Топ-16 лучших скандинавских детективов

Описание фильма «Мистериум. Начало» (2013)

Опергруппа во главе с детективом Карлом Мёрком выслеживает бандитов. Мёрк, вместо того, чтобы дождаться подкрепления, решается на штурм дома, где скрываются подозреваемые, сходу. Никакого плана не было. Они с коллегами просто вломились в жилище, где получили ожесточенный вооруженный отпор, в результате которого один из напарников отправился в реанимацию, а второй и вовсе – на кладбище. Сам Мёрк также получил ранение, хотя и легкое.

Ясно, что после такого «ведения дел» начальник по голове его не погладил. Сдержанно отчитав, он завуалированно дал ему понять что больше в его способностях не уверен, и отправляет Мёрка «перебирать бумажки» в архив нераскрытых дел, так называемый «Отдел Q». Так он и работу сохранит и, собственно, особо работать и не будет.

Можно, кстати, глянуть трейлер фильма «Мистериум. Начало» (2013), но он, к сожалению, на датском, хотя и с английскими субтитрами.

Но упертый Мёрк и там нашел за что зацепиться. Вместо того, чтобы, просто перебирая бумажки, закрывать по три дела в неделю, якобы, за недостатком улик или по истечению срока давности, он берется за первый же попавшийся на глаза висяк и начинает копать словно бешеный крот.

В помощники ему был придан набожный мусульманин арабской наружности Асад, который раннее ничем особым не отличился и к оперативно-следственной работе не привлекался. Наивный парень чуть ли не гордится своим назначением в «Отдел Q», считая это за некое долгожданное повышение. Его не расстроили даже слова Мёрка о том, что этот отдел ни какое не повышение, а самый настоящий тупик его карьеры. На совет напарника «хватать манатки и валить отсюда подальше» он только сдержанно бровями повел.

Когда же Мёрк, воодушевленный все тем же первым встречным висяком о некогда пропавшей без вести на пароме женщине, прыгает в машину чтобы приступить к расследованию, вместе с ним в машину с другой стороны ломится и наивный Асад, подразумевая, что они же теперь, вроде, «банда».

Мёрк сдержанно пожимает плечами и бьет по газам, отправляя машину и вместе с ней их новоявленную «следственную группу» вперед, навстречу смертельно опасным приключениям. Можно посмотреть небольшой отрывок, так сказать «сэмпл», фильма «Мистериум. Начало» (2013). Спойлером это не будет.

Интересно, как отнесется начальство к тому, что вместо того, чтобы просто поставить подпись на бумажке и тем самым закрыть дело, Мёрк решает каждый встречный-поперечный висяк расследовать? И как к его расследованию отнесутся те, кто раннее занимался этим делом и зашел в тупик? Это что получается, Мёрк считает их некомпетентными дилетантами?

Наверно, так оно и есть.

Бессонница

  • Оценка
    6,9 / 7,3 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    детектив, криминал, драма
  • Страна
    Норвегия
  • В главных ролях
    Стеллан Скарсгард, Мария Матьезен, Сверре Анкер Оусдаль и др.
  • Режиссёр
    Эрик Шёлдбьерг
  • Длительность
    96 мин.
  • Студия
    Norsk Film
  • Дата премьеры
    14 марта 1997
  • Сценарий
    Николай Фробениус, Эрик Шёлдбьерг

Тяжко работать вахтовым методом. Особенно если ты один из лучших детективов Осло, а вынужден мотаться на край света, а точнее на край той самой Швеции по первому зову.

Правда, на этот раз Йонаса Энгстрема вызвали по серьезному делу – найден труп семнадцатилетней девушки Тани. Местные копы оказываются совершенно бессильны перед серьезным делом. А вот образованные, причесанные, читающие книги по криминалистике вооруженные спецы – другое дело. Пренебрежительно отпуская шуточки в адрес нерадивых сотрудников, Энгстрем раздает указания, которые быстро выводят на след убийцы. Но во время облавы, устроенной для поимки убийцы, по халатности местных преступнику удается сбежать и скрыться в тумане. Йонас в горячке погони стреляет в беглеца, но попадает в напарника. Параллельно основному делу начинается внутреннее расследование событий, произошедших в тумане.

Режиссер умело нагнетает ситуацию и обстановку вокруг главного героя, заставляя зрителя тревожно ждать развязки. Помимо обрушившихся на копа проблем, Энгстрема доводит бесконечный день, который не сменяется ночью. Он не может спать, постепенно погружаясь в параноидальный трип. Зритель видит мир таким, каким видит его герой. Будто сфотографированная на старую дешевую фотопленку, реальность предстает выжженной и уже остывшей пустыней, где люди – тени, а город – чья-то дурная выдумка. Чувство вины и неспособность разорвать порочный круг добивают героя, и даже уже начинаешь испытывать к нему сочувствие, хотя это абсолютно циничный расчетливый человек. Он похож на Понтия Пилата, который так устал от всех этих людишек и их проблем, что уже давно ничего не чувствует. Убийство напарника – последнее испытание для него.

Трейлер:

Мистериум. Тьма в бутылке (2016)

Режиссер: Ханс Петтер МуландАктеры: Николай Ли Каас, Фарес Фарес, Йоханне Луизе Шмидт, Сорен Пильмарк, Микаэль Броструп, Пол Сверре Хаген, Якоб Лохманн, Якоб Офтебро, Сигне Анастасия Маннов, Аманда Коллин, Дивья Дас, Мортен Кирксков, Лотти Андерсен, Мария Россинг, Лаура Бро, Армин Роде, Нильс Вейде, Якоб Хёйлев Йоргенсен, Йоханнес Лассен, Марио Романо

Особый отдел полиции, сотрудники которого раскрывают самые запутанные и, казалось бы, безнадежные дела, ждёт новое расследование.

Неизвестный принёс в полицейский участок выброшенную на берег моря бутылку, внутри которой — леденящий душу призыв о помощи. Экспертам удалось установить, что это послание было написано ребёнком примерно восемь лет назад.

Детективы Карл Мёрк и Ассад выходят на след сумасшедшего убийцы, долгие годы похищавшего детей…

https://youtube.com/watch?v=GajcWb7bwzY%3F

Снежное чувство Смиллы

  • Оценка
    6,6 / 6,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    фантастика, триллер, драма, криминал, детектив
  • Страна
    Дания, Германия, Швеция
  • В главных ролях
    Джулия Ормонд, Гэбриел Бирн, Ричард Харрис
  • Режиссёр
    Билле Аугуст
  • Длительность
    121 мин. / 02:01
  • Студия
    Nordisk Film
  • Дата премьеры
    13 февраля 1997
  • Сценарий
    Энн Бидермен, Питер Хёг

Сама холодная природа скандинавских стран полна тайн, которые отдают даже некоторой мистикой. Роман Питера Хега «Смилла и ее чувство снега» пропитан ощущением присутствия чего-то потустороннего. И экранизация унаследовала этот странный для детектива флер.

Ведь фильм рассказывает о замкнутой девушке Смилле, имеющей оригинальную специализацию: она гляциолог – специалист по льду. Сюжет поясняет, что девушка – дочь датчанина и гренландки, и ее чувство снега будто бы заложено в нее на генетическом уровне (остается поверить на слово, что это так и работает). И вот однажды вернувшись домой, Смилла становится свидетелем ужасного события. Исайя, соседский мальчик, о котором она заботилась, пока его мать напивалась и лежала в беспамятстве вечерами, был найден мертвым у самого дома. Он якобы сорвался с крыши. Но опытный взгляд специалиста по льду дает понять героине, что не все так просто. А если добавить к этому наблюдению боязнь высоты у мальчика и поспешность вскрытия вкупе с низкой квалификацией патологоанатома, то все выглядит и вовсе подозрительно. Будучи ничем не занятой, а на самом деле просто искренне переживающей потерю чуть ли не единственного друга, Смилла начинает сама раскручивать это дело.

Фильм наполнен странными размышлениями о снеге и о том, каким он может быть да что может рассказать. К сожалению, никто до конца не может понять, о чем же говорит Смилла. Она же в свою очередь пытается научиться доверять людям и сотрудничать с ними. В этом смысле героиню можно сравнить одновременно с главной женщиной скандинавской литературы Лисбет Саландер и героем советского фильма Куросавы «Дерсу Узала». По сути Смилла – такой же следопыт, живущий интуицией и своими знаниями о природе. Тогда даже хочется вспомнить Дейла Купера, героя линчевского «Твин Пикса», способного найти разгадку во снах и знаках. Такие герои всегда вносят нотку безумия в рассудочный жанр, которому посвящена наша подборка.

Трейлер:

Франшиза «Мистериум»

Фильм изначально задумывался как стартовый в будущей франшизе. Когда же он еще и окупился в прокате более чем вдвое, продюсеры тут же дали старт съемкам продолжения, которое вышло в 2014-м году. Полностью франшиза выглядит следующим образом:

  • 1 «Мистериум. Начало» (2013), фильм, о котором только что говорилось.
  • 2 «Мистериум: Охотники на фазанов (2014), в котором герои расследуют дело об убийстве двух детей близнецов. Убийцей тогда был признан местный чудаковатый полу-бомж и на этом все закончилось. Но дотошный Карл Мёрк сразу разглядел в деле несрастухи и подтасовки.
  • 3 «Мистериум. Тьма в бутылке» (2016), в котором уже сработавшийся дуэт берется за расследование дела о пропавших детях, об исчезновении которых, почему-то, никто из родителей не заявлял.
  • 4 «Мистериум. Журнал 64» (2018), единственный фильм франшизы, который не окупился в прокате несмотря на то, что из всей франшизы он вышел самым интересным и захватывающим. Карл Мёрк и Ассад берутся за расследование дела о замурованных в одном из зданий людских мумиях, рассаженных за одним столом.

Каждый фильм – своя отдельная история, и каждый достоин просмотра. О потраченном на них времени вряд ли кто-то пожалеет.

Виновный

  • Оценка
    6,8 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    триллер, драма, криминал
  • Страна
    Дания
  • В главных ролях
    Якоб Седергрен, Джессика Диннаж, Омар Шаргави
  • Режиссёр
    Густав Мёллер
  • Длительность
    85 мин. / 01:25
  • Студия
    Det Danske Filminstitut
  • Дата премьеры
    21 января 2018
  • Сценарий
    Густав Мёллер, Эмиль Нюгор Альбертсен

Где-то в конце лета 2021 года в сети появилась инфа о новом фильме Netflix, в котором главную и единственную роль будет играть Джейк Джилленхол. Похожие актерские перформансы зритель мог видеть от Тома Харди в фильме «Лок» 2014 года режиссера Стивена Найта и от Константина Хабенского в «Коллекторе» 2016 года Алексея Красовского. Однако фильм с Джейком – ремейк датской картины 2018 года, выдвинутой на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и вошедшей в шортлист. Интересно, что картина стала дебютом для режиссера Густава Мёллера.

Отстраненный от службы полицейский Асгер Хольм вынужден работать оператором службы спасения в ожидании суда. Сами обстоятельства его дела остаются туманными для зрителя, никто прямо не проговаривает, в чем обвиняют героя (привет, «Коллектор»). В задачи полицейского на новой работе входит немногое: отвечать на звонки, выслушивать проблему человека и в зависимости от серьезности происшествия решать, нужно ли вызывать гражданину скорую помощь или полицию.

Под конец очередной смены (в теории последней, ведь на следующий день у Асгера слушание) герой отвечает на звонок. Неизвестная женщина странно говорит с оператором, обращаясь к нему, как к своему ребенку. Специалист быстро понимает, что женщина делает вид, потому что не может прямо говорить и скорее всего похищена. Асгер передает информацию в полицию, а сам связывается с дочерью женщины, определив ее имя, адрес и телефон по базе. Оказывается, что отец увез куда-то мать, а дочери запретил подходить к маленькому брату. Полиция сразу решает, что батька спятил и начинает охоту за беглецами, но Асгер копает глубже и вскрывает страшные подробности и тайны.

Режиссер грамотно нагнетает атмосферу и накручивает напряжение, показывая только одного героя и его реакцию на новые и новые данные. Более того, камера чаще всего концентрируется на лице персонажа, позволяя автору играть с освещением, отображая состояние Асгера. Через минимализм постановщику удалось рассказать о большой и сложной драме в семье.

Трейлер:

Кстати, скандинавы славятся и своими триллерами, вот и у нас подборочка.

Плюсы и минусы фильма

Единственный ощутимый минус, который мы усмотрели в фильме «Мистериум. Начало» (2013), связан в ощутимой противоречивости характера главного героя – Карла Мёрка в начале фильма. Мы, конечно, понимаем, что создателям нужно было каким-то образом «загнать» детектива в архив «висяков». Но можно бы было придумать и нечто менее идиотское.

Ведь с виду Мёрк хоть и вспыльчивый человек, но ему не чуждо чувство меры. Так какого же, извините, он поперся в дом не дождавшись подкрепления?

Так же создателям сюжетной линии фильма «Мистериум. Начало» нужен был человек, к которому бы Мёрк ходил «исповедоваться». И им оказался выживший в той «кривой» спецоперации.

Но этот выживший, если он, конечно, не сдвинут психически, не захотел бы больше видеть Мёрка, поскольку считал бы его виноватым за свое положение. А потому постоянные визиты детектива только расшатывали бы бедному обездвиженному бедолаге нервы.

В остальном фильм вполне тянет на 7 из 10, что редкость для сегодняшнего кинематографа.

Основной плюс в том, что фильм не голливудский, а потому ни на переднем, ни на заднем планах не маячат, отвлекая от основной сюжетной линии, уже набившие оскомину одни и те же приевшиеся рожи голливудских актеров и актрис.

Отель для самоубийц

  • Оценка
    5,4 / 5,1 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    драма, детектив
  • Страна
    Дания, Норвегия, Германия
  • В главных ролях
    Николай Костер-Вальдау, Тува Новотны, Сольбьёрг Хёйфельдт
  • Режиссёр
    Йонас Александр Арнбю
  • Длительность
    90 мин. / 01:30
  • Студия
    Snowglobe Films
  • Дата премьеры
    3 октября 2019
  • Сценарий
    Расмус Бирч

Режиссер Йонас Александр Арнбю в своем фильме «Отель для самоубийц» заходит на территорию Йоргоса Лантимоса и его самого известного произведения «Лобстер». Не так сумасшедше и странно, но все же.

В недалеком будущем страховой агент Макс живет довольно обеспеченной жизнью: брендовые вещи, дорогие гаджеты и все дела. Да и вообще жизнью героя управляют технологии. Его будит приложение, которое немедленно требует оценку самочувствия и по итогу выдает рекомендации пользователю. И вот однажды ИИ советует Максу потренировать дикцию. В итоге оказывается, что у героя разрастающаяся неоперабельная опухоль в мозгу, и все его попытки следовать указаниям машин тщетны.

Когда одна из клиенток нанимает героя для поиска ее пропавшего мужа, Макс попадает в специализированный отель, где люди могут комфортно уйти из жизни. Очень удобное совпадение. В этом месте за отдельную плату можно вызвать женщину, чтобы та исполнила роль матери или жены для успокоения. Макса угнетает наблюдение за людьми, увлеченными планированием своей смерти и он решает сбежать.

Антиутопия по Арнбю выглядит издевательки и жестоко. Все путешествие героя становится бессмысленным не потому что он сам себе придумал реальность в попытке сбежать от прошлого, а потому что настоящее героя настолько безумное, что думать о будущем просто нелепо. Главный герой растерян, хотя он профессиональный страховщик – человек, отвечающий за будущее других.

Трейлер:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector