Родион щедрин: биография, личная жизнь и творчество композитора

«Сад»

Киносудьба свела Светлану Щедрину и с замечательным драматургом Чеховым, тут-то и произошло ее первое соприкосновение с русской классикой. «Я не могу сказать, что это была мечта всей моей жизни, но когда я читала «Вишневый сад» или смотрела его в театре, то я всегда почему-то знала, что эта роль, если не написана для меня, то, по крайней мере, я должна ее когда-нибудь сыграть, почему-то мне это казалось настолько естественным. Аня и я».

Актриса исполнила роль Ани в картине Сергея Овчарова «Сад» по мотивам чеховской пьесы «Вишневый сад». Она блестяще воплотила замысел режиссера, создала образ этакой девушки, дочки своей матери, с характером, с аристократической кровью, голубой, чем очень гордился и ее дядя, и она сама. Анна Щедриной покоряла, она знала себе цену, всегда старалась держать себя в руках и эмоционально не распускалась.

Настоящий феномен Светланы Щербаковой скорее всего в том, что за свою небольшую киношную жизнь ей поступали предложения в основном на главные роли. Ее нравственная Татьяна в картине «В огонь и воду», молодая учительница Анна Николаевна из середины прошлого века, из времени послевоенного Ленинграда в лирической истории любви «С черного хода» режиссера Станислава Митина. Популярности петербургской актрисы, хрупкой, нежной, задумчивой, словно сотканной из петербургских туманов, мог бы позавидовать любой именитый актер!

Светлана Щедрина

Важное место в жизни любого мужчины занимает именно его супруга. Светлана является верной спутницей Алексея Васильева на протяжении нескольких лет

По своей профессии девушка также является актрисой. Но в отличие от супруга в основном она снимается в кино. Многим знакома ее роль Анны Цветковой из киносериала «Тайны следствия». Тогда она была юной и совсем неопытной студенткой, играющей роль второго плана. Несмотря на то, что сначала девушка даже камер стеснялась, персонаж ее получился очень ярким. Возможно, именно Светланина харизматичность заставила продюсеров и режиссеров сделать ее героиню главной в сериале. Стоит отметить, что самой Светлане та роль была не совсем по душе. Ей не нравилось легкомыслие ее героини, а также ее стиль одежды. Такого рода костюмы Щедрина в обычной жизни не носит. Съемки в «Тайнах следствия» актриса совмещала с работой в таких картинах как «Фаворский» и «Три цвета любви». Главную роль актриса сыграла в ужасающем триллере «Вепрь». Здесь ее персонажем стала девушка дворянского происхождения, работающая в библиотеке. Недавней работой актрисы стал сериал «Мать-и-мачеха». В картине раскрываются действия, произошедшие в семье за двадцать лет. Сериал получил огромный успех среди зрителей. Именно благодаря данной картине популярность актрисы выросла во много раз. Театральные проекты актрисы также заслуживают особого внимания. В ее репертуаре такие спектакли как «Русское варенье», «Салемские колдуньи». Стоит отметить, что с мужем актриса играла в театре единожды, и именно в момент их первого знакомства.

Родион Щедрин сейчас

В 2017 году Щедрин отметил 85-летний юбилей. Этому событию был посвящен выход документального фильма «Страсти по Щедрину». В столице и других городах страны организовывались фестивали, на которых выступали талантливейшие российские музыканты.

Среди них стоит отметить симфонический оркестр Мариинки под руководством В. Гергиева, Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева и другие знаменитые коллективы.

В свои солидные годы Щедрин не собирается просто почивать на лаврах славы. Он все также пишет музыку. К собственному юбилею он представил новое произведение – «Сочинение для хора. А капелла».

В 90-е годы композитор переехал в Германию. Когда в 2018 году проходили выборы Президента РФ, Щедрин вместе с балетмейстером И. Зеленским пришел на выборный участок, находившийся в Генеральном консульстве РФ, и отдал свой голос.

Родион Константинович по-прежнему полон творческих сил и идей, но от новых контрактов он отказывается. Предложений поступает столько, что выполнить их просто невозможно.

Посмотрите видео. Главная роль. Родион Щедрин:

https://youtube.com/watch?v=tk79ZLGUXYw

Биография и личная жизнь

При этом каждые выходные водили дочь в театр, на выставки, посещали различные культурные мероприятия. Особенно девочке нравились импровизированные экскурсии по городу, где в качестве гидов были мама и папа.

Активная и разносторонняя Щедрина попросила родителей записать ее в музыкальную и театральную студию. Так, девочка стала обучаться игре на фортепиано, и мастерству перевоплощения.

Затем она перешла учиться в театр, организованный благотворительным фондом Виктора Резника. Получив аттестат зрелости, Светлана точно знала, куда она будет поступать, и кем хочет стать.

С первой попытки Щедрина сдала вступительные экзамены в питерскую академию театрального искусства. Ее зачислили на курс известного, отечественного артиста Сергея Паршина, который помог ей развить актерский талант.

Фееричный старт в кинематографе

Еще студенткой Светлана дебютировала в кино. Это были небольшие, эпизодические роли в двух сериях известного, детективного проекта – «Тайны следствия».

Начинающая артистка сыграла образ секретаря суда, который запомнился и понравился многим телезрителям.

Затем пришло время дипломной работы Щедриной – спектакль «Стеклянный зверинец». Такого успеха от постановки не ожидал никто, его включили в постоянный репертуар одного питерских театров.

После получения диплома, Светлана устроилась на работу в «Приют комедианта». Там ее приняли основной состав уже сыгранной труппы, с которой она играла в таких постановках: «Веер леди Уиндермир» и «Навеки двенадцатилетние».

Щедриной удавалось гармонично совмещать театральную и кинематографическую деятельность.

Однако до 2007 года молодой артистке доставались исключительно эпизодические роли в детективных и драматических картинах: «Золотая пуля», «Три цвета любви», «Опера. Хроники убойного отдела», «Вепрь», «Фаворский», «Расписание судеб».

В 2007 году Светлана сыграла в пяти кинолентах, наиболее яркими и запоминающимися стали: «Белая стрела» и «Любовь под надзором». С того момента в карьере Щедриной не было пауз и перерывов.

Каждый год она пополняла творческую копилку несколькими достойными внимания работами. В том же 2007 году актриса вернулась в детективный проект «Тайны следствия», только уже в образе следователя прокуратуры Ольги Цветковой.

В 2010 году успешная актриса сыграла свою первую, главную роль в мини-сериале «Дом у большой реки».

Насыщенным выдался и следующий год, Светлана воплотила рекордное количество ролей за всю свою карьеру, телезрители увидели актрису в таких проектах: «Беглец», «Морские дьяволы. Судьбы 2», «Оружие», «Отрыв», «Шаман».

В конце сентября 2021 года состоялась премьера двухсерийной картины «Рассвет на Санторини», в которой Щедрина сыграла бывшую супругу главного персонажа Кости. В этой киноленте Светлана снялась вместе с партнершей по сериалу «Тайны следствия» Эмилией Спивак.

Помимо съемок в российских многосерийных проектах, Светлана занимается озвучиванием иностранных мультфильмов и кинолент. Ее голосом говорят персонажи таких зарубежных проектов, как: «У холмов есть глаза», «Облачный атлас», «Поворот не туда 2: Тупик», а также «Добро пожаловать или Соседям вход воспрещен».

Светлана играет в Театре на Васильевском.

Тайная личная жизнь загадочной блондинки

Со своим супругом Щедрина познакомилась еще в юности, им стал коллега по театральному цеху, артист Алексей Васильев. Они вместе играли в постановке «Навеки девятнадцатилетние».

После этого у актеров вспыхнул бурный роман, а спустя неделю Алексей сделал Светлане предложение руки и сердца. На что Щедрина ответила искренним согласием, и с того момента они не расстаются.

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-svetlana-schedrina.html
  • https://24smi.org/celebrity/41621-svetlana-shchedrina.html
  • https://rustars.tv/biography/svetlana-shhedrina.html

Детство и юность

16 декабря 1932 года в Москве родился будущий композитор Родион Щедрин. Удивительно, но в тот же день, только намного раньше, появился на свет выдающийся композитор Бетховен.

С первых дней своей жизни Родион просто «утопал» в мире музыки. У его отца, выпускника духовной семинарии, был удивительный дар. Имея абсолютный слух, он с одного раза запоминал музыкальное произведение и мог сыграть его на любом инструменте. Кроме этого, отец любил петь.

Щедрин-младший с раннего детства был очень талантлив. Заметив это, в семье не настаивали на том, чтобы мальчик стал священнослужителем, как его дед. При участии великой актрисы В.Пашенной, он окончил Московскую консерваторию.

У матери композитора, Конкордии Ивановны, не было музыкального образования, но она также была не безразлична к этому прекрасному виду искусства. Его бабушка училась в Смольном институте, где обучение игре на музыкальных инструментах было обязательным предметом.

Когда юный Родион учился в школе при консерватории, началась война, что сказалось на учебе. Щедрин, как и многие другие ребята, не раз сбегал из дома, чтобы попасть на фронт.

Только стараниями его дяди, который в то время занимал высокий пост, парнишку возвращали домой. Позже другой дядя, брат матери и по совместительству помощник самого Д. Шостаковича, вывез семейство в Куйбышев.

В своих воспоминаниях Щедрин рассказывал, как однажды ему повезло присутствовать на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии.

Чтобы воспитать в сыне серьезность и степенность, родители приняли решение отправить мальчика на учебу в Нахимовское училище.

Работа и ссылка

В 1845 Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, через 2 года получил место помощника секретаря.

Карьера мало интересовала Михаила Евграфовича: он много читал, увлекался Жорж Санд и социалистами Франции, писал. В то время были созданы и выпущены в «Отечественных записках»:

  1. В 1847 году напечатаны библиографические записки, в которых отчетливо видны мысли писателя — отвращение к крепостному праву, рутине и устаревшей, закостеневшей морали.
  2. В конце 1847 — повесть «Противоречие». Выращенный в тепличных условиях герой слаб и бессилен против влияния среды и «мелочей жизни», он боится жить. Схожий страх испытывал и сам Салтыков, но успешно боролся.
  3. В начале 1848 выпущено «Запутанное дело», написанное под влиянием гоголевский «Шинели» и Достоевских «Бедных людей». В произведении отчетливо звучит тема бессилия человека против государства.

28 апреля 1848 автор был выслан в Витку (сегодня Киров) за вольнодумие. Его назначили канцелярским чиновником при губернском правлении, а через несколько месяцев он получил должность старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе. Дважды писатель становился правителем канцелярии, после — советником губернского правления.

Согласно сохранившимся записям, Михаил Евграфович ответственно относился к своим обязанностям, а благодаря командировкам и присутствию на следствиях смог изучить провинциальный мир и жизнь бедных слоев общества. Впоследствии эти наблюдения помогли ему в работе над «Губернскими очерками». Помимо служебных обязанностей, Салтыков переводил с французского, один раз выехал к себе в деревню и активно общался с сестрами вятского вице-губернатора Болдина. В 1856 одна из них, Елизавета, стала супругой писателя. К сожалению, семейная жизнь сложилась не лучшим образом, но у писателя родились сын и дочь.

В конце 1855 Михаилу Евграфовичу разрешили уехать из Вятки, в начале следующего года его приписали к Министерству внутренних дел, а через несколько месяцев назначили чиновником по особым поручениям и отправили в Тверскую и Владимирскую губернии для обозрения комитетов ополчения. Последние собирались по случаю Крымской войны.

Кинематограф

Светлана Щедрина снимается в кино с 2002 года. Тогда она дебютировала во втором сезоне популярного детективного сериала «Тайны следствия» в роли следователя прокуратуры Ольги Цветковой.

Этот персонаж в исполнении актрисы настолько пришелся по вкусу и режиссерам, и зрителям, что Светлана стала неизменной участницей практически каждого сезона ленты наряду с главной героиней Марией Швецовой. Ольга Цветкова за это время была и секретарем суда, и следователем прокуратуры, и адвокатом.

«Я начала сниматься в «Тайнах следствия», еще будучи студенткой третьего курса, — делилась Светлана. — И свой первый съемочный день помню очень хорошо. Это был кошмар! Я жутко стеснялась группы, все было для меня незнакомым, чужим». Но именно эта роль сделала актрису известной с самого первого ее появления на экране.

«Тайны следствия-18»

По сюжету 18-го сезона, главной героине Марии Швецовой предстоит разобраться в новых запутанных преступлениях. Тем временем у остальных героев в жизни большие перемены. Оля наконец забеременела от Курочкина, будущий папаша разрывается между домом и работой. Кораблев вышел на след свидетеля, который может доказать вину Шипова. Сам же Шипов остался без жены. Она не вынесла присутствия в его жизни любовницы и, забрав дочь, вернулась на родину. Так что теперь Шипов строит новую семью с Настей и ее маленьким сыном. Строит он и загородный дом, как обычно, не гнушаясь никакими методами «зарабатывания» денег. Кораблев всеми силами старается вывести Шипова на чистую воду и в надежде заполучить своего человека в стане врага сближается с Беловой. А Марию Сергеевну судьба сводит с успешным хирургом Максимом Солнцевым…

«Дом у большой реки»

Есть в творческом багаже у актрисы и роли в мелодраматических картинах. Так, в 2010-м она сыграла главную роль в ленте «Дом у большой реки».

Фильм о семейном детском доме. Эта история рассказывает о бывшем офицере армии Василии Крылове, который пережив тяжелый семейный кризис в своей жизни, едет из Прибалтики в Россию восстанавливать дом в деревне, доставшийся ему по наследству. На короткой остановке Василий видит на перроне двух брошенных детей-сирот и решает им помочь.

Это интересно: Тимофей Спивак — биография и личная жизнь, фото актера

Светлана Щедрина сейчас

В конце 2017-го в эфир вышел очередной, уже семнадцатый сезон «Тайн следствия». Светлана Щедрина по-прежнему играет одну из главных ролей. С Евгенией Анатольевной из «Тайн», а точнее с Эмилией Спивак Светлана составила актерский ансамбль в мелодраме «Рассвет на Санторини».

Светлана Щедрина в 2021 году

На весну 2018-го запланирована премьера нового сериала «Чужая» с Дмитрием Исаевым и Денисом Матросовым. Главная героиня картины Екатерина потеряла память в результате автокатастрофы. Со временем девушка приходит к выводу, что она – пешка в чужой игре, и встречи с некоторыми людьми не случайны. Светлана Щедрина появится в роли Вероники.

Перестройка

С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.

Музыка

Созданные Щедриным балеты посвящены его супруге. В каждом из них Майя исполняла главные партии. Композитор пишет и для кинофильмов, о монтажниках-высотниках – самая известная его песня. Шестидесятые годы очень значимы для Родиона Щедрина: он сочинил самое популярное произведение под названием «Кармен сюита». Очень многое, созданное в этот период, принесло настоящую славу Родиону Щедрину. Звучит опера, посвящённая Плисецкой. Оркестры исполняют написанные для них концерты и оратории и Второй концерт для фортепиано с оркестром. Композитору удаётся совмещать преподавание в Консерватории.

Полным ходом идёт работа над музыкой к опере по бессмертному Пушкинскому «Евгению Онегину», к Гоголевским «Мёртвым душам», Чеховской «Даме с собачкой» и к «Анне Карениной» Л.Н.Толстого. Больше всего у Щедрина создано произведений по творчеству Александра Сергеевича Пушкина, много своих произведений Родион Константинович посвящает трёхсотлетию И.С.Баха. Со времён перестройки появилась возможность заключать контракты за рубежом. Стало возможным посещать и участвовать в совместных международных проектах и фестивалях.

В восьмидесятые годы Родион Константинович ушёл в политику, был депутатом Верховного Совета Советского Союза и имел большие разногласия с Генеральным секретарём Горбачёвым. Щедрин был всегда на стороне творческой талантливой интеллигенции, поэтому высказывался в пользу реабилитации Вишневской и Ростроповича. С начала девяностых годов супружеская пара композитора и балерины уехали в Мюнхен. А через пятнадцать лет посетили Россию, где Майе стало плохо.

Великая балерина скончалась, оставив безутешным вдовцом своего любимого и любящего мужа. По завещанию, прах обоих супругов должен быть развеян над Родиной. Пятьдесят семь лет в счастливом браке – такова биография любовной истории Родиона Щедрина. Он одинок, детей в браке не было, но он и сейчас продолжает работать, проживая в Германии.

Светлана Щедрина

Начало

Светлана Щедрина родилась 8 октября 1982 года в Санкт-Петербурге в дружной большой семье, в которой царила любовь и взаимопонимание. Родители старались дать детям хорошее образование: помимо обычной школы девочка вместе с братом посещала еще и музыкальную школу по классу фортепиано, после окончания которой, она стала заниматься в детском театре при фонде Виктора Резника, — она всегда хотела быть актрисой. Получив аттестат о среднем образовании, Светлана Щедрина в 2000 году поступила в Санкт-Петербургскую Академию Театрального Искусства на курс одного из ведущих актеров Александринского театра Народного артиста России Паршина.

После окончания СПБГАТИ молодая актриса была принята на службу в театр «Приют Комедианта»: так сбылась мечта всей ее жизни, она стала «заниматься любимой профессией, от которой получала удовольствие». Светлану Щедрину сразу же ввели в репертуарные спектакли театра: «Веер леди Уиндермир», режиссера Исакова на роль леди Уиндермир, “Навеки девятнадцатилетние “, на роль Саши.

Выпускным спектаклем талантливой актрисы был «Стеклянный зверинец», позже принятый в репертуар театра, в нем она исполняет роль Лауры.

Кино

По актерским меркам слава к Светлане Щедриной пришла рано. Первой ее заметной работой в кино стала роль в довольно таки удачном сериале «Тайны следствия», который выдержал несколько сезонов показа. В этой своеобразной визитной карточке питерской киностудии «Панорама» актрисе банально повезло, ассистент по актерам пригласила ее сначала на эпизод – секретаря в суде, а через какое-то время эта роль увеличилась до следователя прокуратуры, а героиня Щедриной из эпизодической стала одной из главных трех героинь, трех красивых актрис «Тайн следствия» – Анна Ковальчук, Эмилии Спивак и ее. Непредсказуемая, любвеобильная Ольга Цветкова в исполнении Светланы Щедриной, постоянно находилась в поисках спутника жизни, а в профессии при этом стремилась достичь высот на примере Марии Сергеевны.

Режиссеры сразу же заметили талантливый приход в кино молодой актрисы. Параллельно «Тайнам следствия» Щедриной удалось успешно сняться и у интересного режиссера Дмитрия Светозарова — в телефильмах «Три цвета любви» и «Фаворский». Профессиональной победой актрисы стала и главная роль библиотекаря из бывших дворян Анастасии Андреевны Белявской у этого же режиссера в мистическом триллере «Вепрь».

У Светланы Щедриной пока не было затишья в работе, режиссеров покоряла внутренняя мощь актрисы. Она казалось, родилась для предлагаемой ей режиссером роли: и волевая Светлана в боевике «Белая стрела», и обаятельная Света в совместном русско-украинском проекте «Любовь под надзором» были в исполнении актрисы весьма убедительны и чертовски хороши!

«Сад»

Киносудьба свела Светлану Щедрину и с замечательным драматургом Чеховым, тут-то и произошло ее первое соприкосновение с русской классикой. «Я не могу сказать, что это была мечта всей моей жизни, но когда я читала «Вишневый сад» или смотрела его в театре, то я всегда почему-то знала, что эта роль, если не написана для меня, то, по крайней мере, я должна ее когда-нибудь сыграть, почему-то мне это казалось настолько естественным. Аня и я».

Актриса исполнила роль Ани в картине Сергея Овчарова «Сад» по мотивам чеховской пьесы «Вишневый сад». Она блестяще воплотила замысел режиссера, создала образ этакой девушки, дочки своей матери, с характером, с аристократической кровью, голубой, чем очень гордился и ее дядя, и она сама. Анна Щедриной покоряла, она знала себе цену, всегда старалась держать себя в руках и эмоционально не распускалась.

Настоящий феномен Светланы Щербаковой скорее всего в том, что за свою небольшую киношную жизнь ей поступали предложения в основном на главные роли. Ее нравственная Татьяна в картине «В огонь и воду», молодая учительница Анна Николаевна из середины прошлого века, из времени послевоенного Ленинграда в лирической истории любви «С черного хода» режиссера Станислава Митина. Популярности петербургской актрисы, хрупкой, нежной, задумчивой, словно сотканной из петербургских туманов, мог бы позавидовать любой именитый актер!

Музыкальное образование

Но, как известно, спорить с судьбой бесполезно. Если мальчику было суждено стать музыкантом, обстоятельства складывались именно так, чтобы он начал учиться музыке.

Когда в 1944 году отца Родиона пригласили преподавать историю и теорию музыки в новом московском хоровом училище, которым руководил дирижер А.В. Свешников, К.М. Щедрин попросил принять в училище его сына.

Как оказалось, отец принял правильное решение. Пение в хоре мальчиков не только увлекло сына, но и позволило открыть в нем настоящие музыкальные способности.

Именно с этим временем связано написание первых музыкальных композиций. Ученикам посчастливилось не один раз слушать в стенах училища Шостаковича, Хачатуряна, Флиера, Рихтера, Гилельса и Козловского. Через 3 года после зачисления в училище, юный Родион стал победителем организованного среди учащихся композиторского конкурса.

Сомнений в том, что Щедрин-младший имеет удивительные способности, ни у кого не возникало. Дальнейшая дорога юного композитора лежала в консерваторию.

С 1950 года Щедрин начинает учиться в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кстати, он выбрал сразу два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Молодому человеку очень повезло, так как его педагогом по классу фортепиано был Народный артист СССР Я.В. Флиер.

Будучи именитым композитором, Щедрин не упускал возможности рассказать о своей удаче стать учеником самого Флиера. Благодаря стараниям педагога, Родион не только овладел фортепиано, но и познал закономерности и смысл музыкального искусства.

Судьба свела юношу еще с одним замечательным педагогом, Ю.А. Шапориным. Знаменитый композитор и дирижер давал студентам знания по классу композиции.

После окончания консерватории (в 1955 г.) Щедрин в течение 4-х лет был аспирантом Шапорина.

70-е

В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер — «Мертвые души», «Лолита», балетов — “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.

Личная жизнь

Щедрина считает, что женщине нужно оставаться мягкой, хрупкой, нуждающейся в защите и опоре. Однако в наше время понятия несколько сместились. Светлане приходится проявлять твердость, отстаивать свою позицию наравне с мужчинами. Однако актриса счастлива в личной жизни. Во время репетиции в родном театре она познакомилась с будущим мужем, Алексеем Васильевым. Уже через неделю влюбленный мужчина сделал Светлане предложение руки и сердца, и девушка ответила согласием. У Щедриной есть брат Роман и сестра Лена, с которыми она поддерживает близкие отношения. Поскольку Света выросла в большой и дружной семье, она и сама очень хочет детей и никогда не пожертвует радостью материнства ради карьеры. Лучший отдых для актрисы – это море и пляж. Щедрина увлекается рисованием, занимается спортом, любит плаванье, обожает шоппинг и путешествия. В одежде девушка предпочитает женственный или строгий деловой стиль, носит туфли на каблуках и платья. Светлана Щедрина, фото которой можно увидеть во многих глянцевых печатных изданиях, всегда красива, мила и элегантна. Она признается, что хотела бы сыграть принцессу в доброй сказке со счастливым концом.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги

Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности

Иллюстрации к книгам Михаила Салтыкова-Щедрина

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.

Михаил Салтыков-Щедрин

Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

Памятник Михаилу Салтыкову-Щедрину в Рязани

В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Творчество

Будучи студентом Щедрин сочинил Первый концерт для фортепиано, который во время пленума ЦК КПСС был введён в концертную программу. Музыкальное произведение виртуозно исполнял сам автор, после чего был принят в Союз композиторов Советского Союза. Это произведение звучало на Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проводился в 1955 году в Варшаве, Родион получил за него премию.

Следующее его сочинение – балет «Конёк-Горбунок», его поставили в Большом театре в 1960 году

Слушатели сразу обратили внимание на это произведение и по достоинству его оценили, стало понятно, что в мире музыки появилась новая творческая своеобразная личность. Помимо этого Щедриным было написано ещё четыре балета:

  • «Кармен-сюита» (1967);
  • «Анна Каренина» (1972);
  • «Чайка» (1980);
  • «Дама с собачкой» (1985).

Ещё в консерватории многие преподаватели удивлялись тому, что сын музыкального теоретика Родион Щедрин всё чаще стал интересоваться народным фольклором. И это был не праздный интерес, частушки, народные песни и кантилены он использовал в своих произведениях. Композитор хотел думать и творить музыку на родном языке.

Родион ездил в фольклорные экспедиции, где деревенские жители с удовольствием и азартом исполняли народные песни, а он записывал их на магнитофон. Особенно сильно он увлекался частушками, даже его Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, имел название «Озорные частушки».

В 1961 году Щедрин сочинил свою первую оперу «Не только любовь», она раскрыла уже зрелый талант музыканта. За свою творческую деятельность Родион Константинович написал ещё шесть опер:

  • 1977 – «Мёртвые души»;
  • 1992 – «Лолита»;
  • 2002 – «Очарованный странник»;
  • 2006 – «Боярыня Морозова»;
  • 2013 – «Левша»;
  • 2015 – «Рождественская сказка».

В 1987 году Щедрин сочинил музыкальный шедевр – «Стихиру на тысячелетие крещения Руси». Эта тема имела для него особенное значение, ведь дедушка Родиона был священником. Премьера произведения состоялась в США в Кеннеди-центре.

Много композиций писал Родион Константинович для театральных постановок и кино. Его музыка звучит в таких известных фильмах:

  • «Высота»;
  • «Коммунист»;
  • «Люди на мосту»;
  • «Нормандия – Неман»;
  • «А если это любовь?»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Сюжет для небольшого рассказа».

Щедриным была написана музыка для следующих спектаклей:

  • «Они знали Маяковского»;
  • «Первая симфония»;
  • «Мистерия-буфф»;
  • «Дамоклов меч»;
  • «Гроза»;
  • «Баня»;
  • «Тёркин на том свете».

Даже в мультипликационных фильмах можно послушать музыкальные произведения Родиона Константиновича:

  • «Петушок – Золотой гребешок»;
  • «Колобок»;
  • «Баня».

За творческие достижения Щедрина неоднократно премировали и удостаивали самых высоких правительственных и государственных наград – Орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степеней, Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Родион Константинович имеет звание почётного профессора консерваторий в Москве, Санкт-Петербурге, Пекине, а также МГУ имени Ломоносова. В 1970 году Щедрину присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1976 году – Народного артиста РСФСР, в 1981 году – Народного артиста Советского Союза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector