Любовь роберта рождественского длиною в жизнь
Содержание:
Стихи и песни
Произведения первой половины его жизни были патетическими, на грани броских манифестов. Но со временем в поэзии Рождественского стали доминировать лирика и душевность. На смену революционным призывам пришла любовная тематика, ярко выраженная в стихах « Монолог женщины» и «Будь, пожалуйста, послабее». Роберт Иванович умел видеть в обыденных, привычных событиях философскую составляющую, подмечал то, что большинством не осознается. Но ведь есть в жизни главное, к чему стремится человек.
Поэмой «Реквием» автор особенно дорожил. На ее создание поэта подтолкнуло в том числе и фото, постоянно хранившееся на рабочем столе. На нем изображены 6 молодых братьев матери, пятеро из которых погибли в боях Великой Отечественной. Никого из них Рождественский не помнил.
Роберт Рождественский читает стихи
Из анализа творчества Роберта Ивановича в целом следует, что тем, которых бы он не коснулся, не существовало. Проблему межличностных отношений автор поднял в «Байкальской балладе», о трудностях повседневной жизни повествует «Зал ожидания», о радости бытия – «Человеку надо мало». Даже к теме освоения космоса не остался равнодушным Рождественский, осветив ее в «Вопросе».
Во многом поэзия Рождественского перекликалась с творчеством Владимира Маяковского. В большом количестве его стихотворений столько же энергии и боевой бравады. Особенно это касается строк о войне, ставших песнями. «Баллада о бессмертии», «Даль великая», «Если мы войну забудем», «Мгновения» (из кинофильма «Семнадцать мгновений весны») – эти песни в исполнении Иосифа Кобзона проникают в душу, взывая к лучшим патриотическим порывам.
Война, заставшая Роберта Ивановича ребенком, не ушла бесследно, многократно проявившись в его творчестве. Каждое из таких стихотворений, написанных о разных людях, очень реалистично звучит, словно бы автор сам побывал на месте своих героев. Одним из ряда пронзительных произведений стала «Баллада о зенитчицах», в которой, как наяву, показаны боль, страх и решительная целеустремленность женщин, попавших на фронт.
Роберт Рождественский — «Человеку надо мало»
«Баллада о красках», посвященная тем, кому повезло вернуться с поля боя живым и невредимым, пронизанная грустью, надеждой и верой в лучший исход продолжила в серию баллад о войне.
Песни на стихи Роберта Рождественского любимы не только за высокую нравственность, но и за душевность.
«Огромное небо», «Моей стране», «За того парня» – прозвучали из уст Муслима Магомаева. Певец и автор не раз сотрудничали и восхищались друг другом. Роберт Иванович замечал, что любая песня в исполнении Магомаева – это всегда ожидаемое чудо.
Роберт Рождественский — «Помните» (отрывок из поэмы «Реквием»)
Автор написал некоторым музыкантам тексты, которые превратились в хиты и принесли исполнителям особую популярность, такой стала легендарная песня «Мои года» Вахтанга Кикабидзе. «Вся жизнь впереди» в исполнении ВИА «Самоцветы», «Эхо любви» Анны Герман и Льва Лещенко были не только популярными эстрадными шлягерами, но и символами эпохи.
Прозвучавшая в фильме «Карнавал» в 1981 году песня на стихи Роберта Ивановича «Позвони мне, позвони» ушла в народ, став всесоюзным хитом. Что интересно, за экранного персонажа, сыгранного Ириной Муравьевой, композицию исполняла советская певица Жанна Рождественская, которая, несмотря на фамилию, не являлась родственницей поэта.
Песни на слова Роберта Рождественского пели и продолжают петь едва ли не все звезды советской и российской эстрады. То же можно сказать и о композиторах. Легче назвать тех, кто не писал музыку к стихам поэта. Среди самых известных Арно Бабаджанян, Давид Тухманов, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Раймонд Паулс и десятки других.
Биография
Екатерина Робертовна Рождественская родилась 17 июля 1957 года в Москве в семье известного советского поэта Роберта Ивановича Рождественского и литературного критика Аллы Борисовны Киреевой. Младшая сестра — Ксения Рождественская, журналист.
Юная Катя ходила в детский садик. С семи лет изучала английский язык. С девятого класса мечтала стать врачом, но к окончанию школы приняла решение поступать в МГИМО.
В 1979 году окончила Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) по специальности «международные отношения». В институте выучила французский язык.
После института работала на Гостелерадио СССР, где занималась переводами иностранных передач на русский язык. Потом трудилась переводчиком художественной литературы с английского и французского языков: перевела на русский язык более десятка романов Джона Стейнбека, Джона ле Карре, Сиднея Шелдона, Сомерсета Моэма и других авторов.
В 1985 году вместе с мужем Дмитрием Бирюковым отправилась на три года в Индию, куда его направили на работу в корпункт Гостелерадио СССР делать репортажи для программ «Время» и «Международная панорама». Там через год у них родился первый сын — Алексей. Позже, вернувшись с семьёй на родину, занималась домашним хозяйством, воспитывала троих сыновей.
В 1998 году Екатерина увлеклась фотографией
Присутствуя на одной из церемоний вручения российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» она обратила внимание на лица известных людей и их роскошные наряды, напомнившие ей персонажи картин известных художников прошлых веков. Это натолкнуло её на создание оригинального творческого фотопроекта.
Первые работы фотохудожницы Екатерины Рождественской были опубликованы в марте 2000 года в российском журнале «Караван историй». Это был фотопроект под названием «Частная коллекция» — серия фотопортретов наших современников в образах прошлого, героями которых стали известные российские политики, телеведущие, актёры театра и кино, звёзды шоу-бизнеса, журналисты, спортсмены, деятели культуры и науки. При помощи грима, костюмов и декораций они перевоплощались в персонажей живописных полотен великих художников прошлого. Всего в проектах Екатерины Рождественской приняли участие более трёх тысяч человек.
В 2001 году Екатерина приняла участие в работе над серией «Самые красивые люди мира», организованной газетой «Семь дней». Снимала фото для обложек журнала «Караван историй» и для газеты «Семь дней». Всего Екатерина Рождественская создала более 2500 фоторабот и 30 фотопроектов, которые ежемесячно публикуются в журналах «Караван историй» и «Коллекция Караван историй»: «Частная коллекция», «Ассоциации», «Родня», «Мужчина и женщина», «Вожди», «Реинкарнация», «Писатели», «Полководцы», «Фотопробы», «Мечты детства», «Братья и сёстры», «Карты», «Натюрморты», «Классика», «Винтаж», «Барби и Кен», «Классика», «Рождественские открытки», «Рожи», «Сказки», «Моя прекрасная леди», «Кинодивы», «12 месяцев», «Чёрно-белое», «История белья» и другие.
В 2006 году она стала лауреатом национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» Российской академии бизнеса и предпринимательства в номинации «Арт-стиль» «за создание собственного авторского стиля в искусстве и моде» (фотопроект «Частная коллекция»).
В апреле 2009 года Екатерина Рождественская избрана почётным членом Российской академии художеств.
У Екатерины Рождественской состоялось более 75-ти художественных выставок на выставочных площадках России и ближнего зарубежья. Юбилейная 75-я выставка фотохудожника проходила в октябре-ноябре 2010 года в Мурманске.
С 2011 года занимается дизайном одежды. Создала бренд, который назвала в честь отца — «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya». Выпустила собственную линию одежды, начала выпускать текстиль для дома — скатерти и подушки с авторскими принтами.
С июня 2012 года являлась главным редактором журнала «Семь дней ТВ-программа».
28 июля 2012 года Указом президента Российской Федерации В. В. Путина Екатерина Рождественская награждена орденом Дружбы «за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
Автор нескольких книг. Проводит вечера памяти об отце.
Карьера и творчество
В молодости Катя работала на телевидении переводчиком иностранных программ на русский язык. Потом занялась литературными переводами с английского и французского. Она работала над произведениями Джона Ле Карре, Дж. Стейнбека, Сомерсета Моэма, Сидни Шелдона и других, перевела больше десятка книг.
Екатерина Рождественская в молодости
В 1985 году Комитет Гостелерадио СССР отправил Рождественскую в командировку в Индию. На берегах Ганга Екатерина делала репортажи для передач «Международная панорама» и «Время». Потом наступил перерыв в работе, посвященный воспитанию детей.
Поворотным для биографии Рождественской стал 1998 год: она, не будучи профессионалом, занялась фотографией. На вручении премии «ТЭФИ» зоркий глаз женщины заметил, что знаменитости в роскошных нарядах похожи на героев картин художников прошлого. Возникла идея воссоздать эти полотна с помощью фотоаппарата. Так появился проект «Частная коллекция», который автор назвала «игрой на основе искусства». Фото этой серии начал в 2000 году и сейчас продолжает публиковать журнал «Караван историй».
«Частная коллекция» Екатерины Рождественской: Людмила Сенчина, Леонид Якубович, Елена Подкаминская
Кроме «Частной коллекции», Рождественская создала такие фотопроекты, как «Родня», «Сказки», «Винтаж», «Ассоциации», «Классика», «Натюрморты» и другие. В съемках женщина задействовала более 3000 моделей: актеров, певцов, спортсменов, общественных и политических деятелей, журналистов, телеведущих.
В 2001 году газета «Семь дней» начала публикацию серии «Самые красивые люди мира». Екатерина участвовала в этом проекте.
Фотограф Екатерина Рождественская
Выставка работ из серии «Частная коллекция» впервые прошла в 2002 году в Московском доме фотографии. Персональные выставки работ Рождественской посещают галереи городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Накануне 50-летия, в 2006 году, Екатерину Робертовну наградили премией «Олимпия» в категории «Арт-стиль» за оригинальную авторскую манеру в искусстве. В 2009 году Рождественскую избрали почётным членом Российской академии художеств.
Екатерина Рождественская
В 2011-м Екатерина стала модным дизайнером. Ее линия фотоодежды «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya», названная в честь отца, была экспериментом, однако стала популярной. Платья и туники с авторским принтом (фотографиями из личного архива автора) впервые были продемонстрированы в 2011 году.
Коллекция «Одежда по настроению» привлекла внимание на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве в 2012 году. В настоящее время «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya» представлена в ЦУМе
Наряду с одеждой бренд представляет домашний текстиль и линейку платков.
Екатерина Рождественская и Иосиф Кобзон
В 2012-м Рождественская заняла пост главного редактора журнала «7 дней». 28 июля 2012 года президент Путин В. В. наградил Екатерину орденом Дружбы «за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
С 2006 года Рождественская участвовала в нескольких фильмах: 2006-й – «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» (эпизод), 2008-2009 – «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые» (документальный), 2012-й – «Тайны советского кино. Неуловимые мстители» (документальный).
С 2015 года начали издаваться книги Рождественской:
- «Жили-были, ели-пили. Семейные истории» (2015) – кулинарная энциклопедия о традиционных и старинных семейных рецептах, меню дней рождения, об известных гостях (Людмила Гурченко, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Владимир Высоцкий и другие), также содержит зарисовки из жизни.
- «Мои случайные страны. О путешествиях и происшествиях!» (2016) – о жизни автора в Индии, Франции, Испании, Финляндии. На презентации книги автор появилась в платье в восточном стиле с собственноручно приготовленными индийскими лепешками.
Книги Екатерины Рождественской
- «Взрослые игры» (2016 год) – в произведении автор открыла тайны, связанные с работой со звездами над проектом «Частная коллекция».
- «Двор на Поварской» (2016) – книга о доме детства писательницы на ул. Воровского, 52, о его жизни и удивительных обитателях.
- «Зеркало» (2017), «Девочка с Патриарших» (2018) – воспоминания о детстве и семье.
- «Частная коллекция. Как создавался фотопроект» (2018) – произведение о работе над главным фотопроектом.
Критика и ограничения
Несмотря на популярность и несомненный талант в 1960 году Роберт написал стих «Утро», категорически не понравившийся секретарю ЦК КПСС Капитонову, который назвал его «упадническим».
«…человек погибает в конце концов, если он скрывает свою болезнь…»
Роберта после столь нелестной критики перестали печатать и приглашать на выступления. Он тяжело переживал эти ограничения, которые заметно сказались на состоянии его здоровья. После отставки Хрущева они были сняты, но неприятный осадок остался. Роберт Рождественский, стихи которого дышат талантом, не заслуживал подобной участи.
«Хочу написать настоящие стихи»
Роберт Рождественский. Москва, 1970-е годы. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Роберт Рождественский (в . 1962–1965 годы. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Роберт Рождественский. Москва, 1960-е годы. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
В 1952 году стихотворения Роберта Рождественского начали печатать в центральных газетах Москвы — сначала в «Смене», а затем и в других изданиях. В это время он много писал. В 1955 году поэт издал первую книгу под названием «Флаги весны». Она вышла в издательстве «Карелия» в Петрозаводске. В том же году Рождественский познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским. Они встретились на Алтае, где проходили учебную практику. Флярковский написал музыку на стихи Рождественского — так появилась первая песня поэта «Твоё окно».
В следующем 1956 году Рождественский закончил Литературный институт. Он много публиковался: в Карелии вышла поэма «Моя любовь», а в Москве — второй сборник «Испытание». Поэт стремился к изображению реальной жизни, советской повседневности, не приукрашивая ее. В своей автобиографии он писал: «А ещё очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю всё время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, — будет очень обидно».
В 1962 году вышла следующая книга поэта — «Необитаемые острова». В этом же году он закончил поэму «Реквием». Литературный критик Анатолий Бочаров писал: «Реквием» Рождественского, потрясает каждого, кто прочитал его. Есть в «Реквиеме» то общечеловеческое горе, которое не может не захлестнуть, едва вы начнете читать эти строки о героях». Поэт посвятил произведение всем участникам войны. В посвящении он написал: «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». В поэме он призывает никогда не забывать о войне и ее героях, в том числе простых солдатах:
Произведения Рождественского с незамысловатыми, близкими людям темами были популярны у советских читателей. За простоту языка и четкость образов его поэзию называли «ясной». Литературный критик Лев Аннинский писал: «Звенящий, светлый, кристально-ясный мир Роберта Рождественского — естественное проявление его личности, его души, его судьбы. В этом мире все можно взять в руки, ощупать».
В 1963 году Роберта Рождественского пригласили на встречу Никиты Хрущева с представителями творческой интеллигенции. На ней поэт прочитал стихотворение «Да, мальчики» — ответ на произведение Николая Грибачева «Нет, мальчики!». В нем Грибачев писал:
Рождественский посчитал произведение выпадом в сторону своего поколения. В поэтическом ответе он оправдывает своих сверстников, которые развивают науку, поднимают большие стройки и осваивают космос.
Хрущев посчитал это противостоянием коммунистической партии. В стенограмме встречи было указано: «В выступлении товарища Рождественского сквозила мысль о том, что будто бы только группа молодых литераторов выражает настроения всей нашей молодежи, что они являются наставниками молодежи. Это совсем не так. Наша советская молодежь воспитана партией, она идет за партией, видит в ней своего воспитателя и вождя».
Рождественского перестали приглашать на творческие встречи, его стихотворения не публиковали полтора года — до того момента, как Хрущева сместили с поста генерального секретаря партии. Все это время поэт провел в Киргизии — переводил произведения местных писателей на русский язык.
В конце 1964 года Рождественский вернулся в Москву. Его произведения вновь начали печатать в советских журналах и газетах. Спустя год вышла его книга «Радиус действия», в которую вошла поэма «Письмо в XXX век». О ней литературный критик Лев Аннинский писал: «Мысль о венце развития, о конечном счастье, о великой цели, которая оправдает все наши труды и жертвы — вот главная идея поэмы Рождественского». Поэт вновь стал популярен, а в 1966 году он даже стал первым лауреатом международного конкурса «Золотой венец», который проходил в Македонии.
Поэт-песенник
Роберт Рождественский во время прогулки. Москва, 1970-е годы. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Слева направо: певец Муслим Магомаев, композитор Арно Бабаджанян и Роберт Рождественский. Москва, 1970-е годы. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Роберт Рождественский. Москва, 1963 год. Фотография: Майя Окушко / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В 1966 году вышел фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители», для которого Роберт Рождественский совместно с композитором Борисом Мокроусовым создал композиции «Бьют свинцовые ливни», «Выглянул месяц…» и другие. Фильм посмотрело 54 миллиона человек, а песни на стихи Рождественского «ушли в народ». После успеха «Неуловимых мстителей» поэт написал стихи для песен из продолжения трилогии — картин «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
В конце 1960-х Рождественский познакомился и подружился с Муслимом Магомаевым, который не только пел песни на стихи поэта, но и писал для них музыку. В 1979 году певец исполнил «Балладу о маленьком человеке». Стихотворение о судьбе «маленьких» людей на войне Рождественский написал еще в 1969 году:
В 1973 году это стихотворение прочитал Валентин Карманов в фильме «Возврата нет», а спустя шесть лет музыку для «Баллады о маленьком человеке» и написал Муслим Магомаев. Всего он исполнил более двадцати песен на стихи поэта. Среди них — «Торжественная песня», «Ноктюрн», «Загадай желание». Кроме Магомаева, с песнями Рождественского выступали Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и другие советские звезды.
Личная жизнь поэта
После росписи в 1953 году образуется семья Роберта Рождественского и Аллы Киреевой. Жена Роберта Рождественского Алла Киреева, училась с ним на одной курсе. Впоследствии она станет уважаемым литературным критиком. Но для него она всегда была прекрасной музой, путеводной звездой, что вела его к дому, куда бы не завела его дорога. Более позднее творчество поэта меняет свой характер в сторону большей лиричности, нежности, во многом, благодаря жене Роберта Рождественского.
Алла Киреева всегда была с ним, в яркие студенческие годы, в зените его славы, во времена невзгод и немилости партии, когда пришлось покинуть Москву, когда приходилось писать в стол. Она не оставила и верила в него, всегда.
Личная жизнь Роберта Рождественского в прессе того времени не освещалась, культура была совершенной иной. О ее подробностях мы можем узнать из интервью его самого, современников и близкого окружения. Золотая пятерка поэтов Шестидесятников состояла из 4 мужчин и 1 женщины, Беллы Ахмадулиной. И кулуарно в светской творческой среде обсуждались возможные отношения Беллы Ахмадулиной и Роберта рождественского. Но вопреки всему они были хорошими друзьями и не более.
Многим жизнь публичного человека может показаться праздником: внимание поклонниц, публикации в различных изданиях, популярность. Но личная жизнь Роберта Рождественского была сосредоточена на его жене и детях
Семейная крепость, наследие
Важное место в биографии Роберта Рождественского занимает семья. Свою жизнь он постоянно сравнивал с путешествием, и цель путешествия всегда вела к дому
Ни суровый быт студенческой жизни, ни звездная популярность и богатство не смогли разлучить Роберта Рождественского и Аллу Кирееву, их личная жизни принадлежала только им и детям.
Многие знают, сколько детей у Роберта Рождественского, в их семье засияло две ярких звезды Екатерина в 1957 и Ксения в 1970. Младшая дочь Роберта Рождественского окончила МГУ, занимается журналистикой, автор книги «Ключ от библиотеки Ивана Грозного», публикуется во многих уважаемых печатных и онлайн изданиях.
Екатерина Робертовна Рождественская, окончила МГИМО, прекрасно владеет английским и французским. Профессиональный фотограф, является редактором журнала «7 дней». После выпуска из университета занималась переводом зарубежной литературы, на ее счету более 10 адаптаций популярных произведений.
В своих воспоминаниях Екатерина Рождественская говорила, что дом их всегда был полон гостей, песен и смеха.
Несколько лет Екатерина Рождественская, со своим мужем Дмитрием Бирюковым жила в Индии, где у них появился на свет первенец Алексей. После пожара в родительском доме 1998 году, в котором был уничтожен бесценный архив ее отца, Екатерина Робертовна Рождественская решает сменить профессиональный профиль и начинает заниматься фотографией. Ей удается создать уникальную фото композицию «Частная коллекция».
Екатерина Робертовна Рождественская счастливая жена, гордая мама 3 сыновей, двое из них Алексей (1986) и Дмитрий (1989) застали деда живым, Данила родился в 2001, но все они чтят его память. И дети и внуки Роберта Рождественского хорошо воспитаны, прекрасно образованы и гордо представляют его наследие. Благодаря потомкам семья Роберта Рождественского и Аллы Киреевой будет расти, о них всегда будут помнить.
Ушел из жизни, но не из сердец
Последние несколько лет жизни поэта наполнены борьбой с недугом. В 1990 у него обнаружили опухоль мозга. Благодаря мастерству французских нейрохирургов Роберту Ивановичу Рождественскому подарено еще несколько лет. В теплый летний день 19 августа 1994, когда умер Роберт Рождественский светило солнце, наверное также тепло, как в тот день, когда он пришел в этот мир
Поэзия Роберта Рождественского затронула жизни многих людей, призывал помнить о подвиге нашего народа и обращал внимание на красоту наших душ
Память о поэте не стирается, не заросла народная тропа, на Переделкинском кладбище, где похоронен Роберт Рождественский, всегда чисто, а возле надгробия лежат свежие цветы.
Память о нем живет в сердцах нескольких поколений людей со всего мира.
Любовь длиною в жизнь
Семейная жизнь Роберта и Аллы была наполнена теплом и уютом, неугасающей любовью. Они были столь разными – Алла превосходный литературный критик и достаточно резкий человек, любящий говорить правду в лицо. Она высказывает свои убеждения с силой и смелостью, которыми нельзя не восхищаться. Роберт же – человек тонкой душевной организации, спокойный. Тем не менее они прожили в счастливом браке 41 год и ни разу не пожалели о сделанном выборе… Именно своей Алле поэт посвящал стихи о любви, которые легли в основу бессмертных песен, принадлежащих сегодня к классике жанра. Чего только стоит его «Эхо». Наибольшее, что ценил Роберт Рождественский – семья.
В 1957 году, сразу после окончания института, у пары родилась дочь Екатерина, которая на данный момент занимается переводами и искусством фотографии. Ее коллекция снимков с популярными звездами известна всем и каждому. Дочь Роберта Рождественского замужем, имеет троих детей.
В 1970 году родилась Ксения. На данный момент она активно занимается журналистикой в области кино и литературы. Алла говорит, что дочь пишет невероятно много и очень хорошо, но женщина часто использует псевдонимы. Боится уронить фамилию в случае неудачной публикации.
Родня
Просмотр семейных альбомов является любимым занятием многих людей. Особый интерес вызывают те снимки, на которых запечатлено несколько поколений рода.
Проект Екатерины Рождественской «Родня» вызвал большой интерес у зрителей. Меньшовых она облачила в костюмы, которые носили в начале двадцатого века. Пресняковым как нельзя лучше подошел образ хиппи. Запашные запечатлены фотохудожницей на арене Колизея Древнего Рима в образе укрощающих тигров гладиаторов. Семья Владислава Третьяка прекрасно смотрится в костюмах Франции начала восемнадцатого века. Есть в проекте «Родня» работа, на которой запечатлен Артемий Троицкий с супругой, сыном и двумя дочерьми в образе семейки Адамс. Фото представляет собой противовес тоскливым будням современного общества.
Во всех этих работах присутствует доля самоиронии, а также гордость за свое семейство в сочетании с уважением к традициям. Для многих очень занятых членов родовых кланов, снятых автором, участие в проекте стало возможностью побыть рядом со своими близкими людьми, причем сделать это в необычной обстановке.