Дэвид линч

Счастье и мерзость в Филадельфии

Учеба и жизнь в Филадельфии только усилили паттерн двойственности, которая преследовала Линча с детства. Там пасторальные картины смешивались с миром слишком взрослых кошмаров, а в Филадельфии радость творчества боролась с омерзением, которое вызывал этот город.

Здесь Линч нашел соратников и друзей, проникся атмосферой творческого братства и встретил свою любовь и будущую жену, Пегги Риви. И здесь же он испытывает просто феноменальную фрустрацию и апатию. Филадельфия кажется ему адом на Земле, или даже хуже того, — Чистилищем, которое мучит его иллюзорной надеждой на то, что отсюда можно выбраться. Город и особенно район, в котором жил Дэвид, оказались настоящей клоакой. Здесь его дважды ограбили и угнали машину. В их с Пегги окна однажды кто-то стрелял. Сам Линч говорил, что Филадельфия высасывает из человека радость и постоянно давит атмосферой ужаса. Именно пережитый здесь опыт вдохновил его на создание фильма «Голова-ластик».

Неуютный город из фильма «Голова-ластик» — это личное впечатление Линча Филадельфии

Так что подвал его дома был вполне подходящим местом для «экспериментов», которые напугали отца Линча. Однажды тот, как обычно скитающийся по рабочим делам, оказался в Филадельфии и заглянул к сыну. Дэвид излишне понадеялся на свободный от предрассудков исследовательский дух, который должен быть у ученого, и показал Линчу-старшему свою «коллекцию». В мрачном заплесневелом погребе у него хранились фрукты, птицы и мыши на разных стадиях разложения — он исследовал текстуру и вид разлагающейся органики, чтобы затем использовать это в своих работах.

Пегги Риви — первая жена Дэвида Линча

Отец не оценил художественные заскоки сына и в последовавшем честном разговоре посоветовал Дэвиду никогда не заводить детей. По странной иронии вскоре он узнал, что Пегги беременна.

Слушать музыку

Саундтреки к фильмам Линча — самостоятельные произведения искусства. Речь не только об оригинальной музыке Анджело Бадаламенти (он сотрудничал с Линчем с «Синего бархата» 1986-го до «Малхоллланд Драйв» 2001-го), но и об авторских линчесвских компиляциях готовых песен. Меломанский разброс максимально велик, от сладчайших ретро-шлягеров до разрывающего барабанные перепонки индастриала. Очевидно, что I’m Deranged Дэвида Боуи и Брайана Ино помогает проникнуть в суть «Шоссе в никуда» лучше любых аналитических текстов. Полезно послушать и музыку самого Линча — кроме многочисленных коллабораций с другими артистами, он выпустил два полноценных студийных сольника, Crazy Clown Time (2011) и The Big Dream (2013).

2 МЕСТО: «Синий бархат» (1986)

«Синий бархат» относится к категории фильмов, которые можно назвать безупречными. История проста: молодой Джеффри Бомон возвращается из колледжа в родной город, чтобы навестить больного отца. На пустыре за своим домом он находит отрубленное ухо, относит его в полицию, и сюжет затягивает его в опасный мир тайн и преступлений.

Кайл Маклахлен хорошо играет главную роль, привнося пионерский энтузиазм, который необходим для личного расследования импульсивного юноши. Сомнительная этика его героя то и дело ставит в недоумение его напарницу, дочь полицейского Сэнди (Лора Дерн). История приводит его к Дороти Валленс (Изабелла Росселлини), изможденной женщине, которая нуждается в помощи. Джеффри недостаточно взрослый, чтобы ей помочь, поэтому он просто повторяет жестокую модель поведения, с которой Дороти сталкивалась до него. Отношениям Джеффри и Дороти угрожает один из величайших злодеев Линча: Фрэнк Бут, которого виртуозно сыграл Деннис Хоппер

Джеффри играет в детектива на фоне настоящих страданий, все больше и больше осознавая, какие тайны скрываются под покровом вежливости. Линч взял идею о секретах, которые прячутся за красивыми домами, и на ее основе собрал «Твин Пикс», но в «Синем бархате» она максимально сконцентрирована в условиях полнометражного фильма.

«Синий бархат» — замечательное кино, в котором простое повествование сочетается с яркими образами и жуткой идеей, исследующей скрытое ядро общества и давая последнему шанс на спасение.

Линч — вовсе не тот, кем кажется

Разумеется, мы не препарировали творчество Линча (это было бы до смешного самонадеянное заявление). Но, взглянув на него внимательнее, удалось выяснить, как именно он работает и как выуживает свои идеи на гигантской глубине, недоступной обычным людям. На первый взгляд Дэвид выглядит как депрессивный сумасброд и психопат, который вываливает на зрителя всех своих внутренних демонов. Его внутренний мир ужасен, творчество болезненно, а сам он — полоумный старик из Монтаны, который потерял связь с реальностью еще ребенком, увидев нагую сумасшедшую и самоубийство соседа.

Дэвид Линч с дочерью

В действительности это вовсе не так. Дэвид Линч работает в исключительно умиротворенном состоянии. Он словно алхимик, который нашел секрет превращения травматического опыта в золотые слитки гениальных прозрений и образов. Кроме того, как и полагается рыбаку, Линч — азартный игрок, и, к тому же, у него все в порядке с чувством юмора. Просто оно него у него своеобразное.

Кстати, третий сезон «Твин Пикс» — это третья после «Головы-ластика» и «Внутренней империи» работа Линча, где он абсолютно не стеснен рамками, которые задают продюсеры и студия. В отличие от предыдущих сезонов, именно этот создается таким, каким хочет Дэвид и никто иной. Возможно, поэтому у многих фанатов он вызывает такое недоумение, ведь это — совершенно иное произведение, пересекающееся со старым лишь общей историей.

Личная жизнь

Первой женой Линча была Пегги Ленц, они расписались в Чикаго в 1967 году. В 1968-м Пегги родила дочь Дженни. Впоследствии девушка стала кинорежиссером. Брак был непродолжительным – в 1974 году супруги расстались.

Дэвид Линч и Изабелла Росселини

Через три года после развода Линч женился во второй раз. Его супругой стала Мэри Фиск, сестра его друга. Через 5 лет брака, в 1982 году, у них родился сын Остин. А еще через 5 лет и этот брак рухнул.

После расставания с Мэри кинорежиссер встречался с актрисой Изабеллой Росселини. Их роман длился 4 года. Затем он жил в гражданском браке с Мэри Суини, которая работала у него режиссером монтажа. В 1992 году Мэри родила сына. Официально они оформили отношения лишь в мае 2006 года, а уже через два месяца после свадьбы заявили о том, что расстаются.

Дэвид Линч и Мэри Суини

В начале 2009 года Дэвид Линч зарегистрировал третий официальный брак. На этот раз его избранницей стала актриса Эмили Стоуфл, с которой он познакомился на съемках «Внутренней империи». Эмили моложе Дэвида на 30 лет, но разница в возрасте супругов не смущает. В 2012 году она родила режиссеру дочь. Девочку назвали Лула Богиня в честь героини картины «Дикие сердцем». Линч и Стоуфл живут в собственном особняке в Калифорнии.

В свободное время режиссер занимается фотографией и живописью. Еще в конце 70-х он увлекся медитацией. Причем режиссера увлек особый вид медитации – трансцендентальная медитация. Этот вид медитации не требует концентрации внимания. Режиссера в этой технике поразили даже не личные впечатления и переживания, а то, что эта медитационная практика помогает ветеранам, детям из неблагополучных семей и жертвам насилия. Дэвид Линч решил заняться распространением этого вида медитации по всему миру.

Эмили Стоуфл и Дэвид Линч

Линч заплатил миллион долларов за стажировку у мастера йоги Махариши Махеш и прошел ее летом 2002 года. В Калифорнию Дэвид Линч вернулся «просветленным». За эти годы он снял всего один фильм, зато побывал в 30 странах мира с лекциями о трансцендентальной медитации.

В 2017 году Дэвид Линч добрался с просветительской программой и до славянских стран. Режиссер открыл благотворительную организацию «Фонд Дэвида Линча в Восточной Европе», филиал своего фонда David Lynch Foundation, целью которого также стало обучение трансцендентальной медитации. Представительство фонда открылось в Киеве. Присутствует фонд и в интернет-пространстве: ведет официальную страницу в «Инстаграме».

Дэвид Линч

Помимо просветительских целей, фонд также несет и мотивационное направление. «Фонд Дэвида Линча» награждает премиями деятелей искусства и общественных деятелей, которые внесли вклад в борьбу с насилием, несправедливостью и дискриминацией.

В 2018 году награду получили дизайнер Стелла Маккартни и исполнительный директор Американского совета модных дизайнеров Ферн Маллис. Поводом для вручения награды стала поддержка, которую дизайнеры оказывали женщинам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Рекламные ролики

Год Коммерческое название Тема Ссылка (ы)
1988 г. » Ф. Скотт Фицджеральд «, » Эрнест Хемингуэй «, » Д.Х. Лоуренс «, «Флобер» Одержимость Calvin Klein
1991 г. «Тайна Джи», «Вишневый пирог», «Заблудший», «Спасение» Кофе Джорджии
«Мы заботимся о Нью-Йорке» Департамент санитарии города Нью-Йорка
N / A Опасный Майкл Джексон
1992 г. «Кто такой Джио?» Gio от Armani
«Опиум» Опиум Ива Сен-Лорана
1993 г. N / A Алка-Зельцер Плюс
«Трезор» Lancôme Tresor
N / A Барилла Паста
«Раскрытый» Американское онкологическое общество
«Инстинкт жизни» Фон от Джил Сандер
«Стена» Адидас
1994 г. «Солнце Луна Звезды» Солнце Луна Звезды Лагерфилда
1997 г. «Мертвые листья», «Тетя дроид», «Ядерная зима», «Ракета» Научно-фантастический канал
N / A Clearblue Easy
«Горный человек» Хонда
1998 г. «Парижанцы» Парижанка
1999 г. «Опиум» Опиум Ива Сен-Лорана
2000 г. «Добро пожаловать в третье пространство» PlayStation 2
«Un matin partout dans le monde» JCDecaux
2002 г. «Вы говорите на Микре?» Nissan Micra
«Bucking Bronco» Citroën
2004 г. «Фаренгейт» Dior
«Предпочтение» L’Oreal
2007 г. «Гуччи» Gucci
2008 г. «Ревитал Гранас» Shiseido
2011 г. «Кукольная голова» Чашка с фирменным кофе Дэвида Линча
2012 г. «Ах, да»
2014 г. N / A Лабутен Руж

Линч становится одержимым

С девятого класса юный Дэвид отбился от рук, попал в дурную компанию и начал пить, курить и попадать в полукриминальные авантюры. Учебу в школе, ее правила и, кажется, других учеников, он ненавидел со всей мощью, на которую способен только подросток. Но в старших классах Линчу повезло: он стал одержимым.

Однажды встретившись с художником Бушнеллом Килером, Дэвид понял, что страстно, на грани помешательства жаждет создавать картины. Его влечение к живописи оказалось настолько сильным, что он уговорил маститого Бушнелла отдать ему закуток в его великолепной мастерской и начал исступленно рисовать. Днем он работал в аптеке и изредка заглядывал в школу, а затем шел в студию и работал там до зари.

Родители думали, что Дэвид снова взялся за старое и пропадает в дурной компании малолетних пьяниц и хулиганов. Но Килер смог убедить Линчей, что их сын одержим искусством, и это лучшее, что могло случиться с ним в этом возрасте. Благодаря ему же будущий режиссер смог отправиться учиться в академию искусств в Филадельфию, немного набраться мастерства в Бостоне и даже в Австрии у кумира Линча, экспрессиониста Оскара Кокошки.

С последним, впрочем, вышло не так радужно: вместо трех лет в Австрии Линч и его друг смогли задержаться разве что на две недели. Но Оскар оказал на Дэвида поразительное влияние. Стоит соскрести внешние слои его картин (и кино, и полотен), и там можно разглядеть болезненные фантазии Кокошки.

Фильмы

Первый кинематографический опыт Дэвид приобрел в академии. В 1967 году он снял мультфильм «6 блюющих фигур» – он длился всего 1 минуту. В том же году был еще один эксперимент – авангардный фильм «Алфавит».

Работать над первой полнометражной картиной Линч начал в 1972 году. Это был проект «Голова-Ластик». Съемки продолжались 5 лет, но после премьеры Дэвид Линч стал культовым режиссером. Его заметил и предложил сотрудничество Мел Брукс. В 1980 году на студии Брукса вышел фильм «Человек-Слон», который был номинирован на «Оскар», получил Гран-при на фестивале фантастических фильмов.

В 1984 году на экраны вышел фильм «Дюна», экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта. Несмотря на знаменитый источник и обилие звезд в актерском составе, картина провалилась в прокате. Сам Линч объяснил провал тем, что финальная версия картины была подготовлена без его участия.

https://youtube.com/watch?v=mZEsFiHXLk4

В 1986 году вышло новое творение режиссера – детективный триллер «Синий бархат». Фильм о таинственном расследовании в маленьком городке собрал ряд престижных премий, но следующая картина Линча затмила успех этого фильма.

Режиссерским триумфом для Дэвида Линча стал детективно-мистический сериал «Твин Пикс», который вышел в 1990 году. Сериал рассказывает о расследовании шокирующего убийства старшеклассницы, которое постепенно обрастает подробностями, указывающими на вмешательство в дело потусторонних сил. После двух сезонов незавершенный серил был оставлен более чем на 25 лет. Этот факт придал «Твин Пиксу» еще большую популярность, а незавершенный сюжет оброс невероятным количеством теорий, объясняющих происходящее в картине.

https://youtube.com/watch?v=oAwhKitMHbc

В том же году его драма «Дикие сердцем» получила главный приз Каннского кинофестиваля. В 1994 году зрители увидели самый таинственный фильм Линча — «Шоссе в никуда». Сложный сюжет, идеальный монтаж, мистическая музыка – все элементы действовали на зрителей магически.

После проекта «Шоссе в никуда» Линч снял «Простую историю», в которой нет мистики, сюжет прост и в чем-то наивен. Это история о пожилом человеке, который отправляется за тысячи километров к своему брату на маленькой газонокосилке. Этой работой режиссер доказал, что ему по силам не только сюрреалистические проекты. Увы, общество прохладно восприняло его эксперимент – от мастера ожидали другого.

Вскоре Дэвид Линч вернулся к любимому стилю. В 2000 году вышел «Малхолланд-драйв». Этот фильм получил два приза за режиссуру – в Торонто и Каннах. Первоначально фильм был снят как пилотная серия нового сериала, но материал оказался забракован. Линч доснял недостающие части и выпустил «Малхолланд-драйв» как полноценный полнометражный фильм, который с теплотой приняли поклонники.

Фильм рассказывает о молодой актрисе, которая стала подругой случайно встреченной девушке, потерявшей память. Главные роли в картине исполнили Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг и Джастин Теру.

Дэвид Линч

Осенью 2006 года на Венецианском фестивале прошла премьера картины «Внутренняя империя» – это последний полнометражный проект Линча. Фильм рассказывает о попавшей в беду девушке, при этом картина наполнена перемещениями во времени, запутанными хронологическими переходами, альтернативными версиями событий и знаменитым сюрреализмом Линча. Режиссер получил за этот проект «Золотого льва».

Верить в потустороннее

Упертым рационалистам к Линчу сложно привыкнуть. Можно, конечно, трактовать его работы с психоаналитических позиций — это, безусловно, работает, но и серьезно обедняет. В детстве Линч дружил с индейцем, который однажды показал ему звериную нору и заявил, что это — вход в другой мир. С тех пор Линч старательно воспринимает потусторонние сигналы, переводя их на более-менее доступный язык визуальных образов. Самый простой пример — отрезанное ухо в «Синем бархате», туннель из уютного пригорода в садо-мазохистскую чертовщину. «По дороге домой я думал об ухе посреди поля, — рассказывал Линч. — Почему ухо, а не палец, например? Потому что ухо — открыто, широко, приглашает в него заглянуть и ведет в глубину».

Короткометражные фильмы

Год Заголовок Директор Писатель Режиссер Актер Примечания Ссылка (ы)
1967 Шесть мужчин заболели (шесть раз) да да да Нет Также аниматор
1968 г. Нелепая встреча со страхом да да Нет Нет
Фиктивная реклама Anacin да да Нет Нет
Парусный спорт с Бушнеллом Килером да да да да
да да Нет Нет Также редактор, оператор, аниматор и звукорежиссер.
Ранние эксперименты да да да да 16мм, из набора DVD Lime Green
1970 г. да да да Нет Также оператор, аниматор и звуковые эффекты
1974 г. да Нет Нет да Роль: Беспомощная и напуганная медсестра.
1988 г. да да Нет Нет
1995 г. Предчувствие злого дела да Нет Нет Нет
2001 г. Пьер и Сонни Джим да да да да Для davidlynch.com
Голова с молотком да да да Нет Для davidlynch.com
Мертвая мышь с муравьями да да да Нет Для davidlynch.com
Бал пчел да да да Нет Для davidlynch.com aka Bees # 1
Паровая Сеть да да да Нет Для davidlynch.com aka Factory Mask
2002 г. Темная комната да да да Нет Также аниматор
да да да Нет Для davidlynch.com
да да да да Для davidlynch.com
Лаура Палмер да да да Нет Для davidlynch.com
да да да Нет Для davidlynch.com
2004 г. Яйцо Боба да да да да Для davidlynch.com
2005 г. Сцена из проекта Дэвида Линча DV да да да Нет Для рекламного фильма Avid
2007 г. Абсурда да да Нет Нет
Лодка да Нет Нет Нет Также редактор
Сканирование ошибок да Нет Нет Нет
Напольная лампа да Нет Нет да Роль: Сам
Индустриальный саундскейп да Нет Нет Нет
Интервалометрические эксперименты да Нет Нет Нет
Больше того, что случилось да да Нет Нет Также редактор
Балерина да Нет Нет Нет
Цвет морской волны да да да да
Дэвид Линч готовит киноа да да да да
2009 г. Душевный детектив Нет Нет Нет да Роль: Детектив
2010 г. Мечта # 7 да Нет Нет Нет
Леди Блю Шанхай да да Нет Нет Также редактор и композитор
2011 г. 3 рупий да да Нет Нет Также редактор и оператор
2012 г. Фильм памяти да да да да Для марафона памяти Serpentine Gallery
2013 Idem Paris да Нет Нет Нет
2015 г. Огонь (Pożar) да да да Нет
2017 г. Что сделал Джек? да да Нет да Также роль редактора : Детектив
Нет Нет Нет да Роль: Человек в черном
2018 г. Голова муравья да да да Нет
2018 г. Это видео Дэвида Линча не то, чем кажется да да да да Для Omaze
2020 г. История маленькой ошибки да да да да Роль: Рассказчик в начале Также редактор
Приключения Алана Р. да да да да

Лучшие фильмы Дэвида Линча

Первый фильм, в котором Дэвид Линч стал режиссером — Бабушка 1970 года. Всего он снял более 29 фильмов, сыграл более 1 главных ролей.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.2/10. Его лучшие работы:

Человек-слон (1980)

 8.1

The Elephant Man
Драма, Биография
США, Великобритания

124 мин.

Джон Меррик (чье настоящее имя было Иосиф, так как фильм основан на реальных событиях) — интеллектуальный и дружелюбный человек. Однако, он ненавидит его викторианскую эпоху английского общества, потому что его тело сильно деформировалось из-за редкой болезни. После того, как он был выкуплен врачом, хирург Тривес обнаруживает в Джоне интеллектуально развитого и духовного …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Оскар: номинаций 2   Золотой глобус: номинаций 1   BAFTA: номинаций 2   Всего: побед 3, номинаций 7

Малхолланд Драйв (2001)

 7.9

Mulholland Drive
Триллер, Детектив, Драма
Франция, США

147 мин.

Неизвестная и таинственная девушка, проезжавшая в лимузине по шоссе Малхолланд, подвергается попытке убийства в результате столкновения с другими машинами. Девушка смогла выжить, но в результате испытанного шока потеряла память.
Пытаясь начать новую жизнь, она выбирает себе имя Рита и отправляется в Лос-Анджелес, где знакомится с Бэтти.
Тайны прошлого, включая страшную аварию, преследуют её, и Рита со своей новой подругой пытаются разобраться в ситуации, которая так полна …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Оскар: номинаций 1   Золотой глобус: номинаций 2   Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 16, номинаций 21

Синий бархат (1986)

 7.7

Blue Velvet
Триллер, Детектив, Драма
США

120 мин.

После звонка из больницы Джеффри Бомон взял академ в столичном институте и вернулся в родной город, чтобы присмотреть за заболевшим отцом. В первый же день недалеко от дома Джеффри видит человеческое ухо. Не самая приятная находка, которую парень поспешил сдать в полицейский участок.
К удивлению Джеффри, полиция не спешила открывать новое дело и искать преступника. Тогда парень заручился поддержкой дочери местного полицейского и начал собственное расследование. Следы ведут к загадочной невесте …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Оскар: номинаций 1   Золотой глобус: номинаций 1   Всего: побед 6, номинаций 7

Твин Пикс: Сквозь огонь (1992)

 7.3

Twin Peaks: Fire Walk with Me
Триллер, Детектив, Ужас, Драма
Франция, США

134 мин.

На первый взгляд небольшой городок Твин Пикс, расположенный в штате Вашингтон у границы с Канадой, кажется милым и умиротворенным местом. Однако за красивыми домами, живописными улочками и приветливыми местными жителями скрываются пугающие тайны.
Однажды в Твин Пикс происходит убийство девушки Терезы Бэнкс. За расследование дела берется агент ФБР Честер Десмонд: он обнаруживает на месте преступления несколько странных предметов, после чего при загадочных обстоятельствах исчезает.
На поиски …

 Трейлер

 Фильм

Роль второго плана

Гордон Коул

режиссер актер продюсер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: номинаций 2

Быть внимательным

После завершения телетрансляции «Твин Пикса» 1990-х самые рассерженные зрители напялили футболки с надписью I Want To Kill David Lynch — из-за немыслимого, нарушающего все законы драматургии финала. «Малхолланд Драйв» озадачивал еще сильнее: сюрреалистический коллаж из образов и персон, миллионы тайн и терзаний, десятки гротескных фигур — от карикатурных продюсеров до мохнатых чудовищ в подворотне. Но внимательный зритель получал все необходимые разъяснения в финале. В первой, большей, части фильма страдающая амнезией после автокатастрофы брюнетка Рита встречается с наивной провинциалкой, блондинкой Бетти, приехавшей покорять голливудские холмы. Начинающая актриса и потерявшая память девушка, судя по всему, из высшего общества, на пару ведут расследование, цель которого — установление личности Риты. В финале оказывалось, что предыдущие два часа были ни чем иным, как растянувшейся во времени грезой брюнетки, а реальное, хронологическое начало истории — тот момент, когда Рита находит труп своей бедной любовницы, покончившей жизнь самоубийством. При желании сюжет любого фильма Линча можно изложить довольно внятно.

1 МЕСТО: «Голова-ластик» (1977)

Свой первый полнометражный фильм Линч снимал 5 лет, и результат оказался одним из самых бескомпромиссных в своей жуткости фильмов, которые появлялись на экранах. Мрачные декорации промышленных районов служат фоном для пугающей истории о незапланированном ребенке. 

Генри Спенсер (Джек Нэнс) отдыхает после работы на фабрике, когда родители его девушки Мэри зовут его на ужин. Там ему сообщают, что у Мэри родился ребенок, и теперь они переезжают к Генри. Ребенок в фильме — гротескное, мутировавшее существо, которое вечно плачет. Вскоре Мэри не выдерживает и уходит от Генри, который теперь вынужден нести бремя ответственности в одиночку.

У родителей при просмотре могут возникнуть двусмысленные чувства узнавания и отвержения, но с точки зрения кино «Голова-ластик» — большое достижение Линча и его команды. Потрясающий звук и операторская работа создают визуальный ночной кошмар, отсылающий к нуар-фильмам 40-х годов. 

Изначально фильм планировали сделать короткометражным, не больше 30 минут, но Линч так увлекся созданием атмосферы и образов, что проект перерос в полный метр. Название отсылает к ночному кошмару Генри, в котором все отворачиваются от него кроме маленького мальчика. Ребенок отводит Генри на фабрику по производству ластиков для карандашей. 

При всех сюрреалистических ужасах фильм не лишен юмора: сцена ужина с родителями Мэри – отличный пример черного юмора, сквозь который просвечивает реальное отчаяние. Но фильму только предстоит развернуться, когда появляется загадочный и гротескный образа ребенка, чей пугающий вид невозможно забыть.

К 70-летию великого режиссёра

За 39 лет в полнометражном кино Дэвид Линч снял всего 10 фильмов, но его имя уже давно вписано в историю. Сюрреалистическое, энигматичное настроение картин Линча безошибочно узнаваемо, но при этом он снимал очень разные фильмы. Как всегда бывает при авторской неоднозначности, у зрителей не появился единоличный фаворит среди работ Линча. Каждый любит его за разные заслуги и спор может длиться вечно — мы же выбрали те картины, по которым можно судить о многоликости режиссёра.

Лучшие фильмы Дэвида Линча

«ГОЛОВА-ЛАСТИК» (1977)

Уже дебютный полный метр Линча производит тот же эффект, что и другие его шедевры: зритель недоумевает, что вообще творится на экране, но всё равно полностью очаровывается происходящим. Гипнотическое воздействие усиливается причудливым сюжетом (хотя пересказ едва ли что отражает): у молодой семьи, живущей в мрачном промышленном городке, вместо ребёнка рождается невиданный мутант, который, однако, во многом напоминает обычного младенца. Визуальные эффекты картины поразили аудиторию, включая Стэнли Кубрика: никто не мог понять, как Линч добился такой естественности при ограниченных технических возможностях. Однако режиссёр до сих пор не хочет раскрывать карты: он уверен, что кино только теряет при попытке его разъяснять и раскладывать на элементы. Трейлер фильма «Голова-ластик»

«СИНИЙ БАРХАТ» (1986)

Вся суть кинематографа Линча чётко отражена в одной из первых сцен «Синего бархата»: зритель видит ослепительно зелёную лужайку и радужный антураж, но, как только камера вглядывается в детали, обнаруживается, что в траве кишат жуткие насекомые. Так и весь «Синий бархат» — фильм о том, что находится по ту сторону видимой реальности. Если присмотреться, увидишь, как орудуют силы зла: а чтобы не попасться, лучше подсматривать, как и делал герой фильма в одной из самых знаменитых сцен, спрятавшись в шкафу в чужой квартире. Трейлер «Синего бархата»

«ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» (1999)

Пожалуй, «Простая история» — последний фильм, который стоило бы ждать от Дэвида Линча, судя по его предыдущим заслугам. Под стать названию, история проще некуда: пожилой Элвин Стрейт узнаёт о том, что у его старшего брата случился сердечный приступ, и решает его навестить. Так как у него нет водительских прав, Элвин покупает газонокосилку и на ней проезжает сотни километров. По пути не происходит ничего потрясающего и тем более сюрреалистического. Некоторые поклонники Линча и в «Простой истории» усматривают скрытый мистический подтекст, который ставит фильм в ряд с его другими работами, однако, вероятно, это просто следствие того, что Линчу снова удалось всех удивить — на этот раз линейностью и мудрым аскетизмом. Трейлер «Простой истории»

«МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ» (2001)

Спустя два года Линч снова всех поразил: «Простая история» и «Малхолланд Драйв» фильмы разные настолько, насколько это возможно. В «Малхолланд Драйв» всё не то, чем кажется, но до конца зритель так и не поймёт, что реально, а что — нет. Причина проста: в картинах Линча нет старомодного деления на вымысел и реальность. Для проформы можно сказать, что в фильме молодая актриса (Наоми Уоттс) приезжать покорять Голливуд, но вместо этого оказывается в эпицентре мистических интриг. Впрочем, возможно, никаких интриг и нет, а это всего лишь сон или видение. Но это звучит слишком однобоко — вопрос остаётся открытым. Трейлер «Малхолланд Драйв»

«ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» (2006)

Дэвид Линч в интервью не устаёт повторять: не нужно углубляться в немыслимые теории, пытаясь понять, что же на самом деле творится в его картинах. Нет никакого «на самом деле». Есть только конкретный зритель, который видит фильм по-своему и может оценить его с собственной, уникальной точки зрения. Это стоит помнить перед просмотром «Внутренней империи», которая по энигматичности легко превосходит даже «Малхолланд Драйв». По сюжету, съёмочная группа приступает к работе над очередным американским фильмом. Актрису, которая играет главную роль, сразу начинает беспокоить тёмное прошлое сценария и то, как он незаметно вторгается в её жизнь. Большего знать нет смысла — «Внутреннюю империю» смотрят не ради сюжета. На сегодня это последний полный метр Линча. Трейлер «Внутренней империи»

Простая история,
Голова-ластик,
Внутренняя империя,
Малхолланд Драйв,
Синий бархат

Новинка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector