Умер режиссер марк захаров

Признание и награды

  • Орден Дружбы народов (1980) 
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 октября 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 апреля 1997) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие театрального искусства
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР(1977)
  • Народный артист РСФСР
  • Народный артист СССР (1991)
  • Государственная премия СССР (1987) — за постановку спектаклей «„Юнона“ и „Авось“» А. Л. Рыбникова и «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова в Театре имени Ленинского комсомола
  • Государственная премия Российской Федерации (1992, 1997, 2002)
  • Премия «Триумф» (2005) 
  • Премия «Чайка» в номинации «Обыкновенное чудо» за лучшую сцену в спектакле «Женитьба» (2007)
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (1999, спектакль «Мистификация», «Ленком»)
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (2011)
  • Национальная премия «Музыкальное сердце театра» (2007) — Лауреат Гранд-премии за выдающиеся творческие достижения в области музыкального театра
  • Режиссёрская премия им. Г. А. Товстоногова (2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Премия «Звезда пленительного счастья» в номинации «За вклад в развитие и воспитание творческой молодежи» и «За вклад в создание духовного образа нового поколения» (2006)
  • Театральная премия им. Ролана Быкова (2006)
  • Почетный общественный титул «Выдающийся деятель культуры года» (2006, Всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»)
  • Лауреат фестиваля «Музыкальное сердце России» (2007)
  • Благотворительная премия «Добрый ангел мира» (2007)
  • Национальная премия общественного признания достижений граждан (2007)
  • Международная премия «Персона года» (2009)
  • Международная театральная премия им. К. С. Станиславского за 2010 год в номинации «за вклад в развитие российского театра»
  • Орден Святого Станислава (1998)
  • Орден «За Вклад в Культуру»
  • Орден «За Честь и Доблесть» в номинации «Выдающийся деятель культуры года»
  • Орден «Меценат» (2004)
  • Орден «Меценаты столетия» (2007)
  • Орден «Святого Александра Невского» (2008)
  • Золотой Почетный знак «Общественное признание» (1998)
  • Знака отличия «За заслуги перед Москвой» (2003)
  • Медаль I степени «За труды и Отечество» (2003)
  • Благодарность Президента РФ к 75-летию театра «Ленком» (2002)
  • Премия правительства РФ в области культуры за 2011 год — за спектакль «Пер Гюнт» в театре «Ленком»
  • Специальный приз от Гильдии кинорежиссёров на открытии Международного кинофестиваля «Сталкер» (2008)
  • МТФ «Злата Прага» в Праге (1980, Приз жюри журналистов, Приз за режиссуру, фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
  • ВТФ (1981, Приз «За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск», фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • Почетное звание Профессора режиссуры РАТИ (ГИТИС) (2002)
  • Член Президиума Независимой Организации «Гражданское общество» и Национального Фонда «Общественное признание»
  • Член Совета Попечителей Московского Английского клуба.

Марк Захаров: путь к бессмертию

Марк Анатольевич Захаров скончался 28 сентября 2019 года, не дожив до собственного 86-летия буквально несколько дней. Ушел из жизни великий человек, и вместе с ним ушла целая эпоха. Уже, к сожалению, давно нет в живых многих из тех звезд, у кого учился, с кем дружил и даже некоторых тех, кто был взращен под крылом Марка Захарова. Их нет, но великие творения остались с нами и продолжают радовать даже сейчас, спустя многие десятилетия.

И вместе с ними в образах собственных героев живут и знаменитые актеры не столь давнего прошлого. Вот Семен Фарада устами сыгранного им персонажа предлагает отведать большой и чистой любви на сеновале невинной, но красивой деревенской девушке, прекрасно сыгранной Александрой Захаровой. А вот второй слуга (Абдулов) усмиряет не в меру разбушевавшийся пыл того же самого героя известием о том, что любви не получится, поскольку девушка со своим дядей-кузнецом туда придет. Ничего не выходит также и у их экранного хозяина. Граф Калиостро (Нодар Мгалоблишвили), даже сейчас вот буквально на наших глазах «остается с носом», поскольку на самом деле ничего не смыслит в настоящей любви. Он всегда ведь использовал это чувство исключительно во имя достижения каких-то собственных, чаще всего попросту меркантильных, целей. А вот когда довелось полюбить самому, он, великий маг и всемогущий волшебник, вдруг терпит крах. И тем больнее, тем печальней для его уязвленного честолюбия развивающиеся события, что его противник не какая-то именитая шишка, а простой, практически ничего еще не смыслящий в жизни, парень. Граф, правда, упускает один очень важный нюанс: этот парень умеет любить и способен принимать любовь в ответ. А на что способен Калиостро? Добиваться своего обманным путем?

Фильмы и спектакли Марка Захарова не просто по-настоящему добрые. Они обязательно чему-то учат, служат наставлению зрителя на путь истинный, пусть и сложный, но единственно верный! Любой персонаж, кого ни возьми, даже эпизодический, всегда прописан настолько хорошо, настолько правдиво, что где-то поневоле можно узнать собственного начальника-самодура, сыгранного блистательным Леоновым в роли короля из фильма «Обыкновенное чудо». В другом же месте вдруг начнет прорисовываться образ мечтательного чудака с достаточно амбициозными замашками спасти весь мир, каковым на кинопленке был запечатлен Мюнхгаузен Олега Янковского. А уж «детей лейтенанта Шмидта», таких же точно, как и киногерой Андрея Миронова в фильме «12 стульев», всегда можно было и, есть подозрение, что и в будущем можно будет встретить на наших улицах.

Все без исключения произведения талантливого режиссера навсегда останутся актуальными. Они есть тот самый памятник нерукотворный, который себе воздвиг Марк Захаров. Биография этого человека — один постоянный и непрерывный акт творения, растянувшийся на всю его достаточно продолжительную и в физическом плане, и в творческом аспекте жизнь. И если кто-то из нас все еще задается вопросом о том, как надо жить, то ответ нужно искать в судьбах великих людей прошлого и настоящего. Жизнеописание Марка Анатольевича является ярким примером, образцом, достойным и подходящим для подражания в любых обстоятельствах, в любых условиях, в каких только может оказаться человек!

Марк Захаров. Я оптимист, но не настолько…:

Возможно вам также будет интересно узнать краткую биографию Шекспира.

Юнона и Авось (1983)

Драма, Мелодрама, Музыка, Мюзикл, Советский фильм, Спектакль

Режиссер: Марк Захаров

В ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов

Как много сказано прекрасных слов о любви, а всё кажется, что недостаточно! Этот фильм – ещё один чудесный гимн любви. Сюжет известный и совсем не оригинальный: немолодой русский граф и юная дочь губернатора Сан-Франциско влюбились друг в друга. Однако им не дано было соединить свои судьбы. Граф, думая, что покидает свою возлюбленную на краткий срок, так и не смог вернуться к ней. А она до последних дней своей жизни осталась верной их любви: «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду …». Сколько в этой истории нежности, искренности, свежести и чистоты!

Смена фамилии

Был ли Марк Захаров при рождении записан Марком Ширинкиным, источники умалчивают. Как и сам режиссер, который в своих воспоминаниях не называет фамилию предков по отцовской линии. Вряд ли стоит всерьез рассматривать версию неблагозвучности, тем более что изначально фамилия имела иное значение. Этимология ее восходит к слову «ширинка» — так в старину называли цельное полотнище, отрезок ткани, полотенце. Согласно «Словарю древнерусских личных собственных имен», в давние времена такую фамилию мог носить человек, занимавшийся ткачеством.

Когда и по какой причине произошла смена фамилии, и Марк стал Захаровым, неизвестно. Это фамилия его деда по матери, Сергея Николаевича, который в Гражданскую войну сражался на стороне Колчака и впоследствии уехал в Австралию.

Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера

Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены – актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.

Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков.

Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.

В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.

Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы. Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г

свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского

Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского.

Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».

Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.

Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху – главный режиссер театра Маяковского – Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.

В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.

Здесь были поставлены в 70-х, 80-х и 90-х гг. знаменитые аншлаговые спектакли Захарова.

Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:

  • «Тиле»;
  • «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;
  • спектакле «В списках не значился»;
  • пьесе «Автоград ХХI», поставленной с участием Юрия Визбора;
  • «Жестоких играх»;
  • «Юноне и Авось»;
  • «Поминальной молитве».

Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:

  • Инну Чурикову;
  • Николая Караченцева;
  • Евгения Леонова;
  • Олега Янковского;
  • Александра Абдулова;
  • Елену Шанину;
  • Ирину Алферову;
  • Дмитрия Певцова;
  • Александра Ракина.

Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.

Фильм четвертый: «Тот самый Мюнхгаузен»

Это снова фильм про волшебника – больше про фантазера, но этот фантазер создает свой удивительный мир, в котором чудеса возможны на каждом шагу. Интересно, что для натурных съемок Захаров со съемочной группой выезжал в немецкий городок Вернигероде, поэтому зритель может наслаждаться не привычными декорациями в павильонах, как в большинстве фильмов Захарова, а вполне реальными видами.

Эта история барона Мюнхгаузена настолько нова и оригинальна, что если для поверхностно знающих канон это просто легкий фильм, то для скрупулезных поклонников истории – буквально сундучок с секретами.

Кадр из фильма «Дом, который построил Свифт». Фото: kinopoisk.ru

Фильм шестой: «Формула любви»

За основу фильма взята повесть Алексея Толстого, сильно переработанная Григорием Гориным. Это, конечно, настоящий хит, прекрасная и яркая музыкальная комедия, и даже те, кто никогда не видел ни одного фильма Захарова, уж песню «Уно моменто» слышали точно.

И, пожалуй, об этой самой «Неаполитанской песне» стоит сказать подробнее. В большинстве фильмов Захарова герои исполняют песни Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима, и этот фильм – не исключение. Но для «Неаполитанской песни» стихи написал сам Геннадий Гладков. Юлий Ким много смеялся по этому поводу, потому что поздравляли с замечательной песней как раз его.

Текст песни – набор цитат из настоящих итальянских песен, не имеющих никакого отношения к переводу, который озвучивает в фильме Жакоб. На самом деле перевод первого, к примеру, куплета, звучит примерно так: «Море, красивая женщина, / Какая красивая песня, / Знай, что я люблю тебя, всегда люблю / Красивая женщина, море. / Верить, петь / Дайте мне момент, / Который мне больше нравится. — Один, один, один, один момент, / Одно, одно, одно чувство, / Один, один, один комплимент / Это таинство, таинство, таинство».

Кадр из фильма «Убить дракона». Фото: kinopoisk.ru

Детство и семья

Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. Его отец, Анатолий Ширинкин, выходец из дворянского рода, наполовину еврей, в 16 лет бросил Воронежский кадетский корпус и записался в Конармию под командованием Семёна Будённого, участвовал во многих сражениях, был ранен, переболел тифом. Вернувшись домой, он не захотел продолжить военное образование, а в медицинский вуз поступить не смог, перебивался случайными заработками в «военно-физкультурной сфере». В 1931 году он встретил Галину Бардину, которая спустя два года подарила ему сына Марка. Женщина мечтала стать актрисой, училась мастерству у Юрия Завадского. Родители Галины были против брака. Им казалось, дочь обрекает себя, выходя замуж за бедного и беспартийного человека без образования и определенного рода занятий. Семья сохранилась, по мнению режиссера, только благодаря его появлению на свет.

Марк Захаров в детстве

В 1934 году отец режиссёра был осужден по 58 статье как враг народа, получил три с половиной года с последующей высылкой из Москвы. Галина оставила занятия в театральной студии Завадского и вместе с крошечным сыном последовала за ним. Срок, по словам Марка Анатольевича, был «до смешного маленький», повезло и в том, что на дворе стоял не 1937 год. Но пока глава семейства воевал на фронте, Марк и Галина были в эвакуации, в 1943 году вернулись в холодную и голодную Москву. Женщине удалось устроиться в колонию для беспризорников в Марфино – в заведении с почти что тюремными порядками она вела драмкружок. В тот год Марк несколько месяцев провел в детском доме, так как у семьи не было никаких средств к существованию.

Галина Бардина, мать Марка Захарова, в молодости

Война закончилась, но семья Марка все равно едва сводила концы с концами, считая каждую копейку. Жили они в двух комнатах в коммунальной квартире на Красной Пресне. В юности Марк писал юмористические рассказы, а благодаря матери увлекался театром с детства, но долгое время не осознавал, что театр станет делом всей его жизни. После школы он пробовал поступить в архитектурный вуз, в военную академию и в МИСИ, но терпел один провал за другим.

По совету мамы, решившей, что «от судьбы не уйдешь», он подал документы в Школу-студию МХАТ, но вновь провалился. Зато в ГИТИСе его ждала удача. Несмотря на то, что его отец, наполовину еврей, был судим по политической статье, а дед со стороны матери воевал на стороне Колчака и эмигрировал в Австралию, в 1951 Марк пополнил ряды студентов знаменитого театрального вуза.

Марк Захаров с товарищами по ГИТИСу

Творческий путь

Захаров вступает на театральную стезю. Первым шагом стали вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ. Кандидат в студенты прочитал «Вересковый мёд» Роберта Бернса. Приёмная комиссия осталась равнодушна. В ГИТИСе к юноше отнеслись благосклоннее, и абитуриент становится студентом I первого курса.

Во время учебы в ГИТИСе

В 1955 году Марк оканчивает театральный институт. Однако ни один из московских театров не заинтересовался талантами молодого специалиста.

Жизнь и творческий путь М. А. Захарова:

  1. 1955 год. По распределению направляется служить в драматический театр Перми.
  2. 1956 год. В студенческом театре Пермского университета представлена пьеса Н. Погодина «Аристократы» — первый режиссёрский опыт.
  3. 1959 год. Начинается работа актёром в Московском театре имени Н. В. Гоголя.
  4. 1960 год. Захаров переходит в Театр миниатюр (с 1987 года театр «Эрмитаж»), где проработал 4 года. Постановка спектакля «Благородный поступок» явилась режиссёрским дебютом на профессиональной сцене.
  5. 1962 год. Начинается сотрудничество со Студенческим театром Московского университета. Поставлены спектакли «Дракон» Е. Шварца и «Хочу быть честным» В. Войновича. Совместная с С. Юткевичем постановка пьесы Б. Брехта «Карьера Артура Уи» имела оглушительный успех у театральной публики.
  6. 1965 год. Захаров назначается очередным режиссёром в столичный Театр сатиры. За восемь лет работы поставлены спектакли «Темп-1929», «Мамаша Кураж», «Чудак-человек». В 1967 г. постановка пьесы А. Н. Островского «Доходное место», с участием А. Миронова и Т. Егоровой, получила широкую известность. Смелость режиссёрского решения вынуждает министра культуры Е. Фурцеву распорядиться о снятии спектакля с репертуара.
  7. 1969 год. В театре имени В. Маяковского поставлена инсценировка романа А. Фадеева «Разгром».
  8. 1972 год. 31 декабря по Центральному телевидению показан фильм «Стоянка поезда – 2 минуты». Картина стала первой работой Захарова как кинорежиссёра.
  9. 1973 год. Захаров назначается главным режиссёром театра «Ленком», которым бессменно руководит до своей кончины. За это время поставлено около 50 спектаклей. По мнению театральных критиков, лучшими творениями режиссёра считаются: «Тиль» (1974), «В списках не значился» (1975), «Юнона и Авось» (1981), «Оптимистическая трагедия» (1983), «Поминальная молитва» (1989), «Женитьба Фигаро» (1993), «Шут Балакирев» (2001), «Вишневый сад» (2009).
  10. 1976 год. Снимается четырёхсерийный телефильм «12 стульев». Главные роли исполнили А. Миронов и А. Папанов.
  11. 1977 год. Присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  12. 1978 год. Начинается преподавательская деятельность на факультете режиссуры в ГИТИС, которая продолжалась до 2006 года. На телевидении показывается музыкальный фильм «Обыкновенное чудо».
  13. 1979 год. Выпуск двухсерийного трагикомического телефильма «Тот самый Мюнхгаузен».
  14. 1989 год. М. А. Захаров избирается народным депутатом СССР. Обязанности исполнялись до развала государства в 1991 году.
  15. 1991 год. Присвоено звание Народный артист СССР.
  16. 1992, 1993 гг. Режиссёр входил в состав Консультативного совета при Президенте России.
  17. 2018 год. Указом Президента РФ от 23 апреля присвоено звание Героя труда Российской Федерации.
  18. 2019 год. 28 сентября М. А. Захаров скончался от пневмонии. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище в Москве

Личная жизнь Марка Захарова

Будущий режиссер родился в 1933 году в Москве. Благодаря матери, которая так и не стала актрисой, с раннего возраста Марк полюбил сцену, театр, кинематограф. Несмотря на стремление стать инженером, судьба Захарова Марка сложилась иначе. Парень поступил в ГИТИС. Так началась его карьера.

Марку повезло – он встретил свою любовь еще в юности и не был больше замечен ни в любовных скандалах, ни в провокационных ситуациях. Семья для Марка стала приоритетом, несмотря на занятость в работе, он всегда находил время для жены и дочери.

Спустя годы счастливой супружеской жизни, Марк стал вдовцом. Воспоминания об умершей жене навсегда изменили жизнь, судьбу режиссера.

Как познакомился Захаров с будущей женой

В студенческие годы Марк активно занимался развитием карьеры. Там он встретил будущую жену. Марк влюбился с первого взгляда. Нина Лапшинова училась на параллельном курсе, также активно занималась карьерой.

Будущая супруга Марка участвовала в создании студенческой газеты, а позже к ней присоединился Захаров. Невинное знакомство не сулило большой любви, если бы не дело случая – девушка в шутку придумала для Марка смешливое прозвище, и оно сразу пришлось парню по душе. Так начались сначала невинные, а потом любовные чувства.

Сразу после обучения Марк отправился работать в Пермь, и девушке пришлось последовать за ним – несмотря на попытки построить карьеру, Нина приняла единственно верное для себя решение. В Перми был заключен официальный брак между влюбленными.

Семейная жизнь Марка и Нины

Личная жизнь Марка была понятной, определенной. Постоянство являлось тем незыблемым ориентиром в жизни режиссера. В 1956 году влюбленные поженились. Свадьба не была пышной. Для влюбленных был важен сам факт того, что чувства обрели новое направление.

Спустя еще 6 лет супруги стали родителями

Жена Марка Захарова Нина никогда не требовала внимание к своей карьере. Она занималась семьей, воспитанием дочери

В будущем дочь пойдет по стопам родителей, посвятит свою жизнь кинематографу. В небольшом профессиональном кругу ходила шутка, что Захарову могут перечить только 2 человека – драматург Григорий Горин и его жена. Несмотря на то, что жена не имела заслуг, она являлась авторитетом для супруга.

На момент смерти Нине было 83 года. В борьбе с онкологией жена Марка проиграла. На момент смерти сам Захаров находился за границей из-за травмы ноги он проходил лечение в Германии. В тяжелый момент для Нины, Марка не по его желанию, но не оказалось рядом.

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Драма, Комедия, Сказка, Советский фильм

Режиссер: Марк Захаров

В ролях: Олег Янковский, Александр Абдулов, Инна Чурикова

Барон Мюнхгаузен никогда не унывает. Его историям мало кто верит, пока не увидит все своими глазами. Это совсем не беспокоит барона, ведь у него есть его любимая Марта. Но коварная Якобина хочет расстроить их счастье. Она, в порыве жадности, хочет признать Мюнхгаузена умалишенным и свободно распоряжаться его имуществом. Однако, совсем не Якобина настраивает общественность против барона. Это делает он сам, доказывая существование 32 мая. Череда событий, последовавшая за этим заявлением, приводит к тому, что Мюнхгаузен готов лететь на луну на пушечном ядре, доказывая свою правоту. И стоя на веревочной лестнице, он произносит свою знаменитую фразу, простую и глубокую: «Улыбайтесь, господа! Умное лицо – это еще не признак ума».

Фильм первый: «Стоянка поезда — две минуты»

Это дебютный фильм Марка Анатольевича, и снимал он его вместе с режиссером Александром Орловым. Захаров писал сценарий к этому фильму сам. Это история любви молоденькой медсестры к столичному врачу-невропатологу, приехавшему в провинцию работать в местную больницу, но быстро заскучавшему от недостатка пациентов. Медсестра обращается за помощью к местному волшебнику, и городок вдруг заполоняют мнимые больные, которых приходится лечить столичному доктору, и скучать становится некогда.

Фильму не особо везло: его не показывали в кинотеатрах, а после того, как задействованные в касте Олег Видов и Борис Сичкин эмигрировали за рубеж, его перестали показывать совсем, и вплоть до 1987 года он «лежал на полке».

Это музыкальный фильм, и песни в нем написаны Геннадием Гладковым и Юрием Энтиным, а спела их Алла Пугачева, хотя в титрах это не указано.

Кадр из фильма «12 стульев». Фото: kinopoisk.ru

Театр

Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.

3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.

В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.

Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.

Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.

В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.

В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».

В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.

Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.

Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.

В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.

Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».

Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.

Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.

13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.

Краткая биография

Марк Анатольевич Захаров родился 13 октября 1933 г, в семье московских преподавателей. Худрук и главный режиссёр столичного театра Ленинского комсомола, актёр, сценарист, режиссёр, литератор, педагог и общественный деятель – всё это о нём.

Детство и юность

Фото: Марк в молодости

После рождения мальчика отца приговаривают по 158-й статье и высылают из города, как политического заключённого. Семья едет следом за ним. Детские годы Марка Захарова, по его личным воспоминаниям, смешиваются с потрясениями, полученными во время Великой Отечественной Войны. Особенно это проявляется в 1943 г, когда семья возвращается в Москву

Родители устраиваются на работу, но отца снова приговаривают к выселению, как бывшего политического заключённого. По настоянию бабушки мама Марка Анатольевича остаётся в столице. Благодаря её работе в детских драматических кружках в мальчике с ранних лет проявились любовь и тяга к творчеству.

Вопрос получения высшего образования решился внезапно. Хотя парень и мечтал связать свою жизнь с театром, мать, Галина Сергеевна, была категорически против, утверждая, что работа у мужчины должна быть более серьёзной. Однако, ситуация сложилась в пользу юноши:

  1. Попытка стать студентом Архитектурного института не увенчалась успехом из-за низкого показателя на вступительных.
  2. В Военно-инженерную академию не взяли по причине плохой «родословной» его отца.

«Однажды мама увидела сон, который посчитала вещим, и настоятельно рекомендовала поступать именно в театральный институт», – вспоминал о том периоде Марк Анатольевич.

Пришедшая к Марку Захарову популярность

Фото: На съемках Мюнхгаузена.

Получив диплом ГИТИСА, Захаров по распределению попадает в Пермский драмтеатр. Уже через 4 года, в 1959 г., возвращается в Москву, где в 1965 г. назначается на должность режиссёра театра сатиры, а с 1973 г. становится бессменным главным режиссёром «Ленкома».

Популярность к Марку Захарову пришла с дебютом в кинематографе. Картина «12 стульев» с Андреем Мироновым в роли Бендера, стала шедевром, прославившем его на весь Советский Союз.

Следующая работа «Обыкновенное чудо» вновь привела на пик популярности. После этого Марк Захаров неоднократно доказывал свой талант не только в кино, но и на театральной сцене. Так, поставленная в 1983 г. «Юнона и Авось», привезённая в Париж во время гастролей «Ленкома», была оценена по наивысшему разряду.

Друзья и знакомые

Троица: Ширвиндт, Захаров, Миронов

Одним из лучших друзей, тёплые отношения с которым Марк Захаров поддерживал на протяжении всей жизни, стал Александр Ширвиндт. Общие знакомые вспоминали, что на заре молодости эта «парочка», совместно с Андреем Мироновым, была практически неразлучной.

С режиссёром Андреем Тарковским (1932-1986 гг.) Марк Захаров знаком ещё со школьной скамьи. Мальчишками они занимались в театральном кружке Дома пионеров, в конце 1940-х гг.

Друзей, знакомых и почитателей творчества Марка Анатольевича Захарова сегодня очень много. Это подтверждает его последний юбилей: 85-летие, проведённое в Ленкоме в октябре 2021 г. В тот вечер поздравить юбиляра собрались не только близкие и коллеги, но и полный зрительный зал (почти тысяча человек).

Личная жизнь

В браке с единственной любовью жизни, актрисой Ниной Лапшиновой, Марк Захаров прожил 58 счастливых лет. Они поженились в 1956 г, через 6 лет родилась дочь Александра. Повзрослев, девушка выбрала путь родителей, став ведущей актрисой Ленкома и Народной артисткой России.

Последние 5 лет Марк Анатольевич жил в статусе «вдовец», Нина Тихоновна умерла 10 сентября 2014 г.

Интересные факты

Незадолго до распада Советского Союза Захаров избирался народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей. Из коммунистической партии, членом которой являлся, вышел оригинальным способом: публично сжёг свой партбилет.

Марк Захаров снимал фильмы по пьесам Евгения Шварца и Григория Горина. Жанр у них был оригинальным – фантастическая притча. Все они стали наиболее любимыми зрителями и разошлись на цитаты.

Обыкновенное чудо (1978)

Комедия, Мелодрама, Мюзикл, Советский фильм, Фэнтези

tagМаги и Волшебники, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Евгений Шварц

Режиссер: Марк Захаров

В ролях: Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов

На свете жил бессмертный волшебник, который влюбился в смертную женщину. Бессмертный волшебник и молодая женщина поженились, но волшебник знал что скоро, по его меркам, женщина состарится и умрет, а ему после этого придется коротать вечность в одиночестве. Волшебник придумывает для своей жены красивую сказку, он превращает лесного медведя в молодого юношу, для того чтобы вернуться в свой лес, юноша должен быть поцелован принцессой. Принцесса целует медведя, но юноша не спешить вновь становиться медведем, ведь он успел полюбить прекрасную принцессу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector