Алексей учитель
Содержание:
Документальное кино
Проучившись в Москве пять лет, 24-летний дипломированный режиссёр возвратился в родной Ленинград и поступил на работу в студию документальных фильмов. Начав работать на этой киностудии в молодости, Алексей Учитель и сейчас сохраняет ей верность, хотя у него давно имеется собственная студия «Рок».
В 1977 году была снята его дебютная картина «Сто тысяч «я»». Спустя три года появилась документальная короткометражка, посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза, названная Учителем «Сколько лиц у дискотеки». Дальше последовало ещё десять документальных работ, которые режиссёр выпускал в среднем по одной каждые два года.
Алексей Учитель на съемках фильма «Пленный»
Оттачивая стиль и набираясь опыта, Алексей Учитель принимает участие в создании кинематографических документов эпохи, откликаясь своим творчеством на актуальные события общественной жизни страны.
Поворотный момент в жизни мастера наступил в 1986 году. Тогда Алексей Учитель снимает легендарный фильм «Рок», в которых в форме нескольких киноновелл запечатлел жизнь выдающихся, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов. Режиссёр поставил перед собой задачу показать рок-музыкантов в их естественной среде обитания. Среди героев фильма – Борис Гребенщиков, с которым режиссёр беседует у него дома, Виктор Цой, работающий в ныне ставшей легендой котельной «Камчатка», Юрий Шевчук с группой «ДДТ», экспериментальная театральная студия Антона Адасинского, группа «АукцЫон». Фильм стал уникальным и, пожалуй, единственным профессионально сделанным документальным свидетельством своей эпохи.
Позже Алексей Учитель признался, что после съёмок и общения с рокерами ощутил себя другим, более раскрепощённым человеком. Тогда впервые ему захотелось снять игровое кино.
Следующая работа особенно любима и дорога режиссёру — документальная лента «Обводной канал»
Как известно, Обводной канал в Санкт-Петербурге представляет собой искусственно созданные пять километров водного пути, проезжая по которому Алексей Учитель обратил внимание на соседство самых разных заведений на его берегах: три сумасшедших дома, дворцы культуры, духовная академия. Основной мыслью картины, по словам режиссёра, было то, что никогда нельзя с точностью сказать, за какой из стен скрывается сумасшедший дом
На берегах Невы
Леша многому научился у отца, который брал сына с собой на съемки. Когда Учителю-старшему приходилось ехать далеко от дома, Алексей шел на занятия в творческие мастерские в ближайшем от дома Дворце пионеров
Сначала он увлекался кинематографом, а потом обратил свое внимание на фотографию. Над выбором будущей профессии парень никогда не задумывался – пример отца был всегда перед ним
Окончив школу в 1968 году, Алексей уехал в Москву, чтобы стать студентом ВГИКа. Для себя он присмотрел не престижный режиссерский факультет, а менее популярный операторский. Такое решение ему подсказал отец, считавший, что для мастерства кинорежиссера необходимо сначала увидеть мир кино глазами оператора. С первой попытки в вуз Учителя-младшего не приняли.
Он достойно прошел конкурсный отбор, но во время собеседования услышал от завкафедрой документального кино рекомендацию сначала отслужить в армии. Через два года метр обещал принять юношу без каких-либо экзаменов.
В ряды военнослужащих Алексей не пошел, а целый год проработал помощником оператора на студии документального кино. Следующим летом он снова подал документы во ВГИК, преодолел барьер из восьми экзаменов и стал студентом операторского факультета. В 1974 году, обладая дипломом о высшем образовании, Алексей Учитель вернулся в родной город и устроился на работу в местную студию документальных фильмов.
Запись в его трудовой книжке о приеме на работу в студию документального кино является единственной до сих пор, хотя у Учителя-младшего давно есть своя киностудия «Рок».
С 1977 года начался отсчет документальных фильмов, снятых Алексеем Учителем. Он откликался на все важные события в жизни страны и выпускал каждый новый фильм в среднем через два года после предыдущего.
Поворотным в его карьере стал 1986 год, когда режиссер в нескольких киноновеллах под общим названием «Рок» запечатлел жизнь полуподпольных музыкантов, решительно отказавшихся от формата советских ВИА. Из фильма зрители узнали о буднях Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука Виктора Цоя, Антона Адасинского. Как позже признался Алексей Учитель, общение с этими легендарными людьми позволило ему раскрепоститься в жизни и в творчестве.
Следующей значимой работой в режиссерской карьере Алексея Учителя стала лента «Обводной канал». Обводным каналом в Питере называют пять километров искусственно созданного водного пути, на берегах которого расположены различные заведения: духовная академия, дворцы культуры и три дома для психически больных людей.
Задумывая свой фильм, режиссер пытался донести зрителям идею о том, что трудно предположить, за какой именно стеной прячут сумасшедших.
https://youtube.com/watch?v=rIUrBWymf9c
Изгнание
Сын Алексея Ефимовича, Илья, тоже окончил режиссерский факультет ВГИКа. Режиссер рассказал о забавном факте из жизни: однажды, когда он решил заглянуть к наследнику на съемки, сын его выгнал. Как выяснилось, у родственников разные подходы к организации творческого процесса. Илья считает, что монтаж и озвучивание играют решающую роль в создании кинокартины, а его отец старается сосредоточиться еще на съемочной площадке, усовершенствуя каждую деталь.
Кроме того, наследник старается доказать родителю, что он сам по себе в профессии, но к советам отца все-таки прислушивается. Алексей Учитель отметил, что Илья в хорошем смысле помешан на кинематографе.
Режиссер рассказал, что старается находить время, чтобы встретиться и пообщаться с детьми, однако это не всегда удается. С Ильей чаще получается видеться, они играют в теннис в свободное время и обсуждают работу, хобби и спорт. В интересные факты об Алексее Учителе добавим, что после переезда в столицу сын знаменитости стал болеть за футбольный клуб «Спартак», хотя раньше вместе с отцом был фанатом «Зенита». Теперь им есть о чем поспорить при личной встрече.
Семья и дети Учителя Алексея
Популярный мастер режиссуры гордится своей семьёй. Он с восторгом рассказывает не только о матери и отце, но и няне, которая воспитывала мальчика в детстве. Родителей давно нет. Наш герой часто навещает их могилы на одном из санкт-петербургских кладбищ.
В последнее время всё чаще в средствах массовой информации можно прочитать всё, что касается культового режиссёра, узнать какая семья и дети Учителя Алексея. Наш герой то и дело сообщает прессе данные о всех членах своей семьи, не скрываясь от чрезмерного внимания
По его словам, таким образом он может скрыть что-то особенно существенное, на чём окружающие не должны концентрировать внимание
До 2016 года никто не знал, что Юлия Пересильд родила именно от него. В настоящее время Алексей не скрывается от внимания, позируя с удовольствием со своими дочерьми от второго брака.
Учитель, Алексей Ефимович
Родился 31 августа 1951 г. в гор. Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье Ефима Юльевича Учителя и Нины Константиновны Войцеховской. Отец — известный режиссер-документалист, народный артист СССР, мать работала редактором в издательстве «Искусство». В детстве посещал кинокружок, занимался фотографией. После окончания школы на протяжении одного года был ассистентом оператора на Ленинградской студии документальных фильмов (ЛСДФ, ныне — Открытая киностудия «Лендок»).
В 1975 г. окончил в Москве факультет режиссеров-операторов документального кино Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова), после чего вернулся в Ленинград, возобновив работу на ЛСДФ.
Первой лентой режиссера, получившей известность, стала «Сто тысяч «я» (1977), посвященная проведению пионерской военно-спортивной игры «Зарница» на всесоюзном уровне. Впоследствии снял на ЛСДФ документальные фильмы «Ленинград» (1978), «Сколько лиц у дискотеки?» (1980), «Акция» (1983), «Планета «Наташа» (1986), «Открытый урок» (1987), «Рок» (1988), «Обводный канал» (1990) и др. В 1991 г. основал киностудию «Рок», возглавив ее в качестве художественного руководителя и генерального директора. Был режиссером документальных лент «Последний герой» (1992), «Баттерфляй» (1993) и «Элита» (1997). В 1995 г. дебютировал в качестве режиссера художественной кинокартины — детективной драмы «Мания Жизели» о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой. В последующие годы поставил художественные фильмы «Дневник его жены» (2000), «Прогулка» (2003), «Космос как предчувствие» (2005), «Пленный» по повести Владимира Маканина «Кавказский пленный» (2008), «Край» (2010) и «Восьмерка» по одноименной повести Захара Прилепина (2013). В октябре 2021 г. ожидается премьера очередной режиссерской работы Алексея Учителя — драмы «Матильда», повествующей об отношениях российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Вместе с Алексеем Гелейном руководит мастерской на режиссерском факультете ВГИК. Выступает в качестве продюсера различных кинематографических проектов. Документальная лента Алексея Учителя «Сколько лиц у дискотеки?» получила премию Ленинского комсомола (1980), «Обводный канал» — первый приз на международном фестивале неигрового кино в Борнхольме (1991, Дания), «Баттерфляй» — главный приз и приз за лучшую режиссуру на открытом фестивале неигрового кино «Россия» (1993, Екатеринбург), «Элита» — приз межгосударственного телефорума стран СНГ «Содружество» (1998, Москва) и диплом международного форума документальных телевизионных фильмов Input (1998, Штутгарт, Германия). Художественные фильмы режиссера также были неоднократно удостоены различных кинематографических наград: «Мания Жизели» получила главный приз на кинофестивале российских фильмов в Онфлере (1996, Франция) и приз жюри международного кинофестиваля остросюжетных фильмов в Каттолике (1997, Италия), «Дневник его жены» — Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» (2000, Сочи) и кинопремию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (2001), «Прогулка» — главный приз и приз за лучшую режиссуру кинофестиваля «Окно в Европу» (2003, Выборг), специальный приз жюри на международном фестивале восточноевропейского кино в Котбусе (2003, Германия), а также главные призы международных фестивалей в Сиракузах (2003, штат Нью-Йорк, США) и Кливленде (2003, штат Огайо, США), «Космос как предчувствие» — главный приз Московского международного кинофестиваля (2005) и кинопремию «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа» (2005), «Пленный» — приз «За лучшую режиссуру» на Международном кинофестивале в Карловых Варах (2008, Чехия) и главный приз международного фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе (2008), «Край» — кинопремию «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа» (2010).
Член правления гильдии режиссеров Союза кинематографистов РФ и президиума Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2010 г. является президентом фестиваля документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к Человеку», ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге.
Заслуженный деятель искусств РФ (1995). Народный артист РФ (2002). Награжден орденами Дружбы (2007) и Почета (2012).
Женат. Супруга — Кира Саксаганская, продюсер. Старший сын Андрей (род. 1975) — продюсер, младший сын Илья (род. 1992) — кинорежиссер.
Увлекается игрой в теннис.
Скандальные проекты
А в 2016 году появилась информация о новом историческом проекте Учителя, который вызвал громкие споры еще до выхода. Это драматическая лента «Матильда», в основе сюжета которой — судьба балерины Матильды Кшесинской и ее роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
Режиссер задействовал в фильме актеров Данилу Козловского, Ингеборгу Дапкунайте, Сергея Гармаша и Евгения Миронова. А главных персонажей сыграли зарубежные актеры: в Матильду Кшесинскую перевоплотилась польская артистка и скрипачка Михалина Ольшаньская, а в роли царя Николая II снялся немецкий актер Ларс Айдингер.
Алексей Учитель и Ингеборга Дапкунайте на съемках фильма «Матильда»
Премьера фильма прошла в октябре 2017 года, но после выхода в 2016-м официального трейлера драмы, в котором была любовно-эротическая сцена, представители общественного движения «Царский крест» выразили протест, заявив об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации». Депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру, полагая, что картина содержит сцены, которые оскорбят чувства верующих.
По словам Учителя, проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений, а режиссер Станислав Говорухин, возглавляющий думский комитет по культуре, раскритиковал саму идею проверки фильма и заявил, что подобные инициативы надо «прерывать на корню».
«Матильду» Учитель планировал перевести в формат сериала и показать на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавят новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться: порочащих царя кадров не предвидится.
В 2018 году Алексей Ефимович приступил ленте в жанре роуд-муви, посвященной Виктору Цою, однако лидер «Кино» появляется только на архивных кадрах, а как такового игрового персонажа с этим именем нет. Режиссер уже обращался к теме памяти легендарного рок-музыканта: в 1992 году был представлен документальный фильм «Последний герой» с участием близких и друзей Цоя.
Алексей Учитель на могиле Виктора Цоя
Сюжет нового фильма о рок-звезде охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург
Режиссер захотел приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки проходили в городе на Неве, а также в Латвии и Литве
Бюджет киноленты составил 150 млн руб., и Учитель изначально рассчитывал, что 90 из них выделит Фонд кино.
В процессе подготовки картины возникли разногласия с родственниками Виктора Цоя, в связи с чем премьеру пришлось отложить на неопределенный срок. На начальном этапе будущий фильм носил название «47», позже, вероятно, на фоне очередного скандала и в знак своей непоколебимой позиции, Учитель принял решение переименовать проект: смонтированный в 2020-м трейлер вышел под заголовком «Цой».
Достигнуть договоренностей с родственниками Виктора Цоя так и не удалось: отец и сын легендарного музыканта окрестили фильм Алексея Ефимовича «пошлым зрелищем» и в конце августа обратились к Владимиру Путину с просьбой повлиять на прокат картины «Цой». Претензия строится на том, что режиссер использовал частные сведения и порочащие слухи при создании киноленты с целью обогатиться.
В 1992-м Учитель подчеркивал, что права на «Иглу» с участием рок-музыканта принадлежат Рашиду Нугманову. Именно поэтому он не хотел браться за съемки «Последнего героя». Сейчас же режиссер не прислушался к увещеваниям Нугманова о необходимости соблюсти юридические формальности. В связи с этим правообладатель культовой «Иглы» запретил использование кадров из своего фильма в новом проекте Алексея Ефимовича.
Алексей Учитель на премьере фильма «Цой»
Так или иначе, «Цой» вышел в прокат. Несмотря на проигранный суд, родственники легендарного певца продолжили конфликт. Среди основных претензий к режиссеру — «неправильное использование образа и имени» героя ленты, так объяснил ситуацию Алексей Ефимович в интервью. Он также назвал попытки развязать еще одно судебное дело «агонией».
Сюжет остросоциальной драмы
В центре сюжета лежит история высокопоставленного чиновника, – министра образования по имени Сергей. Главный герой – уверенный в себе мужчина, который видит цель, но не видит препятствий. Он идет по головам, меняет женщин, живет в удовольствие. Сергей вдовец, самостоятельно воспитывающий двух дочерей Машу и Татьяну. Несмотря на родство, девочки растут полными противоположностями отца, у них есть собственные принципы, взгляды и планы на жизнь.
Таня работает заведующей юридической кафедры в престижном ВУЗе, получила звание кандидат наук. Старшая дочь Сергея замужем, у нее есть сын. Но девушку не прельщает перспектива спокойной, монотонной семейной жизни. Она отдает предпочтение ночным клубам, тусовкам до утра, интрижкам с незнакомыми парнями.
В числе любовников Тани есть студенты, которые не прочь налегке получить зачет или экзамен. Несмотря на популярность и успех у мужчин, главная героиня глубоко несчастная женщина, которая мечтает о чистой и взаимной любви.
Маша полная противоположность Тани. Девушка работает учительницей в простой школе с мизерной зарплатой, которой едва хватает, чтобы сводить концы с концами. Младшая дочь игнорирует попытки отца помочь ей в продвижении по карьерной лестнице. Мария нравится мужчинам, но высокие требования, принципы и предубеждения не позволяют ей расслабиться и получать удовольствие от жизни. Неожиданно для самой себя, скромная учительница влюбляется в ученика.
Личная жизнь
Серьезным чувствам, вспыхнувшим между Кирой и Алексеем, не помешала 10-летняя разница в возрасте. По утверждению ряда СМИ, обаятельная брюнетка не сразу сдалась на милость победителя, и мужчине пришлось приложить усилия, чтобы завоевать ее сердце. После нескольких лет общения из друзей они превратились во влюбленных, а затем сыграли свадьбу.
28 мая 1992-го в семье случилось пополнение — на свет появился Илья, пошедший по стопам родителей. В 2014-м молодой человек окончил ВГИК (мастерская Владимира Хотиненко) и уже делает успехи в кинематографе. В его фильмографии — «Дирижабль», «Трубач и кукла», «Пересадка», «Огни большой деревни» и «Стрельцов».
С ранних лет ребенок вместе с матерью, заставлявшей его заниматься музыкой, приезжал на съемки к отцу. А когда повзрослел, уже к нему на работу стали наведываться близкие люди, чтобы поддержать и дать ценный совет:
Кира Саксаганская и Юлия Пересильд / @rockfilms и @juliaperesild
Саксаганская так и осталась единственной законной супругой режиссера, несмотря на то, что ему приписывали многочисленные романы с коллегами (Ольгой Будиной, Кристиной Асмус). Развод не произошел даже тогда, когда завязались любовные отношения с актрисой Юлией Пересильд, ставшей неофициальной женой и подарившей двух дочерей, Анну и Марию.
В августе 2021 года стало известно, что союз Пересильд и Учителя распался. Причиной СМИ называли то, что якобы у звезды «Битвы за Севастополь» появился другой мужчина, влиятельный и далекий от мира кино. Юлия в интервью подтвердила факт расставания, однако обмолвилась: мужчину, который позвал бы ее замуж, не встретила.
Известно также, что у Алексея Ефимовича есть старший сын Андрей, родившийся либо в 1977-м, либо в 1978-м. Первенец получил диплом финансово-экономического института, трудился в банке, продюсировал передачи на петербургском канале и возглавлял радиостанцию «Сто».
Ранние годы
Автор скандальной «Матильды» родился в семье режиссера Ефима Учителя, специализировавшегося на документальном кино. Ефим Юльевич был лауреатом Сталинской премии и прославился циклом документальных фильмов о борьбе жителей блокадного Ленинграда.
В детские годы Алеша часто бывал с отцом на съемках, а также посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, в которых занимался кино и фотоделом. Получив аттестат о среднем образовании, юноша перебрался в Москву, где отправился сдавать экзамены во ВГИК. Хотя сам Алексей хотел стать режиссером, отец посоветовал ему поступать на операторский факультет (для лучшего понимания визуальной части кинематографа).
С первого раза поступить во ВГИК не вышло, не помогла даже известная в кинематографических кругах фамилия. Завкаф документального кинематографа ВГИКа посоветовал абитуриенту отдать долг Родине в рядах советской армии, что сулило в перспективе поступление без экзаменов. Однако юноша отказался.
В течение года он проработал помощником оператора на студии документального кино, после чего сумел поступить в вуз, несмотря на сверхжесткий конкурс (около 300 человек на место).
Детство и юность
Будущая супруга российского режиссера появилась на свет 8 июля 1962-го в столице СССР. Как позднее шутил в интервью Илья Учитель, именно отец испортил его московскую родословную. Ведь со стороны матери все родственники — коренные жители Белокаменной.
Кира Саксаганская в молодости
В детстве на летние каникулы девочка отправлялась в пионерские лагеря. Например, в «Озерный», где у нее была подруга Юлия Гохман, уехавшая в Израиль на ПМЖ.
В 1984-м девушка окончила МАДИ, известными выпускниками которого являлись Герой Советского Союза Николай Ерещенко, поэт Карен Кавалерян, писатель-фантаст Сергей Абрамов, политик Михаил Касьянов. Родной город надолго она покинула лишь однажды в молодости, когда сразу после рождения сына вместе с семьей перебралась в Санкт-Петербург. Возвращение состоялось только через 3 года.
Алексей Учитель: биография
Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Санкт-Петербурге
По знаку зодиака мужчина Дева, согласно восточному гороскопу – Металлический Кролик. Рост режиссера составляет 170 см, вес – около 75 кг.
Детство и юность, родители
Алексей – режиссер во втором поколении. Его отец – Ефим Юльевич, родился 28 октября 1913 года в Тирасполе (Херсонская губерния) в еврейской семье. Он был выдающимся советским режиссером, оператором и сценаристом документального кино, заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом СССР. Его отец умер рано, поэтому Ефима воспитывал старший брат. Мужчина был фронтовым оператором в годы ВОВ. На его счету более 50 документальных фильмов, среди которых «Ленинград в борьбе», «Новаторы техники», «Мы из блокады». Умер Ефим Юльевич 18 августа 1988 года в Ленинграде.
Мама Алексея – Нина Войцеховская (1922), работала редактором одного из крупнейших советских издательств «Искусство». Скончалась в 1955 году.
Ефим Юльевич постоянно брал сына на съемочную площадку, что повлияло на выбор профессии Алексея
С семи лет он посещал кинокружок во Дворце пионеров. Помимо кино, в детстве страстно увлекался фотографией, а также спортом. Учитель входил в школьную команду по гандболу, занимался фехтованием и боксом. Несмотря на большое количество увлечений, он мечтал стать футбольным тренером.
Обучался в гимназиях № 168 и № 157.
После получения среднего образования Алексей Учитель собирался поступать на режиссерский факультет. Отец посоветовал выучиться на оператора. С первого раза мужчине поступить не удалось, поэтому год он работал на студии документальных фильмов в качестве ассистента, где набирался опыта в операторском искусстве.
Алексей Учитель окончил кинооператорский факультет во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова в 1975 году
Творческий путь
С 1968 года Алексей устроился оператором на Ленинградскую (Санкт-Петербургскую) студию документальных фильмов. Затем стал режиссером.
Как оператор Алексей дебютировал в 1975 году в документальных фильмах «Ленинград – город-герой» и «Ленинград. Годы и свершения». В 1977 году он снимал фильмы «На дворец» и «Сто тысяч «Я»». В этих же картинах состоялся режиссерский дебют мужчины. В 1978 и 1979 году Алексей был оператором кинофильмов «Ирина Колпакова» и «Мои комиссары».
В 1980 году Учитель выпустил короткометражку «Сколько лиц у дискотеки?», за которую был удостоен премии Ленинского комсомола. Как сценарист мужчина дебютировал в этой же картине. Алексей является лауреатом режиссерских премий МКФ и ОКФ неигрового кино в Борнхольме («Обводный канал»), «Россия» в Екатеринбурге («Баттерфляй»).
Для А. Учителя «кино – это не профессия, это – образ жизни»
Лучшие фильмы
Первым наиболее успешным фильмом Алексея является «Мания Жизели» о русской балерине Ольге Спесивцевой. Картина завоевала награды на множестве кинофестивалей (Канны, Монреаль, Каир и так далее), а также главный приз в Онфлере. Игра главной актрисы была отмечена множеством наград, среди которых «Зеленое яблоко» и «Новое кино России».
Художественная картина «Дневник его жены» про Ивана Бунина стала лучшим фильмом по версии премии «Кинотавр». Она завоевала 3 награды на кинопремии «Ника», среди которых «Лучший игровой фильм». Кинокартина «Космос как предчувствие», вышедшая в 2005 году, отмечена наградами на кинопремии «Ника», «Золотой орел», «Золотой Овен», «Медный всадник», а также одержала главный приз на XXVII Московском международном кинофестивале.
Скандал вокруг «Матильды»
Кинокартина «Матильда» была самым скандальным проектом за всю карьеру Алексея
Она вызывала острый общественный конфликт, в процессе которого поступали угрозы в сторону создателей фильма и владельцев кинотеатров.
Против основателей кинокартины ополчились представители власти, оппозиции и РЦП. Фильм был воспринят как искажающий правду о жизни Николая II и его отношениях с русской прима-балериной Матильдой Кшесинской. Картина была раскритикована по следующим пунктам: клевета, пошлость, историческая недостоверность, оскорбление власти и чувств верующих, а также отрицание и ниспровержение семейных ценностей.