Фильмография раиса куркина
Содержание:
Биография[править | править код]
Родилась 7 октября 1927 года в Покровке[уточнить]Тульской области. Её родители работали на заводе. Они были людьми далёкими от мира искусства.
В годы Великой Отечественной войны Раиса Куркина устроилась воспитательницей в детский сад, где проработала семь лет.
С 1950 по 1952 гг. была студенткой Московского института востоковедения. Там начала заниматься в самодеятельном театре «Каучук». И ей повезло познакомиться с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем, которые ставили спектакли с самодеятельными актёрами. Они-то и убедили девушку поступать в Щукинское училище.
В 1956 году окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой), после которого поступила в Театр-студию киноактёра. Снялась в более чем шестидесяти фильмах, первый — 1955 года.
В 1958 году стала лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторые премии для актёров за 1958 год».
Детство и юность
В 7-й день октября 1927-го в деревне Покровке в семье Куркиных родилась девочка Рая. Родители – простые рабочие на заводе. Так что тонкое понимание прекрасного и тяга к искусству передались ребенку от бабушки по отцовской линии и ее брата. Женщина считалась главной на селе певуньей, да такой, что с окрестных поселений приезжали послушать ее дивный голос. А мужчина и вовсе «сломал систему» и разрушил традиционные устои – взял и сбежал с бродячим театром.
Актриса Раиса Куркина (кадр из фильма «Время летних отпусков»)
Детство, проведенное в Москве, было по-настоящему счастливым. Раю никто никогда не обижал и не обманывал, не нашлось в нем места ни обидам, ни слезам, ни разочарованиям. Поэтому колоссальное доверие к людям сохранилось в ней на протяжении всей жизни. Яркое воспоминание ранних лет – дедушка нес ее, маленькую, закутанную по глаза в одеяло, а над головой мелькало голубое небо.
Война случилась, когда подростку еще не исполнилось 14 лет. И тогда же Раиса освоила свою первую профессию, устроившись в детсад. Проработав с дошкольниками 7 лет, девушка решила попробовать стать актрисой и поступить в знаменитую «Щуку».
Раиса Куркина в молодости (кадр из фильма «Гость с Кубани»)
На экзаменах она настолько глубоко «прожила» монолог несчастной Катерины из островской «Грозы», что из глаз, не переставая, лились слезы. Приемная комиссия дрогнула и пригласила абитуриентку назавтра на кафедру. Но Куркина не поняла, что это означало, да плюс вечером заглянул друг, принесший с собой книгу иероглифов. Девушке ужасно захотелось научиться разбираться в них, и наутро она уже несла документы в институт востоковедения.
При нем находился рабочий театр, где Рая играла на пару с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем. Они-то, разглядев дарование, убедили вернуться в Щукинское училище. По окончании вуза в 1956-м Раиса связала свою творческую биографию с нынешним Театром киноактера.
Личная жизнь
Раиса Куркина дважды была замужем. Первый раз она приняла предложение руки и сердца еще в молодости, только поступив в институт. Избранником оказался театральный деятель и основатель ТЮЗа в Челябинске Борис Скомаровский. У пары родилась единственная дочь Ирина, но вскоре молодые развелись по причине неверности супруга.
То же самое ждало женщину и во втором браке с Владимиром Мотылем. Их романтические отношения завязались на съемках «Детей Памира». Режиссер решился на развод с женой (к которой позднее вернулся), но счастливой личной жизни не случилось.
Актриса Раиса Куркина
Однажды Рая приехала к мужу в Чехословакию, где тот пребывал на гастролях, начала стирать одежду и обнаружила в кармане забытое письмо откровенного содержания. Мужчина стоял на коленях, умоляя не оставлять его – и актриса сдалась. Но через 2 месяца ему снова доставили телеграмму, и на этот раз она ушла насовсем.
Говоря о себе, артистка применяла фразу «идиотка со стажем». Выросшая в доверии, она могла легко предоставить ночлег вору и познакомить его со своей первой семьей. Свекровь угощала завтраками, муж водил в музеи. А гость, прожив неделю, исчез, прихватив с собой и вещи приютивших его людей. Уже из тюрьмы он писал письма Раисе и молил о прощении.
Детские и юношеские годы
Девочка Рая впервые увидела мир в деревне Покровка в 1927 году. Ее родители были простыми рабочими, а вот бабушку называли главной певуньей поселка. Чтобы послушать ее голос, люди приезжали со всех окрестностей. Наверное, именно от нее у Раисы и появилась тяга к прекрасному.
Детство девочка проводила в Москве, и у нее об этом времени только самые лучшие воспоминания. Раю никто не обижал и не обманывал. Возможно, по этой причине со временем она станет очень доверчивой, что обернется не лучшими последствиями.
Во время войны Раиса работала нянечкой в детском саду. Общение с подрастающим поколением полностью убедило ее в том, что нужно попробовать себя в актерстве.
Поступая в Щукинское училище, Куркина настолько проникновенно прочитала монолог Катерины из «Грозы», что представители комиссии не смогли сдержать слезы. Правда, в тот же вечер друг принес книгу с иероглифами, и Раисе захотелось понимать их. Вот она и подала документы в институт востоковедения.
При вузе был театр, в котором девушка играла вместе с Владимиром Этушем и Михаилом Ульяновым. Именно они убедили девушку вернуться в «Щуку», где ее давно ждали. После окончания вуза Куркина стала частью труппы нынешнего Театра киноактера.
Личная жизнь
Дважды была замужем.
Первый муж — Борис Александрович Скомаровский (1929—2003), театральный режиссёр, основатель и первый режиссёр Челябинского ТЮЗа. Они поженились на первом курсе театрального института. У пары родилась дочь Ирина.
Расстались из-за измены мужа, который увлёкся дочерью заместителя министра внешней торговли. Воспитывать дочь Скомаровский ей не помогал.
Второй муж — Владимир Мотыль, режиссёр театра и кино. Они сблизились в 1962 году на съёмках фильма «Дети Памира». В то время у Владимира Мотыля были сложные отношения с первой женой, актрисой Людмилой Подаруевой. В результате он с ней развёлся, и они поженились. У мужа она снялась в трёх фильмах: его первой режиссёрской работе «Дети Памира», «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».
Вместе прожили шесть лет. Развелись из-за измены Владимира Мотыля. Однажды Раиса случайно обнаружила у него в кармане письма откровенного содержания от другой женщины и подала на развод. Владимир Мотыль вновь женился на Людмиле Подаруевой. Раиса Куркина больше замуж не выходила. Спустя много лет она отмечала, что никогда не жалела о расставании с режиссёром Мотылём: «Прошли десятилетия, и я не то, что секунды, даже полсекунды не жалела о своём решении. Я ведь ни на йоту не выношу вранья… После Владимира Мотыля у меня никого не было. Володя был сложным человеком. Двойственным. Эта заложенная в его детстве двойственность жила в нём всегда, проявлялась в мелочах, а люди сотканы из деталей. У него были большие перерывы в работе, и в эти периоды с ним было очень непросто».
Что касается Владимира Мотыля, то о Раисе Куркиной он говорил: «Замечательная актриса… с тяжёлым характером».
Фильмография[править | править код]
- 1955 — Гость с Кубани — Екатерина Семёновна Горбань, знатная комбайнёрша с Кубани
- 1956 — Берёзы в степи — Мария
- 1957 — На острове Дальнем… — Даша Соколова
- 1958 — Пора таёжного подснежника — красноармеец Анна
- 1958 — Идиот — Аделаида Епанчина
- 1958 — Ваня — Клавдия
- 1959 — Спасённое поколение — Антонина Васильевна
- 1960 — Время летних отпусков — Светлана Ивановна Панышко, старший геолог, и.о. заведующего промыслом
- 1961 — Наш общий друг — Лена Корниец, жена парторга
- 1962 — Павлуха — Зина, секретарь комитета комсомола
- 1962 — Дети Памира — врач
- 1964 — Живые и мёртвые — жена полковника Баранова
- 1964 — Остров Колдун — Наталья Евгеньевна, мама Дани и Вали
- 1964 — Тишина — Ольга Петровна, учительница вечерней школы
- 1965 — Звонят, откройте дверь — хозяйка квартиры, (нет в титрах)
- 1965 — Мечта моя — Мария
- 1965 — Западня — мисс Эрнита, вдова Генри
- 1967 — Тысяча окон — Нина Георгиевна
- 1967 — Ташкент — город хлебный — медсестра
- 1967 — Это твердая земля — Надя
- 1967 — Поиск — Галина
- 1969 — Семейное счастье (новелла «Нервы») — жена Ваксина
- 1969 — Белое солнце пустыни — Настасья, жена таможенника Павла Артемьевича Верещагина
- 1970 — Когда расходится туман — Вера Николаевна, учёный-паразитолог, старший научный сотрудник
- 1970 — Возвращение «Святого Луки» — Лидия Николаевна, экскурсовод музея
- 1970 — Белорусский вокзал — вдова Лида Матвеева
- 1971 — Нюркина жизнь — Катерина, жена Михаила Антоновича
- 1973 — Чёрный принц — Нина Петровна Самохина
- 1973 — Товарищ генерал — Ирина Анатольевна Капитонова, жена генерала
- 1973 — Великие голодранцы — Параня, мать Касаткина
- 1974 — Птицы над городом — Марго (Маргарита Ивановна), соседка Вишняковых, машинистка в издательстве
- 1974 — Совесть — учительница Любовь Тимофеевна Колоскова, жена Колоскова
- 1974 — Стоянка — три часа — Марина
- 1974 — Фронт без флангов — Анна Андреевна Млынская, жена Млынского
- 1975 — Афоня — тётя Фрося, тётка Афони
- 1975 — Звезда пленительного счастья — Софья Александровна Раевская
- 1976 — Два капитана — Анна Степановна, жена Ивана Ивановича
- 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Лотта, секретарша Берга
- 1976 — Память земли — Настя Щепеткова
- 1976 — Стажёр — Вера Васильевна, мать Саши Трофимова, сестра Александра Александровича
- 1977 — Левый поворот (короткометражный) — Екатерина Петровна
- 1977 — Мимино — судья (нет в титрах)
- 1977 — Хлеб детства моего — мать Васьки
- 1978 — Голубка — жена Шарова
- 1978 — Лес, в который ты никогда не войдёшь — Вилена Фёдоровна
- 1979 — Дождь в чужом городе — Ганна Денисовна, администратор гостиницы
- 1979 — Сцены из семейной жизни — тётка Кати, поливает цветы
- 1980 — Мелодия на два голоса — Борисоглебская, мама Алёны
- 1980 — Мужество — мать Дины Ярцевой
- 1981 — Было у отца три сына — мать Светланы
- 1981 — Провинциальный роман — эпизод
- 1982 — Не могу сказать «прощай» — Надежда Ивановна, врач
- 1982 — Никто не заменит тебя — Валентина Ивановна, мать Ларисы
- 1982 — Слёзы капали — член президиума
- 1983 — Внезапный выброс — мать Сергея
- 1983 — Дублёр начинает действовать — Паршина, мать Ольги
- 1983 — Трое на шоссе — представитель санитарной комиссии
- 1984 — Благие намерения — Евдокия Петровна Салтыкова, стоматолог
- 1984 — Шанс — Елена Сергеевна, директор школьного музея
- 1984 — Маленькое одолжение — мать Борьки
- 1985 — Картина — Антонина, жена генерала Фомина
- 1986 — К расследованию приступить — Марина Игнатьевна Царькова, жена Петра Царькова, бывшая балерина
- 1987 — Моя дорогая — эпизод
- 1988 — Это было прошлым летом — мать Сергея
- 1988 — Чёрный коридор — жена Ечевина
- 1989 — Прямая трансляция — мать Сергея
- 1996 — Короли российского сыска — Анна Карповна Максимова, генеральская вдова
- 2004 — Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант — Анна Коломийцева
- 2004 — МУР есть МУР — Алевтина Евгеньевна, мама Альки
Второй брак Ирины Куркиной
Со своим вторым мужем Ирина Куркина познакомилась на съемочной площадке в 1962 году. Им стал Владимир Мотыль, который снимал картину «Дети Памира». В этом кинофильме Куркина блестяще исполнила роль врача, что не оставило равнодушным режиссера.
К этому времени Владимир Мотыль был женат на артистке Людмиле Подаруевой. К слову, Подаруева была на 5 лет старше своего супруга, но Мотыля это ничуть не волновало – любви все возрасты покорны.
Все поменялось, когда в его фильме появилась Раиса Куркина. Режиссер всерьез увлекся талантливой артисткой, что привело к его разводу с Подаруевой . На протяжении ближайших лет Раиса Семеновна стала музой Владимира Мотыля: он отдавал ей лучшие роли в своих кинокартинах, одной из которой стала роль Настасьи в «Белом солнце пустыни».
Для актрисы казалось, что этот союз вечен и ничто не способно помешать ее женскому счастью. Реальность оказалось куда более коварная – опять измена. Во время очередной стирки Куркина обнаружила в кармане «благоверного» режиссера любовную записку от незнакомой женщины, адресованную Владимиру Мотылю.
Неизвестно каким образом, но попавшийся на измене супруг смог вымолить у Раисы Семеновны прощение. Мотыль продержался всего 2 месяца, и вновь изменил жене. На этот раз никакие просьбы и клятвы не смогли переубедить Куркину – после 6 лет семейной жизни супруги развелись.
К сожалению, а может быть и к счастью, но больше Раиса Семеновна замуж не выходила. Кажется, что после Мотыля артистка вовсе потеряла интерес к романам и к мужскому полу, в частности. Как позже призналась Раиса Семеновна, она ни разу не пожалела о своем решении развестись, так как ее тонкая натура не могла существовать рядом с ложью и предательствам.
- Предидущее: Людмила Путина. О забытой экс-супруге предидента.
- Следующее: Михаил Метелкин: стал бизнесменом и судьба 67-летнего актера