Родные и близкие вячеслава шалевича почтили его память

Накаркал

Фильм «Хоккеисты» принес невероятную популярность Шалевичу, который сыграл роль Дуганова. После его выхода у Вячеслава появилось огромное количество поклонниц. Его забрасывали письмами, признавались в любви, узнавали везде, где бы он ни появлялся.

Со своей третьей женой Вячеслав познакомился случайно: «Мы с товарищем сидели в кафе «Ленинградское» на Арбате, вошли две девушки, на одну из них я сразу «запал». Самое смешное, что они только что посмотрели фильм «Хоккеисты» с моим участием и мечтали: «Вот бы мне такого парня!» И тут я перед одной из них возник — телефончик прошу…» Девушку звали Галя. Семейная жизнь с нею стала поистине счастливым периодом в жизни Шалевича. У супругов родился сын Иван. Они прожили вместе 31 год — до самой смерти Галины.

В 1967 году на экраны страны вышел фильм «Три тополя на Плющихе». Режиссер Лиознова на роль Григория пригласила Шалевича. На счету Шалевича к этому моменту было уже несколько, как ему казалось, похожих работ в кино, и он хотел отказаться от предложения. «Но она сказала: «Слава, не валяйте дурака. Такой роли вы еще не играли», — описывал Шалевич разговор с Татьяной Лиозновой. — И я задумался: может, она что-то знает?» Режиссер не ошиблась — «Три тополя на Плющихе» стали, пожалуй, самым известным фильмом Шалевича.

Последней «любовью немолодого человека» — так, кстати, назывался фильм, в котором Шалевич играл в 1990 году, — стала врач Татьяна Виноградова. «Я был на дне рождения у товарища, рядом со мной за столом оказалась очаровательная женщина по имени Татьяна. Когда я вижу красивую женщину, я обычно говорю: «Могу жениться, я холостой!», вот и накаркал…» — вспоминал актер. Их отношения вызвали пересуды: невеста была на 30 с лишним лет моложе жениха. Ее обвиняли в меркантильности, а его — в безрассудстве, особенно когда Шалевич стал отцом дочери Ани в 70 лет. Но супруги были по-настоящему счастливы и до последнего дня жизни Вячеслава не расставались.

«Никакой формулы любви у меня нет, — говорил Шалевич. — Если она возникает, хотелось бы, чтобы она никогда не кончалась и не затухала. Иногда я сижу, смотрю на Таню, и она говорит: «Чего смотришь?», а я говорю: «Нравишься и все!»

«НА КВАРТИРУ ЕГО ЗАРИШЬСЯ, НА СЛАВУ?»

– Наверное, многие в актерской тусовке были против вашего брака?

– Звонили незнакомые люди: «Кто ты такая, зачем вцепилась в артиста – на квартиру его заришься, на славу?» Я очень переживала. Пыталась оправдаться: я ведь тоже не «бесприданница».

Родилась в Москве, в обеспеченной семье. Папа был инженером, мама – известный врач. И я работаю – акушер-гинеколог. Своя отдельная квартира – трехкомнатная, в районе станции метро «Таганская» почти самый центр (позже «трешку» отдали в пользование Ивану – сыну Шалевича от третьего брака. – Ред.). Имеются машина, дача…

Заподозрить меня в стремлении к самопиару трудно: все-таки я не из публичной профессии, и пиар мне не нужен. Но все равно шептались за спиной. Слава реагировал мудро, советовал мне: «Не обращай внимания, поговорят и забудут».

Не могу сказать, что он меня по-отечески опекал. Наоборот, порой я ощущала себя даже старше. Поскольку я по характеру – «мама», мне нужно всех и каждого обиходить, накормить.

– На шоу Малахова говорили, будто вы «подмяли под себя» Театр имени Рубена Симонова, где Шалевич был худруком, а вы некоторое время – директором. Будто из-за вашего неграмотного руководства театр в конечном счете и развалился.

– Театр имени Рубена Симонова Вячеслав Анатольевич возглавил незадолго до нашего с ним знакомства. До него худруком там был Яковлев. Но Юрий Васильевич покинул пост по собственному желанию – потому что руководить театром очень непросто. Должность предложили Шалевичу, он согласился.

Работал с огромным энтузиазмом – подбирал интересные пьесы и режиссеров, находил спонсоров. И постановки имели успех, собирали полные залы. Были успешные гастрольные поездки, в том числе за границу. Назначить меня на пост директора было идеей самого Вячеслава Анатольевича. Умер прежний директор – Валерий Калужанов. Найти нового верного помощника – сложно, долго. Поэтому однажды муж произнес: «Таня, мне нужна твоя помощь в театре. Чтобы ты ушла из своей поликлиники и стала в театре директором».

Я пыталась возражать: у меня нет опыта руководства, этому надо учиться не один год. Но муж сказал: «Научишься в процессе

Это очень важно для меня – твоя поддержка не только дома, но и в театре». И я согласилась

Снова шептались за спиной – что Шалевич устроил жену-гинеколога в театр. Но я уже научилась не реагировать. Мы работали, честно делали свое дело. Ну а когда муж стал болеть, дела театра отошли на второй план. Так вышло…

Выбор профессии

В детстве Вячеслав много принес хлопот своей маме. Слыл задирой и хулиганом. Но несмотря на это обожал читать книги. Хорошо учился в школе. Любовь же к искусству ему привила тетка. Она часто брала племянника на спектакли. Вячеслав даже умудрялся посещать репетиции и общался со многими артистами.

Кроме этого, увлекался журналистикой. Когда надо было определиться с выбором профессии не знал, как поступить. С одной стороны – желание служить Мельпомене, а с другой – интересная работа в издательстве.

После окончания школы подал документы в знаменитую «Щуку» и педагогический институт. Окрыленный тем, что успешно сдал экзамены в театральное училище, решил не искушать судьбу и стать актером. Попал в мастерскую И. Рапопорта. Уже на третьем курсе играл в постановках на сцене легендарного театра им. Вахтангова.

Личные отношения

В 20 лет Вячеслав Анатольевич женился на Елене Каневской, в которую был влюблен в школьные годы. Романтические чувства двух юных особ очень быстро разбились о реалии быта. Молодожены поселились у мамы артиста. Юной супруге не удалось найти общий язык со свекровью. После череды скандалов, молодой человек собрал вещи Елены, и отвел ее к родителям. Официальный союз просуществовал не более месяца.

Оставив позади опрометчивый брак, студент театрального училища увлекся однокурсницей Натальей Упеник. Девушка ответила взаимностью. Влюбленные поженились, в 1959 году на свет появился сын Владимир. Возможно, союз увлеченных одной профессией людей просуществовал бы долго, но супруг встретил белокурую красавицу актрису Валентину Титову, и страстно влюбился.

Валентина Титова

Он ушел от жены, упорно ухаживал за дамой своего сердца. Валентина жила в Ленинграде, Вячеслав в Москве. Влюбленный мужчина разрывался между двумя городами. Артист искал встреч с Валентиной, но и не забывал о работе в театре. На какое-то время вся его жизнь превратилась в одну сплошную дорогу к любимой и обратно.

Страстный роман прекратился после неожиданного решения Валентины. На предложение руки и сердца от ее поклонника режиссера Басова женщина ответила согласием, рассудив, что союз с ним принесет прочное счастье и карьерные перспективы. Шалевич не ожидал такого предательства от своей избранницы, крах этой любовной истории переживал долго.

После опаленных отношений у звезды экрана было множество ярких романов с коллегами по цеху, но женился он на далекой от актерской среды, миловидной женщине Галине, преподававшей рисование в школе.

С Галиной

Вместе супруги прожили 31 год. У пары появился общий ребенок Иван. В 1997 году жена умерла. Вячеслав Анатольевич тяжело переживал утрату.

После смерти Галины у горюющего вдовца наступила черная жизненная полоса. Умер старший сын, младший отпрыск увлекся алкоголем и запрещенными препаратами. Прославленный отец отказался от общения с сыном, постоянно находящимся в одурманенном состоянии.

Одинокое и безрадостное существование закончилось с появлением в судьбе знаменитости Татьяны Виноградовой (врача по образованию). Коллеги и знакомые не верили в любовь женщины к немолодому исполнителю (разница в возрасте составляла 30 лет). Однако годы совместной жизни показали искренность отношений.

Татьяна родила в 2001 году (когда супругу было 67 лет) дочь Анну. Она помогла сыну Ивану избавиться от пагубной зависимости, определив его в хорошую клинику на излечение. Заметив, что немолодой муж, много работающий ради достатка в семье, сильно устает и плохо себя чувствует, оставила работу в поликлинике и устроилась в театр, поближе к супругу.

С женой Татьяной и дочерью Анной

Татьяна контролировала самочувствие мужа, заботилась о его правильном питании и своевременном отдыхе, организовывала поддерживающую терапию. Гармоничный союз двух искренне привязанных друг к другу людей длился 18 лет, вплоть до кончины знаменитого супруга.

«Я ПРОСТО… ВЛЮБИЛАСЬ»

– Татьяна Викторовна, вы познакомились в общей компании. Шалевич сразу начал оказывать знаки внимания?

– Это была дружеская встреча. Все шутили, смеялись. В какой-то момент Вячеслав Анатольевич задал мне шутливый вопрос, при всех: «Танечка, а вы замужем?» Я честно ответила, что в разводе и воспитываю двоих детей. «Пожалуй, я на вас женюсь», – рассмеялся народный артист. Прозвучало как одна из шуток за столом, не более.

Спустя месяц или два Вячеслав Анатольевич позвонил мне на домашний телефон (узнал номер у своего приятеля – того самого, у которого собиралась компания: он хороший знакомый моей мамы), пригласил на свой спектакль.

Это был просто дружеский звонок, я на спектакль сходила. На следующий день позвонила Вячеславу Анатольевичу и поблагодарила.

Потом было еще одно приглашение – на спектакль, а затем прогуляться. Мы разговаривали о кино, о театре. Вячеслав Анатольевич оказался очень интересным собеседником. Но отношения наши развивались не быстро.

Замечу, что я никогда не была поклонницей Шалевича-киноартиста. Конечно же, видела фильмы с его участием, и они мне нравились. Но я не являлась, как говорится, фанаткой.

Привлек он меня сначала как интересный человек, и лишь через некоторое время – как мужчина. Я просто… влюбилась. Умный, уверенный в себе, талантливый, с прекрасным чувством юмора. Очень энергичный. Он лихо водил машину. Обожал аквапарки – мы часто выбирались туда с детьми. Сначала с Лизой и Олегом, моими от первого брака, которых Вячеслав Анатольевич принял как родных. Потом у нас появилась общая дочь Аня, и мы ездили в аквапарки впятером. Шалевич выбирал самые крутые горки, просто обожал экстрим: «Я еще вон с той горочки прокачусь, Танюш, не ругайся, я быстро!» Мы путешествовали, открывали для себя новые города, страны…

– 35-летняя разница в возрасте вас разве не смущала?

– Разумеется, закрадывались сомнения: что нас ждет, как долго будем рядом? Решила: пусть хоть год, но буду счастлива – с человеком, в котором увидела родную душу. Мы были вместе 18 лет. Из них последние 10 Вячеслав Анатольевич серьезно болел, несколько лет передвигался на инвалидном кресле. Как могли, справлялись с болезнью. Да, было очень тяжело. Но я никогда, ни на секунду не пожалела, что связала свою судьбу с Вячеславом Шалевичем.

Причина смерти Вячеслава Шалевича

Народный артист РСФСР, актёр театра и кино, Вячеслав Шалевич скончался 21 декабря 2021 года в Москве, на 82 году жизни. Этот известный актёр знаком советским и российским зрителям по уже первой своей роли в кино: в драме «Капитанская дочка» 1958 года по повести Пушкина он сыграл Швабрина. Потом была запоминающаяся роль в фильме «Хоккеисты», Пан Поэт в популярнейшем сериале «Кабачок «13 стульев», транслируемый по российскому ТВ с 1966 по 1980 год и многие другие роли. Вячеслав Анатольевич до последних дней жизни выходил на театральную сцену. Причина смерти Вячеслава Шалевича будет объявлена позже и она связана с его здоровьем.

Он родился в 1934 году в Москве, в семье бывшего белогвардейского офицера, дослужившего до звания генерала НКВД. Семья тоже была бывшей: мать Шалевича уехала беременной в столицу из Минска, решив расстаться с мужем из-за ревности. Детство Вячеслава прошло в районе Театра имени Вахтангова. В 1958 году он окончил театральное училище имени Щукина и поступил работать в труппу этого театра, который считал родным. В 1979 году Шалевич добавил к актёрскому образованию режиссёрское, окончив Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа. В 1998 -2011 году он возглавлял Московский драматический театр имени Рубена Симонова, продолжая играть на Вахтанговской сцене.

Вячеслав Анатольевич был одним из ведущих актёров своего театра и сыграл в нём множество самых разных роле начиная с амплуа героя-любовника, до комических и характерных. Критика и театралы считали Шалевича великолепным театральным актёром с огромным потенциалом и творческим диапазоном, коллеги знали как доброго и позитивного человека. Он умел заражать партнёров своей положительной энергией и имел в своём коллективе большое уважение и значение.

В кино Вячеслав Шалевич сыграл роли в 80 фильмах и сериалах. В его кинокарьере, несмотря на несколько 5-летних простоев, всегда были роли, которые всегда находились для актёра такого масштаба. Последняя роль 81-летнего Шалевича случилась в 2015 году, это был старый беспамятный актёр в короткометражном фильме «Гудение шмеля». А в возрасте 77 лет он сыграл Брежнева в сериале «Дело гастронома №1» в 2011 году.

Актёру стало плохо прямо во время спектакля «Пристань», где он играл Галилео Галилея в Театре имени Вахтангова. Коллеги заметили, как он побледнел и схватился за сердце. Врачи приехавшей «Скорой помощи» нашли у Шалевича повышенное давление. Но он отказался от госпитализации, надеясь «отлежаться» дома и к концу года ещё вернуться к своей роли. Однако уже 3 декабря ему стало значительно хуже и больной был отправлен в реанимацию. Через две недели он, не приходя в сознание, скончался в московской Боткинской больнице.

У Вячеслава Анатольевича осталась жена Татьяна Виноградова, врач, работающая в том же театре, сын от третьего брака – Иван, дочь от четвёртого брака – Анна и внуки. Точно это ещё неизвестно, но ответом на вопрос, почему умер Вячеслав Шалевич, скорей всего назовут болезнь.

Местом захоронения актёра станет Ваганьковское кладбище Москвы.

Творчество

Роли в театре

Театр имени Е. Б. Вахтангова

  • «Неписанный закон» — Оспан
  • «Идиот» Ф. М. Достоевского — Барин-англоман
  • «Перед заходом солнца» Гауптмана — Доктор
  • «Иркутская история» А. Н. Арбузова — Сергей
  • «Маленькие трагедии» — Ведущий ,герцог ,Дон Карлос
  • «Потерянный сын» — Пётр
  • «Игра в каникулы» — Штефан
  • «Живой труп» Л. Толстого — Александров
  • «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Барах
  • «Серебряный бор» — Борзов
  • «Конармия» — Козин ,Лёвка
  • «Чёрные птицы» — Андрей
  • «Миллионерша» — Блендербленд
  • «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина — Павел Суслов
  • «Дион» — Дион
  • «Память сердца» — Антон
  • «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина — Никанор
  • «Без вины виноватые», режиссёр — Пётр Фоменко, Муров
  • «Чайка» — Дорн
  • «Пристань», режиссёр — Римас Туминас, Галилео Галилей
  • 1958 — Капитанская дочка — Швабрин
  • 1959 — Спасённое поколение — Николай
  • 1960 — За городской чертой — Раду
  • 1961 — Барьер неизвестности — Сергей Фёдорович Байкалов, лётчик-испытатель
  • 1962 — Молчат только статуи — Али
  • 1963 — Серебряный тренер — Волошин
  • 1963 — Теперь пусть уходит — Стэн
  • 1964 — Хоккеисты — Дуганов
  • 1965 — Комэск — Цыганков
  • 1965 — Эскадра уходит на запад — Мишель, французский моряк
  • 1967 — Курьер Кремля (телеспектакль)
  • 1967 — Три тополя на Плющихе — Гриша, муж Нюры
  • 1968 — Гроза над Белой — озвучивание
  • 1968 — Виринея — Иван Павлович, инженер
  • 1968 — Портрет Дориана Грея — Алан
  • 1968 — Шестое июля — Яков Блюмкин, начальник секретного отдела ВЧК
  • 1970 — Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии — Кутасов
  • 1970 — Моя улица — Семён Семёнович
  • 1971 — Город под липами — Борис Попов
  • 1973 — Иркутская история — Сергей
  • 1973 — Райские яблочки — Виртен
  • 1973 — Семнадцать мгновений весны — Аллен Даллес
  • 1976 — Дневник Карлоса Эспинолы — директор интерната
  • 1976 — Здесь мой причал — Барабанов
  • 1977 — Корень жизни — Жосу
  • 1977 — Это было в Коканде — Аввакумов
  • 1978 — Лекарство против страха — Панафидин
  • 1980 — На исходе лета — Евгений Иванович
  • 1980 — Альманах сатиры и юмора
  • 1980 — Кодовое название «Южный гром» — Берёзов, генерал-лейтенант
  • 1983 — Пробуждение — Иванов
  • 1983 — Ювелирное дело — Кравцов Борис Алексеевич, следователь, майор милиции, озвучка
  • 1983 — Чокан Валиханов — Колпаковский
  • 1984 — Особое подразделение — Филиппов
  • 1985 — Последняя инспекция — начальник тюрьмы
  • 1986 — Потерпевшие претензий не имеют — Эдуард Николаевич
  • 1990 — Любовь немолодого человека — Синельников
  • 1990 — Муж собаки Баскервилей — Баварин
  • 1992 — Виновата ли я — Долгов
  • 1992 — Прощение — Владлен Максимович
  • 1992 — Фиктивный брак — аферист
  • 1993 — Американский дедушка — Мешков
  • 1994 — Мастер и Маргарита — Иосиф Каиафа
  • 1999 — Женщин обижать не рекомендуется — адмирал
  • 1999 — Очаровательные негодники
  • 2001 — Марш Турецкого 2 — Пучков
  • 2002 — Времена не выбирают — Амвросий Кикнадзе
  • 2003 — Инструктор — Катосов
  • 2003 — Замыслил я побег — Шаргородский
  • 2003 — Театральный блюз — старый актёр
  • 2003 — Не привыкайте к чудесам — Слепухин
  • 2003 — Жених для Барби — отец Нели
  • 2003 — Женская логика-3 (фильм из телесериала) — Спиридонов
  • 2004 — Против течения — Джим
  • 2004 — Боец — Дед
  • 2004 — Московская сага — генерал
  • 2004 — О любви в любую погоду — Ионеско
  • 2004 — Чудеса в Решётове — озвучивание кота, Тимофея Ивановича
  • 2005 — Красная площадь — Александр Рекунков
  • 2005 — Брежнев — Алексей Косыгин
  • 2005 — Звезда эпохи — Илья Эренбург
  • 2005 — Подкидной — Евгений Анатольевич
  • 2006 — Контроль (телесериал)
  • 2006 — Примадонна — директор театра эстрады
  • 2006 — Угон
  • 2007 — Солдаты 13 — Андрей Александрович
  • 2008 — Второе дыхание
  • 2008 — Боец 2 — тюремный стукач Дед
  • 2008 — Наследство — Ведерников
  • 2008 — Репортёры — «Николо»
  • 2008 — Клоуны — бывший дрессировщик
  • 2010 — Только не сейчас (Польша, Россия)
  • 2011 — Охота на Беркута — Леонид Ильич Брежнев

Вячеслав Шалевич, жена

Народный артист РСФСР, актёр Вячеслав Шалевич известен российским зрителям по множеству сыгранных на экране ролей. Став популярным ещё в начале своей карьеры, благодаря участию в фильмах «Капитанская дочка», «Хоккеисты», «Три тополя на Плющихе», «Красная площадь», он стал одним из самых узнаваемых и любимых актёров во всех своих более, чем восьмидесяти кинопроектах

Особым вниманием поклонников пользовался персонаж Шалевича из знаменитого «Кабачка «13 стульев» — пан Поэт. Театральная карьера Вячеслава Анатольевича тоже была очень успешной

Однако личная судьба актёра складывалась так, что искренне гордиться достижениями своего супруга и поддерживать его смогла только последняя жена Вячеслава Шалевича.

Влюбчивый и неосторожный актёр влюблялся не один раз и женат был на четырёх женщинах. Его первой женой стала, в возрасте 18 лет ровесница Елена Каневская. Но брак юных супругов, живших за занавеской в одной комнате с матерью актёра, был самым коротким в его жизни: через 15 дней молодожёны расстались, каждый при своём мнении, и даже не пытались наладить отношения. В конце 50-х Шалевич вновь влюбился. Его выбор пал на актрису, сокурсницу Любовь Успеник, которой не пришло бы в голову как Елене, устраивать сцены из-за поздних репетиций. Вячеслав с Любой прожили три года и у них родился сын Владимир. Он уже умер, в феврале 1997 года, прожив 38 лет.

Причиной развода со второй женой стала непреодолимая любовь Шалевича к актрисе Валентине Титовой. Эта неожиданная страсть была тяжёлым испытанием для обоих влюблённых. Титова вспоминала, что их свидания были прекрасными, но не давали ей никаких надежд на продолжение успешной карьеры и спокойную жизнь: она порвала эту любовь «по живому», а Шалевич долго не мог пережить её скороспешного брака с режиссёром Владимиром Басовым. Он нашёл другие объяснения разводу с женой: её неудачи и профессиональную ревность к успеху мужа. Как бы то ни было, его второй брак тоже распался. Шалевич остался один и пустился в разгул. У него было несколько довольно шумных любовных связей, чаще – с коллегами-актрисами, о которых говорили в кулуарах.

Свою третью жену – Галину, актёр встретил в цветочном магазине, где она работала продавцом. Легкая и коммуникабельная, привлекательная 22-летняя девушка понравилась 32-летнему Шалевичу настолько сильно, что он стал встречаться с ней, познакомил с друзьями, а потом решился сделать ей предложение. В середине 60-х они поженились: купили кооперативную квартиру и стали налаживать общую жизнь. Галина устроилась учителем рисования в школу. В этом союзе родился сын Иван. Камнем преткновения безоблачного счастья супругов стала слабость Галины к спиртным напиткам. Не обращавший, поначалу, на это внимания, Шалевич был неприятно удивлён увольнением его жены из школы за появление пьяной на работе.

Галине пришлось стать домохозяйкой и это усугубило её алкоголизм. Они всё равно прожили вместе более 30 лет, Вячеслав Анатольевич очень плохо перенёс смерть Галины от цирроза печени, но о полном духовном понимании в таком браке говорить не приходится. Отношения с сыном после смерти жены тоже совсем испортились: Иван унаследовал порок матери по-своему. Он пристрастился к наркотикам. Немолодой уже, усталый актёр, переживший две смерти близких (старший сын Владимир умер незадолго до Галины), не знал, как справиться с болезнью Ивана. В самый тяжёлый период своей жизни, он познакомился с четвёртой женой – Татьяной Виноградовой.

Ей было на 35 лет меньше и она воспитывала двоих детей о первого брака. Но именно Татьяна стала лучшим другом Шалевича и помогла ему решить все проблемы. В возрасте 68 лет актёр снова стал отцом: в 2001 году у него появилась дочь Анна. Третья жена Вячеслава Шалевича наладила его быт, пошла работать в его театр, забыв о своёй специальности врача-гинеколога и навела образцовый порядок в делах. Она помогла Ивану вылечиться от наркомании. Её дети – Олег и Лиза выросли достойными людьми, став врачом и экономистом, а младшая Анечка – готовится быть актрисой. По инициативе Татьяны был построен семейный загородный дом. В 2021 году она похоронила мужа и переключила все свои заботы на детей и внуков, как бы горько не переживала свою потерю.

Сложное детство Вячеслава Шалевича

Вячеслав Шалевич родился Москве. Мать Вячеслава, Елена Ивановна, на момент знакомства с отцом работала машинисткой в Министерстве обороны. А отец будущего артиста, Анатолий Иванович, бывший белый офицер, который позже переметнулся в НКВД женился, чтобы отомстить другой женщине. Когда мама Вячеслава Шалевич узнала о том, почему супруг на ней женился, она уже была на восьмом месяце беременности. Тогда Елена Ивановна приняла смелое решение и переехала в Москву. Там и родился будущий артист. Своего отца он впервые увидел, когда ему было 38 лет. Мама пресекала все попытки бывшего мужа увидеть сына.

Вячеслав Шалевич в детстве с мамой

Когда Вячеславу было всего семь лет, началась Великая Отечественная Война, его эвакуировали в детдом под Саратовом, где он прожил до 1943-го, потом его вернули матери.

Признание и награды

Государственные награды:

  • Заслуженный артист РСФСР (11 ноября 1971)
  • Народный артист РСФСР (30 ноября 1979)
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (29 мая 1995) — за спектакль Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского
  • орден Дружбы народов (6 мая 1994) — за большие заслуги в области театрального искусства
  • орден Почёта (1 ноября 2001) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 мая 2004) — за большие заслуги в развитии театрального искусства
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (20 апреля 2010) — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Другие награды:

  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (2 сентября 1996)
  • Юбилейная медаль «Тынга 50 жыл» (18 декабря 2004)

Семейная тайна

Вся жизнь Вячеслава Анатольевича прошла в родном городе Москве. На свет появился 27 мая 1934 года. Родители будущего актера расстались еще до его рождения. На тот момент семья жила в Минске.

Отец, бывший белогвардеец, работал в НКВД. Мама занимала должность стенографистки в гос. управлении ВС СССР. Несмотря на то, что Елена Ивановна очень любила мужа, Анатолия Ивановича, на предпоследнем месяце беременности бросила его. Причиной стала ревность и обида. Как оказалось, Шалевич-старший взял её в жены, чтобы забыть другую женщину.

Приехав в столицу, Елена Ивановна поселилась у тетки. Замуж больше не вышла. Сына воспитывала сама, пресекая все попытки экс-супруга увидеть Вячеслава. Мальчик же думал, что его отец героически погиб. Семейная тайна раскрылась совершенно случайно на гастролях в Бийске. Тогда ему уже было 38 лет. К актеру подошел мужчина и представился Анатолием Шалевичем.

Начало жизненного пути

Мальчик, ставший позднее звездой советского экрана, появился на свет и вырос в Москве. Рожденного в 1934 году ребенка, мама Елена Ивановна Шалевич, поднимала одна. Помощь в воспитании сына оказывала родная сестра.

С мамой в детстве

Отца Анатолия Ивановича, офицера НКВД, мальчик не знал. Мама и тетя придумали для ребенка историю о героической гибели отца в период финских событий. Только в 40 лет Вячеслав узнал истинные обстоятельства отношений родителей. Оказалось, что отец вынужденно женился на забеременевшей от него девушке, а мама, осознав, что у мужа нет глубоких чувств, ушла от него (практически перед самыми родами). Она уехала в российскую столицу, поближе к сестре. Отец остался служить в Полоцке, потом получил назначение в Архангельск, попал под репрессии, долгое время находился в ссылке.

Росший без отцовской строгости ребенок отличался непокладистым характером, примкнул к уличной компании. Сестра мамы, стремясь отвлечь трудного подростка от хулиганских забав, занимала его время походами в театр. Женщине удалось разбудить у ребенка интерес к искусству. Вячеслав загорелся мечтой о сцене.

После окончания школы, юноша привлекательной внешности, не робеющей ни при каких обстоятельствах, без проблем поступил в театральное училище Щукина. В конце обучения будущих выпускников распределяли на работу в театры страны. Начинающий актер мечтал попасть в Театр Вахтангова. Однако его имени не оказалось в списке претендентов, одобренных театральным режиссером. Молодой человек напросился на встречу с руководителем труппы, уговорил провести прослушивание, с вдохновением продекламировал тексты. Напористость юноши возымела действие – выпускника зачислили в актерский состав. В Театре Вахтангова актер прослужил всю свою жизнь.

Начало профессиональной карьеры Вячеслава Анатольевича пришлось на расцвет советского кинематографического искусства. Каждый начинающий актер считал большой удачей получить роль в кино. Первой работой, которую доверили молодому исполнителю, был персонаж Алексей Швабрин в постановке «Капитанская дочка». Начинающий актер прекрасно справился с ролью, и получил приглашения в новые проекты. Снимался много, с большим мастерством вживаясь в экранные образы. Широкую известность принесли громкие работы в картинах «Хоккеисты», «Город под липами», «Три тополя на Плющихе», а также участие в съемках популярной юмористической передачи «Кабачок 13 стульев».

Вячеслав Шалевич в годы молодости

Смерть

В конце осени 2020 года Вячеслав Шалевич перенес пневмонию с осложнениями. Болезнь подкосила здоровье артиста, но Вячеслав не прекращал появляться на сцене. 1 декабря, в то время, когда актер играл Галилео Галилея в спектакле «Пристань», ему стало плохо, была вызвана «скорая помощь». На предложение медиков о госпитализации Шалевич ответил отказом.

Кризис вызвала болезнь легких, пневмония с осложнениями. Через два дня состояние артиста резко ухудшилось, начался судорожный синдром, и Вячеслава Шалевича поместили в реанимацию. Там, не приходя в сознание, актер скончался 21 декабря 2020 года. Официальной причиной смерти Вячеслава Анатольевича считаются осложнения, полученные после перенесенной пневмонии.

Могила Вячеслава Шалевича

Смерть артиста стала ударом для близких, ведь в семье подрастала несовершеннолетняя дочь. Гражданская панихида прошла 23 декабря в театре им. Е. Вахтангова, которому актер посвятил жизнь. Прощание с артистом проходило под музыку из последнего спектакля, в котором играл Шалевич. Из зала гроб выносили под громкие аплодисменты. Похоронили Вячеслава на Ваганьковском кладбище.

Сейчас могила артиста украшена цветами, на ней установлен крест и фото артиста. Место захоронения Вячеслава Анатольевича находится рядом с могилами других знаменитостей: Андрея Миронова, Георгия Вицина, Олега Даля, Александра Абдулова, Леонида Филатова.

Театр и кино

Театральная судьба Вячеслава Шалевича неотрывно связана с народным артистом Рубеном Симоновым, которого актёр считал своим настоящим учителем. Первая же роль — в его спектакле «Неписаный закон», а в партнёрши ему досталась блистательная Юлия Борисова. Через много лет Шалевич возглавит театр имени Симонова.

В кино он начал сниматься уже на четвёртом курсе училища. Это была «Капитанская дочка» 1958 года. Тогда же зародилась традиция звать Шалевича, человека с серьёзным лицом, на роли злодеев: он сыграл Швабрина.

Первой заметной ролью Шалевича стала роль капитана хоккейной команды в спортивном фильме «Хоккеисты». На момент начала съёмок Вячеслав Анатольевич даже не умел кататься на коньках, а ведь ему нужно было делать это в тяжёлом хоккейном костюме. При этом образ получился очень убедительным. Рассказывают, что зрители писали письма съёмочной группе, где спрашивали, почему Шалевич не играет за сборную СССР.

Пожалуй, самым известным фильмом для Шалевича стал «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой. Актёр признавался, что на момент съёмок не думал о том, насколько значимой станет эта картина, но уже тогда понимал, что работает с потрясающим постановщиком.

— Ум, грандиозная энергетика Лиозновой, которой ещё не знал кинематограф, сотворила такое. На площадке она много импровизировала: этот приход в кафе, когда главные герои не сказали друг другу ни слова под незабываемую музыку. Специально для этой сцены она пригласила Кобзона, который спел так, что никто его не узнал, — всё это Лиознова. Режиссёров, подобных Лиозновой, я не встречал, — говорил Шалевич.

С Лиозновой Шалевич ещё раз встречается на съёмках мини-сериала «Семнадцать мгновений весны», где играет знаменитого Аллена Даллеса.

Кроме ролей в кино Шалевич продолжал все эти годы играть на сцене театра имени Вахтангова. В 90-е он начинает руководить театром имени Рубена Симонова. Уже в первые два года после его назначения ставится больше 10 спектаклей.

В 2013 году Шалевич уже жаловался, что финансирование на театр получить очень сложно:

— Департамент культуры даёт деньги, но их всё равно не хватает, чтобы поставить спектакль с хорошими декорациями, костюмами. Нам говорят: во что бы то ни стало — сборы со зрителей. Это я к тому, что нужен дифференцированный подход к культуре.

Всего через год в театре показывают последний спектакль, а в 2015-м присоединяют его к театру Вахтангова. Планировалось, что к концу 2016-го он станет новой площадкой для вахтанговцев.

А одним из последних его спектаклей стала «Пристань» на сцене любимого театра имени Вахтангова, где Шалевич сыграл Галилео Галилея.

«ОН ГОВОРИЛ, ЧТО БЕЗ СЦЕНЫ СРАЗУ УМРЕТ»

– Как складывались ваши отношения с сыном Вячеслава Анатольевича от прежнего брака – Иваном?

– Когда с Вячеславом Анатольевичем мы начали встречаться, Ване было чуть больше 20 лет.

Понимаю, что ему было трудно после смерти мамы (третья жена Шалевича умерла в 1997 году от онкологии. – Ред.). Но я, по понятным причинам, не могла заменить ему мать – парень был уже взрослый, со своей отдельной жизнью. Он сам высказал желание жить отдельно, и я отдала ему свою трехкомнатную квартиру.

Живет ли в Ване обида на отца, сыновняя ревность – от того, что тот женился после смерти мамы? Не знаю. Предположу, что ему не хватало отцовской любви. И это даже не связано со мной. Просто для Вячеслава Анатольевича всегда на первом месте была работа.

Помню, когда родилась Аня, наша дочь, он смотрел на нее с удивлением и повторял: «Таких маленьких детей никогда близко не видел!» «Но у тебя же два сына!» – говорила я (старший – Владимир – родился от второго брака, с актрисой Натальей Упеник, и, к сожалению, умер молодым. – Ред.). Вячеслав Анатольевич сказал, что почти их не воспитывал: «Сутками на работе, я же артист!» Он и Анечке не много времени посвящал. И дома никаких дел не касался, быт целиком и полностью был на мне. Я не обижалась на него. Считаю, надо принимать человека таким, какой он есть.

– С 2006 года Вячеслав Анатольевич болел. Вашей Ане было всего пять лет…

– Болезнь подкрадывалась незаметно. Он стал чуть меньше разговаривать – все чаще молча сидел перед телевизором. Изменилась походка: еще вчера почти бегал – я за ним не успевала, а теперь ходил все медленнее с каждым днем. Стал ходить с палочкой. Затем отнялась правая рука.

К врачам обращаться долго не хотел: «Ерунда! Полежу – пройдет». Однако не проходило. И я с огромным трудом убедила его оставить хотя бы одну работу – руководство Театром имени Рубена Симонова.

Он упирался: «Как же без меня?» Я ушла оттуда первой – надеясь, что он тоже уйдет. И он ушел. Артисты театра тогда на него обиделись. Считали, что он их бросил, предал. А у него сил не оставалось!

С 2010 года Вячеслав Анатольевич и вовсе мог передвигаться только в инвалидном кресле. Диагноз звучал так: хроническая ишемия головного мозга.

– Но при этом Шалевич продолжал играть спектакли в Вахтанговском театре.

– Да, я возила его на спектакли даже из больницы, на коляске. Он наотрез отказывался покинуть труппу, говорил, что без сцены сразу умрет. Мы хватались за любую соломинку, чтобы поставить его на ноги. Все опробовали: подводные массажи, иглоукалывание, даже к народным целителям обращались – ничего не помогало. Но Слава до последнего верил, что выздоровеет. Мы даже ездили отдыхать в Италию. Я подвозила его на коляске к морю, помогала сделать несколько шагов в воде – и он плыл, тело начинало вновь слушаться. Постоянно от него слышала: «Как все же интересно жить!» Он до последнего дня оставался оптимистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector