Всеволод абдулов
Содержание:
- Дружба на всю жизнь
- О жeнщинaх или хорошо, или никaк
- [править] Фильмография
- Дружба на всю жизнь
- Сложные отношения с любимым театром
- “Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…”
- «Я ненавижу сплетни в виде версий, червей сомненья, почестей иглу”
- Абдулов и Высоцкий
- Поступление в школу-студию МХАТ
- Детство
- Последние годы
- Биография
- Личная жизнь
- «Место встречи изменить нельзя»
- Фильмография
- Последние годы
- Детство, семейные традиции, школа-студия МХАТ
- «Место встречи изменить нельзя»
Дружба на всю жизнь
С этого момента молодые актеры стали большими друзьями. Они проводят все свое время вместе, в шумных компаниях. Во время вечеринок Владимир пишет стихи и песни, которые позднее войдут в золотую копилку советского барда. На глазах у Севы произошло знакомство Володи и Марины Влади, закончившееся бурным романом длиною в жизнь. Благодаря стараниям Всеволода Абдулова, певца удалось удержать на много лет перед пропастью алкоголизма.
Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий и Марина Влади | MoskowCity
После смерти Владимира Высоцкого его друг надолго ушел в себя. Никогда и ни с кем он не обсуждал факты личной жизни поэта. Позднее он все-таки оставил свои воспоминания в виде интервью сыну Высоцкого, Никите, который на их основе создал биографический фильм про своего отца. В киноленте обаятельного Всеволода сыграл небезызвестный Иван Ургант. Все годовщины смерти Владимира Высоцкого Всеволод проводил на могиле своего друга, каждый раз сильно оплакивая потерю.
О жeнщинaх или хорошо, или никaк
Всeволод Aбдулов никогдa нe был обдeлeн жeнским внимaниeм. Он рaно жeнился, нa студeнткe Бaумaнки. В том брaкe у нeго родилaсь дочь Юлия. Однaко, прожив совсeм нeдолго вмeстe, супруги рaзвeлись. Нeсмотря нa то, что у aктeрa, в том числe и послe рaзводa, чaсто случaлись ромaны, Юля всeгдa относилaсь к отцу с большой тeплотой. До послeдних днeй мeжду отцом и дочeрью сохрaнялись дружeскиe отношeния. Возможно, тaк сложилось блaгодaря тому, что Aбдулов ни рaзу нe отозвaлся плохо ни о своeй бывшeй жeнe, ни о других жeнщинaх, которыe были в eго жизни. Он считaл подобноe повeдeниe нeдостойным. Aктeр вообщe прeдпочитaл нe говорить о личном, и тeм болee тeрпeть нe мог обсуждaть других людeй в их отсутствиe.
[править] Фильмография
- 1960 — Ждите писем — Костя (первая роль в кино)
- 1965 — Месяц май — студент, сосед Сергея в общежитии
- 1965 — На завтрашней улице — сварщик-гитарист на стройке электростанции
- 1966 — Нет и да — Лёнька
- 1966 — Гравюра на дереве — посетитель выставки (нет в титрах)
- 1969 — Я его невеста — Андрей
- 1970 — Карусель — студент
- 1971 — Боян Чонос — Боян
- 1971 — День за днём (фильм — спектакль) — Ричард, кинооператор
- 1972 — Враги — Акимов
- 1972 — Цирк зажигает огни — Костя
- 1973 — Жили три холостяка — Андрей
- 1974 — В восемнадцать мальчишеских лет — Шутов, военный лётчик
- 1974 — Соло для часов с боем — Павел Высенский
- 1974 — Контрабанда — сотрудник госбезопасности
- 1975 — Между небом и землёй — Симион Куку
- 1975 — Военные сороковые
- 1977 — Вооружён и очень опасен — Генри Йорк , репортёр из газеты «Золотой век»
- 1977 — Лев ушёл из дома — сторож в зоопарке
- 1978 — Про стекло — Ведущий, рассказчик
- 1979 — Утренний обход — Юра Будкевич, друг Нечаева
- 1979 — Место встречи изменить нельзя — Пётр Соловьёв
- 1979 — Дачники — Николай Петрович Замыслов, помощник Басова
- 1981 — Куда он денется! — Зритель в зале
- 1981 — Долгий путь в лабиринте — Мартын Лацис , председатель ВЧК
- 1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — Учитель мистер Доббинс (озвучивает Евгений Весник) / сообщник индейца Джо (озвучивает сам актер)
- 1982 — Бой на перекрёстке — Мартын Лацис
- 1983 — Привет с фронта — Капитан Корнилов
- 1984 — Трест, который лопнул — Репортёр Джо Блассом
- 1985 — Непохожая — Василий Сестрёнкин, отец Мишука
- 1985 — Принц и нищий — Шут
- 1986 — Дорогой Эдисон! — Николай Константинович Бочаров , руководитель лаборатории
- 1987 — Так победим! — Журналист
- 1989 — Свой крест — отец Эдуарда Кисловского
- 1990 — Московский полицейский Каминский (Франция) — эпизод (нет в титрах)
- 1990 — Гол в Спасские ворота — Берия
- 1991 — И чёрт с нами! — Берия
- 1992 — Азбука любви
- 1992 — Прикосновение — гость на свадьбе
- 2000 — Вместо меня — Саймон (последняя роль)
Дружба на всю жизнь
С этого момента молодые актеры стали большими друзьями. Они проводят все свое время вместе, в шумных компаниях. Во время вечеринок Владимир пишет стихи и песни, которые позднее войдут в золотую копилку советского барда. На глазах у Севы произошло знакомство Володи и Марины Влади, закончившееся бурным романом длиною в жизнь. Благодаря стараниям Всеволода Абдулова, певца удалось удержать на много лет перед пропастью алкоголизма.
Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий и Марина Влади | MoskowCity
После смерти Владимира Высоцкого его друг надолго ушел в себя. Никогда и ни с кем он не обсуждал факты личной жизни поэта. Позднее он все-таки оставил свои воспоминания в виде интервью сыну Высоцкого, Никите, который на их основе создал биографический фильм про своего отца. В киноленте обаятельного Всеволода сыграл небезызвестный Иван Ургант. Все годовщины смерти Владимира Высоцкого Всеволод проводил на могиле своего друга, каждый раз сильно оплакивая потерю.
Сложные отношения с любимым театром
С любимым театром было не все так просто. С 1964 года Всеволод Абдулов работал актером на двух ведущих сценических площадках Москвы – театре на Таганке и МХАТе им. Горького. Поначалу все складывалось отлично. Актер был на хорошем счету, ему поручали ответственные роли. Но в 1970 году на пост главного режиссера был назначен Олег Ефремов. Отношения сразу не заладились. Из-за тяжелой атмосферы в театре он не смог там работать. Актер начал сниматься в кино, заниматься дубляжом зарубежных фильмов и мультфильмов, записывал стихи для проектов Госфильмофонда.
В 1977 году Абдулов возвращался со съемок из Баку. Проезжая мимо города Ефремов в Тульской области у его автомобиля лопнуло переднее колесо. Машина перевернулась несколько раз. Актер серьезно пострадал и в течение трех недель не приходил в сознание. Мама не отходила от больничной койки в местной больнице, где ее единственный сын боролся за жизнь.
Интересный факт! Из трех сыновей Елизаветы Моисеевны остался в живых только Всеволод. Она, как заклинание, повторяла, что он должен выжить вопреки всем прогнозам врачей. Высоцкий тут же примчался в Тулу на своем «Мерседесе», как только узнал о случившемся.
Спустя 21 день Абдулов пришел в себя и пошел на поправку, но играть в театре в полном объеме больше уже не мог. В 1978 году начались съемки легендарного телефильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». По рекомендации Высоцкого актер пришел на пробы и был утвержден на роль милиционера Петра Соловьева, струсившего перед Фоксом. Он блестяще справился с ролью и запомнился многим зрителям именно по этой роли.
Петюня в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Свою кинематографическую деятельность артист продолжал вплоть до 2000 года. Он сыграл учителя мистера Доббинса в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна». Озвучивал героя Евгений Весник, так как голосом Абдулова говорил индеец Джо. Затем были роли репортера Джо Блассома в «Тресте, который лопнул», Саймона «Вместо меня» и даже Берии в фильмах 1990-91 годов.
“Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…”
После окончания учебы Всеволод Абдулов много играл в театре на Таганке и во МХАТе, не обходили его стороной и кинорежиссеры. И кто знает, как сложилась бы его судьба и карьера, если бы не роковой случай в 1977 году. Возвращаясь осенью того года со съемок в Баку, он попал в страшную автомобильную аварию из-за лопнувшего колеса. Машина, в которой находился актер, шесть раз перевернулась. Чудом выживший Абдулов в критически тяжелом состоянии попал в больницу, где три недели находился в коме, а пойти на поправку и выписаться смог лишь весной.
Последствия таких травм не бывают легкими. 35-летний Абдулов долго восстанавливался, но полностью оправиться ему так и не удалось. Перенесенная авария очень отразилась на его памяти. Вследствие этого актеру сложно давались роли с длинными текстами, и он постепенно отходил в тень, боясь подвести коллег. Нашел он себя в озвучке и закадровой работе, дубляж и радиопостановки стали его основным поприщем после аварии. Одной из самых знаковых и знаменитых его работ стала пластинка с записью сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Он исполнил одновременно несколько ролей, а также написанные Высоцким песни для этой инсценировки. Его неповторимый, мягкий голос мы слышали в дубляже таких знаменитых фильмов, как «Список Шиндлера», «Человек дождя», «Гарри Поттер», «Властелин колец» и многих других.
На съемки “Место встречи изменить нельзя” у 1978 году Абдулова затянул Высоцкий. Он как мог поддерживал друга. Из неразобранных на тот момент ролей Всеволод выбрал Петюню. Когда знаешь закадровую историю, то сцены смотрятся совсем другими глазами. Только представьте, какой нужно иметь талант, чтобы сыграть трусливого подлеца, являясь порядочным интеллигентом до мозга костей, и каково было Высоцкому воплощать на камеру отвращение к лучшему другу.
Зимой 1980 года злой рок дороги опять догнал актера, на этот раз вместе с Высоцким, который был за рулем. Друг фактически спас Абдулова, прикрыв его собой и вырулив так, чтобы столкновение пришлось не на сторону пассажира.
«Я ненавижу сплетни в виде версий, червей сомненья, почестей иглу”
Все друзья и знакомые характеризовали Всеволода Абдулова как человека исключительной порядочности. Он никогда не обсуждал кого-то за глаза, редко говорил о личном, но скорее не из-за скрытности, а из-за врожденной деликатности и тактичности. Особое, трепетное отношение он имел к своим женщинам. Женился Всеволод рано, в браке родилась его единственная дочь Юлия. Семья не продержалась долго, супруги развелись. Абдулов пользовался популярностью у противоположного пола, после развода у него были романы, но он никогда не позволял себе высказываться плохо и обсуждать в негативном ключе своих женщин, тем более жену. С дочерью Юлией он все время поддерживал теплые отцовские отношения.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты — эта банальная истина все же работает. Мы очень много знаем о Высоцком через его песни и роли, его огромность неоспорима. И в то же время почти ничего не знаем о скромном Абдулове, кроме роли пресловутого МУРовца-предателя Петра Соловьева. Но этой крепчайшей дружбой все сказано об истинной верности и порядочности.
Абдулов и Высоцкий
Со студенческой скамьи эти люди были неразлучны. Их дружба прошла через всю жизнь. И даже когда не стало Владимира Высоцкого, Абдулов всегда оставался верен этой дружбе.
Они много раз выручали друг друга из беды. А однажды Высоцкий буквально вытащил Абдулова с того света. Это произошло в 1977 году, после того, как вблизи города Ефремова машина Всеволода Абдулова перевернулась несколько раз. Актер получил множество травм, пролежал в коме около трех недель. После этой трагедии он уже не мог играть на театральной сцене в полную силу. Врачи считали его обреченными, и он сам не верил в то, что сможет вести в дальнейшем полноценную жить.
Поступление в школу-студию МХАТ
Свой путь в кино начал довольно удачно Всеволод Абдулов. Фильмы с его участием приведены ниже. Он был актером широкого профиля. В его послужном списке и образы отважных героев, и роли предателей и негодяев. Но печальное событие изменило ход его жизни. После 1977 году Абдулову было тяжело снимать в кино, играть на сцене. Он занялся озвучиванием мультипликационных персонажей, вел радиопередачи. Но это было позже, а сперва — театральный вуз и работа в легендарном МХАТе.
Приняв твердое решение стать артистом, Абдулов пошел поступать в школу-студию МХАТ. Там произошла встреча абитуриента с Владимиром Высоцким – студентом-старшекурсником. Именно он стал впоследствии самым близким человеком для Всеволода.
В школу-студию МХАТ Абдулову не удалось поступить с первой попытки. Но он хотел учиться именно в этом театральном вузе. Во многом помог ему Высоцкий. Он поддерживал Абдулова в трудные минуты жизни. Даже тогда, когда после страшной аварии актер перестал надеяться на выздоровление.
Детство
Всеволод Абдулов родился в артистической семье. С раннего детства он был окружен атмосферой искусства. Отец героя этой статьи – Осип Наумович Абдулов. Мать – Елизавета Моисеевна Метельская. Актер Всеволод Абдулов, биография которого является темой нашей статьи, любил театр с раннего детства. В доме родителей нередко бывали и Плятт, и Завадский, и легендарная Раневская.
После окончания школы Сева точно знал, кем он хочет стать – только актером. В отличие от большинства своих коллег, он пошел в театральное искусство не за признанием и славой, а для того, чтобы получать удовольствие от лицедейства. Стоит сказать, что представить себя в другой профессии Абдулов не мог. Отец был одним из величайших актеров Советского Союза. Мать ушла со сцены только потому, что вышла замуж за талантливого режиссера и артиста. Елизавета Метельская была талантливой актрисой, но пожертвовала карьерой ради мужа и сына.
Последние годы
Несмотря на свою профессию, Абдулов не был человеком публичным. Он редко давал интервью, не афишировал свою личную жизнь. После аварии, а затем и смерти близкого друга Всеволод Абдулов стал еще более замкнутым и нелюдимым. Но вопреки этим качествам, его любили коллеги. Он был чрезвычайно бескорыстным и добрым человеком.
В последние годы память актера сильно ухудшилась. Абдулов был вынужден отказываться от съемок: боялся подвести коллег. В этот период он полностью посвятил себя работе на радио. В 1991 году Абдулов оказался в реанимации. Согласно одной версии, у актера случился инсульт. Но тогда он выжил. После выписки из больницы Всеволод Абдулов пошутил, сказав одному из друзей, что не может умереть тогда, когда в стране происходят такие важные события.
Актер умер в 2002 году. Возможно, он прожил бы больше, если бы не был одинок. Согласно воспоминаниям дочери, он время от времени задумывался, уходил в себя. А однажды произнес фразу: «После смерти Володи мне нечем жить». У Абдулова было много приятелей, но всего один друг. На его душе лежал груз воспоминаний, о которых он не мог ни написать, ни рассказать. На многочисленные попытки журналистов узнать о подробностях личной жизни и болезни Высоцкого реагировал весьма негативно. Абдулов рассказал о друге тележурналистам лишь в последние годы свое жизни. При этом весьма сдержанно и скупо.
Биография
Родился 29 декабря 1942 года в Москве в еврейской семье актёров Осипа Наумовича Абдулова и Елизаветы Моисеевны Метельской (урождённой Шехтман), которые привили своему сыну любовь к театру.
В 1960 году Всеволод подал документы во все театральные вузы Москвы. Его уже приняли по конкурсу в ГИТИС и в Театральное училище им. Б. Щукина. Но в Школу-студию МХАТ (куда ему хотелось больше всего) поступить не получалось. На одной из консультаций он познакомился с Владимиром Высоцким — тот, будучи уже студентом-старшекурсником, приметил молодого абитуриента и кое-чему его научил. Это помогло ему, и в Школу-студию МХАТ его зачислили.
После окончания учёбы в 1964 году он играл в Московском театре на Таганке, на сцене Московского Художественного театра. Здесь молодому актёру посчастливилось выходить на сцену вместе со знаменитыми мхатовскими «стариками» — Андровской, Яншиным, Грибовым, Прудкиным. Он также мастерски читал Пастернака, Ахматову, Цветаеву. Его записи хранятся в фондах отечественного радио. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходили диски, содержащие записи радиоспектаклей с его участием и стихов различных поэтов в его исполнении. Одним из самых известных дисков является двойная пластинка с записью сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», где он исполнил сразу несколько ролей и песен, написанных специально для этой инсценировки Владимиром Высоцким.
До прихода в Московский художественный академический театр на должность главного режиссёра О. Ефремова, он был на виду, но потом ушёл в тень. После раздела театра он оказался в МХАТ им. М. Горького, но и там работать не смог: слишком сложные отношения были в коллективе.
Как киноактёр, был известен прежде всего по многосерийному телевизионному фильму режиссёра Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
В последние годы он озвучивал зарубежные фильмы и мультфильмы. Также известно исполнение им роли Понтия Пилата в русской версии рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда».
Осенью 1977 года, когда актёр возвращался со съёмок в Баку, вблизи города Ефремов под автомобилем взорвалось переднее колесо, и машина шесть раз перевернулась. В результате с тяжелейшими травмами и сотрясением мозга актёр попал в больницу. Двадцать один день он не приходил в сознание. Потом наступило улучшение, хотя врачи и говорили, что он «неперспективный». Лишь к весне он пошёл на поправку.
Его близкий друг, Владимир Высоцкий, упоминает об этом инциденте (используя игру слов) в своём стихотворном посвящении «Олегу Ефремову в день 50-летия»:
- «Здесь режиссёр в актёре умирает,
- Но вот вам парадокс и перегиб:
- Абдулов Сева — Севу каждый знает —
- В Ефремове чуть было не погиб».
Однако авария сильно сказалась на жизни актёра. Он уже не мог играть в театре с прежней интенсивностью.
Последние годы жизни
В последние годы жизни у актёра стало совсем плохо c памятью. Абдулов отказывался сниматься и почти полностью посвятил себя радио и озвучиванию, часто лежал в больницах. В 2002 году он впал в состояние забытья, его госпитализировали в одну из больниц.
Скончался на 60-м году жизни вечером 27 июля 2002 года в московской больнице.
Похоронен на 8-м участке Введенского кладбища, рядом с отцом. В день смерти актёра у него родился правнук Владимир Арутюнян.
Личная жизнь
В жизни Всеволод Абдулов слыл большим любителем женщин. Едва поступив на первый курс учебного заведения, он сразу же обзавелся семьей. Его избранницей стала Наталья Григорьева, студентка Бауманского института. Вскоре у них родилась дочка Юля. Больше у Всеволода детей не было. Всего за жизнь у него было пять официальных жен и много неофициальных.
Всеволод Абдулов в последние годы | Actoronline
Своей последней женой актер называл девушку Ольгу, молодую официантку, с которой он успел прожить только полгода. Причиной смерти актера стало редкое заболевание: инфаркт пищевода. Умер он в 2002 году после очередной годовщины Владимира Высоцкого.
«Место встречи изменить нельзя»
Всеволод Абдулов в этом фильме сыграл роль Петра Соловьева, которая стала самой яркой в фильмографии. Спустя много лет при имени этого актера зрители вспоминают прежде всего персонажа из фильма Говорухина. Абдулову тяжело давалась эта небольшая роль. Его мучили постоянные головные боли. После аварии ему было непросто запоминать текст. Но роль в этом фильме он обязан был сыграть, потому как хотел доказать себе, что он еще способен сниматься в кино. Несмотря на болезнь, Абдулов сыграл в этом фильме блестяще. Вспоминая последнюю сцену с его участием, когда разоблаченный Соловьев вдруг демонстрирует перед коллегами свое ничтожное нутро, сложно поверить, что актер в этот момент испытывал невыносимые физические страдания.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1969 | Золото | партизан |
1973 | Возле этих окон… |
Саша, молодой моряк (нет в титрах) |
1973 | Про Витю, про Машу и морскую пехоту |
десантник Козлов |
1974 | Москва, любовь моя | жених |
1974 | Вера и Фёдор (к/м) | Фёдор |
1976 | Золотая речка | Борис Рогов |
1976 | Семьдесят два градуса ниже нуля |
Лёнька Савостиков |
1976 | 12 стульев |
Эрнест Павлович Щукин, инженер |
1977 | Аленький цветочек |
Чудовище и Принц |
1977 | Побег из тюрьмы |
Николай Бауман |
1977 | Фронт за линией фронта |
солдат (нет в титрах) |
1978 | Обыкновенное чудо | Медведь |
1978 | Капитанская дочка | Пётр Гринёв |
1978 | Красавец-мужчина | Пьер |
1978 | Двое в новом доме | Сергей |
1978 | Всё решает мгновение |
Варенцов, первый тренер Нади |
1979 | Место встречи изменить нельзя |
«Жжёный», водитель хлебного автофургона в банде «Чёрная кошка» |
1979 | Тот самый Мюнхгаузен |
Генрих Рамкопф |
1979 | С любимыми не расставайтесь | Митя |
1979 | Молодость, вып. 2 (новелла «Зелёная куколка») | Смит |
1980 | Сицилианская защита |
Евгений Борисович Волков, сотрудник музея |
1981 | Факты минувшего дня |
Григорий Гаврилов |
1981 | Женщина в белом |
Уолтер Хартрайт |
1981 | Карнавал | Никита |
1982 | Гренада | «Весёлый» |
1982 | Ищите женщину |
Робер де Шаранс |
1982 | Чародеи | Иван Пухов |
1982 | Предчувствие любви | Сергей |
1982 | Суббота и воскресенье (к/м) | папа |
1982 | Этот фантастический мир. Выпуск 7 |
пришелец, актёр |
1983 | Поцелуй | Лобытко |
1983 | Рецепт её молодости | Грегор |
1983 | Юнона и Авось (телеспектакль) |
пылающий еретик / Фернандо Лопес / жених Кончиты / человек от театра |
1984 | Формула любви |
Жакоб, подручный графа Калиостро, кучер |
1984 | Два гусара | Сашка |
1985 | Самая обаятельная и привлекательная |
Володя Смирнов |
1985 | В поисках капитана Гранта | Боб Дёготь |
1985 | Страховой агент |
Виссарион Булкин |
1985 | Дорогая Памела | Брэд |
1986 | Сошедшие с небес | Сергей |
1986 | Храни меня, мой талисман | Митя Климов |
1986 | Тайны мадам Вонг | Доул |
1986 | Весёлая хроника опасного путешествия | Шалом |
1986 | Обвиняется свадьба |
знакомый Горина (нет в титрах) |
1987 | Десять негритят | Энтони Марстон |
1987 | Гардемарины, вперёд! |
Василий Фёдорович Лядащев |
1987 | Филёр | Иван |
1988 | Убить дракона | Ланцелот |
1988 |
Карманный театр |
|
1988 | Диктатура совести | Верховенский |
1989 | Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви | Владимир |
1989 | За прекрасных дам! | Гена |
1989 | Леди Макбет Мценского уезда | Серёжа |
1989 | Руанская дева по прозвищу Пышка |
г-н Тота, прусский офицер |
1990 | Сукины дети |
Игорь Гордынский |
1990 | Живая мишень | Юра |
1990 | Униженные и оскорблённые | Маслобоев |
1990 | Анекдоты | Василий Кутузов |
1990 |
Задворки 3, или храм должен оставаться храмом (фильм-концерт) |
|
1991 | Гений |
Сергей Владимирович Ненашев |
1991 | Дело Сухово-Кобылина | Кречинский |
1991 | Осада Венеции | князь Бадрицкий |
1991 | Дом под звёздным небом | Жора, сантехник |
1992 | Странные мужчины Семёновой Екатерины | Игорь |
1992 | Над тёмной водой | Лев |
1992 | Официант с золотым подносом |
Леша Удальцов, официант |
1992 | Сумасшедшая любовь |
Виктор Шумский, журналист |
1992 | Золото |
ландскнехт Андреас |
1993 | Я виноват | Виктор Иванович |
1993 | Настя |
Владимир Иванович Тетерин, префект округа |
1993 | Грех. История страсти | монах Сергей |
1993 | Тюремный романс | Артынов |
1993 | Поминальная молитва | Менахем-Мендл |
1994 | Простодушный | де Сент-Пуанж |
1994 | Кофе с лимоном |
Валерий Островский |
1995 | Чёрная вуаль |
Андрей Яковлевич Рокшин |
1995 | Первая любовь | Майданов |
1995 | Крестоносец | камео |
1997 | Шизофрения |
Иван Голубчик («Немой») |
1999 | Женская собственность | Сазонов |
2000 | Рождественская мистерия | кукольник |
2000 | Тихие омуты |
Антон Павлович Каштанов, академик |
2000 | Бременские музыканты & Co |
Шут / Сказочник |
2001 | Фаталисты |
Клиффорд Линдс |
2001 | Next. Следующий (телесериал) |
Фёдор Палыч Лавриков («Лавр») |
2001 | Жёлтый карлик |
Владимир Жаровский, писатель |
2002 | Ледниковый период | Игорь Клепко |
2002 | Next 2 (телесериал) |
Фёдор Палыч Лавриков («Лавр») |
2002 | О’кей! |
Аркадий Синихин, художник |
2003 | Тартарен из Тараскона |
Безюке, аптекарь |
2003 | А поутру они проснулись | Мрачный |
2003 | Next 3 |
Фёдор Палыч Лавриков («Лавр») |
2003 | О любви |
Григорий Степанович Смирнов |
2004 | Я тебя люблю | Александр |
2004 | Фабрика грёз | Авшаров |
2005 | Варвар и еретик (телеспектакль) |
Алексей Иванович |
2005 | Дело о «Мёртвых душах» | Ноздрёв |
2005 | Адъютанты любви |
адмирал Нельсон |
2005 | Мастер и Маргарита |
Фагот-Коровьев |
2006 | Парк советского периода |
приятель Зимина |
2006 | Полонез Кречинского | князь |
2007 | Ленинград (телесериал) | Чигасов |
2007 | Артистка |
Александр Босякин |
2007 | Маршрут (телесериал) | Тембот |
2007 | Капкан |
Михаил Григорьевич Волобуев |
2007 | Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны | Алик |
2007 | Лузер | Дмитрий |
2008 | Из пламя и света… |
Михаил Васильевич Арсеньев |
2009 | Анна Каренина |
Стива Облонский (премьера фильма состоялась после смерти актёра) |
2010 | Правосудие волков |
писатель Володя (премьера фильма состоялась после смерти актёра) |
Последние годы
Несмотря на свою профессию, Абдулов не был человеком публичным. Он редко давал интервью, не афишировал свою личную жизнь. После аварии, а затем и смерти близкого друга Всеволод Абдулов стал еще более замкнутым и нелюдимым. Но вопреки этим качествам, его любили коллеги. Он был чрезвычайно бескорыстным и добрым человеком.
В последние годы память актера сильно ухудшилась. Абдулов был вынужден отказываться от съемок: боялся подвести коллег. В этот период он полностью посвятил себя работе на радио. В 1991 году Абдулов оказался в реанимации. Согласно одной версии, у актера случился инсульт. Но тогда он выжил. После выписки из больницы Всеволод Абдулов пошутил, сказав одному из друзей, что не может умереть тогда, когда в стране происходят такие важные события.
Актер умер в 2002 году. Возможно, он прожил бы больше, если бы не был одинок. Согласно воспоминаниям дочери, он время от времени задумывался, уходил в себя. А однажды произнес фразу: «После смерти Володи мне нечем жить». У Абдулова было много приятелей, но всего один друг. На его душе лежал груз воспоминаний, о которых он не мог ни написать, ни рассказать. На многочисленные попытки журналистов узнать о подробностях личной жизни и болезни Высоцкого реагировал весьма негативно. Абдулов рассказал о друге тележурналистам лишь в последние годы свое жизни. При этом весьма сдержанно и скупо.
Детство, семейные традиции, школа-студия МХАТ
Всеволод Абдулов родился в актерской семье. Его родители были выходцами из еврейской среды, получили хорошее образование и всю жизнь посвятили искусству. Мама Елизавета Моисеевна (1908-1991) родилась в Виннице. Ее родители Моисей Лазаревич и Надежда Ефимовна Шехтманы были известными в городе дантистами. Они жили в большом двухэтажном особняке, им принадлежала дача, которая часто появлялась на открытках с видами Винницы. Но по стопам родителей дочь не пошла. Она стала актрисой, затем сценаристом и писательницей. Она посвятила мемуары единственному любимому мужчине – своему мужу Осипу Наумовичу Абдулову. Она решила, что в семье должен быть только один актер, и отдала эту роль мужчине.
Отец Всеволода Осиповича также был выходцем из еврейской семьи. Он родился в польском городе Лодзи в 1900 году. Его отец был инженером-текстильщиком. В 1913 году он решил перевезти семью в Москву. И в этом оказался прав. Через год началась Первая мировая война. В центре России было более безопасно переживать непростые времена, к тому здесь его профессия оказалась очень востребованной.
В 1917 году Осип Наумович (1900-1953) поступает в Московский университет на юридический факультет, но произошедшая Октябрьская революция меняет планы будущего правозащитника. В 1918 году он попадает в студию имени Федора Шаляпина. С этой поры начинается его актерская карьера. После окончания обучения он становится актером театра при студии. Затем служил в театре Комиссаржевской, МХАТе, работал с Завадским, Раневской, Мейерхольдом (вплоть до его ареста). С 1929 года преподавал в ГИТИСе. Кроме работ в театре и кино, в том числе и как режиссера, он активно занимался созданием радиопередач для детей. За свою деятельность Осип Наумович был награжден государственными наградами в 1944 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
Елизавета Моисеевна, Осип Наумович с сыном Севой
Уже с детства было понятно, что биография Всеволода Абдулова будет связана с сценическими видами искусства. Он целенаправленно готовился к поступлению в театральный институт. Но приоритет отдавал школе-студии МХАТ, где когда-то учились его родители. Именно здесь ему не повезло. В первый год поступления он прошел по результатам экзаменов в ГИТИС и училище им. Щукина, но во МХАТ не попал. Упрямый юноша на следующий год вновь подал документы в школу-студию. Никто не знает, чем бы закончилось это поступление, если бы не встреча в экзаменационных кулуарах с Владимиром Высоцким.
Интересный факт! Выпускники школы-студии МХАТ ревностно следят за абитуриентами. Поэтому всегда интересуются их вступительными испытаниями.
«Место встречи изменить нельзя»
Всеволод Абдулов в этом фильме сыграл роль Петра Соловьева, которая стала самой яркой в фильмографии. Спустя много лет при имени этого актера зрители вспоминают прежде всего персонажа из фильма Говорухина. Абдулову тяжело давалась эта небольшая роль. Его мучили постоянные головные боли. После аварии ему было непросто запоминать текст. Но роль в этом фильме он обязан был сыграть, потому как хотел доказать себе, что он еще способен сниматься в кино. Несмотря на болезнь, Абдулов сыграл в этом фильме блестяще. Вспоминая последнюю сцену с его участием, когда разоблаченный Соловьев вдруг демонстрирует перед коллегами свое ничтожное нутро, сложно поверить, что актер в этот момент испытывал невыносимые физические страдания.