Бернардо бертолуччи: как начать смотреть его фильмы

«Ускользающая красота» (1996)

История об очаровательной юной американке, которая после самоубийства матери, знаменитой поэтессы и топ-модели, уезжает в Италию. Она собирается провести лето на вилле давних друзей семьи, расположенной на фоне живописных холмов Тосканы. Там девятнадцатилетняя Люси вновь встречает мужчину, который четыре года назад подарил ей первый поцелуй и, как она считает, написал ей лучшее в жизни письмо. У девушки есть еще один важный мотив приезда в Италию: она хочет узнать, кто же является ее настоящим отцом. В дневнике ее матери есть запись о близости с неназванным мужчиной в августе 1975 года, в результате которой на свет появилась Люси. Юной американке предстоит пережить еще не одно потрясение и открытие…

В переводе с итальянского название фильма звучит, как «Я танцую сама по себе». Кстати, Лив Тайлер могла не сыграть в фильме Бертолуччи. Когда ей позвонили от режиссера и предложили роль, Лив ответила отказом. Но ее отец Стивен Тайлер убедил дочь, чо такой шанс выпадает только раз в жизни. В итоге, роль юной Люси сделала Лив звездой и открыла ей дорогу в Голливуд.

Почести

  • Гранд-Кавалер ордена За заслуги перед Итальянской Республикой в Италии ( Рим , 2 июня 1988 года), по предложению Совета Министров.
  • Золотая медаль итальянской медалью за заслуги культуры и искусства в Италии ( Рим , 21 февраля 2001). За то, что сумел совместить поэзию и великолепное кино, как это было в истории итальянского кино . За то, что вы знаете, как вести диалог между разными культурами и мирами, оставаясь прочно укоренившимися в культуре вашей страны. За то, что смогла с энтузиазмом и смелостью представить политическую, социальную и культурную историю последних ста лет.
  • Почетная степень магистра истории и критики искусств и исполнительского мастерства Пармского университета ( Laurea Magistrale Honoris Causa in Storia e crisica delle arti e dello spettacolo ). Бернардо Бертолуччи — один из величайших и признанных режиссеров в мире. Его кино является ориентиром для целых поколений режиссеров, взволновало миллионы зрителей, а также вызвало широкие культурные дебаты, выходящие далеко за рамки киноиндустрии, и является предметом значительных исторических и теоретических исследований, опубликованных на всех основных языках мира. .

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)

Биография, Документальный

Режиссер: Стивен Райли

В ролях: Марлон Брандо, Стелла Адлер, Бернардо Бертолуччи

Уникальный аудио-автопортрет гениального актера

Создателям фильма удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику — аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии

Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности.

«Последний император» (1987)

Картина рассказывает о последнем императоре Китая Пу И, который был повелителем огромного количества человек. Ему предсказывали «десять тысяч лет счастья», но XX век перемен внес свои коррективы в мир древних традиций. Последний из династии Пу И в 1908 году, в возрасте трех лет, был возведен на Трон Дракона. Люди относились к императору-ребенку с трепетом, возводя его в ранг божества. Ему было разрешено все, кроме одного, ему не разрешалось покидать пределы дворца.

Биографическая драма Бернардо Бертолуччи получила положительные отзывы критиков, 9 статуэток «Оскар», 4 награды «Золотой глобус» и 3 премии BAFTA. Фильм также имел кассовый успех: только в прокате в США собрал более $43 миллиона при бюджете 23 миллиона.

«Мечтатели» (2003)

Действие фильма разворачивается в Париже. в мае 1968 года, когда во время европейской контркультурной революции студенты строили баррикады.

Молодой американец Мэтью приезжает в столицу Франции  по программе студенческого обмена, чтобы улучшить свое знание французского. Там он находит единомышленников – Изабель и ее брата Тео, которые дни и ночи напролет смотрят фильмы и не выходят из дома. Сначала простое увлечение кино перерастает в сложную паутину психологических и сексуальных отношений. В это же время беспорядки на улицах Парижа достигают своей кульминации.

Слоган фильма звучит так: «Вместе – все возможно. Вместе – ничто не запрещено». Изначально на главную роль рассматривались актеры Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Но Ди Каприо отказался, так как был задействован в это время в картине «Авиатор», а Джилленхол не захотел сниматься из-за наличия обнаженных сцен. В итоге Бертолуччи отдал роль Майклу Питту прямо перед началом съемок.

Биография Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме (Италия) в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. Его мать Нинетта была учительницей. С раннего детства отец поощрял интерес сына к фильмам и часто брал его с собой на съемки.

В 1960-1962 годах Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета. Во время учебы он писал стихи и снимал любительские фильмы.

Первой его пробной картиной была «Канатная дорога». Бертолуччи снял ее в 1957 году, а через год у него вышла еще одна картина под названием «Смерть свиньи». В студенческие годы Бертолуччи также выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», за который получил Национальную литературную премию и книгу стихов «В поисках загадки», за которую ему дали премию Виареджо.

Во время учебы Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины «Аккатоне».

В 1962 году, увлекшись съемками своего первого полнометражного игрового фильма «Костлявая кума», Бертолуччи бросил университет и целиком посвятил себя дебютной детективной истории о социальной несправедливости.

В 1964 году Бертолучи снял второй фильм «Перед революцией», который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма, а через год вышел его полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод».

В 1968 году на экраны выше его фильм «Партнер», который представлял вольную экранизацию повести «Двойник» Федора Достоевского.

В 1960-1970-х годах режиссер начал снимать политического кино «Стратегия паука» (1970), «Конформист» (1970). В 1968 году, увлекшись идеями левых, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1972 году режиссер снял «Последнее танго в Париже» — романтическую трагедию любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Фильм стал невероятно популярным, особенно во Франции, а в США он вошел в десятку самых кассовых кинокартин. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, но при этом в Италии он получил условный тюремный срок за «богохульство» и был лишен избирательных прав на пять лет.

В 1976 году Бертолуччи снял фильм о борьбе социальных классов в Италии под названием «Двадцатый век». Затем вышли его фильмы «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981).

В 1987 году режиссер снял картину «Последний император», которая получила девять «Оскаров», а сам Бертолуччи удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также эта картина получила премию «Золотой глобус».

В 1990 году Бертолуччи снял психологическую драму «Под покровом небес», а в 1993 году вышел его «Маленький Будда».

В 1996 году после 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота».

В 2003 году на экраны вышел его фильм «Мечтатели». После выхода этого фильма режиссер анонсировал съемки картины «Бельканто», но потом отложил их на неопределенный срок и объявил о запуске нового проекта.

В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я», снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.

С чего начать

Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год

Знакомство с творчеством режиссера лучше начать с его самой известной картины — «Мечтатели» (2003), главные мужские роли в которой сыграли восходящие звезды Майкл Питт и Луи Гаррель, а женскую — дебютантка Ева Грин. В этом фильме видны все основные принципы эстетики Бертолуччи. Во-первых, повествование о большом через малое, об общем — через частное, о политическом — через личное. Действие фильма происходит в Париже в 1968 году, но событиям майской революции — студенческим волнениям, манифестациям у здания синематеки на площади Трокадеро, столкновениям с полицией — посвящены всего две сцены, первая и последняя. Они как скобки, в которые заключена частная история двух молодых парижан и американского студента, приехавшего учиться по обмену.

Большая часть действия происходит в квартире и посвящена разговорам о кино и сексуальным экспериментам. И это вторая важнейшая черта режиссерского стиля Бертолуччи — эротизм в его фильмах часто работает как метафора соци­альных отношений. В «Мечтателях» сексуальное раскрепощение стано­вится формой взросления, политического протеста и освобождения от навязанных моделей поведения.

Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год

Основная сюжетная коллизия фильма, время действия и диалоги помогают увидеть третий ключевой элемент эстетики Бертолуччи. Почти все его фильмы наполнены интертекстуальной игрой — от стилизации под эпоху до россыпи отсылочных кодов для интеллектуального зрителя. Запутанные отношения между двумя молодыми людьми и одной девушкой отсылают к важнейшему фильму французской «новой волны» — «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо. Сцена пробежки по Лувру — цитата из годаровской «Банды аутсайдеров». Икону французской «новой волны» Жан-Пьера Лео, защищающего синематеку, играет сам Жан-Пьер Лео — для актера камео в «Мечтателях» стало чем-то вроде машины времени, с помощью которой он вернулся в 1968 год. Кроме того, персонажи бесконечно обсуждают фильмы Чаплина, Бунюэля, Хоукса, Уайлдера, Штернберга. «Мечтатели» — фильм о синефилии для синефилов, признание в любви кинематографу.

Как начать смотреть Годара

И обязательно ли понимать, о чем в его фильмах идет речь

Игра с Годаром

Бернардо Бертолуччи был поклонником франко-швейцарского режиссёра Жан-Люка Годара. Он вдохновлялся его творчеством и всегда прислушивался к мнению мастера.

«Я не рассказывал об этом десятки лет, но Годар был для меня настоящим гуру. Я считал, что история кино делится на два периода: до Годара и после Годара — как до и после Рождества Христова. Поэтому его мнение о фильме было для меня очень важным», — рассказал режиссёр.

Бертолуччи во многих картинах всячески цитировал и упоминал Годара. «Конформист» не стал исключением: в фильме были показаны реальный адрес и телефон Жан-Люка, по сюжету принадлежавшие профессору. Бертолуччи уверял, что это была своеобразная игра, а «Конформист» в некотором смысле — фильм о нём и его учителе Годаре.

«Я — Марчелло, я снимаю кино про фашистов и хочу убить Годара — революционера, снимающего революционное кино, — у которого я учился», — объяснял Бертолуччи.

Известно, что Годар не оценил эту «игру». Бертолуччи рассказывал, что после премьеры режиссёр подошёл к нему и молча протянул листок с изображением Мао Цзэдуна и короткой фразой: «Ты должен бороться с индивидуализмом и капитализмом». Взбешённый Бертолуччи скомкал и выбросил записку. Но спустя годы об этом пожалел — решил, что её стоило оставить на память.

Смерть

С начала 2000-х в результате неудачной операции на позвоночнике Бертолуччи превратился в инвалида-колясочника. После нескольких лет отчаяния и затворничества режиссер вернулся в кино и снял свои самые светлые ленты.

Бернардо Бертолуччи в последние годы

Нестареющий душой классик в интервью говорил, что хочет ознаменовать 80-летний юбилей очередной кинематографической премьерой. Но эти планы не сбылись. Бернардо скончался в сентябре 2018 года, причиной смерти стал рак.

Бертолуччи считал год кончины композитора Джузеппе Верди фактическим началом 20 века. Смерть Бернардо ознаменовала окончание столетия, воспетого в кино гениальным самоучкой.

Фильмы

Первая полнометражка Бертолуччи «Костлявая кума» — детективный триллер об убийстве «ночной бабочки». Лента «Перед революцией», снятая через 2 года, гораздо дальше от кинематографического мейнстрима — это осовремененная интерпретация романа Стендаля «Пармская обитель», рассказывающая о юноше, который, протестуя против буржуазной морали, рвет отношения с невестой и вступает в связь с тетушкой.

Режиссер Бернардо Бертолуччи

Далее в фильмографии Бертолуччи следуют загадочная картина о сумасшествии синефила («Партнер») и увлекательная лента «Стратегия паука» — первое обращение режиссера к исследованию источников фашизма. В «Стратегии» границы между прошлым и настоящим, правдой и вымыслом размыты, а за кадром постоянно звучит музыка Верди. Фабула ленты несколько напоминает сюжет тогда еще не снятого фильма «Однажды в Америке».

Всемирно известная картина «Конформист» снята Бертолуччи после вступления в Коммунистическую партию. Режиссер заставляет зрителей почувствовать себя участниками фашистских преступлений. Большую роль в сюжете играют сексуальные инверсии героев.

Марлон Брандо, Бернардо Бертолуччи и Мария Шнайдер на съемках фильма «Последнее танго в Париже»

Вымораживающий зрителей эротический триллер «Последнее танго в Париже» получил 2 номинации на «Оскар», но оба исполнителя главных ролей – Марлон Брандо и Мария Шнайдер – утверждали, что чувствовали себя униженными режиссером. Лента упоминается в картине другого оскароносного лауреата Владимира Меньшова «Зависть богов». Итальянский суд запретил прокат фильма, приговорил режиссера к условному сроку и на 5 лет лишил права участвовать в выборах.

Следующим шедевром Бертолуччи стала эпическая лента «Двадцатый век» продолжительностью 317 минут, рассказывающая о дружбе простака и потомственного аристократа на фоне эпохи. Главные роли сыграли Жерар Депардье и Роберт де Ниро. Фильм шокировал зрителей эпизодом двойной мастурбации главных героев.

Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро и Жерар Депардье на съемках фильма «Двадцатый век»

Начало 80-х годов ознаменовалось съемками «Трагедии смешного человека», в которой владелец завода по производству сыров мучается от необходимости заплатить выкуп за похищенного сына.

Следующие 3 картины Бертолуччи снимались в экзотических для европейцев странах. Это получившая 9 «Оскаров» лента «Последний император», консультантом которой выступал брат монарха, снятый в Африке фильм «Под покровом небес», которым остался недоволен автор первоисточника – классик американской литературы Пол Боулз, и поляризация основ буддизма «Маленький Будда».

Киану Ривз и Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда»

Картина, одобренная далай ламой, повествует о поисках очередной реинкарнации Будды. Фильм интересен игрой Киану Ривза и первыми в истории кинематографа съемками в Бутане. За роль в ленте актер Крис Айзек номинирован на антипремию «Золотая малина».

В фильме «Ускользающая красота» героиня Лив Тайлер выясняет, кто является ее биологическим отцом, и мечтает о близости с человеком, подарившим ей поцелуй 4 года назад. Любопытно, что сама артистка узнала, кто ее отец, лишь в 9 лет.

Бернардо Бертолуччи на съемочной площадке

Фильм «Мечтатели» воспевает красоту и молодость. Два парня и девушка на фоне студенческой революции во французской столице наслаждаются свободой и эротическими радостями, отвергая буржуазную мораль. Это самый юный, по ощущению, фильм Бертолуччи. В картине дебютировала будущая «девушка Бонда» Ева Грин.

«Я и ты» — последний фильм Бертолуччи, снятый режиссером, прикованным к инвалидной коляске. Сохранились фото, подтверждающие трудовой героизм Бернардо. Лента рассказывает о подростке, испытывающем трудности в общении.

Список фильмов Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci)

2012

  • Ты и я / Io e teРежиссер, Сценарист 
  • Пол Боулз: Дверь клетки всегда открыта / Paul Bowles: The Cage Door is Always Open (Бернардо Бертолуччи) 

2011

  • Путь Куросавы / Kurosawa, la voie (Бернардо Бертолуччи) 
  • История кино: Одиссея / The Story of Film: An Odyssey (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый) 
  • Una historia de Zinemaldia (Бернардо Бертолуччи) 

2005

  • Кинематографисты за работой / Cineastes en acció (Бернардо Бертолуччи) 
  • Элио Петри: Заметки режиссера / Elio Petri… appunti su un autore (Бернардо Бертолуччи) 
  • Тысяча фильмов / Cinema mil (Бернардо Бертолуччи) 
  • There Is No Direction (Бернардо Бертолуччи) 

2004

  • Souvenirs d’un président de festival de Cannes (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый) 
  • Come inguaiammo il cinema italiano — La vera storia di Franco e Ciccio (Бернардо Бертолуччи) 
  • Испытание артистов / Épreuves d’artistes (Бернардо Бертолуччи, хроника) 

2003

  • Мечтатели / The DreamersРежиссер 
  • Слова моего истинного учителя / Words of My Perfect Teacher (Бернардо Бертолуччи) 
  • Воображать / Imagine (Бернардо Бертолуччи) 

2002

  • На десять минут старше: Виолончель / Ten Minutes Older: The CelloРежиссер, Сценарист 
  • Пьер Паоло Пазолини и правота мечты / Pier Paolo Pasolini e la ragione di un sogno (Бернардо Бертолуччи) 
  • Клод Жютра: Незаконченная история / Claude Jutra — An Unfinished Story aka: Claude Jutra, portrait sur … (Бернардо Бертолуччи — режиссер) 
  • Бернардо Бертолуччи. Зачем нужно кино? / Bernardo Bertolucci: A cosa serve il cinema? (Бернардо Бертолуччи) 
  • Мир кино / Shi jie dian ying zhi lv (Бернардо Бертолуччи) 

2001

  • Триумф любви / The Triumph of LoveСценарист, Продюсер 
  • Салó: Документальный фильм / Salò: Fade to Black (Бернардо Бертолуччи) 

1996

  • Ускользающая красота / Stealing BeautyРежиссер, Сценарист (рассказ) 
  • E! Правдивая голливудская история / E! True Hollywood Story (Бернардо Бертолуччи) 

1992

  • Голем, дух изгнания / Golem, l’esprit de l’exilАктер (Le Maître de la Cour) 
  • Живопись светом: Витторио Стораро / Writing with Light: Vittorio Storaro (Бернардо Бертолуччи) 
  • De domeinen Ditvoorst 
  • Ночное шоу с Джейем Лено / The Tonight Show with Jay Leno (Бернардо Бертолуччи) 

1988

  • 60-я церемония вручения премии «Оскар» / The 60th Annual Academy Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Adapted Screenplay) 
  • 45-я церемония вручения премии «Золотой глобус» / The 45th Annual Golden Globe Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Screenplay) 

1984

  • Прощание с Энрико Берлингуэром / L’addio a Enrico BerlinguerРежиссер 
  • Три кинотеатра / Cinema 3 (Бернардо Бертолуччи) 

1981

  • Трагедия смешного человека / La tragedia di un uomo ridicoloРежиссер, Сценарист 
  • Кто бы ни говорил, что правда должна умереть / Wie de Waarheid Zegt Moet Dood (Бернардо Бертолуччи) 

1976

  • Двадцатый век / NovecentoРежиссер, Сценарист 
  • Бертолуччи согласно кино / Bertolucci secondo il cinema (Бернардо Бертолуччи) 

1972

  • Последнее танго в Париже / Ultimo tango a ParigiРежиссер, Сценарист (и сюжет), Режиссер (Режиссер), Сценарист (Сценарист) 

1968

  • Партнер / Partner.Режиссер, Сценарист (рассказ) 
  • Однажды на Диком Западе / C’era una volta il WestСценарист (рассказ) 

1967

  • Нефтепровод / La via del petrolioРежиссер, Сценарист 
  • Любовь и ярость / Amore e rabbiaРежиссер, Сценарист 
  • Ballata da un miliardoСценарист 

1964

  • Перед революцией / Prima della rivoluzioneРежиссер, Сценарист (рассказ) 
  • Кинематографисты нашего времени / Cinéastes de notre temps (Бернардо Бертолуччи) 

Много уровней «Конформиста»

«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.

«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.

Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.

Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».

Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.

«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.

На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.

«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.

Фильм Про. Коллекции

Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.

Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы

Конформист

Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер

Последнее танго в Париже

Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер

Двадцатый век

Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер

Последний император

Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер

Ускользающая красота

От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»

Мечтатели

Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер

Ты и я

Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»

Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже

Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул

Новинка

Ранний период жизни

Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).

Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).

У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.

Политика и личные убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи участвовал в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.

«Конформист»

В 1970 году Бернардо Бертолуччи завершил работу над фильмом «Конформист». Герой картины, Марчелло Клеричи, в детстве пережил сексуальное насилие. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь

Он не любит привлекать к себе внимание, выделяться из толпы

Марчелло хочется быть не только незаметным, но и законопослушным. Однако преступным является само государство, в котором он живет. Нацистские власти приказывают герою отправиться во Францию и ликвидировать итальянского профессора, который выступает против фашизма. Подчинение дается ему нелегко.

Фильм «Конформист», уделяющий максимум внимания психологическим истокам фашизма, принес своему создателю мировую славу. Сюжет картины был позаимствован из одноименного произведения Альберто Моравиа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector