Антонина шуранова: история жизни, творчества и любви блестящей актрисы

ТВОРЧЕСТВО

Творческая деятельность Антонины Шурановой началась еще во время учебы в институте. Ее основными кинодебютами стали роли княжны Болконской в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (1967) и Надежды фон Мекк в фильме И.В.Таланкина «Чайковский» (1969).В дальнейшем актриса сыграла роли в более чем 30 фильмах, среди которых «Шаг с крыши» (1970), «Опасный поворот» (1972), «Дела сердечные» (1973), «Странные взрослые» (1974), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Зимняя вишня» (1995) и другие.Участие в 1998-2000 годах в съемках сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург» стало завершением актерской карьеры Антонины Николаевны.

На съемках Шурановой приходилось играть с замечательными актерами, такими как И.М. Смоктуновский, Л.К. Дуров, А.С. Демьяненко, В.П. Басов, А.Д. Папанов, К.Ю. Лавров, А.А. Калягин и другие.За свой актерский труд и любовь зрителей Антонина Николаевна удостоена званий «Заслуженная артистка РСФСР» (1974) и «Народная артистка РСФСР» (1980).Антонина Николаевна Шуранова воплощала на экране интеллигентных и строгих героинь, внешне безэмоциональных, но с сильным внутренним стержнем. Она не старалась нравиться, но поклонники узнавали ее, даже не глядя на сцену – по одному только голосу.

Личная жизнь

Едва поступив в институт, Антонина вышла замуж за однокурсника Николая. Брак продержался до окончания учебы. Второй супруг Шурановой – врач. Семья жила недалеко от Театральной площади в большой квартире. Тоня работала в Театре юного зрителя, задерживалась допоздна, что очень не нравилось мужу. Скандалы в доме стали обычным делом, Антонина Николаевна вспоминала, что погрязла в них.

С третьим мужем Александром Хочинским актриса была знакома 14 лет, но романтические чувства вспыхнули неожиданно, когда артисты ставили вместе спектакль. Саша за это время успел дважды жениться – на артистке цирка Ирине Асмус, известной как клоунесса Ириска, и на художнице. Хочинский красиво пел и всегда нравился Тоне.

Антонина Шуранова и Александр Хочинский

Антонина забрала только личные вещи и ушла в коммуналку на Васильевский, к Хочинскому. Последний брак оказался счастливым. По словам Шурановой, с Сашей она жила как за каменной стеной, смотрела на вещи его глазами. Супруги положительно влияли друг на друга, хотя бытовые проблемы лежали целиком на Тоне.

Первые семь лет совместной жизни пара прожила, не ставя штамп в паспорте. Отправились в ЗАГС, только когда на гастролях их отказались селить в один номер в гостинице. Забежали в перерыве между репетициями и расписались, свадьбу как таковую не праздновали.

Уникальная и необычная

Антонина Николаевна Шуранова родилась в последний апрельский день 1936 года. Ее родной город – Севастополь. Когда ленинградская блокада была прорвана, девушка переехала в этот столичный город, где ее уникальный талант получил гораздо большие просторы для реализации, нежели в родных краях. А дар ей был присущ и правда особенный – юная Тоня могла создавать героинь, наполненных внутренними переживаниями, живущих напряженной жизнью, при этом играла она их лаконично и сдержанно, максимально просто, в то же время остро. И в наши дни такие качества и способности актрисы ценятся исключительно высоко, а для своего времени она была исключительным открытием.

В будущем сыгравшая в фильме «Война и мир» Антонина Шуранова отличалась умом и энергией, сильной волей и способностью быстро и четко понять логику повествования и характера своего персонажа. Для нее не составляло труда почувствовать противоречивость характера героини, выпавшей ей. Актриса была сложной, но цельной. Какую бы роль она ни отыгрывала, Тоня всегда учитывала обстоятельства, характер персонажа, и искусство ее было настолько велико, что каждая героиня становилась интеллектуально сложной. Все ее персонажи отличаются способностью остро мыслить, глубиной психологических переживаний, богатством чувства. Ни неопределенности, ни расплывчатости в них не найти

Шуранова не играла надломленных женщин – все они были цельными, привлекающими внимание, влюбляющими в себя

Врач широкого профиля

В марте 1946 года капитан Антонина Батракова вновь стала гражданским человеком. Приехала в Алтайское, где жили её мама, сёстры. Так соскучилась по малой родине, что хотела жить и работать только здесь.

Тогда на территории Алтайского района проживало 46 тысяч человек. Сейчас – вдвое меньше. Она была единственным врачом в районе с высшим образованием. Долго работала главным врачом центральной райбольницы, была специалистом широкого профиля – хирургом, акушером-гинекологом, урологом, педиатром, невропатологом, анестезиологом, судебно-медицинским экспертом, патологоанатомом, окулистом и так далее.

Воспитала десятки коллег. Профессор АГМУ, заслуженный врач России Владимир Кожевников, работавший под её началом, писал о ней в «Алтайской правде» 23 декабря 2000 года: «Моя наставница много и хорошо оперировала. На её счету тысячи спасённых жизней не только в Алтайском районе, но и в Советском. Вся её жизнь соответствует высшей категории. Это врач с бойцовским характером».

Работа сельского доктора ненормированная. Нередко случаются ночные вызовы. Сейчас, конечно, для этого имеется современный транспорт. А ей нередко доводилось ходить пешком в снег и дождь.

Никогда не забыть случай в селе Куяган, где на лесопилке мужчине отрезало ногу. Яркина по телефону проконсультировала, как наложить ему повязку, чтобы остановить кровотечение. А сама запрягла лошадь, села в сани и поехала по мартовской распутице. До Куягана около 50 километров, снег местами сошёл, лошадь стала выбиваться из сил. Тогда Антонина Николаевна выпрягла её и поехала верхом, благо умела делать это с детства. Благополучно добралась, оказала помощь пострадавшему, точнее сказать, спасла его.

И таких случаев были десятки, сотни. Как можно работать по сменам, если она – единственный врач на весь огромный район?! Словом, почти фронтовая обстановка. Разве что снаряды не рвались…

Она вышла замуж в 1949 году за фронтовика-авиамеханика Ивана Яркина. Он тоже дошёл до Берлина, только по воздуху, а она – по земле. Знали они друг друга ещё с ученической поры – учились в одной школе. Иван Алексеевич был директором плодосовхоза «Мичуринец». Тоже заядлый в работе. Вывел своё предприятие в передовые в крае. Недаром ему было присвоено звание «Почётный гражданин Алтайского края», а Антонина Николаевна является почётным гражданином Алтайского района.

Они прожили полвека, воспитали троих детей. Домашний телефон никогда не отключали. Им звонили, приходили, за ними приезжали – они никому не отказывали в помощи.

Стаж работы фронтового врача Яркиной – свыше полувека. Жизнь была нелегкой. Но Антонина Николаевна всё выдержала. Это потому, что закалка у неё фронтовая!

Похожие и отличающиеся

Многим казалось, что Антонина Шуранова и ее избранник совершенно друг другу не подходят. Она была замкнутой и строгой, он – буйным, с выраженным темпераментом. Впрочем, друзья признавали, что их любовь была столь сильна, что никакие преграды и противоречия не могли помешать. Они играли вместе в постановках и ставили новые сами, а затем вместе оставили ТЮЗ как протест против ложного обвинения директора, их учителя Карагодского.

Следующим шагом в карьере Шурановой стало «Интерателье», тогда же она отыграла сделавшую ее еще более популярной роль в «Филумене Мартурано». Критики сойдутся во мнении, что это было блистательное выступление, и сыграть еще лучше было бы просто невозможно. Наконец, Антонина перейдет в ГТС, где проработает до самой кончины. Среди самых известных ее героинь за этот период – Васса Железнова. Причиной смерти Антонины Шурановой будет рак. До последних дней своей жизни она мужественно сражалась с онкологией, выступала на сцене любимого театра, всем своим видом показывая, что даже такая страшная болезнь не в силах ее сломить.

Личная жизнь

Александр Хочинский был трижды женат. Первый союз со знаменитой клоунессой Ириской (Ириной Асмус) был недолгим. Ветреная супруга изменила Хочинскому, пока тот был в армии. По воспоминаниям сестры актера, Александр безумно переживал этот разрыв и буквально поседел за одну ночь.

Второй брак с художницей Мариной Азизян случился только через семь лет и был стремительно коротким. Супруги поняли, что они слишком разные люди.

Примечательно, что со своей третьей и самой любимой женой, с которой Хочинский прожил до конца своих дней в общей сложности 20 лет, они были знакомы очень давно. Будучи в первых браках, Александр Хочинский и его коллега по ТЮЗу, Антонина Шуранова дружили семьями. Причём дружба между актерами сохранялась, несмотря на перемены в личной жизни обоих.

Второй муж Шурановой даже ревновал жену к Хочинскому, не веря в их дружеские отношения.

Однажды, когда Хочинский и Шуранова были знакомы уже 14 лет, их пригласили в один спектакль – «Гамлет». Александр играл главную роль принца, а Антонина его мать Гертруду. В один момент, коснувшись руки Хочинского, Шуранова почувствовала словно по ее венам разлился электрический ток. С этой минуты она смотрела на своего друга совсем по-другому.

Да и Александр Юрьевич явно что-то почувствовал. Вскоре он пригласил актрису в гости, посмотреть на свою новую комнату в коммуналке на Васильевском острове. Они ели жутко соленые и жесткие холостяцкие котлеты, запивая их ромом.

В один момент Шуранова собрала свои вещи и переехала к Хочинскому, покинув свою просторную пятикомнатную квартиру.

Расписались влюбленные только после того, как их на гастролях отказались селить в один номер в гостинице.

14 лет дружили, пока не поняли, что это… любовь

В театре у нее были Васса Железнова, Гертруда в «Гамлете», Царь-девица в «Коньке-Горбунке», киплинговская Дикая женщина, Филумена Мартурано… Было уважение коллег. И безграничная любовь зрителей.

Главное — именно на сцене Антонина встретила любимого человека. Александр Хочинский (звезда фильма «Бумбараш», исполнитель песни «Журавль по небу летит») стал самой большой любовью ее жизни. Правда, поняла она это не сразу. Должно было пройти 14 лет.

Антонина дважды успела выйти замуж и развестись. Две жены было до Шурановой и у Хочинского, они даже дружили семьями. И просто дружили. Пока наконец не поняли, что должны быть вместе. Всегда. Не только на сцене.

«Белая дорожка»

Изначально разговор о деньгах не шел. Камировой от имени вышестоящего руководства просто сообщили о назначении. Потом, ненадолго отключившись, мошенница сообщила проректору, что договорилась с министром о том, чтобы Камирова не приезжала в Москву и что на следующий день сама прилетит в Петрозаводск. Попросила встретить и забронировать ей гостиницу. И только потом уже перешла к тому, зачем и звонила:

— Антониночка, а теперь слушайте меня внимательно. Значит, я завтра вылетаю. Рейс я скажу вам позже. Что мы сегодня, сейчас, срочно должны сделать, — так же, отчеканивая каждое слово, говорила мошенница. — Слушайте, Антонина. Это на контроле у губернатора. Если вы этого не сделаете, это первый минус в вашу сторону. Вы будете назначены, но уже будет как-то…

— Я все сделаю, — еще явно не осознавая, что придется делать, поспешила успокоить собеседницу Камирова.

— Антонина Николаевна, есть, значит, такая вещь, как «белая дорожка» из Москвы, — не меняя тона, просвещала подсудимую лже-Манилова. — Это значит, чтобы вас на должности ректора никакие силовые структуры, никакие комиссии вас не проверяли… Вы меня слышите? Мне сейчас помощник министра передал конверт. В конверте указана одна сумма в рублях. Но я вам эту сумму озвучивать не буду. Вы мне сейчас, на свою честность, порядочность, без вранья, без каких-либо прибеднений, что там кредит у вас… Мне это не интересно. Вы озвучите мне ту максимальную сумму, которую вы сможете в рублях. Если у вас не будет хватать до той суммы, которая указана в конверте, я вам готова помочь. Вы меня услышали? Только без вранья.

Из показаний Светланы Соловьевой:

«Понимая, что за предложением мнимой замминистра должна стоять целостная масштабная политика, долгосрочная, определяющая будущее всех участников событий, Камирова не рискнула активно сопротивляться требованиям мнимого начальника, только робко неоднократно протестуя, но под нарастающим давлением звонившей уступила ее требованиям. Она не согласилась. Она перестала активно протестовать, проявляя таким образом лояльность по отношению к вышестоящей и страх перед возможными негативными последствиями неисполнения требований начальства».

В тот момент, когда Камирова замешкалась, не зная, какую сумму она должна назвать, мошенница предупредила: «Вы все-таки ректором назначаетесь, а не вахтером» и тут же успокоила: «Если назовете много, я скажу, что много. Ваши лишние деньги никому не нужны».

Так появилась цифра в 500 тысяч рублей.

Личная жизнь

В студенческие годы Тоне понравился
однокурсник Николай, за которого она вскоре вышла замуж. Оба были молоды,
неопытны, эмоциональны. Наверное, это и послужило разрыву отношений.

Антонина Шуранова в молодости. Фото: pinterest.com

Со вторым мужем, который был медицинским
работником, сразу жили хорошо. В ТЮЗе Антонина играла во многих спектаклях,
часто задерживалась после репетиций, что и привело к ссорам и размолвкам.
Супруги не выдержали столь напряженной обстановки в семье и подали на развод.

С Александром Хочинским Антонина была знакома
больше десяти лет. Артист ей нравился, особенно когда брал гитару и пел задушевные
романсы. Он тоже побывал два раза в браке, которые оказались не очень
счастливыми.

На одном из спектаклей Александр и Тоня
почувствовали взаимную симпатию, начали общаться, а позже решили жить вместе.
Супруги положительно влияли друг на друга и понимали всё с полу слова. Семь лет
прожили в гражданском браке, и только когда на гастролях их отказались селить в
один номер, решили пожениться.

Антонина Шуранова в молодости. Фото: kino-teatr.ru

В девяностые годы предложений сниматься почти
не поступало, Александр участвовал в творческих вечерах и концертах.
Одиннадцатого апреля 1998 года Хочинский почувствовал недомогание. Врачи
«скорой помощи» делали все возможное, чтобы сердце артиста забилось, но этого
не произошло.

Антонина Шуранова. Фото: kino-teatr.ru

После смерти супруга Антонина Николаевна
перестала общаться с коллегами, замкнулась, похудела. После обследования в
больнице врачи сообщили об онкологическом заболевании. Шуранова до последних
дней участвовала в спектаклях, старалась не поддаваться болезни, выполняла все
предписания медиков.

К сожалению, Народная артистка РСФСР ушла из жизни
пятого мая 2003 года, и была похоронена возле любимого мужа на Серафимовском
кладбище в Санкт-Петербурге.

Ранние годы

Будущая героиня фильма «Доверие» (1975 год) появилась на свет в Севастополе. Так сложилось, что тяжелое военное время пришлось на период детства, и тяготы, связанные с тем временем, легли на ее плечи сполна. Будучи ребенком, она не только переживет войну, но и запомнит ее на всю жизнь. Когда прорвали блокаду Ленинграда, мать Тони взяла девочку и двух ее сестер и переехала в этот большой город. Здесь будущая актриса поступила в школу и отучилась семь лет, затем перешла в техникум. Ее задачей было получить как можно скорее специальность, чтобы можно было найти работу и наконец начать помогать матери. Закончив техникум, юная Тоня устроилась садовником. Так сложилось, что работать ей довелось в Выборгском районе культурной столицы.

Будущая звезда фильма «Опасный поворот» (1972 год) отличалась разнообразием и многочисленностью увлечений, но все они были связаны с театральной жизнью. У юной Тони была заветная мечта – выступать на театральной сцене. Она посещала занятия по искусствоведению, организованные в тот период в Эрмитаже, пела и принимала участие в постановках на эрмитажной сцене. В те времена актерам приходилось откровенно непросто: чтобы было, в чем выступать, они собственноручно шили костюмы, используя старинные шали и скатерти, сохранившиеся в закромах шляпы и веера.

Таланту нет преград

Закончив институт, будущая героиня «Неоконченной пьесы для механического пианино» устроилась на работу в ТЮЗ. Уже тогда критики отмечали многогранность присущего ей таланта, уникальные способности сыграть трагическую роль. Тоня исполняла удивительно лиричные роли в произведениях Чехова, философских героинь, написанных драматургами-современниками. Отмечали ее талант в исполнении комедийных персонажей – героини у Антонины получались на удивление яркими и запоминающимися.

ТЮЗ станет приютом Антонины Шурановой на 26 лет. Такой долгий срок не мог не сказаться на ее уникальном таланте: женщина научилась особенно хорошо владеть своим прекрасным даром взаимодействия с публикой. Ей была подвластна любая аудитория вне зависимости от возраста и пола, и все смотрящие сразу влюблялись в персонажей Шурановой, не могли отвести от нее взгляда, пока представление не подходило к логическому концу. Тоня была ведущей артисткой театра, отыграла немало сложных ролей, исполнила персонажей спектаклей, поставленных по известнейшим сценариям.

Фильмография

Год Заглавие Роль
1964 тф Кюхля Дуня
1967 тф Война и мир княжна Марья Болконская
1969 ф На пути в Берлин доктор Татьяна Михайловна
1970 ф Шаг с крыши хозяйка усадьбы
1970 ф Чайковский Надежда фон Мекк
1971 ф Красноватый дипломат. Странички жизни Леонида Красина Имя персонажа не обозначено
1972 ф Страшный поворот О́луэн Пи́ил
1973 ф Дела сердечные Лида
1974 ф Ваши права? Валерия Голубцова
1974 ф Странноватые взрослые Нина Ивановна
1975 ф Звезда пленительного счастья эпизод (не указана в титрах)
1975 ф Доверие Роза Люксембург
1977 ф Неоконченная пьеса для механического пианино Анна Петровна Войницева
1977 ф Строгая мужская жизнь Тамара Степановна Клёнова
1978 ф Запуск Анна Фокина
1979 тф Бал Имя персонажа не обозначено
1979 ф Инженер Графтио Антонина Адамовна Графтио
1980 ф И нескончаемый бой… Из жизни Александра Блока Лариса Рейснер
1981 ф Товарищ Иннокентий Розалия Землячка
1981 ф Здоровяк Лена Павловна
1981 ф С того времени, как мы совместно Антонина Чистякова
1984 ф По жеребцам Кира Сергеевна Горцева
1985 ф Зимняя вишня мама Ольги
1987 ф Клуб дам Майя Саблина
1988 ф Физики Марта Болль
1990 ф История заболевания мама
1992 ф 22 июня, ровно в 4 часа… мама Татьяны
1992 ф Помнишь запах сирени… Вера Львовна
1992 ф Рин. Легенда об иконе Мама Феофания, начальница иконописной мастерской
1995 ф Зимняя вишня 3 мама Ольги
1997 ф Ананасы в шампанском Августа Баранова
1998 с Улицы разбитых фонарей («Лекарство от скуки») Мария Павловна Леонидова
2000 с Бандитский Петербург. Кинофильм 1. Барон Ира Васильевна Гордеева

Кляузы

Из показаний Светланы Соловьевой:

«Камирова не воспринимала перечисление денег как дачу взятки. Она просто выполняла распоряжение мнимого начальника. Не очень понимая, за что переводит деньги».

Кстати, допрос Светланы Соловьевой в качестве специалиста — инициатива исключительно стороны защиты. Следователь Александр Брюханов на стадии следствия отказал Антонине Камировой в проведение судебно-психологической экспертизы.

По словам специалиста (по запросу адвоката, Соловьева ознакомилась с аудиозаписями разговоров и провела обследование подсудимой), в той ситуации Камирова не могла поступить иначе, профессионализм мошенницы лег на «благодатную» почву: когда все это происходило, подсудимая находилась в стрессовом состоянии из-за ряда семейных обстоятельств и в «крайней степени утомления» (за небольшой промежуток времени проректор опубликовала 18 научных статей).

Мошенница делала все для того, чтобы Камировала не отвлеклась и не смогла объективно оценить происходящее. Пока Антонина Николаевна ждала в банке друга семьи (согласившегося срочно привезти ей деньги), лжеминистр заставляла ее думать о кадрах: перечисляла фамилии и вынуждала давать оценки работе перечисляемых лиц.

В какой-то момент звонившая рассказала Камировой, что одна из проректоров консерватории, метящая на место руководителя, написала на нее и почти на весь руководящий состав кляузу, которую отправила в Министерство культуры России. После чего лжечиновница захотела проверить данные из этой кляузы. Требуя полной откровенности, мошенница дошла до таких сугубо личных вопросов, что загадка, как Камирова их вообще пережила.

Слушать все это было мерзко. И не потому, что Камирова шла на поводу у преступницы, и даже не потому, что наглость мошенницы переходила все разумные пределы. Над проректором откровенно издевались, вынуждая совершить преступление, а правоохранительные органы все слушали и выжидали. Реально тошно от осознания того, что люди, в чьих руках находится наша безопасность, ради сомнительного уголовного дела готовы позволить матерым (а то, что это так, нет никаких сомнений) преступникам совершить очередное преступление. С таким успехом подобных «Маниловых» можно в штат брать. С ними потом полгорода можно «разоблачить».

Похожие и отличающиеся

Многим казалось, что Антонина Шуранова и ее избранник совершенно друг другу не подходят. Она была замкнутой и строгой, он – буйным, с выраженным темпераментом. Впрочем, друзья признавали, что их любовь была столь сильна, что никакие преграды и противоречия не могли помешать. Они играли вместе в постановках и ставили новые сами, а затем вместе оставили ТЮЗ как протест против ложного обвинения директора, их учителя Карагодского.

Следующим шагом в карьере Шурановой стало «Интерателье», тогда же она отыграла сделавшую ее еще более популярной роль в «Филумене Мартурано». Критики сойдутся во мнении, что это было блистательное выступление, и сыграть еще лучше было бы просто невозможно. Наконец, Антонина перейдет в ГТС, где проработает до самой кончины. Среди самых известных ее героинь за этот период – Васса Железнова. Причиной смерти Антонины Шурановой будет рак. До последних дней своей жизни она мужественно сражалась с онкологией, выступала на сцене любимого театра, всем своим видом показывая, что даже такая страшная болезнь не в силах ее сломить.

Начало карьеры

Одним из первых фильмов Антонины Шурановой стала картина «Война и мир», и именно на ней обычно заостряют внимание все составители ее биографий. Качества, присущие ее удивительному актерскому таланту, в полной мере раскрылись, когда она исполняла в этой киноленте княжну Марью

Известно, что когда шла подготовка к работе над фильмом, в Ленинград съемочная команда приехала, чтобы среди местных актеров найти кого-то, кто подошел бы на роль Болконского. Это произошло в 1963-м. Сложилось так, что заехали в кинематографический институт и пригласили желающих на пробы, в том числе озвучив возможность принять участие в съемках в роли княжны Марьи. Тоня не упустила момента. В этот момент девушка училась на четвертом курсе.

Как потом будет рассказывать журналистам и составителям ее биографий Антонина Шуранова, ей очень тяжело дается плакать в реальной жизни. На пробах перед потенциальной исполнительницей роли поставили задачу отыграть сцену, в которой умирает старый Болконский. Она сразу убедила себя – успеха здесь не добиться. Задачей актрисы было ворваться в княжескую комнату, узнав последние новости, расплакаться в изголовье кровати. Сдержанная было дело княжна словно взрывается чувствами, предельно открывается зрителю. Тона, перепуганная самой возможностью принять участие в пробах, должна была на них заплакать.

Переломный момент

В личной жизни Антонины Шурановой такой наступил, когда она вместе с Хочинским стала работать над постановкой произведения Киплинга. Ей досталась Дикая Женщина, Александр исполнил Дикого Мужчину. Оба потом признавали, что работа сблизила их, позволила понять друг друга, и закончилось все тем, что из дома и от семьи Тоня, взяв с собой лишь немного самых необходимых вещей, переехала жить к новому избраннику – тому, кто станет ее настоящей любовью на всю жизнь.

Потом она будет не раз вспоминать, как сложно жить с человеком, для которого театр непонятен и далек. Прежний ее муж, врач по специальности, не мог осознать, что театральная работа не терпит расписания, был недоволен поздними возвращениями жены, противился способу существования, к которому женщина привыкла и стремилась. В бытие женой медика Тоня постепенно тонула в бытовом и повседневности, в том, чему она совершенно не подходила. Отказавшись от стабильного дома, перебравшись жить в коммунальную квартиру, женщина внезапно осознала, что такое счастье. К этому моменту пара была знакома вот уже 14 лет, из которых большую часть были близкими друзьями. Она была старше мужа на семь лет. Потом Антонина будет вспоминать: соседи были для них как члены семьи. Прежде чем они начали жить вместе, соседка помогала Хочинскому с бытовыми вопросами, да и потом, когда актриса поселилась в коммунальной квартире, временами справлялась с мелочами и за свою семью, и за соседскую. При этом жили они как друзья, как любовники, но без официальной регистрации. Лишь спустя семь лет совместной жизни было решено расписаться, и то лишь потому, что в период гастролей пару отказались поселить в номере вместе. Говорят, на церемонию заключения брака, длившуюся буквально пять минут, собрался посмотреть весь коллектив загса.

«Нет, мать, что-то святости маловато»

А утонченная княжна Марья Болконская в фильме «Война и мир»?.. Кажется, она просто сошла со страниц толстовского романа. Не зря же Сергей Бондарчук, увидев фотографии студентки ЛГИТМиКа Шурановой, не мог отказаться от идеи снять именно ее. А она не хотела. Видела свое будущее только в театре. «Мосфильм» уже начал давить через деканат. Тоня согласилась, на пробах 12 дублей подряд проплакала. А после премьеры, как и Людмила Савельева (Наташа Ростова), проснулась знаменитой.  
Хотя роль далась ей нелегко. «Нет, мать, что-то святости маловато», — говорил поначалу Бондарчук. А она, вчерашняя студентка, и понять не могла, какая еще святость нужна. Не спала, не ела. Боялась, что выдворят с площадки.

— И вот первый съемочный день, — вспоминала потом актриса. — Проводы князя Андрея. Вешаю я ему на шею образок и говорю: «Пусть он тебя сбережет…» Тут горло у меня от волнения перехватило, я перешла на шепот. Гляжу, а Бондарчук-то весь воспрял. После первого дубля кричит: «Второй, немедленно!» Потом обнял меня: «Ну, мать, наконец-то…» — «Так у меня же голос пропал». — «Да и не нужен он здесь».

У Толстого-то по отношению к Марье даже слово особое было: «шелестит». И ходит она, робкая, едва ли не по стеночке…

«Война и мир», 1966 год. Фото: Кадр из фильма

Детство и юность

Антонина Николаевна родилась в Севастополе в офицерской семье 30 апреля 1936 года. Мама была москвичкой, отец – ленинградцем, погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Мать с тремя дочерьми, из которых Тоня – старшая, вернулась в Ленинград.

Актриса Антонина Шуранова

Свободного времени у девочки практически не оставалось. Кроме школы, Тоня ходила в секцию академической гребли, пела в хоре, в городском зоопарке взяла шефство над верблюдом. Еще Шуранову увлекала живопись, она мечтала стать искусствоведом.

Занятия проходили в Эрмитаже. Там организовали театрализованный экзамен. Антонина сыграла отрывок из пьесы Лопе де Веги. Выступление юной актрисы возымело успех, Тоне стали прочить артистическое будущее. Но после семилетки девочка, чтобы помочь матери, поступила в техникум зеленого строительства и три года проработала садовником на Выборгской стороне. Однако мечту о театральной сцене не оставляла, а о кино речи не шло – девушка считала себя не фотогеничной.

Антонина Шуранова в молодости

С первой попытки и даже несколько неожиданно для себя Тоня поступила в Ленинградский театральный институт на курс Татьяны Григорьевны Сойниковой. У педагога был принцип: если ты не добился успеха за 10 лет, из профессии нужно уходить. Человеком, сделавшим из вчерашней студентки настоящую актрису, сама Шуранова называла главного режиссера театра юного зрителя Зиновия Карагодского.

Фильмы

Знаковой в творческой биографии Антонины Шурановой стала роль княжны Марьи Болконской в легендарном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Актриса тогда заканчивала институт и мечтала об академическом театре, потому от съемок решительно отказалась. Но «Мосфильм» забросал деканат требовательными телеграммами, и девушке пришлось согласиться. Когда из 17 претенденток осталось пять, появился спортивный интерес – кого же выберут, вспоминала актриса.

Антонина Шуранова в фильме «Война и мир»

Так же поначалу Тоня отвергла приглашение на участие и в биографическом фильме «Чайковский». Согласилась лишь потому, что ее героиня Надежда фон Мекк – возрастная и привлекла молодую актрису сложностью и противоречивостью. Актрисе пришлось погрузиться в аристократическую жизнь. На съемочной площадке Шуранова кормила огромных английских догов, училась ездить верхом в мужском седле, едва не лишилась зубов от удара лошади.

Наиболее сильное впечатление на Антонину произвел исполнитель главной роли великого русского композитора Иннокентий Смоктуновский. Работу с ним актриса считала подарком судьбы.

Антонина Шуранова в фильме «Чайковский»

Позднее Антонине Николаевне достались небольшие роли в детском фильме «Шаг с крыши», мелодраме «Странные взрослые» со Львом Дуровым и Александром Демьяненко. Зрителям запомнилась сдержанная и утонченная Олуэн Пиил в драме Владимира Басова «Опасный поворот».

Одну из главных ролей Шуранова сыграла в драме о жизни врачей скорой помощи «Дела сердечные». Партнерами актрисы стали Георгий Тараторкин и его супруга Екатерина Маркова, Анатолий Папанов.

Антонина Шуранова в фильме «Дела сердечные»

В совместной советско-финской постановке «Доверие» Тоня воплотила образ соратницы Владимира Ленина, пламенного теоретика марксизма Розы Люксембург. В роли вождя мирового пролетариата выступил Кирилл Лавров.

Популярнейшая «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова также не обошлась без участия Антонины Шурановой. На экране актриса предстала в роли Анны Петровны Войницевой, хозяйки усадьбы, в которой разворачивается действие фильма. Картина с восторгом принята зрителями, удостоена массы наград. Общеизвестна также история о том, как пришлось похудеть исполнителю главной роли Александру Калягину, чтобы вписаться в требования режиссера.

Антонина Шуранова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Революционерка, писательница, дипломат, возлюбленная Николая Гумилева — таким стал персонаж Ларисы Рейснер, воплощенный Шурановой в фильме-монографии о жизни и творчестве поэта «И вечный бой… Из жизни Александра Блока».

В новом российском кинематографе талант Антонины Николаевны оказался не очень востребован. У Бориса Галкина актриса, наряду с Ириной Розановой, Владиславом Галкиным, Сергеем Арцибашевым, появилась в касте военной драмы «22 июня, ровно в 4 часа».

Антонина Шуранова в сериале «Улицы разбитых фонарей»

Экранную мать Елены Сафоновой Шуранова исполнила в третьей части нашумевшей мелодрамы «Зимняя вишня». В не менее известном сериале «Улицы разбитых фонарей» сыграла эпизодическую роль, в «Бандитском Петербурге» — искусствоведа, жену главного героя – вора в законе в исполнении Кирилла Лаврова.

Ранние годы

Будущая героиня фильма «Доверие» (1975 год) появилась на свет в Севастополе. Так сложилось, что тяжелое военное время пришлось на период детства, и тяготы, связанные с тем временем, легли на ее плечи сполна. Будучи ребенком, она не только переживет войну, но и запомнит ее на всю жизнь. Когда прорвали блокаду Ленинграда, мать Тони взяла девочку и двух ее сестер и переехала в этот большой город. Здесь будущая актриса поступила в школу и отучилась семь лет, затем перешла в техникум. Ее задачей было получить как можно скорее специальность, чтобы можно было найти работу и наконец начать помогать матери. Закончив техникум, юная Тоня устроилась садовником. Так сложилось, что работать ей довелось в Выборгском районе культурной столицы.

Будущая звезда фильма «Опасный поворот» (1972 год) отличалась разнообразием и многочисленностью увлечений, но все они были связаны с театральной жизнью. У юной Тони была заветная мечта – выступать на театральной сцене. Она посещала занятия по искусствоведению, организованные в тот период в Эрмитаже, пела и принимала участие в постановках на эрмитажной сцене. В те времена актерам приходилось откровенно непросто: чтобы было, в чем выступать, они собственноручно шили костюмы, используя старинные шали и скатерти, сохранившиеся в закромах шляпы и веера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector