В чём смысл фильма «мама!» с дженнифер лоуренс, который все посмотрели и никто ничего не понял
Содержание:
- ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: «мама!» 2017 — сцена после титров: есть ли она?
- ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: «мама!» 2017 — это страшный фильм? О да!
- Пятое объяснение: «мама!» — новый фильм Аронофски, в котором он показал другой взгяд на одержимость
- Объяснение второе: «мама!» — предостерегающая история, посвящённая окружающей среде
- Таинственный желтый порошок
- Трактовка
- Начнём с сюжета
- Описание истории
- Желтая жидкость
- Объяснение номер три: «мама!» — повествование о тёмной стороне жизни знаменитостей
- Ярослав Забалуев: «Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать»
- Скрытый смысл
- Андрей Плахов: «Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно»
- Идеи, которые легли в основу сюжета
- Этот фильм — о перверзном нарциссе
- Ассоциации с общественными темами и творчеством
- Смысл финала фильма «Мама»
- О чем фильм
- О чем фильм «Мама»
- Объяснение четвёртое: «мама!» — аллегория создания и потребления
- Этот фильм — о любви
- Этот фильм — о несовместимости творческой личности и домохозяйки
- Фильм, освистанный журналистами в Венеции, выходит в российский прокат
- Антон Долин: «Вы ещё не скоро забудете «Маму!»»
- Андрей Плахов: «Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно»
- Станислав Зельвенский: «Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом»
- Агитация и пропаганда
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: «мама!» 2017 — сцена после титров: есть ли она?
В фильме «мама!» речь идет о Дженнифер Лоуренс: В ее рассказе в сентябрьском номере Vogue Лоуренс рассказала о том, как она избавилась от хрусталя в своем доме, и потом было наводнение. Это также сюжет из фильма «мама!».
«мама!» — фильм об интровертах: Дженнифер Лоуренс очень хочет одиночества, а Хавьер Бардем должен всегда быть окруженным людьми. Когда давление людей слишком возрастает, Дженнифер сжигает дом.
Фильм «мама!» о реконструкции дома: большинство пар считают, что они могут переделать свои кухни, не разрушая своих отношений. Мало у кого получается. Пожалуйста, не забудьте прикрепить свои раковины.
Фильм «мама!» о сланцевой нефти: Почему на ковре Дженнифер Лоуренс есть пятно крови, которое она не может вывести? Первородный грех! Кроме того, Хавьер Бардем явно скрытно вливал воду в сланцы под своим домом под высоким давлением, чтобы добывать нефть из-под земли. Вот почему дом так легко взорвался в конце.
Фильм «мама!» о сексе и смерти: и это все.
Фильм «мама!» о том, чтобы быть живым: заставьте меня жить, заставьте меня смущаться.
Фильм «мама!» о взаимоотношениях Даррена Аронофски с его матерью: персонаж Хавьера Бардема духовно и эмоционально похож на режиссера. Дженнифер Лоуренс явно играет его маму, которая буквально вырывает свое сердце, чтобы дать ему жизнь. Сам доктор Фрейд решил бы, что это слишком очевидно.
«мама!» о ваших отношениях с вашей матерью: вы давно ей звонили?
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: «мама!» 2017 — это страшный фильм? О да!
Фильм «мама!» — рассказ из Библии: Еще одна распространенная интерпретация. Хавьер Бардем — поэт. В фильме есть Бог или Церковь, создающая Писание. Эд Харрис и Мишель Пфайффер — Адам и Ева. Братья Глисоны — это Каин и Авель. Дженнифер Лоуренс — это своего рода Мать-Земля.
Фильм «мама!» о Даррене Аронофски: пожилой мужчина (Хавьер Бардем — 48 лет, Даррен Аронофски — 48 лет) встречается с молодой женщиной (Дженнифер Лоуренс — 27 лет). Он креативен, что означает, что он должен игнорировать ее и проводить время в одиночестве, довольствуясь своим творчеством. Она ненавидит это, но заканчивает тем, что прощает его, потому что его работа просто прекрасна — не так ли? На самом деле, это вопрос для Лоуренс, которая начала встречаться с Аронофски во время производства фильма, и, вероятно, также для Рэйчел Вайс, бывшей Аронофски.
«мама!» — фильм о «Щедром дереве»: Даррен Аронофски сказал, что притча о «Щедром дереве» вдохновила его на создание картины.
Фильм «Мама!» о творческом мужчине: «Мама» — мистическое, вечное, женское существо имеет право рожать. Поэт Бардема, однако, может создавать только поэзию. Он кричит на нее, что она «пытается принести жизнь в этот дом».
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Фильм «мама!» о женщине: Мишель Пфайффер (в титрах милосердно названа женщиной) говорит Маме: «Вы даете, даете, и даете», а когда вы сопротивляетесь, они обзывают вас по всякому, разбивают ваши раковины, и крадут ваших детей».
«мама!» — это фильм о славе: Поэт любит привлекать внимание своих поклонников и приглашает их в свой дом, несмотря на то, что они уничтожают и его, и его отношения в семье. Кристен Вигг — издатель поэта, который отбивает его от «Мамы», а также стреляет в головы людей (это метафора редактирования книг?) В решающий момент, когда Мама требует полного внимания к ней и их ребенку, поэт предает ее, отдав этого ребенка толпе
Ходят слухи, что они вырезали места, где Харви Левин глотает детские кишки.
Пятое объяснение: «мама!» — новый фильм Аронофски, в котором он показал другой взгяд на одержимость
Все фильмы режиссёра Аронофски сводятся к тому, что в каждом из них есть одержимый персонаж, готовый пожертвовать всем, чтобы получить своё: наркотики, славу, художественное совершенство и т.д.
Главная героиня «мамы!» является весьма пассивным персонажем и всё чего она хочет — это просто чтобы их оставили в покое наедине с мужем, который в свою очередь одержим всеобщим вниманием. В какой-то мере она и сама одержима домом, мужем, ребёнком
Таким образом, режиссёр возможно хотел создать нечто, что позволит взглянуть на его творения с другой стороны.
Самое замечательное в этой теории, что она может запросто ужиться и с другими из этого списка.
Объяснение второе: «мама!» — предостерегающая история, посвящённая окружающей среде
Несмотря на то, что «библейская теория» выглядит весьма правдоподобной в ней также присутствует место и для других. Одной из них является сообщение о, изменении климата. Мы люди пришли в дом к матери-Земле и разрушаем его.
Гости Мамы врываются туда, куда их не просят и издеваются над просьбами и предупреждениями. Они разводят беспорядок и не обременяют себя уборкой и приведением всё в порядок. Когда они пытаются помочь, то наоборот делают только хуже (как в случае гостей, которые начали красить дом). Они портят стены просто чтобы показать, что «мы здесь были», и забирают все, что им нравится, из-за какой-то ненасытной жадности.
Дом переполняется людьми до той точки, когда назад уже нет пути. Наконец, Мама просто разгоняет всех, уничтожая дом.
Таинственный желтый порошок
Число пазлов, из которых складывается фильм, можно было бы множить и множить. Однако есть один маленький пазл, не дающий покоя всем, посмотревшим ленту. Что такое желтенькое насыпает героиня в свой стакан в критических ситуациях? Этот же порошок из флакона с безыскусной надписью yellow (желтый) она добавляет и в штукатурку, окрашивая стены.
Когда про желтый порошок спросили Аронофски, тот ответил следующее:
Пазлы можно множить до бесконечности: фильм многослойный как пирог. В нем нет одной-единственной интерпретации. И не на каждый вопрос дан однозначный ответ.
Трактовка
Многие без труда угадали в этом фильме аллегорию на сотворение мира, изложенное в Библии (в книге Бытия). И тут мы в очередной раз можем задаться вопросом: зачем голливудские режиссеры-атеисты снимают свои произвольные интерпретации событий священной истории? Своё мнение на этот счет я изложу в конце, а пока, для тех, кто еще не читал расшифровок фильма в интернете, коротко перечислю значения показанных персонажей и ситуаций.
Итак, Он, поэт – это Бог. Мать – это София, Природа, Мария. Кабинет поэта – это рай.
Мужчина и женщина – Адам и Ева. Во время сотворения Евы, Бог усыпил Адама, поэтому тот ничего не помнит. Рана у него на спине – разрез для извлечения ребра.
Кристалл – это запретный плод. Показательно, что это, собственно, не плод, его нельзя съесть, а некая реликвия, которую легко испортить. Если в Библии вкушение запретного плода символизирует познание, то кристалл у Аронофски — это символ и воплощение чистой красоты.
Красота кристалла возникает из соединения света и материи. Причем материя кристалла не просто поглощает свет и не просто отражает его, а позволяет свету проникнуть в себя. Внутри кристалла свет бесконечно преломляется и расщепляется, наполняя его собой и делая его светоносным.
То есть, красота возникает там, где материя принимает в себя и проявляет в себе нематериальное начало, идею, которую в символизирует свет. Созерцая красоту, мы созерцаем оформленную идею, идеал, а чувство, которое возникает в нас в результате созерцания — это проявление любви.
Также кристалл в контексте фильма олицетворяет вселенную в сжатом состоянии. Сердце дома, которое видит мать, показано как некое космическое скопление, которое постепенно сжимается и в итоге становится кристаллом. Это свет, материя и любовь в сконцентрированной форме.
Грехопадение Аронофски трактует как разбиение кристалла. По-видимому, он использует каббалистическую трактовку грехопадения, которая называется разбиение сосудов. Согласно этой теории, Древо жизни состоит из десяти сфирот, наполненных божественным светом. Семь нижних сфирот лопаются и их осколки становятся источником мирового зла.
После того, как кристалл разбит, Адам и Ева занимаются сексом, а Бог закрывает им вход в рай.
Два брата – это Каин и Авель. Убийство Авеля оставляет несмываемый след, неизлечимую рану в природе и даёт начало возникновению ада в преисподней.
Показаны некоторые из десяти казней египетских: наказание кровью, тьма египетская, нашествие жаб, нашествие насекомых.
Затопление дома – Всемирный потоп. Здесь наконец мать даёт выход своему гневу и прогоняет всех.
Соитие матери и поэта – непорочное зачатие. Здесь мать олицетворяет Богородицу Марию, а ребенок – это Иисус Христос.
Новое произведение, которое пишет поэт – Новый Завет. Мужчина с бородкой – олицетворение католической церкви. Нанесение пепла на лоб – обряд, который называется «Пепельная среда» и проводится в первый день Великого поста.
Убийство ребенка – распятие Христа. Поедание его тела – буквальная трактовка таинства Причастия.
Начнём с сюжета
Вначале картина Даррена Аронофски выглядит как обычный триллер, про дом с приведениями Главные герои фильма Мама (Дженнифер Лоуренс) и Он (Хавьер Бардем) наслаждаются спокойным существованием в большом доме. Мама пытается держать дом в чистоте и порядке, в то время как Он пытается создать новый шедевр.
Затем к ним вдруг заявляются двое гостей: некий мужчина (Эд Харрис) и его жена (Мишель Пфайффер). Затем их посещают их сыновья (Доммалл Глисон и Брайан Глисон). А потом в дом приходит орда гостей, которые мусорят и ломают дом, невзирая на просьбы мамы вести себя более прилично. Внезапная вечеринка превращается в кошмар.
Во второй половине фильма гостевая вакханалия продолжается, но здесь Мама уже беременна. Результатом беременности становится рождение ребенка, который оказывается разорван толпой.
В конечном итоге в порыве ярости Мама сжигает дом. В живых остаётся лишь только её муж. Он превращает её сердце в кристалл, с помощью которого восстанавливает дом в прежнее, первозданное состояние. После чего в доме появляется новая жена, предвещая собой очередной цикл, который предположительно должен закончится также.
Описание истории
Сюжет фильма Мама описывает события, происходящие в расположенном на отшибе доме. Режиссер намеренно не давал имен главным героям, называя персонажей Он – писатель, страдающий отсутствием вдохновения (Хавьер Бардем) и Мать (Дженнифер Лоуренс). Картина начинается с того, что мужчина ставит на полку кристалл. В нем он видит неиссякаемый источник музы, вдохновения. В этот момент просыпается главная героиня.
Мать начинает обустраивать жилище. Женщины по определению считаются хранительницами очага, стремятся создать райский уголок из окружающего пространства. Поэтому на первых минутах просмотра поведение не бросается в глаза. На то, что режиссер вкладывает особое значение действиям главной героини, намекают периодически возникающее в стенах сердцебиение, непонятные кровяные пятна.
Основные события картины начинают разворачиваться, когда хозяин пускает в дом гостя, восхищенного творчеством, а затем его родню. Мать категорически не согласна с присутствием незнакомцев. В этот момент в картине начинает прослеживаться четкий религиозный подтекст:
- шрам на спине незнакомца (Эд Харрис) в области ребер (явная отсылка к библейскому Адаму);
- появившиеся родственники гостя – жена (Мишель Пфайфер), двое сыновей – Динал и Брин Глисоны (Ева, Каин, Авель);
- убийство брата вторым сыном.
На поминках народа становится больше. Жилище начинает символично разваливаться, из стен и раковины сочится кровь (аллегория Всемирного потопа).
За время относительного спокойствия мать рожает ребенка. Символично, что в этот момент Он заканчивает свое произведение. Но недовольная толпа, ворвавшаяся в дом, крушит все вокруг. Увидев новорожденного (Иисуса), народ в восхищении передают его из рук в руки, что приводит к печальному итогу – гибели ребенка.
Желтая жидкость
Теперь попробуем понять, что же за желтую жидкость пьет мать, когда ей плохо.
В одном из интервью Аронофски сказал следующее:
Попробуем извлечь из этой информации какую-то пользу.
1. То, что ответ лучше знает Джен, вероятно, указывает на какие-то исключительно женские переживания. Дженнифер Лоуренс, как известно, тоже феминистка, поэтому вполне ожидаемо, что мотив желтой жидкости будет связан именно с правами женщин.
2. Упоминание романов викторианской эпохи отсылает нас к концепции женственности, господствовавшей в конце 19 века. Ее суть заключалась в том, что женщина должна быть «ангелом в доме» – так в своем одноименном сочинении называет идеальную женщину Ковентри Пэтмор, британский поэт 19 века.
Вот как описывает такую женщину Вирджиния Вулф:
Нетрудно заметить, что это описание целиком подходит главной героине фильма «мама».
Почему я цитирую именно Вулф? Потому что далее в ее тексте есть интересное совпадение с визуальным рядом нашего фильма. Вулф пишет о том, что ей пришлось убить в себе этого ангела, чтобы стать писательницей:
Вирджиния Вулф описывает, как внутри нее писатель борется с домашним ангелом. Разве не то же самое мы видим в фильме Аронофски? Победителю достаётся сердце побежденного. Развивая эту аналогию, мы начинаем понимать, почему Поэт в фильме не может ничего написать. Ему мешает его домашний ангел!
3. Теперь насчет упомянутой Аронофски идеи более глубокой связи матери и дома. В начале фильма мы видим, что мать штукатурит стены гостиной и добавляет в штукатурку темно-желтый пигмент. Из такого же флакона она насыпает ярко-желтый пигмент и в стакан с водой. Более того: на этикетке этого флакона можно различить полустертую надпись «YELLOW». Да, мать пьет не что иное, как растворенный в воде желтый пигмент! Но что это означает?
Мотив стен желтого цвета отсылает нас к еще одному произведению: новелле «Желтые обои» американской писательницы-феминистки Шарлотты Перкинс Гилман. Героиня этой повести заключена в комнате с желтыми обоями. За ними она начинает видеть женщину, которую хочет освободить.
Параллель с матерью, заключенной в своем доме, очевидна. Мать в доме поэта вынуждена играть отведенную ей роль и обречена испытывать пассивную агрессию. Этим она олицетворяет всех женщин, угнетённых патриархальной культурой и жаждущих освобождения.
Функция желтой жидкости – подавлять возникающий внутри матери гнев, сильнее объединять ее с домом и возвращать ее к роли домашнего ангела.
Но почему мать пьет жидкость только до рождения ребенка, т.е. до наступления эпохи Нового завета? Как известно, в ветхозаветные времена человек был обязан приносить Богу в жертву животных, а после пришествия Спасителя жертвы были отменены (по крайней мере, в христианстве), т.к. сам Спаситель стал жертвой за всех людей. Поэтому приём желтой микстуры может иметь и значение жертвоприношений. До рождения ребенка мать жертвует собой, а забеременев решает, что жертвы больше не понадобятся, поэтому выбрасывает флакон.
Объяснение номер три: «мама!» — повествование о тёмной стороне жизни знаменитостей
Из всех участников фильма только мама хочет, чтобы гости ушли. Поэту нравится иметь вокруг себя поклонников, он находит их присутствие бодрящим и вдохновляющим. «Как приятно общаться с теми, кто понимают мою работу», — рассказывает Он жене. Он восхищается собой, приветствуя фанатов, а затем и журналистов.
Но все эти люди хотят чего-то взамен, они требуют внимания, времени, вещей. Они массово вламываются в дом, всё фотографируют и толпятся вокруг него. Они говорят что любят своего кумира, но не могут перестать вторгаться в личную жизнь супружеской пары, разрушая дом и в итоге убивая и пожирая их ребёнка.
Подобный взгляд на фильм позволяет по-другому взглянуть на интерес к жизни знаменитостей со стороны фанатов, которые требуют от своих кумиров всё больше и больше.
Ярослав Забалуев: «Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать»
Чтобы понять, какой эффект производит его новый фильм, нужно представить (хоть это и непросто) странный гибрид двух его картин — “Черного лебедя” и “Фонтана”. Помимо вопросов бытия, режиссёр всё так же болезненно привязан к физиологии, он напряженно всматривается в лицо и тело Дженнифер Лоуренс, в кадре время от времени течёт что-нибудь густое и тёмное, ближе к концу кого-то съедят. Всё это временами выглядит довольно неприятно, но в то же время Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать (в отличие от Ларса фон Триера, с которым его в эти дни часто сравнивали). В принципе, нужна ли вам в жизни «мама!» можно решить, взглянув на китчевый постер с Лоуренс, вынувшей из груди собственное сердце. Если ответ положительный, то вас ждёт одно из самых необычных кинопереживаний года».
Трейлер фильма «мама!»
Скрытый смысл
Смысл фильма Мама можно трактовать по-разному. Среди критиков популярны 4 точки зрения:
- Людской паразитизм, разрушение природы. В этом случае Мать – аналогия природы, а дом – планета Земля. Она с любовью обустраивает быт, заботится о Нем (человеке). Но появляется толпа фанатов. Бездумным поведением они рушат все, включая жизнь ребенка. В гневе природа уничтожает созданную планету. Выживший главный персонаж пытается на остатках возвести прежний быт.
- Библейская трактовка. Он – Бог, она – мать-природа, предназначение которой создать рай. Гости – намек на Адама, Еву и их сыновей. Новорожденный – Иисус, которого распяли люди, взрыв – апокалипсис. На остатках природы (кристалле) нуждающийся в любви, почитании Бог построит обновленный мир.
- Феминистская линия (токсичные семейные отношения). Если не искать духовных аналогий персонажам, то мужчина – типичный представитель патриархата. Мать – обыкновенная женщина, которую не ценят. Несмотря на просьбу, главный герой все равно пускает незнакомцев погостить. Согласно феминистской трактовке, главный смысл концовки фильма Мама – после разрушения дома и гибели героини, Он тут же находит замену погибшей жене.
- Муза и творец. В начале ленты герои находятся в полной гармонии. Все прекращается, когда появляются фанаты поэта. Окрыленный успехом, он забывает о музе. Интерес толпы постепенно угасает, творец остается ни с чем. Муза отдает последнюю частичку себя, чтобы вернуть автору способность писать.
Даже критики не могут прийти к единому мнению, в чем смысл фильма Мама. Какую трактовку выбрать, Даррен Аронофски оставляет на усмотрение зрителя. Автор уверяет, что его подвигли к написанию сценария накипевшие эмоции и постоянная стена непонимания.
Андрей Плахов: «Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно»
… Точно так же поступает Аронофски, наполняющий свой фильм прямыми ссылками на “Сияние” Кубрика, “Ребёнка Розмари” Полански и заявляющий претензии на глобальное высказывание о насущном. Однако эти претензии разбиваются уже мискастингом. Хороши только Эд Харрис и Мишель Пфайффер в роли демонической супружеской парочки, а вот Бардем совершенно не в состоянии сыграть маниакальный психоз, да и любовь, да и творческие муки тоже. Так же как Аронофски оказывается беспомощен в попытках создать мистический саспенс. Он форсирует действие хаотичными массовками, рвущим уши саундтреком, грубым гримом и назойливой демонстрацией кровавого пятна на полу, недвусмысленно напоминающего вагину. Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно, и это смех над бесплодными усилиями постановщика».
Трейлер фильма «мама!»
Идеи, которые легли в основу сюжета
Фильм Даррена Аронофски глубоко метафоричен. В основу фильма “Мама!” легли идеи феминизма и уничтожения природы. Также в фильме использована религиозная метафора.
Режиссер говорил, что идея картины в том, что происходящее с планетой остановить, к сожалению, невозможно. Аронофски признается, что у него “накопилось много гнева и ярости”, и ему захотелось выплеснуть все эмоции в одно чувство.
В фильме “Мама!” есть и скрытый смысл, который, по словам режиссера, “понравится далеко не всем”.
Картина рассуждает не только на вечные библейские темы, но и на бытовые. Она рассказывает не только о потребительском отношении к природе или об актуальной сегодня проблеме религиозного фанатизма, но и о женщинах, которые были не услышаны, брошены ради каких-то зыбких целей. О мужчинах, для которых карьера и слава важнее семьи, и о людях, бездумно убивающих друг друга.
Этот фильм — о перверзном нарциссе
Перверзными нарциссами мир не особо переполнен. Процентов от общего числа человечества — всего от 1 до 8. Но вот достался барышне из фильма как раз этот самый нарцисс.
Любит только себя, все остальные — пешки, которые он расставляет на шахматной доске своего самомнения. Скажете, пусть Поэт пренебрегает потребностями безропотной жены, но ведь ломящиеся в дом во все больших количествах люди его радуют, он даже отдает им самое дорогое — новорожденного сына. На самом деле ему очень нравится собственный культ, выстроенный руками паствы. А постоянное восстановление сожженного дома с очередной влюбленной Музой тоже характерно для перверзного нарцисса: уничтожив актуальную жертву, он затевает цикл жертвоприношений самому себе заново с новой претенденткой.
Ассоциации с общественными темами и творчеством
Кадр из фильма «мама!»
В финале «мамы!» перед нами смешивается все: религиозный фанатизм, военные действия, голодающие, мигранты… И в этом можно увидеть ассоциации с мыслями любого творца. В голове поэта с вдохновением соседствуют все сюжеты, которые хоть как-то влияют на него или рождаются им, с самыми яркими персонажами. «Ты любил мою любовь. Я отдала тебе все, а ты отдал это им», — в этих словах героини Лоуренс как бы говорится, что ее муж ценит то, что ему дает вдохновение, но порой забывает в ответ подпитывать его своей любовью, и предает ее ради своих почитателей. Заметьте, что героиня ни разу не выбирается из дома – ее всячески ограждают от внешнего мира, она покоится в Райском саду, который подразумевает творческий покой Создателя. И в этом Эдеме умещаются все – сюда вторгается каждый, мешая тем самым покою Вдохновения. Когда в сознание врывается слава, Творец не выдерживает искушения, и его Вдохновение страдает. И это лишь одна вариация. В «маме!» можно увидеть желание борьбы с обществом потребления, отношения в институте семьи, а также историю человечества глазами Матери-природы – что угодно, играйте трактовками и не зацикливайтесь на одной. Недаром же еще ходит в Сети ассоциация желтого зелья с «Желтыми обоями» Шарлотты Перкинс – здесь не только подчеркивается тема феминизма, но и просматривается обращение зрителя к миру творчества и литературы в целом. Этот момент может послужить намеком на то, что все увиденное – это сознание писателя, где вдохновение уживается с его фантазией и откликами общественности.
Смысл финала фильма «Мама»
Начало и конец фильма представляют не что иное как бесконечный сюжет, который завязывается на единственной вещи. Это кристалл, который герой получает в начале и конце фильма, затем с восхищением ставит его на полку. Религиозная, социальная, экологическая тема завязана на этом талисмане и может объединить с его помощью все трактовки. Это знак означает сердце и душу дома, которые каждый извлекает для себя в попытках сохранить любовь и надежду по отношению к себе. Эти вдохновение к тому, чтобы начать все заново с новой силой, но каковой окажется эта попытка зависит от мотивов человека. Отсюда и цикличность сюжета: главный герой обретает надежду, но не меняет свою сущность.
Фильм Аранофски заслуживает внимания со стороны любителей разбирать и анализировать предметы творчества. Режиссер упростил стремление в арт-хаус данной картины потоком событий, увлекающим зрителя в поток событий все больше по мере просмотра. Автор создал фильм, который дал возможность зрителям самим побыть в роли режиссера при попытках провести собственный параллельный сюжет в процессе просмотра.
О чем фильм
Фильм “Мама!” начинается с того, что мужчина выгружает на полку кристалл, после чего его дом преображается. Затем некая молодая женщина просыпается в темной комнате… Это Он и Она, муж (Хавьер Бардем) и жена (Дженнифер Лоуренс), и их отношения далеки от идеальных.
Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс в главных ролях. Кадр из фильма.
Мужчина — известный поэт, и сейчас он полностью погружен в творческий кризис. Супруга старается поддержать его, но он, сам того не желая, все больше отдаляется.
Вскоре к ним в дом приходит странный старик, который почему-то решил, что они сдают комнату. С этого момента в доме начинаются странности.
О чем фильм «Мама»
Действие разворачивается в полуразрушенном доме, который находится в безлюдном месте. Сюда приезжает пара, состоящая из приземленной молодой девушки и мужчины средних лет, который находится в поисках вдохновения для творчества. Задачей девушки является отстроить данное место и сделать из него уютное гнездо для создания семьи вдали от посторонних глаз. Мужчина же видит в этом перспективу для своего дальнейшего созидания. Творческий кризис персонажа и грезы о материнстве героини в прямом и переносном смысле рождают площадку для дальнейшего развития сюжета.
В определенный момент в доме появляется человек, которого изначально мужчина встречает случайно, а в последствии узнает, что тот является его фанатом. Постепенно гость начинает вести себя наглым образом и нарушает запреты, установленные хозяйкой дома. Вслед за этим появляется жена незнакомца, вместе с которой посторонние люди злоупотребляют гостеприимством. Незваная гостья раздает неуместные хозяйке дома, а после врывается в закрытую комнату и разбивает вещь, которая дорога мужу главной героини.
В доме появляются дети гостей, один из которых убивает другого. Поминки происходят здесь же. У хозяйки дома исчерпывается терпение и она выгоняет гостей. Ревностная ко вниманию мужа героина производит попытки зачать ребенка, что у нее благополучно получается. По прошествию определенного времени появление гостей повторяется, при чем количество их переваливает за границы допустимого
Фанаты овладевают вниманием мужа. При этом они разводят беспорядки в доме, разрушают вещи
Доходит данное действие до разрушения гнезда, в котором хозяйка в этот момент становится матерью.
Муж отбирает ребенка у матери и отдает его на растерзание толпе. Героиня сходит с ума и сжигает дом дотла с выжившими гостями и мужем. Единственное, что от нее остается – вещь кристаллической формы, которую муж вынимает из груди и помещает в закрытой комнате как ценную реликвию.
Объяснение четвёртое: «мама!» — аллегория создания и потребления
Может быть в их паре художник Он, но Мама тоже творит. Она отвечает за дом и и его содержание. В конце концов, они создают что-то вместе — ребёнка.
Но когда они предложили своё творение миру, то полностью потеряли контроль над ситуацией. Толпа любит слова поэта, но они вдохновляют их на бешенство. Мама позволяет гостям заходить в свой дом, который они вначале даже дополняют, но потом всё ведёт к уничтожению того, что она так тщательно строила.
В итоге, когда у матери остаётся только ребёнок, то она не желает выпускать его в мир. Однако её муж всё-таки делится своим сыном с миром и худшие опасения подтверждаются. Малыш оказывается буквально разорван жадной толпой.
Смысл очень прост — что аудитории не дай, то всё это будет разорвано критиками, как собственно говоря и произошло с фильмом «мама!».
Этот фильм — о любви
Помните, что сказал апостол Павел в первом послании Коринфянам?
Вот так себя ведет и героиня фильма. Воплощение апостольской любви. «Без имени, а значит — без судьбы» (формула позаимствована из шлягера про «Арлекино»). Как у безымянного клоуна из песни нет у молодой женщины судьбы. Есть только любовь. К Поэту. Или к Демиургу. Или к Богу. Нужное — подчеркнуть
Впрочем, неважно, к кому. Она любит Мужа
И она только и делает, что служит своему господину. Восстанавливает дом после пожарища. Готовит еду. Моет. Подметает. И преклоняется. Перед его поэтическим даром.
А что делает он? А ничего. Принимает ее обожание как должное. Более того: предпочитает поклонение толпы, отмахиваясь от тихих восторгов жены.
Этот фильм — о несовместимости творческой личности и домохозяйки
Может, в этом-то все и дело? Ну, не нужны ему обеды/чистые рубашки/мытые полы… Нет-нет, нужны, но без претензий обеспечивающей все это женщины на ответное внимание и ласку. Она для него всего лишь «умный дом», исправно функционирующий, но не отвечающий его запросам о массовом преклонении
Ему мало преклонения в лице единственной женщины.
Вспомним двух персонажей из Библии, сестер Марфу и Марию. Пока Марфа хлопотала по хозяйству, готовя угощение для зашедшего на огонек Иисуса, Мария бездельничала, внимая речам гостя. Нашему Поэту в жены досталась деятельная и самоотверженная Марфа, и ему надо бы радоваться такому стечению обстоятельств. Будь его женой одухотворенная Мария, случилась бы борьба двух самомнений в одном доме.
Фильм, освистанный журналистами в Венеции, выходит в российский прокат
Мистический триллер Даррена Аронофски «мама!» с Дженнифер Лоуренс в главной роли выходит в нашей стране сразу после премьеры на Венецианском кинофестивале. В нашем материале мы собрали наиболее яркие и интересные отзывы о картине российских кинокритиков.
«мама!» с Дженнифер Лоуренс: первые отзывы критиков
Антон Долин: «Вы ещё не скоро забудете «Маму!»»
О чём этот виртуозный, тревожный, необаятельный, но в чём-то неотразимый фильм? Об отношениях и взаимозависимости мужчины и женщины, об эгоизме и эксплуатации. О творческом процессе и порождённых им демонах. О женских страхах и мужском нарциссизме. Но ещё, верьте или нет, об устройстве мира и человечества: Аронофски показал не просто хоррор, а настоящую космогонию с богом, дьяволом, апокалипсисом и Девой Марией. Не верите? Проверьте сами. Но будьте готовы, что и вам может захотеться затопать ногами и засвистеть. Или нет: реакция на такое бешеное, бескомпромиссное, наглое, во всех отношениях чрезмерное кино обязательно будет сильной, но не обязательно позитивной. Одно лишь гарантировано: вы ещё не скоро забудете «Маму!»».
Трейлер фильма «мама!»
Андрей Плахов: «Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно»
… Точно так же поступает Аронофски, наполняющий свой фильм прямыми ссылками на “Сияние” Кубрика, “Ребёнка Розмари” Полански и заявляющий претензии на глобальное высказывание о насущном. Однако эти претензии разбиваются уже мискастингом. Хороши только Эд Харрис и Мишель Пфайффер в роли демонической супружеской парочки, а вот Бардем совершенно не в состоянии сыграть маниакальный психоз, да и любовь, да и творческие муки тоже. Так же как Аронофски оказывается беспомощен в попытках создать мистический саспенс. Он форсирует действие хаотичными массовками, рвущим уши саундтреком, грубым гримом и назойливой демонстрацией кровавого пятна на полу, недвусмысленно напоминающего вагину. Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно, и это смех над бесплодными усилиями постановщика».
Трейлер фильма «мама!»
Станислав Зельвенский: «Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом»
Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом — пока Аронофски заставляет нас напряженно гадать, куда он, собственно, клонит. Он использует иконографию хоррора — дом, который кровоточит, пульсирует и что-то скрывает, вторжение непрошеных гостей, какие-то невысказанные слова, которые явно висят в воздухе. Аронофски открыто вдохновляется своим любимым Полански — причём сперва не столько “Ребенком Розмари”, сколько “Отвращением” или “Жильцом”| — и подолгу влюбленно рассматривает Лоуренс в приглушённых тонах, на крупных планах, и мало кому сегодня они так идут. Вдобавок там довольно много смешного».
Трейлер фильма «мама!»
Агитация и пропаганда
Теперь вернемся к нашему вопросу: зачем Аронофски потребовалось использовать библейские мотивы для продвижения своих идей о защите природы и прав женщин?
Ответ кроется в той оценке, которую вынужден дать зритель персонажу Бога-поэта.
Очевидно, что в истории Аронофски Бог – очень нравственно сомнительный персонаж. Он получает явное удовольствие от созерцания людских бед; а человеческая драма даёт ему вдохновение.
Режиссер явно показывает, что Бог и дьявол – это одно и то же лицо, т.е. причина мирового зла содержится в самом Боге. Это подчеркивается тем, что Бог уважает гордость. (35:18)
Положение о том, что зло – это проявление самого Бога содержится в Каббале, но противоречит традиционному вероучению в авраамических религиях.
Согласно фильму, именно Бог, а значит и религия, является причиной пренебрежительного отношения человека к природе. Поэт использует мать лишь как ресурс для своего творчества, и позволяет людям, своим поклонникам, разрушать и истощать природу, их общий дом. Всё человеческое зло, согласно режиссеру, происходит из разных трактовок священного писания. А природные катаклизмы, которые в традиционном понимании считались гневом Бога, в интерпретации Аронофски являются гневом Матери.
Аронофски переворачивает и профанирует все основные идеи иудаизма и христианства.
Взяв идею Бога-творца, он показывает, что это творчество пронизано тщеславием. Что Бог-творец нуждается в людях: в их похвале и поклонении.
Аронофски отрицает евангельский тезис, что Бог есть любовь и утверждает, что источник любви – это мать, природа, а Бог только экспроприатор. Сам Бог не любит, но ему нравится, когда любят его.
Непорочное зачатие Аронофски показывает скорее, как насилие, а не как акт любви. Сын Божий у него не воскресает. А Причастие изображается как ритуальный каннибализм.
И наконец, вся действительность в его понимании – это бесконечная последовательность вселенных, созданных любовью Женственности, и постоянно разрушаемых Мужественностью.
Всё это переворачивание привычных смыслов делает фильм Аронофски самой настоящей антирелигиозной пропагандой.
Аронофски говорит:
Но важный нюанс состоит в том, что на библейских историях построена вся наша культура. Та самая традиционная патриархальная культура, в которой женственности, надо сказать, отводится весьма почётное место. И библейские персонажи – это культурные архетипы, которые так или иначе задают модели нашего поведения и формат нашего осмысления мира.
Стало быть, чтобы изменить культуру, нужно изменить отношение к ее архетипам. Нужно сделать так, чтобы они вызывали раздражение и отторжение. Чем больше зритель раздражается на библейские отсылки, тем больше будет его неприязнь и к самим библейским идеям, и к верующим, и к религии вообще. Тем проще будет склонить людей к принятию новых либеральных ценностей.
Аронофски, по его словам, «бросает гранату в поп-культуру и смотрит, что из этого выйдет». Но поскольку режиссер сам принадлежит поп-культуре, то думаю, он, на самом деле, подразумевает именно разрушение традиционной культуры, или того, что от нее еще осталось.