеркало».

Nordisk Film, Budapest Film, Netflix

7 / 7

Кадр из фильма «Меланхолия». 2011 год

Еще одна знаменитая отсылка — на этот раз к картине прерафаэлита Джона Милле «Офелия».

BiM Distribuzione, Netflix

Шарлотта Генсбур

Кадр из фильма «Антихрист»

Кадр из фильма «Антихрист»

Кадр из фильма «Антихрист»

Кадр из фильма «Меланхолия»

Кадр из фильма «Меланхолия»

Кадр из фильма «Нимфоманка»

Кадр из фильма «Нимфоманка»

В прямом смысле героическая женщина — если остальные не выдерживали больше одного фильма с Триером, на счету Генсбур — уже три. В «Антихристе» символизировала дьявольскую женскую сущность, в «Меланхолии» ожидала скорого конца света, а в только что вышедшей «Нимфоманке» по воле Триера участвовала в многочисленных откровенных сценах (правда, в некоторых случаях дублеры все-таки понадобились). Несмотря на очевидные сложности работы с режиссером, окончательно закрепилась в роли главной триеровской музы и останавливаться сниматься у него, похоже, не собирается.

Шарлотта Генсбур: «Отец был в чем-то похож на фон Триера — чувство юмора, полная непредсказуемость и так далее. Но Ларс гораздо менее уравновешен. Были дни, когда на площадке ему становилось так хреново, что мы беспокоились, что он возьмет и свернет все. В некоторых сценах я заходила дальше, чем могла представить себе, только для того, чтобы угодить ему — как когда-то я хотела угодить отцу».

Трилогия депрессии

Вот эту трилогию сам фон Триер как раз в единое целое не объединял. За него это сделали критики, привыкшие к формату, который использует режиссёр, и проанализировавшие идейную составляющую каждого из фильмов. В трилогию депрессии попали «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимофманка».

Все эти три фильма появились в период затяжной депрессии фон Триера: о состоянии своего психического здоровья режиссёр ещё в 2007 году. Тогда он не был уверен в том, что вообще снимет что-нибудь когда-нибудь ещё. Тем не менее ему удалось создать целых три фильма, а формально даже четыре — «Нимофманка» состоит из двух частей.

Именно в это сложное для себя время фон Триер достигает максимального успеха в своей любимой игре с чувствами зрителя. Режиссёра на протяжении всей его карьеры так или иначе обвиняли в том, что его фильмы – это эмоциональные американские горки, в которых тебе сначала весело, потом грустно, затем ты злишься, и в итоге уходишь с сеанса морально опустошённым. Сам фон Триер на такие замечания всегда отвечал с улыбкой и говорил, что он счастлив слышать подобные комментарии.

В трилогии депрессии эмоциональные скачки гораздо заметнее, чем в других фильмах. В ней многие персонажи вызывают у зрителя вполне реальную ненависть. В 2009 году, после презентации «Антихриста», фон Триера даже обвиняли в мизогинии, настолько неприятно была показана героиня Шарлоты Гинсбург.

Что объединяет трилогию:

  • Тема депрессии. Эту болезнь в фильмах трилогии переживают главные героини, причём вызвана она всегда разными факторами: в «Антихристе» — смертью ребенка, в «Меланхолии» — приближением конца света, в «Нимфоманке» — сексуальными неврозами.
  • Игра с художественными приёмами. Где-то здесь тихо заплакал один создатель «Догмы 95». В трилогии депрессии фон Триер серьёзно взялся за картинку и использование символов. Режиссёр менял цветовое оформление, замедлял картинку, использовал врезки. Во всех фильмах можно найти отсылки к фильмам других режиссёров или произведениям искусства.
  • Идея противостояния чувственного и рационального. Каждая из этих двух противоположностей отражается в одном из центральных персонажей фильмов: в «Антихристе» за эмоциональное ощущение отвечает «Она», за рациональность — «Он»; в «Меланхолии» эти роли выполняют сёстры Жустин и Клер, в «Нимфоманке» — Джо и Селигман. Понятнее всего это противопоставление показано в последнем фильме, там вообще на протяжении всех пяти с половиной часов Джо и Селигман обсуждают разные моменты жизни со своих точек зрения.
  • В каждом из фильмов одну из главных ролей играет Шарлота Гинсбург.

Ларс фон Триер: фильмы с эффектом шоковой терапии

В 1991 году датский провокатор, как режиссёра окрестили в СМИ, начал работу над многосерийным проектом «Королевство». Рейтинги сериала стали рекордными не только в Европе, но и в США. Однако настоящий триумф был впереди.

Лента «Рассекая волны», явившееся миру в 1996 году, стала первой в трилогии «Золотое сердце», названной так в честь любимой сказки Ларса о девочке с золотым сердцем, раздавшей всё своё добро незнакомым людям. Вскоре после свадьбы муж главной героини попадает в аварию и остаётся живым, но обездвиженным. Чтобы исцелить любимого девушка жертвует собой, отдаваясь первым встречным мужчинам. После её смерти муж чудесным образом выздоравливает. Главные роли исполнили Эмили Уотсон и неизвестный тогда Стеллан Скарсгард. Дерзкий сюжет и катарсическая развязка на фоне рока 70-х заслужили немыслимое количество кинонаград, включая Каннский Гран-При.

Избранная фильмография

  • «Идиоты» (1998)
  • «Танцующая в темноте» (2000)
  • «Догвилль» (2003)
  • «Антихрист» (2009)
  • «Меланхолия» (2011)
  • «Нимфоманка» (2013).

Читайте: лучшие фильмы Ларса фон Триера.

Дом, который построил Джек

После успеха «Нимфоманки», хотя и имевшего скандальный характер, мастер прекратил своё молчание, отказался от алкоголя и наркотиков, посредством которых он пытался заглушить обиду, как ему казалось, несправедливо нанесённую ему в Каннах. В 2018 году он представил картину, над которой работал 2 года.

Ленту «Дом, который построил Джек» планировалось снять в формате сериала, но впоследствии Ларс изменил своё решение и снял фильм длительностью 155 минут. В хоррор-драме роль инженера-маньяка сыграл Мэтт Диллон. Инженер мечтал стать архитектором, он пытается построить дом у озера, но идея перестаёт ему нравиться, и он полностью отдаётся любимому хобби – убийствам. Ирония картины заключается в том, что за долгую карьеру Джека его никто не ищет, и он начинает банально дразнить полицейских, но, несмотря на это, остается всем безразличен. Никто не замечает даже привязанный к машине труп, оставляющий за собой кровавую полосу. Отменная игра Мэтта Диллона, грандиозный эпилог, провокационные откровения и острая сатирическая нотка, высмеивающая равнодушие людей как друг к другу, так и к себе самим, сделали картину событием киносезона. «Дом» был показан в Каннах, куда впервые после скандала 2011 года пригласили фон Триера.

Картина получила смешанные отзывы, её назвали неоднозначной и противоречивой, но разве могло быть иначе? Любое творение мастера бессмысленно встречать с конкретными ожиданиями, ведь он всё равно их обманет.

В триллере снимались Райли Кио, Софи Гробель, а также Шавон Фэллон, роль одной из жертв, практически вложившей в руки Джека домкрат, которым он убил её, сыграла Ума Турман.

Актёр должен быть унижен

Люди, которые работают с фон Триером, не редко отзываются о нём, как о скромном и милом человеке. Но только за пределами съёмочной площадки. Во время работы режиссёр использует людей в качестве чистых холстов, или наоборот инструментов. Сам он во многих интервью описывал процесс взаимодействия режиссёра и актёра разными странными метафорами, например, себя с поваром, а актёров с картофелиной.

Ведёт себя с актёрами фон Триер также соответствующе: эксплуатирует их как хочет, совсем не жалея. Например, в фильме «Эпидемия» актёру Майклу Симпсону пришлось говорить, стоя по шею в ледяной воде, чтобы добиться необходимого звучания голоса, а Уиллему Дефо в «Антихристе» — в течение девяти дублей, просто потому что режиссёр не был доволен получавшимися кадрами.

Более того, фон Триер никогда не прислушивается к мнениям актёров: их видение роли режиссёра не интересует, он просто выводит актёров на площадку и даёт им указания, как и что делать здесь и сейчас. Именно этот элемент неожиданности и составляет суть метода фон Триера.

Такой нестандартный сценарий работы может принять далеко не каждый актёр. Многих непонятные наставления режиссёра доводили до слёз, например, Бодиль Йоргсен и Анну Луизу Хассинг («Идиоты»). А певица Бьорк, для которой роль в «Танцующей в темноте» — это кинодебют, вообще была в таком шоке от фон Триера, что неоднократно уходила со съёмочной площадки и даже плевалась в него. Режиссёр вместе со съёмочной группой всерьёз задумывались о том, что если певица однажды не вернется, придётся заменять её на актрису с маской, имитирующей лицо Бьорк.

Ещё один известный пример недопонимания между фон Триером и актёрами с фильмом «Догвиль»: многие роли там исполнили британские и американские актёры, и для них методы датчанина были совсем непонятны. Всё это отражено в фильме «Признания „Догвиля»».

О том, что режиссёр известен как женоненавистник, мы уже писали выше. Эту его репутацию подпитывают комментарии женщин-актрис, снимающихся в его фильмах. Так, Николь Кидман признавалась, что во время съёмок «Догвиля» фон Триер буквально издевался над ней, а его методы работы были близки к пыткам. Правда, позднее в интервью она ни раз , что не против поработать с ним снова.

Шарлота Гинсбург, которая играла самых ненавидимых персонажей в фильмах фон Триера, также прошла во время съёмок через многое. По крайней мере, так говорят зрители и критики, сама же актриса после «Нимфоманки» , что боится, что фон Триер больше никогда не возьмёт её работать, хотя ей этого очень хочется.

Какими бы странными методы фон Триера не были, похоже, они приводят к действительно феноменальным результатам: очень многие работающие с ним актёры получают крупные награды именно за свой перформанс: лучшими актрисами на Каннском кинофестивале были признаны Бьорк за «Танцующую в темноте», Шарлота Гинсбург за «Антихриста», Кирстент Данст за «Меланхолию»; а Эмили Уотсон за роль в «Рассекая волны» была номинирована на «Оскар».

При этом Триер не то чтобы садист, он скорее садомазохист, потому что и сам, будучи режиссёром, готов унижаться. Например, однажды на съёмочную площадку фильма «Идиоты» он пришёл голый. Сделал он это, естественно, не просто так, а чтобы показать актёрам, что в наготе нет ничего сверхъестественного. После этого была снята очень откровенная эротическая сцена, для некоторых кадров которой, к слову, всё равно пришлось нанимать порно-актёров.

Танцующая в темноте (Dancer in the Dark) 2000

Жанр: Мюзикл, драма

Рейтинг – 7,9

Картина расскажет о событиях, произошедших в 1964 году. В центре повествования находится Сельма, иммигрантка из Чехии, которая постепенно теряет зрение. У нее наследственное заболевание, которое грозит ее маленькому сыну. Чтобы спасти ребенка, нужна дорогостоящая операция. Сельма снимает маленький трейлер и устраивается на завод, пытаясь скрыть свою болезнь. С каждым днем ее глаза все сильнее застилает темная пелена. Единственную радость героине доставляют танцы и музыка — она готова слушать ее часами. Сможет ли Сельма найти необходимую сумму и спасти своего сына, или она навсегда погрузится в темноту?

Бьорк

Самая известная жертва требовательности Ларса. Пытаясь добиться от Бьорк правдоподобной игры, Триер так манипулировал певицей, что она десятки раз со скандалом уходила со съемок «Танцующей в темноте» и в прямом смысле плевала режиссеру под ноги. Будучи непрофессиональной актрисой, буквально проживала каждую сцену: убивая человека в кадре, она чувствовала себя так, словно действительно совершает убийство, и все заканчивалось сильнейшим нервным срывом. В итоге получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, однако, не выдержав тирании режиссера, впредь зареклась не сниматься в кино и до сих пор свое обещание держит.

Трилогия «Золотое сердце»

Идейная составляющая следующей трилогии — одноимённая датская сказка, которой в детстве зачитывался Ларс фон Триер. Главная героиня «Золотого сердца» — добрая и простодушная девочка, которая раздала встретившимся ей по пути людям все свои вещи вплоть до одежды. Оставшись ни с чем, она пришла к выводу, что ни о чём не жалеет и даже счастлива, что помогла другим.

Именно такие женщины с «золотым сердцем» — героини всех фильмов этой трилогии: «Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте», наивные и действующие по велению своих собственных эмоций.

Именно в «Золотом сердце» фон Триер сместил свои приоритеты в вопросе главных персонажей для фильмов в сторону женщин. И от этого своего принципа пока не отступал, с одним лишь исключением в фильме «Самый главный босс» (2006). Трилогия также стала началом для традиционно триеровской идеи пограничной взаимосвязи религии и сексуальности.

В 1992 году фон Триер основал кинокомпанию Zentropa, в которой позднее снимал все свои фильмы.

Что объединяет трилогию:

  • тема конфликта главного персонажа с окружающим миром;
  • использование камеры без штатива: в «Рассекая волны» и «Танцующей в темноте» почти всё время, а в «Идиотах» всегда;
  • использование крупных планов, чтобы полнее раскрыть эмоции.

Николь Кидман

Именно Триер превратил голливудскую звезду в одну из главных артхаусных актрис нулевых. Во время съемок «Догвилля» Триер и Кидман орали друг на друга и до изнеможения спорили почти над каждой сценой, однако результат оправдал все сложности работы с режиссером — экспериментальный фильм о трансформации жизнерадостной девушки в чудовище уже вскоре после премьеры в Каннах стал современной классикой, а Триер еще раз подтвердил звание гениального психолога: поначалу ратуя за гуманизм, ближе к концу зритель искренне рад многочисленным убийствам мучивших героиню жителей маленького городка. После съемок Триер и Кидман остались друзьями, однако дальше работать с датчанином актриса отказалась.

Николь Кидман: «В один день съемки были сказкой, в другой — ночным кошмаром. В один день Ларс был со мной ласков, в другой, когда ему казалось это необходимым, выматывал меня. Я не всегда понимала, что происходит. Хотя я полагаю, актер и не должен знать, что происходит в голове режиссера».

С чего начать

Кадр из фильма «Рассекая волны». 1996 год

С фильма «Рассекая волны» (1996), за который Триер получил Гран-при в Каннах, премию «Сезар» и приз Европейской киноакадемии.

За год до выхода картины режиссер вместе с коллегами создает и подписывает манифест «Догма 95»  «Догма 95» — эстетическое движение в кинематографе середины 1990-х — середины 2000-х. Главные его особенности — возвра­щение к реалистическим традициям, отказ от внешних эффектов и красоты кадра, съемка на реальных объектах ручной камерой в естественном освещении. Манифест движения написали датские режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг в 1995 году, когда весь мир отмечал столетие кинематографа., порывающий с культом красоты и иллюзии в кинема­тографе: «С помощью новых технологий любой желающий в любой момент может уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенса­ционности. Благодаря иллюзии кино может скрыть все». Формально «Рассекая волны» не относится к «Догме»  Свой первый «догматический» фильм «Идиоты» Триер снимет спустя два года., но все принципы и приемы движения отчетливо видны: дрожащая ручная камера, зернистое изображение, съемки на натуре и в реальных интерьерах, естественное освещение, отсутствие звезд, намеренно неряшливый монтаж.

В центре сюжета типичный триеровский персонаж — идеалист, встречаю­щийся с неприглядной реальностью. Юная Бесс МакНилл (дебют в кино Эмили Уотсон), живущая в закрытой религиозной общине на западе Шотландии, выходит замуж за чужака — работника нефтяной платформы Яна (Стеллан Скарсгорд). Местные не одобряют этот брак, но Бесс счастлива, ведь она узнала, что такое настоящая любовь. У нее свои отношения с Богом, она ведет с ним наивный и трогательный диалог: прячется за церковной скамейкой и, понизив голос, сама отвечает на свои же вопросы.

Триер влюбляет зрителя в героиню, а затем отправляет его прямиком в этическую ловушку. На платформе случается авария, Ян парализован, он понимает, что не может дать Бесс физического тепла, которого она так ждет, и требует, чтобы она занималась сексом с другими мужчинами и рассказывала ему об этом — только так она может помочь ему поправиться. Из моральных побуждений Бесс совершает то, что считается безнравствен­ным, — становится проституткой. С ней перестают общаться, ее изгоняют из храма, лишают общения с Богом. Единственный, к кому она могла бы обратиться за поддержкой, невидим для нее — он находится по ту сторону экрана, это зритель фильма. Таким образом Триер ставит ничего не подозре­вающего зрителя на место невидимого и неуязвимого Судии, то есть Господа Бога.

«Догматическая» работа с реальностью, безжалостное столкновение идеальной и действительной картин мира, виртуозная манипулятивность — основные черты режиссерского стиля фон Триера прекрасно видны в этом фильме.

С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Триером

Кадр из фильма «Медея». 1988 год

С ранней «Медеи» (1988), в которой Триер обращается не только к античному мифу, но и к нереализованному замыслу классика датского кино Карла Теодора Дрейера. В 1960-х Дрейер хотел экранизировать трагедию Эврипида и пригла­сить на главную роль оперную певицу Марию Каллас. Однако его опередил Пьер Паоло Пазолини, и Дрейер решил закрыть проект. Спустя четверть века этот сценарий лег в основу фильма Триера (конечно, уже без Каллас) — и в итоге получилось многосложное произведение, переполненное символами. Особенно увлекается режиссер образами стихий и создает визуальную симфонию из кадров воды, земли, воздуха и огня — красивую, но непростую для понимания.

Кадр из фильма «Пять препятствий». 2003 год

Не очень удачной точкой входа в фильмографию Триера может стать и его документальная картина «Пять препятствий» (2003). Здесь режиссер вновь прибегает к помощи авторитетной фигуры — на этот раз датского доку­менталиста Йоргена Лета, автора классического фильма «Совершенный человек» (1967). Триер предлагает Лету эксперимент: переснять собственный фильм пять раз с новыми ограничениями. Это удивительная картина о природе кинематографа вообще и кинематографа Ларса фон Триера в частности, но ее лучше смотреть уже после знакомства с игровыми работами режиссера.

Ларс фон Триер (Lars von Trier), также встречается: Ларс Триер фон

30 Апрель 1956

  • Окончил Национальную датскую киношколу.
  • Родился в семье государственных служащих Ингер и Ульфа Триеров.
  • Его мать незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — немец Фриц Михаэль Хартман, который когда-то был её подчинённым.
  • Ларс фон Триер женился в первый раз в 1987 году на Сесилии Хольбек режиссёре детских фильмов. У Ларса и Сесилии родились дочери Агнес и Сельма. В 1995 году пара развелась; Сесилия оставила себе двойную фамилию Хольбек-Триер. В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фрёге, которая в …
  • Окончил Национальную датскую киношколу.
  • Родился в семье государственных служащих Ингер и Ульфа Триеров.
  • Его мать незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — немец Фриц Михаэль Хартман, который когда-то был её подчинённым.
  • Ларс фон Триер женился в первый раз в 1987 году на Сесилии Хольбек режиссёре детских фильмов. У Ларса и Сесилии родились дочери Агнес и Сельма. В 1995 году пара развелась; Сесилия оставила себе двойную фамилию Хольбек-Триер. В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фрёге, которая в том же году родила близнецов Людвига и Беньямина.

Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году. В кино Ларс фон Триер дебютировал в 1976 году короткометражным фильмом Orchideengärtnereien. Его дипломной работой был короткометражный фильм «Картины освобождения» (Befrielsesbilleder), который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале в 1984. Первой работой в «большом» кино стал фильм «Элемент преступления» (1984), получивший призы на кинофестивалях в Каннах, Чикаго и Мангейме. В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актёра, сценариста и оператора. Ларс фон Триер стал известен публике по фильмам «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991). «Европу», в которой американец путешествует по полуразрушенной Германии 1945 года, отличали яркие визуальные и аудио- решения — мрачные чёрно-белые декорации железных дорог, мостов и тоннелей, наложения кадров, зеркальные отражения, широкоугольные деформации. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1991 года. «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест. Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи. Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым.В 1992 году фон Триер и продюсер Петер Олбек Йенсен основали кинокомпанию «Zentropa» (по названию фильма «Европа» в американском прокате). В дальнейшем с помощью Zentropa снимались как фильмы фон Триера, так и других датских режиссёров.В начале 1990-х вместе со своим постоянным сценаристом Нильсом Вёрселем фон Триер анонсировал необычный проект «Измерение». Этот фильм планировалось снимать до 2024 года, по две минуты каждый год. Но в конце 1990-х режиссёр забросил эту идею. В 2010 году были выпущены 25 минут «Измерения», которые фон Триер успел отснять.Славу по обеим сторонам Атлантики принёс фон Триеру телесериал «Королевство» (1994), прозванный «европейским ответом на „Твин Пикс“» и настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия.

Показать весь текст

Рациональное безрассудство

Кто бы как не заикался о Триере, невозможно отрицать, что этот вечно ухмыляющийся датчанин за сорок с копейками лет карьеры всех кого только можно переиграл и уничтожил. От персоны Ларса веет невменяемостью, он сочиняет радикальные киноманифесты, а фестивальные старожилы в ужасе убегают с премьерных показов его картин. Нет на свете меньшинств (да и большинств тоже), которые не попали бы под раздачу: и кинокритики, и искушенный зритель, и представители касты SJW (борцы за социальную справедливость) – тлетворное влияние Триера подобно бубонной чуме разлетается по всему земному шару, вгоняя в экстаз одних и неиллюзорно насилуя мозг всем прочим.

Ларс Триер, шутки ради присвоивший своему имени дворянскую приставку «фон», знаменит своей ментальной нестабильностью. Перманентное состояние духа режиссера иначе как пограничным не назовешь, а байки о его выходках на домашнем лечении и в рехабах вполне потянут на сценарий для годной трэш-комедии. Постановщик признавался в своем неравнодушии к алкоголю и психоактивным веществам, однако, единожды оказавшись на перепутье вечного блаженного трипа и системного принятия на грудь, выбрал второе – и настроение поднимается стабильнее, и мозги в тонусе, и упаднические мысли резко уходят на второй план.

Еще в раннем детстве мальчуган Ларс проявлял себя как личность экстравагантная, способная крепким словцом заткнуть за пояс любого взрослого недоброжелателя. Родился юнец 30 апреля 1956 года и рос в семье госслужащих, бывших участников сопротивления нацистскому режиму, успешно совмещавших перебирание бумажек в офисе с походами на нудистский пляж. Впервые маленький Ларс взял в руки камеру в возрасте 11 лет. Подарок мамы на день рождения пришелся будущему деконструктору внежанрового кино по душе, и с тех самых пор он неустанно экспериментировал с любимой игрушкой, снимая наивные детские короткометражки. Тогда он обнаружил среди обрезок старых пленок, с помощью которых обучался монтажу, фрагменты клерикального триллера «Страсти Жанны Д’арк» Карла Теодора Дрейера. Это, что называется, любовь с первого взгляда: отныне и впредь Триер души не чаял во всем, что соотносится с эстетикой разложения и поэзией отвратного.  

Маленький Триер

С приближением совершеннолетия юнец, вовсю косивший под брутального скинхеда в косухе, всерьез задумался о режиссерской карьере. К счастью, стерильный академический кинематограф не смог поглотить Триера, так как он банально не смог сдать вступительные экзамены в Копенгагенской киношколе, после чего дядя по блату пристроил горе-абитуриента редактором в кинофонд. Там Ларс начал снимать первые плюс-минус серьезные фильмы и писать сценарии для работ коленкором повыше, нежели чересчур гротескные нарезки формата home-video.

Именно в этот период художник сформировал сценический образ бунтаря и мизантропа, вдохновляясь перформансами Дэвида Боуи – музыканта, чьи PR-методы порождали мириады слухов и мистификаций. Друзья постановщика описывают того Триера не иначе как поехавшего шизика, с которым невозможно вести конструктивный диалог, но до одури весело шататься по городским окраинам. Тем не менее, панковские замашки не помешали Ларсу поступить в киношколу со второй попытки, а позже и попасть со своей дипломной работой «Картины освобождения» на Мюнхенский кинофестиваль в 1982 году и улизнуть оттуда с главным призом за пазухой.

Через два года на экранах появился неонуар «Элементы преступления», засветившийся на трех международных фестивалях, включая и одно отдельно взятое мероприятие на Лазурном берегу. Грязный и дискомфортный детектив, напоминающий полотна Босха, облитые кислотой, приглянулся твердолобым критикам и дал неформальный старт карьеры датского смутьяна, скрывающего воспаленную фантазию за личиной добродушного пухлячка в круглых очках.

Цитаты о Триере

Ларс фон Триер. 2001 год

«Что же касается Ларса фон Триера, то я думаю, что он гений, но что сам он не всегда верит в свою гениальность. Он постоянно от чего-то бежит, в то время как ему, наоборот, стоило бы успокоиться и обратить взгляд внутрь, в себя самого»  Н. Торсен. Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии. М., 2013..

«Ларс фон Триер — это Антониони или Феллини конца XX века

Кстати, обратите внимание, что делали Антониони и Феллини в конце XX века… Я бы сказал, что Ларс фон Триер посильнее…
      
     …Для меня это один из любимых людей, а если уж говорить музыкально, то это вообще отдельная статья. То, что он в „Меланхолии“ сделал, — это грандиозно

Он сделал клип на Вагнера, при­чем великий клип. Во многом переосмыслил, он дал ему еще один толчок»  Владимир Мартынов. «Любому художнику необходимы ограничения». Интервью «Кино ТВ»..

«Особенность Ларса в том, что он всегда играет в эту игру, по-детски дразня взрослых, раздвигая границы, и никто и никогда не говорил ему „нет“ до того дня  Речь идет о выступлении Триера в Каннах, когда он заявил, что понимает Гитлера.. Он может категорически не соглашаться, и у нас может быть еще одна ссора из-за этого. Но я думаю, что это, возможно, было благом для него. Он нашел свою стену, и она оказалась прямо перед его носом именно в Каннах, я счел это красивым, лучше не придумаешь»  Цит. по: Thomas Vinterberg — Back in the Hunt. The Guardian. 22 November 2012. Перевод автора. .

«Фон Триер, который всегда был провокатором, склонен потрясать, ошеломлять и быть в конфронтации со своей аудиторией больше, чем любой другой серьезный режиссер — даже Бунюэль и Херцог. Он делает это с помощью секса, боли, скуки, теологии и эксцентричных стилистических экспериментов. А почему нет? По крайней мере, мы уверены в том, что смотрим фильм в том виде, в каком его задумал режиссер, а не студийную версию, в которой напуганные продюсеры сгладили все углы»  R. Ebert. The Embodiment of Unalloyed Evil in a Parable without Mercy. 21 October 2009. Перевод автора..

«С Ларсом следует все время быть начеку, готовым начать в нужную ему минуту, ничего не готовить заранее и находиться с ним на одной волне. Поддерживать интерактивную связь. <…>
     <…>
     <…> Я для Ларса солдатик, на которого всегда можно положиться. Но при этом он не уделяет мне достаточно времени. Я не являюсь источником неприятностей, режиссер же всегда напоминает пожарного, который мчится туда, где он особенно нужен. Грустно это констатировать»  Катрин Денев. В тени собственной тени. Дневник актрисы. Искусство кино. № 10. 2005. .

«Во многом меня освободил Ларс фон Триер. У него особенный подход к работе: ты можешь делать все что тебе угодно перед камерой. Нет разметок, заранее принятых решений, благодаря чему ты можешь попытаться сделать все, что захочешь, и по-настоящему опробовать все возможности, которые есть у той или иной сцены, прописанной в сценарии»  «Жесткость не развлечение и не что-то приятное!» Коммерсант. 20 сентября 2019 года..

КАК НАЧАТЬ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ

Хаяо Миядзаки

Бернардо Бертолуччи

Альфреда Хичкока

Акиры Куросавы

Вуди Аллена

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Чтение дня

Маринетти декламирует «Битву при Адрианополе»Похмелье дня

У Венички на пути к Курскому вокзалуИкона дня

Святые Власий и Спиридон

Архив

Нимфоманка: Часть 1 (Nymphomaniac: Vol. I) 2013

Жанр: Драма

Рейтинг – 7,0

Холодным зимним утром пожилой холостяк Селигман случайно находит полуживую женщину Джо. Герой берет ответственность за ее жизнь на себя и доставляет к себе домой. Селигман задается вопросом – как Джо докатилась до такой жизни? Почему на ее теле сотни синяков и ушибов? Женщина рассказывает удивительные истории своей молодости, наполненные неожиданностями и сексуальными приключениями. Джо всегда гналась за наслаждениями – у нее были сотни любовников, она устраивала секс-марафоны, но однажды героиня поняла, что перестала испытывать оргазм. Поиски новых ощущений привели ее к садомазохизму и к любовным отношениям с юной девочкой. Все эти истории Джо рассказывает интеллектуалу Селигману, у которого никогда не было плотских наслаждений.

Догвилль (Dogville) 2003

Жанр: Триллер, драма

Рейтинг – 7,9

Молодая Грейс прячется от преступной банды и находит укрытие в небольшом городке Догвилль, расположенном в скалистых горах. Местные жители тепло встречают девушку и помогают ей спрятаться. Грейс осваивается в новом месте, наводит порядки в доме и иногда присматривает за детьми. Через некоторое время Догвилль из спокойного местечка превращается для Грейс в настоящую тюрьму. Над девушкой издеваются, ее избивают, насилуют и заковывают в кандалы. Жители Догвилля – больше не добрые и приятные соседи, теперь они – лицемерные и подлые обыватели, для которых не существует норм морали. Но однажды им придется за это заплатить…

Трилогия Европа

Первый свой триптих под общим названием «Европа» фон Триер снял сразу же после университета. В него входят фильмы «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа». Первый и последний были номинированы на «Золотую пальмовую ветвь».

Вся трилогия — это изображение Европы в прошлом, настоящем и будущем. И в каждом из времён континент предстает зловещим и пугающим. Трилогия «Европа» — это яркий пример постмодернизма, в ней фон Триер использует приёмы фильмов нуар, а также отсылки к работам многих режиссёров, среди которых Бернардо Бертолуччи и Фритц Лэнг.

Фильмы трилогии объединяют несколько особенностей:

  • герой в фильмах — идеалист, попадающий в страшный, тёмный и угрожающий мир;

  • в каждом из фильмов есть гипнотическая тема: в «Элементе преступления» — каирский гипнотизер, в «Европе» — гипнотизер находится за кадром, в «Эпидемии» — сцена гипноза в конце;

  • чёрно-белая или практически чёрно-белая картинка — в «Элементе преступления» присутствует мощный жёлтый фильтр;

  • каждый из фильмов в английском языке начинается на букву E.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector