Николай добронравов

Крепкий творческий тандем

Личная и творческая жизнь двух талантливых людей органично переплелись, что породило замечательный дуэт. Их совместный труд вылился в сотни песен, без которых сейчас невозможно представить советские фильмы или важные мероприятия, такие как полет первого человека в космос, Летняя Олимпиада в Москве в 1980 году, строительство БАМа.

Добронравов и Пахмутова очень много ездили по Советскому Союзу, по большим городам и маленьким рабочим поселкам, на комсомольские стройки и спортивные соревнования, в колхозы, на заводы и фабрики. Они знакомили простых людей со своим творчеством, а также черпали идеи для новых композиций.

Николай Добронравов сотрудничал и с другими композиторами – Аркадием Островским, Микаэлом Таривердиевым, Эдуардом Колмановским, Евгением Мартыновым, Арно Бабаджаняном. Но лучшие песни появились все же в соавторстве с женой.

Говорят, что в песнях музыка со стихами должна рождаться одновременно, в гармонии друг с другом. Алечка (так Добронравов ласково называл свою жену) стала для него вдохновительницей и неизменной музой. Из-под пера этого удивительного творческого тандема вышли такие знаменитые песни:

  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Беловежская пуща»;
  • «Птица счастья»;
  • «Белоруссия»;
  • «Орлята учатся летать»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть!»;
  • «Нежность»;
  • «До свиданья, Москва, до свиданья!» (прощальная на церемонии закрытия Олимпийских игр);
  • «Нам не жить друг без друга»;
  • «Я не могу иначе»;
  • «Надежда»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Старый клен»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой».

Их песни исполняли лучшие эстрадные певцы: Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Муслим Магомаев, Анна Герман, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха.

За свой многолетний творческий труд поэт Николай Добронравов имеет множество наград:

  • Ордена «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней;
  • премии Ленинского комсомола, Государственную СССР, Министерства обороны РФ в области культуры и искусства;
  • звания Почетного профессора МГУ и Почетного гражданина города Братска.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Многие годы женщина счастлива в браке со своим мужем – Николаем Добронравовым. Всегда появляются вместе Николай Добронравов и Александра Пахмутова. Почему нет детей у пары – неизвестно. Сама женщина старается игнорировать этот вопрос. Она считает, что посторонним людям не стоит рассказывать о личных проблемах.

Всю свою нерастраченную любовь пианистка дарит своим ученикам. Самым любимым учеником звезды стал Юлиан. Она подарила ему немало песен, написанных ею на стихи Николая Добронравова. Парень жил в семье композитора. Некоторые любители музыки считали его настоящим сыном Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Он исполнял песни композитора. Самой лучшей работой молодого человека стала композиция «Русский вальс». В начале нового тысячелетия Юлиан вдруг пропал из виду. Что с ним произошло неизвестно. Сама женщина не любит рассказывать о своём названном сыне.

Семья и дети Александры Пахмутовой – вопросы, которые интересны для любителей музыки. Своей семьёй наша героиня называет и многих исполнителей своих песен. Женщина много общалась с Ларисой Долиной, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном и многими другими. Она переживает, когда её друзья покидают эту землю. Наша героиня надеется, что в будущем она встретится с ними на небесах.

Большое влияние на становление будущего великого композитора оказали её родители. Они заметили талант своей маленькой дочери и купили для неё пианино. Отец девушки работал в сельском хозяйстве. Он ушёл на фронт с первых дней войны. Мужчина прошёл всю войну. Окончил её в Берлине, о чём рассказывать не любил. Он награждён многими наградами. Мама Пахмутовой занималась домашним хозяйством.

Она развивала музыкальный талант Сашеньки. Когда Александра стала известной, то перевезла родных к себе. Уход каждого из них стало трагедией для Пахмутовой. Папа и мама пианистки похоронены на одном из столичных кладбищ. Рядом с могилами родителей композитор забронировала места для себя и своего любимого мужа.

Творчество

В театре Николай Добронравов познакомился с Сереем Гребенниковым, который в будущем также станет профессиональным поэтом-песенником. Вместе им удалось создать множество текстов для песен, которые получили всесоюзную известность.

В эти годы биографии Добронравов в соавторстве с Гребенниковым написал несколько детских пьес, некоторые из которых с успехом ставились на сцене. Позднее, Николай решил попробовать себя и в качестве киноактера.

Зрители увидели Добронравова в 2-х картинах – «Спортивная честь» и «Возвращение Василия Бортникова». Однако наибольший интерес он все-таки проявлял не к драматургии и кинематографу, а к поэзии. Парень часто выступал на советских радиостанциях, читая стихи и детские пьесы.

Как-то раз Николаю Добронравову поручили написать слова к веселой песенке «Лодочка моторная», композитором которой была еще мало известная Александра Пахмутова. Работая успешно вместе, молодые люди поняли, что влюблены друг в друга.

В результате, это привело к свадьбе Николая с Александрой уже через 3 месяца и как следствие, к плодотворному творческому дуэту. После этого Добронравов решил бросить театр и полностью сосредоточиться на поэзии.

Каждый год супруги представляли все новые и новые композиции, в которых автором музыки была Пахмутова, а слов – Добронравов.  Благодаря стараниям талантливой пары, на свет появились такие культовые песни, как «Нежность», «И вновь продолжается бой», «Беловежская пуща», «Главное ребята, сердцем не стареть», «Трус не играет в хоккей», «Надежда» и многие другие хиты.

Композиции Пахмутовой и Добронравова можно услышать во многих советских фильмах. С ними стремились сотрудничать самые популярные артисты эстрады, включая Анну Герман, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Эдиту Пьеху, Софию Ротару и т.д.

В 1978 г. Николаю Добронравову вручили Премию Ленинского комсомола за создание цикла комсомольских композиций. Спустя пару лет он вместе с женой написали для Олимпиады-80 культовую песню-гимн «До свиданья, Москва, до свиданья», которая завершила спортивные соревнования.

В 1982 г. в биографии Добронравов произошло очередное знаковое событие. Он удостоился Госпремии СССР за вклад в создание фильма «О спорт, ты – мир!», в котором выступил в качестве сценариста и автора саундтреков.

Николай Добронравов и Александра Пахмутова

Однако Николай Николаевич сотрудничал не только с супругой, но и со многими другими композиторами, среди который Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Сигизмунд Кац и другие.

За свою жизнь поэт сочинил много военных песен, в которых освещались темы героизма, голода, дружбы и общей победы над врагом. В послевоенное время он писал о космонавтике и спорте, а также воспевал различные профессии. В 90-е годы в его творчестве начала прослеживаться религиозная тематика.

За годы творческой биографии Николай Добронравов стал автором свыше 500 песен. Многие фразы из его композиций быстро разлетелись на цитаты: «Знаете, каким он парнем был?», «Нам не жить друг без друга», «Птица счастья завтрашнего дня» и т.д.

Муж Александры Пахмутовой — фото

История любви знаменитой поэтессы и композитора зародилась в далеком 1956 году. Своего будущего мужа Александра Пахмутова встретила на работе, тогда она являлась сотрудником студии детских радиопрограмм Всесоюзного радио.

Молодой поэт Николай Добронравов в то время трудился в Московском театре юного зрителя, зачитывая свои стихотворения в программах для детишек, а за музыкальное сопровождение отвечала миниатюрная блондинка (рост Александры Пахмутовой всего 149см). Их первым совместным творением стала песенка «Лодочка моторная», к которой Пахмутова написала музыку, а Добронравов – слова. Именно во время совместной работы над этим произведением у молодых людей взаимно зародились по-настоящему сильные чувства и они решили никогда не расставаться друг с другом.

Их отношения развивались настолько стремительно, что уже через несколько месяцев после знакомства, 6-го августа того же года, Александра Пахмутова и Николай Добронравов сыграли довольно скромную свадьбу. Интересный факт из биографии великого композитора: поскольку денег не то что на торжество, даже на свадебное платье для невесты, им не хватило, мама Пахмутовой сшила костюм из недорогой розовой материи. Свой медовый месяц Александра Пахмутова с мужем провели в Абхазии, остановившись погостить у семьи жениха.

“Главное – смотреть не друг на друга, а в одном направлении”

Муж Пахмутовой, Николай Николаевич Добронравов, признается, что за 60 лет в их семье, как и у всех, бывали трудные моменты, были и ссоры, и недопонимания. Но на помощь всегда приходила музыка, и увлекаясь написанием очередного шлягера Александра и Николай забывали о временных трудностях, полностью отдаваясь любимому делу.

Несмотря на то, что детей их семье Бог не послал, творческий союз Пахмутовой-Добронравова стал невероятно плодотворным. Вместе со своим мужем Александра Пахмутова создала более сотни русских шлягеров, а также музыку к фильмам и постановкам. Написав большинство своих песен вместе, герои шутят, что изменяли друг другу исключительно в творчестве, сотрудничая с другими поэтами. Например, легендарную песню «Старый клен» из кинофильма “Девчата” Александра Пахмутова создала в соавторстве с поэтом Михаилом Матусовским, а текст к «Песне о тревожной молодости» написал советский поэт Лев Ошанин.

Рецепт счастья

Сама Александра Пахмутова говорит, что ее семья отличается от среднестатистической тем, что им с мужем хватает того, что у них есть. Они никогда не гнались за какими-либо благами и всегда жили просто, без излишеств.

Пожалуй, главный секрет семейной идиллии Александры Пахмутовой и ее мужа – не придираться друг к другу по пустякам и хранить личную жизнь от лишних взглядов посторонних людей.

Несмотря на почтенный возраст (Александре Николаевне в этом году исполнилось 89, А Николаю Николаевичу – 90),  великий композитор с мужем по-прежнему ездят по стране, принимая участие в различных концертах и фестивалях, с удовольствием делятся своим бесценным опытом с молодым поколением и занимаются написанием новых хитов.

https://youtube.com/watch?v=LFsS6D08w_0

Возможно интересно: Жена Михаила Танича, Муж Тамары Семиной.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.

Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».

Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме

Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Творческий путь

Учёба в Центральной музыкальной школе

Когда Саше исполнилось 14, она решила учиться в Москве. Девочка объявила родителям, что собирается добираться до столицы самостоятельно.

Однако случилось настоящее чудо: Николаю Андриановичу понадобилось поехать туда в командировку. Саша отправилась вместе с ним на экзамен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.

Члены комиссии — завуч ЦМШ Екатерина Мамоди и профессор консерватории, пианист Теодор Давидович Гутман — отметили исключительную одарённость девочки, абсолютный слух и отличное чувство формы. Они высоко оценили её творчество. Абитуриентка сыграла им прелюдию и вальс собственного сочинения.

Девочку зачислили в 6-й класс ЦМШ «ввиду отличных перспектив».

Проблему отсутствия общежития при учебном заведении родители решили при помощи московских друзей, которые приняли Алю в своей однокомнатной квартире на время учёбы. Играла на инструменте только в школе перед занятиями, в квартире для него просто не было места. Добиралась до ЦМШ пешком, так как транспорт ранним утром ещё не ходил.

Бытовые трудности в Москве Пахмутову не пугали. Все её мысли были заняты учёбой, сочинением музыки, занятиями в кружке юных композиторов, которым руководили Виссарион Шебалин и Николай Пейко. Её приняли туда по рекомендации первого директора ЦМШ Ираиды Васильевой. Она рассказала Шебалину о девочке-самородке из Сталинграда и показала ему её сочинения.

Консерватория

После окончания ЦМШ Пахмутова поступила в 1948 году на теоретико-композиторское отделение Московской консерватории в класс Шебалина.

Уникальное педагогическое чутьё позволяло Виссариону Яковлевичу достаточно быстро определить потенциал каждого ученика и перспективы его дальнейшего развития. Он поощрял стремление к постоянному профессиональному росту и расширению кругозора. И при этом не считал себя вправе решать за студента, каким жанром ему следует заниматься, и ущемлять его самобытность.

Диплом Пахмутова защитила с отличием. Иной оценки её сочинения — песня «Походная кавалерийская» на слова Юлии Друниной, кантата «Василий Тёркин», миниатюры для струнного квартета на народные темы, обработки русских народных песен «На Иванушке чапан», «Не заря ты, зорюшка» для голоса с фортепьяно и симфоническая «Русская сюита» — и не могли получить.

При создании симфонической сюиты молодая студентка не ограничилась штудированием печатных сборников, отправилась в фольклорную экспедицию в Хопёрский район. Там она встречалась с хранителями и исполнителями народной песни, много записывала и слушала.

Премьера «Русской сюиты» в исполнении симфонического оркестра студентов МК состоялась в Москве на торжественном вечере в честь 84-го выпуска студентов и была с восторгом принята аудиторией. Высокую оценку этому произведению дал и Шебалин в своей статье «Первая встреча». Он отметил задушевность мелодий, хорошую оркестровку, природное чувство оркестра у своей ученицы. Виссарион Яковлевич писал, что верит в успехи своей трудолюбивой ученицы и её способность преодолеть любые препятствия.

Аспирантура

После блестящей защиты диплома в 1953 году Пахмутова поступила в аспирантуру снова к Шебалину. В 1956 она защитила диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».

Во время учёбы в аспирантуре было создано одно из лучших её инструментальных произведений — «концерт для трубы с оркестром». Он стал очередной творческой удачей Пахмутовой, свидетельством её значительного творческого роста. Произведений для этого инструмента создаётся мало. Достойных — ещё меньше. Сочинение Александры Николаевны есть в репертуаре у многих музыкантов из разных стран.

Музыкальные произведения

Их гостями часто бывали самые выдающиеся артисты, музыканты, просто знаменитости. Эти поэт и композитор создали множество хитов, запомнившихся нескольким поколениям и не потерявшие популярность и на сегодняшний день. Это и шлягеры «Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», и гимны спорта «Команда молодости нашей».

Особенную популярность «Трус не играет в хоккей!» завоевала уже в 1980-е годы, в тот период, когда сборная команда Советского Союза по хоккею с шайбой стала сильнейшей командой мира, разгромив даже родоначальников хоккея, канадцев. Все считали, что песня рассказывает о тогдашних звёздах команды, но создана она была задолго до этих событий, в 1968 году.

На творческом пути этой семьи часто поджидали трудности, но тайна неизменного успеха их творений заключалась ещё и в том, что А. Пахмутова и Н. Добронравов всегда боролись, поддерживая друг друга.

В интервью газете «Аргументы и Факты» они говорили даже «у нас полно песен, которые запрещали». Например, долго шла к популярности песня, которая была посвящена бойцам Первого Белорусского фронта, поскольку цензоры исключили строки: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский…», ведь в тот период принято было воспевать только одного героя — Леонида Ильича… С этим эпизодом было связано многое – Пахмутовой пришлось бороться, звонить «наверх», конфликтовать.

Придирки были как в отношении текстов, так и музыки. Песня «И Ленин такой молодой» была написана в бешеном ритме, с боем барабанов. Песня получила оценку «сумасшедшая», её отправили «на полку». Несмотря на это, Пахмутова не стала ничего менять и оказалась права – через полтора года песня стала хитом.

Необходимо отметить – семейная пара героев этой статьи не ограничивалась собственным счастьем – она помогала обрести его многим звёздам первой величины советской эстрады. Так, Муслим Магомаев, влюблённый в замечательную артистку Тамару Синявскую, поссорился с ней из-за того, что она отказалась дать развод своему тогдашнему супругу. В результате на свет появились такие шедевры, как «Мелодия», которую великолепно исполнял Муслим Магомаев («Ты моя мелодия…») и «Прощай, любимый» для оперной певицs московского Большого театра Т. Синявской («Весь мир наполнен песней лебединой…»). По словам этих двух исполнителей, эти композиции настолько запали им в душу, что привели к их свадьбе в 1974-м. Сами же эти песни превратились в музыкальные талисманы любви этой легендарной пары.

Александра Пахмутова: биография

Об Александре Пахмутовой говорят, как о легенде русского композиторского искусства. Миниатюрная светловолосая женщина является автором огромного количества сочинений, их насчитывается порядка четырех сотен.

Ее произведения исполняют симфонические оркестры, мелодии звучат в художественных и мультипликационных фильмах. Маленькой женщиной с огромным талантом восхищаются и простые граждане, и звезды.

Невысокий рост Александры Николаевны (149 см) компенсируется настойчивым, твердым и пробивным характером

Детство и юность, семья, образование

Александра Пахмутова родом из небольшого поселка под названием Бекетовка, который был расположен на территории Сталинграда, современного Волгограда. Именно там она появилась на свет 9 ноября 1929 года.

У маленькой Саши с младшего возраста проявились творческие задатки. Она рано научилась игре на фортепиано, после чего стала подбирать на слух понравившиеся мелодии.

В пять лет Александра уже давала концерты в клубе электростанции. Первой композицией, сыгранной для зрителей, был «Жаворонок» Михаила Глинки. В семилетнем возрасте маленькая Саша стала ученицей музыкальной школы.

В 11 лет Александра Пахмутова впервые выступала на концерте с композициями собственного сочинения. Это событие ей заполнилось очень хорошо, так как именно в этот день была объявлена война. Праздник закончился еще до того, как успели выйти на сцену все участники.

Первыми произведениями Пахмутовой стали «Вальс» и «Прелюдия»

Учеба в консерватории

Музыкальное образование Александра Николаевна отправилась получать в возрасте 14 лет, когда военные действия уже проходили далеко за границей государства. Она самостоятельно приобрела билеты и уехала поступать в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.

Александру сразу зачислили в специализированный класс, она обучалась игре на фортепиано. Также девушка параллельно получала знания в кружке юных композиторов. Он был организован выдающимися музыкальными деятелями Виссарионом Шебалиным и Николаем Пейко.

Музыкальная карьера

Александра Пахмутова внесла неоценимый вклад в развитии русской музыки. На ее произведения поставлен балет, мелодии играют симфонические оркестры, в том числе и иностранные. Ей подвластны любые жанры.

Летом 1984 года Пахмутова получила звание «Народной артистки СССР», также она трижды награждалась орденом «За заслуги перед Отечеством»

Тесно связана композитор с кинематографом. Она автор музыкального сопровождения ко многим художественным картинам, в их число вошли такие знаменитые ленты, как «Битва за Москву», «Рожденная революцией» и «Девчата».

Александру Николаевну особенно вдохновлял эстрадный жанр, она создавала произведения для многих советских и российских исполнителей.

Песни композитора знакомы всем гражданам страны без исключения, их нельзя перепутать с другими. В них особая лиричность.

Музыку к финальной песне «До свиданья, Москва!» на Олимпиаде-80, под которую улетал Мишка, написала Пахмутова

В копилке Александры Николаевны есть грустные и сентиментальные композиции – это «Беловежская пуща» и «Старый клен». Также присутствуют мелодии с веселым и задорным нравом, патриотические произведения.

Много детских композиций было написано совместно с мужем Николаем Добронравовым. Среди них «Мы – гагаринцы», «Мальчиш-Кибальчиш», «Орлята учатся летать» и «Доктор Айболит».

Особое место в творчестве композитора уделено спортивным песням. Одной из самых популярных композиций стала «Трус не играет в хоккей». Большинство болельщиков считают ее неким гимном этого вида спорта.

История песни «Нежность»

У известной композиции Пахмутовой «Нежность» непростая, но удивительная история.

Изначально композицию «Нежность» должна была исполнять Эдита Пьеха, но она отказалась, в результате ее спела Майя Кристалинская

Текст создавался специально для летчиков и космонавтов, с которыми были дружны Пахмутова с мужем. Со многими людьми авиации Александра и Николай были знакомы лично.

Собственно поэтому они категорически не желали, чтобы песня звучала в кинофильме «Три тополя на Плющихе», так как сюжет картины никакого отношения к небу и самолетам не имел. Впрочем, Татьяна Лиознова все-таки смогла уговорить несговорчивых супругов, и те сдались. Как показало время, это решение было правильным.

Премьера песни «Нежность» не произвела фурора, настоящий успех и любовь слушателей пришли после выхода киноленты

Развитие таланта

Родилась Александра Николаевна 9 ноября 1929, и на данный момент артистке исполнилось 88 лет. Родившись в небольшом поселке Бекетовка Нижне-Волжского края при СССР, очень рано проявила талант к музыке. В доме ее родителей Николая Андриановича и Марии Амплеевны Пахмутовых стояло фортепьяно, которым родители пользовались неоднократно.

Поэтому еще в возрасте трех лет маленькая Саша регулярно открывала крышку инструмента, играя мелодии на свой вкус. Звуки, воспроизводимые девочкой на фортепьяно были удивительными.

Александра Пахмутова в детстве

Уже в этом возрасте Саша сочиняла первые мелодии вальса, вызывая восхищение взрослых. А в возрасте пяти лет создала свою первую пьесу для фортепьяно, назвав ее «Петухи поют». Восхищенные талантом дочери родители приняли решение отдать девочку на обучение. Поэтому в возрасте семи лет Александра поступила в музыкальную школу, где училась до 1941. Ее развитие оборвала Великая Отечественная война.

Интересно: Актриса Ирина Ефремова: личная жизнь

Немецкие захватчики, идущие на Волгоград, проложили маршрут наступления армии через поселок, где родилась и проживала начинающая развивать свой дар Александра. Не желая становиться заложниками оккупантов, родители девочки вместе с другими жителями бежали в Караганду. Там, с начала августа 1942 Саша продолжила обучение в Карагандинском музыкальном училище.

Через год будущая артистка СССР поступила в Центральную школу при Московской государственной консерватории им. П. И. Чехова. Отважную девушку не испугало путешествие через всю страну, на территории которой продолжались военные действия. Твердо решив продолжить обучение и сделать после окончания Великой Отечественной карьеру композитора, Пахмутова отправилась в дальний путь, успев к сроку подачи документов.

Пахмутова в молодости

Ее педагогом стала М. В. Васильева, развившая талант девочки до максимально возможных высот. Под руководством Васильевой Александра поступила в кружок юных композиторов при консерватории. Девочку обучали великие музыканты СССР Виссарион Яковлевич Шебалин и лауреат двух сталинских премий Николай Иванович Пейко. Маленькая ростом (149 см) девушка успешно закончила консерваторию, получив звание магистра за свой невероятный и огромный талант.

С 1948 Александра обучается при консерватории, но уже на отделении композиторов и успешно сдав экзамены, получает диплом с отличием в 1953. Не желая останавливаться на достигнутом, решив, что еще недостаточно хорошо овладела специальностью, остается при консерватории в аспирантуре до 1956 года.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.

В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.

Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» — десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.

Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты — входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь — Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.

Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.

Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2021 году.

Биография Александра Добронравова

Александр Добронравов появился на свет 30 июля 1962 года в Москве. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с шоу-бизнесом. Его отец, Андрей Сергеевич, был профессором, а мать, Сталина Федоровна, работала инженером.

Когда Александру было всего 3 года, ему удалось на слух подобрать на пианино мелодию одной народной песни. Свидетелем данного случая стала его бабушка, которая начала прививать внуку музыкальное искусство.

Когда Добронравову исполнилось 7 лет он начал одновременно посещать среднюю и музыкальную школы. После получения аттестата он продолжил получать образование в Институте культуры на дирижерско-хоровом отделении, где проучился 4 года.

Затем Александр пару лет служил в армии. В данный период биографии он был одним из участников постройки Байкало-Амурской магистрали.

Школьные и студенческие годы

В школе юному Добронравову больше всего нравилась литература, настолько интересно и чутко преподавал этот предмет учитель. В десятилетнем возрасте мальчик выучил произведение «Горе от ума» наизусть, чем очень напугал свою бабушку. Она даже записала внука на прием к врачу-психиатру, но там бабулю успокоили и сказали, что никаких патологий в развитии ребенка нет, просто у него феноменальная память.

Николай в детстве с младшим братом Димой

В Великую Отечественную войну Николая с братом эвакуировали из Ленинграда в детский дом в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород). Оттуда они вернулись в подмосковный поселок Малаховка, где Коля окончил среднюю школу, получив золотую медаль.

В старших классах перед Николаем стоял выбор – куда дальше поступать: в литературный институт или педагогический? Но после получения аттестата его взгляды поменялись, документы сдал в Школу-студию МХАТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector