Вера николаевна пашенная

Биография

Вера Пашенная родилась в семье известного актёра Николая Рощина-Инсарова (реальная фамилия — Пашенный); её сестра,Екатерина Рощина-Инсарова, в 1919 году эмигрировала.

В 1904—1907 годах обучалась у Александра Ленского в Столичном театральном училище.

С 1907 года — актриса Малого театра. Заменив в одном из спектаклей величавую Марию Ермолову, Вера Пашенная стремительно достигнула признания и стала ведущей актрисой головного драматического театра Рф. Посреди ролей — Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренева), Васса («Васса Железнова» М. Горьковатого), Древняя хозяйка («Каменное гнездо» Х. Вуолийоки).

С 1914 года преподавала на драматических курсах при Малом театре.

В 1920-е годы Вера Пашенная выступала в нескольких столичных театрах: в бывшем Театре Корша (1921), Замоскворецком театре (1923—1924), Музыкальной студии МХАТа под управлением Вл. Немировича-Данченко (1924); по приглашению К. С. Станиславского участвовала в забугорных гастролях МХАТа (1922—1923).

В 1924 году вкупе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала его директором.

С 1933 года правила несколькими курсами, с 1941 года — доктор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина.

В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала тут Народный театр.

Вера Пашенная погибла 28 октября 1962 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Личная жизнь

Вера Пашенная два раза была замужем:

1-ый супруг — актёр Витольд Полонский.

2-ой супруг — актёр Владимир Фёдорович Грибунин.

В Москве Вера Пашенная проживала по адресу: ул. Огарева (на данный момент Газетный пер.), 1/12. На доме установлена мемориальная доска.

Детство и юность

Пашенная Вера Николаевна появилась на свет 19 сентября 1887 года в Москве. Когда девочке не исполнилось еще 10 лет, ее родители расстались. Евгения – мать Веры — вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал мужчина по имени Николай Кончаловский, который оказывал ей поддержку в воспитании двух детей.

Пашенная Вера окончила обычную среднюю школу в Москве. Девушка решила посвятить жизнь врачебной практике. Однако незадолго до поступления в медицинскую гимназию сделала выбор в пользу актерской деятельности. Юная Вера Пашенная подала документы на поступление в Московское театральное училище, куда была успешно зачислена с первой попытки в 1904 году.

Арест

Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении. Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков.

Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу. Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку. После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение.

Тяжелая болезнь

В 1961 году на сцене Малого театра состоялась премьера постановки «Честность» по произведению писателя А. Сафронова. В пьесе Вере Николаевне достался образ пожилой коммунистки по фамилии Колесова. Спектакль ставился к памятной дате – открытию 22-го съезда КПСС. Поэтому неудивительно, что все артисты, которые готовились к участию в пьесе, находились в нервном состоянии. Однако больше всего репетиции негативно отражались на самочувствии Пашенной. Артистка постоянно ощущала себя усталой и больной. Вскоре коллеги по сценической площадке забили тревогу и, как оказалось, не понапрасну.

В один момент Вере Пашенной потребовалась врачебная помощь. В ходе репетиций к показу будущей пьесы в театр была вызвана карета скорой помощи. После целой череды обследований Вере Николаевне поставили неутешительный диагноз – рак. Вначале актриса согласилась пройти комплексное лечение. Однако после проведения нескольких дней на больничной койке решила выписаться из медицинского учреждения. Актрису угнетала тамошняя атмосфера. Пашенная не привыкла проводить день за днем бездельничая. Да и оставаться наедине со своей проблемой артистка также не желала.

Вернувшись к работе в театре, Вера Николаевна осознавала, что это станет для нее приговором. Но артистка продолжала выходить на сцену, играя своих сильных, непокорных героинь. В утреннее время Пашенная посещала больницу, где проходила процедуры по облучению рентгеном. Уже в обеденное время ее можно было лицезреть в полной бодрости духа на сценической площадке.

Режиссерская работа

Спустя некоторое время Вера Харыбина заинтересовалась режиссерской работой и приняла решение продолжить свое образование на режиссерском факультете Всероссийского государственного института кинематографии. Руководителем курса, на котором актриса осваивала новую профессию, был признанный кинорежиссер, создатель не одного десятка кинолент, включая «Республику Шкид» и «Возвращение Броненосца», Геннадий Полока.

В 1997 году, став дипломированным режиссером, Вера Харыбина начала снимать сериалы. Многосерийные ленты «Маша Березина», «Грехи отцов», а также популярный фильм «Адъютанты любви» снимались при участии Харыбиной.

Во время поиска очередного проекта для съемок Вере Анатольевне поступает предложение о документальном кино. Так актриса открыла для себя новую спецификацию – режиссер документального кино.

В 2014 году на юбилейном кинофестивале «Кинотавр» был представлен необычный проект – фильм с элементами как документального, так и игрового кино «Спроси меня», режиссером и идейным вдохновителем которого выступила Вера Харыбина. Фото с красной дорожки Сочинского фестиваля бережно хранят у себя студенты МХАТа, ставшие главными действующими лицами полнометражной ленты.

Фильм «Спроси меня» получился достаточно необычным: с одной стороны – это полноценное документальное кино о жизни и судьбе восьми реальных персонажей с непохожими судьбами и жизнями, а с другой – участниками съемок стали студенты театральных вузов, примеряющие на себя чужой жизненный путь. Специфическое кино не стало призером кинофестиваля, зато было высоко оценено коллегами и критиками.

Работа в театре

Харыбина Вера Анатольевна со школьной скамьи мечтала об актерской профессии. Родители, профессора Московского авиационного института, не стали препятствовать дочери в исполнении мечты, и уже в 22-летнем возрасте Вера получает диплом об окончании театрального училища им. Щепкина.

В советские годы молодым выпускникам вузов и начинающим специалистам выдавалось распределение на работу. Именно по распределению Вера Харыбина была принята в состав Московского академического театра сатиры, которому посвятила 30 лет своей жизни.

Заядлые театралы могут вспомнить актрису в молодости по образу Пеппи в одноименном спектакле, в роли одной из принцесс в постановке о жизни короля Людовика XIV по роману А. Дюма. В возрасте 27 лет Вера Харыбина сумела сыграть непростую роль директора школы в спектакле «Роковая ошибка».

Творчество

Роли в театре

На театральной сцене Вера Николаевна Пашенная сыграла более 100 ролей.

  • 1907 — «Дельцы» И. И. Колышко — Вера
  • 1907 — «Джентльмен» А. И. Сумбатова — Кэт
  • 1908 — «Без вины виновные» А. Н. Островского — Аннушка
  • 1908 — «На покое» А. И. Куприна и А. И. Свирского — Маша
  • 1908 — «Франческа да Римини» Габриеле д’ Аннунцио — Франческа
  • 1908 — «Казённая квартира» В. А. Рышкова — Таня Дедявкина
  • 1908 — «В борьбе за мужчину» К. Фибих — Христиана Мюллер
  • 1909 — «Белая ворона» Е. Н. Чирикова — Липа
  • 1909 — «Жены» Д. Я. Айзмана — Наденька
  • 1909 — «Бедная жена» А. Н. Островского — Марья Андреевна
  • 1910 — «В старенькые годы» И. В. Шпажинского — Клавдия
  • 1910 — «Старый обряд» А. Н. Будищева — Татьяна Кондарева
  • 1926 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Любовь Яровая
  • 1949 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Вениамин Цыганков — Анна Андреевна
  • 1952 — «Васса Железнова» М. Горьковатого — Васса Борисовна Железнова
  • 1957 — «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки — хозяйка Нискаувори
  • 1960 — «Остров Афродиты» А. Парниса. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский — Ламбрини
  • 1961 — «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: Вера Пашенная, М. Н. Гладков — Марфа Игнатьевна Кабанова

Фильмография

  • 1912 — Бесприданница — Лариса
  • 1912 — Гроза — Катерина
  • 1912 — Потаенна дома № 5 — куртизанка Эльза
  • 1919 — Поликушка — Акулина
  • 1920 — Колченогий барин — Катенька Мордвинская
  • 1952 — Горе от разума — Хлёстова
  • 1952 — Волки и овцы — Мурзавецкая
  • 1953 — Васса Железнова — Васса Борисовна Железнова
  • 1956 — Дорога правды
  • 1957 — Екатерина Воронина — бабушка Екатерины
  • 1958 — Кретин — Генеральша Епанчина
  • 1959 — Повесть о молодожёнах — Ольга Николаевна, директор детского дома

Личная жизнь

Случайное знакомство в купе поезда с актером МХАТа Игорем Золотовицким переросло в бурный роман, а спустя несколько лет – в супружескую жизнь. В браке у пары родилось двое сыновей Алексей и Александр.

Оба молодых человека сейчас стараются идти по стопам родителей и осваивают актерскую профессию, а также увлекаются музыкой. А в далекое время перестройки уже знаменитой актрисе пришлось прервать свою карьеру по причине декретного отпуска, а потом и в связи с отсутствием предложений об участии в съемках. Все это время основным источником дохода семьи стала активно развивающаяся актерская профессия супруга, часто бывающего в заграничных поездках с популярными театральными спектаклями МХАТа.

Покушение

Различные радикальные группировки неоднократно устраивали покушения на императорскую особу. Александр Второй, несмотря на ряд реформ, среди которых была отмена крепостного права, считался виновником всех бед народа. Для покушения на Александра был выбран его визит в Санкт-Петербург для участия в различных церемониях. «Народная воля» решила взорвать карету императора во время его проезда вдоль Екатерининского канала. Подготовка велась довольно долго. Заблаговременно революционеры купили лавку, из которой прорыли туннель под мост. Туда планировалась заложить бомбу.

Однако во время визита царя его маршрут изменился. Народовольцам пришлось срочно менять план. В итоге два революционера, Гриневицкий и Рысаков, получили на руки самодельные бомбы и заняли места на улице, по которой должен был проехать Александр. Когда императорская карета подъехала, Рысаков метнул бомбу, но ранил только охрану царя. После этого Александр вышел из кареты, чтобы посмотреть на раненых казаков. Именно в этот момент Гриневицкий взорвал свою бомбу, убив себя и царя.

Творчество[править | править код]

Фильмография

  • 1912 — Бесприданница — Лариса
  • 1912 — Гроза — Катерина
  • 1912 — Тайна дома номер пять — куртизанка Эльза
  • 1919 — Поликушка — Акулина
  • 1920 — Хромой барин — Катенька Мордвинская
  • 1952 — Горе от ума (фильм-спектакль) — Хлёстова
  • 1952 — Волки и овцы (фильм-спектакль) — Мурзавецкая
  • 1952 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Манефа
  • 1953 — Васса Железнова (фильм-спектакль) — Васса Борисовна Железнова
  • 1956 — Дорога правды — Ремизова
  • 1957 — Екатерина Воронина — бабушка Екатерины
  • 1958 — Идиот — Генеральша Епанчина
  • 1959 — Повесть о молодожёнах — Ольга Николаевна, директор детского дома
  • 1959 — Растеряева улица (фильм-спектакль) — Балканиха

Участие в фильмах

1960 — Женщины в искусстве (документальный)

Архивные кадры

2011 — Александр Сумбатов-Южин. Битва за театр (документальный)

Всегда готова!

В семьдесят четвёртом году переезжает в Берн, где поступает в другой университет. Тут знакомится с активистами организации «Народная воля».

В семьдесят девятом полностью посвящает себя революционной деятельности. Переезжает в Санкт-Петербург для агитации среди местного студенчества и военных. Участвует в подготовке покушения на императора Александра Второго. Народовольцы считали, что именно убийство царя станет тем катализатором, отправной точкой, которая запустит революцию в России. Также имелась связь с польской интеллигенцией, которая стояла на позициях сепаратизма и обещала выступить в случае смерти царя.

Смена ветра

После начала Февральской революции участвует в нескольких манифестациях. Однако активного участия не принимает. Всё больше времени уделяет проблемам бывших политзаключённых.

Временному правительству.

Октябрьскую революцию Вера Николаевна также не поддержала. После установления советской власти держалась вдали от политики. Революционерка прожила долгую жизнь. На дни рождения и юбилеи власти устраивали мероприятия в её честь. Несмотря на ее отстранённость от политики все в партии знали, кто такая Вера Фигнер. Мемуары революционерки несколько раз переиздавались. Умерла Вера Николаевна пятнадцатого июня 1942 года.

Дебют в театре

В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.

В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.

Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.

Биография[править | править код]

Вера Пашенная родилась в Москве в семье известного актёра Николая Петровича Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный), происходившего из помещичьей семьи. Мать — Евгения Николаевна Пашенная, в молодости играла в любительских театрах, но затем оставила сцену ради семьи. Вскоре родители расстались и мать вышла замуж за Николая Петровича Кончаловского, заменившего Вере отца.

В 1904—1907 годах училась у Александра Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища.

С 1907 года выступала на сцене Малого театра. Заменив в одном из спектаклей Марию Ермолову, быстро добилась признания и вскоре стала ведущей актрисой театра.

С 1914 года начала преподавать в драматических классах училища, впоследствии известного как Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.

В 1921 году играла в Театре Корша (3-й театр РСФСР. Комедия), с 1923 по 1924 год — в Замоскворецком театре Петра Струйского, в 1924 году — в Музыкальной студии при МХАТ под руководством Владимира Немировича-Данченко; в 1922—1923 годах по приглашению Константина Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа.

Всего на театральной сцене Пашенная сыграла более ста ролей.

В 1924 году вместе с Надеждой Смирновой организовала Театр-студию из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре и стала его директором.

В 1936 году, отправившись на гастроли в Игарку, основала там Народный театр.

С 1933 года руководила несколькими курсами Щепкинского училища, а в 1941 году ей было присвоено звание профессора. Руководитель кафедры актёрского мастерства училища с 1945 года.

В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей и сцен с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений Пушкина, Некрасова, Короленко, Горького, Полевого, Пановой в её исполнении.

Член КПСС с 1954 года.

Вера Пашенная скончалась 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

  • Отец — Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия Пашенный, 1861—1899), драматический артист.
  • Мать — Евгения Николаевна Пашенная.
  • Отчим — Николай Петрович Кончаловский.
  • Сестра — Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (1883—1970), драматическая актриса. В 1919 году эмигрировала в Европу.
  • Первый муж — Витольд Альфонсович Полонский (1879—1919), актёр.
    • Дочь — Ирина.
  • Второй муж — Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933), актёр.

Последняя роль

В январе 1962 года в Малом театре стартовала пьеса «Гроза» по сценарию Островского. Постановка пользовалась огромным успехом у столичных театралов. И это неудивительно, ведь одну из центральных ролей в спектакле исполняла Вера Пашенная. Как оказалось позже, это была последняя пьеса выдающейся артистки. На то время актриса находилась в довольно преклонном возрасте и регулярно болела. Однако ее выдержка продолжала поражать окружающих. Актриса не сдавалась, днями и ночами отрабатывая реплики с партнерами по постановке.

Когда показ спектакля «Гроза» завершился, творческой труппе наконец удалось уговорить Веру Николаевну отдохнуть. Актриса получила путевку в санаторий и отправилась загород. Казалось, что ее жизни на тот момент ничего не угрожает. Однако по возвращению в Москву пожилая артистка стала чувствовать себя хуже. У Веры Николаевны проявилось общее недомогание. Состояние актрисы ухудшалось с каждым днем. Ирина Витольдовна – дочь актрисы — решила перевезти больную раком мать в собственную квартиру. Но даже тщательный уход за Верой Николаевной со стороны близких людей не позволил избежать трагедии. 28 октября 1962-го знаменитая театральная и киноактриса ушла из жизни.

Провожать Веру Пашенную в последний путь собралось пол-Москвы. Прощание с актрисой состоялось у входа в Малый театр, перед которым был размещен гроб с телом артистки. Вокруг театра собралась огромная толпа поклонников творчества Веры Николаевны. На протяжении нескольких часов никто никуда не расходился. Мужчины толпились вокруг театра, сняв головные уборы и склонив головы, а женщины не могли остановить слезы.

Вскоре после смерти знаменитой артистки на доме по улице Газетный переулок, 1/12 в Москве появилась мемориальная доска с ее именем. Именно здесь в свое время проживала легендарная театральная актриса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector