Фильм «баллада о солдате»: актеры и судьба

Прием

«Баллада о солдате» вышла 1 декабря 1959 года в Советском Союзе, и на ее показах было продано 30,1 миллиона билетов.

Фильм был выпущен в США в 1960 году в рамках советско-американского обмена фильмами во время « холодной войны» . Другие фильмы, показанные в США в рамках этого культурного обмена, включали «Летят журавли» (1957) и « Судьба человека» (1959).

Фильм получил высокую оценку как за техническое мастерство, так и за сильный, но тонкий сюжет. С точки зрения серьезности и беззастенчивой юности главного героя, фильм был признан классикой советских и американских критиков. Рецензент New York Times Босли Кроутер приветствовал способность Чукрая заставить фильм «течь так стремительно, поэтично, что трагедия этого фильма скрывается за нежной лирикой». Он также отметил «два великолепных выступления» Ивашова и Прохоренко.

В 1961 году фильм получил Ленинскую премию , как и его режиссер и продюсер.

Антонина Максимова в роли Катерины (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Роль матери Алексея Кольцова – Катерины – досталась заслуженной артистке РСФСР Антонине Максимовой. Катерина, несмотря на то что её сыну дали недельный отпуск, смогла встретиться с ним всего на несколько минут, и он тут же ушёл на фронт. Впоследствии женщина ждала, когда Лёша вернется наконец домой, но он так и не пришёл обратно с войны.

Антонина Максимова начала сниматься в кино ещё в 1934 году. Это был фильм «Петербургская ночь», в котором молодая артистка получила эпизодическую роль студентки. Через два года Максимова получила свою первую главную роль: Григорий Рошаль доверил ей образ парижской революционерки Катрины Миляр в фильме «Зори Парижа». Затем была роль командира звена гидросамолётов в приключенческом фильме «Моряки». В 41-м началась Великая Отечественная война, и Антонина Максимова отправилась на фронт в качестве радистки. Последние военные годы она служила в военном театре при вооруженных силах Советского Союза. А после окончания военных действий Максимова вернулась на экраны нескоро, и уже больше не получала главных ролей в фильмах.

Награды и признание

  • 1960 — участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, а также специальный приз жюри.
  • 1960 — два приза «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско: за лучший фильм и за лучшую режиссуру (Григорий Чухрай).
  • 1960 — премия «Давид ди Донателло» за режиссуру (Григорий Чухрай).
  • 1961 — премия BAFTA за лучший фильм, а также номинация на премию лучшему иностранному актёру (Владимир Ивашов).
  • 1961 — премия «Бодил» за лучший европейский фильм (Григорий Чухрай).
  • 1961 — Ленинская премия (Валентин Ежов, Григорий Чухрай).
  • 1962 — номинация на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий (Валентин Ежов, Григорий Чухрай).
  • Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества» в Каннах.

Краткий сюжет

В фильме «Баллада о солдате» актёры переносят нас в 1942 г., в самый разгар Великой Отечественной войны. Совсем ещё молодой Алексей Скворцов храбро ведёт себя на поле боя: лично уничтожает два танка неприятеля, за что командование планирует наградить его орденом. Однако в ответ Лёша делает совсем другое предложение: повременить пока с наградой, но дать ему отпуск на неделю.

Командование разрешило Скворцову отлучиться всего на шесть дней. Он поспешил к матери, но по дороге Алексею приходилось часто задерживаться: то передаст родным весточку от одного солдата, то от другого, то занесёт передачу, то просто поможет кому-нибудь.

В одном из селений Скворцов встречает девушку Шуру и влюбляется в неё так, как не влюблялся ещё никогда в жизни. В конечном итоге на встречу с матерью у молодого солдата остаётся от силы несколько минут. После он уходит обратно на фронт. Но сколько бы Катерина (так звали маму главного героя) не смотрела вдаль, её сын так и не вернулся домой.

Это невероятно, но после премьеры картина Григория Чухрая получила 101 зарубежную премию: приз жюри в Каннах, престижную премию BAFTA, итальянскую награду «Давид ди Донателло» и многие другие, включая номинацию на «Оскар».

Фильмы

Во время учебы во ВГИКе Владимир Ивашов снялся еще в нескольких картинах. Популярной стала комедия 1962 года «Семь нянек» режиссера Ролана Быкова, в которой артист сыграл Виктора.

Интересно, что в одном из эпизодов герой Семена Морозова, имея в виду Виктора, говорит: «Да он все ждет эту Жанну – артистку Жанну Прохоренко». Фраза была отсылкой к персонажу Ивашова из «Баллады о солдате».

Окончив ВГИК, Владимир Сергеевич поступил на службу в Московский государственный театр киноактера, в котором проработал до 1991 года.

Владимир Ивашов в роли Печорина в фильме «Герой нашего времени»

В 1965 году режиссер Станислав Ростоцкий пригласил Ивашова на роль Григория Печорина в картину «Герой нашего времени». Артист сыграл вместе с Алексеем Черновым, Николаем Бурляевым, Софьей Пилявской и другими актерами. Печорин в исполнении Владимира Сергеевича – яркая, надломленная жизнью личность. Сыгранный десятками артистов герой Михаила Лермонтова ассоциировался у советского зрителя именно с образом, созданным Ивашовым.

В 1968 году на экраны вышел фильм «Приключения неуловимых» с участием артиста. Ивашов сыграл поручика Перова и исполнил вокальные партии. Приключенческая киноповесть Эдмонда Кеосаяна имела оглушительный успех у советских зрителей. Фильм посмотрели 66 миллионов человек. В 1970 году исполнитель снялся в продолжении картины – ленте «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».

Владимир Ивашов — «Русское поле»

В 1972 году вышла экранизация военной драмы Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Режиссер картины с одноименным названием – Станислав Ростоцкий. История девушек, погибших при попытке задержать отряд немецких разведчиков, не оставила равнодушными зрителей. Владимир Ивашов сыграл в фильме «А зори здесь тихие…» ученого, остановившегося на далекой таежной заимке в гостях у семьи героини фильма, Лизы Бричкиной.

В большинстве картин, в которых сыграл Владимир Сергеевич, режиссеры эксплуатировали яркую внешность и популярность актера. Несмотря на большое количество ролей, Ивашов не реализовал полностью свой талант характерного артиста.

Не реализовался он полностью и в театре – за долгие годы работы актер сыграл всего несколько серьезных ролей.

Владимир Ивашов в последние годы

В 1974 году Владимир Ивашов сыграл главную роль партизана Александра Короля в военном фильме режиссера Виталия Четверикова «Пламя». Картина снята по мотивам реальных событий, происходивших на территории оккупированной Беларуси в 1944 году.

В том же году артист сыграл еще в одной военной ленте – пронзительной драме советских и польских авторов «Помни имя свое». В основу фильма легла реальная история семьи Муравьевых – матери и сына, которые были разлучены, став узниками Освенцима.

Последняя роль в фильмографии Владимира Ивашова пришлась на 1993 год. Это была картина Владимира Лаптева «Сыскное бюро «Феликс»». На съемочной площадке вместе с артистом работали Евгений Леонов, Наталья Крачковская, Игорь Дмитриев, Александра Захарова. В жизни Евгения Леонова лента тоже стала последней. Для артистов пришло тяжелое время 90-х. Владимир Ивашов так сказал о своем нежелании сниматься в фильмах: «Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все, что осталось в человеке доброго, радостного, святого».

участок

Фермерская женщина средних лет идет по своей деревне и смотрит на проселочную дорогу. Голос за кадром показывает, что ее сын был убит на войне и похоронен в чужой стране.

На Восточном фронте девятнадцатилетний рядовой Алеша Скворцов (Владимир Ивашов) в одиночку уничтожает два атакующих немецких танка, скорее из самосохранения, чем из храбрости. Его командующий хочет вручить ему награду, но вместо этого Алеша просит разрешения повидаться с матерью и починить протекающую крышу их дома. Ему дается шесть дней.

Во время своего путешествия он видит опустошение, которое война нанесла стране, и встречается с разными людьми. Когда джип, на котором едет Алеша, застревает в грязи, рядовой Павлов помогает его вытолкнуть. Пока Алеша будет проезжать по родному городу, Павлов уговаривает его сделать подарок жене Павлова. Сержант Павлова неохотно разделяет с двумя кусками мыла весь запас для своего взвода.

На вокзале Алеша услужливо несет чемодан Васи, уволенного солдата из-за потери ноги. Вася не хочет идти домой, так как будет обузой для жены, а их отношения уже были испорчены. Однако он передумал, и любящая женщина приветствует его с распростертыми объятиями.

Когда Алеша пытается сесть в товарный вагон армейского поезда снабжения, его останавливает часовой Гаврилкин. Однако взятка в виде банки с говядиной ослабляет страх Гаврилкина перед своим лейтенантом, «зверем». Шура ( Жанна Прохоренко ) позже тоже пробирается на борт, но, увидев его, пугается и пытается спрыгнуть с мчащегося поезда. Алеша не дает ей рисковать жизнью. Она говорит ему, что собирается навестить своего жениха, пилота, который лечится в больнице. С течением времени она перестает бояться его и перестает доверять ему. Гаврилкин замечает гражданского безбилетника, заставляя Алешу подкупить его заново. Когда лейтенант обнаруживает посторонних пассажиров, он позволяет им остаться на борту и даже заставляет Гаврилкина вернуть взятку.

На одной остановке Алеша выходит за водой, но поезд уходит без него. В отчаянии его подвозит к следующей станции старуха-водитель грузовика. Он опоздал; поезд уже отправился. Однако Шура слез и ждет его. Затем пара идет к жене Павлова. Они обнаруживают, что она живет с другим мужчиной, и уходят. Алеша возвращается, забирает подаренное ей мыло и отдает его отцу-инвалиду Павлова.

Когда они наконец расстаются, Шура признается, что солгала; жениха не было, только тётя. Алеша слишком поздно понимает, после того, как его поезд уходит, что, когда Шура сказал, что у нее никого нет, она говорила ему, что любит его. Его поезд останавливают взорванный мост и поджигают немецкие бомбардировщики. Когда время истекает, Алеша переправляется через реку и уговаривает другого водителя грузовика отвезти его в его сельское село Сосновка. Он может увидеть свою мать всего на несколько минут, прежде чем вернуться в свою часть. Его мать клянется дождаться его. Закадровый голос говорит нам, что, хотя он мог бы далеко уйти в жизни, если бы он был жив, его всегда будут помнить просто как русского солдата.

Съёмки

  • Первоначально на главные роли были утверждены Олег Стриженов и Лилия Алёшникова, но они были заменены по настоянию Григория Чухрая.
  • В первый день съёмок (сцена отъезда с фронта) Григорий Чухрай повредил ногу, при их возобновлении — заболел брюшным тифом.
  • Из-за съёмок в фильме Жанне Прохоренко пришлось перейти из школы-студии МХАТ во ВГИК.
  • Часть съёмочной группы ушла из-за разногласий с замыслом режиссёра.
  • В фильме участвовали актёры, которые впоследствии в разные годы были удостоены звания народный артист СССР — Николай Крючков, Евгений Евстигнеев, Всеволод Санаев, Любовь Соколова. Также целый ряд актёров стали народными артистами РСФСР, включая Владимира Ивашова, Жанну Прохоренко, Георгия Юматова, Владимира Кашпура, Нину Меньшикову.

Владимир Ивашов (1939 — 1995)

Фильм «Баллада о солдате»: актер Владимир Ивашов в роли Алеши Скворцова — тогда и сейчас

Главную роль в фильме “Баллада о солдате” Владимир Ивашов сыграл, еще будучи студентом ВГИКа, да так сыграл, что его навыкам восхитились даже зарубежом. Американские кинокритики писали в журналах, что таланту этого 19-летнего юнца могли бы позавидовать даже голливудские преподаватели. Актер был номинирован на премию BAFTA за роль Леши Скворцова.

После проекта ему досталось еще немало заметных ролей, в том числе в картинах “Железный поток”, “Семнадцать мгновений весны”, “Бриллианты для диктатуры пролетариата” и других. На протяжении всей жизни Владимир был женат на Светлане Светличной. У них родились двое детей: Алексей и Олег. Последний скончался в молодом возрасте. Сам Ивашов умер в 1995-м от язвы желудка.

Исторические неточности

Когда фильм был подготовлен к показу, то на студии к проекту возникли вопросы, касающиеся отдельных эпизодов. Кадры о советской жене, не дождавшейся солдата с фронта, посчитали неправильными и требовали вырезать. Возмутила и сцена, где в подарок отдается мыло. Руководство увидело в этом намек на нечистоплотность бойцов.

Возмутила чиновников и историческая недостоверность, которую Чухрай допустил умышленно. Сюжет переносит зрителя в 1942-й, а у героя на плечах погоны, появившиеся вместо петлиц позже. По замыслу постановщика, неточность была рассчитана на зарубежный прокат, чтобы зрители узнали солдата-освободителя по форме, которую видно в кадре.

Еще одной неточностью оказался отпуск Алеши, который в 42-м не давали. Между тем без этой детали не состоялся бы фильм. В результате картину выпускают с ограничениями к просмотру в больших городах и столицах, а режиссер попадает в опалу.

В ситуацию вмешался зять Хрущева Алексей Аджубей, который заинтересовался проектом, получившим хорошие отзывы в глубинке. Он смотрит кинокартину сам и показывает тестю, и фильм отправляют в Канны.

За рубежом проект приняли благосклонно, признав за ним лидерство по итогам 1960–1961 годов, фильм заслужил более 100 кинонаград и попал в номинацию на премию «Оскар».

Сценарий

Сопротивление чиновников Чухрай и сценарист Валентин Ежов встретили еще на этапе подготовки. Фронтовики приступили к работе с желанием передать историю сверстника, не вернувшегося домой, «без громких фраз, просто, грустно и честно».

Ежов и Чухрай, знавшие о тяготах войны, быстро оказались на одной волне. Над сюжетной линией работали сообща, разделив кинокартину на эпизоды, а затем описывая понравившийся отрывок. Готовые тексты отдавали друг другу на правку.

Изначально сюжет оказался посвящен работникам тыла, женщинам и детям. По сюжету Шура должна была погибнуть в бомбежке, но в Главке идея не понравилась.

Тогда Ежов оставил героиню в живых и убрал кадры нелегкого труда в тылу. Сценарий вновь вернули на доработку и потребовали согласование с режиссером. Не одобрил идею и Михаил Ромм, однако Чухрай убедил наставника, что еще поработает и все получится.

Кадры из фильма

К слову, и постановщику казалось, что не хватает начального эпизода. Идея пришла ночью, когда в памяти всплыл факт, как один солдат подбил два танка, а затем признался, что совершил подвиг от испуга.

Однако и в дополненном виде сценарий в Главке не понравился. Чухрая стали отговаривать, называя фильм «мелкотемьем», но постановщик стал настаивать на своем, и картину взяли в производство.

Позже Чухрай признается, что ему оказалось важно показать обычных людей, таких как Алеша Скворцов. «Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял постановщик

«Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял постановщик.

В ролях

  • Владимир Ивашов — Алёша Скворцов
  • Жанна Прохоренко — Шура
  • Антонина Максимова — Катерина, мать Алёши
  • Николай Крючков — генерал
  • Евгений Урбанский — Вася, фронтовик-инвалид
  • Мария Кремнёва — жена Павлова

В эпизодах

  • Эльза Леждей — Лиза, жена фронтовика-инвалида
  • Валентина Телегина — пожилая женщина-шофёр
  • Валентина Маркова — Зоя, соседка Скворцовых
  • Евгений Тетерин — лейтенант, начальник эшелона
  • Владимир Покровский — Василий Егорович Павлов, отец Павлова
  • Георгий Юматов — солдат с передовой
  • Геннадий Юхтин — Сергей Васильевич Павлов, солдат
  • Александр Кузнецов — Гаврилкин, часовой
  • Евгений Евстигнеев — водитель грузовика
  • Валентин Брылеев — солдат (в титрах — Б. Брылеев)
  • Лев Борисов — солдат в поезде
  • Леонид Чубаров — старшина Мосько
  • Владимир Кашпур — солдат, попутчик Алёши
  • Валентин Абрамов — солдат-балагур
  • Михаил Дадыко — попутчик Алёши (в титрах — Н. Дадыко)
  • Семён Свашенко — старик-украинец в поезде

Травма и озарение

Съемки сразу же застопорились, и работа приостановилась на 4 месяца, что также можно отнести к интересным фактам о фильме «Баллада о солдате». Во время создания эпизода, где Алеша едет с фронта, постановщик падает с капота автомобиля, на котором руководил игрой актеров, и оказывается в больнице с переломанными ребрами и костями ног.

За время лечения к Чухраю пришло озарение, что актеров стоит поменять, поскольку выглядят они не по возрасту. Восстановившись после травмы, режиссер отправляется с просьбой заменить исполнителей, что вызывает скандал. Договорились на том, что если утвержденные артисты откажутся от ролей, то возможна замена.

Олег Стриженов, утвержденный на роль Алеши, быстро согласился с доводами постановщика о том, что он выглядит года на 23, а по сюжету герою 17 лет. Чухрай верно подобрал слова и аргументировал свою позицию тем, что в 17 лет проситься к маме починять крышу – выглядит убедительно, а из уст мужчины аналогичная формулировка в 23 года звучит уже иначе.

Поиск дебютанта на главную роль затянулся. Чухрай в отчаянии хочет оставить затею с фильмом, поскольку кандидаты оказались далеки от идеала, нарисованного в планах. Коллеги по цеху стали возмущаться поведением Чухрая и отсутствием динамики в съемках. В результате выбор пал на студента 2-го курса Владимира Ивашова.

Оставалось выбрать актрису на роль Шурки. Лилия Алешина, утвержденная ранее, изначально оценила выбор нового партнера. Но затем Чухрай отметил, что в вагоне Ивашов и Алешина будут выглядеть как мать с сыном. Это убедило исполнительницу также отказаться от роли.

Первокурсницу Жанну Прохоренко постановщик разглядел в пробах на массовку. Ему требовалось «лицо из народа», а у студентки Школы-студии МХАТ как раз оказалась такая внешность. Чтобы подчеркнуть индивидуальность, героине даже оставили длинные волосы, сплетенные в косу, хотя изначально планировалось сделать актрисе стрижку в духе 40-х годов.

Однако после начала съемок «детский сад» Чухрая не вписывался в ведомственную эстетику советского кинематографа. И во время съемочного процесса оператор картины Эра Савельева инициировала собрание и поставила вопрос о том, что концепция фильма непонятна: Шурка не совершает героический поступок, а любовь между молодыми людьми вспыхивает просто так.

Чухраю пришлось отстаивать эпизоды, еще раз аргументировать позицию и в результате проститься с Савельевой. Вторую часть проекта снимал уже кинооператор Владимир Николаев, а Григорий Наумович продолжал делать то, что считал нужным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector