Кино не для всех: 25 артхаус фильмов
Содержание:
- Лобстер (The Lobster)
- ЗащитнеГ (Defendor) 2009
- Человек, который убил Дон Кихота (2018) (The Man Who Killed Don Quixote)
- В других видах медиа[править]
- Холодная война (2018)
- Тельма (2017)
- Новое украинское кино
- Весёлый артхаусный киноальманах
- Внутримировые проявления[править]
- Анатомия измены (2018)
- Волчок
- Пианистка
- Авторское кино про секс
- Кирпич (Brick) 2005
- Маяк (2019)
- Магазинные воришки (2018)
- Список лучших российских артхаусных фильмов
- Человек, который убил Дон Кихота (2018)
- В современном кинопроцессе
- Экс-ударник (Ex drummer) 2007
- Примеры фильмов
- Интеллектуальное кино европейского кинематографа
- Лучшие фильмы арт хаус
- МАНХЭТТЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ – 2021
- Примеры артхаусных фильмов[править]
- Да что ты такое?[править]
- Корабельные Новости (The Shipping News) 2001
Лобстер (The Lobster)
- 2015 год
- Рейтинг: КиноПоиск — 6.9; IMDb — 7.2
- Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды
- фантастика, триллер, драма, мелодрама, комедия
В некой антиутопии запрещено быть одиноким. Одиночек отправляют в специальные отели, где они должны найти себе пару. Кто не сможет, того превратят в животных и выпустят в лес, где собралась группа бунтовщиков-одиночек, которые против любых отношений в принципе и строго за них карают. Между ними оказывается разведенный архитектор в очках (Колин Фаррелл), приглядывающий себе близорукую даму сердца (Рэйчел Вайс), поскольку считается, что у двух половинок должны быть общие признаки.
Греческий авангардист Йоргос Латимос снял абсурдистскую сатиру на любовь и одиночество в современном мире. С обоими что-то не то — говорит нам режиссер.
ЗащитнеГ (Defendor) 2009
Драматичная комедия о парне, который решил стать супергероем. Мама Артура умерла от передозировки наркотиков, когда он был ещё ребёнком. Это сильно повлияло на его дальнейшую судьбу. Он вырос замкнутым и необщительным, с задержками в психическом развитии и очень увлеченным комиксами. Он сделал себе костюм супергероя и пытается найти выдуманного им же врага — Капитана Индустрию, который по его мнению и причастен к гибели его матери.
Это великолепный артхаусный фильм, который сильно отличается от всех кинокартин о супергероях. Драматичный реализм и наивность главного героя трогают как зрителя так и персонажей фильма, которых он встречает на своём пути в борьбе с Капитаном Индустрией.
Человек, который убил Дон Кихота (2018) (The Man Who Killed Don Quixote)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Комедия, Приключения, Фэнтези
tagHD 1080, tagHD 720, tagПро путешествия во времени, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Мигель Де Сервантес Сааведра
Режиссер: Терри Гиллиам
В ролях: Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард
Тобиас Граммет – известный испанский режиссёр, пытающийся снять рекламный ролик. Однако в силу определённых трудностей он не в состоянии завершить начатое. А тут внезапно куда-то исчезает и творческое вдохновение. В поисках музы Тоби отправляется в небольшой городок, где он когда-то снимал первый фильм про Дон Кихота. С этого фильма Тобиас Граммет и начал карьеру режиссёра. Он считает, что эта поездка поможет ему закончить работу над роликом. В деревне режиссёр встречает того самого актёра, который исполнил главную роль. Несмотря на то, что с того времени прошло немало лет, старик до сих пор считает себя Дон Кихотом, а когда увидел Тоби, то и вовсе в этом убедился. Приняв того за Санчо, старик решает отправиться в невероятное путешествие и завершить некогда начатое дело.
В других видах медиа[править]
- Видеоигры
- Игры Tale of Tales, бельгийской студии из двух человек. Больше всего предмет статьи напоминает The Graveyard, чёрно-белая и медлительная «игра» про бабушку, которая приходит на кладбище, проходит мимо множества могил, садится на лавочку, начинает играть песня про неё (первый куплет — перечисление её умерших близких, далее идёт лирика; песня на голландском, опять-таки Европа, написана и исполнена каким-то безвестным любителем), а затем уходит. Это в триале, а платная версия отличается от триала только тем, что в ней наша бабушка-старушка умирает в случайный момент.
- Plug & Play и KIDS —
игрыинтерактивные сюрреалистические экспириенсы от швейцарского аниматора Михаэля Фрая (первая изначально создана как мультфильм, который ещё и победил в номинации «Лучший международный фильм» на Рижском международном фестивале короткометражных фильмов, что уже говорит о том, что нас ждёт.) Весь «хронометраж» нарисованные в двух цветах — чёрном и белом — человечки делают странные, непонятные и иногда неприятные вещи, которые вроде бы должны быть печальной аллюзией на отношения между людьми. А основные музыкальные темы — пение детских христианских хоров.
- Сетевая литература
Локальным мемом крипи-сайта «Мракопедия» стал аналог фестивального кино — «фестивальные пасты». «Даже черты схожи: скучное, тягучее действо, нарочито высокохудожественное безупречное исполнение (в нашем случае — до тошноты вылизанный литературный язык), ГЛУБОКИЙ СМЫСОЛ, аллегории, отсыл очки для „посвященных“…»
Холодная война (2018)
Еще одно черно-белое артхаусное кино с высоким рейтингом – фильм, снятый популярным польским режиссером Павлом Павликовским, лауреатом «Оскара», посвящено реальной любовной истории. Виктор мечтает играть джаз, но вынужден собирать народный ансамбль для выступлений в послевоенной Польше. Музыкант втайне вынашивает план эмиграции, пока на одном из прослушиваний не знакомится с талантливой певицей, не желающей покидать свою родину. Белокурая Зула поет песню из советского фильма «Веселые ребята», и навсегда забирает сердце Виктора.
Оригинальное названиеZimna wojnaЖанрДрама, мелодрама, история, музыкаАктерыИоанна Кулиг, Томаш Кот, Борис Шиц…СтранаПольша, Великобритания, ФранцияРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.6Возрастные ограничения18+
Тельма (2017)
Художественный мистический фильм в жанре артхаусного триллера, который стоит посмотреть любителям ужасов. Юная Тельма переезжает из небольшого городка в Осло, где ее ожидает масса соблазнов. Провинциалка воспитывалась в строгости консервативными христианами, но в университете она знакомится с раскованной и восхитительной Анной, и чувствует к студентке непреодолимое влечение. В религиозной Тельме из-за запретной страсти прорываются бесконтрольные силы, и девушку одолевают жуткие припадки с галлюцинациями.
Оригинальное названиеThelmaЖанрУжасы, фантастика, фэнтези, триллер, драма, мелодрама, детективАктерыЭлли Харбоа, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен…СтранаНорвегия, Франция, Дания, ШвецияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 7.0Возрастные ограничения18+
Новое украинское кино
C 19 Августа 2021
Специально к 30-й годовщине Независимости Украины «Артхаус Трафик» представляет подборку лучших современных украинских фильмов. В программе – семь фестивальных хитов и фильмов-событий, признанных как за рубежом, так и на родине. Это ленты, которыми украинцы могут гордиться.
Программа:
«Племя», реж. Мирослав Слабошпицкий
«Донбасс», реж. Сергей Лозница («Счастье мое», «Майдан»)
«Домой», реж. Нариман Алиев
«Мои мысли тихие», реж. Антонио Лукич
«Атлантида», реж. Валентин Васянович
«Виктор_Робот», реж. Анатолий Лавренишин
«Земля голубая, будто апельсин», реж. Ирина Цилык
Весёлый артхаусный киноальманах
Артхаус нередко называют «кино не для всех». Это определение льстит любителям авторского кинематографа, но отпугивает потенциальных зрителей. Многим кажется, что артхаус – это что-то заумное и скучное. Однако фильмы этой категории вполне могут быть весёлыми.
Конечно, понятие «весёлого» в артхаусе и в мейнстримных комедиях отличается. В авторском кино оно проходит по самой кромке между смехом и слезами, и всегда сопровождается ощущением экзистенции.
Примером такого кино может быть российский фильм-альманах «Рассказы» режиссёра Михаила Сегала. Картина состоит из четырёх новелл, объединённых сквозным образом – рукописью начинающего писателя. Жанры и сюжеты новелл разные, и позволяют задуматься не только о социальных, культурных и этических проблемах общества, но и посмеяться над ними.
Watch this video on YouTube
Ещё более яркий пример – сериал-альманах Ирины Вилковой «Бар «На грудь»», состоящий из семи короткометражных новелл.
Внутримировые проявления[править]
- «Официантка-воин — приключения Асахины Микуру» — ну а что вы ещё ожидали от фильма снятого Бригадой SOS?
- «Каполаворо» («Шедевр» по-итальянски). Один из внутримировых фильмов в GTA V — адовая пародия на итальянский артхаус. Все атрибуты налицо: медленный, чёрно-белый, непонятный, полный символизма, подавленной сексуальности и политоты. В титрах подсветка во все поля: студия European Art Haus, режиссёр Эммануил
ПазолиниПазорелли. - «Мистер Бин на отдыхе» — режиссёр снимает некое кино для Каннского фестиваля… В итоге кино оказывается объективацией нарциссизма режиссёра с закосом под «лютый артхаус»: весь фильм демонстрирует самого режиссёра в главной (и единственной?) роли и его «высокофилософский» монолог, а всю десятисекундную сцену с подружкой Мистера Бина вырезали при монтаже.
Анатомия измены (2018)
Арт-хаус / Авторское кино, Для взрослых, Драма, Русский фильм
tagHD 1080, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Валентин Красногоров
Режиссер: Николай Дрейден
В ролях: Александр Анриа, Ану Палеваара, Полина Толстун
Сюжет фильма разбит на четыре истории, разыгрывающиеся в разных уголках земного шара и во многом схожие. Героев объединяет одна и та же тема – любовь и неверность. Герои первой истории живут в Финляндии и внешне кажутся идеальными супругами, но на самом деле уже много лет скрывают правду друг от друга и должны объясниться в годовщину свадьбы. Вторая история разворачивается в Австрии, где накануне своей свадьбы девушка Клара прощается с возлюбленным, который не является ее женихом. В третьей истории европейский режиссер отправляется в Китай, где ему предстоит снимать ролик для рекламы мясорубки, во время которой заказчик начинает грозить убийством. А четвертая истории происходит в Дании, где живет престарелая женщина, в прошлом танцовщица, которая получает приглашение в своем преклонном возрасте исполнить коронный танец.
Волчок
Рейтинг: | Кинопоиск: 6.97 / IMDB: 7.0 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:25:00 |
Сборы в России: | $57 517 |
Сборы в мире: | $57 358 |
Премьера: | 01.10.2009 |
Режиссёр: | Василий Сигарев |
Кинокартина «Волчок», прославившая режиссёра Сигарева, — тоскливая история о материнской нелюбви, безотцовщине и неправильном детстве девочки без имени, рассказанная чистым закадровым голосом.
Простая, провинциальная, житейская и жуткая: разруха, равнодушные люди, водка — стакан за стаканом, беспорядочные связи и отражение русской действительности, не самой примечательной, но существующей.
Создаётся впечатление, что безымянное поселение, в котором происходят события, — совсем не город, а виртуальное пространство, демонстрационный полигон, эмулятор реальности, созданный по ключевым словам: «Россия», «девяностые», «низкий уровень жизни», «проституция», «ГАЗ-24» и так далее (полный текст рецензии кинокритика Тимофея Самарина читайте здесь).
Сила детских и наивных чувств к жестокой матери позволяют несчастному ребёнку верить в благоприятный исход даже тогда, когда мама бросает девочку, в очередной раз отправившись в погоню за лучшей для себя жизнью. Маленькая «девочка-волчок» ещё не способна отличать добро от зла, любовь от ненависти, милосердие от бесчеловечности, потому её образ здесь — воплощение абсолютного света, который не должен погаснуть даже в самой жуткой тьме.
Зрителю хочется верить, что под личиной озлобленной и обездоленной матери скрывается обычная женщина, некогда познавшая предательство мужчины и теперь вымещающая свои обиды на беззащитной дочери. Кажется, что настанет момент просветления, когда материнский инстинкт одержит верх над эгоизмом. Однако, автор убеждает нас в обратном — в силу своего характера, эта особа не способна любить никого, кроме себя.
Однажды её возвращение состоится, только глупо от него чего-то ждать. Она не одумается, не смягчится, ненависть и немота не пройдут…
Фильм жесток, но необычайно правдив. Возможно, в таком же ледяном лабиринте живём и все мы, но как найти из него выход, авторы «Волчка» нам, к сожалению, не подсказывают.
Watch this video on YouTube
Пианистка
C 25 Ноября 2021
Піаністка
Страна: Франция, Австрия, Германия, 2001Хронометраж: 130 мин. мин.Жанр: драмаРежиссер: Михаэль Ханеке («Любовь», «Хэппи-энд», «Белая лента», «Скрытое»)В ролях: Изабель Юппер («Она», «Исчезновение Элеанор Риґби», «Любовь», «НаркоМама»), Бенуа Мажимель («Любовники», «Мое жаркое лето с Софи»), Анни Жирардо, Удо Замель и Ева Грин («Последняя любовь на земле», «Казино Рояль», «Мечтатели»)
Главная героиня Эрика – профессорка Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, однако сама – страшно далека от гармонии небесных сфер. Лишенная даже намека на личную жизнь, она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей. После занятий она тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских игрушек. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует его совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.
Авторское кино про секс
Эротика в том или ином виде присутствует почти во всех артхаусных картинах. Но есть фильмы, которые делают человеческую сексуальность центральной темой.
«Про уродов и людей» (Алексей Балабанов, Россия, 1998 год).
Действие разворачивается в Петербурге начала XX века вокруг подпольной порнографической студии садомазохистской направленности. В центре повествования – тихая девушка Лиза, проходящая путь от чистоты до полного растления.
Watch this video on YouTube
«Антихрист» (Ларс фон Триер, Германия, Дания, Франция, 2009 год).
Фильм-посвящение Андрею Тарковскому, разделённый на главы. Режиссёр исследует проблему женской жестокости, доходящей до садизма. Он связывает её с женственностью самой матери-природы, которая сначала даёт жизнь, а затем уничтожает её.
Watch this video on YouTube
«Незнакомец у озера» (Ален Гироди, Франция, 2013 год).
Весь фильм снят на фоне природы и раскрывает тему гомосексуальных отношений. Откровенные эротические сцены в смутной и напряжённой связке с детективной линией заставляет картину тесно примыкать к жанру психологического триллера.
Watch this video on YouTube
Артхаус – достаточно широкое понятие. Часто к фильмам этой категории можно отнести не только фестивальное кино. Некоторые образцы массового кинематографа тоже подёрнуты изысканной артхаусной дымкой – например, такие хиты, как «Выживут только любовники», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или хоррор-новинки 2018 года «Тихое место» и «Реинкарнация». Поэтому «кино не для всех» – термин неверный и несколько снобистский. Артхаус – это просто нешаблонное, «другое» кино.
Кирпич (Brick) 2005
Не смотря на то, что действие фильма происходит в школе — все происходящие события укладываются в серьезный детективный триллер, а сам фильм снят в жанре нео-нуар.
Главный герой Брэндан, которого прекрасно сыграл Джозеф Гордон-Левитт, получил записку от своей девушки. Понимая, что она попала в беду, он пытается найти её и ему получается, но к сожалению она оказывается мертвой. Тогда юный парень начинает свое собственное расследование в котором будут не раз всплывать тайны, наркотики и интересные для зрителя персонажи.
Кирпич стал успешным дебютом режиссера Райана Джонсона и был удостоен наградой на фестивале независимого кино за оригинальное видение.
Маяк (2019)
Один из самых интересных фильмов последних лет в жанре артхаус – хоррор, снятый на черно-белую пленку со стилизацией под немецкое кино начала XX века. На отдаленном скалистом острове стоит маяк, за которым следит одичавший старик-смотритель Томас Уэйк. Одиночество мужчины прерывает появление молодого помощника, решившего начать новую жизнь вдали от людей. Невыносимый наставник устраивает парню настоящие испытания, но они кажутся ничтожными в сравнении с нарастающим ужасом и кошмарными видениями.
Оригинальное названиеThe LighthouseЖанрУжасы, фэнтези, драмаАктерыРоберт Паттинсон, Уиллем Дефо, Валерия Караман…СтранаКанада, СШАРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.5Возрастные ограничения18+
Магазинные воришки (2018)
Японский артхаус – фильм, получивший главную награду на Каннском кинофестивале. Семья японского рабочего оказалась за чертой бедности, и мужчина пытается выжить в непростое время. Осама ловко ворует в магазинах, постепенно приобщая к кражам маленького сына. Возвращаясь домой после очередного выгодного дела, жулик видит одинокого ребенка на балконе первого этажа. Брошенная девочка играет сама с собой, мужчина заговаривает с ней и уносит домой, чтобы покормить. Но мать не ищет похищенного ребенка, поэтому новая семья не возвращает малышку.
Оригинальное названиеManbiki kazokuЖанрДрамаАктерыРири Фрэнки, Сакура Андо, Кирин Кики…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.9Возрастные ограничения16+
Список лучших российских артхаусных фильмов
Современный российский артхаус вызывает ожесточённые споры, но многие отмечают, что без него в России сегодня вообще нечего было бы смотреть. К сожалению, большая часть массового кино грешит глянцевостью, глубокой вторичностью и мало что может предложить «насмотренному» зрителю. А вот в нише экспериментального кинематографа наши режиссёры часто дают фору самым именитым западным мэтрам.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014 год).
Фильм-«натурпродукт», снятый Андреем Кончаловским без декораций и почти без профессиональных актёров. Пожалуй, это самая светлая артхаусная картина последнего времени, в которой русские люди – не моральные уроды и не вырожденцы, а просто люди. Режиссёр предлагает зрителю отказаться от оценочных суждений, а погрузиться в созерцание реальной российской жизни, как это делают новорождённые дети.
Watch this video on YouTube
«Волчок» (2009 год).
Картина, которую впервые показали массовому зрителю у Александра Гордона в «Закрытом показе», и буквально в тот же вечер российские соцсети взорвались разнообразными эмоциями. В отличие от Кончаловского, уральский режиссёр и драматург Василий Сигарев исследует тёмную сторону нашего бытия. Он безжалостно бьёт зрителя по нервам, по самому больному – по детству. Это дало многим основание назвать «Волчок» чернухой. Но нет, Сигарев не играет с аудиторией, не манерничает. Каждый кадр фильма кричит его личной болью.
Watch this video on YouTube
«Пыль» (2005 год).
Фильм Сергея Лобана о «маленьком» человеке, ничтожестве, которому в порядке эксперимента дали то, чего он хочет больше всего, а потом отняли. Фантастика с интересным видеорядом на фоне «хрущёвок», луж и городских подворотен, местами психоделическая, местами смешная, но всегда грустная. В одной из главных ролей – легендарный Пётр Мамонов.
Watch this video on YouTube
«Диалоги» (2013 год).
Тонкое, акварельное повествование режиссёра Ирины Волковой, составленное из пяти разных историй, раскрытых через диалоги. Впрочем, эти диалоги – скорее один большой монолог, попытка преодолеть свою разделённость с миром, наладить с ним коммуникацию. По стилистике эту ленту можно назвать «женским артхаусом».
Watch this video on YouTube
Многие русские артхаусные фильмы достойны внимания. В этот список можно включить такие картины, как «Русалка», «Жить», «Изображая жертву», «Кислород», «Метаморфозис», «Небесные жёны луговых мари», «Коктебель» и далее, к основам – к Константину Лопушанскому, Алексею Герману-младшему, Андрею Тарковскому.
Человек, который убил Дон Кихота (2018)
Приключенческий артхаус фильм с элементами фэнтези приоткроет завесу над секретами создания малобюджетного кино. Режиссер Тоби Грисони возвращается в испанскую провинцию, где несколько лет назад снимал студенческую картину. Актерами стали местные жители, и их судьба за это время сложилась печально. Прекрасная Дульсинея превратилась в бесправную содержанку, а Дон Кихот помешался рассудком. Спустя годы сапожник не желает выходить из образа благородного рыцаря, и Тоби вынужден сопровождать героя в новых подвигах.
Оригинальное названиеThe Man Who Killed Don QuixoteЖанрФэнтезиАктерыАдам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко…СтранаИспания, Бельгия, Франция, Великобритания, ПортугалияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.4Возрастные ограничения12+
В современном кинопроцессе
На нынешний момент существование авторского кино не вызывает сомнений ни у зрителей, ни у критиков. «Авторскими» признаются фильмы, в которых присутствует индивидуальный взгляд (почерк) автора, то есть режиссёра фильма. Хотя в таком высокотехническом виде искусства, как кино, и присутствует большое количество коллективного труда, тем не менее у авторского кино остальные участники процесса «отходят» на второй план.
По сложившимся на сегодняшний день реалиям и «де-юре», и «де-факто» автором фильма является режиссёр-постановщик, вне зависимости от того, признается ли потом его фильм «авторским» или не признаётся.
Для современного российского киносообщества характерно маргинальное противопоставление и даже противоборство авторского кино и продюсерского. Бытует мнение, что априори к «авторским» относятся фильмы, представляющие художественную ценность, а к «продюсерским» — фильмы, художественной ценности не представляющие.
Одним из направлений авторского кино стало кино некоммерческой или, в редких случаях, безбюджетной реализации. Что возможно только благодаря удешевлению технических средств киносъёмки и монтажа.
Объективно можно утверждать только то, что у ряда кинорежиссёров в процессе их творчества формируется индивидуальный, присущий только им авторский стиль, а у ряда кинорежиссёров авторский стиль не формируется, но и те и другие являются авторами своих произведений. Такое явление можно наблюдать в любой творческой деятельности: литературе, живописи, архитектуре и так далее.
На основе авторской теории сформировались такие граничащие с авторским кино понятия, как «артхаус», «независимое американское кино» и другие.
Экс-ударник (Ex drummer) 2007
Что будет если шепелявый женоненавистник, гомосексуалист с дефектом нерва руки и глухой наркоман решат создать крутую рок-группу и позовут в качестве барабанщика знаменитого писателя? — Сумасшедная драма, которая отправит вас на самое дно человеческого общества, в захолустье благополучной Европы, в мир маргиналов и фриков, живущих на пособия по безработице.
Фильм снят режиссером Коэном Мортье в 2007-м по одноименной книге Германа Брюссельмана, вышедшей ещё в 1994 году и представляет из себя аутентичную фламандскую драму с шикарным саундтреком, который непременно окажется в вашем любимом списке воспроизведения.
Примеры фильмов
- «Альфавиль» (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution) (1965) реж. Жан-Люк Годар
- «Аромат Ивонны» (Le parfum d’Yvonne) (1994) реж. Патрик Леконт
- «Белая лента» (Das weiße Band — Eine deutsche Kindergeschichte) (2009) реж. Михаэль Ханеке
- «Вкус вишни» (Ta’m e guilass) (1997) реж. Аббас Киаростами
- «Восемь с половиной» (8½) (8½ / Otto e mezzo / Eight and a Half / Federico Fellini’s 8 1/2 / Federico Fellini’s 8½) (1963) реж. Федерико Феллини
- «Вход в пустоту» (Enter the Void) (2009) реж. Гаспар Ноэ
- «Два лотерейных билета» (Doua lozuri) (2016) реж. Саул Негоеску
- «Догвилль» (Dogville) (2003) реж. Ларс фон Триер
- «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel) (1979) реж. Фолькер Шлёндорф
- «Забриски Пойнт» (Zabriskie Point) (1970) реж. Микеланджело Антониони
- «Закат американской империи» (Le Declin de l’empire americain) (1986) реж. Дени Аркан
- «Защитные цвета» (Barwy ochronne) (1977) реж. Кшиштоф Занусси
- «Идеаль» (L’idéal) (2016) реж. Фредерик Бегбедер
- «Индийский ноктюрн» (Nocturne indien) (1989) реж. Ален Корно
- «Когда наступит конец света» (Bis ans Ende der Welt / Until the End of the World) (1991) реж. Вим Вендерс
- «Люсия и секс» (Lucia y el sexo) (2001) реж. Хулио Медем
- «Меланхолия» (Melancholia) (2011) реж. Ларс фон Триер
- «Мефисто» (Mephisto) (1981) реж. Иштван Сабо
- «Мы так любили друг друга» (C’eravamo tanto amati) (1974) реж. Этторе Скола
- «Наука о сне» (La Science des rêves / The Science of Sleep / The Science of Dreams) (2006) реж. Мишель Гондри
- «Отчим» (Beau-père) (1981) реж. Бернар Блие
- «Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale) (1989) реж. Фолькер Шлёндорф
- «Рыжая белка» (La ardilla roja) (1993) реж. Хулио Медем
- «Сало, или 120 дней Содома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma) (1975) реж. Пьер Паоло Пазолини
- «Святая гора» (The Holy Mountain) (1973) реж. Алехандро Ходоровски
- «Славное будущее» (The Sweet Hereafter) (1997) реж. Атом Эгоян
- «Слепота» (Blindness) (2008) реж. Фернанду Мейреллиш
- «Соль и пламя» (Salt and Fire) (2016) реж. Вернер Херцог
- «Страна мухоморов» (2009) реж. Л. Машинский
- «Цветения пора» (Lust och fägring stor / All Things Fair) (1995) реж. Бу Видерберг
- «Чемоданы Тульса Лупера, часть 2: Из Во к морю» (The Tulse Luper Suitcases, Part 2: Vaux to the Sea) (2004) реж. Питер Гринуэй
- «Чемоданы Тульса Люпера, часть 1: Моабская история» (The Tulse Luper Suitcases, Part 1: The Moab Story) (2003) реж. Питер Гринуэй
- «Чемоданы Тульса Люпера, часть 3: Из Сарка до конца» (The Tulse Luper Suitcases, Part 3: From Sark to the Finish) (2004) реж. Питер Гринуэй
- «Чемоданы Тульса Люпера: Антверпен» (The Tulse Luper Suitcases: Antwerp) (2003) реж. Питер Гринуэй
Интеллектуальное кино европейского кинематографа
Интеллектуальная европейская аудитория любит фильмы арт-хаус, о чём говорит количество организуемых фестивалей авторского кино. И западным режиссёрам есть, что предложить своему зрителю.
«Новая жизнь» (Франция, 2002 год).
Действие разворачивается в Болгарии, и сюжет картины прост и банален: парень знакомится с проституткой, внезапно влюбляется, а потом ищет её внутри местных криминальных кругов. Режиссёр Филипп Гранрийе ухитряется рассказать эту историю практически без слов, с помощью чисто кинематографических инструментов – актёрской экспрессии, пластики, инверсии света, операторской работы. На выходе – магия и подлинное искусство.
«Ты, живущий» (Швеция, 2007 год).
Эта картина – вторая в трилогии, созданной Роем Андерссоном. Первой была «Песни со второго этажа», а заключительной – «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Они связаны между собой не сюжетами, а смысловыми посылами и художественным языком. Рой Андерссон – в своём роде уникум, творящий без сценария. Его работы чем-то похожи на автоматическое письмо – сюрреалистичны и абсурдны, полны аллюзий и метафор.
Watch this video on YouTube
«Беги, Лола, беги» (Германия, 1998 год).
Энергичный модерн, включающий элементы криминальной, социальной и философской драмы, временного релятивизма. Фильм снят Томом Тыквером в стиле компьютерной игры, где героиня снова и снова возвращается в одну и ту же точку, пока не находит правильного решения. Увесистый список из 25 международных наград делает картину обязательной к просмотру любителями артхауса.
Watch this video on YouTube
Лучшие фильмы в жанре артхаус, произведённые в Европе, всегда отличаются новаторским подходом и высокой степенью откровенности со зрителем. Среди таких образцов авторского кино можно назвать фильмы «Тельма» Йоакима Триера, «Квадрат» Рубена Эстлунда, «О теле и душе» Ильдико Эньеди, «Убежище» Франсуа Озона и многие другие.
Лучшие фильмы арт хаус
1. Человек – швейцарский нож/Swiss Army Man — 2016г.іMDb — 7.10 2. Два дня, одна ночь/Deux jours, une nuit — 2014г. іMDb — 7.40 3. 20 000 дней на Земле/20,000 Days on Earth — 2014г. іMDb — 7.50 4. Citizenfour: Правда Сноудена/Citizenfour — 2014г. іMDb — 8.10 5. Иррациональный человек/Irrational Man — 2015г. іMDb — 6.60 6. Соль Земли/The Salt of the Earth — 2014г. іMDb — 8.40 7. Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии/En duva satt pa en gren och funderade pa tillvaron — 2014г. іMDb — 7.10 8. Форс-мажор/Turist — 2014г. іMDb — 7.30 9. Молодость/Youth — 2015г. іMDb — 7.40 10. Мой король/Mon roi — 2015г. іMDb — 7.00 11. Великая красота/La grande bellezza — 2013г. іMDb — 7.70 12. Зильс-Мария/Clouds of Sils Maria — 2014г. іMDb — 6.80 13. Бёрдмэн/Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) — 2014г. іMDb — 7.80 14. Адаптация/Adaptation — 2002г. іMDb — 7.70 15. Чёрный лебедь/Black Swan — 2010г. іMDb — 8.00 16. Семь психопатов/Seven Psychopaths — 2012г. іMDb — 7.20 17. Серьёзный человек/A Serious Man — 2009г. іMDb — 7.00 18. Меланхолия/Melancholia — 2011г. іMDb — 7.10 19. Антихрист/Antichrist — 2009г. іMDb — 6.60 20. Красота по-американски/American Beauty — 1999г. іMDb — 8.40 21. Реквием по мечте/Requiem for a Dream — 2000г. іMDb — 8.40 22. Древо жизни/The Tree of Life — 2010г. іMDb — 6.70 23. Господин Никто/Mr. Nobody — 2009г. іMDb — 7.90 24. Фонтан/The Fountain — 2006г. іMDb — 7.30 25. Другая Земля/Another Earth — 2011г. іMDb — 7.00 26. Нимфоманка: Часть 1/Nymphomaniac: Vol. I — 2013г.іMDb — 7.00 27. Нимфоманка: Часть 2/Nymphomaniac: Vol. II — 2013г. іMDb — 6.70 28. Догвилль/Dogville — 2003г. іMDb — 8.10 29. Малена/Malena — 2000г. іMDb — 7.50 30. Охота/Jagten — 2012г. іMDb — 8.30 31. Танцующая в темноте/Dancer in the Dark — 2000г. іMDb — 8.00 32. Эксперимент/Das Experiment — 2000г. іMDb — 7.80 33. Дом молчания/Mutum — 2007г. іMDb — 7.10 34. В Америке/In America — 2002г. іMDb — 7.80 35. Прах Анджелы/Angela’s Ashes — 1999г. іMDb — 7.30 36. Бассейн/Swimming Pool — 2002г. іMDb — 6.80 37. О Шмидте/About Schmidt — 2002г. іMDb — 7.20 38. Начинающие/Beginners — 2010г. іMDb — 7.20 39. Дневник девочки-подростка/The Diary of a Teenage Girl — 2015г. іMDb — 6.90 40. Всё ещё Элис/Still Alice — 2014г. іMDb — 7.50 41. Беззаботная/Happy-Go-Lucky — 2008г. іMDb — 7.00 42. Помутнение/A Scanner Darkly — 2006г. іMDb — 7.10 43. Быть Джоном Малковичем/Being John Malkovich — 1999г. іMDb — 7.80 44. Мой личный штат Айдахо/My Own Private Idaho — 1991г. іMDb — 7.10 45. Отрочество/Boyhood — 2014г. іMDb — 8.00 46. Я – начало/I Origins — 2014г. іMDb — 7.30 47. Пять препятствий/De fem bensp?nd — 2003г. іMDb — 7.50 48. Ржавчина и кость/De rouille et d’os — 2012г. іMDb — 7.50 49. В доме/Dans la maison — 2012г.іMDb — 7.40 50. Маленькая мисс Счастье/Little Miss Sunshine — 2006г. іMDb — 7.90 51. Дерево/The Tree — 2010г. іMDb — 6.60 52. Коктебель — 2003г. іMDb — 7.00 53. Я, Дэниел Блэйк/I, Daniel Blake — 2016г.іMDb — 8.10 54. Любовь/Amour — 2012г. іMDb — 7.90 55. Белая лента/Das wei?e Band — Eine deutsche Kindergeschichte — 2009г. іMDb — 7.80 56. 4 месяца, 3 недели и 2 дня/4 luni, 3 saptamani si 2 zile — 2007г. іMDb — 7.90 57. Фаренгейт 9/11/Fahrenheit 9/11 — 2004г. іMDb — 7.50
МАНХЭТТЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ – 2021
C 23 Сентября 2021
Крупнейший в мире интерактивный Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов ежегодно собирает заявки от режиссеров всего мира и в сентябре представляет очередную подборку финалистов. Победителей определяет многочисленная международная аудитория в течении одной недели.
Программа:
«Смерть от рукопожатия», реж. Хадсон Флинн
«Воровка», реж. Марк Розенблатт
«Плохая примета», реж. Салар Паштуньяр
«Грубые», реж. Адам Паттерсон, Деклан Лоун
«Синдром Арчибальда», реж. Даниэль Перес
«Саночный хор», реж. Торфинн Иверсен
«Закрытый для света», реж. Никола Пиовесан
«Слишком поздно», реж. Дельфина Монтень
«Аврора», реж. Джо Меурис
«Монсеньор Кашмир», реж. Юри Филипп Пайе
Примеры артхаусных фильмов[править]
- «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
- «Седьмая печать» (1957);
- «Земляничная поляна» (1957);
- «На последнем дыхании» (1960);
- «Восемь с половиной» (1963);
- «Персона» (1966);
- «Андрей Рублёв» (или «Страсти по Андрею») (1966);
- «Маргаритки» (1966);
- «Наудачу, Бальтазар» (1966);
- «Космическая одиссея 2001 года» (1968);
- «Цвет граната» (1968);
- «Агирре, гнев Божий» (1972);
- «Солярис» (1972);
- «Святая гора» (1973);
- «Зеркало» (1974);
- «Голова-ластик» (1977);
- «Сталкер» (1979);
- «Сияние» (1980);
- «Фанни и Александр» (1982);
- «Ностальгия» (1983);
- «Бразилия» (1985);
- «Жертвоприношение» (1986);
- «Синий бархат» (1986);
- «Небо над Берлином» (1988);
- «Мертвец» (1995);
- «Рассекая волны» (1996);
- «Шоссе в никуда» (1996);
- «Пи» (1997);
- «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998);
- «Зелёный слоник» (1999);
- «С широко закрытыми глазами» (1999);
- «Реквием по мечте» (2000);
- «Танцующая в темноте» (2000);
- «Малхолланд Драйв» (2001);
- «Донни Дарко» (2001);
- «Русский ковчег» (2002);
- «Лиля навсегда» (2002);
- «Догвилль» (2003);
- «Возвращение» (2003);
- «Фонтан» (2006);
- «Груз 200» (2007);
- «Антихрист» (2009);
- «Древо жизни» (2010);
- «Меланхолия» (2011);
- «Драйв» (2011);
- «Разделитель» (2011);
- «Враг» (2013);
- Дилогия «Нимфоманка» (2013);
- «Левиафан» (2014);
- «Лобстер» (2015);
- «Бёрдмэн» (2014);
- «Выживший» (2015);
- «Прибытие» (2016);
- «Ученик» (2016);
- «Человек — швейцарский нож» (2016);
- «Нелюбовь» (2017);
- «Дом, который построил Джек» (2018);
- «Маяк» (2019);
- «Солнцестояние» (2019);
- «Легенда о Зелёном рыцаре» (2021);
Да что ты такое?[править]
Изначально так вообще назывались американские кинотеатры, крутившие «высокохудожественное» кино с ограниченным спросом, особенно европейское (московский кинотеатр «Художественный», можно сказать, именно что такой «арт-хаус» даже по названию). Кстати, похожие кинотеатры, крутившие полный трэш, назывались «грайндхаус», и нередко это были одни и те же кинотеатры. Потом так стали называть фильмы, которые тут крутят. При этом многие из них у себя на родине считались вполне себе мейнстримом (например, работы Куросавы), а «артхаусом» вдруг стали только в Америке.
Границы артхауса довольно размыты. Но можно попробовать выделить несколько основных составляющих.
- Авангардное кино. То есть экспериментальное, нарушающее каноны, табу и вообще, «так снимать нельзя». Иногда изобретённые авангардистами приёмы переходят в арсенал «большого кино», но чаще так и остаются странным экспериментом. Но далеко не весь артхаус экспериментален — особенно сейчас, когда перепробовали уже всё, что можно. И наоборот, иногда возможны эксперименты и в «зрительском» кино (кто скажет, что «Хардкор» — артхаус, пусть сам бросит в себя камень).
- Кино не для всех. То есть не рассчитано на широкую публику, не развлекает (вернее, развлекает, но о-о-чень своеобразного любителя). Понятие расплывчатое — в артхаусе бывают и вполне смотрибельные вещи, а с другой стороны, фильмов совсем «для всех» не бывает.
- Независимое кино. То есть снятое не на крупной студии, а силами небольшой группы товарищей и инвесторов. С артхаусом эта категория пересекается не всегда: молодёжные ужастики тоже в основном «инди-кино», снятое на коленке, но явно не артхаус.
- Некоммерческое кино. Вообще-то, вопреки фантазиям юных идеалистов, артхаусные режиссёры в основном очень даже не против, если их фильм что-то заработает, ездят его продвигать и продают прокатчикам, если те берут. Но само фильма при этом под запросы киноиндустрии не подстраивается, как художник видит — так и снимает. Поэтому снимают обычно на деньги всяких фондов и правительства.
- Фестивальное кино. Следует из предыдущего: если эти фильмы финансируют, значит, это кому-нибудь нужно? А нужно это для получения престижных премий на кинофестивалях и вообще создания статусных произведений. В этом артхаус схож с голливудскими «Оскаровскими» драмами о трудной биографии чернокожего гения-гея, но путать их не следует.
- Сюрреалистическое кино. Такое, где логика сна и все ведут себя, как наркоманы, зато очень красиво и цветасто всё. Частный случай: артхаус не всегда равно сюрреализм, а вот снять не-артхаусный сюрреалистический фильм удаётся редко.
- Авторское кино. Расплывчатое понятие, означающее, что фильм снят так, как режиссёр видит, а не как видят студия, продюсеры и маркетологи. Бывает не обязательно артхаусным — в принципе, фильмы Тарантино, Балабанова и Уэса Андерсона вполне себе авторские, но при этом массовые.
Так что из этого артхаус? Спорить можно бесконечно, но проще всего считать так: если фильму подходит сразу несколько таких определений — его смело можно называть артхаусом.
Корабельные Новости (The Shipping News) 2001
Хороший и душевный фильм по роману Энни Пру, который удостоился Пулитцеровской премии. Вас ждёт превосходная игра Кевина Спейси, играющего неуверенного в себе неудачника Койла. Герою чудом посчастливилось встречаться со свободолюбивой и красивой Петел. Поначалу у них всё складывается, но вскоре она начинает в открытую ему изменять приводя при нём в дом любовников, в то время как замкнутый в себе Койл пытается растить их дочь. Неожиданно Петел погибает в автокатастрофе со своим любовником и в тоже время родители Койла кончают жизнь самоубийством. Раздавленному парню ничего не остается как вместе с дочерью отправится в Ньюфаунленд и начать жизнь заново, работая журналистом в местной небольшой газете.