Странные выходки, жены-иностранки и жизнь в сша: как сложилась судьба актера александра баширова

Режиссерские работы

Первым полнометражным фильмом режиссера Баширова стала драма «Железная пята олигархии» (1997), где он, наконец, сыграл главную роль – хамоватого люмпена Николая Петровича. Несмотря на скудость бюджета всего в 25 тыс. долларов, картина удостоилась наград престижных отечественных фестивалей, включая кинофестиваль в Сочи.

Затем последовала документальная лента «Белград, Белград», повествующая об ужасах войны от лица простых людей. Картину в 1999 г отметили на кинофестивале в Роттердаме, а в Александрии она получила приз, как лучший европейский фильм.

В 1996 г. Александр Николаевич основал в Санкт-Петербурге студию с провокационным названием «Дебоширфильм», которой руководит и поныне. В 1998 был одним из инициаторов создания Фонда и одноименного кинофестиваля независимого кино «Чистые Грёзы». Фонд поддерживает молодых кинематографистов.

Фильмы

Биография актёра Баширова началась с эпизодов. Фильм был премирован на «Оскара». В фильме «Асса», который вошёл в сокровищницу лучших советских фильмов, Александр сыграл лжемайора Бабакина. С триллера «Игла» в актёрской биографии Баширова к нему прочно приклеилось амплуа отрицательного персонажа. Режиссёры увидели в актёре только такого героя. В следующих картинах роли были только в эпизодах, но настолько ярких, что актёр сразу стал узнаваем.

Из-за эпатажности Александру часто достаются бандитские образы. В основном он играет бандита (как в фильме «Гастролёры», шулер в картине «Штрафбат», медвежатника в «Бальзаковском возрасте»). Но самый яркий персонаж, который был самым запоминающимся, стал кот Бегемот из произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вскоре Баширову пришло в голову создать свою киностудию, в которой он сам был художественным руководителем и сам преподавал актёрское и режиссёрское мастерство. В 90-е годы его «Дебоширфильм» был в теме, в Санкт-Петербурге проходил фестиваль независимого кино, который и до сих пор считается самой массовой молодёжной акцией.

Баширову повезло: он проявил себя как сценарист, продюсер, режиссёр и актёр. Его лента смогла завоевать несколько наград. Александр продолжает работать и удивлять свою публику. С актёром в тесном содружестве работают многие музыканты. При его активном участии снимаются видеоклипы. Баширов ведёт концерты рок-музыки. Александра Баширова, несмотря на его особенную актёрскую одарённость играть только отрицательных персонажей, очень любят приглашать в свои фильмы самые разные режиссёры: Алексей Герман, Карен Шахназаров, Сергей Соловьёв.

Влюбленный хулиган

Актер не долго страдал от одиночества. Практически сразу после возвращения домой он познакомился с девушкой. Это была Инна Волкова. Сразу их объединила любовь к творчеству. Жена Александра Баширова Инна уже почти 32 года является бессменной участницей группы «Колибри». Эта группа была основана в 1988 году и на тот момент была новинкой на эстраде.

В ее состав входило 5 девушек, выступления которых больше напоминало театральное костюмированное шоу

Изюминкой этой группы было то, что одинаковое внимание уделялось как действию на сцене, так и вокалу

Визитной карточкой группы «Колибри» стала песня «Ему не нужна американская жена». Она появилась как раз после знакомства Александра и Инны в 1991 году. В том же году влюбленные официально зарегистрировал свои отношения, а уже через год у них родилась дочь, которую назвали Александрой-Марией.

На удивление союз двух творческих личностей оказался длительным и крепким. Александр снял свою супругу в фильме, где он выступал в качестве режиссера. Фильм назывался «Железная пята олиграхии». Там Инна сыграла роль певицы и написала для этого фильма песню «Не герой».

Пока Александр Баширов эпатирует публику своими выходками, все гадают, что является причиной такого поведения, Инна знает своего супруга настоящим. Они вместе уже почти 20 лет и только ей известно, что скрывается за маской клоуна, лицедея и что действительно в душе Александра. Но об этом Инна не расскажет никому. Это будет их семейная тайна.

Отец (2007)

Военный, Драма, Русский фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Андрей Платонов

Режиссер: Иван Соловов

В ролях: Лидия Вележева, Людмила Аринина, Светлана Иванова

Закончилась война, однако вместо счастья и радости Алексей Иванов испытывает горечь и страх. Надо возвращаться домой, но помнят ли его дети, которых он оставил малышами? Помнит ли жена Люба? Столь же тревожно на душе и у девушки Маши, которая возвращается в родной город, где у нее не осталось никого, кроме дальних родственников. Судьба сводит Машу и Алексея в поезде, который везет их в родные края. Когда же он останавливается на Машиной станции, Алексей выходит вместе с девушкой и остается у нее на пару дней… А затем, пообещав Маше «помнить ее светлый образ», едет к своим. Дома же всё вроде бы в порядке: жена и дети живы и здоровы… Андрей никак не может вновь привыкнуть к мирной жизни. На войне, где каждый день мог оказаться последним, всё было понятно, а здесь… Нужно пытаться понять жену и детей с их прошлыми и новыми заботами. И Алексей учится жить заново — прощать и любить…

Биография

У одних артист вызывает восхищение, у других – полное отторжение. Он из той категории людей, которых или любят, или ненавидят. Его выходки обсуждают в средствах массовой информации, а некоторые эпатажные поступки актера, балансирующие на грани дозволенного, попали в разряд легенд и мифов российского кинематографа. Александр Баширов раздражает или нравится, но безразличным не оставляет никого. Его кота Бегемота в экранизации главного булгаковского романа многие считают главной ролью артиста. Он снимался у Сергея Соловьева, Сергея Бодрова-младшего, Алексея Германа, Николая Досталя, Карена Шахназарова и Алексея Балабанова, но при этом кумиром и звездой эксцентричного Баширова не называют.

«Зулейха открывает глаза»

Если последней полнометражной работой для Баширова стало «Лето» про Виктора Цоя, то по части сериалов это были «Бар «На грудь» и «Зулейха открывает глаза». Последний был снят по историческому роману Гузель Яхиной, рассказывающему о раскулачивании 1930-х.

Заглавную роль в сериале сыграла Чулпан Хаматова, а Баширову досталась роль арестанта Василия Горелова. Для актера тема, затронутая в фильме, не пустой звук. Его дед по материнской линии подвергся раскулачиванию и ссылке в Сибирь.

Сериал спровоцировал ряд скандалов. «Коммунисты России» заявили, что кино очерняет сталинские времена, и потребовали снять его с показа по ТВ. Но большее возмущение вызвало то, что сценаристы сериала допустили грандиозный ляп, сделав эпизодических героев (ссыльных переселенцев) полными тезками религиозных деятелей Татарстана (чего стоит только ссыльный Талгат Таджуддин, полный тезка Верховного муфтия России).

ВГИК и знакомство с андеграундом

В 1984 г. Баширов стал студентом режиссерского факультета ВГИК. Саша учился на одном курсе с Иваном Охлобыстиным, Тиграном Кеосаяном и Федором Бондарчуком; не пропускал ни одной возможности поупражняться в этюдах, поэтому часто помогал ребятам из казахской группы, которой руководил Сергей Соловьев.

Александр Баширов в молодости

В группе учился будущий режиссер Рашид Нугманов, впоследствии снявший культовую «Иглу» (1988 г). Рашид познакомил Баширова с Виктором Цоем, Сергеем Курехиным – клавишником группы «Аквариум», Петром Мамоновым. Андеграундная ленинградская «тусовка» приняла Баширова, как родного, ведь он был талантливой, неординарной личностью. Нугманов восхищался его умением добиться чего угодно, вспоминая, в частности, эпизод, когда Баширов не стал покупать билет в автобусе, убедительно прикинувшись ветераном Афганистана.

Рост Александра Баширова – 172 см

Однако эпатажная выходка Саши, игравшего Сатану во время студенческого спектакля «Фауст», едва не привела к отчислению. Он полностью обнажился на сцене, а в зале присутствовали мэтры советского кино – Сергей Бондарчук, его бывшая жена Инна Макарова и настоящая – Ирина Скобцева. Тем не менее, парня не отчислили, хотя его мастер Игорь Таланкин отказался дальше работать с проблемным студентом. Баширов перешел в группу к Анатолию Васильеву и в 1989 г. благополучно окончил вуз.

Творческая биография Александра Баширова

Культовые фильмы 80-х

Свою первую эпизодическую роль Баширов сыграл в драматической ленте «Чужая, Белая и Рябой», которую снял Сергей Соловьев. В 1986 году картина была в номинантах «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма «Чужая Белая и Рябой»

Биография Александра Баширова в кино продолжилась в культовой ленте «АССА». Здесь актер предстал перед зрителями в образе эксцентричного поддельного майора Бабакина. Знаменитая речь, посвященная в фильме Юрию Гагарину, была придумана Башировым прямо на съёмках.

Александр Баширов в фильме «АССА»

В 1988 году на экраны советских кинотеатров вышел триллер «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. В этом фильме герой нашего рассказа стал Спартаком, который противостоит Моро.

На фото: Баширов в «Игле»

После этой картины актёр часто появлялся на экране в отрицательных образах.

Новое время

В 90-х годах Баширов стал основателем и художественным руководителем «Дебоширфильма». На базе своей студии он также преподавал режиссёрское и актёрское мастерство.

Кроме того, Александр стал организатором одноимённого фестиваля, который и сейчас ежегодно проходит в северной столице России.

В 2001 году состоялась премьера черной комедии «Даун Хаус», в которой актеру доверили роль Фердыщенко.В 2005 году кинобиография Александра Баширова пополнилась сериалом «Мастер и Маргарита», в котором он стал знаменитым котом Бегемотом.

Баширов в фильме «Груз 200»

Алексей Балабанов снял актёра в образе алкоголика в своей скандальной ленте «Груз 200». Стоит отметить, что главные роли в кино Александру Баширову предлагают крайне редко, но эпизоды в его исполнении всегда запоминаются зрителям.

Детство и юность

Родился артист в сентябре 1955 года в таежной глуши – в деревушке Согом под Ханты-Мансийском. Вырос в неполной и неблагополучной семье, далекой от кинематографа и какого-либо другого вида искусства. Родители развелись сразу после появления сына. Мама по национальности – татарка, вырастила мальчика одна. Отец Александра – хант Николай Баширов – в воспитании сына не участвовал.

Эпатажный Александр Баширов

Единственным взрослым мужчиной в доме был дед – однорукий инвалид и антисоветчик, по словам Александра Баширова, не желавший работать на новую власть из-за «принципиальных политических различий во взглядах». Отторжения у деда не вызывало лишь одно занятие – рыбалка. Поэтому единственной кормилицей оказалась мать, до старости проработавшая на почте.

Александр Баширов говорит, что в детские и юношеские годы у него обнаружилось две страсти – курить и рисовать. К курению Баширов пристрастился в третьем классе, «за компанию».

Александр Баширов в молодости

В 1972 году юный Александр покинул Тюменскую область и прибыл в Ленинград, где поступил в ПТУ, чтобы стать плиточником-облицовщиком. После выпуска будущий лицедей устроился на цементный завод в Выборге, где трудился до призыва в армию в 1981 году.

Служил Александр Баширов в Забайкалье, в танковой дивизии. Пристрастие к рисованию повлияло на службу: художника «прикрепили» к армейскому клубу. В авторской программе «В гостях у Дмитрия Гордона» Баширов рассказал, что на втором году службы художнику-оформителю дали задание нарисовать Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева в танкистском шлеме. С почетной миссией художник справился в срок, но как только портрет вывесили на фасаде клуба, лидер скончался.

На вопрос, от кого Баширову передались лицедейские гены, актер с юмором ответил, что «все дело в моем вечном и неудовлетворенном желании властвовать над людьми», унаследованном от предка-хана из Золотой Орды.

Как бы там ни было, но через два года после демобилизации Александр Баширов поступил на режиссерский факультет ВГИКа и попал в группу Игоря Таланкина. Под его началом 30-летний студент проучился 2 года и перевелся на курс Анатолия Васильева. Причиной перевода послужила эпатажная выходка Баширова.

Александр Баширов в молодости

На студенческих этюдах, где будущие режиссеры представляли сценки из драматических произведений, Александр сыграл Сатану, появившегося перед Фаустом. «В прочтении» Баширова повелитель тьмы вышел на сцену в халате, под которым иной одежды не было. Оказавшись в центре, Сатана разоблачился. В зале сидели Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Инна Макарова. Последовал грандиозный скандал и перевод в группу к другому наставнику.

После окончания ВГИКа Александр Баширов вместе с супругой-американкой переехал в Нью-Йорк, где год учился в «Бергхоф-студии» Лоуренса Арансио, откуда вышли Аль Пачино, Лайза Минелли и Роберт Де Ниро.

Самое интересное

Актрисы, получившие «Золотую малину» за худшую женскую роль (13.02.2020)

Актрисы с большими носами (22.03.2018)

Мальчик любил рисовать и уделял этому увлечению много времени, но его художественные способности не вылились во что-то большее.

ПТУ

В 1972 году молодой человек уехал из Тюменской области. Личная жизнь Александра Баширова сделала первый серьёзный разворот в сторону будущего успеха.

На фото: Александр Баширов в молодости

Он оказался в Ленинграде, в котором стал студентом профессионально-технического училища, где осваивал профессию плиточника-облицовщика. Окончив учебное заведение, он начал работать на Выборгском цементном заводе.

Армия

В 1981 году будущий актёр оказался в армии. Военная биография Александра Баширова связана с Забайкальем, куда он попал в танковую дивизию.

Поскольку парень неплохо рисовал, то его назначили художником при армейском клубе. Позже он рассказывал, что однажды получил приказ создать портрет Брежнева, на голову которого надет танкистский шлем. Баширов выполнил задание, но после расположения портрета на клубе Леонид Ильич приказал долго жить.

ВГИК

Журналисты иногда спрашивают актера об истоках его лицедейства. Баширов отвечает, что хочет подчинять себе людей и иногда у него это получается. Также Александр называет себя потомком золотоордынских ханов.

После увольнения из армии Баширов стал студентом режиссёрского факультета во ВГИКе. Преподавателем у него был Игорь Таланкин, у которого Александр учился в течение двух лет, после чего его взял к себе Анатолий Васильев.

Личная жизнь Александра Баширова в это время была бурной. Кроме того, он уже умел эпатировать публику. Во многом его уход от Таланкина связан именно с этим.

Когда студенты представляли перед комиссией ВГИКа свои этюды, Баширов «прославился» в образе Дьявола, который явился Фаусту не совсем в обычном виде. Александр вышел на сцену одетым в халат на голое тело. Как только Баширов оказался под пристальным взором комиссии в составе Инны Макаровой, Ирины Скобцевой и самого Сергея Бондарчука, он скинул халат и в чём мать родила явил себя мэтрам советского кино. После грандиозного скандала по этому поводу дебошир оказался на курсе у более лояльного к подобным выходкам Анатолия Васильева.

Америка

По окончанию ВГИКа личная жизнь Александра Баширова снова совершила крутой поворот. Он оказался в Нью-Йорке вместе со своей первой женой – гражданкой США.

На фото: Баширов с первой женой

Там дипломированный советский режиссёр поступил в «Бергхоф-студию», которой руководил Лоуренс Арансио. В своё время она дала толчок к карьере Роберта Де Ниро, Лайзы Минелли, Аль Пачино и других звёзд мирового кино.

Но пришло время, и жена Александра Баширова потребовала от него развод, на чём и завершилась, так и не начавшись, его карьера в Америке.

Фильмография Баширова

Дебютной работой в кинематографической биографии Александра Баширова стала картина «Чужая Белая и Рябой», которую снял режиссер Сергей Соловьев. Артист стал персонажем Чудиком, который ему отлично удался. В 1986-м картину повезли на престижный «Оскар», где она была удостоена специального приза кинофестиваля в Венеции.

На следующий год режиссер Соловьев выпустил еще одну картину, которая стала культовой. Это был фильм «Асса», в котором Александр сыграл эксцентричного лжемайора ВВС Бабакина. В 1988-м на экраны вышла картина «Игла» режиссера Рашида Нугманова. Главного героя сыграл Виктор Цой, Баширову досталась роль Спартака, прямо излучавшего опасность для окружающих. После этой роли Александра стали узнавать, типаж отрицательного героя стал для Баширова визиткой. После этого фильма на артиста посыпались предложения режиссеров с аналогичными предложениями.

В 90-х Александр Баширов стал создателем собственной студии, которую назвал «Дебоширфильм». Он сам был ее худруком и преподавателем, учил студентов не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. После заката кинематографа в 90-е, началось постепенное его возрождение уже в новом веке. Александр сделал ставку на андеграундном направлении, и попал в точку. На базе собственной студии он начал заниматься организацией и проведением фестиваля, который носил то же название. Мероприятие проходит два раза в год в городе Санкт-Петербург, и на сегодняшний день это одна из самых больших акций, проводимых в поддержку независимого кинематографа.

В 1998-м Александр Баширов сам стал режиссером картины с очень интригующим названием – «Ж.П.О.». которое расшифровывалось как железная пята олигархии. Фильм был очень провокационный, но стал заметным событием в мире кинематографии того периода. Баширов в этом проекте стал одновременно сценаристом, продюсером, режиссером, и исполнителем одной из ролей. Выделенный бюджет был очень скудным, и составлял всего 25 тысяч долларов, но проект имел большой успех и стал обладателем нескольких почетных призов.

В 1999 году вышла еще одна картина Баширова под названием «Белград, Белград!», после этого зрители могли просмотреть многосерийный фильм «Удачи тебе, сыщик».

Александр Баширов с удовольствием занимается съемками клипов для популярных российских музыкантов. Одним из таких примеров плодотворного сотрудничества стал клип на композицию «Настасья», которую исполняет Вячеслав Бутусов. Баширова иногда приглашают на концерты в качестве ведущего, или как в передаче «Поп-механика» в роли участника.

Новый век принес актеру много работы. Кинематограф стал жестче и криминальнее, поэтому типаж Баширова стал очень востребованным, хотя у него по-прежнему нет центральных персонажей. Александр попал в третий сезон картины «Агент национальной безопасности», в котором стал киллером Осадчим. Потом было сотрудничество с режиссером Кареном Шахназаровым, который увидел в Баширове слесаря Арнольда в ленте «Яды, или Всемирная история отравлений».

В 2001-м Александр Баширов засветился в комедии «Даун Хаус», где его непосредственность и раскрепощенность помогла преобразиться в образ Фердыщенко. В этом же году Александр получил приглашение от режиссера Сергея Бодрова, который снял картину «Сестры», и дал артисту сыграть Сейфуллина. В 2003-м на экраны вышла историческая драма «Золотой век», снятая Ильей Хотиненко, где Баширов стал императором Павлом Первым.

После этого карьера актера резко пошла вверх, и ежегодно ему предлагали работу в пяти или шести интересных проектах.Роли по-прежнему были второстепенными, но все его герои были яркими и запоминающимися. Кем он только не был за эти годы – и шулером, и медвежатником, и даже генералом, и в каждом его персонаже прослеживается своеобразный характер и темперамент артиста.

Годнота!

В 2005 году на экраны вышли десять картин с участием Баширова. Самыми яркими стали «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки», «Вепрь». Но самую блистательную роль Баширов сыграл в «Мастере и Маргарите» режиссера Владимира Бортко. Он стал котом Бегемотом.

Самый запоминающийся образ, по мнению зрителей, у актера был в ленте «Груз 200», режиссера Алексея Балабанова, где он стал хозяином квартиры. Этот фильм был награжден специальным призом «Кинотавра», и был включен во внеконкурсную программу на кинофестивале в Венеции. Александр Баширов продолжает сниматься, у него как и прежде второстепенные роли, но зрителям они нравятся. Самыми заметными актерскими работами последнего периода стали картины «Шерлок Холмс», «Отель «Президент», «Страна Оз».

Личная жизнь

В студенческие годы Александр Баширов женился на американке и уехал с женой на ее родину. В браке родился сын Кристофер, с которым артист поддерживает отношения после возвращения в Россию. Но домой актер вернулся один: с супругой он развелся из-за несовпадения взглядов на жизнь и разности характеров.

Со временем личная жизнь Баширова наладилась. Он женат на солистке музыкальной группы «Колибри» Инне Волковой, с которой воспитывает дочь Александру-Марию. Сведений о других детях артиста в Сети нет.

В проекте мужа «Ж.П.О.» Волкова сыграла певицу из бара и написала к фильму песню «Не герой».

Причиной многих эпатажных выходок актера называют эксцентричный характер и алкоголизм. Так, в июне 2011 года таблоиды смаковали новость о пьянстве Баширова, а точнее, о ее последствиях — «проползание» по звездной дорожке «Кинотавра». Александр действительно пребывал в состоянии алкогольного опьянения, но прополз по дорожке, чтобы взбодрить присутствующих и нарушить чинность мероприятия, заявив при этом, что «юродивым все можно».

Александр Баширов и Инна Волкова При этом артист уверяет, что здоровье его пока не подводило, разве что с похмелья бывает сложно влиться в работу. Но на этот случай у него всегда с собой имеются необходимые лекарства.

Официальной страницы в «Инстаграме» у Баширова нет, зато во «ВКонтакте» его поклонники создали группу, посвященную любимому артисту, и публикуют там фото и видео с участием Александра, а также обсуждают фильмы, в которых снимался мужчина. Многие отмечают, что с годами актеру удалось сохранить стройную фигуру — при росте 172 см его вес составляет 70 кг.

Если ли татуировки на теле артиста, большая загадка, в фильме «Страна ОЗ» он предстает с рисунком в виде церкви с тремя куполами на груди, но, скорее всего, это не настоящее тату, а сделано оно, чтобы подчеркнуть образ героя в конкретной картине.

Однажды в Сети появились слухи, что Александр Баширов умер, однако очень быстро они развеялись. Актер жив, находится в добром здравии и пока не собирается завершать актерскую карьеру.

Апостол (2008)

Боевик, Военный, Исторический, Русский сериал

tagЗавершён

Режиссеры:Геннадий Сидоров, Юрий Мороз, Николай Лебедев

В ролях:Дарья Мороз, Александр Баширов, Евгений Миронов

Спокойная жизнь молодого, скромного сельского учителя прерывается тогда, когда, при попытке бегства, погибает его брат-близнец. Петр Истомин — бывший русский вор-медвежатник, окончив школу диверсантов, стал опытным немецким агентом. Он, заброшенный немцами в начале войны в СССР для диверсии, попал в руки советской контрразведки. Ради спасения Родины и своего народа Павел вынужден побороть себя и перевоплотиться в своего брата, ведь другого выхода у него нет. Но, удастся ли ему справиться со всеми поставленными перед ним задачами, сможет ли он так войти в образ Петра, чтобы, вернувшись вместо брата с задания в школу диверсантов, пройти жестокую и безжалостную проверку?..» »

События биографии

  1. 1972 – Поступить по задуманному профилю провинциалу не удалось, поскольку требовалось предоставить выполненные работы, а он с собой ничего не взял. Наткнувшись на ПТУ с общежитием, парень пошел учиться на плиточника-облицовщика.
  2. 1974 – После выпуска из училища стал работать на цементном заводе в Выборге, но эта работа ему не приносила ни материального удовлетворения, ни возможности реализовать тягу к творчеству.
  3. 1979 – Поступил на филфак Тюменского университета. До этого трижды не удалось попасть на режиссерский факультет в заветный ВГИК.
  4. 1981 – Призвали в армию, в танковые войска, где пригодился художественный талант солдата. По распоряжению командира он рисовал портрет руководителя компартии Л.И. Брежнева. Это полотно не долго было востребовано из-за смерти генерального секретаря.
  5. 1984 – Подготовившись к экзаменам после демобилизации, поступил во ВГИК, на режиссерский факультет.
  6. 1986 – Дебютировал в небольшой роли Чудика в драме «Чужая белая и рябой».
  7. Показался в культовых советских картинах «Асса» (1987), «Игла» (1988) и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989) в ролях фальшивого майора ВВС Бабакина, должника Спартака и лимитчика Толика, что принесло ему всесоюзную известность.
  8. 1989-1991 – Окончив вуз, уехал с женой в США. Там учил английский язык на курсах Колумбийского университета и обучался актерству мастерству в «Бергхоф-студии».
  9. 1991 – Сыграл главного героя беса Компостерова в трагикомедии «Дом под звездным небом».
  10. Предстал в образах гэбиста и сутенера в картинах «Над темной водой» (1992) и «Американский дедушка» (1993).
  11. Показался в спектакле Балтийского дома «Колобок» (1994), на концертах «Поп-механики» (1995).
  12. 1996 – Создал свою студию в Санкт-Петербурге, названную «Дебоширфильмом». В ней стал руководителем и преподавателем.
  13. 1998 – Был сооснователем независимого ежегодного санкт-петербургского кинофестиваля «Чистые грезы», служащего площадкой для представления публике некоммерческих фильмов начинающих авторов. Исполнил главные роли в лентах «Железная пята олигархии» и «Улицы разбитых фонарей-1». В первой картине из этих впервые стал сценаристом, режиссером и сопродюсером.
  14. 1999 – Был режиссером телеспектакля «Развод по-русски».
  15. Исполнил циркового клоуна, торговца животными, плотника и шулера Стиру в драмах «Граница. Таежный роман» (2000), «Медвежий поцелуй» (2002), «Чеховские мотивы» (2002) и «Штрафбат»; киллера и бандита в боевиках «Агент национальной безопасности-3» (2001), «Кобра» (2001) и «Русский спецназ» (2002); вора в законе Клеща в криминальном фильме «Ледниковый период» (2002); участкового Витю в детективе «Смотрящий вниз» (2002); завлита Пу Сун Ли в комедиях «Челябумбия» (2002); массовика-фотографа и Павла I в мелодрамах «Жизнь одна» (2003) и «Золотой век» (2003) и других героев.
  16. 2003 – Поставил фильм «Удачи тебе, сыщик», где сыграл Кольку.
  17. 2005 – Снимался в нашумевших картинах «9 рота», «Гибель Империи», «Бандитский Петербург-7», «Королева бензоколонки 2», «Мастер и Маргарита»; «Убойная сила-6».
  18. 2006 – Был одним из сценаристов и режиссеров приключенческой драмы «Волк», в которой сыграл шамана.
  19. Участвовал в популярных лентах «Секс, кофе, сигареты» (2013) и «Елки 1914» (2014).
  20. 2016 – Самой значимой работой Баширова была главная роль в комедии «Картина маслом».
  21. 2017 – Принял участие в короткометражной комедии «Лалай-Балалай», драме «Карп отмороженный»
  22. 2018 – Принимал участие в проектах «Лето», «Домашний арест», «Мертвые ласточки», «Бар «На грудь»».
  23. 2019 – Принял участие в проектах «Главбух. История одной и «меЖДУНами».
  24. 2020 – Принял участие в сериале «Проект «Анна Николаевна»» в роли Кулемина.
  25. 2021 – Снялся в драме «Этаж», повествующей о сдружившихся жильцах расселяемой коммунальной квартиры.

В сериале «Зулейха открывает глаза» (2019)

Семья и дети

На первых курсах ВГИКа Баширов женился на шведке Марии Ценскен, однако брак быстро распался.

Александр Баширов и Мария Ценскен

Чуть позже, но еще в студенческие годы Александр познакомился со студенткой ВГИКа – американкой Сарой Венди Ньютон. Они поженились и в 1990 г переехали на родину жены, но после рождения сына Кристофера расстались. Дала о себе знать разность менталитетов.

Александр Баширов и его «американская жена» Сара Венди Ньютон

Третьей женой актера стала Инна Волкова – бессменная солистка группы «Колибри». Хит «Ему не нужна американская жена» считается автобиографичным, ведь он был записан коллективом в 1991 г, когда Баширов вернулся в Россию из США. У пары взрослая дочь Александра-Мария, рожденная в 1993 г. Девушка, как и отец, окончила ВГИК.

Александр Баширов и его жена Инна Волкова

Фильмы

Александр Баширов в фильме «Асса»

В следующем году на экраны вышла культовая лента Соловьева «Асса», где зрители узнали актера в эксцентричном лжемайоре ВВС Шурике Бабакине. Спич о Юрии Гагарине, произнесенный Бабакиным, был импровизацией артиста.

В 1988 году телезрители увидели премьеру триллера Рашида Нугманова «Игла», в котором ключевой образ достался Виктору Цою. Александр Баширов сыграл Спартака, маленького, но опасного человека. Роль сделала актера узнаваемым, но отрицательное амплуа надолго «приклеилось» к нему, и режиссеры приглашали Баширова на похожие образы. Драматический остросюжетный фильм стал лидером кинопроката.

Александр Баширов в фильме «Игла»

В том же 1988-м в прокат вышла 8-серийная лента «Хлеб – имя существительное», а в следующем году новый проект Соловьева «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». В обоих проектах Александр Баширов появился в запомнившихся эпизодических ролях.

В середине 1990-х Александр Николаевич создал «Дебоширфильм», взяв на себя обязанности художественного руководителя студии и преподавателя актерско-режиссерского мастерства. В России настал период восстановления утерянных кинематографом в «лихие 90-е» позиций. Баширов выбрал молодежное андеграундное кино и угадал тенденцию. На основе «Дебоширфильма» Александр Баширов организовал одноименный фестиваль, который проводится дважды в год в Санкт-Петербурге и сегодня остается наиболее масштабной акцией в области независимого российского кино.

Александр Баширов в фильме «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»

В 1998 году вышел фильм Баширова с провокационным названием «Ж.П.О.» («Железная пята олигархии»). Картина произвела фурор в российском кинематографе конца 1990-тых. Александр Николаевич отметился в четырех ипостасях: сценариста, продюсера, режиссера и актера. Из-за скудости бюджета ленту сняли за $25 тысяч, но фильм завоевал несколько кинематографических призов.

В 1999-том режиссер Александр Баширов презентовал художественно-документальную ленту «Белград, Белград!». Позже на экраны вышел сериал «Удачи тебе, сыщик».

Александр Баширов в фильме «Удачи тебе, сыщик»

С Башировым сотрудничают многие российские музыканты, для которых он снимает клипы. Яркий образец творчества режиссера – видеоклип на песню Вячеслава Бутусова «Настасья». Артист неоднократно появлялся на рок-концертах как ведущий, а в проекте Сергея Курехина «Поп-механика» – как участник.

В новом веке Александр Баширов очутился в «обойме» наиболее востребованных российских актеров, хотя главных ролей на его счету нет. В третьем сезоне криминального сериала «Агент национальной безопасности» он сыграл киллера Осадчего. В комедии Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» появился в образе слесаря Арнольда.

Александр Баширов в фильме «Яды, или Всемирная история отравлений»

В 2001 году на экраны вышла черная комедия «Даун Хаус», где с присущим озорством и непринужденностью Александр Баширов сыграл Фердыщенко. В том же году зрители увидели любимого артиста в проекте Сергея Бодрова «Сестры» (Сейфуллин). Через два года состоялась премьера исторической драмы Ильи Хотиненко «Золотой век», работа в которой принесла Баширову успех: актер перевоплотился в императора Павла Первого.

После выхода картины в карьере Александра Баширова действительно наступает «золотой век». Каждый год актер появляется в 5-6 фильмах.

Александр Баширов в фильме «Гибель империи»

Телезрители увидели его в ярких, хотя и не главных ролях шулера Лехи Шустрова в «Штрафбате», медвежатника в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», Ханенка в «Охоте на асфальте», генерала Корнилова в «Гибели империи» и Мишани в комедии «Мама, не горюй-2».

В 2005-м Александр Баширов снялся в десяти проектах. Наиболее яркие – «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки» и «Вепрь». Но настоящим бриллиантом в фильмографии артиста оказался образ кота Бегемота в мистическом проекте Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».

Александр Баширов в образе Кота Бегемота

Из актерских работ Баширова первого десятилетия 2000-х зрителям запомнился созданный им образ хозяина квартиры алкоголиков в триллере Алексея Балабанова «Груз 200». Картина получила награду от «Кинотавра» и участвовала во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля.

Из работ последних пяти лет кинолюбители отмечают роли Баширова в проектах «Шерлок Холмс» (клерк Керслейк), «Отель «Президент»» (бухгалтер Карасик) и черной комедии Василия Сигарева «Страна Оз» (Дюк).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector