Противоположности, половинки. петр и мира тодоровские
Содержание:
- Тодоровский – представитель военного поколения
- Биография и личная жизнь
- Оператор
- «Верность»
- «От Москвы до Бреста…»
- Фильмы
- Елена Яковлева. «Интердевочка», 1989 год
- Личная жизнь
- Личная жизнь
- Смерть
- События биографии
- Композитор и музыкант
- Биография
- Многогранный талант
- Биография[ | ]
- Фильмы
- Интердевочка (1989)
- Смерть
- Совместная работа
Тодоровский – представитель военного поколения
Переживший военные годы, как и большинство представителей молодого поколения, с пехотным училищем, войной и фронтом, Петр дошел до Эльбы, был ранен и отправлен в тыл. О военном прошлом красноречиво говорят многочисленные ордена и награды. После окончания войны была служба в армии, мобилизация и непродолжительная работа на стеклотарном заводе.
В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа; за пять лет учебы снял несколько своих фильмов, которые до сегодняшних дней, к сожалению, не дошли. Тодоровский начал свою кинокарьеру с работы оператора на Одесской киностудии (до 1962 года), поэтому его дебютом полноправно считается картина «Молдавские напевы», снятая в 1955 году.
Биография и личная жизнь
Евгения Хиривская (Брик) родилась 3 сентября 1981 года в Москве. Воспитывалась в интеллигентной семье, отец работал кандидатом физико-математических наук, мать всегда мечтала об актерской карьере, но после рождения двух дочерей, решила стать домохозяйкой и посвятить себя воспитанию девочек.
С самого раннего детства Евгения проявляла себя творчески, устраивала и участвовала в различных концертах и спектаклях, а в возрасте пяти лет и вовсе стала моделью.
Тогда еще совсем маленькую Евгению заметили и пригласили поработать манекенщицей в Общесоюзный дом моделей, где по ее параметрам шили модную одежду. Родители не препятствовали развитию дочери, а наоборот поддерживали во всех ее начинаниях.
Евгения участвовала в модельных показах и часто фотографировалась для модных журналов. В качестве приятного бонуса маленькая модель получала все рекламируемые ею наряды, что не могло не радовать.
Училась Евгения в спецшколе с английским уклоном, однако в 13 лет родители решили перевести свое чадо в более престижное учебное заведение, которым стала известная школа при Щепкинском училище.
Юношеские годы
В 1998 году окончив школу, Евгения поступила в ГИТИС на курс Александра Збруева, который окончила с отличием.
С 2000 года Брик начала посещать всевозможные кастинги в надежде получить хотя бы какую-то роль, однако удача улыбнулась девушке только в 2001 году.
Личная жизнь и увлечения
Со своим будущим мужем Валерием Тодоровским Евгения познакомилась на кастинге в 2004 году. Тогда привлекательная радио ведущая получила отказ, чем была очень расстроена.
Успокоить заплаканную девушку подошел статный режиссер, с которым у Брик и завязался бурный роман. Пара долго скрывала свои отношения, пока в 2006 году не стало известно о грядущей свадьбе.
Известно, что муж актрисы намного старшее ее самой, однако, Евгению это ничуть не смущает. В 2009 году в семье родилась дочь, которую назвали Зоей.
Роды проходили в Лос-Анджелесе, куда Евгения и Валерий приехали на время, но чуть позже решили остаться. Теперь актриса живет на две страны, приезжая в Россию в двух случаях, навестить родственников и сняться в кино.
Как призналась сама Евгения у нее достаточно много увлечений. Актриса обожает кататься на коньках и лыжах, любит путешествовать по экзотическим странам, коллекционировать необычные вещи и рисовать.
Профессиональная жизнь
Карьера Евгении началась в 2001 году, когда амбициозная студентка дебютировала в таких фильмах как «Северное сияние» и «Интересные мужчины». Однако популярность пришла к Брик лишь после съемок в таких популярных сериалах как «Марш Турецкого» (2002) и «Каменская 3» (2003).
В том же 2003 году актрису пригласили работать на радио «Маяк».
Именно тогда Хиривская решила взять фамилию Брик, которая принадлежит ее родной бабушке
Связанно данное изменение с тем, что последняя фамилия более звучная и легко запоминается, что очень важно для любой начинающей актрисы
В 2004 году карьера Евгении пошла в гору, выгодные предложения начали поступать одни за другими. Вскоре актриса снялась в таких картинах, как «Мужчины не плачут» (2004), «Тариф на любовь» (2004), «Бухта Филиппа» (2005), «Граф Монтенегро» (2006) и многое другое.
Однако настоящая популярность пришла к Брик после съемок в красочном фильме «Стиляги» (2008), где актриса перевоплотилась в комсомолку по имени Катя.
Яркая роль подарила Евгении возможность в последующем сняться в таких картинах как «Предлагаемые обстоятельства» (2009), «Географ глобус пропил» (2013), «Темный мир: Равновесие» (2013), «Елки 1914» (2014), «Эти глаза напротив» (2015) и «Пятница» (2016).
В 2016 году Евгения получила вторую главную роль в комедийном шпионском сериале «Адаптация», где сыграла девушку Марину. Последней работой актрисы стал сериал «Оптимисты», премьера которого назначена на 2017 год.
Оператор
По окончании института в качестве кинооператора дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов. Принял участие в съемках музыкальной картины «Молдавские напевы». Затем около десяти лет проработал оператором на знаменитой Одесской киностудии, куда его пригласил Марлен Хуциев для создания «Весны на Заречной улице». Двумя годами позже в этом же тандеме вышел фильм «Два Федора».
В Одессе будущий режиссер через объектив камеры наблюдал за работой будущих мэтров, таких как: Евгений Ташков («Жажда»), Виктор Жилин («Моя дочь»), Марлен Хуциев. И уже в 1962 году в сорежиссерстве с Владимиром Дьяченко снял свой первый фильм. После этой картины Петр Тодоровский стал постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.
«Верность»
Режиссер продолжительное время бился над тем, чтобы советская цензура пропустила фильм «Верность» — сценарий трижды возвращали на доработку. Правки, внесенные в текст, все не могли никак удовлетворить руководство. И вот, когда автор уже был готов отказаться от замысла, сценарий внезапно утвердили. Однако потребовали добавить в картину «идеологически верную» сцену воинской присяги. Тодоровский дал согласие.
Картина «Верность» в 1965 году получила на Венецианском кинофестивале приз «За лучший дебют». И что занимательно — высокопарных прелестей присяги итальянцы не увидели, поскольку прямо перед показом Тодоровский навестил местных киномехаников на пару с бутылкой водки и лично вырезал лишнюю, по его мнению, сцену.
«От Москвы до Бреста…»
Говоря о том, что побудило его связать жизнь с кинематографом, Петр Тодоровский вспоминал фронтовой эпизод, сыгравший значительную роль в этом выборе.
Взвод возвращался после боя. И среди оружия уставших солдат взгляд будущего режиссера вдруг выхватил кинокамеру, которую нес с собой сопровождавший бойцов военный оператор. Тогда, смотря на этого человека, Тодоровский и подумал, что хочет снимать. Итогом этих измышлений стало то, что, завершив в 1949 году офицерскую карьеру и отработав непродолжительное время на заводе стеклотары, Петр Ефимович поступил на операторский факультет ВГИКа.
Фильмы
Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).
Режиссер Петр Тодоровский
В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.
Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»
В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.
Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).
Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»
Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.
Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»
Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.
Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»
Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».
Елена Яковлева. «Интердевочка», 1989 год
«Когда ассистент привёл мне Яковлеву на главную роль в «Интердевочку», я был разочарован, — признался режиссёр в фильме Первого канала «ИнтерЛеночка». — Подумал: «Ну какая из неё проститутка?» «Он был недоволен мной, — подтвердила Яковлева. — Ему казалось, что Танька должна быть более женственной, с большой грудью, пышными бёдрами. Но на третий день репетиций он сказал: «Наверное, я тебя утверждаю». Зрители удивлялись, как легендарный режиссёр взялся за столь щекотливую тему, но особенно интригующе было узнать, как он снимал постельную сцену. Яковлева рассказывала: «Все трясли всё, что было вокруг: кто — диван, кто — тумбочку, а я лежала, как бревно. Пётр Ефимович понял, что я всё равно не трясусь, и на втором дубле взял меня за ноги. Гримёры глицеринчика на меня накапали. Он скатывался по лицу, щекотал, а я лежала и думала, как бы мне не зачесаться».
Личная жизнь
Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Их союз просуществовал всего полтора года.
Вторая супруга, Мира Григорьевна, ставшая его верной подругой и музой по жизни, — по специальности инженер-лейтенант морского флота. Позднее занялась продюсированием — создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой был снят ряд фильмов режиссера: «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем» и некоторые другие.
Сын Тодоровских — Валерий – не менее известный кинорежиссер и сценарист. Среди его громких работ – «Оттепель», «Стиляги», «Страна глухих».
Личная жизнь
Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.
Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко
На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.
Петр Тодоровский с женой Мирой
Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.
Петр Тодоровский с женой и сыном
Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.
Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.
Петр Тодоровский с семьей
Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.
Смерть
В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».
Петр Тодоровский в последние годы
Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.
Могила Петра Тодоровского
В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.
События биографии
- 1948-1949 – Работал на заводе стеклотары. Одновременно заканчивал 10-й класс и брал у художника уроки рисования.
- 1949 – Поступил во ВГИК, на операторский факультет. После 1-го курса его собирались исключать как «бездарного», но он осенью сумел пересдать экзамен по мастерству.
- 1954 – Окончив с красным дипломом институт, снимал сюжеты для киножурнала «Советская Молдавия». Был оператором 1-го молдавского художественного фильма – «Молдавские напевы» А. Золотницкого
- 1955-1964 – Был оператором на Одесской киностудии. Снял картины: «Моя дочь», «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Жажда», «Никогда». В последней был сорежиссером В. Дьяченко.
- 1960-2009 – Написал музыку для кинолент «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Пришельцам новым» и нескольких своих фильмов.
- 1965 – Самостоятельный режиссерский дебют – военная мелодрама «Верность», в котором Тодоровский выступил и сценаристом вместе с Б. Окуджавой. Сюжетом послужили воспоминания Петра Ефимовича об учебе в военном училище, пути на фронт и первом бое. В этом же году перешел работать на «Мосфильм».
- 1965-2001 – Исполнял песни в фильмах «Рабочий поселок», «Вылет задерживается», «Маленький человек в большой войне», «Жизнь забавами полна». В этот же период аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен.
- 1967-1981 – Был режиссером картин «Фокусник», «Своя земля», «Любимая женщина механика Гаврилова».
- 1970 – Был режиссером мелодрамы «Городской романс», сценарий к которой написал совместно с Ф. Миронером. Снялся в роли старшего лейтенанта Яковенко в фильме М. Хуциева «Был месяц май».
- 1975 – Поставил драму «Последняя жертва» по одноименной пьесе А. Островского и своему сценарию, написанному совместно с В. Зуевым.
- 1977 – Снялся в эпизоде картины «Трясина».
- 1978 – Был режиссером и сценаристом (совместно с В. Коноваловым) фильма «В день праздника».
- 1983 – Стал сценаристом и режиссером драмы «Военно-полевой роман». Толчком к написанию сценария послужила встреча автора с продавщицей пирожков Любой, у которой был фронтовой роман с комбатом, погибшим в наступлении под Вислой. Эту картину и ныне считают одной из лучших лент о любви.
- 1986 – Написал с А. Буравским и поставил трагикомедию «По главной улице с оркестром».
- 1989 – По роману В. Кунина снял нашумевшую советскую драму «Интердевочка» на скандальную для СССР тему о валютных проститутках.
- 1992 – Снял комедийную драму «Анкор, еще анкор!» – о гарнизоне, в котором жили семьи военных, победивших в войну. С этого момента стал писать музыку для своих фильмов.
- 1995 – Выпустил в кинопрокат социальную драму «Какая чудная игра».
- 1998 – Снял лирическую драму «Ретро втроем».
- 2001 – Выпустил мелодраму «Жизнь забавами полна». В этом же году написал музыку для фильма Г. Сукачева «Праздник», после чего подружился с этим режиссером и дал вместе с ним ряд концертов.
- 2003 – Снял лирическую военную драму «В созвездии быка», основанную на автобиографическом периоде жизни в эвакуации. Написал сценарий и музыку для детектива В. Новака «Личная жизнь официальных людей», рассказывавшего о совместном милицейском расследовании супругов Пантелеевых. В ходе работы Вера увидела новые стороны характера супруга Анатолия и поняла, что все еще любит его. Это помогло работникам правоохранительных органов сохранить чуть было не распавшуюся семью.
- 2004 – Сыграл местного жителя в ленте «Курсанты», снятой А. Кавуном по автобиографической книге П. Тодоровского «Вспоминай – не вспоминай».
- 1975 – Снялся в эпизоде комедии «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».
- 2008 – Снял военную драму «Риорита» о провокаторе, из личной корысти обрекшем ушедшего воевать жителя и трех его сыновей на смерть.
- 2002-2007 – Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров вместе с Н. Рязанцевой.
- 2009 – Снялся в документальном биографическом фильме «Монолог в четырех частях. Петр Тодоровский», к которому также написал музыку.
- 24 мая 2013 – Умер после сердечного приступа. Могила находится на Новодевичьем кладбище.
- 2015 – Вышла на экраны военная драма «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе» по сценарию Тодоровского, снять который он не успел.
Композитор и музыкант
Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал темы и песни ко многим своим фильмам: «После военно-полевого романа, во всех картинах я сочиняю мелодии. Я их сочиняю во время написания сценария».
Тодоровский мастерски играл на гитаре и очень часто в его лентах звучит именно этот инструмент. Режиссер подчеркивает: «Гитара в моей жизни играет огромную роль – я отдыхаю душой, когда мне очень грустно, печально, я сажусь и начинаю… Иногда она мне помогает придумать сцену».
Петр Ефимович сочинял музыку не только для своих картин, он стал композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами («Сильнее урагана» Василия Левина, «Над нами Южный Крест» Игоря Болгарина, «Праздник» Гарика Сукачева). А в лентах «Рабочий поселок» Алексея Германа, «Вылет задерживается» Леонида Марягина и «Жизнь забавами полна» режиссер выступил вдобавок как вокалист.
В 1999 году вместе с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным Петр Ефимович записал компакт-диск «Ретро вдвоем». Позже вышла вторая часть — «Ретро вдвоем-2».
Биография
Петр Ефимович Тодоровский родился в украинской глубинке, в бедной еврейской семье. «Детство у меня было жуткое. Мы очень тяжело перенесли голод 1933 года. Мы с моим старшим братом и сестрой ходили по сараям и искали использованные веники, отмывали их до белизны, нарезали мелко и варили суп», — вспоминал режиссер.
Но это было не единственное испытание, уготовленное судьбой. В начале Великой Отечественной войны семью Тодоровских эвакуировали в Сталинград. Здесь шестнадцатилетний Петя, еще не окончивший школу, вместе с отцом работал на разгрузке угля, на электростанции.
В конце 41-го из-за смещения линии фронта пришлось вновь переезжать. На этот раз в Саратовскую область (деревня Песчатый Мар). В 1943 году молодой человек поступил в Саратовское военное училище. И через считанные месяцы его отправили в качестве командира минометного взвода в Беларусь. Так Петр оказался на передовой, принял участие в нескольких боевых операциях, в том числе взятии Берлина. Дошел до Эльбы и оттуда был комиссован по ранению.
В послевоенные годы проходил службу в гарнизоне Песочное под Костромой. В 49-ом уволился в запас и некоторое время работал на заводе стеклотары, параллельно доучиваясь в вечерней школе.
Все эти нелегкие годы молодой человек мечтал снимать фильмы. В будущую профессию Петр Тодоровский влюбился еще на фронте, его покорила работа военных операторов, и он загадал — останется жив, обязательно освоит это ремесло.
В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека.
Многогранный талант
Еще в юные годы Петр Тодоровский увлекся музыкой. Режиссер вспоминал, что любовь к этому виду искусства у него была столь сильна, что однажды маленький Петя стащил у отца пять рублей, чтобы купить на рынке балалайку, на которой впоследствии учился играть. Да и с должности коменданта немецкого городка его быстро сняли потому, что Тодоровский только и делал, что музицировал на аккордеоне.
При такой самозабвенной увлеченности нет ничего удивительного в том, что творчество Петра Ефимовича не ограничивалось деятельностью оператора, режиссера и сценариста. Тодоровский писал еще и песни, которые возможно услышать во многих его картинах.
Биография[ | ]
Пётр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР в еврейской семье. Родители — Ефим Гильевич Тодоровский и Розалия Цалевна Островская. Окончил 9 классов средней школы в Бобринце.
В начале Великой Отечественной войны с родителями эвакуировался в Сталинград, работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре 1941 года, из-за наступления немцев, семье вновь пришлось бежать. Почти два года работал в колхозе «Песчаный Мар» (в простонародье — «Шишка») Новоузенского района Саратовской области.
В Красной армии с апреля 1943 года, с лета — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года — командир миномётного взвода во 2-м батальоне 93-го стрелкового полка 76 сд, входившей в состав 125 ск 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Лейтенант Тодоровский на фронте вступил в компартию. Принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну лейтенантом у Шёнхаузена на Эльбе. Был ранен, контужен. Награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степеней, медалями. Его брат Илья Тодоровский (1924—1942) погиб 21 января 1942 года в боях под Ленинградом.
После войны до 1949 года служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары и одновременно получил аттестат зрелости.
В 1949 году поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека), дебютировал в качестве кинооператора в фильме «Молдавские напевы» (1955) на Кишинёвской киностудии хроникальных и документальных фильмов, где также работал оператором хроники для киножурнала «Советская Молдавия» (1954—1955). С 1955 года около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии.
В качестве актёра снялся в фильмах «Был месяц май» (1970), «Трясина» (1977).
В 1983 году поставил прославленную картину «Военно-полевой роман», выдвинутую на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
В 2002—2004 годах и в 2004—2007 годах совместно с Н. Б. Рязанцевой вел режиссёрские мастерские на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
В 2004 году по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай. (Лучшие годы нашей жизни)» был снят телевизионный сериал «Курсанты» (режиссёр А. Кавун), впервые в истории российского телевидения номинированный на премию «Emmy International».
Могила П. Е. Тодоровского на Новодевичьем кладбище Москвы.
Композитор и автор песен к ряду фильмов. Импровизатор и аккомпаниатор игры на русской семиструнной гитаре. Аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен.
В 2010 году, незадолго до своего юбилея, режиссёр дал интервью для Радио «Свобода». Четырёхминутный фрагмент этого видео выложен в интернете.
29 апреля 2013 года Пётр Тодоровский перенёс сердечный приступ, после которого не смог ося.
Скончался 24 мая 2013 года в Москве на 88-м году жизни. Прощание с режиссёром прошло 28 мая в Большом зале Дома кино, после чего он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фильмы
Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).
Режиссер Петр Тодоровский
В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.
Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»
В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.
Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).
Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»
Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.
Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»
Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.
Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»
Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».
Интердевочка (1989)
Драма, Мелодрама, Советский фильм
tagHD 720, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Владимир Кунин
Режиссер: Петр Тодоровский
В ролях: Елена Яковлева, Томас Лаустиола, Анастасия Немоляева
Шведский клиент валютной проститутки и одновременно медсестры из Ленинграда Тани Зайцевой неожиданно делает ей предложение руки и сердца. После очередной беседы в милиции она с радостной вестью возвращается домой к матери, которая думает, что её дочь всего лишь медсестра. Таня не скрывает, что она выходит замуж не по любви, а потому что хочет иметь квартиру, машину, деньги и мечтает «посмотреть мир своими глазами». В разговоре с матерью она доказывает, что проституция свойственна всем профессиям: «все продают себя». Однако мать и представить себе не может, что Татьяна торгует собой в прямом смысле слова.
Смерть
В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».
Петр Тодоровский в последние годы
Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.
Могила Петра Тодоровского
В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.
Совместная работа
В 2007 г. режиссер снял фильм «Тиски». В этом фильме рассказывается о молодом человеке, который невольно вовлечен в преступный наркобизнес. В этой картине Евгения Владимировна Брик играла второстепенную роль девушки Таи. Конечно же, роль не была серьезной, но позволила приобрести некоторый опыт и умения. В общем, перспективы впереди ее ждали невероятные.
Валерий Тодоровский на премьере фильма «Стиляги»
В 2008 г. на экраны кинотеатров вышел знаменитый фильм-мюзикл «Стиляги», который также снимал Валерий Тодоровский. Супруге досталась роль комсомолки Кати, которая боролась с нарушениями, совершаемыми молодежью того времени. Брик играла отрицательного персонажа, этот образ ей удался великолепно. За работу в фильме мужа актриса была награждена сразу несколькими престижными кинопремиями.
Валерий Тодоровский на съемках фильма «Оттепель»
Еще одна крупная роль в фильме Валерия Тодоровского была сыграна в сериале «Оттепель». Изначально Евгения Брик претендовала на главную роль в этой картине. Однако образ Ларисы ей понравился больше, поэтому после консультации с супругом она сыграла именно эту роль. Зрителям Евгения Брик запомнилась откровенными кадрами в сериале, где актриса снята обнаженной.
Все крупные роли Евгении Брик, безусловно, сыграны именно в фильмах Валерия Тодоровского. Тем не менее, нельзя говорить о том, что эти роли получены только из-за того, что актриса состоит в браке с известным режиссером.
Валерий Тодоровский за работой
Напротив, Евгений Тодоровский достаточно придирчиво относится к творчеству супруги, всегда высказывает конструктивную критику и никогда не предлагает ей роли, с которыми бы она не справилась. К тому же, кинокритики высоко оценивают актерское мастерство актрисы.