Лариса малеванная, актриса и театральный режиссер: биография, личная жизнь, фильмография

Детские и юношеские годы

Детские годы Ларисы Ивановны прошли в родной деревне Фёдоровка Ростовской области. Ей было всего два года, когда немецкие войска вторглись в пределы Советского Союза. Вспоминать то время актриса не любит, ведь пришлось перенести голод, холод, разруху. Правда, и после войны жизнь не стала легче. Отец пил, а мать старалась прокормить и одеть четверых детей на небольшую зарплату учителя.

Через некоторое время семья переехала в Краснодар. На новом месте глава семейства продолжал вести праздный образ жизни, поднимал руку на жену и детей. Бедная женщина не выдержала каждодневные побои и умерла в 43 года.

В школе Лариса прилежно училась, занималась спортом и посещала театральный кружок. Ей очень хотелось стать актрисой, вот только бабушка и подруги постоянно твердили: «Ты же некрасивая, незаметная, серенькая… Ну, какая из тебя актриса?». Этот комплекс неполноценности не позволил девушке подать документы в театральный ВУЗ. Лариса решила пойти по маминым стопам, успешно сдала экзамены в педагогический институт на историко-филологический факультет.

Учеба Малёванной давалась легко, весь курс прошла успешно, оставалось защитить диплом. И тут творческая натура Ларисы взбунтовалась. Она поняла – если и дальше будет заниматься нелюбимым делом, никогда себе этого не простит. Конечно, бабушка уговаривала внучку одуматься и стать дипломированным специалистом. Всё было напрасно. Лариса совсем не хотела отрабатывать положенных три года после защиты диплома, поэтому забрала документы и уехала в Ленинград.

На тот момент ей исполнилось 21 года, а в театральный институт принимали только до 22-х лет. Чтобы поступить наверняка, Малёванная выбрала режиссерский факультет ЛГИТМиКа.

Фильмы

Кинематографическая биография Ларисы Малеванной стартовала сразу после окончания театрального вуза. В первом же фильме – мелодраме «В день свадьбы» Вадима Михайлова – Малеванная сыграла главную героиню

Её Нюра Салова оказалась настолько «настоящей» и убедительной, что режиссёры сразу же обратили на артистку пристальное внимание. Затем последовали работы в комедии «Завтра, третьего апреля» и в мелодраме «Проводы белых ночей»

Лариса Малеванная в фильме «Единственная»

В 1970 году актриса воплотила в реальность образ революционерки, комиссара Марии в киноленте «Назовите ураган Марией».

70-80-ые годы стали для актрисы звёздными. Острохарактерные, сложные, многогранные образы сыграла Лариса Малеванная в картинах «Разрешите взлет!», «За облаками – небо», «Там, за горизонтом» и «Единственная». Героиня Ларисы Малеванной Вера Ивановна в ленте «Поздние свидания» и Софья Андреевна в «Подростке» до сих пор служат эталоном мастерства для нынешних студентов театральных вузов.

В детском фильме «Весенние перевертыши» партнёром по рабочей площадке Ларисы Малеванной стал Лев Дуров, а в спортивном фильме «Гроссмейстер» актриса сыграла возлюбленную шахматиста Сергея Хлебникова, роль которого исполнил Андрей Мягков.

Лариса Малеванная в фильме «Легенда о Тиле»

В середине 70-х с участием артистки на экранах стартовала телевизионная мелодрама «Память» о ленинградке Марии, которая пережила ужасы блокады. Главную героиню сыграла Лариса Малеванная. Вскоре артистка предстала перед зрителями в роли Сооткин, матери голландского героя Тиля в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле». Фильм, в котором главные роли сыграли также Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, в СССР посмотрело 17 миллионов человек.

Ларисе Малеванной удавались образы научных сотрудников (Прыжок с крыши), доярок (Встречи), лирических героинь (Иванцов, Петров, Сидоров). Выдавало актрису только одно — глубокий взгляд грустных глаз, который присутствует даже на фото Малеванной. В 1980 году Лариса Малеванная перевоплотилась в социальной драме «Последние свидания» в героиню Веру, которая сумела добиться в жизни всего, кроме создания семьи. Будучи немолодой, Вера встретила, наконец, любовь в лице женатого мужчины Николая (Юрий Платонов). После начала совместной жизни оба зашли в тупик.

Лариса Малеванная в фильме «Интердевочка»

Но проекты, которые принесли Ларисе Малеванной настоящую славу, – это фильмы Петра Тодоровского. Интеллигентная учительница Алла Сергеевна, мама Тани в «Интердевочке» и трагическая роль брошенной генеральши в «Анкор, еще Анкор!» — это настоящее «золото» в творческом багаже актрисы.

Талантливыми и безупречно-сыгранными называют критики и зрители роли Малеванной в сериалах «Чёрный ворон» и «Идиот». Эти фильмы вышли на экраны уже в начале нового века. Позднее последовали работы в военной драме «Эшелон», шпионском фильме «Апостол», сериале «Оттепель»

, криминальном фильме «Родительский день», социальной драме «Дом».

Лариса Малеванная в фильме «Анкор, еще Анкор!»

В 2012 году актриса стала героиней проекта тележурналиста Сергея Майорова «Бабье лето», цикл передач которого вышел на телеканале «НТВ». Помимо Ларисы Малеванной, на программы приглашались также другие кинодивы советского кинематографа — Елена Соловей, Вера Алентова, Светлана Немоляева, На талья Бондарчук.

Валентина Малявина сейчас

Сейчас некогда знаменитая актриса живет в доме-пансионате для ветеранов науки, куда ее поместили по просьбе Гильдии актеров. Это не обычный дом для престарелых, а заведение высокого комфорта с отличным медицинским и социальным обслуживанием, но с невероятно строгим режимом. Туда не могут попасть посетители без специального разрешения, жильцы не имеют никакой связи с внешним миром. Им запрещено даже пользоваться телефоном, а на прогулки они выходят исключительно в сопровождении персонала, тем более Валентина Александровна, которая после злополучной травмы так и не восстановила зрение, хотя прошла через несколько операций.

О смерти последнего избранника Владимира Красницкого ей не сообщали. Этого человека считали гражданским мужем Малявиной, хотя он сам открещивался от подобного «звания», утверждал, что женат, есть сын. Впрочем, Владимир не отрицал, что испытывал к Валентине нежные чувства, ведь они были знакомы больше 30 лет.

Валентина Малявина в старости

Молчание актриса, живущая затворницей, прерывала пару раз. В 2016-м Малявина согласилась встретиться со съемочной группой документальной ленты «Роль без права переписки».

В 2018 году гостем Валентины Александровны стал Андрей Малахов. В беседе с телеведущим артистка сказала, что сожалеет о разрыве с Арсеновым, переживает за Збруева. Oна научилась верить в Бога, памятуя о словах Федора Достоевского, что, если Всевышнего не существует, его стоит придумать.

Трагическая страница биографии Малявиной в 2020 году стала частью сюжета сериала Владимира Котта «Заступники». Юридический процедурал выстроен на реальных уголовных делах, описанных в книге знаменитого адвоката советских диссидентов и правозащитницы Дины Каминской.

Как сказал режиссер, этот фильм о надежде на то, что справедливость восторжествует и каждому воздастся по деяниям. Справедливость, которой не хватило Валентине Малявиной.

Творчество

Роли в театре

«Пассажирка» — Анна Лиза

«С возлюбленными не расставайтесь» — Катя

  • «Дачники» М. Горьковатого — Варвара Михайловна
  • «Тихий Дон» Шолохова — Наталья
  • «Жизнеутверждающая катастрофа» Вс. Вишневского — комиссар
  • «Перечитывая заново» — Ира
  • «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Лена Андреевна
  • «Рядовые» — Вера
  • «Я выстроил дом» — Алёна
  • «Последние» — Софья
  • «Сёстры» Л. Разумовской, постановка Г. Егорова — Ольга

«Беспокойное танго» Карела Чапека. Режиссёр: Вениамин Фильштинский — Мама

Фильмография

  • 1968 — В денек женитьбы — Нюра Салова
  • 1969 — Завтра, третьего апреля… — мать Маши Гавриковой
  • 1969 — Проводы белоснежных ночей — Тамара
  • 1970 — Взрыв медленного действия — Елена
  • 1971 — Назовите ураган «Мария» — Мария
  • 1971 — Разрешите взлёт! — Катерина Селезнёва
  • 1972 — Гроссмейстер — Лена Донцова
  • 1973 — За тучами — небо — Полина
  • 1974 — Глас сердца (малометражный) — поэтесса (озвучание)
  • 1974 — Вешние перевёртыши — Тягунова, мама Дюшки
  • 1975 — Память — Мария Осиповна
  • 1975 — Единственная… — Манюня, сестра Николая Касаткина
  • 1975 — Там, за горизонтом — Полина
  • 1976 — Прозаическое дело — Евдокия Гавриловна
  • 1976 — Легенда о Тиле — Сооткин
  • 1977 — Прыжок с крыши — Маргарита Сергеевна
  • 1978 — Лика — Нина
  • 1978 — Иванцов, Петров, Сидоров — Рита
  • 1978 — Встречи — Анна
  • 1979 — Сцены из домашней жизни — Кира
  • 1980 — Поздние свидания — Вера
  • 1980 — Нора — Нора
  • 1980 — Рафферти — Марта
  • 1983 — Долгая дорога к для себя — Костромина
  • 1983 — Ребенок — Софья Андреевна
  • 1986 — Игорь Саввович — Лена Платоновна
  • 1987 — Моя дорогая — Тамара Хрусталёва
  • 1988 — Всё нормально — Приятна
  • 1989 — Интердевочка — Алла Сергеевна Зайцева, мама Тани
  • 1992 — Анкор, ещё анкор! — супруга полковника Виноградова, Тамара Владимировна
  • 1993 — На Муромской дорожке — Алевтина Сергеевна, мать Ольги
  • 2001 — Чёрный ворон — Марина Ларина, мама Ивана
  • 2002 — Подружка Осень — Мама Анны
  • 2003 — Кретин — Нина Александровна Иволгина
  • 2003 — Бес полдня — Дроздетская
  • 2003 — Улицы разбитых фонарей — 5
  • 2005 — Эшелон — мама Глушкова
  • 2005 — Риэлтор — нездоровая дама
  • 2006 — Прииск — Ольга Служаева
  • 2007 — Сонька Золотая ручка — Варвара Тихоновна, генеральская вдова
  • 2007 — Поводырь — Мама Павла
  • 2008 — Апостол — Хромова Евгения Тихоновна
  • 2008 — Городской пейзаж — бабушка Елены
  • 2008 — Клинч — мать Анны
  • 2008 — Мой осенний блюз — Александра Михайловна
  • 2008 — Родительский денек — Лена Ивановна Томилина
  • 2009 — Видримасгор, либо История моего космоса — бабушка
  • 2009 — Питерские каникулы — Мирослава Антоновна
  • 2009 — Погибель Вазир-Мухтара. Любовь и жизнь Грибоедова — Настасья Фёдоровна
  • 2009 — Адмиралъ (сериал) — супруга Эссена
  • 2010 — Солнцекруг — знахарка
  • 2010 — Цвет пламени — Дарья Никитична, знахарка-травница
  • 2011 — Дом — мама Шамановых
  • 2011 — Пандора — Галина Осиповна Витяева
  • 2013 — Оттепель — бабушка Марьяны
  • 2014 — Переводчик — Александра Константиновна, мама Андрея Петровича Старикова
  • 2014 — Две дамы — Анна Семёновна
  • 2014 — Скорая помощь — Нина Забелина
  • 2015 — Солидные люди — Мария Фёдоровна

Лариса Малеванная: биография

Когда звучит имя Ларисы Ивановны Малеванной, сразу же всплывают в памяти образы мамы «Интердевочки» и супруги генерала из фильма «Анкор, ещё анкор!». Эта замечательная актриса сыграла в кино более полусотни ролей. И все они очень «выпуклые», жизненные и убедительные. Так могут играть только талантливые, настоящие артисты.

Актриса Лариса Малеванная

Мало кому известно, что Лариса Малеванная стала актрисой не благодаря, а вопреки множеству обстоятельств. Она родилась в январе 1939 года в небольшом селе Фёдоровка Ростовской области. В детстве будущая Народная артистка РСФСР хлебнула немало горя. Отец беспробудно пьянствовал, пропивая даже те малые деньги, которые появлялись в доме. Мама, уставшая тянуть на своих плечах всю семью и бороться с пороком мужа, умерла в 43 года.

Для Ларисы Малеванной в этой серой и тяжкой жизни было одно светлое «окошко»: кинематограф. Она смотрела на мерцающий экран, с замершим сердцем наблюдая за жизнью героинь и представляя на их месте себя. Когда она призналась, что хотела бы стать артисткой, родственники и подруги отреагировали неоднозначно: кто с удивлением, а кто и со смешком.

Кроме бедности и провинциального происхождения, было ещё одно препятствие на пути к цели. Ларису Малеванную, чья фамилия, если перевести с украинского, намекала на «писанную красавицу», как раз красавицей и не считалась. Во всяком случае, подружки, и даже родная бабушка об этом постоянно ей твердили. Лариса не обижалась, потому что и сама так думала. Но она была уверена, что в кино нужны всякие артисты, и некрасивые в том числе.

Лариса Малеванная в молодости

Но скептицизм родных и друзей возымел действие: по окончании школы Лариса Малеванная отправилась поступать не в театральный, как мечтала, а в педагогический вуз. Выбрав историко-филологический факультет, девушка почти дотянула до получения диплома. Но потом в ней словно что-то решительно «щёлкнуло»: Малеванная отбросила былую нерешительность и бросила институт. Она уехала в Ленинград и с первой попытки поступила в театральный. На тот момент Ларисе исполнился 21 год.

Жестокая школа БДТ

Вы много лет проработали в БДТ, пришли туда еще при Георгии Товстоногове. У него на сцене тоже все были равны?

Мне трудно об этом рассказывать, потому что у меня непросто сложились отношения с Георгием Александровичем. Товстоногов говорил: «В БДТ нет звезд — в БДТ все звезды. Поэтому в БДТ просто артисты». Он терпеть не мог слово «звезды» — у него был ансамблевый театр, и он всячески на том настаивал. Но в то же время… Не буду называть имен, но в БДТ были актеры, о которых упаси боже было критически высказаться — сразу попадешь в опалу. Что я испытала и на себе.

А как вы попали в этот театр?

Как вас поначалу восприняли в труппе БДТ?

С некоторой ревностью. Хотя и не все. А я тогда еще была очень робкая, смотрела на них как на живые памятники. Поэтому мой первый спектакль в БДТ, «Дачники» по Горькому, мне было трудно репетировать. К тому же это был ввод — прежде роль Варвары играла невестка Товстоногова Светлана Головина, она уехала в Москву. А после у меня была Наталья в «Тихом Доне». Репетирую и вижу рядом Лебедева, Юрского — мне аж дурно от волнения. А они так хотели мне помочь, что от этого становилось еще страшнее. (Смеется.) И поначалу вроде все шло хорошо — одна роль, вторая, третья… А потом у Товстоногова словно охлаждение наступило. Много воды утекло, всего не расскажешь… Понимаете, при всей своей робости я не умею ходить все время с согнутой шеей. Вроде покладистая, со всеми лажу, ни с кем не враждую. Но если что-то не так, первая лезу в драку — такой вот борец за справедливость. И в какой-то момент даже попала в больницу с истощением нервной системы.

Из-за чего?

Все из-за того же — слишком активно лезла на рожон. А когда через полтора месяца вышла из больницы, узнала, что меня сняли с роли Елены Андреевны в «Дяде Ване» и ввели другую исполнительницу. А потом, когда спустя шесть лет та актриса ушла из театра (а Товстоногов уже умер), мои бывшие партнеры по спектаклю подошли ко мне: «Не хотела бы ты вернуться в „Дядю Ваню“?» Я на них даже заорала: «Нет, предатели! Хоть кто-то из вас за меня заступился, когда я в больнице валялась?» Но я не умею долго сердиться. Могу вспылить, но при этом очень отходчива. К тому же «Дядю Ваню» собирались везти на фестиваль в Киев, мне пообещали, что я сыграю всего раз, а потом спектакль снимут. Согласилась. И очень быстро ввелась, с двух репетиций. А после спектакля мы выпили коньячку в гримерке у Басилашвили, и Лебедев торжественно произнес: «Наконец-то у нас получился тот спектакль, который мы играли на премьере — то, что сделал Товстоногов». Гады вы, гады, подумала. Но промолчала. Кстати, потом мы еще играли «Дядю Ваню» лет семь. (Смеется.)

Вот вам Большой драматический театр — такая мясорубка! И вместе с тем это потрясающий театр. И опять же — вся наша жизнь разве не мясорубка?.. Нужно иметь большое терпение, чтобы не ожесточаться. И, видимо, многочисленные терки в БДТ мне как раз и были даны, чтобы я научилась терпеть.

Уроки не прошли даром?

Надеюсь. Вообще, как я теперь уже понимаю, я сама слишком часто вставляла себе палки в колеса. С той же ролью Елены Андреевны — премьеру сыграла очень тяжело, потому что комплексовала, что не подхожу для этой роли. И только на гастролях за границей по-настоящему разнуздалась. Чужая публика, которая тебя совсем не знает, воспринимает сюжет, эмоцию, игру, а не оценивает, в отличие от своих. И это очень раскрепостило. В театре был шок, когда в Женеве в прессе больше всех похвалили именно мою работу.

Почему шок?

Видимо, никто этого не ожидал. Вы знаете, раньше я не задумывалась, насколько в людях распространено чувство зависти — и в нашей актерской среде, и в общечеловеческой. Никогда не придавала этому значения. Иногда зрители о нас столько судачат, им кажется, что артисты просто счастливчики. Поклонники, шампанское, цветы — таков образ артиста. И они даже не представляют, какой ценой дается успех. Каково это — сыграть большую роль: после удачной премьеры ночь не спишь, все проигрываешь и проигрываешь ее про себя. А когда не получилось, не спишь две ночи. Профессия жуткая, не для слабонервных. Так вот, поначалу я очень доверчиво относилась к любым замечаниям. И в мыслях не было, что зачастую люди сознательно говорят гадости, чтобы испортить тебе настроение, выбить из колеи, сломать. Я не кошка, которая гуляет сама по себе, у меня собачья натура — собаки всегда хотят дружить, всем служить. Но поневоле пришлось воспитать в себе и кошачью независимость, отстраненность. Я понимаю, что люди делают пакости не от силы, а от слабости. Поэтому стараюсь болезненно на выпады не реагировать. Даже не читаю рецензии, уже лет тридцать не заглядываю в газеты.

Биография

Она родилась в небольшом селе под Ростовом за два года до начала войны, и на детские годы биографии Ларисы Малеванной выпало немало несчастий и лишений. Немногим легче было жить и после войны – мало того, что семье, в которой кроме нее подрастало еще трое детей, приходилось переносить лишения, принесенные войной, так еще и пивший «по-черному» отец пропивал все, что учительским трудом зарабатывала мать, в одиночку тянувшая на себе всю семью.

На фото: Лариса Малеванная в молодости

Непосильная ноша, легшая на плечи этой бедной женщины, страдания, которые ей приходилось терпеть от мужа, способного поднять руку не только на нее, но и на детей, свели бедную женщину в могилу в сорок три года, и девочка осталась сиротой.

До этого семья из родного села переехала в Краснодар, и Лариса, которая часто болела и вообще была слабым ребенком, начала заниматься спортом, делавшим ее жизнь более светлой и интересной.

Еще одним увлечением девочки стал театральный кружок, занятия в котором зародили в душе Малеванной мечту стать актрисой. Но из-за неуверенности в собственных силах, а еще из-за того, что подруги и бабушка считали Ларису некрасивой и постоянно ей говорили: «Ты тихая, незаметная, серенькая. Кому в городе такая нужна?», она дрогнула и вместо того, чтобы поступать в театральный вуз, подала документы на историко-филологический факультет педагогического института.

Учеба в институте давалась Ларисе так же легко, как и в школе, и она без проблем доучилась до выпускного курса, но, поняв, что педагогика, это не то, чем бы она хотела заниматься всю жизнь, забрала документы и, несмотря на протесты бабушки, уехала в Ленинград.

На фото: Малеванная в фильме «Гроссмейстер»

Лариса Малеванная боялась, что время упущено, и ее возраст – на тот момент Малеванной исполнился двадцать один год, станет препятствием к ее поступлению. Однако приемная комиссия сразу разглядела в девушке явный актерский талант и зачислила Ларису на первый курс режиссерского факультета Ленинградского ГИТМиКа.

В фильме «Ураган Мария»

Студенческие годы были одними из самых счастливых в биографии и личной жизни Ларисы Малеванной – она познакомилась со своим будущим мужем Геннадием Опорковым. За ним после окончания театрального института с красным дипломом она поехала в далекий Красноярск, хотя могла остаться в Ленинграде – ее приглашали в труппу Театра им. Комиссаржевской.

На фото: актриса на театральной сцене

Спустя несколько лет Лариса вместе с мужем возвратилась в Северную столицу и вместе с ним пришла в Театр им. Ленсовета, а спустя три года, когда мужа Ларисы Малеванной назначили главрежем театра им. Ленинского комсомола, следом за ним перевелась в этот театр и она. Спустя еще пять лет Лариса Ивановна стала актрисой БДТ, с которым творческая биография Ларисы Малеванной была связана более трех десятков лет.

В тот период произошли изменения и в личной жизни Ларисы Малеванной – она рассталась с мужем, и это, возможно, стало одной из причин, почему она покинула Ленком.

Работу в театре Лариса Ивановна совмещала с преподавательской деятельностью в родном вузе, который и сама когда-то заканчивала.

В Большом Драматическом театре Малеванной сразу доверили главную роль, и потом она была одной из любимых актрис режиссера Георгия Товстоногова, доверявшего ей самые ответственные образы.

В этом театре актрисе довелось работать вместе с такими выдающимися артистами, как Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Олег Борисов, который очень помог ей освоиться на новом месте работы. С Борисовым она не раз снималась в общих картинах, играла в одних спектаклях.

Значимым в творческой биографии Ларисы Малеванной стал восемьдесят восьмой год, когда она была руководителем театра, который создала вместе со своими учениками, и эту должность Лариса Ивановна занимала пять лет. Эти годы были одними из самых сложных в карьере Малеванной, и затею с созданием театра Лариса Ивановна сегодня называет своей большой ошибкой.

Тем не менее, благодаря этому в сложные девяностые театр помог продержаться многим молодым артистам, которым тогда сложно было найти работу.

Покинув в 2007 году Большой, где в последние годы актриса была мало задействована, Вячеслав Пинчук, с которым она вместе училась в пединституте, пригласил ее поработать в Краснодарском молодежном театре. В этом театре Малеванная поставила несколько спектаклей, и от работы в нем у нее остались самые лучшие воспоминания.

Проработав в том театре три года, она вновь вернулась в Санкт-Петербург.

Карьера в кино

Сниматься актриса начала сразу после выпуска из театрального института, и первый же фильм, в котором Малеванная сыграла центральную роль, заставил обратить на начинающую актрису внимание многих режиссеров. Образ Нюры в киноленте «В день свадьбы» получился у нее очень ярким и убедительным, лишний раз подтвердив, что Малеванная выбрала правильную дорогу в жизни

На фото: Лариса Малеванная в фильме «В день свадьбы»

Самыми насыщенными в кинематографической биографии Ларисы Малеванной стали 70-80-е годы. В этот период она создала множество мелодраматических, комедийных, героических образов, позволивших говорить о ней, как о талантливой многогранной актрисе.

В фильме «Игорь Саввович»

Роли в кинокартинах «Подросток», «Поздние свидания», «Разрешите взлет!» и многих других стали предметом для изучения многих поколений студентов театральных вузов.

«Подросток»

В середине семидесятых Малеванная снялась в телепроекте «Память», посвященном героизму людей, переживших блокаду, в котором она сыграла главную героиню. С этим проектом у актрисы остались не только приятные воспоминания о работе с коллегами, но и отрицательные эмоции, основанные на том, что партийное начальство, желая сгладить некоторые моменты, связанные с блокадой, постоянно требовало исправить сценарий.

На фото: Малеванная в фильме «Поздние свидания»

Малеванная даже хотела отказаться от роли и лично посетила тогдашнего директора киностудии «Ленфильм», который обошелся с ней по-хамски. И только из уважения к режиссеру фильма, которого Лариса Ивановна боялась подвести, она не ушла из картины.

«Интердевочка»

Свой след в творческой биографии актрисы оставил и фильм «Интердевочка», после которого ей пришлось выслушать немало нелицеприятных откликов.

Но Малеванная считает, что любой человек может рассчитывать на жалость и сострадание.

Одна из самых заметных ролей сыграна актрисой в фильме «Черный ворон». В этой ленте Малеванная снялась в роли мамы талантливого парня, который начинает спиваться. По словам Ларисы Ивановны, в этой картине она постаралась высказать свое далеко не самое хорошее отношении к дамам от партийной элиты, с которыми ей не раз приходилось сталкиваться в реальной жизни.

«Черный ворон»

Малеванная призналась, что не любит сниматься в очень длинных сериалах и старается обходить подобные предложения стороной, но это удается не всегда.

«Анкор, еще анкор»

Актриса никогда не снимается только ради денег, и если ей предлагают роли, которые ей не нравятся, она от них всегда отказывается.

Она говорит, что соглашается на роли в многосерийных проектах только ради того, чтобы совсем не разучиться сниматься.

«Городской пейзаж»

За свою жизнь в кино Лариса Ивановна сыграла множество самых разных женщин, среди которых были простые колхозницы, научные сотрудники, лирические героини, и в каждый из своих персонажей актриса вкладывала частицу собственной души.

Любимая «Интердевочка»

И фильмы не смотрите, в которых снимались?

Некоторые смотрю. Даже отдельные сериалы, где я играла, мне нравятся — например, «Апостол» или «Эшелон».

Я думала, вы назовете «Идиота».

Мне было очень интересно в нем сниматься, хотя у меня там маленькая роль Нины Александровны. Но «Идиота» трудно смотреть повторно… Есть и фильмы с моим участием, которые мне нравятся и которые я смотрю без чувства неловкости. Скажем, еще одна моя маленькая и скромная ролька мамы главной героини в «Интердевочке» — не скрою, я очень ею довольна. Вы знаете, когда я играю в театре, во мне не включается моя режиссерская профессия: видение картинки, что вокруг чего должно быть организовано и т. д. И в этом мое счастье, иначе я не смогла бы быть актрисой. А когда я смотрю свои фильмы, где уже все зафиксировано, воспринимаю их нередко как режиссер. И, честно говоря, не всегда довольна результатом — эх, думаю, вот эту сцену ведь можно было бы сделать гораздо убедительнее и интереснее! Так вот, при просмотре «Интердевочки» перестаю быть режиссером — я участвую в этом.

Как вы восприняли приглашение сняться в этом фильме?

Задохнулась от восторга, в буквальном смысле слова. До сих пор помню разговор с Петром Ефимовичем Тодоровским — он сам мне позвонил и предложил сняться в «Интердевочке». Я его всегда обожала, он один из моих самых любимых режиссеров. Часто режиссеры, особенно сегодня, снимают фильмы, чтобы заявить о себе, утвердиться, показать, что они не лыком шиты. Когда у режиссера такой стимул, вот и получается сплошная кровища, море трупов, ор, скрежет зубовный… Тодоровский прошел войну, многое повидал. Человек мудрый, очень талантливый и очень добрый. А это каким-то образом в его работах обязательно передается. Он наполняет своею добротой артистов, и поэтому у него такие теплые фильмы. Я смотрю их не отрываясь, и душа согревается. Понимаете, материальный мир — не такой уж он и неживой. Говорят, театр — это живое чувство. И помимо того, что зритель видит и слышит, он улавливает еще и некоторую трансляцию из недр актера, то, что Станиславский называл излучением. Казалось бы, в кино это невозможно. Нет, техника не такая уж и дура. Помню, как меня поразил случай, когда в одном фильме не могли доснять агрессивную сцену — пленка плавилась. Сколько ни бились, результат был все тот же… И как пленка плавится от агрессии, так и душевное тепло передается на пленку и проходит зрителям. Поэтому от картин Тодоровского такое тепло и свет.

Думаю, не ошибусь, Лариса Ивановна, что многие зрители, особенно далекие от театра, знают вас в первую очередь именно по «Интердевочке».

Вероятно. Во всяком случае, спрашивают меня о работе в ней очень часто. Особенно популярен вопрос: «А как вы для себя решили: она действительно не знала, что ее дочь проститутка?» Мне было очень трудно ответить, но думаю, поняла я для себя правильно. Моя героиня говорит: «Я видела, что у нее появляются какие-то сапожки, что-то еще, — Таня рассказывала, что ей все это привозил ее друг, капитан дальнего плавания». Человек так устроен, что какие-то вещи он знать не хочет. Подсознание отводит его от неприятной правды, которая может его убить. Не случайно ведь жены часто последними узнают об изменах своих мужей. Так и моя героиня — как страус, прятала голову, не хотела знать правду о своей любимой дочери. Потому что это было для нее слишком страшно…

Личная жизнь

В первый раз замуж Лариса Ивановна вышла в двадцать три года, когда училась в ЛГИТМиКе. Со своим мужем режиссером Геннадием Опорковым она прожила четырнадцать лет, и за это время они успели стать счастливыми родителями сына Александра.

На фото: первый муж Ларисы Малеванной Геннадий Опорков

За своим мужем Лариса Малеванная после окончания вуза поехала в далекий Красноярск, мечтая о новом современном театре, о котором им рассказывали, когда предлагали это место работы. На деле никакого театра не было и в помине, а репетировать и ставить спектакли им пришлось в отведенном помещении при местном доме культуры.

В фильме «Легенда о Тиле»

Жить тоже пришлось в спартанских условиях полуразрушенного общежития, что было невероятно сложно, ведь в это время уже подрастал сын Ларисы Малеванной Саша. Промучившись в Красноярске три с половиной года, молодая семья возвратилась в Ленинград.

“Весенние перевертыши”

Когда мужу Ларисы Малеванной предложили место главрежа в Ленкоме, она перешла туда вслед за ним, но этот перевод стал роковым в личной жизни Ларисы Малеванной. Заняв должность главного режиссера театра, ее муж стал мишенью для многих молодых актрис, любыми путями стремившихся получить долгожданную роль.

“Поводырь”

Геннадий Опорков не смог выдержать такой осады, а когда Лариса Ивановна узнала об его изменах, тут же приняла решение уйти не только от мужа, но и из театра.

“Приличные люди”

Разводом закончился и второй брак актрисы, состоявшийся спустя несколько лет после расставания с Опорковым, но до сих пор невозможно найти информацию о том, кто стал вторым мужем Ларисы Малеванной – настолько тщательно актриса скрывает это от посторонних.

“Солнцекруг”

Вместе они прожили почти два десятка лет, но последние годы совместной жизни их союз дал трещину – супруги перестали понимать друга, исчезли любовь и взаимопонимание, и они приняли решение расстаться.

Сейчас личная жизнь Ларисы Малеванной посвящена сыну Александру, который не пошел по стопам родителей, а стал программистом, а также любимым внукам и правнукам. Семья часто собирается вместе, летом все живут на даче. Лариса Ивановна говорит, что у ее сына очень хорошая дружная семья, а дети Александра, хотя все талантливые творческие люди, не испытывают тяги к актерской профессии.

Зато все они часто бывают на спектаклях с участием бабушки, особенно невестка Ларисы Ивановны Оксана. Не так давно вышла книга Ларисы Малеванной, одним из соавтором которой стала правнучка актрисы Лиза, которой недавно исполнилось десять лет.

Несмотря на солидный возраст Лариса Ивановна продолжает работать, снимаясь в фильмах и сериалах. В прошедшем году вышла картина «Крымский мост. Сделано с любовью», а в этом готовится к выходу новая – «Союз спасения», в которой Малеванная сыграет роль фрейлины Екатерины Нелидовой. Хочется пожелать этой замечательной актрисе, отметившей недавно свое восьмидесятилетие, здоровья и творческого долголетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector