Борис хлебников
Содержание:
«Настала прекрасная эпоха сериального производства»
— Ваши «Пингвины» выходят на стриминговой платформе. Можно ли сказать, судя по результатам недавней «Эмми», что настоящее кинематографа — как раз сериалы, а большой метр на их фоне проседает?
— Поживем — увидим. Да, раньше, еще 10 лет назад, к сериалам относились как к чему-то очень шаблонному: ты должен соответствовать аудитории, времени в сетке… В общем, территория несвободы. А с появлением платформ образовалась огромная конкуренция, и возник запрос на самобытный продукт, ярких художников, авторское высказывание.
Часто бывает
Режиссер Наталия Мещанинова
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
На самом деле все пресытились жанровыми проектами, стало неинтересно сидеть в нишах, которые годами определяли судьбу как продюсеров, так и авторов. А платформы соревнуются за эксклюзивный контент и расхватывают талантливых режиссеров. Нам остается только выбирать.
Что же до полного метра — да, с ним всё непросто: это и цензура, и необходимость подгонять продукт под интересы инвестора. Настала прекрасная эпоха сериального производства, дающая автору полную свободу от рамок телевидения и кинотеатров. Но я и от полного метра не отказываюсь. Надеюсь зимой начать съемки нового фильма.
— Ваша первая полнометражная картина «Комбинат «Надежда» имела большую фестивальную судьбу, но так и не дошла до проката. Насколько она автобиографична? Там заложено что-то очень личное?
— «Комбинат» не был в прокате, потому что я наотрез отказалась убирать нецензурную лексику. Это принципиальное стилистическое решение, не связанное с политикой: фильм снят в жанре докьюментари, речь идет о молодежи с рабочих окраин Норильска. Ну что поделать — они так говорят, и не только в Норильске, но и в Краснодаре, откуда я родом, и в любом другом городе или поселке. А цензура в отношении речи уничтожает ощущение реальности. Так что это не какой-то каприз.
Часто бывает
Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»
Фото: Focus Plus Cinema
Это не автобиографичная история. Она просто отражала мое состояние в тот момент, когда я уезжала из родного города.
«Чтобы быть смешным, нужно подняться над своей обидой и злостью»
— В «Пингвинах моей мамы» ваш герой мечтает стать стендапером и посредством юмора как будто ограждается от внешнего мира. Он начинает свой монолог так: «Здравствуйте. Меня зовут Гоша, мне 15 лет и у меня возраст Христа. Ну да, я пока не знаменит, но и он в свои 15 не особо жег». Последующие шутки и вовсе на грани фола. Но, кажется, вы разглядели в стендапе драму?
— Стендаперы, как правило, рассказывают об очень личных вещах, наблюдениях, травмах, переживаниях, иногда очень острых и щемящих, а все сидят, ржут. Как и в искусстве — автор транслирует свою боль через образы придуманных героев, несуществующие коллизии, диалоги.
Знаете, как родился сюжет про Гошу? Мой соавтор Зака Абдрахманова увидела в одном из клубов 15-летнего школьника-стендапера: он стоял на сцене, очень старался быть остроумным, но зал молчал. И каждый раз, когда шутка проваливалась в тишину, он от волнения растягивал свой свитер, изо всех сил пытался вырулить из ситуации — а люди всё равно сидели с каменными лицами.
Этот образ меня очень зацепил. Стендап — очень крутая штука. Представляете, у вас есть всего 3–5 минут, когда вы можете рассказать о себе, излить свои страдания. И сколько же должно быть таланта, дисциплины, самоиронии, чтобы люди услышали, заметили. Чтобы быть смешным, нужно уметь подняться над своей обидой и злостью.
Часто бывает
Кадр из сериала «Пингвины моей мамы»
Фото: Лук-фильм
— А у Гоши действительно непростое положение. Его мама усыновляет детей из детдомов. Квартира напоминает что-то вроде хорошо обустроенного пионерлагеря — с побудками, собраниями, разбором полетов за ужином
Вы считаете, что нужно привлечь внимание к теме усыновителей?
— Нет, просто все мои сюжеты и повороты обусловлены драматургией, ее развитием. Вот, например, наш герой — обычный подросток, не звезда тусовки, не отличник, у него нет девушки, и его еще не приняли в стендап-клуб. Мы рассуждаем, где находится точка его боли, а она, конечно, — в отношениях с родителями.
Борис Хлебников сейчас
В 2016 году Борис Хлебников стал автором фантастической драмы «День до», которая рассказывает о грядущей катастрофе: с раннего утра все жители планеты озабочены новостью о том, что к Земле летит хвостатая странница – комета.
Борис Хлебников в 2017 году
В фильме показывается то, как люди разных сословий и из разных уголков мира проводят последний день в жизни. Главные роли исполнили Елена Лядова, Юрий Стоянов, Зоя Буряк, Мария Русских, Дарья Мороз и другие актеры. Также в картине появился российский журналист Андрей Малахов.
В 2017 году режиссер снял мелодраму «Аритмия», повествующую о нелегкой жизни врача скорой помощи. В блестящий актерский состав картины вошли Александр Яценко, Ирина Горбачева, Николай Шрайбер, Максим Лагашкин, Альбина Тиханова и другие звезды шоу-бизнеса.
Помимо прочего, в октябре 2017 года Борис Хлебников побывал на шоу Юрия Дудя, где ответил на каверзные вопросы журналиста.
Фильмография
- 1997 – «Мимоход»
- 2000 – «Хитрая лягушка»
- 2003 – «Коктебель»
- 2006 – «Свободное плавание»
- 2006 – «Уехал»
- 2009 – «Сумасшедшая помощь»
- 2009 – «Короткое замыкание»
- 2009 – «Черчилль»
- 2012 – «Пока ночь не разлучит»
- 2012 – «Без свидетелей»
- 2013 – «Долгая счастливая жизнь»
- 2015 – «Озабоченные, или Любовь зла»
- 2017 – «Аритмия»
биография
Борис Хлебников родился в Москве, тогда столице СССР, и в юности пережил период перестройки , а затем тяжелые годы после распада СССР . После окончания средней школы два года изучал биологию , а затем поступил на кинофакультет ВГИКа . По окончании учебы снял два короткометражных фильма с Алексеем Попогребским . В 2003 году он снял свой первый полнометражный фильм « Коктебель», получивший, среди прочего, премию Европейской киноакадемии за сценарий Берлинского кинофестиваля и специальный приз жюри XXV Московского международного кинофестиваля . Этот фильм, отмеченный международной критикой премией Фипреши , рассказывает о молодом овдовевшем отце, потерявшем все в Москве , и который привозит своего сына в Коктебель в Крым по морю в первоначальном путешествии.
В 2009 году он снял Сумасшедшая помощь «Сумасшедшая помощь» и последовательность Бесчестье «Позор», в фильме под названием Short Закрытие «Короткое замыкание». В том же году он участвовал в качестве режиссера в телесериале Черчилля «Черчилль». В 2010 году он был одним из основателей Union du Cinéma и председательствовал на его первом заседании.
Премьера его фильма «Долгая счастливая жизнь » «Долгая счастливая жизнь» состоится на 63-м Берлинском международном кинофестивале в основной конкурсной программе. В 2014 году этот фильм был номинирован на премию «Ника» в трех номинациях: лучший фильм, лучшая режиссура и лучший сценарий.
На открытии XXVIII Российского кинофестиваля » Кинотавр » г.июнь 2017его фильм « Аритмия» получил главный приз и приз зрительских симпатий. Он также выиграл вноябрь 2017Приз фестиваля русского кино в Онфлёре под председательством Саффи Неббу .
Детство и юность
Борис Хлебников родился 28 августа 1972 года, в столице России. Борис рос и воспитывался в среднестатистической и не приближенной к творчеству семье. Его мать трудилась в области физики, тогда как отец изучал труды философов. Известно, что, будучи школьником, мальчик не делал особых успехов в учебе: Борис недолюбливал русский язык и литературу, но рьяно увлекался биологией.
Поэтому неудивительно, что у юноши, который относится к предметам избирательно, в дневнике бывали и «двойки». Зато увлечение наукой о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой сказалось и на будущем Бориса: после получения аттестата о среднем образовании Хлебников продолжил заниматься биологией.
Борис Хлебников в молодости
Возможно, Борис Игоревич стал бы таким же успешным ученым, как Чарльз Дарвин или Иван Павлов, но судьба внесла свои коррективы: проучившись два года на биолога, Хлебников выбрал творческую стезю и поступил на кинематографический факультет ВГИКа. Такое решение пришло к молодому человеку случайно, потому что в то время он стал ходить в Музей кино и обзавелся заветной мечтой стать режиссером.
Фильмы
В декабре 2019 года Наталия Мещанинова увидела пробы Макара, который на тот момент учился в 11-м классе, готовился к ЕГЭ и планировал поступать на киноведческий факультет. Режиссер связалась со школьником и сообщила, что готова взять Хлебникова на главную роль в свой новый проект. Сам юноша до этого момента ни разу не играл, школьную самодеятельность считал ерундой и становиться актером не стремился, однако согласился поработать с Мещаниновой.
Свежая многосерийная драма Наталии получила название «Пингвины моей мамы». По сюжету, столичный подросток Гоша переживает тяжелые времена в школе, отношениях с отцом и матерью, личной жизни и находит отдушину, выступая в стендап-клубе. По признанию Макара, этот персонаж оказался ему близок: в юном возрасте непрофессиональный актер тоже остро реагировал на отношения с учителями и одноклассниками. Также, чтобы подготовиться к роли, сын Бориса Хлебникова смотрел шоу иностранных комиков, ходил на концерты российских стендаперов, научился кататься на скейтборде. Герой Макара растет в многодетной семье, поэтому актер много общался с детьми, выросшими с братьями и сестрами.
Начало съемок сериала было назначено на март 2020-го, но было перенесено на вторую половину года из-за пандемии. Макар отметил, что отлично сработался с Мещаниновой: по признанию юноши, между ними возникло взаимопонимание, благодаря которому актер выкладывался на 100 % и много импровизировал. Хлебников также вспомнил, как смотрел фильмы Наталии «Комбинат “Надежда”» и «Сердце мира» и даже не рассчитывал, что окажется с режиссером на одной площадке. При этом актер уверен, что его родственные связи с Борисом Хлебниковым не играли роли. Макар считает, что просто подошел Мещаниновой, что можно считать большой удачей для непрофессионального артиста.
Макар Хлебников в мелодраме «Пингвины моей мамы»
Роль папы главного персонажа «Пингвинов…» досталась Алексею Аграновичу, маму изобразила Александра Урсуляк. Премьера сериала состоялась в октябре 2021 года, и кинокритики сразу отметили талант Хлебникова.
Тем временем сам Макар решил продолжить актерскую биографию и приступил к съемкам в следующем проекте. Новым фильмом Хлебникова стала драма «Три минуты молчания» по мотивам одноименного романа Георгия Владимова, над которой артист работает сейчас. Сюжет разворачивается вокруг экипажа рыболовного судна «Снегирь», на котором двое новичков хотят снять видео для блога.
Режиссером картины выступил Борис Хлебников, он же в соавторстве с Наталией Мещаниновой написал к ленте сценарий. Роли в фильме достались Александру Робаку, Тимофею Трибунцеву и другим звездам и новичкам отечественного кино. Премьера экранизации запланирована на 2023 год.
Макар рассказал, что у Бориса был длинный список претендентов на роль в «Трех минутах молчания», но после проб отец выбрал именно сына. Раньше Хлебниковы уже работали на одной площадке: в сериале «Товарищ майор», который режиссировал Борис, Макар ассистировал. Перед съемками новой драмы Хлебников-младший переживал, что может не сработаться с родителем, однако вскоре это чувство исчезло, хотя никаких поблажек наследнику отец не делал. Сам режиссер также отметил, что Макар вел себя в кадре максимально профессионально.
Личная жизнь
Как и отец, Макар не любит афишировать подробности приватной жизни. Известно, что у актера есть девушка, однако фото с ней молодой человек не публикует в соцсетях. В собственном инстаграм-аккаунте Хлебников делится профессиональными кадрами, понравившимися фильмами, снимками друзей и питомцев.
Макар Хлебников и его отец Борис Хлебников / и «Инстаграм»
Свободное время актер проводит за компьютером: пересматривает любимые сериалы, среди которых «Клан Сопрано», «Мистер Робот» и «Во все тяжкие», или играет в стратегии и симуляторы. В последние годы Макар увлекся современным российским кинематографом, в котором отмечает работы Кантемира Балагова, Андрея Звягинцева, Василия Сигарева, Наталии Мещаниновой.
Еще одно хобби Макара — коллекционирование книг о живописи, которые актер приобретает во время путешествий по другим странам.
День до (2018)
Драма, Русский фильм, Фантастика
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссеры: Александр Котт, Владимир Котт, Александр Карпиловский
В ролях: Елена Лядова, Александр Петров, Юрий Стоянов
Угроза из космоса приближается к Земле. Жители планеты осведомлены, что красная комета может уничтожить все живое. Фактически вся цивилизация оказалась под вопросом дальнейшего существования. Ученые тщетно бьются над поиском метода, который позволит избежать столкновения, но – нет. Итак, известна дата, когда комета столкнется с Землей. День до катастрофы. Каждому землянину остается день, чтобы завершить свои дела, задуматься о пройденном пути и смириться с неизбежностью. Но каким будет этот день? Все зависит от индивидуальных ценностей и от того, как человек прошел свой путь до этой конечной точки.
Сумасшедшая помощь (2008)
Комедия, Русский фильм
Режиссер: Борис Хлебников
В ролях: Игорь Черневич, Александр Яценко, Евгений Сытый
Добрый, веселый, ленивый Евгений, снаряженный в дорогу тетей, приезжает в Москву из белорусской деревни на заработки… Криминальное происшествие неожиданно разлучает его с товарищами и оставляет одного без денег и документов. Избит, ограблен, запуган – казалось, Евгений обречен стать бомжом… Но случается чудо. Бездомного провинциала приветил незнакомый москвич! Добрый человек, бывший инженер, проявляет необычную чуткость и открытость. Евгений живет у него дома. Хозяин покоряет его простотой и благородством, а главное – увлекает его пафосом борьбы с повседневным злом сегодняшнего мегаполиса. Стремление помочь людям оборачивается для наших героев серией непредсказуемых веселых приключений. В то же время герои замечают странную закономерность: похоже, все зло в их районе исходит от единственного человека – ненавидящего свою работу участкового милиционера…
«С Борисом Хлебниковым у нас совпадение во вкусах»
— Вы известны соавторством с Любовью Мульменко и Борисом Хлебниковым. Что такое сорежиссура, что она вам дает?
— С Мульменко мы давно не работали, у нее свой режиссерский путь, недавно она сняла прекрасное кино «Дунай», которое показали в конкурсной программе «Кинотавра». А с Борей Хлебниковым мы продолжаем работать: он только что закончил съемки фильма «Три минуты молчания», где я — один из авторов сценария.
Не думаю, что соавторство — это универсальный путь, который можно порекомендовать, например, начинающим режиссерам. Просто у нас с Борисом совпадение во вкусах, в понимании того, что хорошо и что плохо. Мы не конкурируем, не распределяем обязанности. Боря звонит и говорит: «Наташа, я хочу, чтобы ты написала сценарий», — и предлагает тему. Я берусь или не берусь. Или же я предлагаю ему свою идею.
— Как возник замысел «Аритмии», к которой вы написали сценарий?
— Пришел Боря и поделился задумкой снять фильм о супругах, которые уже развелись, но никак не могут разъехаться. Жизненная ситуация, немного анекдотическая, так что изначально мы хотели снимать романтическую комедию для дневного эфира. Но просто писать гэги не получалось. Начали разгонять историю. Понадобилась конкретика, и вышло так, что наши персонажи — врачи скорой помощи. Выбор профессии определил погружение в обстоятельства и эмоциональную тональность ленты.
Стало понятно, что чувствует герой, когда ему нужно объехать десяток больных за два часа, а при этом еще заполнить кучу бумажек. Он каждый день видит смерть, ему приходится выбирать, к кому поехать срочно, а кому придется подождать, — при том, что это ожидание может стоить пациенту жизни.
Часто бывает
Кадр из фильма «Аритмия»
Фото: Про:взгляд
В общем, из ромкома фильм превратился в социальную драму, как сейчас принято говорить. История создания «Аритмии» — о том, как в поисках жизненной правды ты окунаешься в реальность, а дальше уже она сама начинает определять драматургию и сюжет.
— На фестивале короткого метра я видела вашу короткометражку «И привет!» про пару, которая долго собирается в гастроном: надевает три маски, перчатки, очки, потом по секундомеру их меняет, но всё портит персонаж Максима Лагашкина, безответственный покупатель без маски и перчаток, случайно схвативший их тележку. А вы как пережили первые месяцы пандемии COVID-19?
— Это история почти из моей жизни. Мой муж, Степан Девонин, можно сказать, играет самого себя. Когда начались пандемия и локдаун, он очень переживал и даже не выпускал меня на балкон: вдруг вирус очень летуч и долетит до четвертого этажа. Сейчас всё это смешно, а в начале пандемии казалось очень драматичным — ведь тогда никто ничего не знал. Но хватало и ковид-скептиков, таких, как герой Максима Лагашкина, которые вообще отказывались во всё это вникать. Мир поделился на два лагеря — и оба, на мой взгляд, неразумных. Я — за золотую середину.
— У вас в производстве огромное количество фильмов. Чего и когда ждать?
— Сейчас я в съемочном периоде: снимаю сериал, где играют Анна Михалкова, Лиза Ищенко, Михаил Трухин, Степан Девонин и Таисия Вилкова. Зимой буду делать свой новый полный метр — «Маленький ночной секрет».
Справка «Известий»
Наталия Мещанинова окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств по специальности «кино- и ТВ-режиссура» и школу документального кино «Реальное время – 2» (мастерская Марины Разбежкиной и Николая Изволова). Режиссер сериалов «Школа», «Красные браслеты», фильмов «Комбинат «Надежда», «Сердце мира». Сценарист сериала «Шторм» и фильмов «Аритмия», «Война Анны», «Еще один год».