Фильм «саранча»: отзывы, актеры
Содержание:
Криминальная мыльная опера
Зритель спустя почти 20 лет задает себе вопрос: «Почему столь неожиданно закрыли сериал „Перекресток“? Ведь он был таким популярным и мог существовать на экранах как минимум еще несколько лет?» Создатели сериала не любят говорить об истинных причинах, однако известно, что «Перекресток» прекратил свое существование из-за того, что команда, создававшая сериал, фактически раскололась. Чтобы не погружаться в сплетни и досужие вымыслы, ограничимся следующей информацией: к концу существования сериала команда сценаристов и режиссеров рассорилась с продюсерами проекта, и стало ясно, что продолжать сериал просто не получится.
Тогда продюсер Абай Карпыков принял решение закончить с «Перекрестком» и объявил о старте нового сериала. Жанром для нового проекта выбрали «криминальную мыльную оперу».
Надо напомнить, что пристрастия телезрителей в начале «нулевых» по сравнению с серединой 90-х сильно изменились. В 1995 году, когда запускался «Перекресток», в чести были «Санта-Барбара», «Династия», «Даллас» и латиноамериканские мыльные оперы. Когда в 2001 году стартовала «Саранча», повестку «диктовали» российские криминальные сериалы — «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Марш Турецкого» и другие. Было решено учесть этот тренд и в то же время не отходить от стилистики «Перекрестка», чтобы удержать «старую» аудиторию. Создателям сериала это удалось. Чтобы добавить съемкам достоверности, сценаристов и режиссеров водили на экскурсии в полицию.
— Я считаю, что успех «Саранчи» во многом в том, что ее от начала до конца делала одна команда сценаристов, режиссеров, продюсеров, — рассказывает сценарист проекта Альбина Ахметова. — Всё делалось очень слаженно, не было никаких интриг, подсиживаний и перетягиваний канатов. Сюжетные линии тоже разрабатывались совместно на авторских конференциях. «Саранча» — плод коллективного интеллекта.
Как снималась «Саранча»
Сериал шел полтора года — с сентября 2001 по март 2003 года. Как и в «Перекрестке», все съемки проходили в декорациях, выстроенных в павильонах «Казахфильма» и на территории самой киностудии. Чтобы картинка не полностью пересекалась с «Перекрестком», заявочные планы снимались в центре города, туда изредка вывозили актеров и снимали там фоновые проходки.
Всего было снято 195 серий. Над созданием сценария к сериалу трудились семеро сценаристов: Зауреш Ергалиева, Альбина Ахметова, Оксана Бондаренко, Алексей Григорьев, Люция Иржанова, Альфия Юсупова и Виктор Турунтаев.
Режиссерами картины выступили Алексей Григорьев, Михаил Балыкин, Елена Которова и Галина Ефимова — известный театральный режиссер и исполнительница роли Светланы Свиридовой в «Перекрестке». Вот что Галина Викторовна вспоминает о работе над сериалом.
— Мне посчастливилось работать с лучшими актерами Казахстана — Асанали Ашимовым, Владимиром Толоконниковым, Жанной Куанышевой, Юрием Капустиным, Бахтияром Кожой, Газизой Абдинабиевой. Актерский состав был просто потрясающим. Особо я открыла для себя Данагуль Темирсултанову, Ирину Лебсак, Ольгу Коржеву и Болата Абдильманова.
— Вспоминается всегда хорошее, хотя было и много сложного. Как режиссеру мне впервые приходилось снимать драки, перестрелки, захваты, а времени на это было очень и очень мало — в неделю надо было выдавать две серии. Соответственно, приходилось работать в очень быстром темпе.
Режиссёр
Режиссёрское кресло фильма занял достаточно популярный, но нетипичный для российского кинематографа человек по имени Егор Баранов. Он снимает кино уже около 10 лет. Однако ни одну из его работ нельзя назвать классической. В частности, свой путь он начинал с трэк-комедии «Соловей-разбойник», снятой в лучших традициях жанра и высоко оцененной узким кругом лиц. За год до этого он также отметился занятной работой под названием «Самоубийцы». Совсем недавно он также порадовал нас первым российским фильмом ужасов, за который не стыдно. Речь о «Гоголе: Начало», созданном в лучших традициях «Сонной лощины». В промежутках между этими фильмами он как раз таки поставил данный эротический триллер «Саранча», не сыскавший славы в прокате, но позволивший режиссёру в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Остается лишь надеяться, что Егор Баранов продолжит работать в том же духе и ещё неоднократно подарит нам блистательные фильмы самых разных жанров.
Также стоит отметить, что продюсерами фильма «Саранча» выступили всем хорошо известные Константин Эрнст и Александр Цекало, уже давно ставшие главной надеждой не только отечественного телевидения, но и кинематографа. Именно их перу принадлежат самые скандальные и дерзкие проекты нашей страны.
Саранча как «фабрика звезд» казахстанского кино
«Саранча» упрочила популярность актеров, которые перекочевали в нее из «Перекрестка». А для поднятия рейтинга в сериал приглашались и звезды эстрады, солистки популярных в те годы поп-групп. Как, к примеру, Светлана Черняк (ныне — Ягудина), которая исполнила роль главной авантюристки сериала Аллы Фетисовой. Тогда она была солисткой популярного в те годы дуэта «ПараЛель».
— В мае 2002 года вышел наш клип «Карлыгаш», — говорит Асель Садвакасова, — и нашему директору позвонила кастинг-директор «Саранчи» и пригласила меня на пробы. Продюсеры группы отпустили меня на съемки с учетом гастрольного графика. Когда пришла на кастинг, я встретилась с Абаем Карпыковым. Как выяснилось, он увидел наш клип и сказал: «Это именно та девочка, которая мне нужна на эту роль». Когда меня утвердили, я была как никогда счастлива. Интересно, что моя героиня попадает в семью, которую играли Азат Сейтметов и Данагуль Темирсултанова, спустя много лет ставшая моей киносвекровью в фильмах «Келинка тоже человек». Это просто судьба!
Сериал открыл много других новых имен, сегодня эти актеры добились серьезных успехов в отечественном кино и в театре. «Саранча» стала дебютом, к примеру, для одного из самых популярных театральных актеров Казахстана Чингиза Капина — в сериале он сыграл подростка-наркомана Есена.
— В 2001 году я был студентом хореографического училища имени Селезнева, — рассказывает Чингиз Капин. — Я не понимал, что меня ждет, но безумно хотел сниматься. Кастинг длился почти полтора месяца. А первый съемочный день случился 24 июля — в мой день рождения. Для меня было настоящим подарком общение со старшими товарищами — актерами театров Лермонтова и Ауэзова, звездами казахстанского кино. Меня поразили британские стандарты, по которым работали создатели «Саранчи» — не так часто встретишь подобный уровень в сегодняшнем кино.
— Я ностальгирую по тем временам — мы все втайне надеемся, что Абай Садвакасович Карпыков снова всех нас соберет, и мы поработаем. По сей день процентов пятьдесят людей узнают меня именно по «Саранче» и до сих пор называют Есеном. Некоторые произносят страшную для актера фразу «Я вырос на вашем сериале», после которой мы все впадаем в депрессию, понимая, как мы постарели. Это, конечно, я шучу. Но я хотел бы поблагодарить всех, кто делал этот сериал: актеров, режиссеров, коллег. На этом сериале я обрел настоящих друзей — Альмири Карпыкова, Сайю Есмурзаеву и Настю Темкину, с которой, к сожалению, мы больше не общаемся. Но «Саранча» по-прежнему в моем сердце. Это сериал, который исполнил мои мечты.
Популярными сериал сделал и актерскую чету — Азата Сейтметова и Данагуль Темирсултанову, которые и здесь играли супругов — продажного следователя, «оборотня в погонах» Мирзу Матажанова и его требовательную супругу Жанбибу.
Роль другого «оборотня в погонах» Серика Куатбаева принесла популярность актеру Ержану Тусупову. На сегодня его самые известные роли были сыграны им в фильмах «Карой», «Кто вы, господин Ка?» и «Тренинг личностного роста», который в 2019 году получил Гран-при Московского международного кинофестиваля.
Почти в самом финале «Саранчи» появляется актер Азамат Сатыбалды, который также стал впоследствии популярным киноактером, а сегодня является директором ТЮЗа имени Габита Мусрепова.
Стала известной благодаря сериалу и актриса Алма Рулас — потом она сыграла в сериалах «К вам едет доктор Ахметова» и «Игра на вылет». Сейчас Алма живет в Москве, снимается в российских проектах и работает ассистентом режиссера.
После «Саранчи» в сериальной индустрии Казахстана наступила долгая пауза, которая продолжалась вплоть до конца «нулевых». Новых сериалов не снималось, члены уникальной съемочной команды разъехались из страны или сменили род деятельности. И уже на рубеже «нулевых» и «десятых» ставить на ноги сериальную индустрию казахстанскому кино пришлось с чистого листа.
Почему сериал забылся?
Причин тому несколько. Сериал создавался под патронажем небезызвестного Рахата Алиева. В одной из серий даже снялся сын Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой Нурали Алиев. Он сыграл моряка, который собирается в дальнее плавание и случайно встречается с одной из главных героинь. После попадания Алиева в опалу и его бегства из страны в 2007 году сериал был под неформальным запретом. Лишь пару лет назад этот запрет был снят.
— Я думаю, что сериал «Перекресток» полностью попал в свое время — шли девяностые, и жизнь во всей стране пересекалась с тем, что шло по телевизору. Люди видели себя, свой город, свою жизнь — там было много юмора, теплоты, человеческих взаимоотношений, — вспоминает Галина Ефимова. — Иногда люди слышали там ответ на вопрос: «Как теперь жить? В этой нашей новой жизни?» Люди очень любили «Перекресток», и если я сзади слышала обращение «Светочка», я оборачивалась. Люди верили в нас, актеров «Перекрестка», как в настоящих живых людей.
— Сериал «Саранча» не хуже, чем «Перекресток», а в техническом плане, пожалуй, даже и лучше. Но это другой жанр — это первый криминальный сериал в Казахстане. Здесь в центре истории следователи, криминальные авторитеты, наркотрафик, грабежи и заказные убийства. Это было на порядок сложнее снимать, тем более — на территории киностудии.
Никогда не забуду эпизод, где «накрывают» наркотрафик. Тогда целый караван грузовиков мы гоняли по киностудии, при этом шел ливень, который смывал нанесенные художниками номера на грузовики. И у меня никак не получалось снять этот дубль! То же самое с трюками, драками. В общем, «Саранча» — сложнопостановочный сериал. Вероятно, у зрителя не хватило времени привыкнуть к нему. Если бы сериал шел подольше, может, и он бы стал таким же народным, как «Перекресток». А может, нужны были уже другие истории.
Увы, не обошлось и без печальных форс-мажоров. С исполнителем роли Льва Наумовича — замечательным артистом Юрием Капустиным — произошел инсульт, несчастье случилось прямо на съемках одного из дублей. Совсем вывести Капустина из повествования не удалось — на нем была завязана очень важная сюжетная линия. Поэтому создателям ничего не оставалось, кроме как «пропасть без вести» героя Капустина до тех пор, пока он более или менее не придет в себя
Затем героя вернули, но по сюжету он уже не играл столь важной роли: в ближайших сериях после возвращения герой Капустина был арестован и посажен в тюрьму
К сожалению, и сегодня Юрий Николаевич Капустин не в лучшей форме — приступы с тех пор не раз повторялись. Сейчас Капустин не выходит на сцену родного Лермонтовского театра и почти не снимается в кино. Пожелаем здоровья прекрасному артисту!
О чем сериал?
В недрах Комитета Национальной безопасности Казахстана разработана операция по пресечению наркотрафика. Криминальный авторитет Арыстан Бапишев по кличке Бек решает провезти крупную партию наркотиков под видом ядохимикатов против саранчи. В то же самое время Бек для отвода глаз открывает центр по борьбе с наркотиками.
Но в городе, совершенно независимо от Бека, начинается сбыт нового наркотика АД 1. Охоту на наркодилеров начинают следователь КНБ Арман Чингизов, действующий под видом своего брата-близнеца, следователя полиции Искандера Чингизова, и сам Бек. Однако доблестный следователь вскоре понимает, что среди его сотрудников полно «крыс»…
Рейтинг «Саранчи» действительно ничем не уступал «Перекрестку», и на актеров обрушилась волна славы. Те, кто уже снимались в «Перекрестке», получили двойную дозу известности. Выросло число желающих посетить казахстанские театры, чтобы посмотреть на «живых» актеров «Перекрестка» и «Саранчи».
По сюжету отец главных героинь Алмы и Назиры — вдовец. Рассуждая о жизни непутевых дочерей, герой (в исполнении Толеубека Аралбая) часто разговаривает с портретом жены на стене. Это портрет Бикен Римовой в молодости, и героиню сериала тоже зовут Бикен.
Интересно, что именно «Саранче» во многом должна быть благодарна казахстанская полиция — за повышение статус профессии.
— Есть легенда, что именно после сериала было принято решение сделать ремонт в ДВД, поскольку сериальные кабинеты выглядели пятизвездочными номерами по сравнению с реальными. Кстати, после выхода определенного количества серий заметно поднялся престиж полиции в глазах обывателей. И вовсе не из-за героической картинки на экране. Мы показали стражей порядка обычными людьми, которые совершают ошибки, находятся порой на грани отчаяния, вынуждены решать семейные проблемы различной сложности, вплоть до подмены ребенка, которая случилась много лет назад. И, несмотря на жизненные перипетии, они выполняют свою работу, — рассказывает Альбина Ахметова.
Пётр Фёдоров
Роль Артёма в кинокартине сыграл Пётр Фёдоров, который прекрасно знаком зрителям России. Связано это с тем, что за последние лет 10 он, наравне с Данилой Козловским, является самым востребованным актёром, не боящимся пробовать свои силы в фильмах разных жанров. Но именно в «Саранче» талант Петра раскрылся с небывалой силой.
Первый серьёзный успех к Петру Фёдорову пришёл после участия в телесериале «Клуб», который выходил на экраны вплоть до 2009 года. Следом за ним последовала роль в фильме «Россия 88», повествующем о российских правых скинхедах. Далее, как известно, артист окончательно закрепил за собой статус главной звезды страны, появившись в проектах Федора Бондарчука и Алексея Мизгирёва. Так что всем почитателям творчества Фёдорова фильм «Саранча» обязателен к просмотру.
Сюжет
В центре сюжета этой истории оказывается молодой человек Артем, который ведет ничем не примечательную жизнь. Он беден и является простым работягой, который привык к скромному существованию и уже не надеется на то, что когда-либо сможет построить блистательную карьеру и разбогатеть. Лера — полная противоположность главного героя. Она является дочерью невероятно богатых родителей, которые расписали её дальнейшую жизнь ещё с самого детства. Она никогда не нуждалась в деньгах и могла позволить себе жизнь на широкую ногу. Казалось бы, таких людей вряд ли что-то может объединить. Однако случайное знакомство на курорте обернулось для Леры и Артёма бурным страстным романом, который продлился несколько недель. Они провели друг с другом несколько незабываемых ночей, которые навсегда изменили их жизнь.
Однако затем Лера всё же вышла замуж за друга отца по его наставлению. Артем, назло героине, также женился на богатой женщине старше себя, к которой не испытывает абсолютно никаких серьёзных чувств. Но вскоре влечение вновь свело их вместе, и они погрузились в пучину страсти, которая способна разрушить их привычные представления о мире. Смогут ли они обрести счастье или же данному роману не суждено окончиться хэппи-эндом?