Константин райкин

Труффальдино и не только

Не менее богатой получилась у Константина Райкина и кинокарьера. На сегодняшний день в его послужном списке более пяти десятков фильмов. Дебютом на съемочной площадке для него стала роль старшеклассника-лоботряса в комедии приключений «Завтра, третьего апреля». Затем последовали образы кока Булкина в военной драме «Командир счастливой «Щуки», Бенедикта в комедии «Много шума из ничего», бандита Каюма в военном фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Однако наибольшую симпатию зрителей актеру принесла роль Труффальдино, слуги двух господ, в музыкальной комедии «Труффальдино из Бергамо». Этот фильм до сих пор считают лучшим музыкальным фарсом в отечественном кинематографе.

Запомнился Райкин и своим участием в научно-фантастическом фильме «Остров погибших кораблей», в комедии «Комедия о Лисистрате», в философской сказке «Тень, или Может быть, все обойдется». В новом российском кино Константин Райкин снимался в социальной драме «Русский регтайм», в фантастической сказке «Стреляющие ангелы», в трагикомедии «Простодушный».

Эпоха сериалов также не обошлась без Райкина. Константин Аркадьевич сыграл Эркюля Пуаро в детективе «Неудача Пуаро».

Также артист принимал участие в нескольких документальных проектах, поделившись своими воспоминаниями о встречах и разговорах с Аркадием Райкиным, Олегом Далем, Юрием Богатыревым, Еленой Майоровой, Романом Карцевым, Олегом Табаковым.

О творчестве и судьбе самого Константина режиссеры Юрий Рашкин и Иван Цыбин сняли фильм «Константин Райкин. Театр строгого режима».

Артиста не беспокоит тот факт, что он мало снимается в современном кино, Райкину намного комфортнее в родном театре, где он может ставить и играть все, что захочет. Ради театра он отказался даже от возможности поработать в Голливуде, хотя приглашал его сам Спилберг, да и гонорар обещали баснословный.

Интересные факты об артисте

В детстве Райкин-старший никогда не повышал голос на сына.

— Папа умел тихо сказать так, что становилось страшно. Иногда мне казалось: лучше бы ударил! Эти его тихие замечания из-под полуприкрытых век — самые страшные моменты моего детства. И все-таки мы с ним были очень близки — в смысле взглядов на жизнь и на искусство, — рассказал К. Райкин в интервью «АиФ».

Изначально Константин мог стать биологом. Во время отъезда родителей на гастроли он много времени в компании няни проводил в Ленинградском зоопарке, где чистил клетки и выполнял другую тяжелую работу.

— У меня с обитателями зоопарка возник глубокий контакт — мы прекрасно понимали друг друга. Наверное, потому, что я здорово научился подражать их мимике, — рассказал артист.

По словам актера, большинство людей воспринимали его как сына великого Аркадия Райкина только потому, что не видели его работу в театре.

— А ведь театр — место чистое. Здесь никакой папа не поможет. Ты ничего не можешь понять всерьез про артиста, пока не увидел его в сценическом пространстве. Голенького, — объяснял К. Райкин в интервью «АиФ».

Райкину нравилось играть негодяев. В 2008 году артист играл купца Ахова в спектакле «Сатирикона» «Не все коту масленица».

— Я не выбираю роли по степени положительности моральных качеств персонажа. Мне интересно играть хорошую роль. А большинство ролей связано как раз с отрицательными героями. Это же так интересно — играть мерзость, негодяя! Поймите, профессия — это твой путь к самосовершенствованию. Я же никогда не стану так совершенен, как Иисус. Я буду бесконечно идти по этой дороге, — говорил артист. — Более того, скажу: актеру отрицательные роли играть полезно. Чем больше ты внедряешься в роль, тем больше уходишь от опасности стать таким в жизни. Ты эту скверну из себя исторгаешь.

Фото ТАСС

«Лестница славы»

Жизнь Райкина представляется гармоничной, чуть ли не идиллией. Карьера — стремительной, с весомыми заслугами: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда. Семья — обожаемая жена, дочь. А ещё он «родил» талантливого сына и «построил» дом — театр «Сатирикон», носящий сегодня его имя. Мужскую программу, таким образом, выполнил.

Детство своё он вспоминал с удовольствием — Рига, Рыбинск, наконец Петроград. Дружная еврейская семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама — домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде — у родных, в коммуналке с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное — с 6 лет в его жизни появился театр. Правда, сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей — клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики — это ж, как говорится, две большие разницы. А он позже говорил: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, — тоже в известной степени врачевание».

Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной — убитого купчика. А уже в школе, в драмкружке (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), его больше потянуло к эстраде «с сатирическим уклоном». С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: снимался в кино (в его фильмографии всего 17 фильмов — понял, что это не его), стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

Аркадий Райкин, 1980 год. Фото: www.russianlook.com

Названия его миниатюр — поразительно! — могут стать сюжетами его жизни: по «лестнице славы» он взбирался стремительно и легко. Так, как всю жизнь не выходил, а выбегал на сцену.

В 1939-м Райкин даже познакомился со Сталиным… Режиссёр Николай Акимов, известный остряк, сказал как-то Райкину в те страшные 30-е: «Неужели мы с тобой такое дерьмо, что нас даже не посадили?» А дело было так. Сталину исполнялось 60 лет. Устраивался, понятно, банкет. И на него пригласили молодого и талантливого 28-летнего Райкина! Потом ночной кремлёвский банкет вроде бы отменили, и артист у себя в номере безмятежно уснул. А в пять утра, как говорится, за ним пришли. И доставили к вождю, причём выступать пришлось не в зале, не на сцене — прямо пред светлыми очами, в паре метров. Вождь поднял бокал «за талантливых артистов, таких вот, как вы!».

Он в 26 лет, после рецидива давней, с 13 лет, болезни сердца, стал абсолютно седым. Тогда волосы ему приходилось «чернить», а позже эта белоснежная шевелюра стала ещё одним фирменным знаком его стиля. Срывая с лица очередную «маску», он легко и как-то победоносно отбрасывал разлетавшиеся волосы. «Жизнь человека» — была у него и такая миниатюра. За блестящим фасадом, за этой его, по словам Жванецкого, «абсолютной гениальностью, ошеломляющей, головокружительной, феерической славой» текла обычная жизнь человека — с горестями, утратами и болезнями.В 13 лет он оказался при смерти, о чём врачи и сообщили родителям: безнадёжен! Катался на коньках, простыл, ангина — и тяжелейшее осложнение на сердце. Он выжил. Но сердце болело уже всю жизнь, с валидолом не расставался… И в 1972-м — инфаркт. Райкин отработал тогда предновогодний концерт, хотя сердце болело невыносимо. Но, как ни странно, он говорил: «Если бы я больше щадил себя, точно не выдержал бы напряжения жизни». Ещё в 1956-м друзья говорили его жене, что у него «глаза загнанной лошади», ему тяжело дышать, говорили, что этот его ежедневный огромный труд артиста и худрука — «медленное самоубийство». Но, как рассказывал мне Армен Борисович Джигарханян, однажды он зашёл к Аркадию Исааковичу за кулисы перед спектаклем. Тот лежал бледный, слабый. Джигарханян всерьёз испугался за его жизнь. А через 10 минут Райкин взлетел на сцену — и это был абсолютно другой человек!

События биографии

  1. 1967 – Решив испытать себя, после окончания школы поступил в «Щуку». Поразив преподавателей бешеными харизмой и напором, он не только прекрасно декларировал, но и лихо отплясывал, и интересно изображал животных.
  2. 1969 – Дебютировал в небольшой роли старшеклассника-лоботряса в семейной комедии «Завтра, 3-го апреля».
  3. 1971 – Поскольку его сравнивали со знаменитым отцом, то после окончания училища решил не идти к нему работать. Устроился в театр «Современник», куда пригласила Галина Волчек. За 10 лет сыграл 38 ролей. При этом 15 были главными, например, в спектаклях «Монумент», «12-я ночь», «Фантазии Фарятьева», «Валентин и Валентина», «Этюды по Гамлету», «Балалайкин и К».
  4. В этом же году сыграл артиста цирка и Пелле в телеспектаклях «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Вступил в российский Союз театральных деятелей.
  6. 1972 – Сыграл кока Булкина в ленте «Командир счастливой «Щуки».
  7. 1972-2017 – Озвучил 8 проектов, среди которых «Олимпийский характер», «Чуча», «Гадкий утенок».
  8. 1973 – Дебютировал в главной кинороли Бенедикта в комедии «Много шума из ничего».
  9. 1974-1989 – Снялся в «Своем среди чужих, чужом среди своих», «Ольге Сергеевне», «Острове погибших кораблей», «Руанской деве по прозвищу Пышка», «Комедии о Лисистрате». Участвовал в телеспектаклях, в которых сыграл Уолтера Гея в «Домби и сыне», Тони Лумкинса в «Ночи ошибок», Гурского в «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой», сэра Эндрю в «12-й ночи», главного героя в «Действующих лицах и…».
  10. Снялся в главной роли слуги 2-х господ в «Труффальдино из Бергамо».
  11. 1981 – Добившись своим трудом известности, устроился в Театр миниатюр Аркадия Райкина.
  12. 1982 – Устав от частых «терок» с руководством города, Райкин-старший добился разрешения переехать в Москву, где его детище переименовали в Государственный театр миниатюр. Вместе с труппой переехал и Константин. Был занят в спектаклях «Лица», «Что наша жизнь?».
  13. Презентовал авторскую сольную программу «Давай, артист!», в которой сам предстал во многих ипостасях: певца, актера, чтеца, танцора и собеседника.
  14. Гастролируя с этой программой по сотням площадок страны в годы перестройки, получил всесоюзную популярность. 1-м в СССР дерзнул исполнять в доцензурной (авторской) редакции стихи еврейского поэта Осипа Мандельштама.
  15. 1986 – Был режиссером театральных работ, среди которых «Что наша жизнь», «Шантеклер», «Королева красоты», «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Страна любви», «Смешные деньги», «Тополя и ветер», «Доходное место», «Квартет», «Кьоджинские перепалки», «Сиротливый Запад», «Синее чудовище», «Лондон Шоу», «Деньги», «Лекарь поневоле», «Кухня».
  16. 1987 – Отцовское детище переименовали в «Сатирикон». Сыграл с папой спектакли «Мир дому твоему» и «Его Величество Театр». В 1-м также был режиссером (совместно с отцом) и хореографом.
  17. 1988-2011 – После смерти отца стал худруком «Сатирикона». Играл Соланжа в «Служанках», Брюно в «Великолепном рогоносце», Мэкки-Ножа в «3-грошовой опере», Сирано в «Сирано де Бержерак» (совместно с Театром А. Чехова), Жака в «Жаке и его господине», Тодеро в «Синьоре Тодеро хозяине», Гамлета, Короля Лира, Ричарда III в одноименных постановках и другие роли.
  18. 1989-2010 – Был режиссером телеспектаклей «Прищучил» по Б. Каффи, «Такие свободные бабочки» по Л. Геригу, «Доходное место» по А. Островскому.
  19. 1990 – Играл Джорджа в постановке «Там же, тогда же…» Театра А. Чехова. Инициировал переход «Сатирикона» от миниатюры к драматургическому репертуару.
  20. 1991-2012 – Снялся 11 в кинокартинах и телеспектаклях, самым значительным было участие в «Тени, или Может быть, все обойдется», «Неудаче Пуаро», «Косметике врага», «Синьоре Тодеро хозяине», «Не все коту масленица».
  21. 1992 – Получил звание Народного артиста РФ.
  22. 2001 – Стал преподавать во МХАТе.
  23. 2012 – После 3-х выпусков студентов в Школе-студии МХАТа, создал свою Театральную школу.
  24. 2013 – Осуществил 1-й набор на актерский факультет своей школы.
  25. 2014 – 1-й набор на факультет менеджмента.
  26. 2016 – В Театральной школе К. Райкина состоялся выпуск слушателей интенсивного курса актерского мастерства, приехавших из США. На съезде «Союза театральных деятелей» инициировал бурное обсуждение темы цензуры творчества.
  27. 2019 – На 15-м фестивале студенческих спектаклей Гран-при вручили Театральной школе К. Райкина.
  28. 2020 – Поставил спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру. В интервал 1-й волны пандемии онлайн-спектакль «Сатирикона» «Дорогая Елена Сергеевна» собрал 12 000 зрителей.

truffaldino.iz_.bergamo.1.avi.image5c.jpg

Кстати, по поводу последнего. Свое крещение во взрослом возрасте КР объясняет тем, что боялся, что не попадет в некий список. С тем же успехом иудаист может объяснить свою верность религии отцов цитатой из Библии: «Израиль спасется».

Возможно, мои наблюдения субъектины и неверны — допускаю, ибо сужу с о-очень большого расстояния.

В связи с юбилеем артиста – неслыханное дело! – несколько вечеров подряд на канале КУЛЬТУРА шли телеверсии спектаклей, поставленных в «Сатириконе». Я посмотрела три –«Не все коту масленица» по пьесе Александра Островского, «Король Лир» и «Ричард III» по Шекспиру. Несколько слов о впечатлениях.

Спектакль «Не все коту масленица», поставленный Аллой Покровской и Сергеем Шенталинским, мне безусловно понравился. Легкий, красивый спектакль, великолепно разыгранный и оформленный, с кивком в сторону современных нуворишей, порой ужасно невежественных и безграмотных, но кичащихся своим богатством, дворцами, яхтами.

Константин Райкин в кино

Константин дебютировал в кино еще будучи студентом Щукинского училища в 1969 году с крохотной ролью в фильме «Завтра, третьего апреля…», снятого по рассказам Зверева. Первая значительная работа – Пелле в телеспектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — вышла на экран в 1971году. Далее были маленькая роль кока в фильме «Командир счастливой «Щуки», роль татарина Каюма в приключенческой картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Константин Райкин дебютировал в кино в 1969 году

Потрясающий зрительский успех имела главная роль в комедийном мюзикле Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо» (1976). Замечательная актриса Наталья Гундарева своей виртуозной игрой прекрасно оттеняла талант Райкина. Многогранность сценического дара и мастерство перевоплощения позволило Константину Райкину блестяще справиться сразу с двумя образами – Ученого и его Тени вэкранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или может быть, все обойдется» (1990).

В 2002 году Райкин создал на экране очень органичный портрет легендарного сыщика Эркюля Пуаро в минисериале «Неудача Пуаро».

Фильмы

Кинематографическая биография актера началась еще во время учебы в училище. Дебютировал Райкин в кино в 19 лет. Молодой актер сыграл озорного старшеклассника в комедии «Завтра, третьего апреля…». Далее появлялся в детских фильмах «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», а также в военной драме о моряках-подводниках «Командир счастливой “Щуки”».

Большая популярность пришла к Райкину после съемок в экранизации шекспировской комедии «Много шума из ничего», за которой последовала еще одна значительная роль — татарина Каюна в истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих». Нужно отдельно отметить, что Константин, одна из немногих звезд фильма, выполнял все трюки самостоятельно, без помощи каскадеров и дублеров. Кроме того, по просьбе режиссера он полностью обрил голову, а в театре в это время играл в парике.

Но самый оглушительный успех ожидал Райкина в 1976 году, когда вышла двухсерийная комедия «Труффальдино из Бергамо». На эту роль артист был утвержден не сразу: на нее претендовал Борис Смолкин, да и Наталья Гундарева, его партнерша, была поначалу против кандидатуры Константина. Позднее она изменила свое мнение об актере. Интересно, что пел исполнитель там не сам — ему помогал Михаил Боярский. Зато невероятные танцевальные па актер исполнял самостоятельно.

Наталья Гундарева и Константин Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо»

Доказав всем, что его комедийный талант неоспорим, Райкин неожиданно переключился на драматические роли. В экранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или Может быть, все обойдется» актер исполнил сразу двоих персонажей — Ученого и его тень, а в драме «Русский регтайм» сыграл бандита Махмуда.

В 2002 году Константин Райкин решился на главную роль, перевоплотившись в знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в мини-сериале «Неудача Пуаро» по романам Агаты Кристи. Артист воссоздал образ детектива с подвижной психикой, эмоционального и горячего, тогда как знаменитый исполнитель этой роли, Дэвид Суше, предстал на экране спокойным и педантичным сыщиком.

На этом детективном сериале фильмография художественных работ артиста прервалась. С 2006 года начал снимать документальное кино об известных личностях: Корнее Чуковском, Олеге Табакове, Василии Чапаеве и о себе самом.

Его корежит от слова «успешный»

Константин Райкин. Фото: КП/Плешакова Анастасия За прошедшие десятилетия Константин Райкин достиг многого – за его плечами десятки ролей на сцене и в кино, однако он продолжает ежиться, когда его называют «успешным». Он терпеть не может этого слова. Потому что у него, как у всякого другого человека, случаются и провалы тоже.

Он хорошо помнит, как страдал от этих слов – «сын Райкина». Поэтому предоставил собственной дочери, Полине

, право самой выбирать профессию и никак не вмешивался в ее выбор. Девушка решила тоже стать актрисой. Она играет в театре, снимается в кино и озвучивает мультфильмы.

больше по теме

Полина Райкина

А что до расхожей фразы насчет гениев и их детей… Можно привести сколько угодно примеров талантливых детей талантливых родителей. И Константин Райкин – один из них.

Мы поздравляем любимого артиста с днем рождения и желаем здоровья и новых творческих задач, решение которых доставляет ему такое удовольствие!

Слуга трех театров

После окончания училища в 1971 году устроился на службу в театр «Современник». Радовал поклонников театрального искусства своей игрой в постановках «Валентин и Валентина» (Валентин), «Двенадцатая ночь», «Свой остров» (Хомо), «Вечно живые» (Володя), «Лорензаччо» (Лорензаччо), «Кабала Святош» (Бутон).

После того, как Аркадий Райкин перевез в Москву свой Театр миниатюр, Константин ушел из «Сатирикона», чтобы помочь отцу обосноваться на новом месте. В новом театре он выступал с монологом «Его Величество Театр», играл в спектаклях «Лица», «Мир дому твоему», «Что наша жизнь?». После смерти Арадия Райкина возглавил Театр миниатюр, превратив его со временем в театр «Сатирикон», который к настоящему времени считается легендарным.

В «Сатириконе» Константин Райкин выходил на сцену в образах Саланжа в «Служанках», Брюно в «Великолепном рогоносце», Грегора Замзы в «Превращении», Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере», Гамлета в «Гамлете», Лира в «Короле Лире». Выступал с монологом «Своим голосом». Как режиссер поставил:

  • «Маугли»;
  • «Ромео и Джульетту»;
  • «Квартет»;
  • «Доходное место»;
  • «Страну любви»;
  • «Азбуку артиста»;
  • «Королеву красоты»;
  • «Синее чудовище»;
  • «Лондон-шоу».

Долгое время Константина раздражало, что его все время сравнивают с отцом, но своим мастерством он доказал критикам и недоброжелателям, что сам он не менее талантлив.

Константин Райкин – обладатель престижных театральных премий «Чайка», «Золотая маска», «Хрустальная Турандот» и государственных наград (два ордена «За заслуги перед Отечеством»).

С 2001 года Константин Аркадьевич преподавал в Школе-студии МХАТ, на сцене ее Учебного театра поставил класс-концерты «Будущие летчики» и «У нас в Камергенском».

В 2012 году создал свою театральную школу, получившую название «Высшая школа сценических искусств». Спустя год состоялся первый набор будущих актеров. В настоящее время там обучают не только будущих артистов, но и светотехников, звукорежиссеров, оформителей сцены, дизайнеров, театральных менеджеров.

Театральное училище

Поступить в Щукинское училище тогда было нелегко, конкурс был огромным. Костя решил придумать оригинальное выступление, и на первом туре он сразил экзаменаторов наповал. Райкин изображал животных, пел, танцевал и выразительно читал стихи.

После такого успеха он с легкостью прошел еще два тура и сдал все необходимые экзамены. Родители были безумно рады этому, ведь они всегда хотели, чтобы их сын стал артистом.

Конечно, Костю обвиняли в том, что он воспользовался своей громкой фамилией. Но уже вскоре Райкин доказал обратное. Тогда его педагогом был Владимир Этуш, который через много лет рассказывал о Константине как о работоспособном и талантливом студенте, отличавшимся своей дисциплинированностью.

Райкин не пропустил ни одной репетиции, ни разу не опоздал, он быстро всему учился и везде успевал.

Костя помогал создавать костюмы, наносить грим, сам устанавливал декорации, много времени работал с ролями. В это время он показал себя не только как талантливый актер и прилежный студент, но и как хороший организатор, умеющий руководить трудовым процессом.

Все это было ему по душе, он жил театром, ведь Райкин знал его изнутри с самого детства. В 1971 году он получил диплом училища и сразу же стал работать на сцене «Современника».

Второй брак с художницей Алагез Салаховой

После развода Райкин довольно быстро увлекся Алагез Салаховой. Когда они познакомились, девушке было 14 лет, а Константину – 17. Поводом для встречи стала дружба бабушек молодых людей. После первой встречи Алагез уехала в Азербайджан, там влюбилась и вышла замуж. Появился у нее на свет и сын.

Роман между молодыми людьми состоялся лишь в 1979 году, когда Костя случайно встретил сестру Алагез, которая и пригласила его в гости. В тот период в отношениях девушки и мужа были конфликты на почве измен. При первой встречи Константин отметил, что не женат. После скромной свадьбы речь о детях не заходила. Пара хотела немного пожить для себя.

Однако в скором времени Райкин вновь влюбляется, жена никак не могла повлиять на ситуацию. В своих немногочисленных интервью она говорила, что в тот период очень много плакала, никак не верила, что он может уйти. В один из дней Константин просто пришел домой, собрал чемодан. Девушка никак не могла понять, в чем причина. После развода бывшие супруги встретились только на похоронах Аркадия Райкина.

Константин Райкин сейчас

В театральных кругах назрел скандал, связанный с детищем семейства знаменитых артистов — Фондом поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина, куда входили «Райкин плаза» с четырехзвездочной гостиницей «Райкин Plaza Hotel», одноименный ресторан, бизнес-центр, театральная школа. В совет директоров организации включил в себя представителей семьи Масляковых.

Константин Райкин на сцене театра «Сатирикон»

В 2021 году Константин Аркадьевич обвинил своего партнера Анатолия Полянкина в растрате средств организации. По словам Райкина, его коллега захватил два здания на Шереметьевской улице, одно из которых занимает театральная школа. Ущерб от хищения, по мнению Райкина, составляет 50 млн руб.

Сейчас артист не только руководит театром «Сатирикон» и актерской школой, он участвует в проекте «Райкино» — просмотре киноклассики и ее обсуждение со зрителями на живых выступлениях.

Признания и награды

  • 1975 — член Союза театральных деятелей России
  • 1985 — заслуженный артист РСФСР
  • 1990 — приз «За виртуозность актерской игры» (фестиваль БИТЕФ)
  • 1992 — народный артист Российской Федерации
  • 1995 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 1995 — премия «Хрустальная Турандот»
  • 1995 — национальная театральная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации «Золотая маска»
  • 1998 — международная премия К.С.Станиславского
  • 2000 — национальная театральная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации «Золотая маска»
  • 2000 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие театрального искусства
  • 2002 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2003 — национальная театральная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации «Золотая маска»
  • 2004 — Театральная премия «Чайка» в номинации «Маска Зорро» за роль Ричарда III в Сатириконе
  • 2008 — национальная театральная премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль в спектакле «Король Лир»
  • 2008 — лауреат премии «Триумф»
  • 8 июля 2010 года — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • 7 ноября 2011 года — Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»

Звезда сейчас

Артист и актер кино Константин Райкин в 2017 году перенес достаточно сложную операцию, поскольку получил разрыв сухожилий бедра. После оперативного вмешательства состояние звезды нормализовалось, а угроз жизни Константина обнаружено не было. Сразу же после реабилитации актер вернулся на сцену и принял участие в поэтическом моноспектакле под названием «Над балаганом небо…».

Во время своей игры актер дал жесткий комментарий об отношении России к поэтам, раскритиковав то, что признают их талант только после смерти, а при жизни губят творческих людей безразличием. Поскольку такие комментарии артиста в последнее время стали неодиночными, его персона постоянно становится центром скандальных обсуждений.

В 2017 году актер поехал в Одессу, чтобы дать спектакль, но украинский «Правый сектор» сорвал мероприятие, что заставило артиста уйти со сцены. Большинство зрителей были этим возмущены, желая продолжить присмотр спектакля, но после неприятного инцидента в Украину актер больше не едет. Сейчас Райкин не перестает вести активную творческую деятельность, не переставая радовать своих поклонников интересным, иногда достаточно скандальным творчеством, которое точно никого равнодушным не оставляет.

Фильмография

  • 1969 — «Завтра, третьего апреля»
  • 1971 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • 1972 — «Командир счастливой «Щуки»»
  • 1973 — «Много шума из ничего»
  • 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих »
  • 1975 — «Ольга Сергеевна»
  • 1976 — «Труффальдино из Бергамо»
  • 1987 — «Остров погибших кораблей»
  • 1989 — «Руанская дева по прозвищу Пышка»
  • 1989 — «Комедия о Лисистрате»
  • 1991 — «Тень, или Может быть, всё обойдётся»
  • 1993 — «Русский регтайм»
  • 1993 — «Стреляющие ангелы»
  • 1994 — «Простодушный»
  • 1996 — «Двадцать минут с ангелом»
  • 2002 — «Неудача Пуаро»
  • 2007 — «Синьор Тодеро хозяин»
  • 2008 — «Косметика врага»
  • 2012 — «Не всё коту масленица»

9.jpg

Безусловным лидером по зрительским симпатиям в этой семье был Аркадий Райкин. Человек, своим огромным талантом и обаянием, пробивший советские ледники.

Выступления Аркадия Исааковича – как в театре миниатюр, так и в концертах — привлекали всех — от мала до велика.

Афоризмы из исполненных им миниатюр, его интонации, отдельные слова – разносились из залов и с экранов в коммуналки и дворы и повторялись потом в течение десятилетий.

О его личных качествах, помощи людям в беде, отзывчивости и доброте ходили легенды.

Да и вообще – стоило на него взглянуть — такого красивого, стройного, с лучезарной, пробивающей все заслоны недружелюбия улыбкой (когда он снимал с себя актерскую маску), — как сердца устремлялись к нему навстречу.

И вот сын. Собственно сам Костя, сейчас уже ставший Константином Аркадьевичем, руководителем театра, может себе позволить говорить о своей ущербности в сравнении с отцом, о некоей своей обделенности.

Позволю себе продолжить мысль и сказать о том, что отец и сын Райкины представляются мне в какой-то степени антиподами.

Биография

Константин Райкин родился в самой что ни на есть творческой семье. Его отец – Аркадий Исаакович Райкин – знаменитый советский актер, широко известный не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Мама Константина – Руфь Марковна – также была актрисой.

К моменту рождения Кости в семье Райкиных уже подрастала дочь Екатерина, на тот момент ей было 12 лет. У Райкиных была счастливая, дружная и веселая семья. Родители часто бывали на гастролях, в частности в столице. В местной гостинице «Москва» для них выделялся отдельный номер, там Костю, как правило, забирала бабушка. В остальное время воспитанием мальчика занималась безграмотная татарка.

«Я очень переживал, – вспоминает Константин Аркадьевич, – когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Мне казалось, что я обкакаюсь от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной этой мысли».

Костя Райкин учился в физико-математической школе при Ленинградском государственном университете, которую закончил в 1967 году. Он часто пропускал уроки из-за постоянных гастролей родителей, но на успеваемости это никак не сказывалось, учился он отлично. Много времени будущий актер уделял спорту – серьезно занимался спортивной гимнастикой.

Из школьных предметов Райкин особенно увлекался биологией и зоологией. В свободное время подрабатывал в зоопарке, ухаживая за его питомцами. Он даже думал о поступлении на биофак Ленинградского университета, но в большей степени для того, чтобы доказать, что он самостоятельная личность, а не просто сын Райкина.

И все же театр взял свое. Во время одной из вступительных кампаний Костя решил испытать судьбу и отправился в столицу в знаменитую «Щуку». Перед приемной комиссией он читал стихи, отплясывал и даже пародировал разных животных. Преподаватели были в шоке от такого натиска, и фамилия Райкина появилась в списках для третьего тура собеседования. С общеобразовательными предметами Костя справился легко и прошел в мастерскую Катина-Ярцева.

Обо всем происходящем родители не знали, они в то время гастролировали с театром в Чехословакии. Вернувшись домой, были немало удивлены. Аркадий Райкин потом признавался, что всегда знал, что Костя выберет для себя именно эту дорогу.

Жена Константина Райкина — краткая биография

Родилась жена Константина Аркадьевича 3 ноября 1959 года в городе Валки Харьковской области. Окончила школу и уехала в Саратов поступать в театральное училище. Во время учебы и некоторое время после участвовала в спектаклях Саратовского драматического театра. В 1982 году после окончания училища, переехала в город Орел, где снималась в спектаклях в театре Юного зрителя. После обучения в школе-студии МХАТ Елене Бутенко предложили место в театре «Сатирикон». 1985 год стал для девушки счастливым годом, когда она познакомилась со своим будущим мужем и стала актрисой театра, где работает по сегодняшний день.

Семейная жизнь супругов Райкиных

Константин ухаживал за Еленой 8 месяцев, после этого стали жить гражданским браком. 30 марта 1988 года у пары родилась девочка, единственная дочь Константина Райкина. Дочь назвали Полиной. Личная жизнь Константина в корне изменилась, он стал отцом и руководителем театра. Зарегистрировал свой брак с Еленой и стал примерным семьянином.

Константин Райкин и его жена, творческие люди, кроме актерской работы Елена с 2002 года преподает в студии МХАТ, дает мастер-классы, где делится опытом и своими знаниями. Последние семь лет является деканом актерского факультета театральной школы Константина Аркадьевича. Кроме того, Елена Бутенко занимается концертной практикой, записала несколько дисков с эстрадными песнями.

Дочь Полина, актриса театра

Детство дочери четы Райкиных прошло в театре, где она проводила большую часть времени. С одиннадцати лет занималась в группе «Тодес». После школы поступила в Московский театральный институт им. Щукина. После окончания три года проработала в театре им. Станиславского, затем перешла в «Сатирикон». Полина не только актриса, но еще и педагог в Высшей школе актерского искусства. У дочери проявились такие же педагогические способности как у матери. Константин Райкин с женой гордятся успехами дочери. Эта удивительная семья несет радость людям со сцены театра, поражая своим талантом.

Супружеская пара дает интервью, участвует в телевизионных программах. Фото жены Константина Райкина можно увидеть в театре «Сатирикон». У семьи особое отношение к актерским работам, где нет места ревности, хотя в спектаклях присутствуют страстные сцены. Жена Райкина добилась успехов трудом, она много училась сама и учила других в своей преподавательской деятельности. Поэтому у нее прекрасный муж, дочь и успех в творчестве.

Возможно интересно: Жена Аркадия Райкина, Жена Карена Шахназарова.

558490_original.jpg

Два других спектакля, поставленных режиссером Бутусовым по пьесам Шекспира, не вызвали у меня большого восторга. Оба спектакля хорошо сделаны, у них прекрасная сценография, в обоих есть отличные куски. Но в целом они показались мне чересчур «физиологичными», порой запредельно страшными. Король Лир в исполнении Константина Райкина сочувствия у меня не вызвал.

Наоборот, две его дочери, лицемерные Регана и Гонерилья, в какой-то степени получили оправдание: такой жестокий и несправедливый человек действительно должен быть как-то обуздан. Если престарелый купец, возомнивший себя женихом для молодой девицы, прыгающий, издающий крики, высовывающий язык — находит у меня объяснение, то трудно объяснить такую же «соматику» в применении к Лиру и Ричарду.

Кстати говоря, в пьесе Островского «высовывание языка» обыгрывается. В конце спектакля мать Агнички тоже «показывает язык» оставшемуся «несолоно хлебавши» диковатому купцу-богатею. А вот в «Лире» и в «Ричарде» это воспринимается уже как надоедливый штамп. То же и с криком.

Все персонажи кричат благим матом. Это напомнило мне раннюю Таганку, где на таком крике работала Зинаида Славина в «Добром человеке из Сезуана». Позже этот прием уже не срабатывал. Еще раз говорю: в обоих спектаклях о-очень много хорошего, в труппе работают потрясающие актеры – взять хотя бы того же Максима Аверина (еще об одной актрисе я скажу чуть дальше). Но общий «физиологизм» и натурализм решения очень мне мешал воспринимать Шекспира.

500.jpg

Купец Ермил Зотыч в исполнении Райкина — в первом действии просто пугающе отвратителен. Актер использует свою «соматику» — звериную походку татя, палку, которой постоянно размахивает, горловые неприятные звуки… Немного странно, ибо такое не практиковалось в «старом театре», но здесь вроде бы и к месту.

Нам представляют тип «купца-зверя», «купца-людоеда», который уже «скушал» одну молодую жену и теперь не прочь полакомиться еще одной – молодой и привлекательной Агничкой.

Во второй части спектакля Ермил Зотыч сбривает бороду, надевает белый жилет, палка его обращается в тросточку, но «зверские повадки» его выдают.

Выдает и непомерное тщеславие, которое выражается в желании всячески унизить всех вокруг – племянника, ведущего его дела, Агничку и ее мать. Актрисы хорошо овладели техникой глубокого, чуть не земного поклона, который то и дело отвешивают лютому богатею. Конец этой пьесы, близкой к народным сказкам и в заглавии имеющей народную поговорку, ожидаемо сказочный.

Племянник, буквально вырвав у бешеного дяди свои 15 тысяч, женится на бесприданнице Агничке, а дядя, хоть и богач, остается с носом. Не все коту масленица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector