Биография алексея баталова: фото, личная жизнь, семья актера

Фильмы

Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме «Большая семья»

В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.

Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.

Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.

Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»

В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.

Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.

Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»

Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова – секс-символ отечественного кино.

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.

Алексей Баталов в фильме «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!»

Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.

Неудавшаяся карьера в театре

После армии Алексея приняли во МХАТ, на сцене которого он несколько лет играл в массовках и эпизодах. Конечно, ему и другим молодым актерам, находившимся в том же положении, хотелось ярких ролей. Тайком они репетировали пьесу итальянского режиссера “Ложь на длинных ногах”, которая так и не увидела свет.

МХАТ, репетиция несостоявшегося спектакля “Ложь на длинных ногах”. Фото culture.ru

Когда Иосиф Хейфиц пригласил Баталова сняться в своей картине “Большая семья“, он с радостью согласился и сообщил руководству театра, что едет на съемки в Ленинград. Алексея “попросили” из МХАТа — начинающим актерам не полагалось сниматься в каком-то там кино. Он написал заявление об уходе и навсегда распрощался с театральной карьерой.

«Девять дней одного года»

«Девять дней одного года» – еще один фильм, входящий в золотой фонд советского кинематографа, в котором сыграл артист. Из биографии Алексея Баталова известно, что создатели картины изначально хотели видеть именно его в главной роли. Когда работа над сценарием подошла к концу, стало известно о тяжелой болезни звезды. Свет софитов был противопоказан Баталову из-за проблем с глазами.

Создатели картины не отказались от своей идеи. Они отправили Алексею, на тот момент находившемуся в клинике, сценарий. Материал настолько понравился артисту, что тот моментально изъявил согласие участвовать в съемках. Проблемы со здоровьем не стали для Баталова препятствием.

Фильм «Девять дней одного года» рассказывает о работе физиков-ядерщиков. Вымысел тонко перекликается с реальными событиями. Баталову удалось создать образ ученого, представителя элиты 20-го века, человека мысли. Эта роль принесла ему Государственную премию РСФСР.

Бурный роман

Несмотря на профессиональные успехи, в личной жизни Гитана Леонтенко долгое время не могла достичь гармонии.

Едва она оправилась от удара, нанесенного ее сердцу Алексеем Баталовым, как на ее горизонте замаячил другой красавец и сердцеед — Сергей Гурзо. Молодой человек был кумиром миллионов советских девушек, которых не оставил равнодушными образ Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия».

Для роли табунщика в ленте «Смелые люди» Сергей Гурзо брал уроки верховой езды в цирке. Во время одного из занятий с наездниками из известной династии Кантемировых актер увидел очаровательную Гитану и вскоре у них вспыхнул бурный роман. На этот раз девушка решила забыть об условностях, тем более что актер уже не жил со своей женой и двумя детьми. Они поселились в общежитии на Неглинке. Ради любимого мужчины Гитана прервала звездную карьеру и стала сопровождать его во время поездок по стране для участия в съемках.

Детство и юность актёра

Алексей Владимирович Баталов появился на свет осенью 1928 года в городе Владимире в интеллигентной семье, связанной с театральной деятельностью. Отец Владимир Баталов, был актёром и режиссёром в МХАТе. Мать Нина Ольшевская – актрисой того же театра. С искусством были связаны дядя Николай Баталов, тётя Ольга Андровская, двоюродная сестра Светлана Баталова.

Что касается детства и семьи, то когда Алёша был совсем маленьким, его родители расстались. Так что с пятилетнего возраста мальчик проживал в семье писателя Виктора Ардова. У Алексея Баталова были два младших единоутробных брата – Михаил, ставший впоследствии священником и Борис – тоже актёр театра и кино, мультипликатор. Алёша своего отчима очень любил, и тот не делал различий между пасынком и своими родными сыновьями.

В их доме часто гостили известные на всю страну личности: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и многие другие. Мальчику такая дружественная обстановка безумно нравилась, и она серьёзно повлияла на формирование юной личности.

Счастливое детство не только у Лёши, а у всех советских детей оборвалось 22 июня 194 года, когда по радио объявили о начале войны. Мама Баталова вместе с ним и его младшими братьями была эвакуирована из Москвы в Бугульму. В эвакуации Нина Ольшевская не сидела сложа руки. Ею был организован небольшой театр, в котором работали беженцы и их дети. Попробовал свои силы и пятнадцатилетний Алексей, выступая в различных второстепенных ролях. Он, однако, сильно сомневался в своих способностях и считал, что ему многого не хватает для того, чтобы достичь творческих успехов.

Дебют Баталова в кинематографе также состоялся во время войны, в 1944-м. Именно за год до победы Алексей со своей мамой и братьями возвратились в столицу из эвакуации. Как-то класс, в котором учился Алёша, пригласили для участия в массовке фильма «Зоя» о подпольщице Зое Космодемьянской. Интересно, что в отличие от одноклассников только у Баталова была роль со словами.

Второй брак

Свою вторую жену Алексей Владимирович Баталов, биография и личная жизнь которого рассматриваются в статье, встретил на съемочной площадке. Это произошло во время работы над картиной «Большая семья». С циркачкой Гитаной Леонтенко Баталов познакомился еще тогда, когда состоял в браке. Молодая цыганка произвела на артиста неизгладимое впечатление. Интерес оказался взаимным.

В 1958 году стало известно о разводе Баталова с Ириной Ротовой. В течение нескольких лет актер встречался с Гитаной, а затем сделал ей предложение, которое она приняла. Второй брак оказался счастливым в отличие от первого. Леонтенко также родила артисту дочь, девочку назвали Марией.

Роль отца и мужа

Едва появившись на телеэкранах, красивый мужественный актер в одночасье покорил всех советских женщин, мечтавших о романе с ним. Но тогда в его личной жизни уже была жена Ирина Ротова, с которой его связывали давние отношения. Со своей будущей избранницей Алексей познакомился еще в детстве, когда ездил летом на дачу. Их соседями тогда были многие знаменитости, в том числе и семья художника-карикатуриста Константина Ротова. Вскоре стеснительный юноша увлекся его дочкой, а когда влюбленным исполнилось 16 лет, они в тайне от родителей подали заявление в ЗАГС. Молодая семья не имела отдельного жилья, поэтому им приходилось некоторое время жить то у родителей Алексея, то у родных его жены.

Ирина Ротова – первая супруга Баталова

Получив популярность, актер не только строил карьеру, но и завязывал скоротечные романы с девушками. Однажды во время съемок в Ленинграде он повстречал на своем пути 16-летнюю наездницу-циркачку Гитану Леонтенко, в которую влюбился с первого взгляда

Несмотря на то, что девушка по национальности была цыганка, Баталов решил добиваться ее внимания, но вскоре его планы поменялись, так как в его личной жизни произошло важное событие – рождение дочери Надежды

На фото дочь Баталова от первого брака – Надежда

Узнав о его отцовстве, черноглазая красавица разорвала все отношения с актером. Но счастья в свой семье он так и не смог построить. По роду своей работы Алексей редко бывал дома, из-за чего жена и дочь не получали от него должного внимания

Между супругами все чаще возникали ссоры и недопонимания, и вскоре жена решила расстаться с ним, тем более уже тогда в ее жизни появился новый возлюбленный, который окружил ее вниманием и любовью. Баталов переживал уход супруги, но понимал, что изменить уже ничего нельзя

На фото Алексей Баталов и его жена Гитана Леонтенко

Лишь через несколько лет после развода актер сумел наладить отношения с красавицей-цыганкой, а в 1963 году влюбленные сыграли свадьбу. Родные Гитаны не одобрили тогда ее выбор, ведь цыганка должна связать свою судьбу с цыганом. Несмотря на четырехлетнее расставание, влюбленным не забыли друг друга и смогли сохранить свои трепетные чувства. Через пять лет после свадьбы у них родилась дочь Мария, у которой в результате родовой травмы возникли проблемы со здоровьем. После тщательного осмотра врачи поставили малышке диагноз – ДЦП. Так как за больным ребенком нужен был постоянный уход, жена актера бросила карьеру и посвятила себя семье.

Супруги не захотели больше заводить детей, посчитав, что подрастающая Маша будет чувствовать себя ненужной родителям. Девушка выросла очень целеустремленной и развитой личностью. Еще в детстве она много читала, затем получила среднее образование, а потом поступила во ВГИК, выбрав для себя факультет сценарного искусства. Сейчас Мария занимается литературной деятельностью, пишет сценарии, сказки и другие произведения.

Пробная семья

Впервые артист сочетался браком со своей подругой детства Ириной Ротовой. Их семьи дружили много лет и потому молодые люди были практически неразлучны до самой войны. Их пути развела эвакуация и новая встреча после Победы была радостной и волнующей.

Ведь расстались Ирина и Алексей совсем несмышленышами, обласканными любовью родителей и творческим окружением. А встретились повзрослевшими личностями, тяготы полуголодного существования вдали друг от друга и необходимость выживать в тяжелое время сделали свое дело.

Как вспоминал Алексей Владимирович в последних интервью, ранний брак стал бы для обеих семей шоком и молодые люди просто дождались, пока получат паспорта.

Читайте еще: Как выглядел Саша Шпак до операций

На заметку! 

Затем отправились в загс, настаивая на регистрации отношений. Долгое время они были самой молодой парой в этом учреждении, и копия их свидетельства о браке висела на стенке в кабинете регистраторши в рамочке.

Отношения молодоженов изначально подвергались нешуточным испытаниям, потому брак распался после 4 лет периодического проживания под общей крышей. Как рассказывал сам Алексей Баталов (фото​ смотрите ниже), тогда в его личной жизни и биографии места для детей и жены попросту не было.

Он увлеченно занимался карьерой, пытаясь доказать всем окружающим и самому себе, что популярность достигнута не только знакомством с элитой московской интеллигенции:

  1.  Анной Ахматовой.
  2. Борисом Постернаком.
  3. Осипом Мандельштамом.

Ко времени развода с первой женой Ириной на счету потрясающего актера уже были главные роли в фильмах:

  1. «Большая семья»
  2. «Дело Румянцева»
  3.  «Мать»
  4. «Летят журавли» и многие другие.

К слову, последний фильм поразил своей эмоциональностью даже зарубежных коллег артиста по кинематографу – на Канском фестивале ему присудили Золотую пальмовую ветвь в далеком 1955 году.

Читайте еще: Дочь Юлии Началовой дала первое интервью после трагедии

Тогда на супругу артиста обрушились многочисленные слухи о неверности мужа и, подстрекаемая разговорами матери, молодая женщина подала на развод. А так как жила она в отцовском доме, где Баталова не жаловали, общение с дочерью постепенно сошло на нет.

К тому же Ирина вскоре вышла замуж повторно, и Алексей Владимирович самоустранился из жизни бывшей семьи, не желая добавлять маленькому ребенку еще больше страданий.

Режиссёрские работы

Однажды молодой и энергичный Баталов решил испытать себя в режиссёрском кресле, почувствовать себя в роли человека, находящегося по ту сторону камеры. Материал дебютант взял первосортный – известную повесть Гоголя под названием «Шинель». Съёмки начались в 1959 году. На главную роль Акакия Акакиевича Башмачкина Баталов пригласил Ролана Быкова.

Через шесть лет Баталов вновь обратился к классике. На очереди оказалась экранизация сказки Юрия Олеши «Три толстяка», причём Алексей Владимирович принял участие в написании сценария и сыграл в ленте одну из главных ролей – гимнаста Тибула. Помимо него в картине были задействованы Валентин Никулин (профессор Гаспар Арнери), Павел Луспекаев (генерал Караска), брат Баталова Борис Ардов (капитан Бонавентура).

В 1972 году вышла третья и, к сожалению, последняя режиссёрская работа Баталова. И вновь русская классика, на этот раз «Игрок» Достоевского.

В дальнейшем Алексей Владимирович не снимал. Как впоследствии объяснял сам Баталов, в Ленинграде у него подобралась замечательная команда, дружный коллектив, а в Москве, куда он был вынужден переехать, такой команды сколотить не посчастливилось.

Дети Алексея Баталова: Надежда и Мария

Старшая дочь Надежда Баталова (от Ирины Ротовой) нечасто видела своего знаменитого отца в детстве, но став взрослой, регулярно общалась не только с ним, но и с членами его второй семьи. Слухи о том, что Баталов “бросил старшую дочь и не интересовался ее жизнью”, Надежда опровергла лично на всю страну. Ее судьба вполне благополучна: после окончания Института иностранных языков, она работала переводчицей, вышла замуж, родила дочь Екатерину. А вот Екатерина действительно не поддерживала контактов с дедом — как-то не сложилось.

Дочери Алексея Баталова — Надежда и Мария. Фото bez-makiyazha.ru

Младшая дочь Мария, родившаяся с ДЦП, получила среднее образование (мать добилась, чтобы учителя приходили к ним на дом), а потом дистанционно окончила сценарный факультет ВГИКа, хотя работать на специальной клавиатуре может только одним пальцем, а говорит с трудом. Она нашла себя в литературе: пишет сценарии, критические статьи, выпустила несколько книг, состоит в Союзе писателей. Отец с матерью невероятно гордились ее мужеством и успехами.

По завещанию Баталова, все его имущество унаследовала Мария. Ожидания любителей скандалов не оправдались: о решении отца Надежда знала давно, не считала себя обделенной и уж тем более не собиралась оспаривать завещание. Порядочные люди, к счастью, еще встречаются.

Опыт режиссера и постановщика

Постоянная занятость практически не оставляла Алексею свободного времени, но он рискнул попробовать себя в новой сфере. Он увлекся ремеслом режиссера, сняв три фильма. На протяжении нескольких лет артист крайне мало появлялся в кадре, отдавая все силы съемкам фильмов «Шинель», «Игрок» и «Три толстяка». Последняя работа стала самой известной и успешной в режиссерской карьере актера.

При создании фильма он выступил не только как руководитель творческого процесса, но и как постановщик, и актер. Именно Баталов следил за созданием всех самых опасных трюков, большинство из которых исполнил сам без дополнительной страховки.

Фильмы

Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме «Большая семья»

В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.

Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.

Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.

Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»

В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.

Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.

Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»

Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова – секс-символ отечественного кино.

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.

Алексей Баталов в фильме «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!»

Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.

Детство и юность актёра

Говорят, что природа отдыхает на детях, дескать талант передаётся через поколение. Но есть и другая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Баталов Алексей Владимирович родился в 1928 году во Владимире в семье творчески одарённых родителей и пошёл по их стопам, а где-то даже превзошёл.

Мама Нина Ольшевская и папа Владимир Баталов работали в МХАТе. Брат отца Николай вместе с женой также были неплохими актёрами. Николай Петрович даже получил звание Заслуженного артиста РСФСР в 1933 году. Поэтому Алексей с раннего детства окунулся в театральную среду и знал всю её подноготную.

Нина, мама Алёши, родилась в городе Владимире в аристократической семье. Её мамой была польская аристократка графиня Понятовская, а отец – главный лесничий губернии. Кстати, крёстным Ниночки был известный революционер Михаил Фрунзе. Девушка в 17 лет поступила в студию при Художественном театре, а её преподавателем был сам Станиславский.

Отец – Владимир Петрович – также рано начал свою театральную карьеру. Он учился во второй студии Художественного театра и был помощником Станиславского. За свою жизнь успел побывать режиссёром Большого театра оперы и балета, радиотеатра, а также Театра им. Ленинского Комсомола. Преподавал в студии «Мосфильм» и ГИТИС.

К сожалению, родители маленького Алёши развелись, а мама вышла замуж во второй раз. Так у пятилетнего мальчика появился отчим – Виктор Ардов (настоящая фамилия Зигберман), известный сценарист, писатель, публицист и драматург. Он очень тепло относился к пасынку, считал его своим родным сыном и старался воспитать из него хорошего человека. И ему это удалось, недаром Алексей Владимирович с уважением и любовью отзывался о своём втором отце.

У Нины и Виктора появились еще двое сыновей, братьев Алексея. Михаил стал писателем и протоиреем, а Борис – режиссёром, актёром театра и кино. Все творческие люди.

У Ардова было множество друзей, которые часто были в его доме – Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Фаина Раневская, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко, знаменитые Ильф и Петров – весь цвет культурной жизни того времени. Их фотографии до сих пор можно найти в семейном архиве Баталова.

Несомненно, встречи с великими людьми, пусть Алексей и был ещё ребёнком, оказали на него большое влияние. Он смотрел, слушал, запоминал – поневоле крутился в среде творчески одарённых людей.

Когда началась война, Алёшка был двенадцатилетним подростком. Вместе с мамой он эвакуировался в Бугульму – небольшой уральский городок в Татарстане. Нина Ольшевская не изменила профессии и организовала маленький театр. Именно там будущий великий актёр и сделал свои первые шаги на сцене.

В 1944 году он получил первую эпизодическую роль в кино. Фильм «Зоя» о героической партизанке Зое Космодемьянской. Произошло это случайно, просто весь их класс взяли на массовку, а Алексею даже достался небольшой текст.

После Победы семья вернулась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ.

Последние аккорды

Последние годы жизни Баталов тяжело болел. Проблемы с сосудами и постоянные скачки давления не могли заставить его отказаться от преподавательской деятельности. Настоящий трудоголик никогда не страдал стяжательством, считая искусством самым важным и первичным в жизни. Именно поэтому семья Алексея Владимировича никогда не могла похвалиться шикарными капиталами. И ради достойной жизни и будущего дочери артист продолжал профессиональную деятельность.

Он никогда не довольствовался полумерами, требуя от студентов полной отдачи и готовности сгорать на сцене. Нервные перенапряжения, тяжелая нагрузка и скандальная история с недвижимости не добавляли артисту сил. Серьезные неприятности ему пришлось пережить после покупки небольшой дачи в Подмосковье. Состоятельный и беспринципный сосед все время устраивал тяжбы относительно построек на территории, принадлежащей семье Баталовых. Сам Алексей Владимирович не мог справиться с зарвавшимся хамом, а многочисленные телешоу просто делали рейтинги на истории, не оказывая реальной помощи. В итоге актеру пришлось даже обратиться за поддержкой к мэру Собянину, делая все возможное для благополучного окончания неприятной истории.

На фоне постоянных эмоциональных и физических нагрузок, в начале 2017 года Баталов пережил сложный перелом шейки бедра. Столичным медикам удалось спасти любимого артиста, проведя несколько сложных операций. Его состояние стабилизировалось, но внезапно начавшиеся проблемы с сердечно-сосудистой системой ставили все в зону большой опасности.

15 июня 2017 года сердце любимого миллионами актера и преподавателя остановилось в больничной палате. На момент смерти Баталову было 88 лет, он ушел тихо во сне. Утром медики обнаружили непоправимую трагедию, но исправить уже ничего было нельзя. Через два дня после кончины состоялось мероприятия прощания с Баталовым. Он был похоронен на одном из столичных кладбищ рядом с горячо любимой и уважаемой матерью. Именно таковым было завещание метра и народного любимца, которое верная супруга выполнила с мельчайшей точностью. После ухода главы семьи Гитана осталась единственной опорой и поддержкой для Марии.

Звания и награды

Вручение и. о. Президента РФ Владимиром Путиным премии Президента в области литературы и искусства за 1999 год, 1 марта 2000 года.

Государственные награды СССР и Российской Федерации:

  • Герой Социалистического Труда (1989)
  • Заслуженный артист РСФСР (06.08.1964)
  • Два ордена Ленина (1967, 1989)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966) — за исполнение роли Дмитрия Алексеевича Гусева в фильме «Девять дней одного года»
  • Премия Ленинского комсомола (1967) — за создание образов советского молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек» (1958), «Летят журавли» (1957), «Девять дней одного года» (1961) и др.
  • Народный артист РСФСР (29.09.1969) — за заслуги в области советской кинематографии
  • Народный артист СССР (29.12.1976)
  • Государственная премия СССР (1981) — за исполнение роли Георгия Ивановича в фильме «Москва слезам не верит»
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10.11.1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства
  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20.11.2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность
  • Государственная премия Российской Федерации (2005)

Иностранные награды:

  • орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ)
  • Почётная грамота Кыргызской Республики (20 сентября 2003, Киргизия) — за вклад в развитие кыргызско-российского сотрудничества в области культуры и искусства

Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:

  • МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»)
  • МКФ актёров кино «Созвездие» (1992, Специальный приз «За выдающийся вклад в профессию»)
  • ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (1997, Приз Президента России «За вклад в российское кино»)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (11.07.1996) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году
  • Премия «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» (1997)
  • Премия «Юнона» (1997)
  • Премия Президента России в области литературы и искусства за 1999 год (2000)
  • Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» ()
  • Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2003)
  • Премия имени Б. Ш. Окуджавы (2003)
  • Премия «Триумф» (2003)
  • орден Петра Великого (АБОП, 2003)
  • Памятная медаль, учреждённая МХТ к 150-летию А. П. Чехова (2005)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (03.07.2006) — за большой вклад в подготовку Интернет-проекта «Виртуальный тур по Кремлю»
  • ММКФ (Премия «За вклад в мировой кинематограф», 2007)
  • Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2007)
  • Международная общественная премия «Хрустальный подсолнух» в номинации «Символ добра» (Дом приёмов Президента РФ, 2007)
  • 17 Международный кинофестиваль «Золотой витязь» (Золотая медаль С. Ф. Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008)
  • Приз «Признание поколения» на кинофестивале ВГИКа (первый обладатель) (2008)
  • Премия города Москвы в области литературы и искусства (2009)
  • Императорский орден Святой Анны II степени (Российский Императорский Дом, 2012)
  • Крест Александра I Благословенного (Фонд развития и возрождения исторических традиций «Имперское наследие», 2014)

В 2003 году Глава Российского Императорского Дома княгиня Мария Владимировна пожаловала Алексею Баталову потомственное дворянство.

В 2008 году имя актёра было присвоено Бугульминскому государственному русскому драматическому театру (Татарстан).

Биографические данные о советском актере

Баталов Владимир Петрович – известный артист, славу которому принесли роли в таких кинолентах, как «Разные судьбы» и «Летят журавли». Это удивительно интересная и без преувеличения легендарная личность. Родился он в 1902 году. Однако полная дата его рождения до сих пор вызывает ряд споров и предположений. К примеру, некоторые утверждают, что день рождения актера приходится на 19 сентября. Иные же настаивают на 6 сентября.

Мало кто знает, что изначально у нашего героя была немного другая фамилия – Аталов. Вот только из-за того, что она была несколько незвучной, ее было решено видоизменить на Баталов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector