Ирина апексимова: почему не вышла за сергея векслера и развелась с валерием николаевым и алексеем кимом
Содержание:
Успех прошел мимо
Мало кто знает, что в фильме «Маленькая Вера», ставшем киносимволом перестроечного времени, главную роль должна была исполнить Апексимова. Именно её за яркость натуры утвердил режиссёр Василий Пичул, после того как худсовет зарубил ему кандидатуру Яны Поплавской. Но Апексимова в качестве своего кинодебюта выбрала другую роль. Тогда она получила ещё одно предложение: сняться в психологической драме Виктора Трегубовича «Башня». Состав в той картине был звёздным: Георгий Бурков, Сергей Сазонтьев, Раиса Рязанова. Поэтому от роли у режиссёра-дебютанта Пичула Апексимова в итоге отказалась. И, как показало время, сделала это напрасно. Премьера «Башни» и кинематографический дебют Апексимовой прошли незамеченными, а вот картина, в которой сыграла на тот момент никому не известная молодая артистка Наталья Негода, вызвала невероятный резонанс: «Маленькую Веру» посмотрели 55 миллионов зрителей. Исполнителей главных ролей — Негоду и Андрея Соколова — сразу окрестили «секс-символами перестройки».
Статья по теме
Большой скандал «Маленькой Веры»: первая «обнажёнка» советского кино Как позже признавалась Апексимова, увидев такой оглушительный успех «Маленькой Веры», она расстроилась: «Скажу честно, я переживала». Более того, она даже не захотела смотреть фильм Пичула: «Увидела его через несколько лет, в записи». «Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы я играла в этой роли», — сказала Апексимова в одном из своих интервью.
https://youtube.com/watch?v=sTuv2ALBtzA
Театр и телевидение
Первым местом работы для актрисы на 10 лет стал Московский художественный театр имени Чехова. Ирина сыграла на этой сцене большое количество ярких ролей, но в 2000 году увольняется и создает собственную театральную , которую позднее переименовала, назвав собственным именем. Эта компания занималась антрепризами, в которых Ирина Апексимова исполняла главные роли.
Ирина Апексимова в театре Большой удачей сама актриса считает постановку Романа Виктюка «Наш Декамерон XXI» по пьесе Эдварда Радзинского, где она играет расчетливую даму, которая использует мужчин в собственных целях. Спектакль, преображающийся от трагедии к фарсу, имел успех у зрителей.
В театре Апексимова добилась признания не только как актриса, но и как театральный деятель. С 2012 по 2020 годы она возглавляла Театра Романа Виктюка и приложила много усилий для поддержания его популярности. С марта 2020 года стала занимать должность директора Театра на Таганке.
Кроме того, Ирина Апексимова пробовала себя на телевидении. В 2003 году на канале ТВС артистка вела интеллектуальную игру «Искушение», а с 2006-го по 2009-й была ведущей ежедневной утренней передачи на Первом канале «Доброе утро». В 2006-м Ирина участвовала в вокальном шоу «Две звезды» в дуэте с Александром Маршалом, где заняла 5-е место. Через 3 года актриса вернулась в программу, чтобы вместе с Ларисой Долиной спеть в новогоднем выпуске.
Ирина Апексимова и Лариса Долина
В 2011 году актрисе пришла идея совместить свои певческие и артистические таланты. Вместе с музыкальным коллективом, которым руководит мультиинструменталист Тимур Ведерников, Ирина создала сольную программу «А мнe Одесса — девочка!», где исполняла исключительно популярные в этом приморском городе песни.
В 2015-м в качестве приглашенного гостя Апексимова выступила в образе Одри Хепберн в шоу перевоплощений «Точь-в-точь». На репетиции номера в конкурсе «Три аккорда» артистка сломала ногу, но не отказалась от дальнейших выступлений. В шоу Ирина исполнила дворовые песни «Мурка» и «Кирпичики», шлягеры из репертуара Петра Лещенко, Леонида Утесова и «Машины времени». В первых выпусках Максиму Аверину, взявшему на себя роль конферансье, приходилось носить женщину на руках.
Одно время в СМИ появились сообщения о том, что Апексимова больна раком, но эта информация оказалась ложной. Актриса по-прежнему в форме, занимается организационными театральными вопросами, а также играет на сцене. Режиссерская лаборатория директора «Таганки» «Репетиции» была признана в 2020 году лучшим столичным театральным проектом.
В апреле 2020 года в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Чайка 73458» по произведению Антона Чехова, где Апексимова сыграла Аркадину, а дочь Дарья предстала в образе Нины Заречной.
Неизменным успехом у поклонников пользуется любовная драма «Скамейка», в которой Ирина играет на пару с Гошей Куценко. Доброй традицией стал ежегодный фестиваль «Театральный марш», организатором которого выступает Апексимова.
Ирина Апексимова Под открытым небом в саду «Эрмитаж» лучшие постановки представляют российские и иностранные труппы и музыкальные коллективы. В 2018-м Театр на Таганке показал мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», удостоенный трех «Золотых масок».
У Максима Диденко актриса сыграла Королеву червей в «сносящем крышу», по определению рецензентов, авангардном мюзикле «Беги, Алиса, беги», получившем «Золотую маску – 2019» за костюмы. Спектакль-антиутопию Константина Богомолова «Теллурия» с Ириной и Александром Збруевым в главной роли сейчас называют ярким примером того, что Апексимова не старается реанимировать прошлое, а выстраивает своеобразную кураторскую площадку, не замыкаясь в авторском театре Юрия Любимова.
Детство и юность
Родители Ирины — работники музыкальной сферы. Апексимов Виктор Николаевич, папа актрисы, давал уроки музыкального мастерства в школе музыки, затем преподавал игру на фортепиано в одной из консерваторий Волгограда. Мама, Светлана Яковлевна, умерла в 2015 году. При жизни она преподавала хоровое мастерство в комедийном музыкальном театре, затем перешла в консерваторию, где работала дирижёром хорового отделения.
Старший сводный брат от первого замужества мамы Ирины, Валерий Свет, пошёл по стопам родителей и создал в 1972 г. первую в родном городе вокально-инструментальную группу. Музыка сейчас занимает одно из главных мест в жизни Валерия. Сегодня он проживает в США, является популярным композитором, музыкантом, пианистом.
Троюродной сестрой Апексимовой является Лариса Долина — заслуженная певица и артистка России.
Воспитываясь в творческой семье, девочка с детства уже знала, кем будет. Ещё со школы она познакомилась с закулисной театральной жизнью, принимала в ней участие, каждый день прибегала к маме на работу в театр. Как и брат, брала уроки в школе музыки по игре на фортепиано, танцевала. Когда Апексимова была подростком, родители решили развестись, дочка осталась с мамой, отец вступил в новый брак и переехал на постоянное место жительства в город Якутск.
Кино в ее жизни
Дебютной работой начинающей актрисы стала картина «Башня». Очень скоро вышел еще один фильм — «Диссидент».
В девяностых Ирина Апексимова, фильмы которой огромная аудитория зрителей смотрят с нескрываемым восхищением, снималась в телесериале «Мелочи жизни», причем со своим мужем. Потом были «Лимита», «Ширли-Мырли», «Му-му»… Все ее героини являлись очень сильными женщинами, не привыкшими поддаваться трудностям. Еще много лет актриса будет играть именно таких персонажей, а чтобы избавиться от такого «ярлыка», потребуется не один год.
Своей самой любимой работой она называет роль в сериале «Клетка», где она позволила своей героине быть совершенно иной, чем привыкли видеть актрису в других проектах.
Очень талантлива актриса Ирина Апексимова. Фильмы, в которых она снималась, поражают своей разноплановостью. Одной из последних необычных работ Апексимовой стала сказка «Книга мастеров», в которой Ирина сыграла злую царицу.
Замужем ли Апексимова?
Судьба столь незаурядной и многогранной артистки, конечно же, вызывает интерес публики. Многим любопытно узнать, что за люди мужья Ирины Апексимовой, сколько их было, каков нынешний матримониальный статус звезды. Хорошо это или плохо, но говорить о супругах во множественном числе пока что не приходится. Семья актрисы — это ее дочь Дарья. Будучи человеком самодостаточным и сильным, Апексимова с новыми браками не спешит, хотя нет сомнения в том, что предложения время от времени поступают. В настоящее время она «холостячка». Надолго ли? Время покажет. Сама она рассказывать об этом не желает.
Интервью
Дорога в Голливуд
«В 90-е, когда наш кинематограф просто разрушился на глазах, у всех актеров была цель – покорить «фабрику грез». Мы были молоды, нам было море по колено. Мы даже не задумывались, что это очень непростая задача. Просто мы с Валерой Николаевым собрались и поехали в Америку. Наверное, я не сильно хотела остаться в Голливуде. Нет, точнее сказать, я хотела остаться, но я не хотела терять МХТ, в котором работала. Мне приходилось постоянно летать на спектакли, поэтому кастинги я посещала редко. И вот, после просмотра, на котором меня не утвердили, я, расстроенная, вернулась домой и заявила, что все – я возвращаюсь. В Москве как раз мне предложили роль… Но стоило мне вернуться в Москву, как позвонили из Голливуда с хорошим предложением. Но я уже приняла решение, что хочу работать здесь…»
«Мне не девяносто и есть идеи»
«Не знаю ни одного актера, который был бы абсолютно доволен своей карьерой. И это нормально – всегда желать большего. Конечно, я бы хотела, чтобы моя карьера была успешнее. Почему сложилось так, как сейчас, вопрос риторический. Я начинала в сложные 90-е годы, были какие-то разные жизненные обстоятельства. Тем, как я ощущаю себя в профессии в данный момент, я, можно сказать, довольна. У меня много планов, я постоянно работаю. В конце концов, мне не 90 лет и еще есть немало времени реализовать все свои творческие идеи».
Об удовольствиях
«Я как тот хамелеон, меняющий цвет. Когда на сцене, то актриса, а когда создаю новый проект – продюсер. Мне скучно двигаться исключительно по одной колее, и я не могу терпеть, когда ничего не происходит. А иные горизонты всегда рождают азарт. К старости буду рассматривать выпуск книги как прибавку к пенсии. Или вот очень хочу открыть ресторан. Надеюсь, в ближайшем будущем это сделаю. И о своей линии обуви мечтаю. Я фанат туфель и сапог. У потрясающего московского мастера, который шьет обувь для театра, иной раз заказываю себе по ноге какие-то экземпляры для жизни и блаженствую. Как-то мне сделали предложение, от которого я не могла отказаться, – стать лицом великолепного СПА-центра в Эстонии, причем не за деньги, а за курсы процедур и отдых. Вот раз в год я вкушаю эту радость. А так в повседневности не слежу особо за фигурой. То, что у меня есть, это гены. Ну, а за вдохновновением при любой возможности отправляюсь в Венецию».
По материалам kino-teatr.ru, Wikipedia.org, biographe.ru, womanhit.ru, ok-magazine.ru
Второй брак
После расставания с Николаевым Ирина Апексимова с головой ушла в работу. Цели найти себе вторую половинку у нее не было, все произошло само по себе. Она случайно повстречала бизнесмена Алексея Кима.
Ставим быстрое тушение экрана: снижаем беспокойство от получаемых новостей
Что будет, если не убрать елку до Крещения: числа, когда лучше попрощаться с ней
Пища в качестве вознаграждения и еще 4 причины, которые не дают похудеть
Очень быстро влюбленные поженились, чем сделали большую ошибку. Артистка признается, что очень поторопилась, поскольку не успела узнать человека как следует. После оформления отношений он резко изменился. Вместо галантного кавалера, который постоянно дарил цветы и взял на себя все заботы, он превратился в настоящего монстра. Вечно ревновал, однажды разгромил всю квартиру, а также угрожал Ирине, чего она терпеть не захотела.
Кинематограф
Ирина Апексимова дебютировала в кино как актриса в 1987 году. В художественном фильме «Башня» она исполнила одну из основных ролей – дочь главных героев Ксюшу. На тот момент актриса училась на втором курсе Школы-студии МХАТ.
Уже через год вышла картина в жанре арт-хаус «Диссидент», в которой Ирина сыграла главную роль. Ее партнером на съемочной площадке стал Евгений Дворжецкий.
В 1992-93 годах актриса снималась в популярной многосерийной мелодраме «Мелочи жизни». Тогда же стала главной героиней в российско-молдавском фильме «Поезд в Калифорнию».
За роль во французской ленте «Октябрь» в 1994 году Ирина получила приз за лучшую женскую роль на Парижском кинофестивале.
Широкая известность пришла к актрисе в 1999-м после съемок в фильме «День рождения Буржуя». Она исполнила роль возлюбленной главного героя, которого, в свою очередь, сыграл Валерий Николаев, являвшийся на тот момент мужем Ирины.
Картина «Клетка» с Ириной Апексимовой с главной роли вышла в 2001 году – трагическая история женщины, потерявшей семью. В 2006-м в фильме «Палач» Ирина снова стала главной героиней – журналисткой Ольгой Драгомировой, неистово мстившей своим насильникам.
В 2007-м Ирина пополнила свою фильмографию главной ролью в мелодраме «Вопреки здравому смыслу», в 2008-м – в картинах «Эффект домино» и «Телохранительница», в 2009-м – в детективном сериале «Генеральская внучка», где предстала в образе майора милиции Александры Старковой.
Детективную тему актриса продолжила в 2010-м, снявшись в фильме «Судмедэксперты». Позже был фильм «Счастливчик Пашка», в котором Ирина снялась вместе с Игорем Петренко.
В 2013 году актриса сыграла в трех картинах и во всех исполнила главные роли – Майи Ковалевской в полнометражной ленте «Игра за правду», Елены Геннадьевны Раковой в боевике «Лютый» и инструктора разведшколы Матильды Генриховны в военной драме «Разведчицы». В 2018 году вышло продолжение боевика «Лютый» с участием Ирины Апексимовой.
Как кинорежиссер в 2008 году Ирина сняла свой первый и пока единственный фильм «Спящий и красавица».
Ирина Апексимова сейчаc
В конце 2021 года Ирина Викторовна заняла должность директора «Содружества актеров Таганки», заменив экс-руководителя Наталью Альшевскую.
В интервью после назначения Апексимова поделилась надеждами на воссоединение театрального комплекса, который некогда оказался разделен. Новый директор также объяснила, что теперь получила возможность обеспечить эффективное управление, и пообещала справиться с сопутствующими административными сложностями.
Ирина Апексимова в роли Дездемоны в спектакле «Отелло» Назначение Ирины Викторовны прокомментировал Константин Богомолов, одобрив его. Так, худрук Театра на Малой Бронной заметил, что Апексимова доказала свой профессионализм в качестве театрального менеджера.
Весной 2021 года артистка вышла на сцену в спектакле «Отелло» в рамках проекта-фестиваля «Уроки Табакова» (премьера постановки в Москве состоялась еще в декабре 2021 года). В оригинальном прочтении классического произведения она в образе Дездемоны не умирает от рук ревнивого Отелло. Душат ее неверие и сомнения избранника. Из-за отсутствия в спектакле привычных образов, прокомментировала Ирина Викторовна, коммерчески успешным его назвать нельзя.
Фильмы
Ирина начала сниматься в кино, когда училась на втором курсе театрального вуза. Дебют актрисы пришелся на роль девушки Ксюши, дочери главных героев психологического триллера Виктора Трегубовича «Башня».
Ирина Апексимова в сериале «Мелочи жизни»
Затем актрису ждало множество интересных ролей – от исполнительницы степа до супруги известного писателя. Также Ирина участвовала в съемках мелодрамы «Мелочи жизни», которая считается первым российским телесериалом, и популярного фильма середины 90-х Дениса Евстигнеева «Лимита» с Кристиной Орбакайте в главной роли.
Кинокритики отмечали высококачественную работу актрисы в драматической экранизации тургеневской повести «Му-Му», где Ирина сыграла француженку Жюстину, а также в совместной русско-французской короткометражке «Октябрь», за съемки в которой Апексимова получила приз на Парижском кинофестивале в номинации «Лучшая исполнительница женской роли».
Ирина Апексимова в сериале «Клетка»
Но всероссийская популярность и признание пришли к Ирине в 1999 году, когда на экраны телевизоров вышел криминальный сериал «День рождения Буржуя». Актриса сыграла возлюбленную главного героя Амину Ренатовну, идеально воссоздав образ холодной, успешной и сильной бизнес-вумен, этакой женщины-вамп.
После грандиозного успеха за Апексимовой закрепилось амплуа расчетливой дамочки, с которым актриса впоследствии будет бесконечно бороться, чтобы показать зрителю, что способна на гораздо большее. Самой Ирине, по ее словам, этот образ претит. Ей самой интереснее сниматься в таких картинах, как драма психологического характера «Клетка», которую Ирина считает одной из своих самых лучших работ в творческой биографии.
Ирина Апексимова в сериале «Разведчицы»
В 2005 году фильмография актрисы пополнилась работой в сериале «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли. Ирина примерила на себя образ подруги поэта, писательницы Анны Берзинь. Во второй половине 2000-х актриса снялась в криминальных фильмах «Палач», «Антиснайпер», «Телохранительница», а также драме «Счастье по рецепту», детективе «Сыщик Путилин». Начиная с 2011 года, с участием актрисы вышли сериалы «Костоправ», «Пираньи», «Разведчицы».
Детство
Ирина появилась на свет в Волгоградском родильном доме 13 января 1966 года. Её родители были людьми творческими и музыкальными. Папа, Виктор Николаевич, занимался преподавательской деятельностью в музыкальной школе, позже он перешёл работать преподавателем в консерваторию по классу фортепиано. Мама, Светлана Яковлевна, трудилась в местном театре музыкальной комедии на должности хормейстера, позже она также занялась деятельностью преподавателя на дирижёрско-хоровом отделении в консерватории.
У Светланы Яковлевны это был второй брак, от первого в семье воспитывался мальчик, старший брат Иры по матери, Валерий. Его судьба также тесно связана с музыкой. В середине 70-х годов он основал один из первых в Волгограде ансамблей, потом посвятил себя джазу, уехал в Америку, где стал довольно популярным пианистом-джазменом.
Мама с папой обожали Иру, баловали её, во времена сплошного дефицита умудрялись доставать ей красивые вещи, шили очаровательные платья. Во дворе она была одета лучше всех. Чёрненькая симпатичная девчушка с огромными глазами притягивала к себе взгляды мальчишек с ранних лет. Она росла заводным и весёлым ребёнком, была отчаянная и смелая, любила компании. Особенно нравились Ире поступки и игры мальчиков.
Так как родители её имели самое прямое отношение к искусству, такие же точно люди (их друзья) бывали и в доме у Апексимовых. Ирина с ранних лет впитала в себя атмосферу театра, творчества и музыки. Очень часто в театре, где работала мама, Ира проводила за кулисами своё свободное время. Там ей не было скучно с детьми других артистов. Дети вместе играли и делали уроки, когда началась учёба в школе. Кроме средней школы, Ира училась и игре на пианино в школе музыкальной, а ещё девочке очень нравилось танцевать.
Работа в кино
В кино Ирина начала сниматься, ещё будучи студенткой. Режиссёр Виктор Трегубович снял её в своей драме «Башня». Роль Ксюши сразу же стала своеобразным заявлением о том, что в отечественном кинематографе появилась талантливая актриса. Потом была картина режиссёра Женеги «Диссидент», в которой Ира только подкрепила свой киноуспех. Но настоящая слава пришла к ней после того, как актриса снялась у Грымова в картинах «Му-му» и «Мужские откровения».
После были успешные телевизионные сериалы:
- «Мелочи жизни»;
- «День рождения буржуя»;
- «Клетка»;
- «Империя под ударом»;
- «Есенин».
Зрителям особенно полюбились её героини в таких фильмах:
- «Одинокий игрок» и «Лимита»;
- «Ширли-мырли» и «Святой»;
- «Чехов и Ко» и «Вместо меня»;
- «Красный змей» и «Северное сияние»;
- «Счастье по рецепту» и «Бульварный переплёт»;
- «Эффект домино» и «Сыщик Путилин»;
- «Книга мастеров» и «Разведчицы».
Сначала за Ириной в кино закрепился образ бизнес-вумен, стальной леди, роковой женщины. Актриса даже страдала от того, что режиссёры видят в ней лишь такую леди-вамп. Вдобавок ко всему, в жизни она абсолютно не такая, как её экранные героини. Ей пришлось с трудом доказывать свою актёрскую разноплановость.
В 2000 году она создала свою театральную компанию под названием «Бал-Аст», которая длительное время сотрудничала с Романом Виктюком. Они вместе ставили антрепризы, где Ира была на главных ролях. Особо запоминающимися для зрителей стали постановки «Наш Декамерон ХХI» по пьесе Радзинского Э. и «Кармен».
С 2012 по 2015 года Апексимова работала директором театра Романа Виктюка. С 2105 года и по сей день она является директором театра на Таганке.
«День рождения Буржуя»
Этот сериал, одну из главных ролей в котором сыграла Ирина Апексимова, зрители полюбили с первой серии. В нем говорилось не о бандитах или новых русских, как в большинстве картин, снятых 18 лет назад. Речь шла о жизни молодого человека Владимира Коваленко, который сам добился всего, что у него есть на сегодня. Прозвище Буржуй он получил еще в детском доме, потому что намного раньше, чем остальные ребята, понял силу денег. Его огромное желание узнать, кто он, кто его родители и когда же ему праздновать свой день рождения.
Амину — любимую женщину Владимира — воплотила на экране Ирина, а Буржуя Коваленко — ее тогда еще муж Валерий Николаев. Этой красивой парой восхищались все. Они замечательно смотрелись в кадре вдвоем. Каждый их диалог, казалось, дышал нежностью и любовью. Что стоит одна только сцена у озера возле дома Буржуя после приезда того из Штатов, когда Володя искренне недоумевает, почему Амина не сказала ему раньше о своей беременности. И никто из сидящих по ту сторону экрана даже не догадывался, что отношения в реальной жизни у супругов подходят к концу. В 2000-м они развелись. В прессе ходили слухи, что причиной расставания послужил роман Николаева с другой актрисой — Дарьей Поверенновой, которая играла его сестру. Как бы то ни было, когда режиссеры начали съемки продолжения этого сериала, Апексимова отказалась играть с уже бывшим супругом. Ей было больно находиться с ним на одной съемочной площадке. Так было принято решение о смерти Амины в пожаре во второй части истории.
События из биографии
- 1983 год – первая попытка поступления в театральный институт Москвы провалилась – Апексимовой отказали из-за украинского акцента.
- 1983-1984 годы – работа в кордебалете Театра музыкальной комедии (Одесса).
- 1984 год – вторая неудачная попытка поступления в театральный.
- 1984-1985 годы – работа в кордебалете Областного театра музыкальной комедии (Волгоград).
- 1985 год – переезд в Москву.
- 1986 год – поступление в Школу-студию МХАТ в мастерскую Олега Табакова.
- 1987 год – первая кино-работа в психологической драме «Башня».
- 1990 год – окончание обучение в МХАТ и зачисление в штат МХТ имени Чехова.
- 1992 год – работа в первом российском телесериале «Мелочи жизни».
- 1994 год – победа в номинации «Лучшая женская роль» на Парижском фестивале кино (фильм «Октябрь»).
- 1994 год – переезд вместе с супругом в США.
- 1997 год – одна из ведущих ролей в американском художественном фильме «Святой».
- 1999-2000 годы – работа в российско-украинском телесериале «День рождения Буржуя». Апексимова сыграла главную женскую роль возлюбленной главного героя Амины. Роль Буржуя исполнил супруг Апексимовой. Сценарий предполагал вторую часть, но из-за развода супругов роль Амины вывели из сериала.
- 2000 – Апексимова уходит из театра, берет несколько классов по современному актерскому мастерству и танцам в США, затем открывает собственное театральное агентство.
- 2001 год – получила главную роль в драме «Клетка», которую считает самой выдающейся за всю актерскую карьеру.
- 2003 год – вела телевизионную шоу-программу «Искушение».
- 2006 год – сыграла в драматическом фильме «Палач», который высоко оценили критики.
- 2006-2008 год – вела утреннее шоу на «Первом канале».
- 2006 год – участвовала в музыкальной телепрограмме «Две звезды».
- 2008 год – выпустила первую режиссерскую работу – российско-украинский фильм «Спящий и красавица».
- 2011 год – запустила сольный музыкальный проект, в рамках которого исполнила популярные песни, посвященные Одессе.
- 2012 – 2015 годы – директор московского драматического театра Романа Виктюка.
- 2013 год – снялась в популярном российском фильме «Игра в правду».
- 2013 год – продюсер ежегодного творческого фестиваля «Театральный марш».
- 2015 год – удостоена ордена «Патриот России» за участие в социально-значимых делах.
- 2015 год – Апексимова – директор Московского театра на Таганке (по настоящее время).
- 2016 год – проект «Репетиции», созданный Апексимовой в театре на Таганке, получил премию «Московского комсомольца».
- 2016 год – стала доверенным лицом политической партии «Единая Россия».
- 2017 год – вместе с дочерью представила спектакль «Чайка 73458», получивший высокие отзывы критиков.
- 2018 год – участвовала в музыкальной телепрограмме «Три аккорда».
- 2018 год – стала доверенным лицом мэра Москвы Собянина.
- 2019 год – работа в сериале «Лютый-2».
- 2020 год – организовала театральный фестиваль в саду «Эрмитаж»
- 2020 год – представила спектакль «Снегурочка» в Театре на Таганке, где главную роль сыграла дочь Апексимовой.
От тринадцати и дальше…
Именно в тринадцать лет Ирина Апексимова, биография которой с этого момента вошла в совершенно иное русло, переживала развод родителей, случившийся за пять лет до этого, очень тяжело. Папа уехал в другой город — в Якутск. Даже будучи помладше, девочка остро восприняла распад семьи. А когда ей было тринадцать, она с мамой и старшим братом переехали в Одессу, где немного пожили у родственников. Так все в ее жизни изменилось, ведь в родном городе осталось все, что было ей знакомо, друзья, вся ее маленькая жизнь.
Важным моментом, который помог в выборе Ирой профессии несколькими годами позже, стало то, что мама, выбирая для нее новую школу, остановилась на учебном заведении, в котором был театральный класс. Жизнь в другом городе стала постепенно налаживаться.
Спустя три года, повзрослевшая Ирочка — Апексимова Ирина Викторовна — праздновала свое шестнадцатилетие. Она готовилась получать паспорт. Но что делать, если в те годы национальность в первом документе гражданина ставили по матери. А Светлана Яковлевна — мама — была еврейкой. Пришлось договариваться с папой. Виктор Николаевич приехал сюда из Якутска договариваться с паспортисткой, которая сделала необходимую запись в паспорте. Так Ира стала русской.
Фильмы
Ирина начала сниматься в кино, когда училась на 2-м курсе театрального вуза. Дебют актрисы пришелся на роль девушки Ксюши, дочери главных героев психологического триллера Виктора Трегубовича «Башня».
Затем актрису ждало множество интересных ролей — от исполнительницы степа до супруги известного писателя. Также Ирина участвовала в съемках мелодрамы «Мелочи жизни», которая считается первым российским телесериалом, и популярного фильма середины 90-х Дениса Евстигнеева «Лимита» с Кристиной Орбакайте в главной роли.
Ирина Апексимова (кадр из сериала «День рождения Буржуя»)
Всероссийская популярность и признание пришли к Ирине в 1999 году, когда на экраны телевизоров вышел криминальный сериал «День рождения Буржуя». Актриса сыграла возлюбленную главного героя Амину Ренатовну, идеально воссоздав образ холодной, успешной и сильной бизнесвумен, этакой женщины-вамп.
После грандиозного успеха за Апексимовой закрепилось амплуа расчетливой дамочки, с которым она впоследствии будет бесконечно бороться, чтобы показать зрителю, что способна на гораздо большее. Самой Ирине, по ее словам, этот образ претит. Ей интереснее сниматься в таких картинах, как драма психологического характера «Клетка», которую считает одной из своих самых лучших работ в творческой биографии.
Кинокритики отмечали высококачественную работу актрисы в драматической экранизации тургеневской повести «Му-Му», где Ирина сыграла француженку Жюстину, а также в совместной русско-французской короткометражке «Октябрь», за съемки в которой Апексимова получила приз на Парижском кинофестивале в номинации «Лучшая исполнительница женской роли».
Ирина Апексимова (кадр из фильма «Палач»)
Апексимова сыграла бывшую детдомовку, которая построила собственный уютный мирок. Когда муж и сын гибнут в аварии, она проходит все круги ада в тюрьме и психиатрической лечебнице, только чтобы отомстить виновнице ДТП. А когда подворачивается удобный момент, героиня отказывается от своих планов. Такая же метаморфоза происходит с персонажем Ирины в драме «Палач»: журналистка мстит насильникам и нанимает киллера. Впоследствии осознает весь ужас сложившейся ситуации, но остановить убийства уже не в силах.
В сериале «Генеральская внучка» актриса сыграла наследницу героя Александра Пороховщикова. Майору полиции в ее исполнении из серии в серию приходится доказывать, что она не прикрывается именем деда, а является самодостаточной личностью. А высокопоставленный родственник выступает не только консультантом в расследовании преступлений, но и советчиком в сердечных делах.
В 2005 году фильмография Апексимовой пополнилась работой в сериале «Есенин» с Сергеем Безруковым, где она примерила на себя образ подруги поэта Анны Берзинь. В криминальной ленте «Телохранительница» с помощью Дмитрия Марьянова Ирина ловила на живца убийцу, в мелодраме «Победный ветер, ясный день» появилась в небольшой роли примы театральной труппы, в «Счастье по рецепту» стала писательницей. В сериалах «Судмедэксперты» и «Костоправ» Апексимова сменила офицерские погоны на белый халат врача.
Ирина Апексимова и ее бывший муж Алексей Ким В 2021 году на экраны вышел мини-сериал «Пьяная фирма» режиссера Григория Константинопольского, в котором собрался цвет российского кинематографа — Михаил Ефремов и Елизавета Боярская, Анна Михалкова и Марат Башаров, Виктория Исакова и Евгений Цыганов. Ирина Апексимова исполнила роль мамы главного героя Ильи (Иван Макаревич).
В 2021 году на Пятом канале состоялась премьера 2-го сезона боевика «Лютый» с Владимиром Епифанцевым в главной роли. В центре сюжета — группа сотрудников отдела по расследованию убийств. В продолжении фильма полицейские заняты делом о гибели журналиста, чья смерть выводит на подпольную сеть по изготовлению опасных фармацевтических препаратов. Ирина Апексимова, как и в 1-м сезоне, снялась в роли вышестоящего начальника.
Театр
После получения диплома, в 1990-м, Ирину Апексимову приняли в МХТ имени А.П.Чехова, где она служила более десяти лет. На сцене МХТ она играла много и почти все – главные роли.
«Свой уход из театра я переживала. Первые два-три года с большим волнением проезжала мимо родного здания, – делилась Ирина. – Не без волнения проходила по Камергерскому переулку. На душе было всегда неспокойно. Но через какое-то время все улеглось, хотя о МХТ я и сейчас часто вспоминаю. Была неприятная история, не имеющая к творческому процессу никакого отношения. Исключительно административная ситуация. Я возглавила профсоюзную группу, которая была настроена против директора. Результат оказался прост – мне пришлось уйти из театра».
Оставив МХТ, Ирина создала собственное театральное агентство «Бал Аст». Через некоторое время название сменилось, актриса дала компании свое имя. Агентство представляло антрепризы, в которых главных персонажей исполняла сама Ирина.
В 2000-х годах она училась на спецкурсе современного танца во Флоридском университете в США, в актерских школах Julliard School (Нью-Йорк) и Barbican Center (Лондон).
Позже помимо актерской деятельности Ирина занялась управленческой. С 2012-го по начало 2015-го она занимала должность директора Театра Романа Виктюка. В марте 2015 года стала директором Театра на Таганке.
В 2013 году Ирина выступила автором идеи и продюсером фестиваля театрального искусства под открытым небом «Театральный марш», ставшего регулярным. Первый фестиваль назывался «Театральный демарш» и состоялся в парке «Сокольники», последующие фестивали проводились и проводятся в саду «Эрмитаж».
Роли в театре:
- «Жаворонок» – Агнесса
- «Полоумный Журден» – Доримена
- «Затоваренная бочкотара»
- «Кресло»
- «Укрощение строптивой» – Катарина
- «Ричард III» – Леди М
- «Дядя Ваня» – Елена Андреевна
- «Борис Годунов» – Марина Мнишек
- «Горе от ума» – Софья
- «Гоффман» – Юлия
- «Маскарад» – баронесса Штраль
- «Красивая жизнь»
- «Трагики и комедианты» – Лиза
- «Молочный фургон не останавливается больше здесь» – Блэки
- «Маленькие трагедии» – Лаура
- «Гроза» – сумасшедшая барыня
- «Сон в летнюю ночь» – Титания
- «Ундина» – графиня Берта
- «Археология»
- «Танцы под шум дождя» – Муза
- «Нечаянная радость»
- «Перламутровая Зинаида» – иностранка
- «Блаженный остров»
- «Самое главное» – ремонгонистка
- «Сейлемские колдуньи»
- «Скамейка» – Она
- «Чайка 73458» – Ирина Николаевна Аркадина.
- «Беги Алиса, беги» – Королева
Роли в антрепризах:
- «Опасный, опасный и очень опасный…» – маркиза де Мертей, подруга и любовница виконта де Вальмона
- «www.London.ru» – Анна
- «Ужин с дураком» – Марлен
- «Вишневый сад» – Шарлотта
- «Игра в правду» – Майя