Вавилов, олег николаевич
Содержание:
- Роли в театре[править | править код]
- Карьера
- Божественный союз
- Личная жизнь
- Старт в актерской профессии
- Театр
- Детство и юность
- «Человек такой маленький перед громадой неизвестности»
- Арест
- «Проклятие Воланда»
- Детство и юность
- Биография[править | править код]
- Театр, ставший домом на 25 лет
- Театр
- Детство и юношеские годы
- Биологическая экспедиция
- Семья Сергея Вавилова
- Селекция и генетика
- Кино
- Детство и юность
- Всегда в работе
- Главные научные открытия
- Фильмы
- Ранние годы
Роли в театре[править | править код]
Казанский БДТ имени Качалова
- 1971 — «Затюканный апостол» (А. Макаенок) — Малыш
- «Валентин и Валентина» (М. Рощин) — Валентин
- «Забыть Герострата!..» (Г. Горин) — Герострат
- «Дикарка» (А. Н. Островский)
- «Жестокость» — Егоров
- «Продолжение» — Вадим Байков
- «Каменный властелин»
- «Неравный брак» — филолог Кирилл
- «Волшебные гусли» — Чолга
Московский ТЮЗ
- «Три мушкетёра» (А. Дюма) (постановка А. Товстоногов, М. Розовский) — Д’Артаньян
- «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) (режиссёр А.Кигель) — Грушницкий
- «Сказка о царе Салтане» (А. С. Пушкин) (режиссёр Ю. Жигульский) — Салтан
- «В порядке обмана» — Майкл
- «Два клёна» — Медведь
- «Нахалёнок» — Богатырь
- «Простые парни» (режиссёр Ю. Жигульский) — Антон
- «Остановите Малахова» (режиссёр Ю. Жигульский) — Журналист
- «Последние» (М. Горький) (режиссёр Ю. Жигульский) — Александр
Театр на Малой Бронной
- «Лунин, или смерть Жака» (Э. Радзинский) (режиссёр А. Дунаев) — Лунин
- «Волшебник Изумрудного города» — Отец, Страж Изумрудного города
- «Занавески» (режиссёр Л. Дуров) — Снегов
- «Отпуск по ранению» (режиссёр А. Дунаев) — Лейтенант Володька
- «Женитьба» (режиссёр А. Эфрос) — Кочкарёв
- «Дон Жуан» (режиссёр А. Эфрос) — Дон Жуан
- «Месяц в деревне» (режиссёр А. Эфрос) — Беляев, Ракитин
- «Воспоминание» (режиссёр А. Эфрос) — Турковский
- «Три сестры» (режиссёр А. Эфрос) — Вершинин
- «Врачи» («Чёрная пилюля»)
- «Детектив каменного века» (режиссёр Е. Лазарев) — человек Боя
- «Солдатами не рождаются» (режиссёр Е. Лазарев) — Артемьев
- «…Любящий вас Коля» («Юная Русь») (режиссёр Д. Шанцер) — Вилли
- «Вариации Феи Драже» (режиссёр А. Спивак) — Учёный
- «Татуированные души» (режиссёр С. Унковски) — Войдан
- «Мать Иисуса» (режиссёр В. Портнов) — старший сын
- «Событие» (режиссёр А. Сагальчик) — Трощейкин
- «Лес» (режиссёр Л. Дуров) — Несчастливцев
- «Каждый по-своему» (режиссёр О. Рыбкин) — Микеле Рокко, барон Нути
- «Дорога в Нью-Йорк» (режиссёр Л. Дуров) — Питер Уоррен
- «Страсти по Торчалову» (режиссёр Л. Дуров) — Торчалов
- «Путешествие без багажа» (режиссёр В. Харченко) — Жорж Рено
- «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» (режиссёр А. Житинкин) — Дягилев
- «Король, дама, валет» (режиссёр Ю. Иоффе) — Курт Драйер
- «Портрет Дориана Грея» (режиссёр А. Житинкин) — лорд Генри Уоттон
- «Лулу» (режиссёр А. Житинкин) — Людвиг Шен
- «Калигула» (режиссёр А. Житинкин) — управитель дворца
- «Анна Каренина» (режиссёр А. Житинкин) — Каренин
Антреприза
- «Миледи», «Антреприза Е», (режиссёр Е. Каменькович) — Рошфор
- «Белый рыцарь», «Театральное агентство LEKUR», (режиссёр Д. Карасёв) — Полковник Фалькенхейм
- «Анна Каренина», «Авторский театр Андрея Житинкина», (режиссёр А. Житинкин) — Каренин
Театр Сатиры
- «Ждать?!», (режиссёр Ю. Васильев) — Иван
- «Нам всё ещё смешно» — Маяковский
- «Хомо Эректус», (режиссёр А. Житинкин) — Антон Говоров
- «Идеальное убийство», (режиссёр А. Житинкин) — Ричард Морган
- «Женщины без границ», (постановка А. Ширвиндт) — Валентин Борисович
- «Орнифль», (режиссёр С. Арцибашев) — отец Дюбатон
- «Нэнси», (режиссёр В. Петров) — мистер Бассингтон
- «Таланты и поклонники», (режиссёр Б. Морозов) — князь Дулебов
- «Вечерний выезд общества слепых», (режиссёр М. Чумаченко) — Серьёзный
- «Невидимые миру слёзы», (режиссёр Б. Щедрин) — Чехов, Смирнов, Нюхин, Чубуков
- «Грустно, но смешно», (постановка А. Ширвиндт, Ю. Васильев) — юбилейное обозрение
- «Концертная бригада приветствовать Вас рада. Театр Сатиры на фронте», (режиссёр Ю. Васильев) — Кутузов
- «Роковое влечение», (режиссёр А. Житинкин) — Фрэнк
- «Брависсимо!», (Режиссер А. Ширвиндт) — Уилфрэд Бонд
- «Платонов», (Режиссер П.Сафонов) — Венгерович-старший
Карьера
Там и началось увлечение Олега театром. С освоением основ профессии ему помогла актерская пара из Ленинграда. Благодаря подготовке Олег сдал экзамены и поступил в ГИТИС. После завершения обучения выпускник уехал в Казань, где начал карьеру в Большом драмтеатре имени Качалова. Спустя два года он оправился в столицу.
Пять лет работы в Театре юного зрителя артист вспоминает с теплотой. Затем был Театр на Малой Бронной, где Вавилов задержался на четверть века.
С 2004 актер играет в Театре Сатиры. Он сотрудничает с театрами «Модерн» и «У Никитских ворот», играет в антрепризах. Интеллигентного и мягкого человека очень ценят коллеги.
Божественный союз
В 12 километрах от Московской кольцевой дороги, на знаменитой Рублевке, Самвел и Наталья купили земельный участок. На нем по проекту актрисы, ставшей замечательным художником, возвели двухэтажный домик и обнесли его высоким забором.
Рядом с коттеджем Вавилова разбила сад, где на 15 сотках, помимо яблонь и вишневых деревьев, высадила березки, ели и редкие виды цветов.
Поскольку дача находилась в элитном поселке, продукты в местных магазинах стоили безумно дорого. Поэтому за покупками Вавилова и Гаспаров ездили в Москву.
…проверяла срок годности
Точно так же поступали и поселившиеся по соседству двоюродный брат Самвела — экс-дипломат Вилли Хштоян со своей женой-актрисой Надеждой Румянцевой, звездой фильмов «Королева бензоколонки» и «Девчата».
С Румянцевой Вавилова сдружилась, хоть и была совсем не похожа на старшую коллегу: Надежда Васильевна — боевая и пробивная, а Наталья Дмитриевна — мягкая и домашняя. Возможно, артисток объединяло и то, что у обеих так и не получилось стать мамами.
Зерновой хлеб самый полезный
Нередко в гости к Гаспарову из Тбилиси приезжала его дочь от первого брака Нина и ее дети — Серго и Кетино. Их появлению Наталья Дмитриевна всегда искренне радовалась и угощала грузинскими блюдами, которые научилась готовить у свекрови. Навещали Вавилову и четыре ее племянницы. А когда все разъезжались, она сама наведывалась в детские дома, воспитанникам которых помогала.
Как говорят в окружении актрисы, ее главными увлечениями стали походы по музеям и заботы о собаке — алабае по кличке Бой, а еще частое посещение церкви, где она подолгу общалась с батюшкой. 16 лет назад Вавилова и Гаспаров приняли решение обвенчаться и скрепили свой союз перед Богом.
Личная жизнь
Олег Вавилов фрагмент из фильма.
Кинокарьеру же актер не считает успешной. Правда, сыгранную в «Странной женщине» роль он всегда выделял. Хотя съемки нравились артисту, он тщательно выбирал сценарии в уверенности, что себя актер должен уважать. Да и знает он: яркие кинороли еще впереди.
В личном плане артист – человек закрытый, которому неинтересны громкие скандалы и споры. Его супругой стала Наталия Батаен, директор квартиры-музея Немировича-Данченко. По легенде она влюбилась в исполнителя роли в фильме «Странная женщина». Молодые люди поженились после красивого романа.
По другой же версии, журналистка пришла брать у актера интервью. Вавилов вскоре начал ухаживать за эффектной девушкой, не обратить внимания на которую было невозможно. Она предпочла его из множества кавалеров.
Сын Георгий (Егор) родился в 1981. Он выбрал артистическую карьеру, как и отец, стал театральным актером, играл в Малом театре и снимался в кино. Правда, в 34 года Вавилов-младший скончался от сердечного приступа. Трагедия произошла в 2016. Родители еще раньше расстались, однако отношения поддерживали довольно теплые.
Старт в актерской профессии
Окончив ГИТИС, молодой человек отбыл в Казань, где в 1971 году поступил на службу в Большой драматический театр им. Качалова. За два года, которые Олег провел в этом храме искусства, ему посчастливилось сыграть весьма заметные роли, например главного героя в рощинской пьесе «Валентин и Валентина». Для начинающего актера карьера складывалась вполне успешно. Вавилова до сих пор с теплотой вспоминают в казанском БДТ. Но молодой актер мечтал о покорении столицы. Он уехал в Москву, где стал играть в знаменитом столичном Театре юного зрителя. Одна из памятных для него ролей в этом театре – роль Д’Артаньяна в «Трех мушкетерах». Может быть, потому что эта роль позволила интеллигентному, застенчивому, мягкому молодому человеку проявить скрытую до поры страстность и харизматичность натуры.
Театр
В семьдесят первом году Олег по распределению поехал в Казань, и почти три года служил в академическом русском драмтеатре. На этих подмостках ему посчастливилось сыграть Валентина в постановке «Валентин и Валентина», Герострата – «Забыть Герострата!
В семьдесят четвертом году его приняли в труппу знаменитого ТЮЗа, и сразу доверили роль Д’Артаньяна в «Трех мушкетерах». Играя гасконца, он преодолел природную застенчивость и обрел уверенность в себе.
Олег Вавилов (eatr-satiry-bilety.ru)
Через пять лет Олег Михайлович перешел служить в Театр на Малой Бронной. Именно здесь им были сыграны лучшие роли: Вершинин – «Три сестры», Лунин — «Лунин, или смерть Жака», Кочкарев – «Женитьба», Дон Жуан – «Дон Жуан», Несчастливец – «Лес», Каренин – «Анна Каренина» и др. Артист особенно горд, что играл на одной сцене с Анатолием Эфросом и Андреем Житинкиным.
К сожалению, Вавилову пришлось уйти, хотя он отдал двадцать пять лет жизни родному театру. Олег Михайлович не любит говорить о причинах заставивших его пойти на этот шаг, но уверен: время все расставит на свои места.
Олег Вавилов и Вера Васильева в спектакле «Однажды в Париже» (pp.userapi.com)
На протяжении четырнадцати лет артист играет на сцене театра Сатиры. Первое время Вавилову пришлось ждать ролей, ему было трудно адаптироваться и привыкнуть к новому коллективу. Поддержал артиста и не дал пасть духом Александр Ширвинт. Чуть позже появились долгожданные роли. Олег Михайлович подружился с Юрием Васильевым, всегда с теплотой говорит о Елене Яковлевой и Вере Васильевой.
Детство и юность
Олег родился в семье военнослужащего восьмого января пятидесятого года в самом южном городе Узбекистана — Термезе. Сколько мальчику пришлось сменить школ, только можно догадываться, отца переводили из одного гарнизона в другой. Семья жила во многих городах Советского Союза, когда Вавилов-старший ушел в отставку, обосновались в Душанбе.
Олег Вавилов (kino-teatr.ru)
После окончания школы у Олега не стоял вопрос куда идти учиться, он мечтал стать артистом. Юноша часто посещал театр, и однажды познакомился с Ленинградскими актерами, которые гастролировали в их городе. Они помогли Вавилову подготовиться к экзаменам и благодаря этому, он успешно прошел все три тура в ГИТИСе.
«Человек такой маленький перед громадой неизвестности»
Энергичность, с которой Сергей Иванович Вавилов занимался наукой, скорее всего, передалась ему от отца – Ивана Ильича Вавилова. Самородок, выходец из крестьян, он сделал в Москве удивительную карьеру от приказчика Трехгорной мануфактуры до совладельца собственной компании по сбыту текстиля. Вавилов-старший обеспечил детям хорошее образование в надежде, что они продолжат его дело. Однако все они выбрали научную стезю.
Старший брат Сергея Николай Иванович Вавилов стал выдающимся ботаником и генетиком с мировым именем. Много раз Сергей Вавилов говорил, что всеми своими успехами в науке он обязан брату, который всегда был для него жизненным ориентиром. Всю жизнь братьев связывала трогательная дружба. Сергей Иванович очень тяжело переживал арест и смерть брата Николая в 1943 году, до последнего момента делая все возможное для его освобождения.
С 15 лет Сергей интересуется физикой и химией, проводит опыты в домашней лаборатории, организованной отцом для детей. В 1909 году Вавилов оканчивает Московское Императорское коммерческое училище и поступает на физико-математический факультет Московского университета. Здесь начинается его научная деятельность. Уже на первом курсе Сергей часто посещает лабораторию Физического института университета, а со второго курса приступает к самостоятельной исследовательской работе. В университете Вавилов сходится с известным физиком Петром Николаевичем Лебедевым, который сыграл важную роль в его становлении как ученого.
Арест
В 1930-е годы вокруг Вавилова начались плестись политические интриги, однако открыто взяться за учёного с мировым именем ещё не смели. В тот период Николай Иванович работал с молодым агрономом Трофимом Лысенко, который сделал всё возможное, чтобы испортить карьеру талантливому учёному и занять его место.
Лысенко стал публично обличать действия Вавилова, называя генетику буржуазной лженаукой. Академику запретили выезжать за границу, а в августе 1940 года арестовали по ложному доносу и в течение 11 месяцев ежедневно проводили допросы, которые сопровождались жестокими пытками.
В итоге Вавилов был осуждён за вредительство, помощь буржуазным организациям и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения.
«Проклятие Воланда»
Именно так многие называют то, что случилось с Виктором Васильевичем в начале девяностых. Как раз вскорости после того, как он этого самого Воланда и сыграл…
В 1995 году на гастролях в Германии у артиста случилось прободение язвы. У многих операция по этому направлению проходит успешно, но с Авиловым произошло не так. На операционном столе у него остановилось сердце. Врачи кинулись запускать его – запустили, но повредили желудок. Виктор Васильевич выжил, выкарабкался, поправился – но это был лишь первый «звоночек». Через всего несколько лет, в конце девяностых, артиста снова шокировали – у него нашли туберкулез. Авилов получил вторую группу инвалидности.
Тем не менее Виктор Васильевич не опускал рук. Он работал и в театре, и в кино, пробовал свои силы в режиссуре. Вот только спина болела все чаще и чаще, сильнее и сильнее. Иногда, устав от этих невыносимых болей, Авилов повторял: «У меня рак», но родственники махали на него руками – мол, не говори ерунду, это просто язва. Однако Виктор Васильевич оказался прав. В 2004 году у него диагностировали неоперабельный рак печени четвертой степени. Он и стал причиной смерти актера Авилова.
Биография артиста сообщает, что его семья обращалась ко многим врачам и в России, и в Германии, и в Израиле. Никто не хотел браться за безнадежную операцию. Согласились лишь в Новосибирске – там в Академгородке жил какой-то целитель-экстрасенс, который обещал вылечить актера с помощью бальзамов и нейтринной пушки. В подобной ситуации ухватишься за любую соломинку – и потому Авилов поехал в Новосибирск. Однако все оказалось напрасным – через два месяца великого артиста не стало. Это случилось в августе 2004 года, вскоре после его пятьдесят первого дня рождения.
Детство и юность
Олег родился в семье военнослужащего восьмого января пятидесятого года в самом южном городе Узбекистана – Термезе. Сколько мальчику пришлось сменить школ, только можно догадываться, отца переводили из одного гарнизона в другой. Семья жила во многих городах Советского Союза, когда Вавилов-старший ушел в отставку, обосновались в Душанбе.
Олег Вавилов (kino-teatr.ru)
После окончания школы у Олега не стоял вопрос куда идти учиться, он мечтал стать артистом. Юноша часто посещал театр, и однажды познакомился с Ленинградскими актерами, которые гастролировали в их городе. Они помогли Вавилову подготовиться к экзаменам и благодаря этому, он успешно прошел все три тура в ГИТИСе.
Биография[править | править код]
Олег Михайлович Вавилов родился в узбекском городе Термез в семье военнослужащего. В 1957 году пошёл в школу. За время обучения сменил несколько школ, в связи с новыми назначениями отца и связанными с ними переездами.
В 1967 году Вавилов поступил на первый курс ГИТИСа им. А. В. Луначарского и попал в мастерскую на актёрский курс к профессору Марине Николаевне Орловой и народному артисту СССР Василию Александровичу Орлову, который в то время являлся также актёром МХАТа. Дипломными работами Олега Вавилова стали роли в спектаклях: «Женитьба» Н. В. Гоголя (Кочкарёв), «Платон Кречет» Александра Корнейчука, «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло.
В 1971 году сыграл первую роль на сцене казанского БДТ им. Качалова. Это была роль Малыша в спектакле «Затюканный апостол» Мака`нка. Далее — роль Валентина в спектакле «Валентин и Валентина» Рощина и роль Герострата в спектакле «Забыть Герострата!..» Григория Горина.
В 1974 году Вавилов начал играть в московском ТЮЗе. Среди сыгранных там ролей: Д’Артаньян в «Трёх мушкетёрах» (мюзикл в постановке Александра Товстоногова, Марка Розовского, музыка Максима Дунаевского), далее — «Сказка о царе Салтане» Пушкина, «Остановите Малахова», «Последние» Горького. А с 1978 по 2003 год Олег Вавилов — актёр Театра на Малой Бронной. Первой работой в этом театре стала роль Лунина в спектакле «Лунин, или смерть Жака» Эдварда Радзинского режиссёра Александра Дунаева.
Параллельно он играл в театре «У Никитских ворот» (спектакль «Романсы с Обломовым») и театре «Сфера» (спектакль «Смех во мраке»).
В 2004 году актёр поступил в Театр Сатиры, где служит по сей день.
На спектакле «Орнифль» в Театре Сатиры с Михаилом Державиным
В 2005 году начал участвовать в постановке Светланы Враговой «Старый Дом» в театре «Модернъ».
В 2008 году в театр «Модернъ» из Театра Сатиры был перенесён спектакль «Однажды в Париже» с участием Веры Васильевой и Максима Демченко (ранее в нём участвовал Антон Кукушкин). Спектакль продолжает идти на Малой сцене театра «Модернъ» и имеет больший успех.
Первой работой Вавилова в кино стала сыгранная им в 1976 году роль ординарца Алёши в фильме «Псевдоним: Лукач». А в 1977 году Олег Михайлович сыграл одну из своих самых знаковых ролей — роль Юры в фильме «Странная женщина» Ю. Райзмана.
Театр, ставший домом на 25 лет
Конечно, Театр на Малой Бронной – это целая эпоха в жизни Вавилова. Он пришел в театральную труппу в 1978 году и прослужил на сцене этого театра четверть века. Премьера в спектакле Радзинского «Лунин, или Смерть Жака» сразу принесла известность Олегу Вавилову. О нем заговорили критики и публика, стали писать газеты и журналы.
Но своей любимой работой в начале карьеры в Театре на Малой Бронной актер называет спектакль по пьесе В. Кондратьева «Отпуск по ранению». Военная тематика всегда была близка Вавилову, так как война напрямую коснулась его семьи. Оба спектакля поставил режиссер Александр Дунаев. Олег Михайлович считает время, проведенное в Театре на Малой Бронной, очень счастливым. Особенно годы совместного творчества с Анатолием Эфросом, а затем с Андреем Житинкиным.
С последним Вавилова до сих пор связывает дружба и творческие проекты. Актерская судьба Вавилова в театре складывалась удачно. Он практически всегда был занят на ключевых ролях в спектаклях. Даже в непростые 90-е годы. Всего Олег Михайлович сыграл около 30 ролей в родном театре.
Театр
В семьдесят первом году Олег по распределению поехал в Казань, и почти три года служил в академическом русском драмтеатре. На этих подмостках ему посчастливилось сыграть Валентина в постановке «Валентин и Валентина», Герострата – «Забыть Герострата!..», Малыша – «Затюканный апостол». У Вавилова сложились дружеские отношения с коллективом, его задействовали во многих спектаклях. И все-таки молодой артист мечтал покорить столицу.
В семьдесят четвертом году его приняли в труппу знаменитого ТЮЗа, и сразу доверили роль Д’Артаньяна в «Трех мушкетерах». Играя гасконца, он преодолел природную застенчивость и обрел уверенность в себе.
Олег Вавилов (eatr-satiry-bilety.ru)
Через пять лет Олег Михайлович перешел служить в Театр на Малой Бронной. Именно здесь им были сыграны лучшие роли: Вершинин – «Три сестры», Лунин – «Лунин, или смерть Жака», Кочкарев – «Женитьба», Дон Жуан – «Дон Жуан», Несчастливец – «Лес», Каренин – «Анна Каренина» и др. Артист особенно горд, что играл на одной сцене с Анатолием Эфросом и Андреем Житинкиным.
К сожалению, Вавилову пришлось уйти, хотя он отдал двадцать пять лет жизни родному театру. Олег Михайлович не любит говорить о причинах заставивших его пойти на этот шаг, но уверен: время все расставит на свои места.
Олег Вавилов и Вера Васильева в спектакле «Однажды в Париже» (pp.userapi.com)
На протяжении четырнадцати лет артист играет на сцене театра Сатиры. Первое время Вавилову пришлось ждать ролей, ему было трудно адаптироваться и привыкнуть к новому коллективу. Поддержал артиста и не дал пасть духом Александр Ширвиндт. Чуть позже появились долгожданные роли. Олег Михайлович подружился с Юрием Васильевым, всегда с теплотой говорит о Елене Яковлевой и Вере Васильевой.
Детство и юношеские годы
Наташа родилась в один из знойных дней января 1959 года. Её семья была далека от искусства: папа строил карьеру в области политики, был дипломатом; а мама занималась домом и воспитанием детей. Девочка никогда не страдала от недостатка внимания, ведь была пятым и самым маленьким ребёнком. Братья и сёстры постоянно присматривали за Наташей, играли, развлекали, окружали её любовью и заботой, которым не было ни конца ни края. Да и родители пытались дать дочери всё необходимое и даже больше.
Вавилова жила в центре Москвы, по соседству с киностудией «Мосфильм». В четырнадцатилетнем возрасте девочка отправилась в магазин неподалёку от дома, в котором познакомилась с работниками студии. Они как раз искали очаровательную девочку для съёмок в фильме и предложили роль Наташе. Она долго думала по этому поводу, но в воздухе витало некое сомнение, ведь родители видели дочку работающей в политической сфере, а никак не актрисой.
Помощнику режиссёра настолько в душу запал образ Натальи Вавиловой, что он пытался даже её найти. Когда поиски закончились успешно, на глазах у подруг и одноклассников он упрашивал Наташу всё-таки попробовать сняться в кинофильме.
Биологическая экспедиция
Половина жизни Вавилова прошла в экспедициях. В студенчестве молодой ученый исходил с палаткой Закавказье и Северный Кавказ.
В 1920-е ученый – признанный лидер советской биологии и светило аграрной науки – подкреплял открытия и разработки богатейшим материалом, который собирал вместе со студентами в научных экспедициях.
Маршрут экспедиций Николая Вавилова
В 1924 году профессор побывал в Нуристане – закрытой для европейцев провинции Афганистана. Зарубежные экспедиции в Средиземноморье, Африку и Индию невероятно обогатили коллекцию семян. Ученый написал, что в Индии «нашли прарожь» и «четыре раза перевалили Гиндукуш, один раз по пути Александра Македонского».
В середине 1920-х генетик побывал с экспедицией в Хивинском оазисе Узбекистана, а в 1926-27 провел исследовательские работы в Алжире, Марокко, Сирии и Палестине. Николай Вавилов изучил растительный мир Греции, юга Франции, объездил Испанию и Португалию. Пешие маршруты Вавилова и его группы составили 2 тысячи километров, а собранный материал насчитывал тысячи образцов.
Николай Вавилов в экспедиции
В конце 1920-х и начале 1930-х ученый посетил Японию, Китай и Южную Америку. После экспедиций вышла в свет его вторая важнейшая работа о центрах происхождения культурных растений, за которую присудили Премию имени В. И. Ленина.
Николай Иванович за недолгую жизнь совершил 180 экспедиций по Америке и Евразии, обогативших мировую науку и принесших ему лавры великого путешественника. Результатом экспедиций стала богатейшая коллекция культурных растений, достигшая в 40 годах 250 тысяч образцов и ставшая первым в мире генным банком.
Семья Сергея Вавилова
Сергей Иванович Вавилов (1891—1951) — физик, академик (1932) и президент АН СССР (с 1945); возглавлял ГОИ и ФИАН (с 1932 года). Жил в Москве; во время эвакуации — в Йошкар-Оле. Скончался от инфаркта; при вскрытии выяснилось, что этот инфаркт был десятым.
Жена — Ольга Михайловна (урождённая Багриновская, 1899—1978), дочь адвоката Фёдора Плевако (1842—1909); они поженились в 1920 году.
Сын — Виктор Сергеевич Вавилов (1921—1999) — физик. Окончил физический факультет ЛГУ; работал в ГОИ (1949—1951) и ФИАНе (с 1951); с 1956 года преподавал в МГУ, в 1961—1990 годах — заведующий кафедрой физики полупроводников; доктор физико-математических наук (1961).
Селекция и генетика
В институте по инициативе академика и биохимика Дмитрия Прянишникова Николай Вавилов изучал селекцию. Получив диплом академии, переехал в Петербургское Бюро прикладной ботаники.
В 1913 году талантливого биолога направили учиться за границу. В коммуне Вильморен во Франции он ознакомился с селекционным семеноводством, в немецкой Йене и английском Мертоне трудился в лабораториях. Полгода работал со знаменитым биологом Уильямом Бэтсоном. В Кембридже Николай Вавилов продолжил исследовать хлебные злаки, высеяв на университетской ферме привезенные из России семена зерновых.
Академик Николай Вавилов
Научная командировка оборвалась из-за начавшейся Первой мировой войны. Призывная комиссия освободила молодого ученого от службы: у Николая обнаружили давнюю травму глаза.
В 1916 году Вавилов побывал в Северном Иране, Фергане и на Памире. В путешествиях собрал научный материал, разработал законы гомологических рядов и установил очаги распространения культурных растений.
Всколыхнувшие Россию революционные события 1917 года застали Николая Вавилова в Саратове, где он устроился преподавателем в университете. Вскоре будущий академик опубликовал исследование об устойчивости растений к инфекциям, в котором впервые указал на генетические свойства иммунитета.
Селекционная работа Николая Вавилова
Об открытии профессора советские биологи узнали в 1920-м на съезде селекционеров в Саратове. Доклад ученого пролил свет на основы теории изменчивости. Коллеги Николая Ивановича назвали открытие Вавилова соответствующим по масштабу открытиям Дмитрия Менделеева в химии и открывающим широчайшие перспективы для практики.
Спустя год Николай Вавилов изложил закон гомологических рядов в Америке, на Международном сельскохозяйственном конгрессе. Доклад Вавилова назвали сенсационным, портреты советского ученого украсили передовицы газет.
Кабинет Николая Вавилова
Позже, после обнародования Николаем Вавиловым исследования о центрах происхождения культурных растений, ученые получили своего рода компас, позволяющий ориентироваться в безбрежном растительном мире Земли.
В 1921 году Николая Ивановича пригласили в Петроград, где он с группой учеников и единомышленников организовал Всесоюзный институт растениеводства. В вузе, расположившемся в Царском Селе, прошло двадцать последних лет жизни знаменитого ученого.
Николай Вавилов за работой
В 1929 году Николай Вавилов становится академиком и президентом ВАСХНИЛ. 42-летний президент наладил контакты с коллегами из Америки и Европы. Советская генетика в 30-е годы и первой половине 40-х идет на шаг впереди западной науки.
Кино
Карьера Олега Вавилова в кинематографе не так удачно состоялась, как в театре. Артист дебютировал в телеспектакле «Кабачок «13 стульев», и играл пана Збышека в течение тринадцати лет. В семьдесят пятом году Александр Белинский пригласил его на роль лакея в бессмертной комедии «Трактирщица».
Олег Вавилов и Наталья Гундарева в фильме «Трактирщица», 1975 (kino-teatr.ru)
В восьмидесятом Вавилов принимал участие в двух картинах: киноповести «Второе рождение», главная роль Геннадия Русанова, и исторической драме «Я — актриса», роль Антона Чехова.
Всего Олег Михайлович сыграл более чем в пятидесяти картинах, последний раз принимал участие в съемках комедии «Пушкин» и драмы «Роковое влечение». (2016)
Детство и юность
Вавилова Наталья Дмитриевна родилась 26 января 1959 года в семье дипломата, где уже воспитывались четверо детей. С раннего детства девочка знала, что продолжит семейную династию. Она хорошо училась в школе, родители прививали ей хорошие манеры. Жила семья Вавиловых в столице, недалеко от студии «Мосфильм», что сыграло определяющую роль в дальнейшей судьбе Натальи.
Наталья Вавилова в молодости
Будучи 14-летним подростком, Вавилова однажды попалась на глаза ассистенту режиссера Юлии Солнцевой, который предложил девушке пройти пробы в картину «Такие высокие горы». Родители восприняли съемки дочери без энтузиазма, но препятствовать не стали.
Всегда в работе
Он начинает день с гимнастики тела и дикции, регулярно посещает бассейн. Вавилов уверен, что кроме внешней привлекательности настоящему герою нужны ум и душа. Их не заменят накаченные мышцы.
Предпочитает артист трудиться с полной отдачей. Он и репетиции очень любит, всегда был задействован почти во всех спектаклях. Потому с полным правом считает, что может уважать себя за трудолюбие.
В СМИ появилось в начале мая 2021 сообщение о госпитализации артиста.
Врачи поставили диагноз нарушение кровообращения головного мозга, ишемическая атака. Однако 16 мая на своей странице артист сообщил, что чувствует себя хорошо.
Главные научные открытия
- Вавилов является автором учения об иммунитете растений. Ученый считал, что в процессе эволюции у растений появляется иммунитет к возбудителям, атаковавшим отдельный вид в течение определенного времени. Иммунитет он разделял на механический и химический. Вавилов выяснил, что один вид растения может быть устойчив к определенному виду паразитов, но беззащитен перед другим. Также ученый в своих работах описал, как происходит процесс гибридизации, и от чего появляются мутации.
- Известный генетик развивал учение о центрах происхождения культурных растений. В ходе исследований он выделил 7 таких центров. Установление происхождения сельскохозяйственных культур было важным для дальнейшего их селекционирования и массового выращивания.
- Вавилов ввел понятие “гомологических рядов в наследственной изменчивости”. У родственных групп растений ученый обнаружил похожие генетические формы, что дало возможность предполагать наличие других важных для селекционирования генов. Для подтверждения своих теорий Вавилову пришлось изучить несколько тысяч видов растений.
- Благодаря многочисленным экспедициям Вавилов собрал огромную коллекцию растений, значение которой для развития ботаники и селекции трудно переоценить.
Фильмы
Творческая биография артиста в кинематографе, несмотря на позднее начало, складывалась стремительно, так же как и в театре. Актер словно предчувствовал, что времени отмерено не много. В кино Виктор Авилов начал сниматься в 34 года. Режиссеры и раньше предлагали артисту роли, но в театре, которому тот посвятил жизнь, актерам не разрешали сниматься: приходилось отказываться от интересных предложений.
Виктор Авилов в фильме «Господин Оформитель»
Актер дебютировал в киноповести «По траве босиком», исполнив роль главного героя Лехи, который наперекор всему остается в деревне. В фильме артист появился в актерском ансамбле вместе с Екатериной Васильевой, Виктором Павловым, Раисой Рязановой. В 1988 году последовали роли в политическом детективе «Большая игра», где артист перевоплотился в американского журналиста, и мистический фильм «Господин Оформитель», в котором Авилов предстал перед зрителями в образе художника-оформителя Платона Андреевича, продлившего жизнь умершей девушки Анны (Анна Демьяненко) мистическим образом.
Зрители, соскучившиеся по хорошему кино, оценили и разностильную музыку, и слегка путаный сюжет фильма. Средства выразительности создавали антураж и подчеркивали драматизм любви художника к юной натурщице, которую погубила чахотка. А потому случилась встреча художника с идеалом наяву. Сам Авилов говорил, что сценарий «Оформителя» показался странным, но без потрясений. Актер не до конца понял, что ему предложили, но решил попробовать.
Виктор Авилов в фильме «Узник замка Иф»
В этом же году Авилов предстал Мольером в короткометражной ленте «Красные слоны», а в многосерийной трагикомедии «Любовь к ближнему» получил две роли – скульптора Пиджакова и незнакомца, забравшегося на скалу.
Сразу же за этими фильмами последовали съемки в «Узнике замка Иф». Картина также вышла на экраны в 1988 году. Сыграть графа Монте-Кристо актеру было непросто. Роман А. Дюма уже был экранизирован, тем более главную роль в нем играл Жан Маре. Виктору Авилову удалось создать образ в собственном стиле – пронизанный тайной и мистикой. После выхода фильма на экраны об актере узнала вся страна. Зрителей завораживала специфическая внешность Виктора, артисту симпатизировали, называли дьяволом, но забыть точно не могли. Актерский состав фильма также подобрался безупречным. В главных ролях блистали Анна Самохина, Евгений Дворжецкий, Михаил Боярский, Алексей Петренко.
Виктор Авилов в фильме «Сафари-6»
В 1989 году последовала работа в драме по сценарию Аркадия Высоцкого «Зеленый огонь козы» об одном дне из жизни 25-летнего Никиты (Владимир Машков), которому приснилось детство. В этом же году фильмография актера пополнилась работой в экранизации «Искусство жить в Одессе», в котором речь пошла о необычных жителях города с присущим только им чувством юмора. В этом же году актер предстал перед поклонниками в роли копателя могил в драме «Смиренное кладбище». Появился Авилов и во второй части мелодрамы «Зимняя вишня», где сыграл роль героя Миши.
По признанию самого актера, лучшей работой стал фильм «Маскарад», в котором он сыграл Арбенина. Главную роль сержанта Геза актер исполнил в боевике «Сафари-6».
В 1992 году режиссер Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич снимал «Мушкетеров 20 лет спустя». Авилову была предложена роль сына Миледи, отъявленного негодяя. Актер долго не соглашался, но Хилькевич убедил Виктора. В итоге герой получился более чем убедительным, с глазами, пылающими ненавистью.
Виктор Авилов в фильме «Хиромант»
Виктор Авилов сыграл также в первом российском сериале «Петербургские тайны», а также в ситкоме начала 2000-х «FM и ребята».
Последней работой в жизни Виктора Вавилова стала роль в криминальном фильме «Хиромант», где артист предстал в эпизоде. В фильме речь пошла о студенте Сергее (Юрий Чурсин), который решил систематизировать знания цыган о хиромантии и применять их в жизни.
Ранние годы
Николай Иванович появился на свет 25 ноября 1887 года в Москве в семье зажиточного купца, владевшего обувной мануфактурой. Из семерых детей выжило только четверо, и в дальнейшем все отпрыски Вавилова стали известными учёными.
Вавилов-старший мечтал, чтобы его сыновья продолжили семейное дело и занялись мануфактурой. Однако мальчиков не интересовала торговля: Николая занимала ботаника и география, а, младший, Сергей углублённо изучал математику и физику.
После окончания гимназии братья были вынуждены уступить отцовской воле и стать студентами коммерческого училища. Однако мечты о научной карьере взяли верх, и вскоре Николай поступил на факультет агрономии Сельскохозяйственного института. Здесь под влиянием светил аграрной науки он сформировался как учёный.