Актеры фильма «гладиатор»: тогда и сейчас
Содержание:
- Заложник – Луцилла
- Актерский состав киноленты 20 лет тому назад и сегодня
- Тирания – Коммод
- Фильм посвящен памяти Оливера Рида
- История создания
- Интересные факты[править]
- Настоящие тигры и смерть Оливера Рида
- Сюжет
- «Возвращение блеска поблекшему жанру»
- Сюжет[править | править код]
- Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей
- Критика, рецензии
- «Возвращение блеска поблекшему жанру»
- Описание картины «Гладиатор»
- Интересные факты
- Шесть ключевых образов в фильме Гладиатор
- Производство
- Голос народа – сенатор Грак
- Оливер Рид в роли Проксимо
- Оливер Рид (1938 — 1999)
- Интересные факты[править | править код]
- Рассел Кроу (1964)
- Критика, рецензии
Заложник – Луцилла
Самая могущественная женщина в империи, к которой питают уважение Максимус, в извращенном смысле брат, отец Марк Аврелий и даже члены сената. При всем своем родословном положении, почти в самом начале событий фильма Гладиатор героиня Конни Нильсен становится заложником ситуации. Она прекрасно понимает, что брат убил любимого ей отца, что он после сам не скрывает в разговоре. В этом смысле очень показательна и эмоциональна сцена, где Луцилла дает Коммоду пощечину за содеянное, а после целует императорский перстень, признаваясь в безвыходности ситуации для нее и ее сына. Тогда она еще не осознает, какая опасность угрожает Люцию от дяди. Обстоятельства вынуждают ее молчать по отношению к судьбе Максимуса, которого она до сих пор любит и уважает.
За этой маской покорности, тем не менее, живет женщина, которая готова пойти на свержение своего брата, чтобы избавиться от тирана. Эти планы не имеют какой-то очерченной формы до того, как выясняется, что Максимус жив. Человек, который способен свергнуть императора, объединить людей. Луцилла начинает действовать, почти незамедлительно выходя на связь с генералом. Она уже тогда очень рискует собой и своим сыном, ведь тот же Проксимо мог раскрыть происходящее императору. Нам дают понять, что Луцилла и Грак уже тесно общались раньше и она знала о настроениях в сенате, которым только нужна была искра, которой и стало появление на горизонте мятежного генерала и гладиатора.
Пока в воздухе висит неопределенность, главный женский персонаж фильма вынужден терпеть постоянные угрозы, намеки от собственного брата. Намеки на то, что Коммод питает к сестре нездоровую связь, перерастают в не что большее. Он сначала просит у нее ласки, а после и вовсе признается, что видит ее в своей постели и матерью их будущего общего ребенка, который унаследует великую Римскую империю. Мальчик Люций, в этой ситуации, выступает лишь пешкой в игре угроз.
Актерский состав киноленты 20 лет тому назад и сегодня
Рассел Кроу — австралийский и американский киноактёр и режиссёр.
Рассел Кроу (1964 г.р.)«Когда Рассел берёт на себя роль, он привносит много полезного, действительно выкладывается, и у него много идей. Как только мы выбрали его на роль Максимуса, он начал читать сочинения Марка Аврелия и знакомиться с историей Римской империи. Он и по другим темам очень начитан»
Кадр из кинофильма «Гладиатор» (2000). Рассел Кроу в роли генерала Максимуса.
Хоакин Феникс — американский актёр, продюсер, музыкант и клипмейкер.
Хоакин Феникс в роли Коммода
Конни Нильсон — датская актриса.
Конни Нильсон — в роли принцессы Люциллы, старшей сестры Коммода
Джимон Хонсу — американский актёр и модель бенинского происхождения.
Джимон Хонсу
Оливер Рид — известный британский актёр.
Оливер Рид (1938 – 1999)
Что и почему изменил польский режиссёр Ежи Гофман в популярном романе «Огнем и мечом», снимая одноименный фильм.
Тирания – Коммод
Сюжетные чаши весов ставят протагониста Максимуса и антагониста Коммода на противоположные чаши весов личностных качеств. Фактически Коммод воплощает в себе гамму противоречивых и оппозиционных к генералу качеств. Там, где наш главный герой готов умереть во имя чести, новый император уничтожает ее остатки в себе, если таковые вообще были на момент начала событий. Один стоит за друзей и защищает женщину, а другой видит в окружении врагов и хочет вступить с сестрой в не природную связь. Пока Максимус с высоко поднятой головой смотрит в лицо смерти и своим врагам, как бы сильны те не были, владыка Римской империи плачет и жалуется на то, что он бессилен. Теперь самый известный гладиатор одолевает врагов с численным превосходством, а молодой наследник прибегает к низким методам, чтобы выглядеть лучше перед публикой.
Оставляя за кадром реальную историю безумного правления Коммода в реальности, мы имеем художественного антагониста, образ которого формируется заведомо негативно. Каким предстает будущий император с первых сцен фильма Гладиатор. Пока шла война, он месяц путешествовал со всеми условиями, под охраной, а теперь приехал, как ему кажется, получить власть от отца. Он упражняется утром в бое на мечах, но не имеет реального боевого опыта, кроме как со специально обученными слугами. Питает неподобающую слабость к своей сестре в сексуальном контексте. И все это еще до того, как Коммод предстает убийцей собственного отца, лжецом, лже-императором, единоличным судьей для семьи Максимуса.
Коммода мало интересует состояние его армии в Германии, так как он спешит вернуться в Рим и войти туда, как завоеватель. Нам так и не дают понять, почему Коммода вообще нужно свергать, как правителя, кроме как его личных качеств и истории с наследием титула. Чуть позже становится ясно, что Коммод желает узурпировать власть в империи, еще более упрочнив власть и влияние императора. Это противоречит мечте и последней воле обожаемого всеми императора Марка Аврелия. В этом смысле ребяческие амбиции и жажда власти сына противопоставлены многолетней мудрости философа и мыслителя, достойного правителя. Марк Аврелий завоевывал и народы, убивал и грабил, но через четверть века устал от этого и дает понять, что был заложником системы. Коммод же наоборот, хочет править и покорять всех – от сестры в постели до сената и других народов.
Одной из ярких сцен Gladiator, которая все же показывает нам Коммода в качестве правителя, оказывается первый опыт на слушаниях в сенате. Он выглядит скучающим, слушая проблемы своего народа, играется с мечом, а после угрожает одному из самых влиятельных народных избранников. Чума в районах Рима мало заботит нового императора. В еще одной сцене после он, без вникания в суть дела, подписывает свитки, пока ведет монолог о том, что действительно его заботит – о своем враге.
Вместе со всеми своими амбициями, как правителя самой великой державы своего времени, Коммод вынужден считаться с мнением толпы. Если он может послать свои вооруженные отряды заткнуть одного из сенаторов, подавить очаг сопротивления в стане гладиаторов и приструнить сестру угрозой расправы над ее сыном, 50-тысячный гул Колизея и столько же пар глаз, остужают пыл Коммода. То есть фактически, антагонист в фильме не показан злым гением и мастером закулисных интриг, который может коренным образом изменить окружающий мир. Коммод разрывается между собственными фантазиями, ненавистью к Максимусу, одержимостью сестрой, и мнение черни.
Фильм посвящен памяти Оливера Рида
В успешной актерской карьере Оливера Рида одной из лучших ролей является образ Проксимо. Именитый британский исполнитель прославился в работах Кена Рассела «Дьяволы», «Влюбленные женщины», «Листомания», «Томми». Достойным завершением актерского пути для Рида стало участие в проекте Ридли Скотта, он скончался во время съемочного процесса от сердечного приступа. Поэтому отдельные сцены с его участием после кончины актеры завершались при помощи компьютерной графики, образ буквально «впечатали» постфактум. «Гладиатор» актеры, работавшие с Оливером до трагедии, решили посвятить его памяти, создатели поддержали данное начинание.
История создания
Эпик «Гладиатор» актеры, привлеченные к созданию ленты, неслучайно считают значимой вехой в своей творческой карьере, ведь в режиссерское кресло компания «ДримУоркс» усадила одного из самых ярких визионеров современности – Ридли Скотта. Постановщик оправдал доверие кинокомпании, кстати, совладельцем и руководителем которой является не менее легендарная личность – Стивен Спилберг.
Ридли Скотт покорил зрителей и кинокритиков своим невероятным умением в создании мощных, запоминающихся батальных сцен и гладиаторских сражений. После откровенно провального проекта режиссер пообещал Спилбергу, заинтересовавшемуся историческими картинами, сделать все возможное и невозможное, чтобы окупились затраты на производство пеплума «Гладиатор».
Актеры 2000-х, обладающие мировой известностью, настороженно отнеслись к смелой идее, поэтому режиссеру пришлось обратить свое внимание на не менее талантливых исполнителей, не взобравшихся еще на вершину киноолимпа. Постановщику удалось уговорить сниматься засветившегося в «Секретах Лос-Анджелеса» Рассела Кроу
Актер должен был перевоплотиться в брутального генерала и гладиатора, не побоявшегося бросить вызов империи.
Скотт сдержал обещание – кассовые сборы превысили производственный бюджет в 5 раз. Постановщик был обеспечен работой в самых крупных голливудских блокбастерах, Рассел Кроу — армадой преданных поклонниц, обожающих кино «Гладиатор», актеры — значимой вехой в карьере, а человечество – одним из самых великолепных исторических эпиков за всю историю киноиндустрии.
Интересные факты[править]
- Мелу Гибсону предлагали главную роль. Он отказался. Ему было 43 года, и он решил, что слишком стар, чтобы играть Максимуса. Кроме того, он и так известен по роли «Безумного Макса», мстящего за убитых жену и сына.
- Рассел Кроу подружился с сэром Ричардом Харрисом во время съёмок. Оливер Рид же сразу отнёсся к Кроу с неприязнью.
- Распространённым заблуждением является то, что римский император поднимал большой палец вверх, чтобы показать, что гладиатора следует пощадить, тогда как большой палец, направленный вниз, означал, что для поверженного гладиатора не будет никакой пощады. На самом деле всё было наоборот: большой палец вверх символизировал действие меча (и, следовательно, смерть), а большой палец вниз — меч в ножнах (милость). Съёмочная группа знала об этом во время съёмок фильма, но решила не запутывать зрителей.
- Ридли Скотт всегда хотел видеть в роли Коммода именно Хоакина Феникса.
- Реальный Коммод был единственным римским императором в истории, который сражался как гладиатор на арене. Однако он делал это несколько раз, а не один раз. Кроме того, он не был убит на арене, а был задушен в своих покоях атлетом по имени Нарцисс.
- Битву с германцами пришлось снимать 20 дней.
- Джаннина Фасио, сыгравшая жену Максимуса, в 2015 году вышла замуж за Ридли Скотта.
- Фильм не понравился известному критику Роджеру Эберту.
- Хоакин Феникс настолько увлёкся сценой, когда Коммод в его исполнении убивает своего отца, что впоследствии потерял сознание.
- Конни Нильсен и Томми Флэнаган родились в один и тот же день одного и того же года.
Настоящие тигры и смерть Оливера Рида
Съёмки картины проходили с января по май 1999 года. Они стартовали в Германии — там были проработаны открывающие сцены. Затем группа получила разрешение на съёмки на лесном участке рядом с аэропортом около Голуэя. По словам Ридли Скотта, впоследствии там планировалась стройка и лес в любом случае должны были вырубить. Владельцам земли оказалось выгоднее отдать её для сожжения кинематографистам, чем чистить самостоятельно.
Над сценами в Древнем Риме шла работа на Мальте, в форте Рикасоли. Из гипса и фанеры была построена копия части римского Колизея высотой порядка 16 м. Возведение конструкции заняло несколько месяцев и обошлось примерно в $1 млн. С обратной стороны сооружения отстроили комнаты, установили скульптуры, колоннады, торговые площадки и разместили мебель для ряда сцен.
Съёмочная группа стремилась к максимальной натуралистичности. И это касалось всех аспектов съёмочного процесса. Одна из знаковых сцен «Гладиатора», когда во время сражения Максимуса с Тигром из Галлии на арене появляются живые тигры, была снята с участием настоящих животных. Они находились всего в 5 м от Рассела Кроу. На площадке постоянно присутствовал ветеринар с дротиками-транквилизаторами, готовый усыпить зверей, если что-то пойдёт не так.
Даже ловушки в деревянном полу, из которых выпускали тигров в этой сцене, действительно применялись для подобных целей в Колизее и были выполнены с исторической точностью.
В одной из сцен Максимус описывает свой дом. Он рассказывает, как устроена его кухня, как пахнет в доме утром и ночью. Ничего из этого не было в сценарии. Рассел Кроу сам придумал речь и описал свой настоящий дом в Австралии.
Ридли Скотт всегда позитивно относился к подобным инициативам актёра. Он отмечал, что Кроу — соавтор картин, в которых снимается.
«Когда Рассел берёт на себя роль, он привносит много полезного, действительно выкладывается, и у него много идей. Как только мы выбрали его на роль Максимуса, он начал читать сочинения Марка Аврелия и знакомиться с историей Римской империи. Он и по другим темам очень начитан», — цитирует режиссёра The Hollywood Interview.
Значительные корректировки претерпела и открывающая сцена, в которой Максимус идёт по пшеничному полю. Изначально предполагалось, что эти кадры станут последними, но уже на монтаже было принято решение перенести их в начало.
Ещё одной причиной частичной переработки сценария стала смерть актёра Оливера Рида за три недели до окончания съёмок. Его герой Проксимо очень важен для сюжета, поэтому в страховке Рида был пункт, согласно которому создатели фильма могли переснять все сцены с другим актёром. Однако Ридли Скотт принял решение сохранить кадры с участием Рида. В результате финальные сцены были переписаны, а фильм доделывали с помощью CGI и дублёра.
«Оливер был тем, кого я бы назвал «очаровательным негодяем». Он был замечательным актёром, невероятно глубоким. Я знал, что для этой роли мне нужен актёр типа Роберта Шоу, который был крепкий как кремень, но также имел чувствительную сторону. Таких актёров, как Шоу и Рид, осталось совсем немного. В их числе Ричард Харрис и Дэвид Хеммингс, но оба уже задействованы в фильме», — рассказал режиссёр.
Сюжет
По словам продюсера Дугласа Уика, причина задержки фильма в значительной степени связана со смертью в финале главного героя Рассела Кроу, Максимуса. Творческая команда авторов пока не выбрала версию сценария, поэтому сюжет неизвестен.
Ранее сообщалось, что первоначально план Ридли Скотта на продолжение сильно отличался от первого фильма. Идея была в том, чтобы как-то воскресить бесстрашного командира Максимуса Децима Меридиуса. Герой мог бы, например, появляться в разные периоды времени и влиять на ключевые события истории. Это крайне интригующая идея, однако она порождает массу споров как у зрителей, так и у сценаристов.
Со временем планы Скотта были пересмотрены, и сиквел «Гладиатора» должен был быть уже без Максимуса. Фильм бы сосредоточился на сыне Лусиллы, персонаже Конни Нильсен, Люциусе. Во время событий первой части Люциус был всего лишь мальчиком, которого играл Спенсер Трит Кларк. Одним из последних обновлений, касающихся производства “Гладиатора 2”, стало заявление продюсера Уолтера Ф. Паркса, что план сиквела состоит в том, чтобы «поднять историю 30 лет спустя … 25 лет спустя».
И, наконец, Дуглас Уик пошутил об одном из способов возвращения Максимуса. Идея, которая пришла от самой главной звезды, Рассела Кроу:
Звучит безумно, но, возможно, в этом что-то есть!
«Возвращение блеска поблекшему жанру»
Звёздная премьера «Гладиатора» состоялась 1 мая 2000 года в Беверли-Хиллз, а в прокат лента вышла на несколько дней позже. В России и ряде других европейских стран показ «Гладиатора» стартовал 18 мая.
За первый уикенд в США картина собрала почти $35 млн (и две недели продержалась на первом месте), а всего в домашнем прокате заработала более $187 млн. Прибыль от зарубежных показов составила около $273 млн, а общие сборы преодолели отметку $460 млн. По результатам года фильм стал вторым по сборам в международном прокате (больше заработал только приключенческий боевик «Миссия: невыполнима 2»).
Кроме того, «Гладиатору» присудили «Золотой глобус» в главной номинации (также награду получили композиторы фильма), пять премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий, и многие другие награды. На данный момент у фильма 76% «свежести» по версии Rotten Tomatoes. Зрительский рейтинг картины — 87%.
Критики уделяли особое внимание трём аспектам ленты. Прежде всего, многие хвалили игру Рассела Кроу — журналист The Guardian Питер Брэдшоу даже называл его Максимуса суперменом из Колизея. В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ
В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ.
«Мощные и кровавые боевые сцены, захватывающая история мести и настоящее путешествие примерно на 2000 лет в прошлое — эпическая картина Ридли Скотта об интригах и героизме в Римской империи возвращает блеск и увлекательность поблекшему жанру, который часто становится предметом насмешек и всё же подарил как минимум одному поколению кинозрителей некоторые из самых дорогих воспоминаний юности», — отзывался о фильме критик Тодд Маккарти в статье для Variety.
После успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом и Орландо Блумом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты. Однако «Гладиатор» был первым подобным проектом после многолетнего затишья.
Интересно, что фильм Скотта оказал влияние не только на кино, но и на издательское дело. Резкий подъём интереса к античности даже окрестили «эффектом «Гладиатора». Возрос спрос на художественную литературу о римской империи — в частности, на роман Говарда Фаста «Спартак», на основе которого снят известный фильм 1960 года. Также увеличились продажи биографии Цицерона и сочинений императора-философа Марка Аврелия — одного из героев фильма.
Список источников
Сюжет[править | править код]
Внимание! Ниже упоминаются сюжетные повороты или даже раскрывается концовка.
1-й вариант описанияправить | править код
В великой Римской империи не было военачальника, равного генералу Максимусу. Непобедимые легионы, которыми командовал этот благородный воин, боготворили его и могли последовать за ним даже в ад.
Но случилось так, что отважный Максимус, готовый сразиться с любым противником в честном бою, оказался бессилен против вероломных придворных интриг. Генерала предали и приговорили к смерти. Чудом избежав гибели, Максимус становится гладиатором.
Быстро снискав себе славу в кровавых поединках, он оказывается в знаменитом римском Колизее, на арене которого он встретится в смертельной схватке со своим заклятым врагом…
2-й вариант описанияправить | править код
В последние дни своего правления Марк Аврелий, стареющий император, поверг своего сына Коммодуса в ярость, объявив своим наследником Максимуса. Рвущийся к власти Коммодус убивает своего отца и приказывает убить Максимуса. Последний, узнав об этом, прячется и скрываясь, становится рабом-гладиатором. В конце концов, Максимус возвращается в Рим, чтобы противостоять своему главному сопернику…
3-й вариант описанияправить | править код
Римская империя, II век нашей эры. Престарелый император Марк Аврелий решает сделать военачальника Максимуса своим преемником, дабы тот, как честный человек, вернул государственную власть в руки народа и Сената. Конечно, это приводит в ярость Коммода, сына императора. Юноша убивает отца, расправляется с семьей Максимуса и пытается уничтожить самого полководца. Однако великого воина не так легко убить. Максимус возвращается в Рим — теперь уже не предводителем легионов, а рабом-гладиатором…
4-й вариант описанияправить | править код
Максимус — влиятельный римский полководец, которого любит и уважает народ, а также престарелый император Марк Аврелий. Перед своей смертью император назначает Максимуса своим наследником и следующим повелителем Рима в обход своего родного сына Коммода. Но после его кончины борьба за власть только начинается. В итоге Максимуса, отказавшегося присягнуть Коммоду, приговаривают к смерти. Но полководцу удаётся бежать и возвратиться домой. Но там Максимус обнаруживает всю свою семью убитой. Могущественный некогда полководец после смерти родных смиряется не только с поражением на военном олимпе, но и со своей участью изгоя. Максимуса заставляют принимать участие в гладиаторских боях до тех пор, пока однажды его кто-нибудь не убьёт. Но Максимус не хочет цепляться за свою пропащую жизнь всеми возможными способами, выигрывая поединки. Он одержим мыслью когда-либо добраться до самого верха трибун, где сидит его палач, и взглянуть Коммоду в глаза. И вот однажды труппа гладиаторов Максимуса приезжает на выступления в Рим…
Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей
- Роль генерала Максимуса исполнил новозеландский актер Рассел Кроу. Рассел Айра Кроу — так звучит полное имя актера. На момент съемок в «Гладиаторе» он уже был довольно популярен, в основном, благодаря роли в нуар-детективе «Секреты Лос-Анджелеса». Но по-настоящему громкую славу ему принес именно «Гладиатор».
Роль убийцы императора Коммода сыграл Хоакин Феникс, актер из Пуэрто-Рико, обладающий яркой внешностью и несомненным талантом – его экранный Коммод получился на редкость отвратительной личностью.
Роль Луциллы исполнила датская актриса Конни Нильсен,на счету которой более сорока ролей в кино.
Критика, рецензии
Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.
Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.
«Возвращение блеска поблекшему жанру»
Звёздная премьера «Гладиатора» состоялась 1 мая 2000 года в Беверли-Хиллз, а в прокат лента вышла на несколько дней позже. В России и ряде других европейских стран показ «Гладиатора» стартовал 18 мая.
За первый уикенд в США картина собрала почти $35 млн (и две недели продержалась на первом месте), а всего в домашнем прокате заработала более $187 млн. Прибыль от зарубежных показов составила около $273 млн, а общие сборы преодолели отметку $460 млн. По результатам года фильм стал вторым по сборам в международном прокате (больше заработал только приключенческий боевик «Миссия: невыполнима 2»).
Кроме того, «Гладиатору» присудили «Золотой глобус» в главной номинации (также награду получили композиторы фильма), пять премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий, и многие другие награды. На данный момент у фильма 76% «свежести» по версии Rotten Tomatoes. Зрительский рейтинг картины — 87%.
Критики уделяли особое внимание трём аспектам ленты. Прежде всего, многие хвалили игру Рассела Кроу — журналист The Guardian Питер Брэдшоу даже называл его Максимуса суперменом из Колизея
В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ.
«Мощные и кровавые боевые сцены, захватывающая история мести и настоящее путешествие примерно на 2000 лет в прошлое — эпическая картина Ридли Скотта об интригах и героизме в Римской империи возвращает блеск и увлекательность поблекшему жанру, который часто становится предметом насмешек и всё же подарил как минимум одному поколению кинозрителей некоторые из самых дорогих воспоминаний юности», — отзывался о фильме критик Тодд Маккарти в статье для Variety.
После успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом и Орландо Блумом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты. Однако «Гладиатор» был первым подобным проектом после многолетнего затишья.
Интересно, что фильм Скотта оказал влияние не только на кино, но и на издательское дело. Резкий подъём интереса к античности даже окрестили «эффектом «Гладиатора». Возрос спрос на художественную литературу о римской империи — в частности, на роман Говарда Фаста «Спартак», на основе которого снят известный фильм 1960 года. Также увеличились продажи биографии Цицерона и сочинений императора-философа Марка Аврелия — одного из героев фильма.
Описание картины «Гладиатор»
180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема. Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…
Интересные факты
Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.
Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.
Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.
Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.
Шесть ключевых образов в фильме Гладиатор
Хотя на первый взгляд, фильм Гладиатор Ридли Скотта выводит на первый план лишь противостояние ненависти между полководцев Максимусом и наследником Римской империи Коммодусом, второй план фильма довольно богат на запоминающихся личностей. Гладиатор не дает нам определенной четкой картины того, в каком состоянии пребывает государство во время описываемых событий, поэтому разные действующие лица истории по-своему дополняют историческую эпоху своими историями. Ключевым эмоциональным мотивом, пронизывающим всю историю картины, выступает тема чести. Через призму ее реализации развиваются все основные персонажи.
Производство
Режиссер – Ридли Скотт (“Чужой”, “Ганнибал”, “Черный ястреб”, “Хорошая жена”, “Клондайк”).
Закадровая команда:
- Сценарий: Питер Крэйг (“Город воров”);
- Продюсеры: Дуглас Уик (“Деловая женщина”, “Волк”, “Мемуары гейши”), Люси Фишер (“Самый пьяный округ в мире”, “Питер Пэн”, “Великий Гэтсби”), Дэвид Францони (“Джек-попрыгунчик”, “Король Артур”), Лори МакДональд (“Поймай меня, если сможешь”, “Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит”, “Терминал”) и др.;
- Операторская работа: Дариуш Вольски (“Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца”, “Ворон”).
Студии
- MacDonald/Parkes Productions.
- Paramount Pictures.
- Red Wagon Films.
- Scott Free Enterprises.
По словам Дуглас Уика, на момент лета 2020 года готового сценария у создателей пока нет. Авторы озабочены тем, что могут испортить оригинальный фильм сиквелом, поэтому так долго работают над новой историей.
Голос народа – сенатор Грак
Хотя Коммод и говорит, что не знает других сенаторов Рима, которые бы жили также хорошо, как Грак, этот образ хорошо вписывается в концепцию пересмотра такого понятия, как честь. Да, он богат, владеет слугами и пользуется популярностью в народе и сенате
Вместе с этим, избранник народа обращает внимание император на реальные проблемы, вплоть до угрозы эпидемии чумы. Как выясняется, Коммод начинает устанавливать диктат, постепенно упраздняя влияние сената на происходящее в стране
Он готов участвовать в свержении жестокого молодого императора, открыто выражает критику в его адрес, но также не готов сменить одного диктатора на другого. В конечном итоге, Грак делает все во славу Рима, как неоднократно повторяется эта фраза в фильме Гладиатор. В один момент он теряет все свое положение и имущество, будучи заключенным в тюрьму, как заговорщик. Но показан нам, как один из тех, кто будет исполнять ту самую мечту Марка Аврелия, которая слишком хрупкая, чтобы ее произносить вслух.
Оливер Рид в роли Проксимо
Оливер Рид — английский актер, который из-за буйного нрава и злоупотребления алкогольными напитками упустил возможность сняться во многих мировых кинохитах. Но его фильмография и без того превышает сто кинолент. Актер имеет мировую известность. Картина «Гладиатор» вышла в прокат уже после кончины Рида, который умер от сердечного приступа. В работе Скотта он играет роль жестокого и беспощадного рабовладельца. Оливер Рид так и не увидел готовую версию киноленты «Гладиатор». Актеры, работавшие с ним на съемочной площадке, выразили искренние соболезнования семье умершего.
«Гладиатор» – потрясающий исторический фильм невиданного доселе размаха. Такую грандиозную, эпическую киноленту подарить миру мог лишь классик современного кинематографа, такой как Ридли Скотт.
Оливер Рид (1938 — 1999)
Фильм «Гладиатор»: актер Оливер Рид в роли Проксимо — тогда и в последние годы
Проксимо — учитель и хозяин гладиаторов, которому рабовладелец продал Максимуса в качестве компенсации за “бракованную” партию жирафов.
Актеры фильма «Троя»: тогда и сейчас
Британец Оливер Рид начал сниматься еще с конца 1950-х годов, однако долгое время его никто не воспринимал в качестве актера. В 1961 году вышел фильм “Проклятие оборотня”, после которого Рида стали звать в более серьезные киноленты. С тех пор его фильмография пополнилась картинами “Влюбленные женщины”, “Три мушкетера. Подвески королевы”, “Десять негритят”, “Христофор Колумб” и “Приключения барона Мюнхгаузена”.
Роль Проксимо в “Гладиаторе” стала для Оливера Рида последней, так как 2 мая 1999 года он умер на Мальте, где снимался очередной фильм. Причиной смерти стал сердечный приступ. Перед гибелью Рид злоупотреблял спиртным.
Интересные факты[править | править код]
- Мелу Гибсону предлагали главную роль. Он отказался. Ему было 43 года, и он решил, что слишком стар, чтобы играть Максимуса. Кроме того, он и так известен по роли «Безумного Макса», мстящего за убитых жену и сына.
- Рассел Кроу подружился с сэром Ричардом Харрисом во время съёмок. Оливер Рид же сразу отнёсся к Кроу с неприязнью.
- Распространённым заблуждением является то, что римский император поднимал большой палец вверх, чтобы показать, что гладиатора следует пощадить, тогда как большой палец, направленный вниз, означал, что для поверженного гладиатора не будет никакой пощады. На самом деле всё было наоборот: большой палец вверх символизировал действие меча (и, следовательно, смерть), а большой палец вниз — меч в ножнах (милость). Съёмочная группа знала об этом во время съёмок фильма, но решила не запутывать зрителей.
- Ридли Скотт всегда хотел видеть в роли Коммода именно Хоакина Феникса.
- Реальный Коммод был единственным римским императором в истории, который сражался как гладиатор на арене. Однако он делал это несколько раз, а не один раз. Кроме того, он не был убит на арене, а был задушен в своих покоях атлетом по имени Нарцисс.
- Битву с германцами пришлось снимать 20 дней.
- Джаннина Фасио, сыгравшая жену Максимуса, в 2015 году вышла замуж за Ридли Скотта.
- Фильм не понравился известному критику Роджеру Эберту.
- Хоакин Феникс настолько увлёкся сценой, когда Коммод в его исполнении убивает своего отца, что впоследствии потерял сознание.
- Конни Нильсен и Томми Флэнаган родились в один и тот же день одного и того же года.
Рассел Кроу (1964)
Фильм «Гладиатор»: актер Рассел Кроу в роли Максимуса — тогда и сейчас
7 ведущих культовых шоу: тогда и сейчас
Максимус — лучший полководец Римской империи, который потерял жену и сына, после чего стал гладиатором.
Роль полководца исполнил американский актер Рассел Кроу. За игру в “Гладиаторе” его наградили премией “Оскар”. Творческая карьера Кроу началась в 1990 году с фильма “Перекресток”. Рассел Кроу сыграл в таких картинах, как “Быстрый и мертвый”, “Игры разума”, “Большая игра”, “Отверженные”, “Ной” и “Славные парни”.
В 2018 году с его участием вышла кинолента “Исчезнувший мальчик”.
Критика, рецензии
Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.
Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.