Ингмар бергман (ingmar bergman) — биография, новости, личная жизнь

Библиография

  • Бергман о Бергмане: Интервью с Ингмаром Бергманом. Стиг Бьоркман, Торстен Маннс и Йонас Сима; перевод Пола Бриттена Остина . Саймон и Шустер, Нью-Йорк. Шведское издание, авторское право 1970 г .; Английский перевод 1973 г.
  • Создатели фильмов о кинопроизводстве: семинары Американского института кино по кино и телевидению (под редакцией Джозефа Макбрайда). Бостон, Houghton Mifflin Co., 1983.
  • , Ингмар Бергман. Перевод Марианны Руут. Нью-Йорк, Arcade Pub., 1994, ISBN  1-55970-186-2
  • Стин, Биргитта (1 января 2005 г.). Ингмар Бергман: Справочное руководство . Издательство Амстердамского университета. ISBN .
  • , Ингмар Бергман. Перевод Джоан Тейт, Нью-Йорк, Viking Press, 1988, ISBN  0-670-81911-5
  • , Джон Орр, Berghahn Books , 2014.
  • Гадо, Франк (1986). . Издательство Университета Дьюка. ISBN .

«Земляничная поляна»

1957

В 1957-м Бергману удалось снять сразу два шедевра: вслед за «Седьмой печатью» последовала «Земляничная поляна» (тоже в каком-то смысле фильм о смерти: тревелог о престарелом ученом, отправившемся на машине за премией и по пути вспоминающем всю свою жизнь, готовясь к уходу из жизни). Фильм, настолько же удаленный от «Печати» и по своему духу, и по своей глубинной сути, насколько и близкий к ней по своей судьбе («Поляна» взяла «Золотого медведя» и до сих пор повсеместно считается одним из лучших фильмов постановщика). В «Поляне» же в полную мощь проявляется и столь любимая Бергманом тема старения, естественного окончания жизни, подведения итогов.

1940-е

В это десятилетие молодой Бергман успевает дебютировать как режиссер на сцене Студенческого театра, устроиться на киностудию редактором, возглавить театр Хельсингборга, дважды жениться и один раз развестись. Его замечает патриарх шведского кинематографа Виктор Шёстрём, рекомендующий молодого сценариста Бергмана перспективному режиссеру Альфу Шёбергу: «Травля» выходит в 1944-м и, заслужив позитивные отзывы критики, участвует в конкурсе Венецианского фестиваля. А два года спустя Бергман снимает свой первый фильм – «Кризис». В этом десятилетии у него выходит семь картин. Одни принимают почти восторженно, другие – разочарованно, но о Бергмане повсюду говорят. Узнают о нем и за пределами Швеции. Знаменитый Густав Муландер снимает еще два фильма по его оригинальным сценариям – «Женщина без лица» и «Ева».

Сегодня ранние фильмы Бергмана кажутся наивными, простодушными попытками жанрового кино – как правило, поэтической мелодрамы. Сам режиссер любит отзываться об этом периоде пренебрежительно, ограничиваясь рассказом о смешных случаях во время съемок. Тем не менее, уже тогда он обнаруживает склонность к поиску «своих» актеров. Первым из них становится Биргер Мальмстен, игравший также в «Еве» Муландера. К работе с ним режиссер возвращался и в 1950-х, и в 1960-х, и в 1970-х, но его любимцем и своеобразным альтер эго этот статный красавец был только в том первом, романтическом десятилетии карьеры Бергмана.

Ключевой фильм – «Тюрьма» (1949)

Именно здесь Бергман впервые решается настоять на своем, поставив откровенно некоммерческую авторскую картину по сценарию собственного сочинения. Продюсеры остались недовольны, сам автор был от себя в восторге и позже называл «Тюрьму» в числе самых дорогих ему фильмов. В центре запутанного сюжета – проект съемок фильма по сомнительному сценарию, безумие, соблазн и Сатана, правящий миром. Одна из важнейших сцен – сон; позже Бергман скажет, что по умению снимать сны можно определять талант режиссера.

Также смотреть: «Дождь над нашей любовью», «Музыка в темноте».

«Седьмая печать»

1957

Фильм, в одночасье превративший Бергмана из талантливого шведского режиссера в мировую кинознаменитость. Мало кто из тех великих, что выросли в пятидесятые, не вспоминал потом, как посмотрел «Печать» на ночном сеансе в американском кинотеатре, – и Вуди Аллен, и Мартин Скорсезе, и Брайан Де Пальма, и кто только не. Оно и понятно: фантастическая драма о рыцаре (фон Сюдов), вернувшемся в опустошенную чумой Швецию и встретившем там саму Смерть, с ходу обезоруживает чистой магией сказочного кино. Наполненное тяжеловесным готическим символизмом, невиданным в творчестве шведа ни до, ни после, это кино некоторыми трактуется как высказывание Бергмана на тему веры, другими – как энциклопедия образов смерти в мировом искусстве, третьими – просто как перенесенное на пленку средневековое сказание. Более того, именно с «Печати» началось многолетнее и плодотворное сотрудничество Бергмана и Макса фон Сюдова.

Карьера в кино

В то же время он начал писать пьесы, однако первые его опыты были неудачными, и какой-то критик даже сказал, что сценаристом ему точно не быть. Но в 1940 году пьесу Бергмана поставили в студенческом театре. Спектакль принес ему первое признание, а затем неплохую работу: его пригласили редакторовать сценарии в киностудию.

Одновременно он писал свои сценарии, и по одному из них поставили фильм «Травля» — рассказ о школьных годах Бергмана. Его показывали в Скандинавии и в Америке, и везде принимали очень тепло.

В 1946-м Ингмар Бергман уже сам снимает фильм «Кризис», который получился не очень удачным. Однако в тот же год он снимает великолепную ленту «Дождь над нашей любовью», и его признают как хорошего режиссера. 

В 1947 году его фильм «Музыка в темноте» попадает в главную номинацию Каннского фестиваля. Фильмы «Тюрьма» и «Летняя интерлюдия» получили признание зрителей и критиков, а комедия «Улыбки летней ночи» получает приз в Каннах.

Призом Каннского фестиваля также отмечен фильм Бергмана «Седьмая печать» (1957), вошедший в «золотой фонд» мирового кино. Картина «Девичий источник» (1960) получила «Оскар», а вторую золотую статуэтку Бергман получил за фильм «Сквозь тусклое стекло» (1961).

 В 70-х года Бергман создал несколько проектов ставших мировой классикой кино: психологическая драма «Шепоты и крики», которая получила «Оскар», мини-сериал «Сцены из супружеской жизни» и музыкальный фильм «Волшебная флейта».

Вскоре после выхода этих фильмов режиссер покинул страну, возмутившись тем, что на него давят налоговые чиновники.

В эмиграции Бергман снял еще много хороших фильмов, которые также получили выские награды и снискал себе славу режиссера мирового уровня.

В его арсенале более 60 фильмов разных жанров, более 170 спектаклей, которые он поставил в 30 театрах Европы. Он так же знаменит, как гениальный Луис Бунюэль, Акира Куросава и Федерико Феллини.

Когда наши современники произносят его имя – разговор идет в «превосходной степени»: всемирно признанный, флагман авторского кино, классик – сценарист, блестящий оператор, продюсер и актер.

Личная жизнь

Ингмар Бергман, как и всякая творческая личность, был человеком влюбчивым и переменчивым. Его жизнь украсило и омрачило множество женщин, пять из которых стали женами. У режиссера девять отпрысков, двое рождены вне брака.

Ингмар Бергман и его первая жена Эльса Фишер

Первой законной супругой мэтра стала Эльса Фишер, артистка из труппы бродячего театра, к которому Ингмар примкнул после ухода из колледжа. В 1943 женщина родила супругу дочь Лену.

Ингмар Бергман и Гун Грут

Спустя 2 года место Эльсы заняла ее подруга Эллен Лундстрем, которую Фишер порекомендовала мужу как хореографа. В 1948 году вторая жена подарила мужу близнецов. Семейные неурядицы и безденежье убило романтику в отношениях пары.

Ингмар влюбился в журналистку Гун Грут, родившую ему сына. Вскоре после появления отпрыска Ингмар Бергман изменил жене. Последовал развод.

Кэйби Ларетеи и Ингмар Бергман

В 1959-м личная жизнь шведской звезды снова сделала крутой вираж: Ингмар повел под венец прославленную пианистку Кэйби Ларетеи. Но 7 лет безоблачной жизни на вилле закончились расставанием: на съемках «Персоны» режиссер увлекся норвежской звездой Лив Ульман.

Ингмар Бергман и его жена Ингрид ван Розен

Для супруги он построил на острове Форе семейное гнездышко. В 1967-м Лив родила супругу дочь, но вскоре покинула островной домик: семейный корабль потерпел крушение. Покой и умиротворение Ингмар Бергман нашел с пятой женой – Ингрид ван Розен.

Книги Ингмара Бергмана

В 1987 году Бергман подарил почитателям книгу, в которой поделился детскими воспоминаниями и рассказами о работе над первыми спектаклями и фильмами. В 2006-м вышел сборник «Жестокий мир кино», в который вошли две книги мемуаров – «Латерна магика» и «Картины», интервью и статьи.

С чего начать

Кадр из фильма «Осенняя соната». 1978 год

Лучше всего начать с «Осенней сонаты» (1978), поздней картины, получившей «Золотой глобус», три приза Национального совета кинокритиков США и пре­мию «Давид ди Донателло». Эта камерная драма притягивает как магнит, ее хо­чется пересматривать, обсуждать с друзьями, спорить до хрипоты и снова воз­вращаться к ней спустя годы. 

Бергман использует универсальную историю и рассказывает ее внятным жан­ро­вым языком, предельно обостряя все конфликты. Пожилая пианистка Шар­лотта и ее взрослая дочь Эва, жена пастора, семь лет были в ссоре и не виде­лись. Эва решает сделать первый шаг и приглашает мать к себе в глухую дерев­ню. Шарлотта не подозревает, что ее ждет сюрприз: Эва забрала из клиники парализованную младшую сестру, которую мать фактически там бросила. Шар­лот­та и рада встрече, и испытывает немыслимые муки совести. А еще ее раз­бирает злость: старшая дочь фактически заменила младшей исчезнув­шую мать, и невинное приглашение провести небольшой отпуск в деревне по факту оказалось повесткой в суд.

Бергман упаковывает в оболочку социальной драмы драму психологическую: конфликт матери и дочери становится спусковым механизмом — один за дру­гим обнажаются застарелые внутренние противоречия, недовольство собой и отчаянные попытки переложить ответственность за свою жизнь на другого. 36-минутная кульминация, когда мать и дочь играют в психологический пинг-понг, бросая друг другу (а по факту самим себе) страшные обвинения и запо­здало оправдываясь, — одна из самых сильных сцен в мировом кино. И хотя на первый взгляд в ней нет ничего особенного — две женщины просто сидят за столом и разговаривают, — оторваться невозможно. В этом фильме особенно заметно удивительное мастерство Бергмана, еще и выдающегося театрального режиссера, насытить кадр не внешним, а внутренним действием — намного более мощным, чем погони, взрывы и катастрофы.

Этого эффекта он достигает с помощью двух актрис — Лив Ульман, одной из своих любимых исполнительниц, и Ингрид Бергман, однофамилицы режис­сера, легенды американского кино, снимавшейся в «Касабланке» Майкла Кёртица, «Газовом свете» Джорджа Кьюкора, «Дурной славе» Альфреда Хич­кока. Как и должно быть в драме, обе стороны в чем-то правы и в чем-то вино­ваты. При каждом следующем просмотре зритель замечает новые свидетель­ства этой вины и этой правоты, ранее не замеченные нюансы психологической дуэли. Фильм словно сканирует повзрослевшего, изме­нившегося тебя и побуж­дает к переоценке собственной жизни.

Наследие

Бюст Бергмана на Аллее знаменитостей в Кельце , Польша

В 1996 году Entertainment Weekly поставил Бергмана на 8-е место в своем списке «50 величайших режиссеров». В 2002 году Бергман был указан под номером девять на Британского киноинститута «s Sight & Sound список десяти лучших режиссеров современности.
Журнал MovieMaker поместил Бергмана на 13-е место в списке 25 самых влиятельных режиссеров всех времен за 2002 год . В 2005 году Бергман занял 36-е место в списке «40 величайших режиссеров всех времен» журнала Empire . В 2007 году журнал Total Film поставил Бергмана на 7-е место в своем списке «100 величайших режиссеров всех времен» . В 2017 году журнал New York оценил Бергмана под номером 55 в своем списке 100 лучших сценаристов всех времен .

Работа Бергмана была отправной точкой и источником вдохновения для режиссера Вуди Аллена . Он описал Бергмана как «возможно, величайшего кинохудожника, учитывая все обстоятельства, с момента изобретения киноаппарата». Фильмы Бергмана упоминаются и хвалятся в Энни Холл и других фильмах Аллена. Аллен также восхищался давним режиссером Бергмана по фотографии Свеном Нюквистом и пригласил его вернуться в качестве своего DP по преступлениям и проступкам .

Терренс Рафферти из New York Times писал, что на протяжении 1960-х годов, когда Бергман «считался последним словом в кинематографической глубине, каждый его тик тщательно изучался, анализировался и развивался в остроумных аргументах об идентичности, природе фильма, судьба художника в современном мире и так далее ».

Датский режиссер Томас Винтерберг назвал Бергмана одним из его главных источников влияния: «Бергман всегда в моей голове. Он — часть моего воспитания, и мне посчастливилось встретиться с ним и получить от него совет».

Сценарист и режиссер Ричард Айоаде считает Бергмана одним из своих вдохновителей. В 2017 году Британский институт кино (BFI) провел сезон Ингмара Бергмана, и Айоаде сказал в интервью Guardian, что он видел в нем все, «что было одним из лучших двух месяцев за всю историю». Программа BFI включала обсуждение с Айоаде фильма Бергмана 1966 года « Персона» перед показом.

После смерти Бергмана большой архив записей был передан в дар Шведскому институту кино . Среди заметок — несколько неопубликованных и незаконченных сценариев как для сцены, так и для фильмов, а также еще много идей для работ, находящихся на разных стадиях разработки. Никогда не исполнявшаяся пьеса называется Kärlek utan älskare («Любовь без любовников») и имеет пометку «Полная катастрофа!». написано на конверте; пьеса о пропавшем режиссере и редакторе, который пытается завершить работу, которую он оставил незаконченной. Среди других отмененных проектов — сценарий порнографического фильма, от которого Бергман отказался, так как он считал его недостаточно живым, пьесу о каннибале, несколько незаметных сцен внутри утробы, фильм о жизни Иисуса, фильм о Веселых. Вдова и пьеса под названием « Från sperm till spöke» («От спермы до привидения»). Шведский режиссер Маркус Линдин просмотрел материал и, вдохновленный Карлеком утаном Эльскаре, взял образцы из многих работ и превратил их в пьесу под названием Arkivet för orealiserbara drömmar och Visioner («Архив несбыточных мечтаний и видений»). Премьера спектакля Линдина состоялась 28 мая 2012 года в Стокгольмском городском театре .

Личная жизнь

Браки и дети

Могила Бергмана и его последней жены Ингрид

Бергман был женат пять раз:

  • 25 марта 1943 — 1945, Эльзе Фишер

    Лена Бергман, актриса, 1943 г.р.

    (1 марта 1918 — 3 марта 2006), хореографу и танцовщице (в разводе). Потомство:

  • 22 июля 1945 — 1950, Эллен Лундстрем (23 апреля 1919 — 6 марта 2007), хореографу и кинорежиссеру (в разводе). Дети:
    • Ева Бергман , кинорежиссер, 1945 г.р.
    • Ян Бергман, кинорежиссер (1946–2000)
    • близнецы Матс и Анна Бергман , актеры и режиссеры, 1948 года рождения.
  • 1951–1959 гг. — Гун Груту (1916–1971), журналисту (в разводе). Потомство:
  • 1959 — 1969, Кеби Ларетей (14 июля 1922 — 31 октября 2014), пианистка

    Даниэль Бергман , кинорежиссер, 1962 г.р.

    (в разводе). Потомство:

  • 11 ноября 1971 — 20 мая 1995, Ингрид фон Розен

    Мария фон Розен, писатель, 1959 года рождения.

    (девичья фамилия Карлебо). Потомство:

Первые четыре брака закончились разводом, а последний распался, когда его жена Ингрид умерла от рака желудка в 1995 году в возрасте 65 лет. Помимо браков, у Бергмана были романтические отношения с актрисами Харриет Андерссон (1952–1955), Биби Андерссон (1955–1955). 1959) и Лив Ульманн (1965–1970). Он был отцом писателя Линн Ульманн с Ульманном. Всего у Бергмана было девять детей, один из которых умер раньше него. В конце концов Бергман женился на всех матерях своих детей, за исключением Лив Ульманн. Его дочь от последней жены Ингрид фон Розен родилась за двенадцать лет до их брака. На протяжении всей своей жизни у него были десятки любовниц, и он оправдывал свои дела перед разными женами, говоря им: «У меня так много жизней».

Хотя Бергман однажды назвал себя человеком, потерявшим веру в загробную жизнь, Макс фон Сюдов заявил в интервью, что у него было много дискуссий с ним о религии, и указал, что вера Бергмана в загробную жизнь была восстановлена.

Детство и юность

Родился будущий мэтр авторского кино летом 1918 года в старинном шведском городе Упсала в 70 км от Стокгольма. Вырос в семье лютеранского пастора и медицинской сестры. Дети – Даг, Ингмар и дочь Маргарета — воспитывались в строгости и подвергались телесным наказаниям.

Ингмар Бергман и его сестра Маргарита

Интерес к кинематографу и театральному искусству у Ингмара проявился в 9 лет. На Рождество старший брат получил в подарок кинопроектор с керосиновой лампой. «Волшебный фонарь», как называли изобретение, вызвал у юного Бергмана острый интерес. Мальчик так мечтал его заполучить, что предложил Дагу обмен: дорогую сердцу коллекцию оловянных солдатиков.

Эксперименты с «волшебным фонарем» положили начало творческой биографии будущего режиссера. На смытой пленке дядя помогал мальчику рисовать фигурки, которые Ингмар с помощью бокс-камеры проецировал на поверхность. Так появились первые фильмы великого Бергмана – мультипликационные.

Ингмар Бергман на школьном выпускном

В 12 лет подросток впервые прикоснулся к магии настоящего театра: на подмостках ставили пьесу знаменитого соотечественника – Августа Стриндберга. Мальчику позволили находиться во время спектакля за сценой, и он, затаив дыхание, наблюдал за актерами, игравшими в «Игре снов».

Единственным развлечением и занятием Ингмара Бергмана с тех пор стали опыты с проектором и самодельным театром. Парень экспериментировал с освещением, декорациями, придумывал новые постановки и варианты театров. В 16 лет Бергман на полтора месяца отправился в Германию по программе обмена. Ингмар познакомился с ровесником – членом Гитлерюгенда – и увлекся идеями НСДАП.

Ингмар Бергман в молодости

В 1937-м 19-летний швед стал студентом колледжа в Стокгольме. Но основным предметам – литературе и истории искусства – Ингмар посвящал минимум времени: он пропадал в молодежном театре, игра в котором стала главным увлечением. Домашние скандалы из-за пропусков занятий в колледже стали причиной ухода Ингмара из родительского дома.

Вскоре Бергман окончательно оставил учебу, устроился театральным реквизитором и отправился в турне. Спектакль оказался провальным, театр прекратил существование и реквизитор оказался не у дел. Вскоре Ингмар Бергман, оставшийся без копейки денег, устроился в оперном театре: нашлось место ассистента режиссера. В свободное от работы время он написал первые пьесы.

«Осенняя соната»

Какие еще шедевры содержит фильмография Бергмана, лучшие фильмы которого рассматриваются в этой статье? «Осенняя соната» — картина, которой сам маэстро остался крайне недоволен. Это связано в первую очередь с тем, что режиссеру не пришлось по душе сотрудничество со своей однофамилицей Ингрид Бергман. Актриса постоянно требовала переписать сценарий, высмеивала многозначительные диалоги. Однако критики объявили фильм «Осенняя соната» чуть ли не главным шедевром знаменитого шведа.

История начинается с того, что известная пианистка Шарлотта решает навестить свою дочь Еву. Мать и дочь не встречались уже много лет, отношения между ними весьма натянутые. Ева – женщина, которой не везет в личной жизни. Она с трудом выносит своего супруга, оплакивает сына, умершего в четырехлетнем возрасте. Усугубляет ситуацию необходимость заботиться о младшей сестре-инвалиде.

Ни к чему хорошему воссоединение родных людей не приводит. Мать и дочь вспоминают старые обиды, начинают выяснять отношения. Начинаются поиски виновного, которые лишены всякого смысла.

Театр и фильмы

Вернувшись после учебы в Норвегию, Ульман начала играть в провинциальных театрах. В 1957 году девушка дебютировала в кино в фильме «Дураки в горах», поставленном первой норвежской дамой-режиссером Эдит Карлмар. Лив в картине, и сейчас остающейся одной из самых популярных кинокомедий в стране викингов, досталась эпизодическая роль безымянной постоялицы отеля. Начинающая актриса не была указана в титрах.

В 1962 году Ульман создала образ Кари в норвежской драме «Тони», участвовавшей в Берлинском кинофестивале. Одновременно Лив прогрессировала как театральная актриса и вскоре стала одной из самых успешных исполнительниц роли Норы в «Кукольном доме» Генрика Ибсена.

Всемирная слава обрушилась на рослую для своего поколения норвежку (рост Ульман 170 см) после знакомства и начала сотрудничества с Ингмаром Бергманом. Режиссер утвердил Лив на главную роль в картине «Персона» без проб, едва повстречал ее гулявшей по Стокгольму в компании шведской артистки Биби Андерсон. По сюжету героиня Ульман — актриса, замолчавшая в середине спектакля и впавшая в странный ступор. По совету доктора женщина едет отдохнуть на взморье, где ее пытается разговорить сиделка с короткой стрижкой в исполнении Андерсон.

Биби Андерсон и Лив Ульман в фильме «Персона»

В интервью 2015 года Лив сказала, что, снимаясь в «Персоне», не понимала героиню. Осознала желание замолчать навсегда Ульман, лишь достигнув 40-летнего возраста. В дальнейшем актриса снялась еще в ряде фильмов Бергмана, в том числе в его лебединой песне — ленте «Сарабанда».

Первой нескандинавской картиной Ульман стал франко-итало-бельгийский криминальный триллер режиссера Теренса Янга «Холодный пот», в котором норвежка сыграла жену центрального персонажа Джо Мартена. Криминальное прошлое героя напоминает о себе внезапным вмешательством в мирную семейную жизнь. В 1977 году Ульман снялась в составе блистательного актерского ансамбля, в который входили Дерк Богард и Шон Коннери, Энтони Хопкинс и Лоуренс Оливье, в военной драме Ричарда Аттенборо «Мост слишком далеко».

Среди лент, от участия в которых норвежская актриса отказалась, — «Фанни и Александр» Бергмана, «Бритва» Брайана Де Пальмы, «Двенадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга и сериал «Секс в большом городе». С 1982 года Лив выступает в качестве режиссера. Два из поставленных Ульман фильмов — «Частные исповеди» и «Неверная» — основаны на произведениях Ингмара Бергмана.

«Седьмая печать» (1957)

Конечность бытия

Кадр из фильма «Седьмая печать»

Человеческая жизнь конечна, и пока никто из ученых не изобрел средство для бессмертия. Осознание конца – сильнейший источник тревоги, но в тоже время и мотивация к полноценной жизни. В одном из интервью Ингмар Бергман говорил, что снял фильм «Седьмая печать» (1957), чтобы справиться с собственным страхом смерти. В фильме рыцарь Антониус Блок с оруженосцем Йонсом возвращаются из десятилетнего крестового похода. По пути они встречают Смерть, и та предлагает рыцарю партию в шахматы. Если выиграет Смерть, она заберет рыцаря и всех рядом с ним, если проиграет – оставит его жить. Антониус и Йонс идут по стране, и Смерть идет за ними по пятам. Вокруг них чума, вражда и насилие. Они постоянно возвращаются к не доигранной партии. В итоге выигрывает Смерть, но Блок обманом отвлекает ее, чтобы спасти семью бродячих актеров с маленьким ребенком. В финале рыцарь со спутниками добираются до родных краев, и Блок встречается с женой. Наутро их всех забирает Смерть.

Со смертью невозможно до конца примириться. Между ее символическим пониманием и реальным всегда будет пропасть, поэтому смерть непостижима. Люди, пережившие смертельную угрозу, часто отмечают, что она изменила их отношение к жизни, сделав ее насыщеннее и интенсивнее. Конечность бытия придает ему вкус. Если впереди бесконечная жизнь – нечего ценить, а люди часто живут, отодвигая мысль о конце. Они ведут себя так, будто у них впереди вечность, и это ловушка, которая мешает жить и наслаждаться каждым днем. В этом смысле нам всем грозит смерть, и сопереживание рыцарю действует как сеанс психотерапии. Вместе с рыцарем мы оказываемся лицом к лицу со смертью. Невозможно обыграть смерть, но можно жить в ее присутствии и на время перехитрить ее, как это сделал Блок. Жизнь – длинная партия со смертью. Пока мы играем – мы живы, и за «партию» можно прожить продуктивную и насыщенную жизнь.

Просмотр фильмов в поисках ответов на собственные «психологические» вопросы напоминает практику упражнений буддистских монахов, когда неожиданные и парадоксальные вопросы ведут к просветлению. Для интеллектуального зрителя фильмы Ингмара Бергмана будут интересны с точки зрения их влияния на последующих авторов. Например, можно проследить прямые параллели между Седьмой печатью» Бергмана и сказкой Барда Бидля о трех братьях из книги «Гарри Поттер и Дары Смерти», да и cама история Гарри Поттера во многом повторяет путь Антониуса Блока. Возможно, секрет успеха знаковых фильмов и книг кроется в их способности помогать справляться с экзистенциальной тревогой: люди любят видеть на экране себя, и вместе с героями преодолевать кризисы собственной жизни.

«Сцены из супружеской жизни»

1973

Внушительный (четыре с половиной часа в телевизионной – и лучшей – версии) бенефис Лив Ульман и Эрланда Юзефсона – минималистичное, до предела многословное, до ничтожного бытовое и абсолютно великое кино об одной несчастливой супружеской паре. Как ни один другой фильм Бергмана, выдающий в нем режиссера театрального, «Сцены» работают на износ (из-за медленного темпа и аскетичности кадра) и на боль (уж слишком силен в своей простоте сюжет о супружеской драме, летящей на всех парах к разводу). Бытует стереотип о Бергмане как о режиссере великом, но скучном. Многие его фильмы покороче («Сквозь тусклое стекло», «Шепоты и крики») его, может быть, и подтверждают, но вот от «Сцен», несмотря на их марафонский хронометраж, оторваться не получится, как ни пытайтесь.

Лучшие фильмы с Ингрид Бергман в главной роли

Первый фильм, в котором Ингрид Бергман стала ведущей актрисой — Интермеццо 1936 года. Всего актриса играла более чем в 32 фильмах в главной роли. Средний их рейтинг: 7/10. Ее лучшие работы:

Касабланка (1942)

 8.5

Военный, Мелодрама, Драма
США

102 мин.

Рик Блейн является владельцем бара в Касабланке – городе, находящемся в оккупации. Многие люди, не имеющие возможности выехать из этого города, пытаются добыть нелегальные проездные документы и сбежать в США. Рик Блейн не интересуется политикой, однако однажды к нему в руки попадают такие документы, которые привозит ему преступник Угарте.
В это время Рик встречает Ильзу – свою бывшую любовь, которая разбила ему сердце. Теперь она замужем за лидером антифашистского движения Виктором Ласло, но у …

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Ilsa Лунд

актриса

Осенняя соната (1978)

 8.2

Autumn Sonata
Музыкальный, Драма
Западная Германия, Швеция, Великобритания

99 мин.

Эва приглашает в гости свою маму Шарлотту, с которой не виделась вот уже семь лет. Дочь и мать очень разные: Эва – типичная домохозяйка, для которой семья всегда будет на первом плане, а Шарлотта – талантливая и своенравная пианистка, которая успела повидать в жизни всё.
Обе женщины по-своему несчастны: за долгие годы брака Эва так и не сумела по-настоящему полюбить своего мужа, а Шарлотта уже успела похоронить нескольких супругов. Отношения двух женщин кардинально меняются, когда Эва забирает …

 Фильм

Главная роль

Шарлотта Андергаст

Персонаж:
Успешная, известная на весь мир стареющая пианистка, все еще красивая и утонченная, очень талантливая, артистичная, самолюбивая, эгоистичная и опустошенная, пережившая нескольких мужей и не любящая своих детей, но принявшая приглашение старшей дочери и согласившаяся навестить ее после долгой разлуки.

Интересные факты:

Впервые выдающаяся шведская актриса снялась в фильме своего легендарного соотечественника и однофамильца Ингмара Бергмана.

актриса

Награды Оскар: номинаций 1   Золотой глобус: номинаций 1   Всего: побед 4, номинаций 3

Дурная слава (1946)

 8.0

Триллер, Мелодрама, Фильм-нуар, Драма
США

102 мин.

Алисия – дочь Иогана Губермана, осужденного на двадцать лет тюрьмы за измену родине. Однажды девушка знакомится на вечеринке с агентом ФБР Дэвлином, получившим от руководства задание раскрыть шпионский заговор в Рио-де-Жанейро.
Дэвлин и Алисия начинают работать вместе, и очень скоро между ними вспыхивает бурный роман. Девушка проявляет себя, как умелый шпион и получает задание втереться в доверие нацистского агента Александра, чтобы узнать о секретных планах немецкой …

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Алисия Хубермен

актриса

Награды Всего: побед 1

Завороженный (1945)

 7.5

Триллер, Мелодрама, Детектив, Фильм-нуар
США

111 мин.

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Доктор Констанс Петерсен

актриса

Награды Всего: побед 1

«Осенняя соната»

1978

Последняя и лучшая роль в кино страдавшей от рака Ингрид Бергман (единственный раз сыгравшей у своего однофамильца). Знаменитая пианистка приезжает в скандинавское захолустье к своей дочери (Ульман), которую она не видела огромное количество лет и которую, кажется, презирает. Набивший в семидесятых руку на психологических семейных драмах вроде «Шепотов и криков» и «Лицом к лицу», Бергман под конец своей карьеры создал, возможно, главный свой шедевр, наконец-то избежав абстракций, – полтора часа тех самых шепотов и криков, музыки и тишины, концентрированной ненависти и нечеловеческой силы всепрощения. В некотором роде «Осенняя соната» – вообще кульминация всех фильмов Бергмана: помимо психологизма и тончайшего бытового драматизма в ней есть и лучшие образцы его специфического юмора, и проведенный тонкой красной линией конфликт традиционных ценностей с ценностями современными, и вечные размышления на темы супружеской жизни, женского родства и старения. Сам режиссер этот фильм считал неудачным, определяя его как каталог собственных штампов, – не в последнюю очередь это связано с тем, что однофамильцы не сработались на съемочной площадке: известно, что Ингрид Бергман высмеивала слишком многозначительные диалоги и переписывала целые сцены, что страшно задевало режиссера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector