Мистериум: все части по порядку (список)
Содержание:
Интересные факты
- В основу сюжета этого фильма лег роман известного датского писателя, который выпустил целую серию книг про детектива и его верного напарника, занимающихся раскрытием тех дел, которые были отправлены к нераскрытым.
- Бюджет телепроекта был довольно скромным по меркам мирового кинематографа: всего 8 миллионов долларов. Однако ограниченное финансирование никак не сказалось на качестве выпускаемого проекта.
- Все части фильма имели стабильно высокие рейтинги, что говорит о том, что интерес зрителя к этому кинопроекту не уменьшается. Критики также положительно отзываются о Мистериуме, отмечая оригинальность задумки и высокое качество исполнения.
Плюсы и минусы фильма
Единственный ощутимый минус, который мы усмотрели в фильме «Мистериум. Начало» (2013), связан в ощутимой противоречивости характера главного героя – Карла Мёрка в начале фильма. Мы, конечно, понимаем, что создателям нужно было каким-то образом «загнать» детектива в архив «висяков». Но можно бы было придумать и нечто менее идиотское.
Ведь с виду Мёрк хоть и вспыльчивый человек, но ему не чуждо чувство меры. Так какого же, извините, он поперся в дом не дождавшись подкрепления?
Так же создателям сюжетной линии фильма «Мистериум. Начало» нужен был человек, к которому бы Мёрк ходил «исповедоваться». И им оказался выживший в той «кривой» спецоперации.
Но этот выживший, если он, конечно, не сдвинут психически, не захотел бы больше видеть Мёрка, поскольку считал бы его виноватым за свое положение. А потому постоянные визиты детектива только расшатывали бы бедному обездвиженному бедолаге нервы.
В остальном фильм вполне тянет на 7 из 10, что редкость для сегодняшнего кинематографа.
Основной плюс в том, что фильм не голливудский, а потому ни на переднем, ни на заднем планах не маячат, отвлекая от основной сюжетной линии, уже набившие оскомину одни и те же приевшиеся рожи голливудских актеров и актрис.
Главные герои
- Карл Мерк – детектив, по вине которого погибает его напарник. После этого инцидента его ссылают в архив перебирать папки с нераскрытыми делами. Однако он не может сидеть без дела, поэтому находит там материалы про преступление, которое он берется самостоятельно расследовать.
- Маркус – начальник Карла, который не хочет возвращать его на прежнюю должность, потому что считает, что он уже не сможет нормально справляться со своими обязанностями. Именно он отправляет мужчину в отдел Q, чтобы уМерка не было доступа к реальной работе.
- Асад – новичок в полиции, которого вместе с Карлом отправили в архив перебирать никому ненужные дела. Он никогда раньше самостоятельно не занимался расследованием преступлений, поэтому охотно согласился поучаствовать в частном расследовании, которое решил устроить Мерк.
Виновный
-
Оценка
6,8 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
триллер, драма, криминал -
Страна
Дания -
В главных ролях
Якоб Седергрен, Джессика Диннаж, Омар Шаргави -
Режиссёр
Густав Мёллер -
Длительность
85 мин. / 01:25 -
Студия
Det Danske Filminstitut -
Дата премьеры
21 января 2018 -
Сценарий
Густав Мёллер, Эмиль Нюгор Альбертсен
Где-то в конце лета 2021 года в сети появилась инфа о новом фильме Netflix, в котором главную и единственную роль будет играть Джейк Джилленхол. Похожие актерские перформансы зритель мог видеть от Тома Харди в фильме «Лок» 2014 года режиссера Стивена Найта и от Константина Хабенского в «Коллекторе» 2016 года Алексея Красовского. Однако фильм с Джейком – ремейк датской картины 2018 года, выдвинутой на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и вошедшей в шортлист. Интересно, что картина стала дебютом для режиссера Густава Мёллера.
Отстраненный от службы полицейский Асгер Хольм вынужден работать оператором службы спасения в ожидании суда. Сами обстоятельства его дела остаются туманными для зрителя, никто прямо не проговаривает, в чем обвиняют героя (привет, «Коллектор»). В задачи полицейского на новой работе входит немногое: отвечать на звонки, выслушивать проблему человека и в зависимости от серьезности происшествия решать, нужно ли вызывать гражданину скорую помощь или полицию.
Под конец очередной смены (в теории последней, ведь на следующий день у Асгера слушание) герой отвечает на звонок. Неизвестная женщина странно говорит с оператором, обращаясь к нему, как к своему ребенку. Специалист быстро понимает, что женщина делает вид, потому что не может прямо говорить и скорее всего похищена. Асгер передает информацию в полицию, а сам связывается с дочерью женщины, определив ее имя, адрес и телефон по базе. Оказывается, что отец увез куда-то мать, а дочери запретил подходить к маленькому брату. Полиция сразу решает, что батька спятил и начинает охоту за беглецами, но Асгер копает глубже и вскрывает страшные подробности и тайны.
Режиссер грамотно нагнетает атмосферу и накручивает напряжение, показывая только одного героя и его реакцию на новые и новые данные. Более того, камера чаще всего концентрируется на лице персонажа, позволяя автору играть с освещением, отображая состояние Асгера. Через минимализм постановщику удалось рассказать о большой и сложной драме в семье.
Трейлер:
Кстати, скандинавы славятся и своими триллерами, вот и у нас подборочка.
Исчезновение
Причины исчезновения Мистериума никому неизвестны, даже странникам и драконам. Вместе с магами исчезли все те, кто в тот момент был в их мире. Многие лишились тогда родных, близких друзей и любимых. Случилось это спустя несколько лет после появления Акхарона. Свидетели того времени говорят, что маги даже пытались сражаться с драконами Края и самим Разрушителем миров.
Предшествовало исчезновению массовое возвращение мистерианцев на родину. Чародеи бросали свои аванпосты и анклавы, закрывали академии в других мирах, при этом ничего не объясняя даже ближайшим своим союзникам, вроде митрианцев и лерейцев. На самом Мистериуме тоже толком ничего не понимали – все проходило в условиях строжайшей секретности. Обыватели и гости мира говорили, что о происходящем знали лишь маги, рангом не ниже магистра, да и те не могли ничего разглашать под действием некоего абсолютного заклинания.
Снежное чувство Смиллы
-
Оценка
6,6 / 6,4 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
фантастика, триллер, драма, криминал, детектив -
Страна
Дания, Германия, Швеция -
В главных ролях
Джулия Ормонд, Гэбриел Бирн, Ричард Харрис -
Режиссёр
Билле Аугуст -
Длительность
121 мин. / 02:01 -
Студия
Nordisk Film -
Дата премьеры
13 февраля 1997 -
Сценарий
Энн Бидермен, Питер Хёг
Сама холодная природа скандинавских стран полна тайн, которые отдают даже некоторой мистикой. Роман Питера Хега «Смилла и ее чувство снега» пропитан ощущением присутствия чего-то потустороннего. И экранизация унаследовала этот странный для детектива флер.
Ведь фильм рассказывает о замкнутой девушке Смилле, имеющей оригинальную специализацию: она гляциолог – специалист по льду. Сюжет поясняет, что девушка – дочь датчанина и гренландки, и ее чувство снега будто бы заложено в нее на генетическом уровне (остается поверить на слово, что это так и работает). И вот однажды вернувшись домой, Смилла становится свидетелем ужасного события. Исайя, соседский мальчик, о котором она заботилась, пока его мать напивалась и лежала в беспамятстве вечерами, был найден мертвым у самого дома. Он якобы сорвался с крыши. Но опытный взгляд специалиста по льду дает понять героине, что не все так просто. А если добавить к этому наблюдению боязнь высоты у мальчика и поспешность вскрытия вкупе с низкой квалификацией патологоанатома, то все выглядит и вовсе подозрительно. Будучи ничем не занятой, а на самом деле просто искренне переживающей потерю чуть ли не единственного друга, Смилла начинает сама раскручивать это дело.
Фильм наполнен странными размышлениями о снеге и о том, каким он может быть да что может рассказать. К сожалению, никто до конца не может понять, о чем же говорит Смилла. Она же в свою очередь пытается научиться доверять людям и сотрудничать с ними. В этом смысле героиню можно сравнить одновременно с главной женщиной скандинавской литературы Лисбет Саландер и героем советского фильма Куросавы «Дерсу Узала». По сути Смилла – такой же следопыт, живущий интуицией и своими знаниями о природе. Тогда даже хочется вспомнить Дейла Купера, героя линчевского «Твин Пикса», способного найти разгадку во снах и знаках. Такие герои всегда вносят нотку безумия в рассудочный жанр, которому посвящена наша подборка.
Трейлер:
Описание фильма «Мистериум. Начало» (2013)
Опергруппа во главе с детективом Карлом Мёрком выслеживает бандитов. Мёрк, вместо того, чтобы дождаться подкрепления, решается на штурм дома, где скрываются подозреваемые, сходу. Никакого плана не было. Они с коллегами просто вломились в жилище, где получили ожесточенный вооруженный отпор, в результате которого один из напарников отправился в реанимацию, а второй и вовсе – на кладбище. Сам Мёрк также получил ранение, хотя и легкое.
Ясно, что после такого «ведения дел» начальник по голове его не погладил. Сдержанно отчитав, он завуалированно дал ему понять что больше в его способностях не уверен, и отправляет Мёрка «перебирать бумажки» в архив нераскрытых дел, так называемый «Отдел Q». Так он и работу сохранит и, собственно, особо работать и не будет.
Можно, кстати, глянуть трейлер фильма «Мистериум. Начало» (2013), но он, к сожалению, на датском, хотя и с английскими субтитрами.
Но упертый Мёрк и там нашел за что зацепиться. Вместо того, чтобы, просто перебирая бумажки, закрывать по три дела в неделю, якобы, за недостатком улик или по истечению срока давности, он берется за первый же попавшийся на глаза висяк и начинает копать словно бешеный крот.
В помощники ему был придан набожный мусульманин арабской наружности Асад, который раннее ничем особым не отличился и к оперативно-следственной работе не привлекался. Наивный парень чуть ли не гордится своим назначением в «Отдел Q», считая это за некое долгожданное повышение. Его не расстроили даже слова Мёрка о том, что этот отдел ни какое не повышение, а самый настоящий тупик его карьеры. На совет напарника «хватать манатки и валить отсюда подальше» он только сдержанно бровями повел.
Когда же Мёрк, воодушевленный все тем же первым встречным висяком о некогда пропавшей без вести на пароме женщине, прыгает в машину чтобы приступить к расследованию, вместе с ним в машину с другой стороны ломится и наивный Асад, подразумевая, что они же теперь, вроде, «банда».
Мёрк сдержанно пожимает плечами и бьет по газам, отправляя машину и вместе с ней их новоявленную «следственную группу» вперед, навстречу смертельно опасным приключениям. Можно посмотреть небольшой отрывок, так сказать «сэмпл», фильма «Мистериум. Начало» (2013). Спойлером это не будет.
Интересно, как отнесется начальство к тому, что вместо того, чтобы просто поставить подпись на бумажке и тем самым закрыть дело, Мёрк решает каждый встречный-поперечный висяк расследовать? И как к его расследованию отнесутся те, кто раннее занимался этим делом и зашел в тупик? Это что получается, Мёрк считает их некомпетентными дилетантами?
Наверно, так оно и есть.
Описание
Герб Мистериума
Мистериум – небольшая океаническая планета со множеством малых и средних по размеру островов, примерно половина из которых были созданы при помощи магии, а некоторые парили высоко в облаках. Люди — коренной народ этого мира, однако до его исчезновения там жило множество представителей других рас со всего Всемирья. И все они были мистерианцами. Дело не только в официально присваиваемом гражданстве после окончания обучения, а в самой планете.
Сам мир наполнен маной, но магия здесь – приобретённая черта, а не часть мира, как на Карадуме. Ядро планеты обладает свойством притягивать и фокусировать потоки маны, накапливая ее и создавая таким образом магическое поле вокруг всего мира. Это поле не может изменять живые сущности, как это делает карадиум, но может влиять на их физиологию.
Если прожить на Мистериуме около трех лет, магическое поле окажет влияние на организм живого разумного существа. Именно поэтому базовое обучение в мире магов занимает ровно три года, по окончании которого представитель любого народа становится настоящим мистерианцем.
Любой житель Мистериума способен очень тонко ощущать магию. К примеру, мистерианец может уловить творимое рядом с собой заклинание даже не будучи магом. Благодаря этому чувству, мистерианские чародеи осваивают незнакомые заклинания куда быстрее других – они подсознательно понимали то, что другим приходилось изучать. Именно это чутье к магии и помогло мистерианцам добиться в волшебстве таких высот, которые магам из других миров и не снилось.
Учиться волшебству в мире магов мог любой желающий, получивший рекомендацию и прошедший собеседование. Рекомендацию на обучение можно было получить у любого признанного мага Мистериума, либо высокопоставленного лица из мира, союзного Мистериуму. Собеседование проводилось по прибытию на сам Мистериум после проверки подлинности рекомендаций. По правилам все поступающие на собеседовании должны были находиться в равных условиях. Но по факту те, кто имел хорошие рекомендации особо известных магов, могли и вовсе не проходить собеседование.
То, где именно поступивший будет учиться, определялось рекомендацией, однако при желании можно было выбрать любую академию, коих на Мистериуме находилось множество. Каждой академией руководил ректор – магистр или архимаг, вольный устанавливать свои собственные нормы и правила.
Соперничество между академиями было обычным делом для Мистериума. Каждый ректор стремился, чтобы именно его учебное заведение стало лучшим. Чаще всего соперничество выражалось в научных разработках, академических трудах и создании новых заклинаний, магических зелий и изобретений. Однако были случаи и открытой вражды, переходящей чуть ли не в войну. Такое, правда быстро пресекалось «сверху».
Мистериумом управлял Конклав Архимагов – совет из наиболее влиятельных и могущественных чародеев. В их ведении находилось все – от внешней политики до судебной власти. Перечить воле Конклава решались немногие – каждый член этого совета был поистине великим магом, по праву заслужившим свое место и власть.
Мистериум и его анклавы были под защитой ордена рыцарей-чародеев. Хотя традиционно считается, что у мира магов нет военной силы, де-факто это те самые рыцари.
Несмотря на кажущуюся открытость Мистериума, остаться там жить было не так уж просто. Отчисление из академии по факту приравнивалось к изгнанию из мира магов, если только не было родственников среди мистерианцев. Поселиться на Мистериуме можно было и не магам, но в этом случае необходимо было доказать свою полезность. Позволить себе проживание в мире магов могли только богатые купцы, талантливейшие музыканты, артисты и ремесленники, а также знать из других миров. И жить там было хорошо: магия обеспечивала все необходимое, включая защиту. Любой гражданин Мистериума мог рассчитывать на так называемый Академический Протекторат.
Вся территория мира магов была поделена между академиями. В какой-то степени ректоров можно назвать феодалами, которые подчинялись Конклаву. И каждый ректор был обязан защищать своих подданных и заботиться об их благополучии, кем бы они ни являлись – магами или простыми фермерами. Намеренное необоснованное нападение на любого мистерианца в любом из миров приравнивалось к нападению на академию, которой он служил, а значит – к нападению на сам Мистериум. Мало кто решался бросить вызов величайшим чародеям Всемирья.
Сюжет
Главный герой этого фильма – это опытный детектив Карл Мерк. Он уже много лет работает в полиции и всегда полагается только на свое мнение. Однажды излишняя самоуверенность и самоуправство сыграли с ним злую шутку, лишив всего, что у него было. Карл с группой других правозащитников выследил преступников и обнаружил дом, где те скрывались. Детектив Мерк решил, что не стоит дожидаться вызванной подмоги и приказывает войти в здание. Начинается перестрелка, в результате которой погибает один из его напарников. Второй полицейский становится инвалидом на всю жизнь. Сам же Карл получает ранение, однако пуля лишь касательно задевает его голову, поэтому можно сказать, что он единственным вышел сухим из воды, хотя и сам совершил эту непростительную ошибку.
После лечения Карл Мерк выходил обратно на службу, но никто не хочет с ним работать, поскольку нет доверия к человеку, так сильно подведшего своих напарников. Его начальник принимает решение отправить его в отдел Q, который занимается архивированием нераскрытых уголовных дел. Там ему предстоит работать с Асадом – новым сотрудником, который еще никогда не расследовал никаких дел, поэтому не имеет никакого практического опыта.
Перебирая старые материалы дел, он находит одно, которое не дает ему покоя. 5 лет назад с парома пропадает без вести девушка, о которой с тех пор ничего не было слышно. Карл нарушает все приказы руководства и снова берется за расследования. Вместе с Асадом они выходят на след похитителя, который, как потом оказалось, все эти годы держал похищенную женщину в барокамере.
Франшиза «Мистериум»
Фильм изначально задумывался как стартовый в будущей франшизе. Когда же он еще и окупился в прокате более чем вдвое, продюсеры тут же дали старт съемкам продолжения, которое вышло в 2014-м году. Полностью франшиза выглядит следующим образом:
- 1 «Мистериум. Начало» (2013), фильм, о котором только что говорилось.
- 2 «Мистериум: Охотники на фазанов (2014), в котором герои расследуют дело об убийстве двух детей близнецов. Убийцей тогда был признан местный чудаковатый полу-бомж и на этом все закончилось. Но дотошный Карл Мёрк сразу разглядел в деле несрастухи и подтасовки.
- 3 «Мистериум. Тьма в бутылке» (2016), в котором уже сработавшийся дуэт берется за расследование дела о пропавших детях, об исчезновении которых, почему-то, никто из родителей не заявлял.
- 4 «Мистериум. Журнал 64» (2018), единственный фильм франшизы, который не окупился в прокате несмотря на то, что из всей франшизы он вышел самым интересным и захватывающим. Карл Мёрк и Ассад берутся за расследование дела о замурованных в одном из зданий людских мумиях, рассаженных за одним столом.
Каждый фильм – своя отдельная история, и каждый достоин просмотра. О потраченном на них времени вряд ли кто-то пожалеет.