Вий
Содержание:
- Бог Вий в северной традиции гадания и магии
- Успех
- Золотой век (2003)
- Роман
- Легенды славян
- Туманность Андромеды (1967)
- Времена землемеров (1968) (Mernieku laiki)
- Знаменитые веки Вия
- Фильмы
- биография
- “Вий” 3D (2014)
- Последние годы и печальный уход
- Александр Птушко
- Последние годы
- Вий — мудрец с пламенным взором
- Личная жизнь
- Вечный образ Вия
- Судьба их развела, едва соединив…
- Отношения с противоположным полом
- В театр через драматическую студию
- Мистические факты
- Образ в народном фольклоре
Бог Вий в северной традиции гадания и магии
Реза Бога Вия – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Всевидящее Око.
Номер резы – 9
Гадание. Вопрошание Бога.
Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь
Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.
Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.
Магия. Когда приглашают Бога Вия.
В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса!
Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел» называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.
В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Вий встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.
Успех
Молодая актриса дебютировала в кино в 1956 году в киноленте «После шторма». Однако эта роль не принесла ей большой популярности: сказалась недоработка сценария, а также неподготовленность девушки к камере и съемочной площадке. Тем не менее, ее заметили, и следующая роль уже стала знаковой в ее фильмографии. Картина «Родная кровь» (1963 год), повествующая о тяжелой жизни паромщицы Сони, в одиночку в годы войны воспитывающей троих детей и о ее возлюбленном, танкисте, который после смерти молодой женщины заменил детям настоящего отца, стала прорывом в карьере актрисы. Вия была названа лучшей актрисой.
Она сумела с удивительной точностью и необыкновенным мастерством передать душевные переживания этой тонкой благородной натуры. Такие лирические одухотворенные, но сильные образы особенно хорошо удавались актрисе, она с удивительной правдивостью умела сыграть героинь своего времени.
Золотой век (2003)
Исторический, Мелодрама, Русский фильм
Режиссер: Илья Хотиненко
В ролях: Виктор Сухоруков, Владимир Майсурадзе, Ольга Орлова
Действия фильма разворачиваются в конце восемнадцатого века в Санкт-Петербурге. Здесь служит английским послом при дворе императрицы Екатерины II лорд Витворт. Он необычайно красив и женщины всех возрастов без ума от него. Он заводит роман с Ольгой Зубовой. Екатерину сменяет на престоле Павел I, который начинает вести политику, от которой Англия не в восторге. Готовится заговор против нового императора. Витворт становится одним из его организаторов. Он убеждает Ольгу помочь ему, признаваясь ей в вечной любви. Но после смерти Павла лорд исчезает, а Ольга становится государственной преступницей.
Роман
Партнером актрисы по съемкам стал Евгений Матвеев. В картине они играли влюбленную пару. Они настолько гармонично смотрелись в кадре, что им невозможно было не поверить. Но в реальной жизни между актерами тоже случился роман. В то время Матвееву был 41 год. Актер был давно женат и популярен. За ним толпами бегали поклонницы. В браке с супругой у него родилось двое детей. Его дочка Светлана вспоминала, что отец каждый раз на съемочной площадке искал изюминку в партнерше, если приходилось играть любовь. Ведь чувства нужно было изображать. А вот при встрече с Артмане Матвеев был обескуражен. Она была так холодна и отстранена, что актер не знал, как к ней подступиться. А ведь ему предстояло играть с ней любовь.
Над Самарской областью засияли «три солнца»
«Я поступила честно»: Анастасия Волочкова рассталась с тайным возлюбленным
Сибирские ученые смогут лечить болезни Альцгеймера и Паркинсона особой пшеницей
На Артмане партнер тоже не произвел должного впечатления. Он показался ей очень замкнутым и суровым. Она даже не предполагала, что внутри него горит такой огонь. Вия долго не могла понять, что чувствует ее партнер. Но Матвеев сумел найти подход к актрисе. Их экранные чувства перешли в реальную жизнь.
Легенды славян
Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания о том, что кто-то смог победить Вия.
Вий управлял тьмой и тёмными воплощениями всех стихий.
В слугах у божества была нечисть, без которой он, в прямом смысле не мог смотреть на окружающих – нечисть чёрными калёными вилами поднимала ему веки. По легенде, виной неподъёмных век Вия – проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва.
Если человек хоть раз взглянул на Вия – это означало верную смерть. Это божество взглядом могло превратить в пепел деревню или целый город.
В славянских мифах описано несколько дорог, по которым можно попасть в Навь – подземное царство. Говорят, после смерти души идут по мосту через речку Смородину. Иногда её называют рекой Берёзиной, Пучай рекой или Огненной. Перейти по мосту через реку, которая разделяет Явь и Навь может только умерший, живому человеку это не по силам.
В былинах описывается перекрёсток межда двумя мирами и входом в подземный мир. Правда, если двери между мирами открыты – любой перекрёсток может стать волшебным. Ещё в Навь можно попасть через Древо Мира, если идти от ствола к корням.
После моста души должны пройти очищение в Пекле (чтобы заново родиться на земле). Очищением как раз и занимается бог Вий.
Строчки из книги «Бог Вий хранитель Душ у славян» подтверждают занятие и предназначение мифического чудища.
«Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь. Чистят души пламенем в особом месте – Пекле
Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!
Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!
Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!»
Туманность Андромеды (1967)
Мелодрама, Советский фильм, Фантастика
tagSci-Fi (Научная фантастика), tagПро космос
Режиссер: Евгений Шерстобитов
В ролях: Александр Гай, Татьяна Волошина, Ладо Цхвариашвили
Далекое будущее. Экипаж земного звездолета «Тантра» обнаруживает в космосе странную планету «Железная звезда», о существовании которой давно ходят нехорошие слухи. Корабль попадает в гравитационную ловушку планеты, выбраться из которой мешает нехватка топлива. Космонавты посылают сигнал бедствия, но помощь прибудет не раньше, чем через двадцать лет.Но вот на поверхности «Железной звезды» обнаружен чужой звездолет. Есть шанс, что в нем еще осталось топливо, и возможно, на нем смогут работать двигатели «Тантры». Командир экипажа принимает решение о высадке…Фильм «Туманность Андромеды» снят по одноименному роману Ивана Ефремова, который, несмотря на ярковыраженную идеологическую направленность, в свое время приобрел широкую популярность не только в СССР, но и за рубежом.
Времена землемеров (1968) (Mernieku laiki)
Драма, Зарубежный фильм
Режиссер: Вольдемар Пуце
В ролях: Харий Авенс, Алфредc Яунушанс, Карлис
По одноимённому роману Рейниса и Матиса Каудзитис. Времена аграрной реформы XIX века в Российской империи. В сельскую волость приезжают землемеры, для перераспределения и наделения земель. Крепкий хозяин, зажиточный Пратниекс всеми путями добился себе самого лучшего участка и забрал землю у возлюбленного Лиены — бедняка Каспара. После разорения соседа, Пратниекс мечтает добиться от Лиены согласия стать его женой
Каспар погибает по неосторожности. Алчный сосед уверен, что красавица Лиена, непременно будет его; но убитая горем невеста сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.
Знаменитые веки Вия
Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?
Хочу заметить, что вопрос имени Вия волнует многих исследователей. В древней мифологии иранцев и индийских преданиях есть рассказы о боге Вайю. Не сомневаюсь, вы заметили некоторое сходство в произношении имён двух богов. На родство с Вием у Вайю указывает и его сфера деятельности. Он считался безжалостным повелителем ураганов, нёс смерть и разрушения, а значит, вполне мог «трансформироваться» в повелителя подземного царства и мертвецов.
Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.
Фильмы
В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».
Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)
В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».
Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».
На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.
Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)
Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.
В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.
Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)
В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).
В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.
Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)
Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.
Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.
Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)
По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.
В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.
Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)
В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.
биография
Вия Артмане родилась 21 августа 1929 г. в деревне Кайве Тукумского края, где его родители владеют фермерским хозяйством «Декшки».
Артмане получил образование в Риге . С 1946 по 1949 год училась во Второй студии театра Дайлес , а в 1949 году стала актрисой театра Дайлес. В 1950 году она стала членом Союза театральных деятелей Латвии.
Когда она начала работать в театре, она быстро привлекла внимание Эдуарда Смикиса , основателя и главного директора театра Дайле. Первый большой успех приходит к нему с ролью Джульетты в « Ромео и Джульетте » Шекспира, где его партнером был Эдуард Павулс
В 1953 году Артмане вышла замуж за актера театра Dailes Артура Димитера (1915-1986), у них родилось двое детей — музыкант Каспарс Димитерс (1957) и художница Кристиана Димитере (1965). В 1955 году Артмане был избран членом Совета народных депутатов Кировского района города Риги.
Его первая экранная роль состоялась в фильме Роланда « Калниньш после бури» 1956 года , но действительно выделялась роль Даце в фильме Павла Армандса «Kā gulbji balti padebeši iet» (1956), которая стала настоящим началом его кинокарьеры. В 1958 году она стала членом Союза кинематографистов Латвии. Артмане снимал фильмы не только на Рижской киностудии , но и с большим успехом за пределами Латвии.
Вия Артмане была одной из самых известных латвийских актрис театра и кино ХХ века. Всего она сыграла не менее 85 ролей на сцене и 50 на экране.
В 1968 году Артмане вступил в ряды КПСС , в 1971 году она прославилась в качестве делегата от 21 — го съезда ЛКП и на 24 — й съезд КПСС, в 1976 году — делегат от 22 — го съезда КПСС . В 1980 году она стала вице-президентом Советского комитета защиты мира. С 1980 по 1987 год Артмане был членом Верховного Совета Латвийской ССР. С 1983 по 1985 гг. Была председателем Совета директоров Театрального общества Латвийской ССР .
В 1995 году Артмане возглавлял 1 — й Международный Стожары Film Festival в Киеве ( Украина ).
Умер 11 октября 2008 г.Похоронена на Покровском кладбище в Риге.
(4136) Артмане , астероид в главном поясе астероидов назван в его честь.
“Вий” 3D (2014)
Фильм «Вий» 3D: Хома Брут, Панночка и Вий
Режиссер Олег Степченко приступил к работе над фильмом “Вий” 3D еще в далеком 2005 году, однако картина увидела свет только в 2014-м. Проект стал самым кассовым среди вышедших в том же году, его бюджет составил $26 млн, а в прокате лента собрала более $34 млн и 1 млрд руб.
По ходу того, как писался сценарий, Олег Степченко и Алексей Петрухин решили добавить в историю еще одного персонажа, английского ученого-картографа Джонатана Грина (Джейсон Флеминг). Главных героев, Хому Брута и Панночку, сыграли Алексей Петрухин и Ольга Зайцева. Для съемок также отобрали актеров Алексея Чадова, Агнию Дитковските, Юрия Цурило, Андрея Смолякова, Нину Русланову и Валерия Золотухина, для которого роль Явтуха стала последней.
Фильм “Вий” 3D получил неоднозначные отзывы критиков: его хвалили за красочные декорации и спецэффекты, однако многие отметили, что картина далека от повести Гоголя. Критики не оценили и вторичность ленты, так как даже в положительных рецензиях ее часто сравнивали с “Сонной лощиной”.
Последние годы и печальный уход
К сожалению, когда знаменитая актриса достигла пожилого возраста, былое величие забылось. Власти лишили ее шикарной квартиры в Риге, и Вия Фрицевна была вынуждена жить на даче.
Вия Артмане (слева в фильме «Театр)
Актрису мучили хронические заболевания, в числе которых трофические язвы на ногах.
Утешала звезду лишь религия, в конце жизни она приняла крещение под именем Елизавета.
После инфаркта и нескольких инсультов, актриса уже не смогла оправиться и в октябре 2008 года ее не стало. Королеве рижского кино было 80 лет.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Александр Птушко
Мастера сказочного жанра в кино и главного режиссера «Вия» Александра Птушко проклятие фильма также не обошло стороной. Сценарий для первого советского ужастика он писал в перерывах между съемками своих сказок. Правда, снимать его сам он не собирался и доверил это дело старшекурсникам режиссерского факультета Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако студенты не справились, и за дело пришлось браться самому. Птушко создал фантастическую «нечисть»: пригласил артистов цирка, спортсменов и карликов. Им красили в синюшный и серый оттенок, приделывали дополнительные носы, подбородки и уши, замазывали лица.
После «Вия» режиссер снял «Руслана и Людмилу», мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве». По последнему он даже написал сценарий, но из-за болезни задуманному не суждено было сбыться. В последние годы жизни режиссер страдал тяжелой болезнью почек. Но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя и работал до последних дней свой жизни.
Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве в возрасте 72 лет.
Последние годы
Через несколько лет ей все-таки вернули жилье и наградили за заслуги в кинематографе. Ее сын стал музыкантом, дочь – художником. Актриса очень тяжело переживала распад Советского Союза, утверждая, что русский и латвийский кинематограф дал ей очень много для профессионального роста, и поэтому ей было очень трудно воспринимать эти две страны как отдельные государства. Тем не менее, она всегда хорошо отзывалась о своей работе как с латвийскими, так и с русскими режиссерами (с последними она работала и после событий 1991 года).
Актриса скончалась в 2008 году. Показателем всенародной популярности Вии стал выход нескольких фильмов, посвященных ее жизни и творчеству, причем в их названиях она названа королевой. Кроме того, имеются воспоминания самой Артмане о своей непростой жизни, а также книга, посвященная ее творчеству.
Вий — мудрец с пламенным взором
Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.
Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.
Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.
Личная жизнь
Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После смерти мужа актриса неоднократно признавалась, что была не счастлива в личной жизни. Актриса вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарила семейная жизнь – это дети.
Евгений Матвеев и Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)
Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитере – художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.
Вия Артмане в разные годы выпустила три книги-воспоминания: «Vija Artmane», «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавета.
Вечный образ Вия
Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.
Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.
Вот таким необычным оказался Вий в сказаниях и самых разных их интерпретациях. Какой же он: мудрый или ужасающий, величественный или отвратительный? Мне кажется, в нём сочетаются все эти качества, ведь сложно найти более противоречивого тёмного бога славянского пантеона. Вот и получается так, что Вия можно назвать одновременно и устрашающим монстром, и очищающим пламенем, и хранителем душ умерших.
Судьба их развела, едва соединив…
Но Фриц оказался очень настойчив, особенно после того, как узнал, что Анна забеременела. Он женился на Анне, правда, молодые супруги остались жить под кровом родителей мужа. Однажды, когда молодая женщина была на пятом месяце беременности, она пошла к колодцу набрать воды. Внезапно навес над ним сорвался. Анна позвала мужа, чтобы тот посмотрел, что произошло. Фриц не стал никого звать на помощь, а сам попытался установить навес на прежнее место. Мальчишеское безрассудство? Очень может быть!
Навес не поддался, а молодой человек надорвался. Он пролежал несколько дней в постели, надеясь, что все образуется, но разрыв внутренних органов оказался несовместим с жизнью. Горько оплакивала смерть мужа Анна, и хотела сразу уйти с хутора, но свекор со свекровью не отпустили: они очень надеялись на то, что родится внук. А когда на свет появилась внучка, даже не скрывали своего разочарования. И однажды указали Анне с дочкой на порог!
А дальше — жизнь батрачки. Ходили с хутора на хутор в надежде, что кто-то даст им работу и кусок хлеба. Анне приходилось вставать с первыми лучами солнца, а заканчивать свою работу с наступлением темноты. А девочка в это время была предоставлена сама себе. До тех пор, пока ей не исполнилось десять лет, — с этого времени Алиду определили в пастушки — следить за стадом коров.
Гораздо позже, когда Алида изберет себе другое имя — Вия, — она будет часто вспоминать свое безрадостное детство. Зато она очень ценила скромные радости жизни — в те времена даже горбушка свежевыпеченного хлеба могла доставить ей счастливые мгновенья…
Когда Вие исполнилось 15 лет, Латвию освободили от гитлеровцев советские воины. У молодежи появились новые интересы: республика начала бурно развиваться, а детский труд оказался под запретом. То, что эта власть была более справедливой, Анна с дочерью успели убедиться уже очень скоро. Алида успевала посещать не только обычную школу, но еще и записалась в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса. Вопреки воле матери — та хотела, чтобы дочь получила более «солидную» профессию. Как быстро меняется ситуация — ведь даже за три года до описываемых событий Анна и представить не могла, что ее дочь не будет батрачкой!
Отношения с противоположным полом
Тем, кого интересует вопрос, что означает имя Вия, должна стать полезной информация, что этой девушке более всего подойдет выбор в супруги мужчин, названных Максимом или Дмитрием, Марком или Глебом, Петром или Виктором.
Характер девушки отличается самодостаточностью. Поэтому она не стремится связать себя узами брака. Вия очень разборчива, она будет долго думать, прежде чем согласится выйти замуж или завести дружбу с новым человеком. Партнер Вии должен быть парнем, на все 100 % соответствующим тем требованиям, которые она выдвигает к мужчинам. Но если такое чудо случается, девушка станет отличной супругой, самозабвенно отдающейся чувствам к своему избраннику. Партнер даже будет удивлен, насколько эта сдержанная и закрытая личность способна быть страстной и нежной.
В театр через драматическую студию
В студии девушка взяла себе новое имя — Вия. Ей казалось, что оно более привлекательное. Но самое главное, что девушка трудилась не покладая рук над каждой новой ролью: возвращаться на хутор ей не очень-то хотелось. Надо отдать должное и ее наставникам — они тоже старались доказать, что Бог их талантом не обделил.
Свой первый спектакль в 1949 году Вия отыграла почти в полуобморочном состоянии — так волновалась. Но ее поддержали, особенно основатель этой знаменитой труппы (театра им. Райниса) Эдуард Смильгис. Он учил девушку жить на сцене, забывая о том, что где-то есть зрители, помогал находить правильные интонации и движения. Но Бога не бывает без чёрта — его гражданская жена делала все возможное, чтобы молодой актрисе доставались лишь второстепенные роли.
В самом начале своей карьеры Артмане и не мечтала о киноролях. Ей с лихвой хватало и театра. Но в середине 50-х годов спрос на актеров и актрис прибалтийского происхождения заметно возрос, не в последнюю очередь из-за того, что у них все-таки был какой-то европейский стиль. Вия дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма», но полюбили ее кинозрители после выхода на экран фильма «Родная кровь», где она сыграла главную героиню Соню, паромщицу, мать троих детей. Причем сумела донести то внутреннее достоинство, которое есть у героини, чем сразу же полюбилась миллионам советских женщин. Правда, после этого все заговорили о романе Евгения Матвеева и Вии Артмане…
Мистические факты
За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.
- Спустя два года после смерти Александра Птушко скончался оператор Федор Проворов, он, как и Птушко, не дожил до своего дня рождения месяц.
- В 1973 году скончался не только Птушко, но и Степан Шкурат. Роль Явтуха в «Вие» для него стала последней.
- Актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, скончался в 1971 году в возрасте 48 лет от остановки сердца.
- Съемки фильма проходили в Илецком монастыре в Чернигове, в поселке Седнев. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла.
- На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину – все актрисы отказывались еще на стадии проб из-за суеверия. Поэтому Ведьму сыграл актер Николай Кутузов. Во время съемок Кутузов начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого он даже не выпивал. Свою тягу к спиртному он объяснял страхом перед нечистой силой и «дьявольской ролью».
Образ в народном фольклоре
Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.
Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.
Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
– Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей – обратился он к своим богатырям.
И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.
Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.