Инна гулая

Дебют

Но Инна решила не отказываться от мечты и отправилась покорять приёмную комиссию театральных ВУЗов. Первая попытка не увенчалась успехом. Тогда девушка не отчаялась. Она устроилась на завод. Параллельно занималась в театральной студии, где её и заметили помощники режиссёра картины «Тучи над Борском».

Острая психологическая драма, в которой юная Инна сыграла девушку, попавшую в секту и медленно сходящую с ума, поразила многих знакомых Гулая. Они с трудом признали тот факт, что скромная заводская девушка так ярко и достоверно сыграла эту тяжёлую роль.

Кадр из фильма «Тучи над Борском», 1960 г.

Возможно, столь серьёзное погружение в образ молодой непрофессиональной актрисы, наложило серьезный отпечаток на психику Инны. Ведь она еще не умела проводить параллель между жизнью и игрой. Так или иначе, девушка хотела запомниться. Она очень старалась и выложилась по максимуму.

Личная жизнь

Первые серьезные отношения у Инны Гулой завязались с Иваном Бортником. Они были знакомы еще со школьной скамьи и вместе поступили в одно театральное училище, где и вспыхнули чувства. Влюбленные сняли квартиру и пытались построить крепкую семью, однако до загса дело так и не дошло. Причиной расставания стали частые ссоры, нередко дело доходило до драки.

Существует мнение, что во время съемок «Когда деревья были большими» между Инной и Юрием Никулиным завязался роман. Юрий Владимирович этого не отрицал. Тем не менее уже через год после выхода фильма на экран Гулая вышла замуж за Геннадия Шпаликова. Она стала его второй женой, первой была кинодраматург Наталия Борисовна Рязанцева.

Инна Гулая и Геннадий Шпаликов с дочерью

19 марта 1963 года произошло радостное событие в личной жизни супругов – они стали родителями. Дочь было решено назвать Дарья Шпаликова.

После проблем, начавшихся с выходом «Долгая счастливая жизнь», отношения и без того не в самой дружной семье обострились. Шпаликов сильно пристрастился к спиртным напиткам, из-за чего родственники отправляли его в больницы и реабилитационные центры, из которых Геннадий сбегал. Инна не могла этого больше терпеть и подала на развод.

Через два года Шпаликов покончил с собой на своей даче в Переделкино. Родные и друзья сценариста в открытую винили в его смерти Инну, чем довели женщину до депрессии. Гулая не смогла этого выдержать и тоже подсела на алкоголь и успокоительные препараты.

Смерть

Актриса пережила своего мужа на 16 лет. Ее сгубили алкоголь и душевное расстройство. Перед смертью женщина даже попала на лечение в психиатрическую клинику.

26 мая 1990 года актрису доставили в городскую больницу. Дочь с бабушкой нашли ее в собственной квартире лежащей на полу в кухне без сознания. Актриса скончалась спустя 2 дня, так и не придя в себя. По заключению судмедэкспертов, причиной смерти стала передозировка снотворным.

Могила актрисы расположена на 38-м участке Домодедовского кладбища. В память о ней была выпущена одна из серий передачи «Как уходили кумиры», а фото Гулой поместили на доску почетных выпускников Щукинского училища.

После смерти матери Дарья Геннадьевна Шпаликова прекратила сниматься в кино (до этого на ее счету было 7 лент, в одной из которых девушка снялась вместе с мамой). Позже, когда было подтверждено, что смерть Инны Гулой – результат самоубийства, Дарья обратилась за помощью к врачам. С 2010 года она проходила реабилитацию в федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр психического здоровья», профилем которого является диагностика, профилактика и лечение психических заболеваний.

Дарья винила себя в смерти матери. Когда Инна Гулая попала в психиатрическую больницу, она решила разменять двухкомнатную квартиру, чтобы съехать от родительницы. «Я поступила как эгоистка и в наказание за это получила непроходящую боль и вину. Если бы я не разменяла квартиру и осталась жить вместе с мамой, она, может, и по сей день была бы жива», – говорит Дарья Шпаликова.

Детство и юность

Будущая актриса появилась на свет в очень значимую для всей страны дату — 9 мая. На календаре был 1940 год. Хотя могло случиться и так, что Инне не суждено было родиться. Ее мама, Людмила Константиновна, оказалась предана мужчиной, в которого была влюблена. Причиной тому послужило объявление отца Людмилы врагом народа и его последующий расстрел в 1937 году. Биологический отец Инны испугался этого неприятного факта, и даже новость о том, что возлюбленная беременна, не заставила его создать с Людмилой семью. Женщина запланировала сделать аборт.

Но здесь в трагические обстоятельства словно вмешалось само провидение. Людмила Константиновна повстречала на своем пути человека, который круто изменил ее жизнь и уберег от роковой ошибки. Речь идет о Иосифе Генфере. В тот момент он только закончил учебу в Университете транспорта и впереди его ждало блестящее будущее. Повстречав Людмилу, мужчина настолько проникся к ней симпатией, что на первом же свидании предложил ей руку и сердце. Конечно, Людмила не стала утаивать от него факт своей беременности, и чуткий Иосиф с готовностью вызвался стать отцом ребенка. Так родилась Инна.

Актриса в фильме «Когда деревья были большими»

Детские годы девочки пришлись на военное и послевоенное время. Как и другие дети того времени, она многого насмотрелась. Голод, страх, разруха, безысходность — все это не могло не оставить отпечатка на восприимчивой психике. Но Инна, вопреки всему, росла очень жизнерадостным и трогательным ребенком.

Интересно: Александр Жигалкин: пережив предательство, вывел свою формулу любви

На ее глазах в стране, победивший фашизм, строилась новая жизнь. И будущая артистка верила, что и в ее судьбе все обязательно сложится хорошо. Уже тогда она мечтала об актерской карьере.

Иосиф Генфер ушел из жизни очень рано, оставив жену и приемную дочь совершенно одних. Людмила вынуждена была подрабатывать, чтобы Инна имела возможность учиться. Но планы на будущее у матери и дочери расходились. Людмила Константиновна мечтала, что дочка пойдет на факультет иностранных языков, в то время, как сама Инна готовилась поступать в театральный.

Кадр из фильма «Долгая счастливая жизнь», 1966

С первого раза у нее ничего не вышло. Но Инна не из тех, кто опускает руки. Устроившись на завод станочницей, чтобы помогать матери зарабатывать на жизнь, она параллельно стала заниматься в театральной студии. Это был ее первый шаг к карьере кинозвезды. Впереди Инну Гулая ждал упоительный успех, а после глубочайшее забвение.

Самые заметные роли

Уже в следующем году Инна Гулая, биография которой была связана с большим экраном, играет деревенскую девушку Наташу в мелодраме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это одна из ее самых запоминающихся и драматичных ролей. Наивная деревенская девушка принимает за своего отца, который пропал без вести на фронте, случайного человека. Кинокритики отмечали профессионализм и психологизм молодой актрисы.

Следующим успехом стал фильм Юрия Озерова «Большая дорога». Это советско-чехословацкая картина, посвященная биографии писателя Ярослава Гашека — автора «Похождений бравого солдата Швейка». Актриса Инна Гулая исполнила роль подруги прозаика.

В 1965 году в оптимистической драме Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Время, вперед!» ей достается роль Шурочки. События происходят в начале 30-х годов, когда многие советские люди, в том числе и Шурочка, были очарованы проектами гигантского строительства. Несмотря на то что этот образ был весьма однообразен, Гулая проявила новую грань своего актерского таланта — тонкое чувство юмора.

Уход из профессии

В начале 90-х для советского театра и кино наступили сложные времена.

Многие храмы Мельпомены в то время закрылись или, в лучшем случае, сокращали свои штаты. В трудном финансовом положении оказался и Театр-студия киноактера, часть коллектива которого вынуждена была написать заявление об уходе. Не стала исключением и актриса Дарья Шпаликова, фильмы с участием которой во второй половине 80-х пользовались огромной популярностью. Выпускницу ВГИКа одолевали острые переживания по поводу потери матери и потенциального забвения в профессии. Она начала впадать в депрессию.

Чтобы восстановить свое эмоциональное состояние и душевный настрой, Дарья на некоторое время отказывается от мирской жизни и уходит в монастырь. Находясь в стенах «божьих», актриса не преследовала цели постричься в монахини, выбрав для себя статус «обыкновенной паломницы». Спустя некоторое время она решает покинуть обитель и вернуться в профессию. Помня ее ранние работы в кино, некоторые режиссеры стали приглашать на кастинги дочь именитого сценариста Геннадия Шпаликова. Однако серьезных ролей больше она так и не сыграла. Ее карьера киноактрисы окончательно сошла на «нет». Личная жизнь выпускницы ГИТИСа тоже не сложилась: мужа и детей у Дарьи нет.

Фильмы

Первый фильм, в котором в молодости снялась Инна Гулая, – «Тучи над Борском» Василия Ордынского. Он по факту был сделан для хрущевской антирелигиозной компании. Но ни Инна, ни ее коллеги по съемочной площадке – будущие народные артисты Никита Михалков и Инна Чурикова – не задумывались над этим. Для молодых актеров это была просто возможность реализовать свой творческий потенциал.

После премьеры Инна Гулая продолжала трудиться на заводе, чтобы заработать стаж и поступить в театральный. Коллеги по цеху по очереди выпытывали у девушки, не она ли сыграла главную роль в «Тучах над Борском». Затем они прицепились к ее фамилии, считая, что это псевдоним. Инне даже пришлось показывать паспорт, чтобы прекратить все пересуды на работе.

В том же 1960 году вышла комедия «Шумный день», режиссерами которой стали Анатолий Эфрос и Георгий Натансон. В этой экранизации произведения советского драматурга Виктора Сергеевича Розова Инна сыграла второстепенную роль Фиры Канторович.

В своей следующей ленте Гулая снялась уже будучи студенткой Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Этой лентой стала мелодрама «Когда деревья были большими», где компанию Инне составил 40-летний Юрий Никулин. Актер не единожды признавался, что девушка ему понравилась, поэтому он сразу же пополнил список ее и без того многочисленных поклонников.

Инна Гулая и Валентина Караваева похожи / livejournal.ru/

Другим фильмом, снятым в студенческие годы девушки, стал фильм Юрия Озерова «Большая дорога», в котором Гулая исполнила роль Шуры – спутницы писателя Ярослава Гашека по жизни.

В 1965 году вышел фильм «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной – экранизация одноименного произведения Валентина Петровича Катаева, приуроченная к 50-летию Октябрьской революции. В этом фильме Инне досталась главная роль Шуры Солдатовой, девушки, принявшей участие в соцсоревновании Магнитогорского металлургического комбината и их харьковских коллег. После этой роли Гулая вернулась на театральные подмостки, начав служить в московском Театре юного зрителя. Наиболее запомнившаяся для зрителей роль Инны – Юлия/Джулия в постановке спектакля Евгения Шварца «Тень».

Инна Гулая и Юрий Никулин в фильме «Когда деревья были большими» К этому времени актриса уже успела выйти замуж за известного сценариста Геннадия Федоровича Шпаликова («Я шагаю по Москве»), а также родить от него дочь Дарью. В 1966 году Шпаликов единственный раз в жизни попробовал себя в качестве режиссера, поставив картину «Долгая счастливая жизнь», в которой Инна сыграла главную женскую роль. Примерно тогда же до власть имущих дошли слухи о высказываниях Геннадия, противоречащих установленным политическим и гражданским взглядам.

Шпаликов повторил судьбу своего американского коллеги Далтона Трамбо – по указу сверху режиссерам, актерам и печатным изданиям запрещалось сотрудничать со Шпаликовым. Это поставило крест на карьере сценариста, а также негативно сказалось и на карьере Инны. Она стала невостребованной актрисой. Следующая роль досталась Гулой только в 1971 году, в ленте Соломона Шустера «Пристань на том берегу».

После этого вытащить актрису на экраны пытались только ее старые знакомые Василий Ордынский и Михаил Швейцер. У Швейцера это получалось более удачно – он уговорил ее сняться в трех картинах. Среди них и знаменитая «Крейцерова соната», в основе которой лежит одноименная повесть Льва Толстого. Фильм получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. После этого Гулая завершила свою кинокарьеру. В 1976 году ее наградили званием заслуженной артистки РСФСР.

Смерть

Причина смерти актрисы до сих пор загадка. Инна ушла из жизни в больнице 28 мая 1990 года, не приходя в сознание. За два дня до этого дочь Даша нашла ее в квартире, лежащей на полу.

Дочь Инны

Как выяснилось после проведения экспертизы, женщина приняла слишком много снотворных. Желтая пресса тут же окрестили это попыткой суицида. И как Людмила Константиновна с внучкой Дашей не пытались опровергнуть этот факт, многие считают, что Инна Гулая действительно покончила с собой.

Похоронили актрису на Домодедовском кладбище.

Могила актрисы

Инна Гулая прошла тяжелый путь: трагичная биография, драма в личной жизни все это не могло не наложить отпечаток на судьбу женщины, хотя на своих последних фото она выглядит вполне счастливой и улыбающейся. Именно такой знали ее коллеги, за это ее всегда любили поклонники. Светлая, с открытым лицом и бездонными глазами Инна навсегда осталась в сердцах людей той потерянной девушкой, которая так ждала с войны своего отца.

https://youtube.com/watch?v=j081tfSghLA

Как вы думаете, Инна действительно покончила жизнь самоубийством?

  • Да, все указывает на это
  • Нет. Она много всего пережила

Примечания

  1. Еськова, Н. А. Трудности словоизменения существительных : учеб.-метод. материалы к практ. занятиям по курсу «Язык современной печати» / Госкомитет печати СССР, Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати ; отв. ред. М. В. Шульга. — М. : ВИПК работников печати, 1990. — 13.1. [https://www.gramota.ru/spravka/letters?rub=rubric_482 Склонение фамилий (п. 13.1.12)].
  2. Агеенко, Ф. Л. Собственные имена в русском языке : слов. ударений. — М. : Издательство «НЦ ЭНАС», 2001. — С. 89. — ISBN 5-93196-107-0.
  3. Ср. укр. гýлий ‘безрогий’.
  4. Беликов, В. И. Стереотипы в понимании литературной нормы // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре : сб. ст. — М. : Издательский центр РГГУ, 2009. — С. 50. — ISBN 5-7281-1071-1.
  5. 1234Татьяна Булкина. Поклон советскому кино. — М.: Издательский дом «Московия», 2011. — С. 99-104. — 384 с. — ISBN 5-7151-0333-9.
  6. Фокина, Н. Инна Гулая // Актёры советского кино. — М., 1967. — Вып. 3.
  7. [https://chtoby-pomnili.com/page.php?id=666 Она была создана для классического тюзовского репертуара: не перевоплощаясь, а лишь воплощая себя саму, могла играть и кристально-честных отличниц, и беззаветно любящих своих суженых юных принцесс. Она была удивительно органична. Её наивность, искренность, открытость и распахнутость миру позволяли вписаться в любой вымышленный мир.]
  8. Аркус, Любовь. Новейшая история отечественного кино. — СПб. : Сеанс, 2004. — Т. V : 1986—2000. Кино и контекст.
  9. Фомин, Валерий. Кинематограф оттепели // Материк. — М., 1996.
  10. Мурзина, Марина. [https://www.aif.ru/culture/article/15929 История любви Геннадия Шпаликова и Инны Гулая]. Аргументы и факты (14 февраля 2008). Проверено 3 сентября 2013.
  11. Фокина, Наталья. [https://www.kinoart.ru/archive/2003/11/n11-article19 Когда деревья были большими. Посвящается Льву Кулиджанову] // Искусство кино. — 2003. — № 11.
  12. [https://chtoby-pomnili.com/page.php?id=666 сектанты изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния, и совершают попытку распять её на кресте]
  13. 1234Нилин, А. П. Станция Переделкино: поверх заборов : роман частной жизни. — М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. — ISBN 978-5-17-087072-1.
  14. Дарья Шпаликова. [https://7days.ru/caravan-collection/2012/1/darya-shpalikova-zaveshchanie-ottsa/1 Завещание отца]. 7 дней.ru (январь 2012). Проверено 29 августа 2013.
  15. [https://akter.kulichki.com/publ/gulaya_in.htm Инна Гулая]. Как они умерли. Проверено 31 августа 2013.

Печальный уход и несчастливая судьба дочери

Постепенно актриса исчезла с экранов и пропала со сцены театра. В мае 1990 года она была найдена без сознания на полу квартиры и скончалась по дороге в больницу. Точная причина гибели Инны Гулая не установлена. Официальная версия – передозировка препаратами.

Дарья Шпаликова. Слева на фото с Вадимом Любшиным в фильме «Детская площадка», 1987 г.

Однако её мать исключала добровольный уход из жизни. Она настаивала на несчастном случае. Инне Иосифовне едва исполнилось 50.

Дочь Даша тоже стала актрисой. Но снявшись в небольшом количестве фильмов, Шпаликова неожиданно попала в психиатрическую клинику. Причём проблемы с душевным здоровьем так и преследуют актрису.

Контент от партнера

Контент от партнера

После скандала с чёрными риелторами, пытавшимися отнять у Дарьи родительскую квартиру, Шпаликова в очередной раз попала в палату для душевнобольных.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

16+

Жертва аферистки

Достаточно неприглядной выглядит история с недвижимостью, которой владеет Дарья Шпаликова (актриса).

Врачи опасались, что женщина не сможет жить в квартире одна. Причем жилых объектов в собственности у неё два. Только с условием, что найдётся человек, готовый проживать вместе с ней, она в будущем имела некоторые шансы покинуть психиатрическую клинику. И актриса отыскала такую женщину по имени Светлана. Та заключила со Шпаликовой договор ренты, оформила опеку над ней и, несмотря на взятые обязательства, отказалась материально содержать актрису. Зато не посчитала зазорным претендовать на чужую жилплощадь. Эта история вызвала широкий общественный резонанс, и Союз кинематографистов взялся отстаивать интересы пострадавшей.

Что сгубило упрямую звезду советского кино Инну Гулую

Актриса Инна Гулая 9 мая могла бы отметить свое 80-летие, но ей было отмерено всего полвека. Она успешно дебютировала в молодости, а прекрасные данные могли сделать ее кинозвездой на долгие годы, вот только звезда ее погасла раньше, чем она испустила последний вздох.

В последние годы актриса Инна жила в одиночестве. В один момент она упала без сознания на пол, собираясь поесть. Такой ее и нашли мать и дочь, зашедшие в гости. Они вызвали врачей, которые увезли женщину в больницу, но Гулая больше не пришла в сознание.

Яркий взлет

Инне не везло с детства. Отец бросил беременную мать Инны. Однако вскоре в ее жизни появился отчим. Он заменял девочке папу, но через некоторое время скончался. Денег в семье много не было, мать подрабатывала шитьем.

Мать видела свою девочку переводчицей и, когда Инна подросла, советовала ей поступить на факультет иностранных языков. Однако девочка мечтала о другом: о сцене, съемках и путешествиях. При первом поступлении в театральное училище девушка провалилась, но мечтать о карьере артистки не перестала.

Инна пошла работать на завод станочницей и занималась в студии Центрального детского театра. Уже в 1960-м она снялась в фильме «Тучи над Борском». Там девушка сыграла психологически сложную для начинающей артистки роль: сектанты доводили ее героиню до полубезумного состояния и пытались распять на кресте. Возможно, тогда ее психика и дала трещину.

После успешного дебюта станочница стала все чаще получать предложения о съемках. Поступила в «Щуку», во время учебы продолжила сниматься, а также служила в московском ТЮЗе. Будучи студенткой, она выскочила замуж за сценариста и поэта Геннадия Шпаликова, а через год родила ему ребенка. Жизнь продолжала кипеть.

За 27 лет в кино Гулая сыграла всего в полутора десятках работ. Одной из самых ярких из них считается фильм Льва Кулиджанова «Когда деревья стали большими», где Гулая сыграла главную роль вместе с Юрием Никулиным. По воспоминаниям коллег, она даже ругалась с режиссером по поводу того, как ей стоит сыграть пронзительную сцену. Кулиджанов был уверен, что героиня должна была бежать к отцу, встречать его, Инна же шла по перрону, нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Она была уверена, что именно так бы поступила ее героиня. В итоге режиссер уступил ей, и сцена стала чуть ли не самой пронзительной во всей ленте.

Разрушительное падение

Однако в жизни многообещающей актрисы началась черная полоса. По версии одних коллег и критиков, Шпаликов оказался недоволен властью, стал ей костью в горле и потащил за собой. Позже люди боялись иметь с ней дело, как и с ее мужем. Но не все было так однозначно. Есть и другая точка зрения, более прозаичная.

По второй версии, карьера Инны начала рушиться из-за пьянства мужа. Его первый брак разрушился из-за этой же вредной привычки. Гулая также не смогла отучить любимого от спиртного. Попытки вылечить мужа в психбольницах не увенчались успехом — он каждый раз сбегал оттуда. После она и сама пристрастилась к выпивке. Супруги скандалили все чаще, и в итоге актриса подала на развод.

Шпаликов так и не смог избавиться от зависимости и через некоторое время скончался в возрасте 37 лет. Его тело нашли в номере Дома творчества писателей в Переделкино. Окружение стало во всем обвинять его бывшую жену. Инна осталась совсем одна, ушла в себя и заболела. Понадобились антидепрессанты и даже лечение в клинике.

Гулая скончалась через 16 лет после смерти мужа, но сказкой ее жизнь уже не была. Роли ей не давали, помочь не могли, даже мать и взрослая дочь-актриса оставили ее одну, хоть потом и винили себя в этом. Звезда артистки погасла слишком рано. Она скончалась, едва отметив 50-летие, сообщает «АиФ».

Ранее стали известны подробности другой звездной истории. НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что 82-летняя Лужина раскрыла, как расплачивается за пороки юности. Своего первого супруга артистка вспоминает с теплотой.

Фильмография

Год Название Роль
1960 ф Тучи над Борском Оля Рыжкова
1960 ф Шумный день Фира Канторович
1961 ф Когда деревья были большими Наташа
1962 ф Большая дорога Шура, жена Гашека
1964 ф Пятый тополь Имя персонажа не указано
1965 ф Время, вперёд! Шура Солдатова
1966 ф Долгая счастливая жизнь Лена
1969 кор Фронт за околицей Анна
1971 ф Если ты мужчина… Маша
1971 ф Пристань на том берегу Маруся
1975 ф Бегство мистера Мак-Кинли секретарша
1977 мтф Хождение по мукам Елизавета Киевна Расторгуева
1979 мтф Маленькие трагедии Царица ночи
1984 мтф Мёртвые души эпизод
1987 ф Крейцерова соната дама с лорнетом (эпизод)

Биография[ | ]

Происхождение

Мать актрисы Людмила Константиновна Генфер, в девичестве Гулая (23.01.1919—31.03.2006), была дочерью члена ЦК КП(б)У, наркома труда Украинской ССР Константина Макаровича Гулого (1887—1937), репрессированного в эпоху Большого террора. В 1939 году её мать встретила будущего отца Инны, забеременела, однако тот бросил Людмилу, не захотев связывать судьбу с дочерью врага народа. Через некоторое время она познакомилась с уроженцем Золотоноши, военным инженер-капитаном, выпускником Московского института путей сообщения Иосифом Соломоновичем Генфером (1905—?), в будущем — участником Великой Отечественной войны, кавалером ордена «Знак Почёта», начальником Московско-Рязанской железной дороги. Услышав, что Людмила планирует аборт, Иосиф сделал ей предложение в первый же вечер знакомства, женился и принял отцовство. Когда Инна подросла, мать рассказала ей о настоящем отце. В 19 лет Инна даже встретилась с ним, но, по словам матери, не испытала к нему никаких чувств, хотя тот очень переживал, что отказался от ребёнка, и вскоре умер от инфаркта.

Иосиф Генфер также рано ушёл из жизни, и Людмила Константиновна воспитывала дочь одна. Жили очень бедно, мама подрабатывала портнихой. Она планировала отдать Инну в институт иностранных языков, но та с детства мечтала стать актрисой. По окончании средней школы не поступила в театральный институт и занималась в студии при Центральном детском театре. В 1962—1964 годах училась в Театральном училище имени Щукина.

Карьера и личная жизнь

В 1960 году дебютировала в кино, исполнив роль Оли Рыжковой в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском». В 1961 году сыграла в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» свою самую значительную роль — роль деревенской девушки Наташи, доверчиво принимающей случайного человека за своего отца, пропавшего без вести на войне. Игра молодой актрисы отличалась высоким психологизмом и глубоким погружением в образ персонажа.

После этой работы Инна Гулая сыграла роль подруги Ярослава Гашека в совместном чехословацко-советском фильме «Большая дорога», а в 1965 году в фильме Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Время, вперёд!» — Шурочку, девушку начала 1930-х годов, захваченную пафосом гигантского строительства, новыми человеческими отношениями. Хотя в этих ролях не было достаточного материала для драматического развития, актриса открыла новую сторону своего таланта — тонкое чувство юмора.

Служила в московском Театре юного зрителя. В 1962 году вышла замуж за сценариста и поэта Геннадия Шпаликова; год спустя от этого брака родилась дочь Дарья. В 1966 году стала актрисой Театра-студии киноактёра. В том же году вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — единственная режиссёрская работа Шпаликова. В этом фильме Инна Гулая сыграла свою последнюю главную роль, по выражению Любови Аркус, «русскую Джельсомину из заплёванного райцентра». В СССР картина прошла малозамеченной. По мнению киноведа Валерия Фомина, картина Шпаликова стала финальной точкой в развитии кинематографа оттепели. У Шпаликова начался период творческой невостребованности. Инна Гулая также стала получать мало предложений сниматься в кино. Отсутствие работы осложняло и без того непростую семейную жизнь. По воспоминаниям кинодраматурга Натальи Фокиной, жены Льва Кулиджанова,

По мнению писателя и журналиста Александра Нилина,

Памятник на Домодедовском кладбище После скандалов и побегов Шпаликова из больницы, куда жена и тёща неоднократно клали его на лечение, Гулая в конце концов подала на развод, опасаясь за судьбу дочери. В 1974 году Геннадий Шпаликов повесился, а через 16 лет, 28 мая 1990 года, ушла из жизни и сама Гулая. Обстоятельства её смерти до сих пор доподлинно неизвестны. Актриса страдала от невостребованности в кино. Родственники и друзья Шпаликова прямо обвиняли актрису в том, что она подтолкнула бывшего мужа к смерти своим разводом, что привело к депрессиям и проблемам с алкоголем.

Смерть

26 мая 1990 года мать и дочь актрисы обнаружили её лежащей без сознания в квартире у распахнутого холодильника; на столе стояли банка молока и кастрюля с гречневой кашей, приготовленные для еды. Врачи приехали не сразу. Гулая скончалась спустя два дня в больнице, не приходя в сознание. По заключению судмедэкспертов, причиной смерти стала передозировка снотворного. Было возбуждено уголовное дело, прекращенное за недоказанностью. Жёлтая пресса поспешила объявить смерть самоубийством, однако Людмила Константиновна отвергла слухи. По её словам, дочь плохо спала в последнее время, принимала много снотворного и, скорее всего, просто не рассчитала дозу.

Похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой (участок 38).

Личная жизнь

Во время обучения Инна знакомится с будущим мужем. Геннадий Шпаликов – уникальная личность, «поэт кинематографа». Он буквально на ходу сочиняет гениальные стихи, а режиссеры выстраиваются в очередь за его сценариями. Вместе они создают прекрасную пару, оба востребованные и успешные, а впереди – огромная счастливая жизнь

Сразу после свадьбы Геннадий получает квартиру, и в марте 1963 года рождается их первая и единственная дочь Дарья. Карьера идет в гору. Оба нарасхват в кино. Но одно «но» омрачает совместную жизнь. Геннадий, в поисках вдохновения, часто подстегивает воображение алкоголем.

С мужем Геннадием и дочерью Дарьей

После рождения дочери Шпаликов трудится над сценарием фильма «Застава Ильича», Съемки идут тяжело, сценарий все время приходится переписывать из-за цензуры. Но самое неприятное случается на просмотре: Никите Хрущеву категорически не нравится фильм, он называет его «идеологической диверсией». После этого многие друзья и коллеги отворачиваются от их семьи. Инну перестают снимать, Геннадию тоже ничего не предлагают.

Не находя работы в Москве, Геннадий уезжает в Ленинград и снимает там фильм «Долгая счастливая жизнь» с Инной в главной роли. Этот фильм стал очередной большой неудачей Шпаликова, он фактически поставил крест на его карьере в кино.

Все эти события отражаются и на Инне, и на их семейной жизни, но по инерции супруги продолжают жить вместе. Из-за отсутствия признания и работы Геннадий беспощадно спивается. Вместе с матерью Инна пробует лечить мужа от алкоголизма, но тот все время сбегает из больницы. Совместная жизнь становится просто невыносимой, и Инна подает на развод. В начале семидесятых они разводятся.

Геннадий Шпаликов, оставив квартиру жене и дочери, практически превращается в бродягу. Сначала он ночует у друзей, а потом – где придется. 1 ноября 1974 года он совершает самоубийство, повесившись в Переделкино. Эта смерть становится большим потрясением для Инны. Многие обвинили ее в том, что она развелась с ним, бросив на произвол судьбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector