Топ-18 лучших фильмов про раздвоение личности

Дороти Миллс (Dorothy Mills) 2008

Жанр: триллер, драма, детектив, фэнтези

Рейтинг: КиноПоиск – 6,2, IMDb – 6,0

Персонаж: Дороти Миллс

Количество личностей – 5

Причина: мистика

Место событий – отдаленная община, расположенная на острове. Именно туда пребывает женщина-психолог Джейн ван Допп, чтобы помочь полицейскому расследованию. Маленькая девочка по имени Дороти Миллс обвиняется в покушении на убийство младенца, а все местные жители уверяют, что она одержима дьяволом. Джейн начинает подозревать, что у девочки не простое психиатрическое расстройство, а множественное расщепление личности. Психолог начинает свое собственное расследование, понимая, что у местных, включая опекуншу Дороти, есть тайна, которую ей не дадут просто так раскрыть.

Что можно еще посмотреть?

Список фильмов про раздвоение личности можно продолжить следующими кинокартинами: «Психо» (ужасы), «Черный лебедь» (драма), «Остров проклятых» (детектив), «Вспомнить все» (боевик, фантастика), «Сердце ангела» (детектив), «Три лица Евы» (детектив), «Бобер» (драма), «Тайное окно» (детектив), «Незваные» (ужасы, детектив), «Не оглядывайся» (ужасы), «Воскрешение Каина» (криминальная драма), «Палата» (ужасы), «Незнакомец» (мелодрама с криминалом), «Забери мою душу» (ужасы), «Скелеты в шкафу» (детектив), «Голоса» (драма).

Фильмы на основе такого психического расстройства, как множественное раздвоение личности, позволяют углубиться в психологию многих преступлений и сложных жизненных ситуаций.

Это направление в кинематографе неизменно пользуется популярностью у людей самого разного возраста.

Предрасполагающие факторы

Поскольку патологическая диссоциация затрагивает основы идентичности индивида, истоки следует искать в раннем детстве. Обычно патология зарождается в возрасте до 9 лет.

Личность маленького ребенка не является интегрированной, целостной. Она совершенствуется в процессе воспитания, личного опыта, иных внешних факторов. Когда дети подвергаются воздействию негативных, стрессорных обстоятельств на ранних этапах развития, их идентичность не достигает целостности, самостоятельности. Отсутствует взаимосвязь жизненного опыта с воспоминаниями, эмоциями, переживаниями.

Обычно факторами, провоцирующими патологическую диссоциацию, становятся:

  • насилие, особенно повторяющееся многократно – сексуальное, эмоциональное, физическое. Отдельная роль отводится инцесту – домогательствам со стороны родственников, поскольку данное событие сопровождается стыдом, виной, отрицательные эмоции вытесняются из памяти при помощи расстройства. Женщины подвергаются насилию намного чаще мужчин, поэтому болезнь более распространена среди женского населения.
  • недостаток заботы. Отмечается особая роль отсутствия матери у 2-х летних детей, провоцирующее образование нарушенной привязанности;
  • сильнейшее душевное потрясение – потеря близких, аварии, тяжелое заболевание, катастрофы, природные катаклизмы. Войны также являются мощным провокатором расстройства. Но существует интересный факт: исследования зафиксировали всего 76 случаев заболевания в 1944 году, тогда как в 90-е количество возросло до 40 000.

Повторный психотравмирующий эпизод способен спровоцировать появление новой личности.

Лечение ДРИ

Терапия заболевания требует применения психотерапии. Это главный инструмент в борьбе с расстройством. Медикаментозная терапия выступает второстепенным средством лечения, устраняя лишь симптомы болезни: депрессию, тревогу, бессонницу.

Главная цель психотерапии – объединить существующие субличности в единую, целостную базовую личность. Для этого применяют различные методы психотерапевтического лечения.

Часто используют гипнотерапию

Однако ее следует проводить осторожно, поскольку гипноз способен спровоцировать появление новых Эго-состояний

Гипнотерапия позволяет:

  • выявить основную причину ДРИ;
  • установить наличие идентичностей, установить контакт с ними. Добиться объединения Эго-состояний.

Инсайт-ориентированная терапия помогает преодолеть детскую психическую травму. Рациональная и когнитивная терапия способствуют изменению способа мышления больного, заменяют неадекватные мысли, убеждения более разумными, воспитывают критическое отношение индивида к собственному недугу.

Метод изменчивой экспозиции учит пациента адаптироваться к неприятным воспоминаниям, воспринимая травматические события менее эмоционально.

Обязательно подключают семейную терапию. Это помогает членам семьи принять болезнь близкого, проявляя адекватную реакцию. Носитель раздвоенного сознания учится снижать собственное разрушающее влияние на членов семьи.

Диссоциативное расстройство идентичности – сложное, тяжелое заболевание, требующее длительного лечения. Порой на это уходит около 10 лет. Однако адекватная терапия позволяет достичь целостности сознания человека и вновь функционировать как полноценная, интегрированной личности.

Игра в прятки (2005)

К лучшим фильмам про психически больных относится картина талантливого австралийского режиссера. После трагической гибели жены Дэвид Калауэй вместе с дочкой отправляется в небольшой провинциальный городок. Психолог надеется, что в спокойной обстановке Эмили справится с эмоциональным потрясением, но обнаруживает новую опасность. У девочки есть воображаемый друг, одержимый жаждой мести Дэвиду за гибель жены.

Оригинальное названиеHide and SeekЖанрУжасы, триллер, драма, детективАктерыРоберт Де Ниро, Дакота Фаннинг, Фамке Янссен…СтранаСША, ГерманияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 6.0Возрастные ограничения16+

Временные рамки

В мире обычных людей время линейно и последовательно. Мы переживаем прошлое, настоящее и будущее, плавно перетекая из одного отрезка времени в другой. Они неразрывно связаны между собой, образуя единство под названием «вечность». Известная фраза гласит: «Я тот, кто был, есть и будет».

Для диссоциативной личности время превращается в хаос. Временные отрезки перемешиваются между собой, и в настоящем происходит столкновение прошлого и будущего. Это нарушает восприятие больным окружающего мира и самого себя.

Врач-психиатр рассказывает историю пациентки 35-ти лет. Называла себя Настей. Утверждала, что ей 12 лет. Со слов женщины, она уже несколько дней не живет дома, слоняется по улицам с бездомными. Узнав от посторонних, что ее родители погибли, Настя обратилась за помощью в правоохранительные органы с просьбой определить ее в детский дом.

В возрасте 11 лет, как рассказала Настя, ее изнасиловал пьяный отец. Пациентка казалась растерянной, напуганной, подавленной. Голос дрожал, срывались слезы. Говорила, что хочет попасть в детский дом, чтобы иметь возможность учиться, хотя на самом деле проявляла высокие интеллектуальные способности, владела знаниями во многих отраслях, иностранными языками. Поведение, речь женщины соответствовали подростковому периоду.

В ходе индивидуальной психотерапии пациентка часто расспрашивала специалиста о его семье. А ее фраза «Никогда не бросайте своих детей» стала показателем выхода женщины из образа девочки-подростка.

Женщина рассказала, как ее зовут на самом деле. Указала настоящий возраст и поведала историю своей жизни. У нее был муж и двое детей. Супруг-алкоголик систематически подвергал ее физическому насилию, и ей пришлось уйти от него.

После развода у пациентки несколько раз возникали ситуации, подобной той, в которой она оказалась на данный момент: «Мое сознание находилось в тумане. Я практически ничего не помнила». Подобное поведение настораживало родственников, и собственная мать выгнала ее на улицу, пытается забрать детей.

Лишившись работы по случаю сокращения, женщина оказалась на улице без средств к существованию. Она была вынуждена обратиться за помощью к тете, жесткой и своенравной по натуре даме, оскорблявшей и унижавшей ее. С ней пациентка жила семь лет.

Накануне «переключения» женщина шла с тетей по улице. Та в очередной раз выливала на нее порцию оскорблений и замечаний. И в этот момент, как говорит сама больная, она отключилась.

Психотерапия оказала свое лечебное воздействие и помогла женщине вернуться к реальной жизни. Кроме этого, к психотерапевтической работе была привлечена и тетя пациентки. Через месяц больную выписали из больницы с сохранением поддерживающей терапии.

Стекло (Glass) 2019

Жанр: драма, триллер, фантастика

Рейтинг: КиноПоиск – 6,5, IMDb – 6,7

Фильм стал прямым продолжением триллера «Сплит». После событий, произошедших в картине, прошло всего три недели. Дэвид Данн и Кевин Крамб оказываются в клинике для душевнобольных. Соседом по их новому «дому» становится мистер Стекло, Элайджа Прайс, который является давним врагом Дэвида. Этот кроткий, на первый взгляд, человек когда-то сыграл не последнюю роль в страшном крушении поезда, но Дэвиду удалось выжить. Вся троица считает себя сверхлюдьми, которые наделены суперспособностями, и главной целью их психиатра является убедить в рациональности происходящих с ними событий.

Особенности заболевания

ДРЛ отличается следующими свойствами:

  • сочетание в одной личности нескольких Альтер-личностей;
  • каждое Эго-состояние наделено собственными психологическими качествами, отличными от характеристик больного;
  • новые личностные образования чаще не знают друг о друге;
  • переключение Эго-состояний происходит неожиданно или последовательно.

При этом расстройстве привычна ситуация, когда каждый «персонаж» появляется в определенных, отведенных для него обстоятельствах. Например, у всем известного Билли Миллигана ДРЛ развилось в возрасте примерно трех лет. Тогда в «арсенале» субличностей ребенка был Шон – глухой мальчишка четырех лет с задержкой психического развития. Он овладевал сознанием, когда маленький Билли подвергался наказаниям: крику, оскорблениям. Глухота заставляла Шона жужжать, чтобы ощущать вибрацию звука.

Когда Билли повзрослел, другие Эго-состояния перевели Шона в ранг нежелательных за отсутствием необходимости.

Отбывая срок в ливанской тюрьме, другую субличность Миллигана – Стива вызывали, чтобы рассмешить людей. Стив – парень 20-ти лет, пародист. Однажды, пародируя начальника тюрьмы, он был «застукан» сотрудниками. За это Билли отправили в изолятор.

Диссоциативное расстройство идентичности запускается травматическим событием. В результате начинается процесс зарождения субличности, а основная идентичность освобождается от травмирующих переживаний – они уходят за пределы ее сознания.

Негативный опыт переносится на зарожденную, травматическую, субличность. Так формируются амнестические барьеры, закрывая доступ идентичности к ужасающему событию. Сформированные Эго-состояния становятся хранителями негативного прошлого. Их задача – не дать устрашающим воспоминаниям прорваться в сознание основной личности.

ДРЛ становится мощной защитой для человека, зарождая новую биографию для него. Прослеживается некоторая закономерность среди диссоциативных больных: расстройство чаще проявляется у людей, лишенных поддержки и защиты во время воздействия негативного фактора. Это работа бессознательного. А, как известно, оно лишено половой, временной, возрастной дифференциации. Поэтому рожденные Эго-состояния могут быть кем угодно, любого возраста, пола, с разными пристрастиями, способностями и т.д.

Поведение людей с диссоциативным расстройством личностинаправлено на избегание поступков, способных привести к воспоминаниям о травме. Они усиленно бессознательно подавляют все мысли, связанные с ней. Из-за этого развивается психогенная утрата памяти.

Люди с ДРЛ эмоционально сдержанны и кажутся немного отстраненными от внешнего мира, живут с ощущением туманности будущего.

Сложно предсказать жизненный сценарий «многолюдных» личностей. Одни неплохо приспосабливаются к жизни, становятся профессионалами в различных отраслях. Другие приходят к асоциальному образу жизни.

Обычно больной сочетает несколько жизненных путей. Известна история из жизни девушки по имени Джейн – авторитетной преподавательницы вуза. В диссоциативной реальности она была Мил – мелкой воровкой, Джанет – программистом, Аннет – наркодилером, а также Инией – хозяйкой садомазохистского борделя. Все они жили в отдельных жилищах, придерживались собственного стиля в одежде и поведении.

Причины ДРИ

Патогенез болезни запускается диссоциацией сознания – защитным механизмом психики, проявляется ощущением отстраненности от происходящего. Обычно люди говорят: все происходило как будто не со мной. Зарождается чувство, что смотришь на собственную жизнь как посторонний наблюдатель. Порой процесс настолько силен, что возникает ощущение выхода из собственного тела.

В норме диссоциация помогает людям оценить происходящие события трезвым взглядом. Является защитной реакцией психики на травмирующие обстоятельства. Помогает индивиду преодолеть избыточные, непереносимые эмоции. Подобный механизм особо присущ эмоционально холодным, хладнокровным индивидам и проявляется в ситуациях, требующих эмоциональной вовлеченности.

Стоит повторить, что диссоциация в норме является довольно полезным защитным механизмом психики, позволяющим купировать сильное эмоциональное напряжение. Патология начинается в результате повышенной активизации процесса. Индивид испытывает настолько сильный стресс, заставляющий собственное целостное Эго расщепиться. Поэтому диссоциация носит название «расщепление».

Целостность Эго, заставляющая человека воспринимать внешние обстоятельства, переживания и откликаться на них фиксированным способом, дезинтегрируется. То есть теряется единство, слаженность деятельности сознания. Психика пытается отвергнуть реальность происходящего, «говорит», что все это случилось с кем-то другим, блокирует воспоминания об устрашающем событии, создает новую тождественность, способную преодолеть эмоциональный тайфун. Ее также называют альтер-личностью, идентичность, эго-состояние.

Примеры из кинематографа

Говорят, что диссоциативное расстройство идентичности невозможно симулировать. Профессионал быстро распознает симулянта по утрированным, примитивным чертам расстройства: ложные больные недостаточно разграничивают субличностей, оставляют много несоответствий.

Даже самый гениальный актер в реальной жизни неспособен, со слов специалистов, достоверно сыграть раздвоение личности. Но в кино все получается достаточно правдиво, интересно и захватывающе. Именно поэтому существует так много кинокартин на тему диссоциативного расстройства. Большая их часть удостаивается престижных наград, в том числе, и «Оскара».

Одна из них, достаточно известная – «Черный лебедь». Это история молодой, фанатичной балерины Нины Сейерс (актриса Натали Портман), мечтающей сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро». Она живет с матерью, несостоявшейся балериной, посвящающей все свое время дочери и ее карьере.

Нина получает главную роль. Партия белого лебедя дается ей достаточно легко. Но черный лебедь требует страсти и раскрепощенности, которых у Нины оказывается недостаточно. Хореограф Тома, видя потенциал в молодой балерине, пытается ее освободиться, вывести на эмоции, добиться раскованности. Он пытается соблазнить, постоянно критикует в резкой манере, называет фригидной. Таким образом Тома пытается расшевелить темную сторону Нины. Он хочет поцеловать девушку, но та кусает его и убегает.

Внезапно девушку начинают посещать галлюцинации. Появляются пугающие отражения в зеркале, оживают фотографии матери. Спина покрывается сыпью и царапинами. Мать девушки думает, что к дочери вернулась пагубная привычка из детства расчесывать кожу.

Коллега Нины – Лили, набивается к ней в друзья. Строит козни, пытаясь отобрать у нее роль, опаивает ее алкоголем с экстази и соблазняет. В итоге Нина проспала репетицию. Прибежав на нее, видит, что ее место занято подругой-коллегой. Лили все отрицает, утверждая, что Нина провела ночь с незнакомцем, с которым познакомилась в клубе.

Состояние Нины ухудшается. Она навещает бывшую приму театра, которую попросили уйти по случаю «преклонного» возраста. В депрессии она кинулась под машину и сейчас лежит в больнице. Прима на глазах у Нины пилочкой для ногтей уродует себе лицо. Нина выбегает из больницы, но почему-то пилочка оказывается у нее в руках.

Дома у девушки обостряются галлюцинации. Ей видится изуродованная бывшая прима. Внезапно кожа девушки становится гусиной, покрывается непонятными шипами, которые оказываются перьями, ноги выкручиваются на манер птичьих. Она теряет сознание.

Кульминацией картины становится сцена балета. Нина проваливает первый акт, где играет белого лебедя. В перерыве у нее завязывается ссора с Лили. Нина разбивает зеркало, осколком ранит Лили в живот. Тело прячет в ванной.

Во втором акте партию черного лебедя девушка исполняет блистательно, раскрепощенно и огненно. Она ощущает себя коварной птицей, ее взгляд меняется. На спине вырастают крылья. Из зала их не видно, но Нина видит их тень на полу. Зрители ликуют.

В антракте к ней приходит Лили, живая и здоровая. Оказывается, и в ванной нет тела. Однако зеркало разбито. Нина видит его осколок в своем животе.

Нина блестяще отыгрывает последний акт, пересиливая боль. В конце, когда лебедь срывается со скалы, Нина в окровавленном платье падает без сил. Игра ее была великолепна. Тома в восхищении бежит к ней, но, видя представленную картину, в ужасе кричит: «Что случилось?». На что Нина ему отвечает: «Я постигла совершенство».

В картине показан психологический инфантилизм молодой, привлекательной, достаточно взрослой девушки, которая не может отсепарироваться от своей нервозной матери. Энергия Нины направлена исключительно на профессиональные успехи. Девушка не интересуется противоположным полом, сексуальной жизнью. Роль черного лебедя и подстегивания хореографа раскрепощают ее либидо в виде галлюцинаций. В итоге у Нины происходит раздвоение личности.  

10 фильмов о диссоциативном расстройстве личности

1. Мини-сериал «Сибил» (1976). Режиссер: Дэниел Питри.

Сюжет фильма основан на реальных событиях: Сибил пережила насилие в детстве и во взрослом возрасте страдает от того, что периодически чувствует в себе множество разных личностей. Она обращается за помощью к психиатру. Лечение будет сложным и займет годы. Сериал получил множество наград.2. Я, снова я и Ирэн (2000). Режиссер: Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли.

Чарли — добродушный полицейский, который страдает раздвоением личности. Его второе Я — грубый и невоспитанный тип, по инициативе которого он все время попадает в неприятности. Обе личности влюбляются в красавицу Ирен и пытаются завоевать ее сердце…3. Три лица Евы (1957). Режиссер: Наннэлли Джонсон.
Обеспокоенный странным поведением жены, муж настоял, чтобы Ева начала посещать психиатра. Во время сеансов проявлялись разные личности – она могла вести себя как наглая и самоуверенная женщина, а порой становилась очень интеллигентной. Психиатр старается помочь ей стать самой собой.4. Чёрный лебедь (2010). Режиссер: Даррен Аронофски.
Талантливая балерина прекрасна в образе Одетты, но сумеет ли она сыграть Одиллию? Драма актрисы, которая пытается воплотить в себе противоположные образы балета «Лебединое озеро» — и попадает в пространство, в котором вытесненное и запретное начинает выходить из-под контроля…5. Бойцовский клуб (1999). Режиссер: Дэвид Финчер.
Может ли мужественность стать культом? Фильм отражает историю скучного клерка, который под влиянием харизмы нового знакомого Тайлера начинает верить в то, что самосовершенствование должно уступить место отчаянному саморазрушению…6. Психо (1960). Режиссер: Альфред Хичкок.
Марион стремится скрыться от проблем в провинциальном отеле. Его владелец — милый юноша Норман, он мил только на первый взгляд, потому что в нем дремлет дух умершей матери, способной на любую жестокость…7. Фрэнки и Элис (2009). Режиссер: Джеффри Сакс.

Главная героиня фильма страдает раздвоением личности. Работа с психотерапевтом направлена на то, чтобы раскрыть тайну, которая преследует ее и мешает жить нормальной жизнью…8. Враг (2013). Режиссер: Дени Вильнёв.
Преподаватель истории рассказывает студентам о ее цикличности и иллюстрирует этот тезис собственной жизнью: ежедневно он произносит одни и те же речи на лекциях, а после них встречается со своей девушкой. Но внезапно его жизнь меняется, когда в его жизни появляется человек, поразительно похожий на него…9. Никогда не разговаривай с незнакомцами (1995). Режиссер: Питер Холл.
Эротический триллер про людей с расстройством личности. Полицейский психолог Сара защищает насильника и убийцу с раздвоением личности и одновременно заводит бурный, изобилующий скандалами и сексуальными сценами роман с загадочным мужчиной…10. «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1931). Режиссер: Рубен Мамулян.
Можно ли отделить в человеке добро от зла? Доктор Джекил провел эксперимент и полностью освободился от всего плохого: теперь носитель зла — мистер Хайд, а он абсолютно добродетелен. Но что же из этого получится?… Фильм олицетворяет не столько расстройство личности, сколько исследованную и описанную многими психологами проблему Тени, которая возникает, когда человек не может ужиться с разными качествами собственной личности и предпочитает избавиться от них.

Двадцать в одной: история Ким Нобл

Ким Нобл – лондонская художница, в которой уживаются сразу 20 субличностей. Среди них есть мужчины, женщины и дети. Чаще всех сознание занимает Патриция. Она владеет собственной банковской картой, куда приходят средства от продажи картин. Пин-код известен только Патриции. Смена других субличностей происходит примерно четыре раза в день. У Ким вышла автобиографическая книга «Все Я» в соавторстве с ее Альтер-личностями.

14 из 20 субличностей Ким пишут картины. Впервые она занялась художественным творчеством после рождения дочери. Да, у Ким есть дочь. Но не все ее Эго-состояния знают об этом факте. Определенная их часть думает, что Эйми – так зовут дочь Ким, это дочка ее друзей.

Сейчас художнице около 60. Расстройство сопровождает ее с детства. Женщина предполагает, что начало изменений зародилось в промежуток между 1 и 3 годами жизни. Ее родители часто ссорились, жестоко обращались с девочкой. Порой ей приходилось ночевать у друзей семьи.

Ким вспоминает, что особенно сложно было учиться в школе. Она не помнила многих своих поступков и слов. Школьный материал не в полной мере усваивался основной личностью, поскольку разные предметы прослушивались разными субличностями. Усвоенный на уроке материал на перемене сразу забывалось, так как происходила смена персонажей.

Подростковый период – сложнейший в жизни Ким. Переключение Эго-состояний вызывало недоумение у каждой, и, как следствие – стресс и паника. Большая их часть пытались совершить суицид, другие страдали анорексией, булимией. Из-за этого Ким оказывалась несколько раз в психиатрическом стационаре.

Женщине пришлось пережить пожар, арест, угрозы. Ее даже обливали кислотой.

Однажды Ким в образе Хейли устроилась на работу водителем, где продержалась пять лет, до тех пор, пока ее сознанием не завладела другая личность – Джуди, которая не умела водить. Это произошло, когда Хейли была за рулем грузовика. В сущности Джуди она протаранила ряд автомобилей, за что была арестована. Ей поставили диагноз: шизофрения.

Правильный диагноз Ким был установлен только в возрасте 35 лет. Сейчас она живет со своей дочерью и продолжает сосуществовать со своими двадцатью ипостасями, с которыми ей удалось прийти к консенсусу.

Зайцев + 1 (2011)

Жанр: комедия

Рейтинг: КиноПоиск – 4,4, IMDb – 4,1

Персонаж: Саша Зайцев

Количество личностей – 2

Причина: шизофрения

Весьма неожиданно в серьезный ТОП о столь же серьезном психиатрическом отклонении затесался отечественный ситком. Робкий и инфантильный Саша Зайцев учится в столичном ВУЗе и подрабатывает в салоне сотовой связи. Он имеет весь стандартный набор ботаника – очки, безответную любовь и кучу комплексов. Но есть нюанс – после удара по голове в нем просыпается необузданный и хамовитый Федор, с которым они являются одним целым с шестилетнего возраста. В итоге – раздвоение личности на лицо: забитого студента сменяет лишенный морали и нравственности субъект, оставаясь для окружающих все тем же Сашей Зайцевым. Несмотря на диагноз, Саше предстоит покорить любимую девушку, вляпаться во множество историй и пережить огромное количество приятных и не очень приключений.

Чокнутый профессор (1963)

Рейтинг: imdb: 6.6 КП: 5.8 Жанр: фантастика, комедия Страна: США Актеры: Стелла Стивенс, Дель Мур, Кэтлин Фримен Режиссер: Джерри Льюис Длительность: 01:47 Подборки: Студенты, Учителя, Неудачники, Раздвоение личности, Любовь, Исполнение желаний, Колледж, Лаборатории

Описание сюжета:

Грандиозный успех в 1996 году эксцентричной фантастической комедии «Чокнутый профессор» с Эдди Мерфи в главной роли заставил многих вспомнить об уже полузабытом актере и режиссере Джерри Льюисе, который не только позволил сделать римейк своей картины 1963 года, но и сам выступил в качестве одного из исполнительных продюсеров. Справедливости ради надо отметить, что попытка возрождения его комического искусства предпринималась еще Мартином Скорсезе в ленте «Король комедии», где Льюис сыграл как раз того кумира, которому хотел бы во всем подражать амбициозный, а порой и просто наглый герой Роберта де Ниро. Новую версию «Чокнутого профессора» можно упрекнуть в несдержанности и даже грубоватости юмора по сравнению с манерой самого Льюиса, хотя считалось, что он в 50-е и в начале 60-х годов стремился развивать стиль «немой комичности», то есть экстравагантного и гэговского нагромождения смешных трюков, пусть и в сатирическом преломлении.

________________________________

Двойник (The Double) 2013

Жанр: драма, триллер

Рейтинг: КиноПоиск – 7,6, IMDb – 6,9

Персонаж: Саймон Джеймс и Джеймс Саймон

Количество личностей – 2

Причина: раздвоение личности

О Саймоне можно сказать одно – он обычный офисный планктон. На него никто не обращает внимания и не считается с ним. То ли дело новый сотрудник Джеймс – у него есть все, чтобы добиться успеха: харизма, уверенность в себе, амбиции. Внешне этих двоих различить невозможно, и однажды, к ужасу Саймона, он начинает понимать, что новый коллега попросту ворует его жизнь. Джеймс начинает пользоваться его квартирой, прикрываться им на работе и даже приходит на похороны его матери. Саймон не знает, как положить конец всему этому произволу, но, если он не решит проблему и не уберет Джеймса со своего пути, его жизнь попросту будет украдена.

Виды ДРИ

Различают две формы заболевания: неодержимая и одержимая.

Неодержимая форма проявляется незначительными внешними изменениями пациента, порой незаметным окружающим. Сами пациенты характеризуют собственное состояние следующими ощущениями:

  • созерцают собственную жизнь в качестве посторонних наблюдателей, не в силах  вмешаться в ход событий;
  • ощущают отстраненность от собственного физического, психического состояния;
  • чувствуют телесные изменения – считают себя постаревшими, слишком молодыми, лицом противоположного пола;
  • говорят о нереальности происходящего;
  • отмечают наплыв нескончаемого потока мыслей, замечают чуждые ранее эмоции.

Намеки на наличие расстройства способны проявляться отдельными деталями. Например, человек внезапно сменил имидж, интересуется вещами, ранее незначимыми для него. Изменяются пищевые привычки, эмоциональные особенности. Например, ранее уравновешенный, теперь индивид отличается вспыльчивостью, нервозностью, гневливостью.

Одержимая форма характеризуется резкой сменой поведения, заметной всем знающим его людям. Больной называется чужим именем, действия становятся отличными от привычных. Пациент олицетворяет нового человека или существо. Нередко больные представляются Богом, демоном, ангелом. Раздвоением Эго объясняется ранее существующее понятие «одержимый дьяволом». Шаманов считают первыми представителями диссоциативного расстройства. Были найдены рисунки периода палеолита, подтверждающие перевоплощение колдунов в животных, вселение духов.

Пожалуй, наиболее известной многоликой личностью считается Билли Миллиган. В нем уживалось одновременно 24 автономных Эго-состояний, 10 из которых были основными. Главной считался Билли. Интересны также Артур и Рейджен Вадасковинич.

Артур – англичанин 22-х лет, высокоинтеллектуальный, образованный, манерный. В научной и медицинской сфере – высокий спец. Отвергает существование Бога, носит очки, курит. Именно он, руководствуясь дедуктивным методом, обнаружил присутствие остальных субличностей, выработал общие правила поведения.

Рейджен Вадасковинич – уроженец Югославии, 23-х лет. Наречен «хранителем ненависти». Чрезвычайно силен, различает все виды оружия. С особым трепетом относится к женщинам и детям, всегда помогает им. Крупный, сильный парень, наряду с Артуром контролирует общее тело, регулируя опасные ситуации.

Помимо предыдущих парней, среди 10 основных идентичностей имеются 18-летний красноречивый мошенник, мальчик Дэнни 14-ти лет, опасающийся мужчин, а также 3-летняя Кристин, появившаяся первой среди остальных Эго-состояний. Девочка стояла за Билли в углу, когда тот провинился, любимица Рейджена.

Еще был брат Кристин – Кристофер, лесбиянка Адалана, принимающий боль маленький Дэвид, хранитель спасения Томми, помогающий выбираться из ограничивающих обстоятельств. Например, умеет снимать наручники.

Остальные 13 субличностей Артур и Рейджен объявили нежелательными за неподобающее, асоциальное поведение. К примеру, Фил и Кевин, организовывающие вооруженные нападения. Именно за них судили «настоящего» Билли, а также за изнасилования, совершенные лесбиянкой Адаланой по причине нехватки любви, тепла и нужды объятий.

Билли Миллиган известен тем, что его обвиняли в ограблениях и изнасилованиях, но оправдали. Мужчина стал первым подсудимым, оправданным диагнозом «Множественная личность». Адвокаты сумели доказать виновность в преступлениях нескольких альтернативных идентичностей Билли. Его отправили в психиатрическую больницу, получать лечение до полного выздоровления. Спустя 10 лет Билли вылечился и был выпущен из больницы.

Причиной расстройства Билли Миллигана считают трудное детство. Отец парня страдал алкоголизмом, депрессией, покончил жизнь самоубийством, когда мальчику исполнилось 6 лет. Отчим восьмилетнего Билли связал и изнасиловал мальчика в сарае. Моментом возникновения первой новой идентичности парня считается период 3-4 лет.

Впоследствии историю Билли Миллигана изложил в своем романе Дениэл Киз, назвав свое произведение «Множественные умы Билли Миллигана».

Убежище (Shelter) 2008

Жанр: детектив, триллер, ужасы

Рейтинг: КиноПоиск – 6,8, IMDb – 6,1

Персонаж: Дэвид (Адам)

Количество личностей – 6

Причина: мистические и религиозные моменты

Несмотря на то, что фильм был не самым лучшим образом оценен кинокритиками герой, блистательно сыгранный Джонатаном Ризом Майерсом, занял свое почетное место среди персонажей, страдающих множественным расстройством личности. Впрочем, героиня данного фильма, Кара Хардинг, всеми силами пытается доказать, что такого диагноза не существует и все это выдумки. Прежде всего, она пытается доказать это своему отцу-психиатру, а после того, как он знакомит ее с редким «экземпляром» с данной особенностью, ей предстоит доказать существование раздвоения личности уже самой себе. Болезнь Адама и само знакомство с этим многоликим человеком способны полностью разрушить жизнь ей и ее близким людям

Машинист (2003)

Сюрреалистичный фильм про психические болезни собрал в одном персонаже букет ментальных недугов. Хроническая усталость и бессонница превратили фабричного рабочего Тревора Резника в параноидального неврастеника. Из-за дефицита энергии и отдыха мужчина не способен отличить фантазии от реальности, и мрачные видения все тесней переплетаются с его реальной жизнью.

Оригинальное названиеThe MachinistЖанрТриллер, драмаАктерыКристиан Бэйл, Дженнифер Джейсон Ли, Айтана Санчес-Хихон…СтранаИспания, Франция, Великобритания, СШАРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector