И жизнь, и слезы, и любовь: российские зрители не забывают николая губенко
Содержание:
ТАГАНКА
Николай Губенко познал вкус славы, когда еще был студентом. Сыграл в учебном спектакле «Карьера Артуро Уи» (запомним это название!) по Бертольду Брехту. И постановка неожиданно прогремела на всю Москву. О ней написали центральные газеты.
Посмотреть на Губенко в главной роли однажды пришел Юрий Любимов. Режиссер и худрук легендарного Театра на Таганке был впечатлен и сразу же пригласил молодого актера в свою труппу. Так началась история их дружбы и сотрудничества. А потом, к сожалению, история вражды.
Когда Любимова из-за его конфликтов с руководством Минкультуры и партийными бонзами вынудили уехать из СССР, Губенко возглавил театр. Но не почивал на лаврах, а настойчиво обивал пороги власть имущих с просьбой вернуть Юрия Петровича. Его вернули. Но приехал Любимов уже каким-то другим — с новыми взглядами на все, в том числе и на актеров, игравших в его постановках, и на политику театра в целом.
Поначалу противоречия между руководителем и подчиненными были тлеющими. Но через несколько лет все это переросло в открытую войну. Когда Любимов задумал уволить неугодных ему актеров, Губенко по-рыцарски встал на их защиту. Хотя лично ему увольнение не грозило. Он высказал в лицо Любимову все, что посчитал нужным, и ушел вместе с отвергнутыми мэтром артистами, основав «Содружество актеров Таганки». Это детище Николай Николаевич пестовал до конца своих дней.
«Театр — пожизненная галера, — говорил он. — Ни днем ни ночью не перестаешь думать о театре. Ночью снятся сны о нем, утром сталкиваешься с реальностью, и каждый раз это проблемы не только творческого порядка, а еще быт, зарплаты, жилье, болезни, похороны… Огромный комплекс проблем табора, который собрался неизвестно насколько».
Актер
Первый экранный герой, которого ему довелось сыграть, изображен на представленном ниже фото
В биографии Николая Николаевича Губенко важное событие — дебют в кино, который состоялся в 1964 году
В фильме «Застава Ильича» актер сыграл неунывающего оптимиста и ловеласа, в то же время человека прочных нравственных позиций. Режиссер фильма — Марлен Хуциев. Критики считают «Заставу Ильича» одной из самых значимых картин середины шестидесятых.
Всего 18 ролей в фильмографии Николая Николаевича Губенко. В биографии его как режиссера работ еще меньше, но среди них есть высоко отмеченные критиками. Первый полнометражный фильм Губенко снял в 1971 году.
Прежде чем рассказать о его режиссерских работах, стоит перечислить актерские. Он сыграл в таких фильмах, как «Пядь земли», «Последний жулик», «Пароль не нужен», «Мальчик и девочка», «Первый курьер», «Дворянское гнездо», «Директор», «Они сражались за Родину».
РОКОВАЯ РЕПЕТИЦИЯ
Справедливость он всегда ставил во главу угла, а еще верность. Он был верен выбранным для себя моральным принципам, верен родному, с нуля созданному театру, верен КПРФ, верен жене…
С супругой Жанной Болотовой прожил 50 лет! Причем красавица-актриса еще в самом начале отношений уходила от него к другому мужчине — художнику Николаю Двигубскому. Увлеклась им и даже выскочила за него замуж.
Брошенный актер поклялся: сделает все, чтобы любимая женщина снова была с ним! И добился своего. Болотова развелась с Двигубским и отправилась в ЗАГС с преданным Губенко.
Детей у них, увы, не было. Поэтому любовь и заботу супруги дарили только друг другу. Практически никогда не расставались. Неудивительно, что в конце марта этого года они и заболели вместе. Подхватили коронавирус.
Где? Как? Ведь оба строго соблюдали самоизоляцию, никуда не выходили. Исключение сделали лишь для репетиции спектакля «Карьера Артуро Уи», с которого началось когда-то актерское восхождение Губенко. Он решил возродить постановку. Посетил вместе с супругой всего один прогон, пообщался с приглашенным из Германии режиссером и… заразился.
Губенко и Болотова сумели тогда выкарабкаться. Но, видимо, последствия опасной инфекции подорвали жизненные силы Николая Николаевича. Возникли проблемы с сердцем. 16 августа оно остановилось. Получается, что в смерти «последнего рыцаря культуры» отчасти повинна проклятая «корона». И… спектакль, когда-то принесший ему славу. Так причудливо судьба закольцевала биографию Николая Губенко. Причем и по датам тоже. Актер всего день не дожил до своего 79-летия. Похоронили его на Кунцевском кладбище столицы…
Лидия Мезина.
Фото: РИА «Новости»/
Важные даты и события актерской карьеры
В 1960 году будущий великий артист отправился в Москву, где поступил на курс актерского мастерства ВГИК. С этого дня начался долгий путь к славе.
- 1962 год. Николай сыграл свою первую роль в постановке «Карьера Артура Уи» и снялся в кинофильме «Застава Ильича» в роли Коли Фокина. Успех фильма окрылил молодого актера и открыл перед ним двери в большой кинематограф. Талант Губенко заметил и Юрий Любимов, пригласив юношу в свой Театр на Таганке.
- 1964 год. Юноша закончил учебу на актерском факультете ВГИКа, продолжая играть главные роли в родном театре. Зрителям особенно запомнились образы Печорина, Борис Годунова, летчика Янг Суна.
- 1967 год. После роли Емельяна Пугачева и бешеного успеха, Губенко решил уйти из театра и посвятить свою жизнь кино.
- 1968 год. Поступление на режиссерский факультет ВГИКа. Первая короткометражная работа «Настасья и Фомка», благосклонно принятая кинокритиками.
- 1969 год. Главные роли в фильмах «Дворянское гнездо», «Золотые ворота», «Директор».
- 1970 год. Окончание режиссерского факультета. Начало работы над фильмом «Пришел солдат с фронта», где Губенко сыграл главную роль — вернувшегося с фронта Николая Егорова.
- 1972–1973 годы. Молодому режиссеру присуждена премия Ленинского комсомола и Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых.
- 1974 год. Написан сценарий и снят фильм «Если хочешь быть счастливым». Губенко присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
- 1975 год. Время активной детальности известного режиссера. Увидели свет фильмы «Они сражались за Родину» и «Прошу слова».
- 1976 год. Снят выстраданный и во многом автобиографический фильм «Подранки». Губенко сыграл в нем роль воспитателя, исполнил несколько песен.
- 1977–1978 годы. Режиссер занялся преподавательской деятельностью, прочитал курс лекций на Высших курсах сценаристов.
- 1980 год. Юрий Любимов уговорил актера вернуться в состав труппы театра и взять на себя роли Владимира Высоцкого.
- 1983 год. Появилась еще одна очень достойная работа Николая Николаевича как режиссера — «И жизнь, и слезы, и любовь». Начались съемки документального сериала «В. И. Ленин. Страницы жизни» с Губенко в роли Ильича.
- 1985 год. Присуждено звание Народного артиста РСФСР.
- 1987 год. Режиссер становится членом КПСС, а в марте занимает должность руководителя Театра на Таганке, где остается до 1992 года.
- 1988 год. Вышел последний фильм Николая Губенко в жанре социальной драмы «Запретная зона», закончены съемки документального фильма о В. И. Ленине.
- 1989–1991 годы. Работал министром культуры СССР. После отставки правительства Губенко еще 3 месяца исполнял свои обязанности, пока министерство не было упразднено.
- 1993 год. 22 апреля Николай Николаевич создал новый театр драмы и комедии, куда вместе с ним ушли еще 36 актеров с Таганки.
- 1995–2003 годы. Губенко избирался депутатом Госдумы II и III созывов от коммунистической партии РФ. Был председателем Комитета по культуре, членом Президиума ЦК КПРФ.
- 2001–2006 годы. Избран в Мосгордуму, работал в совете при президенте РФ по культурному наследию.
- 2009–2014 годы. Занимал должность заместителя председателя Московской гордумы.
- Скончался Н. Н. Губенко в августе 2021 года, не дожив суток до дня рождения от остановки сердца.
Детство и юность
Родился Николай Губенко в Одесских катакомбах во время артобстрела. Случилось это 17 августа 1941 года. Родителей мальчик не помнил.
Отец — военный летчик, в честь которого был назван малыш, уже воевал. В 1942 он погиб, так и не увидев сына. В том же году была повешена мать Николая за отказ работать на немцев. После трагедии трех старших сестер и брата забрали сердобольные соседи, а маленький Коля остался с бабушкой и дедушкой.
Николай Губенко в детстве
Детство мальчика было голодным и безрадостным. Желая как-то улучшить положение и дать ребенку будущее, дед в 1947 году обратился за помощью в одесский военкомат. Колю, как сына погибшего на фронте офицера, сразу определили в военную спецшколу, где он впервые за 6 лет наелся досыта.
Учащихся интерната готовили к офицерскому мундиру, поэтому в старших классах ряд предметов велся на иностранных языках. После успешной сдачи экзаменов юношу направили в Суворовское училище, где он записался в драмкружок. Чуть позже Николай начал посещать танцевальный кружок, увлекся театром, был участником ансамбля при местном Доме культуры.
Из-за сокращения армии Губенко не смог продолжить военное образование, но школьные увлечения помогли ему в 1958 году стать актером Театра юного зрителя, где он за два года сыграл множество ролей.
В молодости
Биография[ | ]
Родился 17 августа 1941 года в катакомбах Одессы, во время бомбёжки. Отец был военным лётчиком, бортмехаником бомбардировщика ТБ-3. Погиб в бою под Ворошиловградом в 1942 году. До Великой Отечественной войны мать работала главным конструктором Одесского крекинг-завода и была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. У Николая было три сестры и брат. По окончании войны с 1947 жил и учился в детском доме № 5 в Одессе. Затем был переведён в Суворовское училище с углублённым изучением английского языка, стал играть в театральном кружке. По окончании училища поступил в театральную студию при Доме актёра.
В 1958 году, по окончании театральной студии, его единственного зачислили в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя, где он играл небольшие эпизодические роли и в массовке. В начале 1960-х годов переехал в Москву и поступил на актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), который окончил 1964 году, и был принят в труппу Театра на Таганке. В 1962 году сыграл главную роль в спектакле объединённой мастерской ВГИКа «Карьера Артура Уи» по пьесе Б. Брехта.
Дебютировал в кино ролью в фильме «Застава Ильича», вышедшем в 1964 году. Первый актёрский успех пришёл после главной роли в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по Брехту.
В конце 1960-х годов его женой стала однокурсница по ВГИКу актриса Жанна Болотова, вместе они прожили более пятидесяти лет.
В 1968 году ушёл из театра на Таганке и вернулся во ВГИК на отделение режиссуры.
В 1970 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. В качестве режиссёра снял шесть полнометражных художественных фильмов, пять из них — по собственному сценарию и один короткометражный.
В 1977—1978 годах читал лекции по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
В 1964—1968 годах и с 1980-х годов — актёр Театра на Таганке, в 1987—1991 годах — главный режиссёр театра.
После возвращения Юрия Любимова часть коллектива призывает Губенко остаться художественным руководителем театра. В 1993 году становится руководителем театра «Содружество актёров Таганки», разместившегося в новом здании.
Являлся членом КПСС с 1987 года, на XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года был избран членом ЦК КПСС.
С 21 ноября 1989 года по 28 августа 1991 года — министр культуры СССР. После отставки Кабинета министров в августе 1991 года в течение трёх месяцев (до 27 ноября) был исполняющим обязанности министра культуры, пока министерство не было упразднено Госсоветом (вместо него был создан Комитет СССР по культуре).
С 1992 по 2021 год — президент Международной ассоциации содействия культуре.
Являлся членом КПРФ. Избирался в Госдуму II и III созывов (1995—2003) от КПРФ, был заместителем председателем Комитета по культуре и туризму (1995—1999) и председателем Комитета по культуре (1999—2003). С 20 апреля 1997 года по 25 мая 2002 года — член Президиума ЦК КПРФ. 25 мая 2002 года был исключён из КПРФ за отказ уйти с поста председателя Комитета, однако вскоре был восстановлен в партии.
В 2001—2006 годах — в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
В 2005 году был избран в Мосгордуму от КПРФ. На выборах в Московскую городскую думу 2009 года входил в первую тройку избирательного списка КПРФ.
21 октября 2009 года был избран заместителем председателя Московской городской Думы, 24 сентября 2014 года переизбрался на этот пост. В январе 2021 года на сессии городского парламента предложил ужесточить контроль за притоком нелегальных мигрантов в Россию. В апреле 2021 года призвал ввести в России налог на бездетность.
В сентябре 2021 года был вновь избран депутатом и вице-спикером Московской городской Думы.
Скончался 16 августа 2021 года за день до своего 79-летия в Москве после продолжительной болезни от остановки сердца. Прощание с актёром состоялось 19 августа в театре «Содружество актёров Таганки». Похоронен на Кунцевском кладбище.
Детство
Он родился в катакомбах под Одессой во время бомбежки 17 августа 1941 года. Отец ушел на фронт 23 июня. Через одиннадцать месяцев не стало матери будущего режиссера. Ее повесили немцы. Пятеро детей остались сиротам.
Младший, Николай, остался с дедушкой. Остальных воспитали чужие люди — они дали приемным детям свои фамилии и заменили им родителей. Дедушка вскоре умер, и мальчика определили в детдом.
О событиях из биографии Николая Николаевича Губенко можно узнать из картины «Подранки». Он и написал сценарий, и срежиссировал фильм, и сыграл одну из ролей. Эта кинолента, пожалуй, главная в творчестве Николая Николаевича Губенко, биография которого поражает обилием трагических моментов.
О том, что у него есть брат и сестра, будущий актер узнал только в шестнадцать лет. Герой фильма «Подранки», в основе которого лежит биография Николай Николаевича Губенко, — бывший воспитанник детдома. Став взрослым, он находит своих братьев, но встреча с ними приносит ему лишь огорчение.
В биографии Николая Николаевича Губенко светлых моментов куда больше, нежели в жизни героя этой киноленты. В детстве он не промышлял воровством, в отличие от беспризорника Алеши Бартенева. Его, сына военного и женщины, убитой оккупантами, отдали в особый интернат, где с воспитанниками, по словам режиссера, обращались хорошо.
«Для меня интернатское детство — это самые счастливые годы моей жизни», — однажды сказал Николай Николаевич Губенко. В биографиях «детей войны», как обычно называют тех, что появились на свет в конце тридцатых — начале сороковых, много сложных моментов. Голод, нищета, отсутствие жилплощади — все это было им хорошо знакомо. А потому Николай Губенко, осиротев в раннем возрасте, не чувствовал себя обделенным, несчастным: в послевоенное время тяжело жилось почти всем.
Среди бывших беспризорников в советский период было немало тех, кому удалось сделать успешную карьеру. Актер Николай Николаевич Губенко, биография которого подробно изложена ниже, о своем детстве говорит обычно без трагизма, а о советских лидерах, которые на протяжении последних тридцати лет подвергаются резкой критике, с некоторых восхищением.
Ранний период жизни
Николай Губенко родился в Одесских катакомбах во время обороны Одессы , младший из пяти детей. Его мать была русской, а отец — коренным украинцем ; Оба они погибли в 1942 году во время Великой Отечественной войны . Его отец присоединился к ВВС СССР до рождения Николая и погиб в бою под Ворошиловградом . Его мать, главный конструктор на одном из местных заводов, была допрошена во время нациста — румынская оккупация Одессы и убила после того, как она отказалась Collaborate; ее тело было возвращено дедушке Николая «со следами повешения».
Все братья и сестры Губенко были усыновлены, а он остался с бабушкой и дедушкой, которые после войны отправили его в Одесский детский дом . Затем он поступил в специальную школу-интернат с упором на английский язык. По окончании учебы он должен был поступить в Военный институт иностранных языков, но он был закрыт в 1955 году после военной реформы Никиты Хрущева . После этого в 1958 году поступил в Одесский Театр Юного Зрителя на работу рабочим сцены и статистом.
Детство актера
Жизнь будущего актера началась в суровое советское время. Мальчик родился в начале войны в городе, который расстреливался оккупантами. Отец служил на фронте военным летчиком и трагически погиб в боях в начале Великой Отечественной войны.
Мать Николай не помнит, потому что попрощался с ней в возрасте 11 месяцев. Женщину повесили немецко-румынские захватчики, и мальчик остался один. Страшные годы войны и суровое детство без родителей не погасили в мальчике интерес к жизни. Он воспитывался в детском доме.
Позднее его перевели в специальную школу, где часть предметов велась на английском языке. Коля рос активным ребенком, которого интересовало творчество. Он с детства участвовал в театральных постановках и с радостью бегал на репетиции и выступления. Во время учебы он знал, что хочет стать профессиональным актером и играть на сцене.
ТАГАНКА
Николай Губенко познал вкус славы, когда еще был студентом. Сыграл в учебном спектакле «Карьера Артуро Уи» (запомним это название!) по Бертольду Брехту. И постановка неожиданно прогремела на всю Москву. О ней написали центральные газеты.
Посмотреть на Губенко в главной роли однажды пришел Юрий Любимов. Режиссер и худрук легендарного Театра на Таганке был впечатлен и сразу же пригласил молодого актера в свою труппу. Так началась история их дружбы и сотрудничества. А потом, к сожалению, история вражды.
Когда Любимова из-за его конфликтов с руководством Минкультуры и партийными бонзами вынудили уехать из СССР, Губенко возглавил театр. Но не почивал на лаврах, а настойчиво обивал пороги власть имущих с просьбой вернуть Юрия Петровича. Его вернули. Но приехал Любимов уже каким-то другим — с новыми взглядами на все, в том числе и на актеров, игравших в его постановках, и на политику театра в целом.
Поначалу противоречия между руководителем и подчиненными были тлеющими. Но через несколько лет все это переросло в открытую войну. Когда Любимов задумал уволить неугодных ему актеров, Губенко по-рыцарски встал на их защиту. Хотя лично ему увольнение не грозило. Он высказал в лицо Любимову все, что посчитал нужным, и ушел вместе с отвергнутыми мэтром артистами, основав «Содружество актеров Таганки». Это детище Николай Николаевич пестовал до конца своих дней.
«Театр — пожизненная галера, — говорил он. — Ни днем ни ночью не перестаешь думать о театре. Ночью снятся сны о нем, утром сталкиваешься с реальностью, и каждый раз это проблемы не только творческого порядка, а еще быт, зарплаты, жилье, болезни, похороны… Огромный комплекс проблем табора, который собрался неизвестно насколько».
Рауф Арашуков. Падение газового принца
Именно Губенко начал хлопотать о возвращении режиссера на родину – благо, в стране как раз началась перестройка. На это ушло два года, после чего Губенко честно вручил Любимову его театр – и остался там простым актером.
Тогда никто не мог предположить, что уже в 1992 году между бывшим и настоящим директором Театра на Таганке вспыхнет конфликт, и труппа в итоге будет расколота. Часть актеров ушла вместе с Губенко и образовала новый театр со сходным названием – Содружество актеров Таганки. Они получили новое здание, и до ухода Любимова с поста директора между двумя коллективами фактически шла холодная война.
Против потока
В те же годы Губенко принял решение, которое шло вразрез с основным руслом течения и политики, и дум и устремлений творческой интеллигентности. В 1987 году он вступил в коммунистическую партию – и уже не отказывался от своих взглядов. Более того – в 1989 году популярный актер и режиссер занял кресло министра культуры СССР. Он оказался последним человеком, занимавшим этот пост, и ушел вместе с упразднением ведомства.
Однако от занятий политикой Губенко не отказался. В 1995 году он пришел в Госдуму, представляя наследницу КПСС – Коммунистическую партию Российской Федерации. Он проработал там два срока, до 2003 года. Потом два года был в Совете при президенте по культуре и искусству, а в 2005 впервые был избран депутатом Мосгордумы. Спустя четыре года он стал заместителем председателя московского парламента, этот пост он занимает до сих пор.
Не подчинился партийной дисциплине
В 2002 году фракция КПРФ в федеральном парламенте вступила в конфликт с фракцией движения «Единства». Было принято решение освободить все руководящие посты, однако трое из представителей КПРФ отказались подчиниться этому решению. Это были спикер Государственной думы Геннадий Селезнев, глава комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Светлана Горячева и Николай Губенко, занимавший пост руководителя комитета по культуре.
И тогда всех троих за неподчинение партийной дисциплине исключили из партии. Селезнев и Горячева ушли в другие партии, а вот Губенко в КПРФ восстановился. И то сказать, от того, что известного актера и режиссера исключили, коммунисты проиграли гораздо больше, чем их мятежный однопартиец.
Как-то его спросили о ностальгии по СССР. Он возразил – дело не в ностальгии, а в том, что стране требуется «реанимация исторической памяти» и солидарность и объединение народа.
Театр и кино
В 1964 году окончил в Москве Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где обучался в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Параллельно с учебой во ВГИКе некоторое время занимался с преподавателями из циркового училища, впоследствии полученные навыки он использовал как в кино, так и в театре (в частности, в поставленном им спектакле 2010 года «Арена жизни»).
На втором курсе снялся в одной из главных ролей в кинофильме режиссера Марлена Хуциева «Застава Ильича» — Коли Фокина (фильм вышел на экраны в 1964 году). Эта роль открыла для Губенко путь в большой кинематограф. В том же году успешно сыграл Артуро Уи (сатирический портрет Адольфа Гитлера) в дипломном спектакле «Карьера Артуро Уи» по Бертольту Брехту. Актера заметил главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов и пригласил его в свою труппу.
На Таганке Губенко получил несколько заметных ролей: летчика («Добрый человек из Сезуана» Брехта), Керенского («Десять дней, которые потрясли мир» по мотивам книги Джона Рида), Пугачева (одноименный спектакль по поэме Сергея Есенина), Печорина («Герой нашего времени» Михаила Лермонтова), Годунова («Борис Годунов» Александра Пушкина) и др. В 1968 году Губенко ушел из театра, чтобы продолжить образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров ВГИКа (окончил в 1969 году).
В качестве режиссера снял шесть полнометражных фильмов, пять из них — по собственному сценарию: «Пришел солдат с фронта» (1971; сценарий Василия Шукшина), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки» (1976), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988). По словам Губенко, эти ленты он создавал, основываясь на личном опыте, на том, что он «досконально изучил и прочувствовал». Например, для фильма «Из жизни отдыхающих» он месяц провел в одном из санаториев в Мисхоре (Крым), записывая на диктофон разговоры с разными людьми. Потом эти записи легли в основу сценария.
В 1980 году по просьбе Юрия Любимова Губенко вернулся в актерский состав театра. После отъезда в 1983 году Любимова из СССР и лишения его советского гражданства включился в борьбу за его возвращение в страну. В марте 1987 года, после смерти Анатолия Эфроса, возглавлявшего театр вместо Любимова, худсовет «Таганки» единогласно избрал Губенко новым руководителем. Эту должность он покинул в ноябре 1989 года, когда был назначен на пост министра культуры СССР, оставшись при этом в труппе театра.
В начале 1990-х годов, после возвращения Юрия Любимова в театр, в коллективе сложилась конфликтная ситуация. В частности, недовольство вызвали намерения Любимова приватизировать театр и перейти на контрактную систему. В итоге в 1993 году 36 актеров труппы (в том числе Леонид Филатов, Зинаида Славина, Инна Ульянова, Нина Шацкая) во главе с Губенко основали новый театр — «Содружество актеров Таганки» (размещается в новом здании Театра на Таганке). Среди спектаклей, поставленных Губенко в «Содружестве», «Белые столбы» (по произведениям Салтыкова-Щедрина, 1994), «Четыре тоста за Победу» (1995), «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)» (1998), «Афган» (1999).
Параллельно с работой в театре и режиссурой снимался в кино. В разные годы сыграл порядка 20 киноролей. Самые известные из них — Василий Блюхер («Пароль не нужен», 1967), лейтенант Голощёков («Они сражались за Родину», 1975), Сергей Уваров («Прошу слова», 1975).