Фильмография жан-люк годар

С чего начать

Кадр из фильма «На последнем дыхании». 1960 год

С его полнометражного дебюта «На последнем дыхании» (1960), главные роли в котором сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Фильм получил приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале, стал самой известной рабо­той Годара и манифестом французской «новой волны». После этой картины 30-лет­ний режиссер мог больше ничего не снимать — он уже вошел в историю мирового кино.

Главные фильмы французской «новой волны»

Как Годар, Трюффо и другие режиссеры экспериментировали с камерой, актерами и цветом

Бельмондо, сыгравший молодого преступника Мишеля Пуакара, обаятельного циника, похожего на персонажей Хамфри Богарта из американских фильмов в стиле нуар, был уверен, что «На последнем дыхании» никогда не выйдет в прокат — настолько съемки проходили странно, непривычно. Вместо сцена­рия у Годара был толстенный блокнот с описанием сцен, но без единой реп­лики. Режиссер ставил актерам задачу, и дальше они свободно импровизи­ро­вали. На первых зрителей произвело сильное впечатление то, что действие французского фильма переместилось из студийных павильонов в крохотные квартирки, гостиничные номера, на площади и в закоулки Парижа — камеры нового поколения позволяли снимать в недостаточно освещенных простран­ствах и записывать синхронный, то есть живой, а не воспроизведенный на сту­дии, звук. Для того чтобы камера стала подвижной, динамичной, оператора Рауля Кутара усадили в раздобытую Годаром инвалидную коляску, и режиссер сам катил ее в нужном темпе. А когда потребовалось сократить уже готовый фильм, Годар просто вырезал все переходы между сценами, и появилось ощу­ще­ние рваного, дерганого, идущего рывками повествования.

Фильм производил впечатление глотка свежего воздуха. Так кино еще не делал никто. «На последнем дыхании» воспринимали как водораздел между старым и новым кино. Теперь было понятно, что снимать как раньше уже нельзя.

аудио!

Французская «новая волна»: революция в кино

Как молодые режиссеры отказались от «папиного кино» и нарушили все правила киноискусства

История жизни Жан-Люка Годара

В «Маленьком солдате» (1961) Годар рассказывал о журналисте, которого террористы пытаются использовать в борьбе против подпольной организации алжирских патриотов в Женеве. Однако фильм запретила цензура, и лишь в 1963 году он вышел на экран. Годара обвинили в симпатиях к коммунистам, а лидер французских националистов Ле Пен и вовсе потребовал выслать режиссера из страны. Жан-Люк получал письма с угрозами, а однажды ночью какие-то воинствующие молодчики разбили камнями окно его квартиры на Сен-Дени… 

В начале шестидесятых Годар работает много и плодотворно. Он снимает один фильм за другим «Женщина есть женщина (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Карабинеры» (1963), «Презрение» (1963) по А. Моравиа, «Замужняя женщина» (1964), «Отдельная банда» (1964). Годар обретает своеобразный стиль киноповествования, выраженный в динамичном монтаже, частом применении ручной камеры, в использовании натуры вместо павильонных декораций, в нетрадиционной лексике диалогов, в которых уличная речь чередуется с цитатами из литературы. 

Годар часто определяет свои фильмы как «музыку, сочиненную при помощи красок», или «социологическое эссе в форме романа». О «новой волне» он писал:

«Я думаю, что кино показывает только любовные истории. В военных фильмах идет речь о любви парней к оружию, в гангстерских — о любви парней к краже… А «новая волна» принесла любовь к кино. Трюффо, Риветт, я сам и еще двое или трое полюбили кино, прежде чем полюбили женщин, деньги, войну…» 

Свою жену Анну Карину Годар снял в семи фильмах. Он заставлял ее героинь глупо предавать, легкомысленно изменять и снова возвращаться как ни в чем не бывало.

«Я думаю, что Анна была со мной несчастна, — скажет потом Жан-Люк. — Она никогда меня не понимала и не знала, как играть в моих фильмах. Но была так искренна в своем желании мне помочь…» 

С двадцати лет Годар носил черные очки. 14 февраля 1968 года он потерял их в драке с полицией, когда «дети Синематеки» протестовали против смещения Анри Ланглуа с поста ее директора. Потеря очков совпала с обращением «прозревшего» Годара в маоистскую веру. Вечерами он пропадал на занятиях в политических кружках. Вместе с Пазолини Жан-Люк называл свои фильмы «найденными на свалке». 

9 июня 1971 года Годар страшно разбился на мотоцикле «Я лечился в больнице два или три года, это была моя собственная гражданская война. Другие воевали во Вьетнаме, я был в больнице». Чуть оправившись, он сделал фильм «Все хорошо» (1972), разрекламированный как возвращение Годара в кино. В этой картине Джейн Фонда должна была играть роль прогрессивной журналистки, Ив Монтан — бывшего члена социалистической партии. Годар не счел нужным познакомить актеров со сценарием, и они ничего не знали ни о своих персонажах, ни об основной идее, ни о содержании фильма. Джейн чувствовала себя растерянной, Монтан же наорал на Годара и ушел, хлопнув дверью. Мир был восстановлен лишь после того, как режиссер все же поделился с ними своими замыслами. 

Эта ситуация типична для Годара — режиссера-деспота, который полагал, что «актеры просто-напросто винтики, которые выражают то, что от них требуют… Но они не хотят быть простыми солдатами. Они принимают себя за полковников». 

Годар уезжает сначала в Гренобль, потом в Швейцарию, наступают (в сотрудничестве с Анн-Мари Мьевилль) «годы видео» (1973-1979). Годар — первый, кто осмыслил видео как новый вид искусства, принципиально отличный от кино.

Семь классических кадров из фильмов Годара

1 / 7

Кадр из фильма «На последнем дыхании». 1960 год

Знаменитая прогулка персонажей Жан-Поля Бельмондо и Джин Сиберг по Елисейским Полям.

Impéria Films, Société Nouvelle de Cinéma

2 / 7

Кадр из фильма «Презрение». 1963 год

Легендарный Фриц Ланг, создатель «Усталой смерти» (1921) и «Метрополиса» (1927), в роли кинорежиссера.

Les Films Concordia, Rome Paris Films, Compagnia Cinematografica Champion

3 / 7

Кадр из фильма «Банда аутсайдеров». 1964 год

Пробежка по залам Лувра, процитированная Бертолуччи в «Мечтателях».

Columbia Pictures

4 / 7

Кадр из фильма «Альфавиль». 1965 год

Анна Карина в футуристическом интерьере офисного небоскреба компании Électricité de France, расположенном в квартале Ла-Дефанс, который тогда еще только строился.

Athos Films, Filmstudio Chaumiane

5 / 7

Кадр из фильма «Безумный Пьеро». 1965 год

Синий, белый, красный — Годар выстраивает колористическую драматургию фильма в цветах французского флага.

Dino de Laurentiis Cinematografica, Rome Paris Films, Société Nouvelle de Cinématographie

6 / 7

Кадр из фильма «Мужское-женское». 1966 год

Жан-Пьер Лео и Шанталь Гойя воплощают две стихии — революционную и реакционную, активную и инертную, бунтарскую и конформистскую.

Anouchka Films, Argos Films, Sandrews, Svensk Filmindustri

7 / 7

Кадр из фильма «Китаянка». 1967 год

Вольная экранизация «Бесов» Достоевского оказалась предсказанием майской революции 1968-го за год до ее начала.

Anouchka Films, Athos Films, Les Productions de la Guéville, Parc Film, Simar Films

Цитаты о Годаре

Жан-Люк Годар на кинофестивале в Каннах. 1997 год

«То, что восхищает в нем больше всего, — это презрение к структуре фильма и даже к самому фильму — своего рода анархическое, нигилистическое презрение»  Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Cinemotionlab. 9 ноября 2015..

«Талант Годара деконструирует объект — как Пикассо, с которым его очень часто сравнивают, он разрушает то, что делает. Он создает искусство разру­шения»  Там же.. 

«Все картины „новой волны“ спрессовались для меня в одну, откуда выска­кивают разные персонажи. Из нее только резко выходит Годар. Его фильмы для меня стали неожиданностью, принципиальной неожиданностью. В них все было другое — и монтаж, и герой. Для меня это была маленькая революция. И потом каждый новый фильм Годара становился событием. Когда я снимал во Франции, то даже попросил показать нашей группе все его фильмы. Многих из них не оказалось на кассетах, и нам их показывали в кинотеатре в восемь утра»  А. Герман. Новая волна — сорок лет спустя // Искусство кино. № 5. 1999.. 

«Первый фильм „новой волны“ „На последнем дыхании“ я посмотрел вместе с Андреем Тарковским в Белых Столбах. Это был шок. Годар совершил настоя­щее открытие в киноязыке, все законы им были нарушены. Такого мы до этого не видели. Да и не только мы — мир не видел. Трюффо, которого посмотрел тогда же, тоже произвел впечатление, но Годар гораздо большее. Удивитель­ный язык, свобода изложения, другое дыхание. Годар был единственным, хотя и Трюффо, и Луи Маль тоже люди талантливые. Но Годар сломал весь синтак­сис. При этом он был исключительно последователен и с годами не отказался от своих принципов, как это сделали многие режиссеры „новой волны“. Всегда обращаясь не к нижнему этажу человеческого сознания, а к верхнему, он в сво­ем творчестве шел не от эмоций, а от головы»  А. Кончаловский. Новая волна — сорок лет спустя // Искусство кино. № 5. 1999. . 

«Никто сегодня не современен настолько, насколько Годар. Никогда не было более смелого, концептуального, шикарного и непочтительного режиссера»  Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Cinemotionlab. 9 ноября 2015.. 

как начать смотреть фильмы:

Вуди Аллена

Микеланджело Антониони

Милоша Формана

Джима Джармуша

Акиры Куросавы

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Чтение дня

Маринетти декламирует «Битву при Адрианополе»Похмелье дня

У Венички на пути к Курскому вокзалуИкона дня

Святые Власий и Спиридон

Архив

Жан-Люк Годар: Не думаю, что Спилберг думает о зрителях

Кинорежиссер Жан-Люк Годар, фото соцсети Франко-швейцарский кинорежиссер Жан-Люк Годар – человек «сложный». У него есть свое преставление о кино, политике, жизни. И он открыто позиционирует свои взгляды. Ждать данное интервью пришлось более двух лет, но благодаря французским коллегам оно состоялось. Жан-Люк Годар.

-Месье, как вы относитесь к российскому кино?

-Я думаю, что российские фильмы надо иногда смотреть. Мне кажется, что они слишком быстры… Нужно продлить движение. Следует оставлять недосказанность, пустоту. Человеческая история складывается из пауз. Тогда она реалистична.

-Должно ли хорошее кино стоить больших денег?

-Для меня всегда важен зритель. Он должен видеть на экране не то, что происходит в жизни, а то, что он не увидит нигде. Большие деньги… Когда речь идет о больших деньгах, то забывается сам зритель. Я не думаю, что, например, Спилберг думает только о зрителях… Его проекты миллионные. Да, миллионные… Где тут место зрителю? Если только зритель не думает так, как он.

-Вы знаете, что вы популярны в России?

-Да. Я наблюдаю за вашей страной. И в политическом плане. Я не знаю г-на Путина и потому не могу о нем говорить. Но меня трогает то, что происходит в России. Думаю, что к России следует другим странам относиться с теплотой, добром. Такая моя позиция.

-Что самое важное в кино? На ваш взгляд. -Когда-то были жесты… Сейчас думаю, что лицо

Да, лицо. Оно передает все. Все оттенки

-Когда-то были жесты… Сейчас думаю, что лицо. Да, лицо. Оно передает все. Все оттенки.

-Вы философ и в обыденной жизни?

-Я люблю подумать… Но я всегда ищу позитив, а его можно найти только в негативе. Без этого невозможно.

-Вы не думали снять, например, военный фильм?

-Нет. У меня аллергия на все военное.

-Вы сожалеете о чем-нибудь?

-Да. О своей молодости. Мы были смелые, принципиальные, хотели дать миру что-то новое. Я часто думаю об этом. Хотел бы вернуться в то время. Может и вернусь… В старости уже нечего терять… Наши тела становятся холодными, но вы живы. А это значит, что еще хотим чего-то.

-Благодарю.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Как Дмитрий Нагиев сыграл Чикатило
Как работодатели следят за своими сотрудниками и насколько это законно
Роскосмос и Первый канал объявили, что актриса Юлия Пересильд и режиссёр Клим Шипенко полетят на МКС
Японец, приговорённый к смертной казни по сфабрикованному делу, провёл в тюрьме 48 лет
Президент РФ Владимир Путин назвал события вокруг Белоруссии «всплеском эмоций»
Строительство нитки «В» газопровода «Северный поток 2» почти завершено, работы ведутся под охраной плотного кольца кораблей
Вместо психотерапевта – театр!
Первому советскому рок-н-роллу исполнится 60 лет
Газпром не согласился принять новые условия Украины
Андрей Зайцев: «Важно, чтобы о блокаде помнили!»
The Trumpet: Байден, возможно, подписал «смертный приговор» Украине решением по «Северному потоку — 2»
Путин поздравил Асада с переизбранием на пост президента Сирии
WhatsApp взяли измором
В России отмечают День пограничника

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

  • Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Или

Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту

С кем работал Годар

Жан-Люк Годар на съемках фильма «Страсть». 1982 год

Главной актрисой Годара стала его первая жена Анна Карина, вместе они сделали девять фильмов (самые известные из них «Маленький солдат», «Женщина есть женщина», «Альфавиль»).

После расставания с Кариной режиссер начинает работать со своей новой женой Анн Вяземски, она снимается в политических картинах («Китаянка», «Уик-энд», «Борьба в Италии»). В 2017 году воспоминания Вяземски лягут в основу биографического фильма «Молодой Годар», который поставит Мишель Хазанавичус. Годара сыграет Луи Гаррель. А главный герой просто проигнорирует факт выхода картины и сделает вид, что ничего не произошло.

На мужские роли Годар чаще других приглашал Жан-Пьера Лео, одну из клю­чевых фигур «новой волны». Вместе они сделали 11 картин.

17 фильмов, в том числе ключевые работы 1960-х («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро», «Китаянка»), Годар создал вместе с оператором Раулем Кутаром. В руках Кутара камера становилась точным, почти научным инстру­ментом исследования реальности.

«Жить своей жизнью», 1962

Кинокритики же порой расходятся во мнениях, называя порой лучшим фильмом Годара не «На последнем дыхании», а именно «Жить своей жизнью». Драма из двенадцати эпизодов повествует о молодой женщине Нане, которая хочет быть свободной и независимой, однако сталкивается с материальными трудностями. Чтобы выжить, ей приходится стать проституткой. Годар заимствовал эстетику cinéma vérité, которая сочетала в себе документальное и игровое кино. Фильм отличается от многих других творений «новой волны», так как, отличие от ранних картин Годара, снят габаритной профессиональной камерой Mitchell.

Фильмы

Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.

Режиссер Жан-Люк Годар

Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.

В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.

Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»

С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.

Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.

Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»

Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.

В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:

Фильм Жан-Люка Годара «Презрение»

После этого, в 1965 году, режиссер снял «Альфавиль» — фантастическую нуарную дистопию, поднимающую вопросы тоталитарной власти и освещающую негативные стороны технократии.

На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.

Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»

К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».

За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».

Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»

В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.

2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector