Капризный даль, «горбатый» костюм и другие курьезы со съемок «приключений принца флоризеля»
Содержание:
Образ и биография Флоризеля
Блистательный принц за время пребывания в столице Великобритании успел снискать славу щедрого и доброжелательного господина. Правда, свою личность и имя утаивал, представляясь Теофилусом Годолом.
Стивенсон охарактеризовал персонаж с разных сторон. Это был человек «спокойный до флегматичности», философ, предпочитающий во всем делать собственные выводы и полагаться исключительно на опыт.
Судьба этого героя обрисовывалась не в радужных для него красках — наследование королевства, полная безопасность и скука. Флоризель, напротив, стремился к эксцентричности и насыщенным приключениям. Поэтому неоднократно на него накатывали приступы хандры, которые он пытался вылечить охотой и прогулками по вечернему Лондону.
Его спутник, полковник Джеральдин, сопровождал королевскую персону и был готов умереть ради принца. Он был молод и отважен, способен на безрассудство, но исполнителен.
Марк (Виталий Ильин) и Принц Флоризель (Олег Даль)
Путешествуя по Лондону, главный герой менял внешность, но изменить образ мышления мужчине не удавалось. Он, воспитанный в соответствии с представлениями о чести и достоинстве, не позволял себе пустых слов и всегда выполнял данные обещания.
Эти двое уже не раз попадали в опасные ситуации, но благодаря рыцарской верности полковника и стойкому характеру принца им удавалось выходить из неудобных положений без серьезных последствий.
Одним вечером Флоризель и Джеральдин сидели в ресторане и уже собирались домой, как вдруг в заведение вошел мужчина с двумя помощниками. В руках эти люди держали подносы с пирожными, которые стали раздавать посетителям.
Полковник Джеральдин (Игорь Дмитриев) и Принц Флоризель (Олег Даль)
Кто-то охотно ел, другие отказывались. Когда троица подошла к столику принца, то Флоризель разговорился с мужчиной, затребовав с того обещание отобедать с ним.
За разговором так и не захотевший представиться молодой человек поведал пугающую историю. В прошлом он богатый наследник, обанкротился и теперь собирается в «Клуб самоубийц», так как самостоятельно лишить себя жизни страшится.
40 фунтов — вот цена, которую придется заплатить, чтобы войти в это сообщество и закончить бесполезное существование. Флоризель был сильно заинтересован этим клубом. Поэтому убедил нового знакомого, что хочет того же — умереть. Джеральдин, привыкший идти за хозяином в огонь и воду, подтвердил готовность к суициду.
Принц Флоризель (Олег Даль) и Клетчатый (Донатас Банионис)
«Клуб самоубийц» — заведение, в котором верховодит таинственный Председатель. Он раскидывает карты между членами тайного сообщества. Тому, кому выпадет туз пик, приходит время умирать. А тот, кто вытянет туз треф, становится убийцей.
Флоризель, связанный договором, идти на попятную уже не мог. И по страшному стечению обстоятельств вытянул карту жертвы. Он понимал, что его дни сочтены, и винил себя в легкомысленности. К счастью, на помощь пришел Джеральдин, нанявший людей для спасения принца.
В итоге главный герой перевез всех потенциальных самоубийц в свою резиденцию, дал работу, чтобы те оставили глупые мысли о смерти. А вот с Председателем мужчина решил расквитаться по-другому. Он отправил его в «путешествие» по Европе вместе с младшим братом Джеральдина, намекнув, что тот и станет тем человеком, который «вытащит» для злодея туз треф.
Однако Председателю удалось избежать справедливой кары. Когда до королевского наследника дошли вести о смерти брата полковника, он разыскал хозяина «Клуба самоубийц» и лишил того жизни, вызвав на дуэль.
Принц Флоризель в фильмах
С легкой руки режиссера Евгения Татарского родина наследника королевства назвалась Баккардией, Джеральдин постарел, а таинственный продавец пирожных перевоплотился из банкрота в художника-абстракциониста Перкинса.
В 1981 году на Центральном телевидении СССР прошла премьера советского фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятого по мотивам рассказов Роберта Льюиса Стивенсона. Интересно, что к показу кинолента была готова уже в 1979-м.
Кино произвело большое впечатление на аудиторию. Картина в жанре иронического детектива и сегодня, спустя десятки лет, остается в списке любимых у почитателей экранизаций английской классики.
Наряду с таким сериалом, как «Приключения Шерлока Холмса», работа Татарского была оценена и в СССР, и за границей. И, несмотря на более ранние экранизации в США (1909-го и 1974-го), остается на недосягаемой высоте.
Олег Даль в роли Принца Флоризеля в фильме «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»
Завязка сюжета происходит с первых же секунд фильма. Молодого, но уже пресыщенного жизнью главного персонажа сыграл Олег Даль. Образ его напарника воплотил Игорь Дмитриев. Прогуливаясь по набережной, герои встречают парня, который привязал к шее камень и собирается спрыгнуть вниз с моста.
Им оказывается художник Перкинс (Асхаб Абакаров). Позже он приводит новых знакомых в «Клуб самоубийц» под руководством Председателя — Клетчатого. Роль вершителя судеб тайного сообщества талантливо сыграл харизматичный актер Донатас Банионис.
Советская экранизация предстала в 3 сериях, общая длительность киноленты — 190 минут. За это время герои успели не только расквитаться с жестоким Председателем, но и отыскать знаменитый алмаз Раджи.
Олег Даль, который не был избалован в своей карьере главными ролями, талантливо продемонстрировал амплуа приятного молодого человека, обуреваемого скукой. Его персонаж — настоящий мужчина, которому понятие чести дороже жизни.
Главный герой фильма элегантен и благороден, это та самая «титулованная особа», а его верный помощник ничем не уступает. Джеральдин менее легкомыслен и безрассуден. Творческий дуэт актеров позволил киноленте отметиться в сознании зрителей как наиболее удачная экранизация произведения Стивенсона.
Невыносимый Даль и горе костюмера
Немного фантастический сюжет фильма почти сразу же превращается в детектив. Путешествуя по городу со своим другом, полковником Джеральдином, Флоризель знакомится с художником Перкинсом, который приводит героев в некий «Клуб самоубийц». Принц движим идеей раскрыть тайну зловещего клуба и вывести на чистую воду его председателя. Флоризель – поистине великий детектив, этакий Шерлок Холмс, который ко всему прочему обладает возможностями титулованной особы. К его услугам всегда любые деньги и армия помощников, готовых выполнить любое поручение по мановению руки. Для этой роли режиссеру был необходим настоящий аристократ. Его он почти сразу нашел в лице Олега Даля.
С Олегом Далем тогда мечтали работать многие, но он многим отказывал, и причины отказов никак не объяснял. А те режиссеры, с которым он соглашался сотрудничать, тоже часто были не рады: за актером закрепилась слава капризного скандалиста. Татарскому повезло: прочитав сценарий про Флоризеля, Даль тут же подтвердил свое участие в фильме. История ему очень понравилась. Но почти сразу он попытался выдвинуть режиссеру свои условия: попросил взять на роль Джеральдина своего друга – актера Юрия Богатырева. Однако Татарский, уже видевший в роли соратника принца другого артиста, Игоря Дмитриева, не пошел на уступки, и Далю пришлось подчиниться.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля» Неприятности начались в первый же день съемок. Режиссеру позвонили с площадки: «Срочно приезжай, Даль скандалит!». Гнев Даля обрушился на художника по костюмам. Наряд, который ему предложили для роли, актеру категорически не понравился. Справедливости ради стоит отметить, что костюм и вправду сидел на артисте плохо: спереди приходилось прикалывать булавку, сзади наряд горбился, да и «пряжка» принца не устроила. Это ли Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе?
К счастью, художник-постановщик «Ленфильма», до этого много работавшая с Далем, помогла подобрать другую одежду, которая пришлась актеру по душе. Когда фильм вышел, стало очевидно: потрепанные нервы съемочной группы режиссера стоили того. Флоризель в исполнении Олега Даля получился утонченно-реалистичным и в то же время сказочно-невероятным.
Слишком «не советский» фильм
В образе Флоризеля, как и во всем фильме в целом, время от времени проскакивали намеки на тоталитарную советскую власть. Мало того, что главный герой – принц, так еще и постоянно слышатся фразы вроде «Государство – это я» (прозвучала она, кстати, из уст попугая Флоризеля). Художественный совет «Ленфильма» ленту раскритиковал, а в Госкино принимать ее вообще отказались. Кроме того, чиновников возмутило название фильма. Изначально картина называлась «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы». Ясное дело, в Советском Союзе ни о каких титулованных особах, а уж тем более самоубийствах и речи быть не могло. Режиссер уступил: фильм переименовали в нейтральное «Приключения принца Флоризеля».
Однажды Татарский услышал по радио передачу, где звучал хорошо знакомый ему голос Игоря Дмитриева – того самого полковника Джеральдина. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица его героя. За каких-то два часа Татарский написал текст ко всем трем сериям. В первых числах января 1981 года Татарскому позвонили с радостным известием: «13 января выпускаем». Несмотря на ожидания руководства Госкино, после первого показа фильм не приобрел оглушительного успеха. Татарскому выдвинули претензии: якобы, широкая зрительская аудитория ироничную ленту с двойными смыслами попросту не поняла. Но прошли годы, а к «Приключениям принца Флоризеля» зрители так и не потеряли интерес, ведь разгадывать ребусы и считывать двойные смыслы куда любопытнее, чем смотреть незамысловатые ток-шоу и сериалы. Это тонкая интеллектуальная игра, которая и сейчас доступна далеко не всем.