Александр прошкин — биография, новости, личная жизнь

Биография

Детство и юность Андрея прошли в киноэкспедициях с отцом, известным режиссером Александром Прошкиным. А его переходный возраст совпал со съемками картин «Михайло Ломоносов» и «Холодное лето пятьдесят третьего».

Андрей Александрович с удовольствием вспоминает о том периоде: «В восьмом классе на заре перестройки оказаться на Соловках было безумно интересно и даже немножечко сюрреалистично. Такая своеобразная цыганщина. Встреча с такими актерами, как Анатолий Дмитриевич Папанов или Валерий Приемыхов. Жизнь в деревне. О чем еще 14-летний мальчишка может мечтать?.. Помню, к нам пришли местные, пожаловались, что некому убрать сено, и попросили помочь. Отец выделил людей из съемочной группы, включая меня, в помощь колхозникам. Вы же наверняка не знаете, как убирается сено. Сейчас я вам расскажу. Оно сгребается в стог. Подъезжает лошадь с привязанной к ней длинной веревкой. Этой веревкой сено обматывают и завязывают. Лошадь трогается, а чтобы стог не рассыпался во время движения, сверху на него сажают ребенка-подростка в качестве груза. Вот я этим самым грузом и работал. Потрясающие и незабываемые воспоминания…».

Неудивительно, что после школы юноша мечтал о поступлении во ВГИК, однако отец настоял на журналистике. «Я уже как-то сказал, что у меня тяжелая и трагическая наследственность, поскольку мой папа — режиссер. И моя учеба на факультете журналистики МГУ — это попытка не моя, а моих родителей (папы в первую очередь) спасти сына от этой тяжелой наследственности, — поясняет Андрей. — Я сам, как и многие мои ровесники, заканчивающие школу, не имел достаточно четких планов относительно своего будущего. Меня интересовало кино. Я был готов поступать во ВГИК. Но отец справедливо сказал: «В 17 лет заниматься кинорежиссурой рано и самонадеянно!».

Личная жизнь

Режиссер считает, что любовь — доминантное чувство для каждого человека, определяющее наполненность жизни. Ради любви к москвичке Прошкин покинул город своей юности, хотя и сейчас скучает по скверам и площадям Северной столицы России.

Сын Александра Анатольевича — Андрей Прошкин пошел по отцовским стопам. Наиболее известные ленты в фильмографии продолжателя режиссерской династии — семейная мелодрама о дружбе собаки и мальчика «Спартак и Калашников» и сериал «Доктор Рихтер». Осенью 2020-го года стало известно о премьере на видеосервисе Okko многосерийного триллера Прошкина-младшего «Выжившие» в 2021-м.

Интервью

О своих режиссерских итогах:

«А главный итог — я пока продолжаю существовать в профессии. И пока есть возможность работать. Чтобы там не говорили о фестивальных наградах и кассовых сборах фильмов, как определенном рубеже для кинорежиссера, я полагаю: в нашем цеху главный приз всегда — это возможность делать следующую картину. Особенно картину, которая тебе интересна и которая тебе нравится. Не могу сказать, что у меня все безоблачно в этом направлении. Но какие-то шансы есть. И это главное».

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, peoples.ru, vokrug.tv, fb.ru, ria.ru, 73online.ru, 7days.ru, gazeta.ru, kommersant.ru , kp.ru, newizv.ru.

Александр Прошкин сейчас

В марте 2020 года Александру Анатольевичу Прошкину исполнилось 80 лет. В связи с почтенным возрастом юбиляра и пандемией коронавирусной инфекции торжества по поводу круглой даты прошли на даче, в узком семейном кругу. В интервью ТАСС режиссер пояснил, что жена очень боится новой инфекции. В поздравительной телеграмме Владимир Путин пожелал Александру Анатольевичу здоровья и благополучия.

Александр Прошкин и Рутгер Гарехт

В октябре 2020 года на Московском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Прошкина-старшего «Назад в степь к Сарматам». Кинокритик Антон Долин охарактеризовал новую драму Александра Анатольевича как феминистический вестерн с этнографическим уклоном. Действие картины разворачивается в Оренбургской области, которую режиссер ценит за сохранение культурного наследия различных национальностей.

Главные роли в «Сарматах» (таково второе название фильма) исполнили Карина Андоленко, Марина Васильева, Виктор Сухоруков и Василий Мищенко. Образ Никодима в картине создал победитель 5-го сезона шоу «Голос. Дети» Рутгер Гарехт.

Фильмы

В 1968 году Прошкин окончил высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР и переехал в Москву. Режиссерская биография уроженца города на Неве началась в редакции литературно-драматических программ, где Александр Анатольевич ставил фильмы-спектакли. Соавтором Прошкина в конце 60-х – начале 70-х годов XX века часто выступала Лидия Ишимбаева.

Драматургической основой фильмов-спектаклей Александра Анатольевича служили произведения западных авторов. В экранизации пьесы польского драматурга Кшиштофа Хоинского «Ночная повесть» — «Случай в гостинице» — роли персонажей-антагонистов исполнили братья-актеры Виталий и Юрий Соломины.

В 1975 году Прошкин стал режиссером одного из первых советских телесериалов — 8-серийной ленты «Ольга Сергеевна», рассказывающей о даме-океанологе, так и не сумевшей обрести счастье в личной жизни. Главную героиню в мелодраме сыграла Татьяна Доронина. Любовь зрителей завоевала картина ученика Акимова и Зона «Опасный возраст», в которой 40-летним супругам в исполнении Алисы Фрейндлих и Юозаса Будрайтиса кажется, что между ними больше нет ничего общего.

Режиссер Александр Прошкин

Прошкин дважды снимал сериалы-байопики о русских ученых. В первом из них — ленте «Михайло Ломоносов» — режиссер выступил и в качестве актера, перевоплотившись в литератора Александра Сумарокова. Второй сериал Александр Анатольевич также назвал именем главного героя — «Николай Вавилов». Роль гениального генетика Прошкин доверил литовскому актеру Костасу Сморигинасу.

Обласканными на российских и международных фестивалях стали картины уроженца Ленинграда «Русский бунт», «Живи и помни», «Искупление». Фильм Прошкина «Чудо», в отличие от трех перечисленных лент, — не экранизация, а попытка осмысления события, произошедшего в Куйбышеве зимой 1955–1956 годов. Советская девушка Зоя Карнаухова, решившая потанцевать с иконой Николая Угодника, окаменела на 128 дней, а затем скончалась.

В 2015 году Прошкин выпустил сразу две киноновинки — «Райские кущи» и «Охрана». Также во втором десятилетии XXI века Александр Анатольевич регулярно снимался в телевизионных документальных фильмах, рассказывающих о судьбах актеров, которым довелось играть в его лентах.

Награды и номинации

«Спартак и Калашников»

  • 2002 — Главный приз МКФ «Кинотаврик» в Сочи
  • 2002 — Приз за самый увлекательный фильм МКФ детских фильмов в «Артеке»
  • 2002 — Приз «Сталкер» МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
  • 2002 — Специальный приз жюри конкурса «Дебют» открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи
  • 2002 — Премия «Золотой орел» за лучший режиссерский дебют в игровом кино
  • 2003 — Приз за лучший детский фильм МКФ Banff World Media Festival в Банфе
  • 2003 — Главный приз II МКФ детских и юношеских фильмов в Буэнос-Айресе (Festival Internacional de Cine «Nueva Mirada» para la Infancia y la Juventud)
  • 2003 — Главный приз МКФ детских и юношеских фильмов в Злине

«Игры мотыльков»

  • 2004 — Приз зрительских симпатий МКФ «Меридианы Тихого» во Владивостоке
  • 2004 — Приз детского фонда ЮНИСЕФ МФ фильмов о правах человека «Сталкер»
  • 2004 — Приз «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать» открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

«Апельсиновый сок»

2010 — Гран-при — приз конкурса зрительских симпатий «Великолепная семерка «МК» за лучший полнометражный игровой фильм VIII Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера»

«Орда»

  • 2012 — приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу на 34-м Московском международном кинофестивале
  • 2012 — Номинация на кинопремию Азиатско-Тихоокеанского региона за лучший фильм
  • 2012 — Номинация на национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший фильм
  • 2013 — Премия «Золотой орел» за лучшую режиссерскую работу. Фильм «Орда» претендовал на премию «Золотой орел» в двенадцати номинациях, в том числе в номинации Лучший фильм.

«Переводчик»

2015 — Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино в категории «Лучшая режиссерская работа» и номинация на приз в категории «Лучший телевизионный фильм (1-4 серии)»

[править] Биография

Виктор Прошкин родился 28 января 1906 года в городе Обоянь Курской губернии в купеческой семье, вскоре переехавшей в Харьков. В 1921—1923 годах учился в харьковском Техникуме народного хозяйства, одновременно посещал частную художественную школу Н. Сторожевского. В 1924 году вместе с младшим братом Анатолием уезжает в Ленинград, где поступает на живописный факультет ВХУТЕИНа. Занимался у К. С. Петрова-Водкина, Г. М. Бобровского, В. Е. Савинского, А. Е. Карева.

В 1930 году В. Прошкин окончил институт с присвоением квалификации художника живописи.

Прошкин В. Н. Ладога. 1945. Чувашский ГХМ

С 1930 года В. Прошкин участвовал в выставках. Писал жанровые композиции, портреты, пейзажи. Участвовал в праздничном оформлении города. В 1929—1930 годах был членом-экспонентом объединения «Октябрь». Одновременно в 1930—1932 годах был членом ленинградского отделения АХР. В 1932 году стал одним из организаторов Ленинградского Областного Союза советских художников. Участник Первой выставки ленинградских художников 1935 года в Государственном Русском музее.

В 1936 году В. Прошкин по договору работет в ленинградском Авиаотряде над серией «Парашютисты». Одна из работ серии «Парашютистка в воздухе» экспонировалась в 1937 году на Всесоюзной выставке в Москве, а затем в 1939 году на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма».

Помимо творческой работы занимался общественной и педагогической деятельностью. Участвовал в комиссиях Ленизо, Всекохудожник, Государственной Закупочной комиссии, с 1938 года в комиссии Комитета по делам искусств. В 1934—1937 годах был заместителем председателя и председателем Горкома ИЗО, в 1937—1938 годах членом комиссии Обкома РАБИС. В 1934—1038 годах был районным художником Володарского района Ленинграда. В 1938—1945 годах был ответственным секретарём правления ЛОССХ, член правления ЛССХ в 1937—1942 годах. В 1938 году В. Прошкин начал преподавать рисунок в Ленинградском институте инженеров путей сообщения.

В годы Великой Отечественной войны и блокады работал в Ленинграде, участвовал в выставках художников города и Ленинградского фронта. В 1942 году был командирован в партизанский штаб села Малая Вишера Ленинградской области, где написал ряд портретов бойцов партизанского отряда (некоторые из работ в собрании Государственного Русского музея).

Прошкин В. Н. Мытнинская набережная. 1975

После войны В. Прошкин занимается творческой и педагогической работой. С 1948 года преподавал в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Основатель (1951) и заведующий (с 1957 года) кафедрой общей живописи, профессор с 1967 года.

Среди основных произведений, написанных В. Прошкиным, картины «Автопортрет в зелёной шляпе» (1928), «У знамени» (1931), «Зимний день у Биржевого моста», «Разгрузка в порту», «Баркас» (все 1934), «Волейбол», «Портрет сына» (1935), «Малая Нева», «Парашютисты» (1936), «Девушка из аэроклуба» (1937), «Портрет художницы М. Шрайбер» (1938), «Атака торпедных катеров на Балтике», «Партизанская засада», «Портрет лётчика» (все 1942), «Ладога. Дорога жизни» (1945), «Портрет знатного литейщика завода „Красный Выборжец“ М. Лягина» (1950), «Невский проспект» (1951), «Васильки» (1954), «Мойка», «Краны на набережной» (обе 1956), «Набережная Лейтенанта Шмидта», «Набережная Макарова», «Площадь Чернышевского» (все 1957), «Портрет Е. Александровой, маляра Адмиралтейского завода» (1959), «Осень. Фонтанка» (1961), «Портрет мальчика» (1962), «Фонтанка зимой», «В Старой Ладоге» (обе 1964), «Автопортрет» (1966), «Жёлтые цветы» (1968), «Б. Степанов, рабочий завода Электропульт» (1975), «Портрет девочки» (1976), «Юноша в кепке», «Портрет Антона» (обе 1977), «Жёлтые цветы» (1978), «Портрет Антона», «Портрет Тани» (обе 1979), «Портрет Насти Фоминой» (1980) и другие.

Прошкин Виктор Николаевич скончался 11 апреля 1983 года в Ленинграде на семьдесят восьмом году жизни, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Италии, США, Франции и других странах.

Кино

С 1987 года Александр Прошкин – режиссер киностудии «Мосфильм». Поставленный им в 1987 году фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» с Анатолием Папановым и Валерием Приемыховым в главных ролях стал одним из первых фильмов «перестроечного» кино и удостоился профессиональных наград, а также Государственной премии СССР. В числе последующих работ режиссера фильмы: «Черная вуаль», «Увидеть Париж и умереть», «Русский бунт», «Трио», «Живи и помни».

Сериалы

Александра Прошкина можно назвать классиком советского сериала, ведь первые настоящие многосерийные художественные фильмы были сняты именно Александром Прошкиным. Помимо картины о Михаиле Ломоносове, ему принадлежат сериалы «Ольга Сергеевна», «Николай Вавилов» и «Доктор Живаго».

И вот теперь на канале «Россия 1» выходит новый сериал прославленного режиссера: «Райские кущи», снятый по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» в 2014 году.

«С драматургом Александром Родионовым мы переселили персонажей пьесы в наше время, но интонационно наше высказывание вампиловское, и герои его, Александра Вампилова, только в условиях сегодняшней ситуации. Эта картина более жесткая, драматическая. Что-то в нашей жизни перепуталось: второстепенное стало главным, а главное во многом утеряно, и об этом нам хочется сказать с помощью «Утиной охоты», — рассказал режиссер в интервью газете «Вечерняя Москва».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector