Бригада

Банда и ее вождь

Изображаемые в фильме события охватывают период с 1989 по 2000 год. В центре сюжета – история преступной группировки из четырех лучших друзей. Однажды преступив черту, эти парни превращаются в преступников. Начав прокладывать себе дорогу в криминальном мире, они превращаются в одну из самых сплоченных и влиятельных банд…

Сколько их было, этих криминальных группировок, в постсоветской России? Жизнь их была коротка – обычно они пропадали так же быстро, как и появлялись: их члены либо погибали в ходе налетов или разборок с другими бандами, либо быстро попадались и отбывали срок, либо ссорились между собой и разбегались. Однако показанная в фильме банда – особенная.

Чем объясняется сила и неуязвимость этой группировки? Наличием ядра, которое притягивает и с невероятной мощью удерживает вокруг себя членов банды. Таким ядром стал Александр Белов по прозвищу Саша Белый. Системно-векторная психология помогает увидеть и понять феномен «природного вождя», который был показан в фильме.

Один за всех, и все – за одного

Ядром стаи, вокруг которого вращаются все остальные, может быть только человек с уретральным вектором. Такой человек обладает редкими и уникальными свойствами психики – способностью к отдаче, мгновенной реакцией, бесстрашием, необыкновенной силой жизни. Эти свойства обеспечивают ему главную роль в стае – роль вождя, для которого его стая важнее его самого. Свои его боготворят, чужие – ненавидят и боятся.

В фильме показано, что друзья были готовы за своего вождя на все. Он за них тоже был готов глотку перегрызть. Бригада Саши Белого всегда с ним, его друзья никогда не покидают его, невзирая на порой возникающие размолвки. Та клятва, которую они дали в молодости друг другу, не нарушается до самого конца. А вот враги ненавидят и очень боятся Сашу, называют «волчарой».

Только уретральный вождь обладает нестандартным, сверхбыстрым мышлением. Мгновенно придумывает выход из любой ситуации. Будучи бандитом, он реализует схемы, которые приносят миллионы. И он же не жалеет потерять все, если дело повернулось поперек его желания – и никаких пропавших денег не жалко. Трудные решения принимает без излишних сомнений и колебаний. Всю полноту ответственности за стаю он берет на себя.

Он никогда ничего не боится. Идет на самые рискованные шаги и выходит из любой ситуации целым и невредимым, благодаря нестандартному мышлению и отчаянной смелости. Чем вызывает уважение даже у недругов.

Саша Белый вызывает восхищение широтой души, щедростью, желанием всегда прийти на помощь. А какой натиск, энергия, отсутствие рамок! Все это уретральные качества – качества настоящего вождя, особенно близкие сердцу русского человека.

Краткий сюжет

«Бригада» (актеры и роли будут представлены далее) начинается с того, что в 1989 году Саша Белов демобилизуется из армии. Теперь он уходит в запас. Александр возвращается домой, где его ждут мама, любимая девушка Лена и трое преданных друзей: Космос, Фил и Пчела.

Космос Холмогоров и Пчела (Виктор Пчелкин) – «успешные» рэкетиры, а Фил (Валера Филатов) мастер спорта и артист кино. Товарищи уговаривают Александра заняться рэкетом, так как это довольно выгодное дело, приносящее стабильный доход. Но Белый наотрез отказывается, ведь намерен поступать в институт и стать вулканологом.

Сериал «Бригада», актеры и роли вызвали наибольший интерес зрителей, когда в фильме появилась интрига — главный герой узнал об измене Лены. Девушка не просто предала любимого, она стала проституткой. Ее сутенером является некий Муха – личность довольно известная в московском криминалитете.

После стычки между Мухой и Сашей первый погибает. На Белова заводят уголовное дело, но отцу Космоса удается его закрыть. Через два года после всех этих событий Белый превращается в крупного мафиози, который держит в страхе весь московский бизнес. Четверка друзей творит страшные вещи, в которых есть убийства, любовь, ненависть, предательство и разоблачение. Заканчивается фильм гибелью Сашиных друзей и его злейшего врага.

Как оправдались предсказания

Надо сказать, что сразу после выхода фильм «Бригада» подвергся серьезной критике. Авторов фильма упрекали в том, что «Бригада» слишком романтизирует бандитизм и отношения между членами преступного сообщества. Показывая слишком привлекательные образы преступников, аудиторию, особенно молодежную аудиторию, словно подталкивают подражать этим образам.

К сожалению, предсказания критиков сериала полностью оправдались… После «Бригады» впечатлительные подростки сколачивали свои дворовые банды и совершали преступления, которых могло бы и не быть. На судах преступники прямо заявляли о том, что на преступления их «вдохновил» телесериал «Бригада».

Пожалуй, наиболее ярким примером влияния этого сериала на судьбу может послужить история Леонида Сидорова, сына режиссера сериала. Будучи трудным подростком, на пике популярности «Бригады» он сколотил банду, а в результате был осужден на 13 лет лишения свободы за разбой, двойное убийство и изнасилование.

Сюжет бригады

Вообще, теме влияния спецслужб на криминальное «движение» в «Бригаде» уделяется довольно много времени. По сюжету в 1994 году, под давлением «федералов», группа Белова по своим коридорам начинает поставки оружия на Кавказ, а также наркотиков из Средней Азии в страны Европы. Это, в принципе, имеет самое непосредственное отношение к действительности.

Государство вело свои интересы и просто зарабатывала деньги. Приблизительно к середине 1990-х все крупнейшие бригады уже контролировались властью и спецслужбами. Возникает понятие «красная крыша», когда за той или иной группировкой стояла милиция или ФСБ. Находиться «под крышей» зачастую оставалось единственным шансом для бандитов легализовать бизнес и просто не быть убитыми.

Введенский и Каверин

В 2010 году в британской газете «Гардиан» были опубликованы фрагменты утечки американского посольства, попавшие на Wikileaks. Это докладные записки американских дипломатов, в которых шла речь как раз о влиянии ФСБ на преступные группировки, и в частности на «солнцевских». Как точно сказал в сериале подполковник Введенский: «Или Белов ляжет под нас, или в могилу».

Бригада телесериал

«Бригада» — телесериал не просто про бандитов и бандитские разборки. Это, с одной стороны, социологическая выкладка с погружением в среду, где мы видим структуру организации специфического замкнутого сообщества в первые десять лет новой России.

Саша Белый

С другой стороны, здесь же перед нами предстают российские социальные реалии отношения господства и подчинения, — если угодно, гегелевская диалектика раба и господина. Встречающиеся равные друг другу структуры ведут между собой борьбу не на жизнь, а на смерть. В конечном итоге кто-то из них, под действием страха, признает господство другого, чтобы выжить.

Это естественный исторический процесс. Так было с первыми мелкими ОПГ по отношению к более крупным. Так стало со всеми ОПГ по отношению к государственной машине, которая руководствовалась такими же способами влияния и подавления, как и сами ОПГ.

Но диалектика в том, что господин является таковым только до тех пор, пока есть раб. Поэтому первостепенная задача господина в том, чтобы поддерживать статус господства за счет существования и жизнеспособности раба и вместе с тем обеспечивать постоянное признание рабом данного статус-кво.

Отчасти об этом рассказывает своему другу адвокат из фильма «Левиафан», говоря, что хамоватый мэр-бандит, видимо, нужен до поры до времени этой власти.

Актер и его герой

Нельзя не упомянуть о значении актера Сергея Безрукова в успехе фильма «Бригада». Это тот удивительный случай, когда произошло совпадение врожденных векторальных свойств актера и главного героя: уретральный Сергей Безруков безошибочно и до мурашек реалистично сыграл уретрального Сашу Белого. Получилось так органично, что веришь в реальность этой истории, что герои фильма существуют на самом деле.

Игра Безрукова просто покоряет. Все его многочисленные поклонники с упоением и необычайным интересом смотрели этот сериал. Выход фильма на экраны сделал актера по-настоящему знаменитым, подарив необычайную популярность.

Говорят, что после «Бригады» во многих ролях Сергея Безрукова критики усматривают черты Саши Белого, сыгранного актером в сериале. И только системно-векторная психология Юрия Бурлана может объяснить это явление: это не повторение актером неких однажды найденных и отработанных штампов, это уретральные черты самого актера, которые невольно проявляются в сыгранных им ролях. Это тем более явно, когда он играет таких же обладателей уретрального вектора, как он сам – Пушкина, Есенина, Христа.

А как сам актер относится к сыгранному им бандиту? Ему приписывают слова о том, что он считает свою роль в «Бригаде» темной строкой в биографии, и ему стыдно вспоминать об этой роли. Однако признает, что популярность этого фильма открыла для него закрытые до этого двери и помогла в осуществлении многих замечательных творческих проектов.

Воровская малина или Государственная Дума?

Место преступника – на дне общества, а не в высших эшелонах власти. Поэтому создание этого фильма имело тяжелые последствия для всего общества постсоветской России. Распад СССР для нас стал смертельным ударом – когда в один день мы потеряли свою страну. Наступил сложнейший момент истории. И вот тут в сознание общества, которое из последних сил пыталось оправиться от удара и выжить, был вживлен вредный вирус неверных ориентиров.

Таким образом сознание общества изменилось в сторону оправдания действий преступников. Ведь фильм «Бригада» показывает, какие эти бандиты на самом деле «хорошие ребята», просто «жизнь так сложилась». Пропустить такое кино для массового просмотра – все равно, что добить раненого. Как фильм «Интердевочка» нанес ощутимый удар по нравственности женской половины общества, так сериал «Бригада» способствовал переформатированию сознания мужской половины населения и росту преступности в нашей стране.

Слава богу, не все пошли в бандиты. У человека всегда, невзирая на самые тяжелые жизненные обстоятельства, остается свобода выбора и воли. Сегодня наше общество потихоньку оправляется от ударов истории и движется вперед. «Бандитские 90-е» ушли в прошлое. Государство колоссальные усилия прикладывает для сдерживания разгула преступности. Потихоньку, маленькими шажочками, мы развиваемся в правовое общество. И сегодня совершенно очевидно, что преступник должен находиться на дне общества – там и только там ему самое место: воровская малина или берлога рецидивиста, который находится в бегах, но не Государственная Дума!

Мушкетеры наоборот

Друзья Саши Белого – его верные «оруженосцы». Они безоговорочно верят своему вождю, принимают его решения и в любой момент готовы последовать за ним – хоть в огонь, хоть в воду. Такое возможно только в том случае, если во главе стаи стоит природный вождь. Ведь бессознательное не обманешь внешним антуражем, пустыми понтами, за которыми ничего не стоит.

Но только бригада – это «три мушкетера наоборот». Такие необыкновенные качества, как быстрота мышления, отвага, неуемная жизненная энергия и напор, сметающий все на своем пути, даны природному вождю неспроста. Все эти качества необходимы для того, чтобы обеспечить выживание своей стаи и ее прорыв в будущее.

Если уретральный вождь встанет во главе здорового коллектива, он обеспечит стремительное поступательное движение в нужном направлении. Такой коллектив будет сплоченным, в нем установится природная иерархия и будут процветать идеи справедливости и милосердия, а коллективный труд будет направлен на благо всего общества.

Однако в бригаде Белого все лучшее, что есть в уретральном векторе, переворачивается с ног на голову. Когда уретральный вождь становится на путь преступления, он использует свои свойства «не по назначению». Уретральный преступник сколачивает непобедимую банду, используя свой дар вождя не во благо, а во зло обществу.

Бригада — однажды в России

Однажды, в прошлом веке, забытые люди в нашей стране из ничего стали всем, но история, как известно, движется по спирали. Теперь шла новая революция с новыми героями. И снова вместе со стремительно меняющимся государственным строем. Только вот революция как Хронос пожирает своих детей. Время перелистывает страницу истории, избавляясь от ее деятельных творцов, подобно тому, как пауки в банке пожирают друг друга, когда им становится нечего есть.

Пчёла и Космос

Александр Белов подавлен гибелью друзей и расставанием с семьей, ему остается только уйти в подполье. Хотя мы понимаем по сюжету, что он мог поставить более эпичную точку
в своей истории, победив на выборах в Государственную Думу. Альтернативным завершением истории «Бригады» можно было бы назвать фильм «Жмурки» с «воскресшим» Космосом, где братва все-таки дорвалась до власти, легализовалась и местами остается там до сих пор.

Друг Белого Фарик

В «Бригаде» на такое продолжение в новом статусе может намекать то, что Белов не уезжает в Америку с женой и сыном, а остается в России, как бы желая оставаться альтер-эго своим кураторам из Кремля (Виктор Петрович) и ФСБ (Введенский) уже при новой «стабильной» власти.

Виктор Петрович

Сам телесериал с художественной точки зрения снят очень профессионально. Более того, в свое время он стал самым дорогим отечественным сериалом — бюджет фильма составил аж три миллиона долларов. Во время показа на телевидении он вызвал небывалый ажиотаж у публики, рейтинги зашкаливали, несмотря на то что главным конкурентом того же года была «Граница» А. Митты.

Когда сила искусства имеет обратный эффект

Человек – сложное существо. С одной стороны, в нас все еще живет зверь. Наша животная составляющая порой делает нас жестокими и беспощадными, особенно когда речь идет о выживании. С другой стороны, в нас присутствует чисто человеческая составляющая – доброта, эмпатия, сострадание.

Главная роль культуры заключается в том, чтобы снять неприязнь между людьми. Культура воспитывает в нас человеческие качества, которые проявляются в виде доброго отношения к людям и всему миру, а в максимальном своем проявлении выражаются в виде сострадания, взаимопомощи, милосердия.

Искусство – часть культуры. Кино – вид искусства. Призванное сеять вечное и доброе, тем не менее кино предъявляет своим зрителям разные продукты. Зрелищный вид искусства оказывает на зрителей очень сильное влияние. Хорошо, если это влияние положительное. А если нет?

Так случилось с антикультурным фильмом «Бригада». Дело уже даже не в том, что насмотревшись на симпатичных друзей-бандитов, преступные мотивы и действия которых были оправданы в киноленте, многие молодые люди решили пойти по их стопам, восприняв их как образец для подражания. Проблема гораздо серьезнее, симпатизируя бандитам в кино, мы оправдываем криминал и способствуем его росту. Таким образом, фильм не сбил, а напротив, повысил градус неприязни в обществе, которое и так трясло в лихорадке исторических катаклизмов.

Бригада. Однажды в России

Сериал «Бригада» позиционировался как «российская гангстерская сага». Почему? Ведь у нас в России бандиты, а не какие-то там американские гангстеры. В таком позиционировании есть отсылка на фильмы «Крестный отец» и «Однажды в Америке», ставшие классикой кино. По словам режиссера картины Алексея Сидорова, именно эти фильмы послужили для него ориентиром в ходе создания сериала «Бригада».

Хорошо это или плохо? Дело в том, что все перечисленные картины схожи в одном – романтизации преступности. Кто-то возразит: «А что тут такого?» Все мы в детстве зачитывались романтическими историями о Робин Гуде, а ведь он тоже, по сути, был маргиналом и преступал закон. Вот только в данном случае мы имеем дело не со старинной легендой, а с калькой с нашей жизни, которую почти невозможно отличить от реальности. Именно своей реалистичностью фильм оказал такое сильное влияние на сознание современников.

С распадом СССР развитая культура советского общества была обесценена и обессмыслена, на первый план вышли архетипичные кожные ценности «моя хата с краю», «после меня хоть потоп». Со дна общества на самый его верх поднялись воры и преступники. Те, кто раньше удостаивались лишь презрения и подвергались наказанию за свои преступления, внезапно стали верхушкой общества. Но именно фильм «Бригада» сделал их объектом для подражания.

Блатной романтизм, навеянный миллионам россиян фильмом «Бригада» стал финальным аккордом в разрушении морально-нравственного стержня общества. Нам стало легче украсть, кинуть лоха и даже убить. Возник романтический образ преступника, главная цель которого – добыть любой ценой. О том, что общество охотно заглотило эту отраву, говорят и огромные кассовые сборы «Крестного отца», и успешность и популярность фильма «Бригада».

Режиссер Бригады

А для главного режиссера — Алексея Сидорова — «Бригада» и вовсе дебютная самостоятельная работа. Сама идея создания бандитской саги, такого русского ответа «Однажды в Америке», принадлежала ему. Создатели решили сделать действительно качественное кино с хорошим сценарием. Помимо бюджета, было потрачено значительное время на съемки — десять месяцев — для 15-серийного фильма довольно много. А. Сидоров, между прочим, одногодка своих персонажей и реальный свидетель событий парламентского кризиса 1993 года‚ когда прямо на его глазах возле ТЦ «Останкино» убили ирландского журналиста. Так что историю «лихих 90-х» показывал непредвзято, как видел сам. В «Бригаде» при этом он старался минимизировать сцены насилия и убийств.

Алексей Сидоров

После выхода телесериала много говорили о его спонсорах. Мол, это бандиты решили сделать реалистичный фильм про себя: «Кино снимают. Про нас, про братву. Бригада называется». Был даже слух, что один из героев сериала — некто Кабан, который так и не появился в кадре, и есть главный заказчик. Также некоторые российские и украинские «авторитеты» признавались, что именно они якобы финансировали проект. Проверить это невозможно, но, по крайней мере, можно предположить, что «Бригада» косвенно получила одобрение «уважаемых людей».

Безруков — Бригада

Для всей четверки актеров, как и для исполнителя главной роли Сергея Безрукова, это стала первая звездная картина. Безруков потом вспоминал, что до «Бригады» не имел таких больших ролей и что картина «сильно подняла планку» на российском телевидении. Актер скорее с уважением относится к своему герою, считает его принципиальным и обаятельным бандитом: «Мне нравится Белов! Он целеустремленный, уверенный в себе человек». При этом Безруков не видит в нем абсолютного зла, скорее даже считает Белова заложником обстоятельств и давящей на него власти: «Саша — просто пацан по сравнению с представленной в сериале властью. Его могут убрать в любой момент. Больше скажу, он — патриот! Он не собирался продавать оружие в Чечню, его заставили. И чуть не убили. Он не захотел продавать наркоту, его опять принудили…»

Саша Белый и Пчёла

Можно было заметить, как Безруков уверенно обращается с оружием в фильме. Актер вспоминал, что это обычная «советская закалка», когда старшеклассники в обязательном порядке проходили курс начальной военной подготовки. Вместе с тем Безруков не раз говорил, что не хотел бы сниматься в продолжении «Бригады». И он сдержал слово: в «Наследнике» его не было даже в эпизоде. «Все уже было сыграно», — говорит актер, и роль бандита из 1990-х ему больше не интересна.

Главные герои Бригады

Главные герои Бригады — Белый, Космос, Пчёла и Фил — молодые ребята (кто-то скажет потерянного поколения), типичные представители Generation П: социально-активные, немного циничные, с горящими глазами пионеры нового времени, заполняющие пустоты новой свободной страны. Лозунг «не мы такие, жизнь такая» вошел в их лексикон уже позже, в лихие 90-е, когда стало понятно, что выбора действительно нет, и новая криминальная среда уже сформировалась. Эти ребята еще стояли на распутье, помня идеалы советского строя, но уже не веря им.

Пчёла, Космос и Фил

У них еще был выбор: пойти в институт,стать спортсменами или продолжить научную династию астрофизиков. Но череда драматичных событий и ощущение бездомности в своем агонизирующем государстве толкают их на выбор своего собственного пути. Бездомность вообще важный мотив сериала. Сидящими дома нам преимущественно показывают только родственников героев, сами же молодые бандиты все время спешат на улицу, едут в машине или сидят где-то в офисе.

Свадьба Саши Белого

На свадьбе Белого друзья поют для него песню про бездомного сироту из «Генерала песчаных карьеров». Эта песня в «Бригаде» как намек на их кредо, а сам сериал — это зеркало нового государства с параллельными органами власти. Мы видим здесь такие болезненные явления, как повязанную с бандитами милицию, крышующую и направляющую мафию «Контору», войну в Чечне, а также намек на апофеоз демократии в 1993 году в виде грузовика с человеческими телами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector